Люди украшали себя всегда. Первые украшения человека были сделаны из кости, зубов или рогов животных, раковин, кусочков дерева — и то, что одевал на себя человек, не просто украшало его, а оберегало, защищало, давало удачу в охоте, дарило мудрость и даже возвышало над другими членами племени. Таким образом, история ювелирного искусства – это еще и история магии.
Самые древние украшения были найдены на Юге Африки, их возраст около 75 тысяч лет – это бусы из ракушек, выкрашенные красной глиной. Ракушки были тщательно подобраны по размеру и форме и, вероятно символизировали высокий статус их владельца.
Скань и филигрань что это такое
Скань и перегородчатая эмаль
В ювелирном искусстве скань и филигрань обозначают одно и то же, это ажурное плетение из тонкой проволоки. Мастера создавали как отдельные изделия и украшения из проволоки, так и использовали ажурное плетение для украшения уже готового украшения. «Скань» чисто русское слово и означает оно «вить, плести нитки», слово «филигрань» пришло к нам из Европы и означает «нить», «зерно».
Интересно, что на Руси и в Европе развиваться эта ювелирная техника начала развиваться отдельно, но по своей технологии оказалась практически идентичной, единственное раннее отличие в том, что французские мастера первыми начали использовать драгоценные камни вставками в украшение, русские мастера долго использовали скань вместе с перегородчатой эмалью.
Но историки нашли родину скани — древние Египет и Греция, при раскопках древних городов археологи нашли ювелирные украшения и домашнюю утварь с выполненными проволокой узорами, возраст находки — VI в. до нашей эры.
Первобытные украшения
К сожалению, история донесла до нас очень мало украшений наших предков – кость, дерево, зубы и когти животных плохо сохраняются и только камень, а потом и металл, смогли сохраниться и дать нам возможность узнать, как возникло и развивалось ювелирное искусство.
Итак, сначала человек использовал камень только в том виде, в каком находил его в природе. Его привлекал блеск, форма кристалла, а в дальнейшем он научился облагораживать, обрабатывать камни, положив тем начало ювелирному делу. Навыки работы с камнем появились около миллиона лет назад. Тогда человек (Homo Habilis, Человек умелый) уже умел делать примитивные орудия из кремня и обсидиана, а затем это искусство достигло необычайных вершин. До сих пор не совсем понятно, как древний человек, не имея никаких орудий труда, кроме того же камня, рога и кости животных, мог изготавливать такие замечательные, идеальной формы наконечники для стрел или копий!
Скань в древней Руси — от глухой техники до ажурной
Широкую известность искусство скани приобрело во 2 в. до н.э. В Киевской Руси сканное искусство впервые упоминается в 9 веке, мастера использовали глухую технику, когда витая проволока напаивалась сверху на украшение. Большее распространение в те времена имела чернь и зернь. Чернением серебра и золота занимались мастера из Чернигова, постепенно распространяя свое искусство по всем русским княжествам.
Русские сюжеты скани отображали природу, сказочных персонажей, самобытную утварь. С началом расцвета торговли на Руси с Византией, в технику ажурной скани были привнесены восточные мотивы, аутентика Европы и Азии. Сохранились старинные пуговицы, украшенные ажурной сеткой, тонкая работа мастера завораживает и через 800 лет после создания филиграни.
Расцвет техники приходится на 18-19 века, в это время мастера создают шедевры сканного искусства, филигранную технику представляют мастера Латинской Америки, Европы, России, украшения из драгоценного металла и железа поражают своей красотой и неповторимостью.
Чем примечательно серебро в истории ювелирного ремесла?
Серебро – второй драгоценный металл, с которым познакомился человек, и тоже очень древний: изделия из него появились уже шесть тысяч лет назад. Серебро – женский знак, символ Луны. Этот металл обладает антисептическими свойствами, поэтому из него всегда делали множество амулетов и оберегающих знаков.
Серебро тверже золота, но под воздействием среды постепенно темнеет, и его приходится время от времени чистить. Также его часто используют в сплавах.
Серебро, как и золото, встречается в природе в виде самородков. В древности эти металлы добывали в основном в Египте, Испании, на Кавказе (здесь была та самая Колхида, знакомая нам из произведений древних греков), на Алтае, в Америке, Индии и Китае.
Что такое филигрань в СССР
Во времена Советского Союза скань как народный промысел и ювелирное искусство был признан государственным, национальным достоянием, поэтому техника продолжала развиваться. В 1930-37 году Великоустюжские и Костромские мастерские получали самые высокие награды на международных конкурсах филигранного дела. Сегодня скань продолжает развиваться, в России существует несколько десятков мастерских, которые производят эксклюзивные, уникальные украшения и предметы быта.
Известная Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.
Казаковская филигрань
Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения казаковские мастера изготавливают из серебра и серебряного сплава, стали и золота. Казаковскую технику легко отличить от других школ благодаря тончайшему узору из проволоки.
Художник-ювелир уделяет большое внимание не только общему узору украшения, но узору просветов, формируя уникальные образцы изделий, каждое из которых можно назвать произведением искусства.
Филигрань Кубачей
Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия. Украшения и предметы быта Кубачей выпускаются под заказ и в единственном экземпляре, каждая фигурка выполнена из серебра, часто украшение дополняют чернением и зернью.
Сегодня в России продуктивно работают несколько центров и училищ, где молодых ювелиров обучают технике филиграни. В Нижегородской области это Павловский техникум народных промыслов, Казаковский центр при одноименном предприятии, Красносельское училище художественной обработки металлов в Костроме.
Правила ношения
Большинство людей, которых нельзя назвать коллекционерами, приобретают антикварные золотые украшения для личного пользования. Стоит отметить несколько негласных правил ношения подобных изделий:
- Не рекомендовано смешивать металлы. Например, если ваш выбор пал на серебряное кольцо, брошь или серьги нужно приобретать из такого же металла.
- Важно не смешивать изделия разных эпох, если есть сомнения, следует отдать предпочтение лишь одному украшению.
- При выборе массивного ювелирного изделия следует подчеркнуть его уникальность простым кроем одежды.
Самое главное в ношении антикварных украшений — уместность в данном случае, ведь нелепо будет смотреться массивное колье или брошь в офисе.
Техника филиграни — основные направления
Существует несколько десятков техник, которые позволяют разнообразить классическую скань: мастера используют камни, чернь, комбинируют техники филиграни. Самыми распространенными остается три направления:
- напайная скань;
- объемная;
- ажурная.
Каждая ювелирная техника по-своему красива и уникальна.
Напайная скань
Проволочный узор при этой технике напаивается на основу, предмет быта или украшение. Часто напайная скань используется вместе с перегородчатой эмалью, инкрустацией камнями. По технике исполнения узора напайную скань разделяют на выпильную или просечную, при которой узор выпиливают из основы, глухую филигрань, когда ажурный узор готовят отдельно и припаивают к основе и технику перегородчатой эмали.
Выпильная техника филиграни была очень популярна в средневековой Европе, в России предпочитали ажурную скань или перегородчатую эмаль.
Ажурная техника скани
Название ювелирного искусства говорит само за себя: из проволоки формируют украшение, которое не имеет основы. Узор крепится между собой пайкой, часто в ажурной технике используют зернь — металлические шарики впаиваются в кружево. В большинстве вариантов ажурной техникой выполняются плоские узоры.
Объемная скань
Украшения, предметы быта из объемной скани приковывают взгляд своей красотой и воздушностью. Для изготовления самого маленького украшения требуется много времени и большой опыт. В основе технике ажурное плетение, которое в процессе изготовления выгибается и повторяет нужный контур.
Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом.
Где купить?
Приобрести антикварные украшения в Москве не составит труда, ведь в столице существует множество антикварных лавок, аукционов, магазинов. В меньших городах это более проблематично, однако здесь на помощь придут интернет-магазины, которые отсылают понравившуюся вещь в любой конец страны и за ее пределы. При этом важно тщательно проверять продавца или торговую площадку перед покупкой. Сегодня вместо подлинного антиквариата существует риск получить современную подделку хорошего качества, если не проверить соответствующую документацию.
Кроме того, на «блошиных» рынках иногда можно встретить уникальную вещицу, стоимость которой будет на порядок ниже, чем в магазине. Однако и здесь без тщательной проверки можно купить стилизованные под старину предметы.
Металл для филиграни
Первые украшения из филиграни мастера изготавливали из золота и серебра, благородные металлы выбирались по основному признаку — мягкости. Кроме этого, золото достаточно легкоплавкий металл, ювелир нагревал слиток и вытягивал из металла проволоку, которая легко скручивалась.
Серебро также относится к легкоплавким металлам, из слитка вытягивались серебряные нити различной толщины, прессовались и скручивались в спираль. Для примера из одного грамма золота можно получить нить длиной 25 метров.
Кроме легкости в обработке благородные металлы сами по себе имеют высокую ценность, изделие из золота, серебряная скань подчеркивали статус владельца, всегда изготавливались на заказ и стоили дорого. В 17 веке кузнецы ювелиры стали использовать для филиграни железа и различные сплавы из простых металлов, украшения имели высокую ценность как произведение, но не имели стоимости по типу металла.
Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Русское ювелирное искусство, представленное в первом зале Оружейной палаты, охватывает период с XII до начала XVII столетия. Русские златокузнецы в Киевской Руси владели такими же приёмами и техниками обработки благородного металла, которые применяли мастера в Западной Европе и Византии. Эти способы проникали на Русь благодаря торговым и дипломатическим связям. Но памятников древнего ювелирного искусства со времен Киевской Руси сохранилось совсем не много. Некоторые предметы найдены во время археологических раскопок, другие – случайно обнаруженные клады. Основа коллекции Оружейной палаты – изделия русских мастеров XVI-XVII веков.
Оглавление
Витрина 2. Русские золотые и серебряные изделия XII-XV веков. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Самый древний русский памятник XII века – серебряная чаша. Принадлежала она черниговскому князю Владимиру Давыдовичу.
Такая форма изделия бытовала на Руси ещё с Х века. Единственное украшение на ней – надпись, по которой определили владельца чаши. Предназначалась чаша для питья вкруговую, когда каждый в знак принадлежности к семье или дружине чуть-чуть отпивал из наполненного сосуда и передавал его другому. Когда чаша обходила полный круг собравшихся, все участники пира становились «братьями». Позже такие чаши стали называться «братинами».
Много столетий пролежала в земле чаша Владимира Давыдовича. В 1852 году ее нашли на месте Сарая-Бату, бывшей столицы золотоордынского ханства на Волге. До сих пор историкам не удалось выяснить, как чаша оказалась в Сарае. Возможно, половцы захватили её во время одного из набегов на русскую землю. Но возможно, что чаша не имеет отношения к военным набегам недругов. Жена убитого в междоусобной войне Владимира Давыдовича вторично вышла замуж за половецкого хана Башкорда. Вполне возможно, чаша оказалась в числе её приданого. Стоит ещё заметить, что сам черниговский князь Владимир Давыдович был двоюродным дядей князя Игоря — героя «Слова о полку Игореве».
Женские ювелирные изделия. Височные кольца. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
На выставке представлены женские ювелирные изделия. Очень часто такие украшения составляли всю казну семьи. Самые распространённые женские украшения – височные кольца, для крепления на головном уборе.
Чаще всего они крепились на ленте и уже сложенная в двое лента пришивалась по бокам головного убора, волосника. Чаще всего височные кольца делали в форме пятилучевой звёзды. Мельчайшие шарики, диаметром 0,04-0,05 см сажали в кольцо диаметром 0,06 см. Всего таких серебряных зёрен – до 5 000 на каждом из украшений. Техника напаивания миркоскопических колец была хорошо известна в домонгольской Руси.
Потир. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Шедевр коллекции – серебряный потир, изготовленный владимиро-суздальскими мастерами. Это очень стройная по форме чаша с соразмерными частями.
В одном из медальонов, украшающих потир, есть изображение святого Георгия. Происходит потир из Спасо-Преображенского собора города Переславля Залесского. Поэтому историки считают, что потир скорее всего, принадлежал Юрию Всеволодовичу, внуку Юрия Долгорукого.
Рязанский клад. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Знаменитый рязанский клад по всей видимости — часть великокняжеской казны, которую спрятали при осаде города ордами Батыя в 1238 году. Когда весной 1822 года крестьяне пахали поле, то нашли горшок с драгоценностями. Сосуд задели плугом, он разбился и из него выкатились представленные в витрине редкие предметы домонгольского ювелирного искусства.
Бармы и колты
В состав клада входят символы великокняжеской власти – бармы.
Среди найденных предметов также есть колты. Техника украшения этих драгоценностей – перегородчатая эмаль, скань, драгоценные камни.Предназначение колт историки до сих пор не выяснили. Можно предположить, что это женское украшение, но каждый диск весит 400 г, в сумме – 800 г.
Поэтому трудно представить, что такое тяжёлое украшение могла носить женщина. Может быть колты были украшением оклада на икону.
Филигрань и скань. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Колты и бармы украшены тончайшим золотым кружевом – филигранью. Филигрань – это выкладывание узоров золотой нитью на металлической поверхности . Тягучесть золота позволяла вытягивать из 1 г металла нить длиной до 2 км! Потом золотую проволоку прокатывали через специальный валик и получали плоскую ленту. Её ставили на ребро и таким образом выкладывали узоры.
На Руси эта техника была ещё сложнее, потому что золотую ленту дополнительно скручивали наподобие верёвочки. Поэтому русская техника филиграни называется скань, от слов скать, сучить, свивать. Узоры были довольно выпуклыми, потому что скань накладывали в несколько слоёв.
На колтах изображены первые русские святые Борис и Глеб.
На бармах в центре изображение Богоматери, по бокам – святые Ирина и Варвара. Изображения святых выполнены в технике перегородчатой эмали.
Перегородчатая эмаль. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
В первую очередь на золотую или серебряную поверхность острым предметом наносили рисунок. Контуры рисунка укрепляли золотой лентой, а потом заполняли эмалью в несколько этапов. Эмаль – это стекловидная масса, в которую добавляют окиси разных металлов. Первоначально эмаль имеет вид порошка. Этим порошком заполняли ячейки и обжигали изделие в печи. Эмаль плавилась и усаживалась. Затем ещё добавляли порошок и опять обжигали. Процедуру повторяли несколько раз, пока эмаль не поднималась до уровня высоты стенок узора.
Колты и бармы украшены самоцветами, посаженными в высокие гнёзда. Способы укрепления камней на золотой поверхности говорят о том, что русские мастера знали европейские техники работы с камнями и успешно их применяли.
Новгородский потир
Ещё один потир в коллекции музея — работа новгородского мастера. В северных краях традиции ювелирного искусства не прерывались монголо-татарским нашествием. Зато новгородские и псковские златокузнецы были хорошо знакомы с европейским ювелирным искусством. Русские мастера ВСЕГДА выполняли потиры из драгоценного материала. Новгородский потир сделан из агатовидной яшмы, поэтому можно предположить, что это западноевропейская работа.
Но исследования потира показали, что работал русский мастер. Верх чаши украшен тончайшей сканью в виде знака бесконечности и камнями.
Ковчег — квадрифорий. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Ковчег – квадрифорий. С ювелирной точки зрения ковчег украшен в очень сложной технике. Некоторые части декорированы чёрным рисунком и может показаться, что это техника черни. Но это не так, ковчег украшен эмалью. (В настоящее время квадрифорий находится на первом этаже Оружейной Палаты, в витрине с царскими регалиями).
Витрины 3 и 4. Московские ювелирные изделия XV века. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
В конце XIV века в политическом отношении Москва возвышается над другими русскими городами, но единый особенный, московский стиль к тому времени ещё не сложился. Московские мастера всё ещё обращаются к образцам Киевской Руси.
До XVIII века на Руси не было известно месторождений драгоценных камней. Их привозили из Европы и с Востока. Русские мастера не гранили самоцветы, а полировали, такие камни называются кабошонами (от французского caboche — голова). Русские мастера ценили камни такими, какими они попали в их руки, какими их создала природа, иногда со многими недостатками – сколами, насечками, неправильной формы. Но если к нам привозили уже огранённый камень, то его использовали как есть, с огранкой. В Европе мастера-огранщики жили в Амстердаме, с незапамятных времён город знаменит гранильными мастерскими и ювелирным промыслом.
Складень.
Складень. Удивительно, что вещь подписная, это совершенно невероятно для 1412 года. Тем не менее, на складне написано имя мастера – Лукеан. Сюжет складня — песнь торжества Воскресения, Христос изображён в райских кущах вместе со святыми. В этой работе очень заметно влияние романского стиля. Крошечную вещь отличает изумительная работа. Серебро, золочение.
Оклад на Евангелие 1415 года
Оклад на Евангелие 1415 года. Золото. Исследователи связывают реставрацию оклада в XVII веке с именем боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича, поэтому этот оклад называют «Морозовским Евангелием».
Украшения выполнены в технике чеканки и скани. В центре композиции – сцена Сошествия во ад. По углам изображены отцы церкви: в том числе Иоанн Златоуст и Василий Великий. По полю оклада помещены избранные святые. Хризопразы, изумруды, сапфиры и аметисты украшают этот оклад. Книжный блок внутри тоже очень красивый, с миниатюрами, но в очень плохом состоянии. В настоящее время нет возможности его реставрировать. Иллюстрации на пергаментных страницах Нового Завета по манере исполнения близки творчеству Андрея Рублёва.
Оклады на икону Богородицы Владимирская. Русское ювелирное искусство XII-XV веков
Оклад на икону Владимирская. В музее хранится три оклада на эту икону. Здесь применены две ювелирные техники украшения — тиснение или басма и чеканка. (к слову в технике басмы выполнен трон Бориса Годунова). В верхней части оклада изображён чеканный Деисус. Чеканка даёт большую рельефность фигур при сравнительно небольшом весе изделия, поэтому используя эту технику мастера добивались экономии драгоценного металла. Немногочисленные самоцветы обрамляют лик Богородицы, к которому обращались молящиеся.
Ещё один оклад на икону Владимирская происходит из Успенского собора Московского Кремля.
Это вклад митрополита Фотия. Митрополит Фотий был греком, приехал в Москву в 1410 году и привёз с собой очень много греческих мастеров. Клейма выполнены в технике чеканки. Оклад украшен не сканью, а филигранью. На окладе мы видим и клеймо с именем самого Фотия. (Увеличенный фрагмент).
Продолжение темы «Московское ювелирное искусство XV века в витрине 4. Между витринами 3 и 4 расположена Колыбель Александра I. Рассказ о ней в отдельной статье.
Оклад на Евангелие
Другой оклад на Евангелие украшен тончайшей сканью на серебряном окладе. На пяти узких серебряных пластинах резная черневая надпись вязью сообщает, что оклад сделан при великом князе Иване Васильевиче и его внуке Дмитрии Ивановиче по повелению митрополита Симона для Успенского собора Кремля. Это работа мастеров Московского Кремля. Непрерывно струящаяся лента скани заполняет всю поверхность оклада.
В этой же работе мастера применили ещё одну технику – золотое литьё. Распятие и фигуры святых отлиты и напаяны на поверхность оклада. Их оттеняет густо-зелёная эмаль фона.
Большой и Малый Сионы
Уникальными экспонатами в коллекции являются два сиона — большой и малый. Большой сион очень напоминает украшения романских и готических храмов – архитектурные памятники этой эпохи очень часто включали скульптурные изображения святых. Малый сион – золочёный, по форме похож на одну из церквей русского севера, есть некоторое сходство с Рождественской церковью Ферапонтова монастыря в Вологодском крае.
Сион Малый
По всей видимости сионы выносились во время торжественного богослужения, как символы Церкви.
Дополнительная информация: золото и серебро относятся к тягучим и легкоплавким металлам, это позволяет мастерам изготавливать из них такие предметы, которые трудно или невозможно выполнить из меди или современных сплавов. Золота в Европе всегда было мало. Больше всего этого драгоценного металла добывали в Египте. В одной из древних книг даже упоминалось, что золота в Египте столько же, сколько песка в пустыне.
Источники:
1.Лекторий московского Кремля. Лекция «Искусство русских златокузнецов XII-XVII веков. Старший научный сотрудник Григорьева Наталия Александровна. 2.Методические рекомендации по подготовке обзорной экскурсии по Оружейной палате. Составитель: Филатова Т.В. 3.К.В.Донова, Л.В.Писарская «Оружейная палата», М., Московский рабочий, 1960 г. 4. И.Ненарокомова, Е.Сизов «Художественные сокровища Государственных музеев Московского Кремля», М., Советский художник, 1978 г. 5.И.В.Фаизова «Методические рекомендации к обзорной экскурсии по Государственной Оружейной Палате Московского Кремля, М., Спутник, 2011
Продолжение в статьях: Русское ювелирное искусство XVI века Русское ювелирное искусство XVII века. Рекомендуем также почитать статьи: Колыбель Александра I, а также цикл статей о пасхальных подарках, выполненных в ювелирных мастерских Карла Фаберже. Первая статья цикла — «История коллекци пасхальных яиц Фаберже.
Скань — история искусства
Ювелирные шедевры, созданные в технике скани (филиграни), были и до нашей эры. Различие со сканью Древней Руси определяется способом производства проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Ковали проволоку или протягивали заготовку через приспособление для волочения – в итоге получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для ее изготовления применялась ковка.
Древнерусские мастера Х века сканое серебро и золото получали вторым методом — волочением. Что такое скань, сделанная много веков назад, лучше всего посмотреть в музеях. В них есть великолепные образцы предметов княжеского быта и церковной утвари, украшенные сказочными орнаментами. Одежда (сапоги, пояса и прочее), оклады книг, посуда, кресты — узоры филиграни расцветали везде. Стоит напомнить, что и шапка Мономаха украшена сканью.
и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.
Мастерство работы с золотом
Золото – ковкий и пластичный материал, что крайне немаловажно при создании ювелирных изделий. Еще древние египтяне умели придавать ему разные цвета с помощью сплавов с другими металлами. Народы Передней Азии могли проковать золото в тончайшие листки толщиной до 0, 03 мм (так называемая техника золотого листа), а греки – растянуть кусочек золота в проволоку длиной несколько километров.
Интересно, что при всем этом золото – материал мягкий, чуть тверже ногтя. Поэтому, чтобы сделать его механически прочным и избежать царапин и вмятин, которые мы видим, например, в древнегреческих произведениях ювелирного искусства, его стали использовать в сплавах.
Скань — виды плетения
Основные элементы узора филиграни — это плетение, шнур, веревочка, гладь и дорожка. Кружевная аппликация создается из проволоки и напоминает настоящее кружево мастериц. Вставленные в украшения зерна и шары добавляют оригинальности изделию. С удешевлением производства кроме золота и серебра в технике русской скани стали широко использовать мельхиор, латунь и медь.
Еще больше снизить стоимость изделий помогает техника ложной скани, при которой украшение не плетется из проволоки, а изготавливается методом литья. В готовую форму заливают сплав, который формирует основу украшения. От настоящей скани литая филигрань отличается тем, что узор не имеет рельефа и имеет гладкую форму, нет переходов и утолщений, не видно мест пайки.
Если Вам понравилась статья, поделитесь в соц сетях. Нам это важно, спасибо
Метки:скань в древней Руси — основы ювелирной техники, Что такое филигрань
Как выбрать
При выборе антикварных украшений следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- Изделие должно содержать элементы стиля, которые были присущи той или иной эпохе. Если в описании украшения значится один исторический период, в который оно было изготовлено, а внешний вид говорит о другом, то, скорее всего, это подделка.
- Старинные украшения не могут стоить дешево, особенно если указываются точные имена ювелира и предыдущих владельцев.
- При покупке можно попросить у продавца заключение эксперта о ценности металла и камней, которые были использованы в изделии. Если покупка осуществляется в интернет-магазине, администрация должна выслать скан-копии, подтверждающие подлинность украшения.
При выборе ювелирного изделия в качестве украшения следует прислушиваться к собственным ощущениям при осмотре того или иного варианта.
Отзывы о приобретениях
Люди, которые рискнули купить уникальное антикварное изделие, часто остаются довольными и даже гордятся обладанием интересной вещицы. Старинные украшения часто становятся личными талисманами, приносящими удачу, или семейной ценностью, которая передается последующим поколениям.
Как правило, старинные драгоценности приобретают те, кто желает выглядеть статусно и оригинально (и может себе это позволить), ведь изысканная вещица придает шарм образу, делает его неповторимым, а также способна поднять самооценку и настроение. Главное, чтобы покупка была осмысленной и осуществлялась со знанием дела.