Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.
Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.
Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.
Краткая история филиграни
Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.
В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.
Зернь и скань Древней Руси
Техника изготовления украшений стала применяться на территории русского государства в Х веке. Этот период характеризуется обилием зерни разного размера, небольшим разнообразием филигранных элементов. Затем технология производства развилась до изготовления напайной скани, с ХII века мастера освоили технику ажурной, рельефной филиграни.
Во времена царской России сканые изделия изготавливались разных размеров – от масштабных полотен до небольших брошей, серёг. Наиболее известными мастерами были Амвросий, Иван Фомин, чьи изделия сохранились до наших дней.
Ложные (литые) скань и зернь
Эти техники появились, чтобы удешевить процесс изготовления, ускорить его. Ложные (литые) скань, зернь – это изделия, отлитые в предварительно изготовленных сланцевых, известняковых формах. Подобные украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличались от них более простыми, гладкими рисунками без рельефа.
Виды филиграни
Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.
- Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.
- Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.
- Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.
- Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.
- Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.
Зернь
В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканые узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.
Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.
Техники филиграни в мире
Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.
В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.
LiveInternetLiveInternet
мастер кадриль
источник https://www.supersadovnik.ru
Свой интерес к филиграни я никогда не скрывала и уже давно искала возможность делать что-то в ее духе. Заменяющие материалы меня не устраивали. Самые податливые из них –нитки и те лохматятся((. Квилинг –не практично! Но в какой-то момент склероз отпустил и закрутилось! . Сначала пару слов о самой филиграни. Процесс изготовления филиграни очень интересен, но трудоемок. Прежде всего проволоку, ясное дело, не из старых кабелей берут, а изготавливают вручную. Затем ее скручивают в несколько приемов с промежуточным отжигом и отбеливание в кислотах. Отжигают проволоку, чтоб она стала мягче и эластичнее. Ведь проволока должна быть скручена так, чтоб витки были перпендикулярны оси. За одно скручивание этого не добиться – рвется. Дальше скрученную проволоку пропускают через вальцы, чтоб уплостить. Соотношение толщины и ширины не меньше 1:3. Количество приспособлений для накручивания узоров –устрашающе велико, названия –вынос мозга. Каждое соединение подпиливается, чтоб не цапалось. Но самое главное не это! Изделие настоящего мастера отличает отсутствие следов пайки! Что надо, для того чтобы качественно спаять перечислять не буду. Это уже высшая материя))). Как это применить для наших нужд. Драгоценные металлы отметаем. Остается доступная медь и техническое серебро. Температура плавления меди чуть более 1000 градусов. Имея в наличии газовую горелку отжиг можно произвести, с кислотой возиться не хочется, но тоже можно. То есть получить проволоку нужного скручивания при определенной тренировке можно. Можно прижать мужа и получить вальцы. Можно скрутить узоры не покупая ювелирные инструменты, результат будет хуже, но будет. Вот спаять – по мне –очень проблематично. Но если мы это все проделали – что мы получаем на выходе? Правильно –ювелирное изделие))). И возникает законный вопрос – а зачем это тогда приляпывать на бутылку? Поэтому -«филигрань-лайт»)))). Теперь о склерозе! Дамы моего возраста помнят, как в 80-е в моде были цепочки, состоящие из звеньев крученой проволоки. Отбитые, шлифованные или просто круглые. Делалось это очень просто, можно сказать на колене. Достаточно одной приспособы для скручивания. Вот такую приспособу мне и принес муж сестры. Да еще моток провода с техническим серебром. Цепочки не делала, но серьги у меня были ко всем нарядам, Бисер, бусинки и крученая проволока. Мода прошла –приспособа осталась. И в момент просветления я о ней вспомнила!! Размер «зверя» невелик. как раз для цепочек -сантиметров 8. Для мелких элементов вполне подходит, но длинную обводку рисунка сделать из частей трудно! Что я только не придумывала, чтоб крутить длинные проволоки. Пока муж не проникся моментом. В результате у меня два вот таких устройства. Настоящую филигрань крутят с помощью тисков и какой-нибудь механической вращающейся штуковины. Это нужно для того чтобы был люфт у проволоки. Закручиваясь, она укорачивается. Чуть ослабив можно дать ей возможность еще крутиться. Поэтому вторая приспособа у меня со смещающейся ручкой. Проволока сама ее подтягивает. Итак берем провод, очищаем,раскручиваем, режим на кусочки чуть больше приспособы, закручиваем концы. Надеваем на штырьки попарно. Крутим. Результат : -раскрученная проволока из провода В филиграни используют проволоки разной толщины, рисунка, применяют и гладкую вальцованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, крутят шнуры из нескольких проволок. Но, насколько я поняла, высота рисунка должна быть одинаковой. Без вальцевания проблематично использовать проволоку разной толщины и эта часть еще в процессе обдумывания Для приклеивания использовала – все, что клеящего было в доме: клей «Титан», «контакт», акриловый лак. От пистолета отказалась –очень толстые капли. Про клеи( клея??). Контакт – опасная вещь))). Пальцы склеивает намертво))). Очень удобен для приклеивания больших, длинных элементов. Капельки мелкие, можно провести по проволоке тонкой полоской. Схватывается очень быстро. Хорошо использовать на сложных поверхностях. Из минусов – схватывается вместе с инструментом или пальцами. В жидком состоянии вступает в реакцию с лаком, оставляя белые пятна. Но после покрытия лаком – пятна пропадают. (я говорю о «Балете»). Можно проволоку приклеивать частями. Например – зафиксировать края, а потом подмазать середину. «Титан» — мазать тяжело, поскольку клей тягучий, ложиться жирно, но если пропустить проволоку между пальцами – вполне тонкий слой остается. Его достаточно для приклеивания проволоки на несильно изогнутую поверхность. Излишки достаточно легко удаляются с поверхности. Но лучше не сразу удалять, а дать чуть подсохнуть. Тогда его легко соскоблить зубочисткой!
Продолжаю. Как ЭТО делаю я.На примере набора-«Ночной букет» Но на этой работе – сделала ужасную глупость. Краска из баллончика. «Контакт» кончился, а «Титан» краску и проволоку сцепил, но оказалось недостаточно сцепления краски со стеклом и там где проволока неплотно прилегала, краска от бутылки оторвалась и пошла пузырями. Поэтому перешла в дальнейшем на лак. Проволока- не салфетка, не пластика, не нитка –добровольно лежать в нужной изогнутости не будет. Вырезаем из бумаги круг, овал, необходимый для начала работы с окантовкой рисунка и пальцами гнем проволоку. Она мягкая, но упрямая. Придется заставить ее лежать как надо. Согнули. Отрезаем лишнее кусачками. Странно-выглядело как идеальный круг. Поскольку перешла на лак – заливаем не жалея. «Балет» позволяет грубить))) Но лак –слишком жидкий, поэтому приклеиваемый элемент нельзя подправлять в процессе, не приклеиться. Но на бутылке -без клея не обойтись, слишком бока изогнуты. Вот здесь все и вспучилось. Пришлось соскабливать и подкашивать акрилом. Сделали окантовку – настало время мелочи. Девочки, я работаю без эскиза. Каждый элемент вырастает и головы, цепляясь за предыдущий. Поэтому гну пробник –понравилось – распрямляю, режу по размеру нужное количество и гну все. На этой работе –элементы простые, а на изумрудной –сложные. Для меня оказалось невозможным повторить элемент, если он приклеен некоторое время назад. Поэтому делаю сразу все и приклеиваю. Мелкие детальки клеить легче на лак! Клей все перемажет. Мажем кисточкой место приклеивания и кладем пинцетом фиговинку. Кружочки -делаются просто. Чтоб они были равного диаметра -накручиваем на зубочистку, карандаш, любую трубочку нужного диаметра, снимаем и по витку откусываем. Кстати, уже потом узнала, что таким образом делают зернь. Режут проволочку на кольца и плавят. Шарики сами образуются. Нарезали кружочков, но они витки и края на разном уровне. Прокатываем чем-то тяжелым. У меня грузик для держания чертежей!. И приклеиваем на лак. Петельки делаем так же. Режем равные кусочки и гнем через округлый предмет Полукруги -вариантов два -или кружки из витков режем пополам, или равные отрезки гнем через трубочку. И как пазл, по кусочку собираем рисунок Все белесое -это не брак фото, а лак! Еще раз -у меня «Балет»! Я его не рекламирую, а уточняю. С другим может и не получиться. Сеточку делала с помощью градуированной фум-ленты. Клеить пришлось на «Титан» больше ничего бы не удержало. Сначала в одну строну положила, потом в другую. Края у сеточки не приклеены, потом обрезаем под размер и оконтуриваем. Работа оказала проще, чем предыдущая. Поэтому всех вариантов «гнутия» не могу продемонстрировать. Опишу словами самые интересные. На горлышке у стопочек — зигзаг с помощью расчески Сложный зигзаг внизу горлышка бутылки -круглогубцы и пальцы. Там еще много двойных завитков -круглогубцами. В общем в дело идет все К сожалению в отличии от настоящей филиграни сделать сложные элементы из множества проволочек сложно. Т.к. проволочки круглые -место состыковки будет очень толстым и некрасивым. Спасибо, что так долго меня терпели и очень надеюсь, что кто-то привнесет что-то новое!
Технология изготовления филиграни из серебра
Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?
Чтобы получилось кружево (скань), нужно:
- выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
- разложить их на бумаге с рисунком;
- подогнать и приклеить их на место;
- в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;
- заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.
Интересно!
Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.
Ковать или волочить
Ювелирные шедевры, созданные в технике скани (филиграни), были и до нашей эры. Различие со сканью Древней Руси определяется способом производства проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Ковали проволоку или протягивали заготовку через приспособление для волочения – в итоге получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для ее изготовления применялась ковка.
Древнерусские мастера Х века сканое серебро и золото получали вторым методом — волочением. Что такое скань, сделанная много веков назад, лучше всего посмотреть в музеях. В них есть великолепные образцы предметов княжеского быта и церковной утвари, украшенные сказочными орнаментами. Одежда (сапоги, пояса и прочее), оклады книг, посуда, кресты — узоры филиграни расцветали везде. Стоит напомнить, что и шапка Мономаха украшена сканью.
Казаковская филигрань
В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.
Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.
Технология
В соответствии с технологическими особенностями есть три способа изготовления изделий из скани. Напайная скань: проволочный узор напаян на металлические пластины. Ажурная скань: в ней нет основы из металла, кружевной прозрачный предмет создается за счет скрепления деталей из проволоки.
Еще есть объемная скань – в этих ювелирных изделиях много составных частей из скани. В этой технике делают вазы, подстаканники, фигуры, шкатулки, различные аксессуары, изящные безделушки.
Скань – ручное искусство, существование фабрик нисколько не отменяет индивидуальный характер каждого изделия. Сделать новое творение в соответствии с замыслом, придумать новый узор, добиться высокого качества – удел ювелиров, работающих в технике скани.
Материал для скани не только серебро и золото, для нее используются различные сплавы. Первоначальный этап – это изготовление самих тонких нитей с определенной, равномерной толщиной.
Диаметр проволоки бывает различным – это необходимо для большей выразительности творений ювелиров. Часть проволоки скручивают, часть оставляют гладкой.
Подготовленный материал соответствует рисунку, проекту, эскизу нового ювелирного изделия. Выгибать проволоку в соответствии с задуманными линиями, переплетать ее ювелир может с помощью специальных инструментов.
Переплетение металлических нитей практикуется самое разнообразное. Ажурные детали, готовятся последовательно, по заранее продуманному плану. Затем их спаивают между собой. Металлическая основа необходима для скрепления некоторых изделий.
Кубачинская филигрань
Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.
Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.
Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.
Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:
- серебряные браслеты женские и мужские;
- серебряные цепи плетения Бисмарк;
- подвески, кулоны и колье;
- сувенирные серебряные подковы;
- подстаканники, чашки, кружки;
- фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
- неповторимые серебряные серьги;
- мужские ремни с пряжкой из серебра.
Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.
Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.
Художественные изделия и имитация скани
Воздушные и изящные предметы созданы кропотливым трудом мастеров. Начало его – рисунок, эскиз. Сложное изделие продумано до мелочей. Для уникального образа имеет значение все: диаметр проволоки, ее гладкость или скрученность, точный изгиб. Ювелиры используют специальные инструменты. Спаивают детали после обработки узора, выложенного на бумаге, серебряным припоем.
Различные виды скани отличаются по наличию металлической основы или ее отсутствию, сочетанию большого количества отдельных элементов. Но все эти способы подходят под основное определение, что такое скань: ювелирная ручная работа с тонкой проволокой из металлов или их сплавов.
Применение дополнительных техник и материалов служит большей декоративности произведений ювелирного искусства. Скань бывает уплощенная (с ребристой поверхностью). Ее дополняют чернением, серебрением, полировкой, эмалью. В шедеврах Древней Руси скань, как правило, сочеталась с зернью (мелкими металлическими припаянными гранулами).
Литые ажурные изделия бывают похожи на скань. Но это — ложная скань. Метод отливки использовался и в старину. Мастера знали, что такое скань настоящая, но практиковали литье, повторяющее филигранные узоры. Это упрощало производство домашней и церковной утвари из металла.
Скручивание одной проволочки вокруг своей оси называется торсирование, его также считают применяемой с древних времен имитацией скани.
Как лучше носить филигранные украшения
Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!