Ювелирная техника древней Руси — зернь. история и современность, виды зерни. Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Цитата сообщения Марина_Ушакова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение
Названия этих техник многим знакомы, но не все могут с уверенностью рассказать, в чем выражаются особенности каждой из них и как они появились.

При создании ювелирных изделий мастера используют большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

ИТАК:

Русская зернь

Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.
Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.

Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть.

Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3−0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Секрет искусного припоя изделий из скани и зерни

Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали.

Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешен.

Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.

Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.

Диего Веласкес

Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь — именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. Веласкесу несказанно повезло. Придворный живописец, проводящий жизнь в общении с монархами, имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.
Такое исключительное признание Веласкес получает вполне заслуженно. Одарённый необыкновенным талантом художник в течении всей своей жизни оттачивает своё мастерство и, благодаря чрезвычайному трудолюбию, со временем достигает наивысших творческих вершин.

Раннее творчество. Севильский период: 1617 — 1623 гг

Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп. – харчевня или трактир). На этих полотнах обычно присутствует несколько полуфигур в бытовых кухонных сценах или за скудными завтраками. В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Для них характерна темная палитра цветов, плотная и тяжеловатая манера изображения, резкие светотеневые контрасты. В них еще нет того синтеза цвета и объемных форм, рефлексов и теней, искусного изображения световоздушной среды, отличающих более поздние произведения мастера. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией, интригующим подбором цветов и оттенков, и сюжетами, в которых с искренним уважением и теплом отображается жизнь простых испанцев.

Мадридский период творчества: 1623 – 1649 гг

Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники. В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля, имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. В них мастер крайне необычно соединяет мифологический сюжет с простонародными бытовыми сценами, синтезируя тем самым мифологию и реальную жизнь своего времени. Так Аполлон Веласкеса выглядит обычным уличным повесой, несмотря на божественную атрибутику. Чрезвычайно любопытна в этих полотнах цветовая палитра, синтезирующая тончайшие цветовые оттенки, придающие фрагментам картины необычайную красоту. Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, придают необычную изюминку композиции полотна, как это делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха, внедренного в монотонную коричнево-серую гамму фона. («Триумф Вакха»).

Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Эту картину можно назвать полотном вне времени, потому что изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу. Своей особой философией дышит и природа произведения. Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти.

Первая поездка в Италию: 1629 – 1631

В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, особенно детей, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.

Портреты 30 – 40 гг

Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения. И это несмотря на то, что жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Кого бы ни изображал Веласкес, начиная от короля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей.

Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» — королевских карликов и шутов. На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой. Людей, порою умных и талантливых, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания и внешнего уродства, или по-настоящему блаженных, не могущих понять трагичность своей судьбы.

Вторая поездка в Италию: 1649 – 1651 гг.

Ко времени второй поездки в Италию художественный вкус Веласкеса, столь противоречащий итальянскому академизму, сложился окончательно. Портрет его помощника Хуана Парехи принес Веласкесу такой триумф, что римские художники избирают его членом двух академий. В этот период, помимо знаменитого портрета Иннокентия Х, он пишет также и портреты некоторых лиц папского окружения.

Поздний период: 1650-е гг

В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. К этому периоду относятся женские и детские портреты членов королевского двора: королевы Марианны Австрийской, инфанты Марии Терезы, инфанты Маргариты, инфанта Филиппа Просперо, портрет стареющего Филиппа IV. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Сюжет «Менин» — это не просто групповой портрет особ королевского двора. Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства.
В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников. Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству, и по смелости отображения героев, и по художественному замыслу. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», — неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, показ контрастов знатности и нищеты, народного быта и жизни аристократов. Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной. Вероятно, невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого испанского живописца всегда будут волновать истинных ценителей подлинного искусства.

Мы будем искренне рады, если Вы оставите свои отзывы, пожелания или замечания о сайте в его гостевой книге.

Конный портрет Изабеллы Бурбонской Пряхи Атланты Эрмитажа
  • Фильм о жизни и творчестве художника Д.Веласкес.
  • Картинная галерея Веласкеса
  • Хронология жизненного цикла Д.Веласкеса
  • Женская натура Веласкеса

Как делают ювелирное «зерно»

Ученые считают, что способы изготовления зерни не изменились за столетия. Мастера владели несколькими методами ее создания.

Один из них — пропустить струю расплавленного золота или серебра в воду через фильтр. В результате получается зернь неоднородная по форме и диаметру.

Когда же зернь производят из заготовок любого вида (отрезки, колечки, зерна), то эти металлические детали расправляют в порошке, полученном из древесного угля. В итоге получаются шарики стандартного размера.

Пайка — загадка зерни

Вопрос, который изучают не только ученые-историки, но и специалисты в сфере металловедения, как прикреплялась зернь в том или ином случае, поскольку техника припоя значительно отличалась у разных мастеров.

Соединение шариков между собой или припой гранул к основе — тема, которая интересовала ювелиров во все века. В этой технологии было много особых секретов. В некоторых образцах почти не видно, как прикреплен шарик к основе.

Тонкий припой зерни и скани – рукотворное чудо, основанное на свойствах золота, серебра и ртути. Ювелиры делали амальгаму из них, после чего наносили на уже готовый узор из скани и зерни. В сильно нагретом предмете испарялась ртуть – и все части прочно соединялись между собой.

Приемы укладки скани и зерни отличались на разных территориях. Историки в деталях изучают не только, что такое зернь, но и различия в ее изготовлении.

Волошин Максимилиан Александрович

Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.

Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.

Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.

Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.

В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.

На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.

Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.

Рисунок М.А. Волошина Рисунок М.А. Волошина Рисунок М.А. Волошина

Настоящая и «ложная» зернь

Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот «зернь», которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, — это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.

Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.

Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.Реклама

Ложная скань и зернь

Колты, серьги и другие сканые украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и большой затраты времени.

Ювелиры XII-XIII веков нашли способ удешевить и ускорить процесс изготовления украшений: они отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получались литые украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с нечетким, слегка смазанным рисунком.

Скань: технология драгоценного кружева

Во времена, когда не было масштабного ювелирного производства, когда украшения считались роскошью, на Руси зародилась скань. Уникальная техника художественной обработки металлов передавалась из поколения в поколение, сохраняя старинные секреты плетения драгоценного кружева.

Из истории скани

На Руси техника скани имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декорирования украшений стали использовать зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться и ажурная филигрань, которая дополнялась камнями, эмалью и даже деревом. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате.

Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. В это время в технике филиграни создают не только небольшие предметы (вазы, шкатулки, портсигары), но и объёмные декоративные панно. Производство сканных изделий приобретает промышленные масштабы: на ювелирных фабриках изготавливается посуда, церковная утварь и различные аксессуары. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную.

В XX веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде. Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий. Однако при всём многообразии технологий ювелирного производства, способы изготовления сканных изделий остаются традиционными.

Разновидности скани

В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.

При применении напайной скани получившийся узор накладывается на металлическую основу.

Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево.

Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.

Скань в современности

В наше время сканные изделия считаются шедевром ювелирного искусства и атрибутом высокой моды

В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя коллекция аксессуаров от Dolce&Gabbana. Одной из дизайнерских находок стали сумки и туфли, декорированные под золотую скань. В «филигранных» усыпанных камнями аксессуарах кружево зазвучало по-новому, сохранив при этом богатство и роскошь старинной ювелирной техники. Эта коллекция стала знаковым событием, поднявшим скань в ранг высокой моды.


Коллекция от Dolce&Gabbana с мотивами скани

Совершенство природных форм вдохновило мастеров компании SOKOLOV на создание серебряных филигранных соколов, ставших символами бренда. Невероятной красоты узоры кажутся нерукотворными, поражают утончённостью и невесомостью. Воплощение красоты и изящной лёгкости свободолюбивой птицы стало возможным благодаря сочетанию старинных секретов изготовления скани и непревзойдённого мастерства ювелиров.


Сокол из сканного серебра


Сокол из сканного серебра


Элементы сканного изделия


Скань в приближении

Филигрань и скань

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный . Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Виды ювелирной филиграни

В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.

Напайная филигрань

Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.

Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.

Ажурная филигрань

Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.

Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.

Объёмная филигрань

Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.

Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.

Интересно! В ювелирном производстве можно встретить все три техники скани в зависимости от разновидности изделия.

Скань

Aжурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки

Скань

восходит к др.-русск. съкань

от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»

филигрань

История

В Древней Руси техника скани стала использоваться с IX—X веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XII—XIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

Филигрань

На XV–XVI века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

Солонка

В XVIII–XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.


Сокол

С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

Зернь

Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань

Ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике.

Советский период

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (изделия Красносельского ювелирного завода в Костромской области, Мстёрской художественной фабрики «Ювелир» (с 1937 года) во Владимирской области, Ереванского ювелирного завода и многих других).

Скань и зернь, применённая в современном изделии художника-ювелира Ю. Маланчук. Гарнитур «Кораллы» (колье, серьги, браслет, перстень)

Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Известный современный художник-ювелир Маланчук Юлия, продолжая традиции древних мастеров, включает древние техники — ювелирную скань и зернь в модные высокохудожественные ювелирные изделия и украшения. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. Авторство фото: 1, 3 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Нравится

Зернь и скань Древней Руси

Техника изготовления украшений стала применяться на территории русского государства в Х веке. Этот период характеризуется обилием зерни разного размера, небольшим разнообразием филигранных элементов. Затем технология производства развилась до изготовления напайной скани, с ХII века мастера освоили технику ажурной, рельефной филиграни.

Во времена царской России сканые изделия изготавливались разных размеров – от масштабных полотен до небольших брошей, серёг. Наиболее известными мастерами были Амвросий, Иван Фомин, чьи изделия сохранились до наших дней.

Ложные (литые) скань и зернь

Эти техники появились, чтобы удешевить процесс изготовления, ускорить его. Ложные (литые) скань, зернь – это изделия, отлитые в предварительно изготовленных сланцевых, известняковых формах. Подобные украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличались от них более простыми, гладкими рисунками без рельефа.

Чернение

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Источники

  • https://1Ku.ru/obrazovanie/17489-chto-takoe-zern-yuvelirnoe-zerno-v-filigrannyx-uzorax/
  • https://jewellerymag.ru/p/jewellery-techniques/
  • https://vseprokamni.ru/ukrasheniya/zern-eto-v-drevnej-rusi.html
  • https://stones-and-bijouterie.ru/kamni/zern-eto.html
  • https://JewelryExpert.ru/interesno/filigran-skan-zern.html
  • https://tshdpi.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/232-%D1%8E%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8C%2C-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C%2C-%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8C-%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.html
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]