Практически каждому знакомо выражение «филигранная работа», однако немногие догадываются о его происхождении. Филигрань – это вид ювелирного мастерства, тончайшее переплетение серебряных нитей, из которых создаются настоящие шедевры.
Техника хорошо известна мастерам былых лет, создававших изделия, сохранившиеся и по сей день.
Скань и филигрань
Различия лишь в происхождении слов, они обозначают один вид ювелирного искусства. Наименование «скань» произошло от древнерусского слова «скать», обозначающего «свивать», «ссучивать», точно отражающее суть работы.
Слово «филигрань» произошло от латинских слов, которые переводятся как «зерно», «нить».
Интересно! Ювелирное искусство активно использовалось во всём мире. В известных музеях можно встретить филигранные украшения, датируемые VI веком до нашей эры.
Кому принадлежит техника филиграни: историческая справка
Считается, что первые мастера, освоившие интересную технику, появились ещё в Древнем Египте, античной Греции. Старейшие изделия, обнаруженные при раскопках древних городов, датируются VI веком до нашей эры.
Стремительный рост популярности филигранных изделий отмечается в XVIII веке.
Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатых горожан, знатных особ. Расцветом филигранного дела по праву считается XIX век. В это время ювелирные украшения стали производиться массово, были доступны практически всем сословиям.
Русская скань берёт своё начало в древние века. Скань в Древней Руси – это в первую очередь обрядовые изделия, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.
Известная Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.
Традиционное чернение в Европе
В Европе чернить металлы начали в 15 веке, алхимики и ювелиры изобрели аналогичную смесь, которая вытравляла металл: смесь серебра, серы, свинца. Суть традиционного европейского чернения (англ. blackening, blackened silver, исторически — ниелло, итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) такова: «чёрный» сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл.
Под нагревом происходит химическая реакция между серебром и вплавляемой смесью. В результате кроме новых декоративных свойств, черненое изделие получает и практические: оно не тускнеет и не требует особого ухода. Палитра черни широка — от серебристо-серых до чёрно-бархатных тонов.
Чернь очень красива и на высокопробном золоте, и на серебре, но не подходит для таких металлов как медь и латунь. Слой черни после обжига крошиться и отпадает. Очень сложно вывести процентное соотношение используемых для чернения металлов если работы ведутся на низкопробном золоте и серебре. Мастер не может предугадать, в какую реакцию вступит металл основы и залитая смесь при определенной температуре, поэтому ювелиры продолжают экспериментировать, постоянно меняя состав смеси, добавляя новые компоненты и меняя температура плавления.
Виды ювелирной филиграни
В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.
Напайная филигрань
Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.
Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.
Ажурная филигрань
Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.
Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.
Объёмная филигрань
Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.
Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.
Интересно! В ювелирном производстве можно встретить все три техники скани в зависимости от разновидности изделия.
Чернение серебра в домашних условиях
Существует два способа сделать это: оксидирование и традиционное чернение. И разница между двумя этими методами колоссальная.
При оксидировании серебро покрывается тонкой пленкой оксидов, так изделие получает темный налет. Но покрытие недолговечно и легко стирается. Разница особенно заметна при чистке – если полировать оксидированное серебро, то оно покрывается сеткой более светлых пятен.
Чернение – это покрытие поверхности металла смесью сульфидов серебра, меди и свинца. Такой налет устойчив к истиранию и полностью исчезает только при длительном кипячении или при воздействии кислоты.
Чернение серебра графитом
Простой механический способ поможет затемнить серебряное украшение самому. Графит ускоряет процесс естественного старения лунного металла, на поверхности изделия появляются микротрещины, которые быстро чернеют, создавая налет благородной патины.
Необходимо смешать в равных пропорциях скипидар, порошок графита (подойдет карандашный грифель) и окись железа (черная окись железа — Краска под названием «Черный марс». Представляет собой окись железа, является минеральным черным пигментом. В отличие от всех черных углеродистых красок (сажи, слоновой кости и др.) хорошо высыхает в масляной живописи, но уступает по глубине цвета). Кашицу нанести на серебряное украшение и подождать полного высыхания.
Вытереть украшение тряпочкой, можно слегка ополоснуть водой. Вы получите чернь в самом примитивном виде, такое покрытие может со временем стираться, но как декоративное чернение подходит для домашней обработки.
Чернение серебра яйцом
Чем воняют протухшие яйца? Сероводородом (H2S). И именно сера используется для классической черни. В рецепте мы не будем использовать кардинально вонючий способ и ждать, когда яйца испортятся, серу выделяют и свежесваренные яйца. Этот эффект и используют для домашнего чернения.
- Сварите 2 яйца, отделите желток от белка.
- Желток необходимо размять и выложить на дно герметичной банки или кастрюльки.
- На яйца кладут бумажное полотенце или салфетку, на салфетку раскладывают серебряные украшения.
Закрывают контейнер плотной крышкой и ждут сутки. Серебро покроется равномерным слоем оксидной пленки и приобретет цвет настоящей черни. Если не использовать разделитель в виде полотенца, а окунуть серебро в желток можно добиться того, что изделие будет черниться неравномерно. После такого домашнего чернения украшения моют с мылом и полируют мягкой салфеткой.
Чернь на серебре с помощью йода
Самый простой способ чернения серебра в домашних условиях, это использовать йод. Неизвестно, кто впервые попробовал этот метод, но он вполне рабочий и позволяет добиться желаемого эффекта.
- Очистите серебряное изделие.
- Ватной палочкой нанесите на поверхность украшения йод и оставьте украшение сушиться, лучше всего на солнце.
- Через час изделие почистите зубной пастой, в углублениях украшения останется чернь, выпуклые части будут переливаться серебром.
- Если необходимо добиться более выраженного эффекта черни, повторите процедуру.
Недостатки данной технологии очевидны: такой метод чернения подходит для рельефных изделий, но не годится для украшений с гладкой поверхностью.
Серная мазь
Можно быстро и эффективно затемнить серебро при помощи серной мази. Это лекарственное средство, которое в основном используется для борьбы с возбудителями чесотки, как у человека, так и у животных. Поэтому продается она и в ветеринарной, и в обычной аптеке.
Серная мазь – густая, желтого цвета и имеет достаточно неприятный запах. Ее необходимо нанести на изделие, а потом разогреть до текучего состояния при помощи фена. После перехода мази в более жидкое состояние, ее можно аккуратно распределить на поверхности серебра. При нагреве будет видно, как металл приобретает насыщенный черно-синий или фиолетовый цвет. После изделие можно вытереть насухо, при необходимости процедуру можно повторить.
Также в домашних условиях для того чтобы затемнить серебро используют «серную печень» — спеченную смесь серы и соды, которую бросают в воду с серебром. Но дома эту методику чернения применять не рекомендуется, так как в процессе будет выделяться сероводород – опасный газ с неприятным запахом.
Как делают украшения из скани
Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.
Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.
Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.
В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.
Филигрань из серебра: технология изготовления
В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.
На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.
Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.
Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.
Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.
Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.
Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.
Способы нанесения черни
Учебники для ювелиров (например, «Технология ювелирного производства, В.П.Луговой, 2013) повествуют , что есть два способа нанесения черни — сухой и мокрый. При сухом — поверхность смачивают необходимым раствором и наносят порошок черни тончайшего помола. Осторожно просушивают, обжигают в муфеле (300—400° С). При мокром способе состав накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой.
Смесь кисточкой или шпателем густо и плотно наносят в углубления. Ждут испарения воды. После, при накаливании в муфеле, чернь размягчается, расплавляется, затекает в рисунок и покрывает предмет. Это знак вынимать предмет из печки. Небольшие украшения можно расплавлять паяльным пистолетом. Приток тепла концентрируют на основном металле, и нагревать его лучше с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев завершают.
Теперь изделие «подчищают» шабровкой или опиливанием напильником («выснимка») до появления рисунка. Главное — не захватить и не спилить сам орнамент. Затем изделие шлифуют и полируют, проявляя весь рисунок. Часто фон предмета дополнительно гравируют или канфарят (канфарение — нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла).
История расцвета скани
Рост популярности необычной техники начинается в XVII веке. Создаются шедевры, конкурирующие с хрустальными вазами, статуэтками, предметами быта.
Технология производства становится сложнее: применяются техники соединения металлических филигранных узоров с эмалью, хрусталём, перламутром, полудрагоценными поделочными камнями.
Спад популярности ювелирного искусства начался во время Первой мировой войны.
Казаковская филигрань – современное производство
«Казаковское предприятие художественных изделий» до сегодняшнего дня занимается разработкой, изготовлением уникальных произведений искусства. Казаковская филигрань отличается ажурностью, воздушностью.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Магазин «Русские Сувениры» (@russiangifts) 31 Янв 2018 в 7:51 PST
Художники-разработчики тратят много времени на проработку каждой детали, чтобы изделие в классической технике смотрелось гармонично.
Интересно! Филигрань может показаться старомодной, однако это не так. Предприятие идёт в ногу со временем, предлагая интересные решения – приборы для употребления табака, алкоголя, корпуса для флеш-карт, подносы, интерьерные фигурки.
Филигрань от «Кубачей»
Ювелирная фабрика «Кубачи» развернула своё производство в одноимённом посёлке. Изделия известны по всей стране. Уникальность украшений – в соединении техники классической скани с чеканкой, гравировкой, дагестанским чернением.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Мурад (@murad_yusbashev) 22 Янв 2022 в 9:43 PST
В результате получаются совершенно нетривиальные вещи.
Изделия с элементами филиграни против истинной филиграни
Отдельные элементы сканой техники повсеместно используются для изготовления ювелирных изделий. Например, зернь можно часто встретить в кольцах, серьгах. Соединение техник даёт возможность получить интересный результат.
Классическая скань слишком вычурна для повседневной носки. Покупатель предпочтёт изделие проще, но с элементами филиграни.
Зернь и скань Древней Руси
Техника изготовления украшений стала применяться на территории русского государства в Х веке. Этот период характеризуется обилием зерни разного размера, небольшим разнообразием филигранных элементов. Затем технология производства развилась до изготовления напайной скани, с ХII века мастера освоили технику ажурной, рельефной филиграни.
Во времена царской России сканые изделия изготавливались разных размеров – от масштабных полотен до небольших брошей, серёг. Наиболее известными мастерами были Амвросий, Иван Фомин, чьи изделия сохранились до наших дней.
Ложные (литые) скань и зернь
Эти техники появились, чтобы удешевить процесс изготовления, ускорить его. Ложные (литые) скань, зернь – это изделия, отлитые в предварительно изготовленных сланцевых, известняковых формах. Подобные украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличались от них более простыми, гладкими рисунками без рельефа.