Скань и филигрань — что это такое, особенности ювелирной техники со времен древней Руси

Эта ювелирная техника дошла до наших дней из глубины веков с минимальными изменениями. Даже сегодня ремесленники используют для создания ювелирных изделий филигрань или скань что и их предшественники много веков назад. Так что же такое филигрань и что такое скань Ч разбираемся в понятиях и оцениваем работы современных русских мастеров.

Что такое скань

Искусство сканирования известно со второго века нашей эры. За более чем 900-летнюю историю филигрань только усложнялась: слепая техника трансформировалась в ажурную, и даже тугоплавкая сталь стала использоваться вместо мягких драгоценных металлов.

В Древней Руси первые упоминания о филигранном искусстве появились в 9 веке. Ажурную технику филиграни в то время еще не использовали, предпочитая ей зернь, то есть припаивание к ювелирным или любым другим наборам металлических шариков и придумывание их замысловатых узоров.

Ажурное кружево, представляющее собой композицию узоров из металлических проволок без фона, используется с XII века. В то же время ювелиры начали усложнять технику, украшая филигранные изделия драгоценными камнями и эмалью.

Филигрань в древней Руси

Искусство выпаивать из тончайшей проволоки ажурные кружева и формировать полупрозрачные изделия называют филигранью или сканью. Русские мастера чернили украшения и предметы посуды, но в 9 веке научились покрывать украшения тончайшей проволокой, формируя замысловатые узоры. На развитие скани повлияла торговля, с Европы и Азии купцы привозили ювелирные украшения, предметы быта в аналогичной технике, наши мастера научились настолько тонко скручивать плетенный материал. Что выпаивали уникальные узоры.

Растущий спрос на все более сложные конструкции стимулировал мастеров совершенствовать свои навыки. Пуговицы, сохранившиеся с XVI века, украшенные тончайшей металлической сеткой, выполненной в технике скани, и сегодня представляют для нас большой интерес. Считалось, что чем тоньше и сложнее узор, тем благороднее и уникальнее предмет.

Расцвет филигранной живописи пришелся на период между 18 и 19 веками. В то время она рассматривалась как вид ювелирного искусства и использовалась не только для изготовления украшений, но и для росписи мелких предметов. Все филигранные предметы, будь то объемные панно или просто маленькие сигарные коробки, изготавливались вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.


Современная Казаковская филигрань и цена на 2022 год

Филигрань — это искусство, которое почти не пострадало в советское время. В основном это было связано с тем, что филигрань была признана национальным достоянием и народным историческим ремеслом. Это позволило ей продолжать развиваться, хотя и другими темпами.

На главную

§ 38. Изготовление филигранных изделий

Филигранными называют изделия, изготовленные из тонкой проволоки — гладкой, крученой, гладковальцованной и кручено-вальцованной — образующей сложные кружевные узоры (рис. 107). Филигрань, или скань, — один из очень старых и распространенных видов ювелирной техники, до сегодняшнего дня вызывающий восхищение у любителей и знатоков ювелирного и прикладного искусства. Изделия, изготовленные филигранью, охватывают почти все виды украшений и предметов быта. Различают ажурную и фоновую, или напайную, филигрань.

Ажурной филигранью называют кружевной узор, с хорошо просматривающимся сквозным рисунком. Ажурная филигрань бывает плоской и объемной. К плоской относятся броши и другие изделия плоской формы. Примером объемной филиграни могут служить вазы, подстаканники, пудреницы, шарообразные, конусные и цилиндрические серьги, подвески и др. Фоновая, или напайная, филигрань отличается от ажурной тем, что напаивается на специально подготовленный фон из того же металла. Фон может быть сплошным (глухая филигрань) или филигранным (ажурным). При филигранной основе рисунок фона делается более чистым и, как правило, однотипным, чтобы не отвлекать внимания от основного узора. Этот вид филиграни обладает высоким рельефом и не только потому, что рисунок ложится в два слоя, но и потому, что листочки, лепестки, розетки и другие элементы филиграни, напаивающиеся на фон, не всегда бывают плоскими. Они могут иметь сложные выгибы, закрутки, а то и объемную форму. Как и ажурная, фоновая филигрань бывает плоской и объемной. Для филигранных работ используют мягкие, способные вытягиваться в тонкую проволоку металлы и сплавы, хорошо паяемые, с относительно высокой температурой плавления и красивым внешним видом. Это — золото, высокопробное серебро (916-й пробы), мельхиор, нейзильбер, медь. Из них и делается заготовка для филиграни. Виды заготовок, соответствующие элементам филигранного узора, разнообразны и на протяжении многих лет сохраняют свои названия — гладь, веревочка, шнурок, плетенка, елочка, дорожка. Гладь

— круглая проволока различных сечений. Исходным полуфабрикатом для заготовки служат слитки, которые прокатываются в профильных валках квадратного калибра до проволоки такого сечения, что ее можно протянуть через фильерную доску. Максимальное сечение проволоки для украшений 1,2 — 1,3 мм минимальное 0,2 мм. Заготовка любой скани начинается с круглой глади, поэтому, заготавливая гладь, протягивают проволоку на все виды скани. Имея рисунок филигранного изделия, нетрудно определить длину заготовки каждого элемента и, следовательно, длину отрезка проволоки каждого сечения,. Протягивая проволоку (общей длины) сквозь отверстия фильеры, отрезают с хвоста, чтобы снова не запиливать захватку, куски проволоки нужного сечения. Проволоку протягивают, периодически отжигая ее и следя за тем, чтобы не было плен и задиров. Прокатанную в плоских валках проволоку называют плоской гладью. Плоская гладь больших сечений часто служит контуром филигранного узора.
Веревочка
— это жгутик, скрученный из двух проволочек. Сечение проволоки для скручивания может быть любым и зависит от рисунка. Веревочки больших сечений применяют для контура филигранного изделия, малых сечений — для элементов рисунка. Для скручивания веревочек берут отожженную проволочку круглого сечения, складывают ее вдвое и один конец двойной проволоки закрепляют в специальной насадке (или цепляют за крючок) шпинделя электромотора. Затем проволоку натягивают и, держа в натянутом вдоль оси шпинделя положении, включают мотор. Проволока, скручиваясь, уменьшается в длине (натяжение ее должно сохраняться равномерно). Скрутка не должна быть слабой. Если скань обрывается — ее отжигают, а затем продолжают скручивать. Обычно скручивание длится до второго обрыва скани. Веревочка, прокатанная в плоских валках, называется плоской веревочкой и является одним из наиболее широко применяемых видов скани. Сплющенная с боков, она имеет на ребрах зернистую поверхность, что создает удивительной красоты зернистый узор в изделии. Толщина плющения зависит от сечения веревочки; так, для веревочки, свитой из проволоки сечением 0,2 — 0,3 мм, толщина плющения 0,30 — 0,35 мм. При плющении веревочек с большим сечением проволоки увеличивается и толщина плющения. Выбор веревочек для плющения зависит от характера узора и размеров изделия. Из плоской веревочки изготовляют все основные элементы филиграни.
Шнурок
— жгут, скрученный из трех или четырех проволочек. Может быть свит из двух веревочек. Располагая рисунок веревочек по-разному, получают различный рисунок шнура. Интересный шнурок получают скручиванием проволоки различных сечений или веревочек и проволоки. Свивают шнурок, аналогично веревочке, на моторе, а короткие отрезки — вручную.
Плетенка
— косичка, плотно сплетенная из трех проволочек. Изготовляют ее вручную из коротких отрезков хорошо отожженной проволоки, а затем выравнивают. Являясь боковым ободочком плоского филигранного изделия, плетенка из тонкой проволоки очень эффектно украшает его.
Елочка
— эффект елочки создают две лежащие рядом веревочки со спиралью, направленной в разные стороны. Если по эскизу елочка имеет сложный изгиб, то веревочки спаиваются между собой заранее, если же она лежит прямо или с незначительными изгибами, то их совмещают в процессе набора филиграни.
Дорожка круглая
— представляет собой слегка растянутую спираль из круглой глади малого сечения. Для ее изготовления тонкую проволоку навивают на ригелек нужного сечения (0,5—1,0 мм). Снятую с ригелька спираль слегка растягивают так, чтобы зазор между витками был не более сечения проволоки. Круглая дорожка — прекрасное украшение, выделяющее отдельные орнаменты из общего узора.
Дорожка смятая
— имеет вид поваленной спирали, кольца которой, наваливаясь, частично закрывают друг друга. Изготовляют дорожку навиванием проволоки в виде спирали на цилиндрический ригелек. Ригельком может служить стальная проволока диаметром 1,0 — 3,0 мм в зависимости от размера изделия и характера рисунка. Сечение проволоки выбирается также индивидуально. Сминают спираль легким текстолитовым молоточком на правочной плите, так чтобы расхождение колец было одинаковым. Смятая дорожка применяется в качестве оправы корнера (шарика) и других элементов филиграни. Разновидностью смятой дорожки является плющеная дорожка. Отличается от смятой тем, что плющение ее происходит в плоских валках. Зазор между валками устанавливают равным сечению проволоки, так что сминается спираль только в местах нахлеста проволоки. Расхождение колец таково, что они едва касаются друг друга, а поэтому вытягиваются поперек дорожки и принимают форму капли. Используется плющеная дорожка в тех же случаях, что и смятая, и является не менее эффектным украшением.
Зиг-заг
— зигзагообразные дорожки двух видов: зубчатый зиг-заг и круглый зиг-заг (змейка). Любой из этих видов, набранный в одной плоскости в несколько рядов, образует красивый ажурный равномерный фон. Зубчатую дорожку делают из плоской глади, круглой и плоской веревочки, толщина которых колеблется в пределах 0,3 — 0,5 мм, с помощью миниатюрных зубчатых вальцов с ручным приводом. Рабочими валками служат специальные зубчатые колеса., зубцы которых изгибают плоскую заготовку, проходящую между ними, в зиг-заг. Заготовкой для змейки служит плоская или круглая веревочка, которую навивают сразу на два ригелька (одинаковых по диаметру) восьмеркой, как бы связывая их. Затем ригельки вынимают из полученной двойной спирали и спираль осторожно плющат, как обычную дорожку. Поваленную двойную спираль растягивают на ширину звена и выравнивают в плоскости, чтобы избежать нахлестов. Оба вида зигзагообразных дорожек используют как промежуточные элементы ажурной филиграни, т. е. между двумя веревочками, шнурком и веревочкой, кастом и веревочкой и т. д., а также при изготовлении фоновой филиграни с ажурным фоном. Все заготовительные работы проводят с хорошо и равномерно отожженной сканью. Скань — не только самостоятельный элемент филиграни, но и исходный материал для изготовления других элементов. Основной инструмент для изготовления элементов филиграни — филигранные пинцеты (филигранные корцанки) и филигранные ножницы (маленькие ювелирные ножницы по металлу). Филигранный пинцет (рис. 108) — это жесткий с широкими щечками пинцет с резко суживающимися (до иглы) рабочими концами (губками). Длина пинцета 120 — 150 мм, ширина щечек 18 — 20 мм, толщина листового проката на щечках 1,0 — 1,2 мм, длина губок пинцета 15 — 20 мм. Изготовляют пинцеты из нержавеющей стали.

Трудно перечислить все элементы филиграни, из которых набирается узор, но основные из них, многократно повторяющиеся в узорах, это — колечко, полуко-лечко, репейчик, звездочка, огурчик, грушечка, зубчик, развивашечка, лепесток, корнер, тройник, головочка, стенек, травка, завиток, листочек, завивка, жучок, розетка и др. (рис. 109). За элементами сохранились старые их названия, поэтому некоторые из них звучат для нас необычно.

Колечко

— изготовляют из плоской и круглой глади, круглой и плоской веревочки. Хорошо отожженную скань навивают на ригелек диаметром, соответствующим диаметру заданного рисунком колечка, затем снятую с ригелька пружину разрезают по витку и концы витка совмещают. Колечки применяют для набора фона фоновой филиграни, как основу для некоторых элементов — корнеров, жучков и других и как составную часть элементов.
Полуколечко
— это, как видно из названия, часть колечка. Получают его из той же скани и тем же способом, что и колечко, но от пружины отрезают только часть витка. Полуколечками выкладывается красивый, чешуйчатый фон фоновой филиграни. Помимо этого, его используют как самостоятельный элемент и как составную часть других элементов.
Репейчик
— элемент филиграни, образованный колечком внутри и четырьмя полуколечками по окружности. Изготовляется обычно из плоской веревочки, реже из круглой веревочки и плоской глади малого сечения.
Звездочка
собирается, как и репейчик, из колечка в центре и полуколечек по окружности, но число полуколечек больше четырех — 5,6 и более. Радиус полуколечек выбирается в зависимости от их числа. Звездочки делают из той же заготовки, что и репейчики.
Огурчик
— сложенный из двух одинаковых дуг элемент, напоминающий форму «маркиз». Дуги огурчика сгибают с филигранными пинцетами и, определив длину по рисунку, отрезают. Обычно огурчики заготавливают из плоской или круглой веревочки.
Грушечка
— по форме напоминает каплю, острый конец капли может загибаться в сторону. Изготовляется филигранными пинцетами из плоской и круглой веревочки.
Зубчик
— согнутый из плоской или круглой веревочки уголок, по форме напоминающий контур зуба пилы или шестерни. Зубчик должен иметь прямые усики; угол расхождения и длину усиков определяют по рисунку.
Развивашечка
— это зубчик с завитыми (загнутыми) наружу усиками. Изготовляют ее из той же заготовки, что и зубчик.
Лепесток
— по форме напоминает лепесток ромашки. Делают его из плоской или круглой веревочки или плоской глади. Вставленные друг в друге и соединенные при основании лепестки разных размеров создают красивые филигранные разводы.
Корнер
— шарик. Получают корнеры плавлением обрезков металла соответствующих размеров. Для получения корнеров с одинаковыми диаметрами проволоку одного сечения нарезают на одинаковые участки и плавят или тонкий прокат нарезают ножницами в виде кисти, а затем, отрезая поперек концы кисти, получают одинаковые отрезки. Плавка корнеров может производиться несколькими способами: на древесном угле, причем отрезки раскладывают так, чтобы они не касались друг друга; на асбестовом леткале плавятся корнеры мелких размеров (у крупных снизу образуется площадка); в тигле в среде древесно-угольной пыли или бумажного пепла (плавят большое количество корнеров). Корнеры — прекрасное дополнение филигранного узора. Помещают их на кольцевую основу: колечко, центральный кольцевой участок головки, стенька, завитка, розетки и т. д. Большое количество напаянных мелких корнеров называют зернью.
Тройник
— трилистник, согнутый филигранным пинцетом из плоской или круглой веревочки или плоской глади.
Головочка
— плосконакрученкая спиралька, один конец которой образует дугообразный хвостик, а другой — центральное колечко, центр спиральной головки. Головочка может иметь 4, 5, 6 и более витков в зависимости от характера и размеров узора и толщины скани. Навивается головочка пинцетом из плоской веревочки, реже из круглой.
Стенек
— имеет, подобно головочке, с одной стороны дужку, завитую в плоскую спираль, с другой — конец, образующий колечко, но колечко это находится не в центре спиральной головки, а прижато к дужке. Головка стенька образует кроме колечка один виток, и если головка имеет два или три витка — элемент называют соответственно двойным или тройным стеньком. Делают стенек аналогично головочке и из той же заготовки.
Травка
— изготовляется из элемента «зубчик» с длинными усиками, концы которых завиваются в одну сторону плоской спиралью. Завитые в спираль концы имеют по два-три витка. Для травки используют плоскую гладь и плоскую круглую веревочку.
Завиток
— дужка с концами, завитыми внутрь, до образования колечек. Для завитков используют плоскую гладь, плоскую и круглую веревочку.
Листочек
— плоская спираль, смятая с боков в виде листочка. Из плоской веревочки пинцетом делают спиральный круг, который потом тоже пинцетом сжимают с боков так, чтобы образовались острые концы листочка. Число витков в листочке зависит от его размеров и от толщины скани. Листочек применяют как самостоятельный элемент или в сочетании с несколькими листочками для образования цветка. Изготовленному плоскому листочку перед набором придают естественный изгиб.
Завивка
— спаянный в плоскости из трех листочков различной формы трилистник, который перед набором изгибают.
Жучок
— элемент, образованный колечком из круглой дорожки (спирали) и корнера, находящегося в центре. Сечение проволоки для спирали зависит от размеров колечка, которое будет сделано из этой спирали, а размер колечка — от величины самого изделия. Спиральное колечко сгибают пинцетом. Припаивают корнер (он не должен проваливаться и должен закрывать большой участок спирали) уже в общем наборе филиграни. Жучок сажают на кольцевую основу ранее набранного колечка соответствующего размера.
Розетка
— сферическая вогнутая чашечка из смятой дорожки с корнером внутри. Для изготовления розетки, как и для жучка, делают спиральное колечко, которое затем бухтеруют в анке или другой сферической матрице. Полученную вогнутую чашечку спаивают с корнером тоже в общем наборе. Изготовление филигранных элементов с помощью пинцетов производят от целого (длинного) куска скани, который отрезают только после полного совпадения элемента с рисунком.
Плоскую ажурную филигрань
набирают по рисунку, выполненному на бумаге в натуральную величину. Рисунок наклеивают на плоский шаблон, сделанный из листовой низкосортной стали толщиной 0,5 — 0,8 мм. Размеры шаблона отвечают габаритам рисунка. Набор целесообразно начинать с контура и продолжать по степени уменьшения элементов. Каждый элемент сгибают точно по рисунку, и только после того как он полностью совпадает с нарисованным, его отрезают (маленькими ювелирными ножницами). После этого его смазывают с изнанки клеем и приклеивают на рисунок, полностью замещая изготовленным элементом нарисованный. И если больше нет одинаковых с ним элементов, то приступают к следующему. Для набора филиграни используют клей БФ—2, столярный и вишневый (камедь) или нитролак. Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону биндей (вязальной проволокой) и в таком виде паяют. Применение клея БФ-2 и нитролака делает возможным набирать филигрань без привязки биндрой, а значит, и без шаблона. В этом случае набранному на бумажном рисунке узору дают высохнуть, а затем аккуратно отдирают бумагу. Образованная клеем или лаком пленка удерживает узор, не давая элементам распадаться. Пайку производят на ровной плите из асбоцемента. Опытные мастера при неоднократном выполнении одного и того же узора на бумаге рисунка не делают, наносят только контур, а набирают филигрань по клеточкам обычного тетрадного листа.
Объемную ажурную филигрань
можно набирать двумя способами: в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это изгибанием изделия вручную с последующей правкой, выгибанием в матрицах (кожаных, войлочных, деревянных, свинцовых, стальных с подкладкой) с помощью пуансонов из тех же материалов. После придания изделию нужной формы производят пайку швов. Набор объемной ажурной филиграни можно производить на изогнутом или вогнутом (бухтерованном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложняется тем, что не совсем легкие элементы приходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная работа требует от филигранщика некоторого навыка.
Плоскую фоновую филигрань
начинают набирать с фона, аналогично ажурной, по бумаге, наклеенной на плоский шаблон. Причем, на бумаге вычерчивается не узор (рисунок, как правило, однообразный), а только контур, в пределах которого и набирается узор, Дальше, как и при ажурной филиграни, набранный фон паяют, и после отбеливания приступают к набору верхнего узора Элементы верхнего узора изготовляют также по рисунку, который в отличие от ажурного набора лежит рядом. На фон изделия рисунок не может быть наклеен, потому что элементы верхнего узора должны припаиваться к фону. Верхний узор фоновой филиграни, как правило, реже ажурной и элементы узора не всегда спаиваются между собой. Поэтому набор верхнего узора не требует такой тщательной подгонки элементов друг к другу, как при ажурной филиграни. Закончив набор верхнего узора, его привязывают к фону, как к шаблону, вязальной проволокой и паяют. Однако не всегда можно привязать верхний узор к фону. Элементы филиграни, имеющие сложный асимметричный изгиб, высокий рельеф, не позволяют проводить пайку увязанного изделия. В таких случаях верхний узор паяют в несколько приемов.
Объемную фоновую филигрань
набирают аналогично плоской фоновой. Если объемную фигуру изделия можно представить в виде развертки, то фон набирают в плоскости, паяют, а затем придают форму изделия. Добиваются этого теми же способами, что и при изготовлении объемной ажурной филиграни. Если сложная форма изделия исключает возможность представить изделие в развернутом виде, то фон набирают по жестяному шаблону, имеющему объемную форму изделия. Элементы филиграни для такого набора должны изгибаться по форме шаблона. В изделиях, имеющих сложную кривизну, например шарообразных, фон целесообразно набирать из мелких элементов — колечек, полуколечек и т. д. Иногда набор производят по фрагментам (секциям), которые затем спаиваются между собой, образуя объемную фигуру (рис. 110). Верхний узор объемной филиграни набирают теми же способами, что и плоский, с той лишь разницей, что количество приемов пайки может быть увеличено.

Набор глухой филиграни

— это набор по готовому изделию, изготовленному из листового проката толщиной 0,6 — 1,0 мм. Изделие должно иметь хорошо подготовленную поверхность. Если предусмотрено полирование, то поверхность, служащая фоном глухой филиграни, должна быть отполирована и обезжирена. Узор по глухому фону, чаще всего несложный, выкладывается различной сканью: веревочкой, шнурками, дорожками и изготовленными элементами филиграни. Набор производится так, чтобы узор плотно прилегал к фону и припаивался по всей длине ее касания. Пайка одна из самых ответственных операций при изготовлении ювелирных изделий, а филигранных особенно. Сложное, имеющее множество мелких элементов, спаянных между собой, филигранное изделие должно отличаться не только чистотой исполнения, но и надежностью в эксплуатации. Поэтому филигранной пайке уделяется особое внимание. Для пайки используют ювелирные припои, обладающие хорошей текучестью, пластичностью и температурой плавления на 20 — 4°С выше температуры плавления монтировочных. Хорошая текучесть припоя обусловливает равномерный спай элементов филиграни, быструю растекаемость припоя по всем швам площади прогрева. Для золотой филиграни следует выбирать припой с наименьшим количеством цинка и кадмия, так как эти металлы не только резко понижают температуру плавления сплава, но и обладают разъедающими свойствами при перегреве металла. Для серебряной филиграни и филиграни из недрагоценных металлов пользуются серебряным припоем: Аg — 70%; Сu — 30% или припоем, сплавленным из серебра 875-й пробы и меди в соотношении 4:1. Филигранные припои применяются в виде опилок, в смеси с бурой. Для приготовления смеси слиток припоя зажимают в ручные металлические тиски и грубым напильником напиливают из него опилки. Делается это на рабочем месте ювелира так, чтобы опилки собирались в чисто выметенную кожу. Напиливая припой, стараются не задеть финагель и другие деревянные части верстака, чтобы исключить попадание в припой дерева. Обычно кожу застилают листом бумаги, так как при выметании щеткой из кожи опилки могут запылиться. Из опилок удаляют магнитом попавшее железо, и опилки ссыпают в банку, где они смешиваются с прокаленной и перетертой бурой в соотношении 1:1 по объему. Затем смесь насыпают в рожок, из которого посыпают изделие. Рожок делают из тонкого листа любого металла в форме удлиненной воронки с узким горлышком, через которое высыпается припой. Для более точного отсекания порции опилок применяют рожок с клапановой иглой. Иглу изготовляют из проволоки сечением, равным диаметру горлышка. Один конец иглы затачивают, а другой сворачивают в кольцо для продевания в него пальца, которым регулируют подачу припоя, выталкивая его иглой через горлышко. Набор филиграни, привязанный к шаблону, смачивают водой или слабым раствором буры (для золота и нейзильбера раствором борной кислоты) и помещают на леткал, но не на асбест, а на металлическую сетку. Сетка обеспечивает равномерный прогрев набора со всех сторон. Затем набор посыпают очень тонким слоем припоя (избыток припоя заливает рисунок) и прогревают мягким пламенем паяльного пистолета. Металлический шаблон не только предупреждает коробление набора, но и помогает равномерному нагреву всех элементов филиграни. Сгоревшая бумага (наклеенная на шаблон), находящаяся между шаблоном и набором, предохраняет набор от пригорания к шаблону. Как только набор достигает температуры плавления припоя, припой «разбегается» по швам (стыкам). Места, где элементы не спаялись, снова посыпают припоем и прогревают. Потом набор усаживают элементами, которые не привязываются, это: жучки, рельефные листочки, розетки и т. д. И в последнюю очередь — корнерами. Набор посыпают припоем в местах соприкосновения элементов филиграни и прогревают его до растекания. Спаянную филигрань отвязывают от шаблона, следя за тем, чтобы не осталось кусочка биндры и окалины от шаблона, и отбеливают. Попадание железа в отбел вместе с изделием вызывает на изделии красный налет, который затем трудно удалить с филиграни. Только после отбеливания можно определить чистоту спаянных соединений и наличие всех непропаев. Если таковые обнаружены, их пропаивают заново.
предыдущая страница

оглавлениеследующая страница

Филигрань — историческая справка

Считается, что первыми мастерами, освоившими эту интересную технику, были выходцы из Древнего Египта и Древней Греции. Самые старые экземпляры, обнаруженные при раскопках в древних городах, датируются 6 веком до нашей эры.

Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатой буржуазии, дворянства. 19 век по праву считается пиком филигранного мастерства. В это время ювелирные изделия производились массово и были доступны практически всем социальным классам.

Русская филигрань берет свое начало в глубокой древности. В Древней Руси скань была прежде всего церемониальными предметами, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.


Красносельская скань (Кострома)

На выставке в Париже в 1937 году знаменитая «Красносельская скань» произвела мировую сенсацию. Этот успех был повторен два года спустя в Нью-Йорке.

Где можно купить настоящие филигранные украшения?

К сожалению, найти истинную скань не так уж просто. Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции. В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов.

Один из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах (календари ювелирных выставок). Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках. И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках.

Филигранные изделия производства разных стран (в том числе восточных — Непал, Тайланд) можно также при желании попробовать поискать в интернет-магазинах, а также на сайтах частных ювелиров, сайтах для коллекционеров, либо иностранных магазинах или хенд-мейд ресурсах вроде etsy.com. На последних можно встретить красивые антикварные экземпляры.

По мере нахождения производителей и торговых сетей, предлагающих настоящую филигрань, мы будем добавлять их в наши Каталог производителей и Каталог продавцов, где вы сможете их найти, задав параметры поиска.

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства.

Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Разнообразие филигранной работы

Существует множество способов внести разнообразие в филигранную технику: использование эмали и драгоценных камней, использование проволочных узоров на черни или сочетание филигранных техник.

Существует в общей сложности 3 основных вида этого ювелирного искусства:

Паяная филигрань

Это техника изготовления ювелирных изделий, при которой проволочный узор припаивается к листу металла. Она довольно часто сочетается с эмалью и различается по типу фоновой (выцветшей) филиграни, чеканной (окаймленной) филиграни, перегородчатой эмали и др.

Ажурная скань

Ажурная техника предполагает соединение деталей из проволоки без припаивания их к какой-либо подложке. Изготовление металлического кружева требует большого опыта в работе с металлами и аккуратности в пайке. Дополнением к этой технике являются металлические шарики, припаянные к элементам кружева.

Объемная филигрань

Для изготовления объемных филигранных украшений используется поэтапный метод: несколько элементов, выполненных в ажурной филиграни, объединяются в одну композицию.


скань и эмаль в одном украшении

В технике филиграни из драгоценных металлов можно создавать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, неглазурованным серебром, стеклом и деревом.

Разнообразие инкрустаций в филигранных украшениях требовало большого мастерства в работе с металлами. Например, для завершения черневого орнамента требовалось посыпать изделие сплавом из нескольких металлов и произвести обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор.

Первоначально мастера филиграни выбирали только драгоценные металлы, такие как золото и серебро, отдавая предпочтение первому из-за ряда его качеств:

  1. Во-первых, золото — очень легкоплавкий металл, т.е. для его нагрева до «вязкого» состояния требуется температура гораздо ниже, чем температура плавления стали или железа.
  2. Золото — чрезвычайно пластичный материал. При высокой чистоте он легко деформируется даже без нагрева.
  3. Золото — достаточно экономичный материал. Это означает, что из относительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительной длины золотую проволоку, состоящую из разрозненных узоров: колец, дуг и вихрей.


Золотые филигранные ложка и чашка на блюдце
Этот драгоценный металл высоко ценился на протяжении всей истории человечества. Самые богатые члены общества украшали себя золотыми предметами, техника изготовления которых со временем становилась все более сложной. Золотые орнаменты русской скани украшали футляры для икон, басмы и серьги.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Филигрань в массовом производстве

В XVII веке спрос на ювелирные изделия с чеканкой возрос, появляются серьезные ювелирные украшения в стиле скансьон, в которых помимо камней используются кристаллы и перламутр. Не забывали мастера и об изготовлении различных домашних предметах: вазы, солонки и шкатулки. С 19 века филигрань стала фабричным товаром. Технологии совершенствовались, ажурная филигрань процветала, и появились полупрозрачные витражи — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

После спада в начале XX века филигранная техника вновь обрела силу, начиная с середины столетия. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский умелец», под Костромой) были показаны на Всемирной выставке в Париже, где они принимали золото для филигранных брошей, шкатулок и других аксессуаров, и в 1939 году в Нью-Йорке.

Современный бренд Казаковская филигрань


Казаковская филигрань (фото с главного сайта завода)
Сегодня Художественные изделия Казакова (КАЗАКОВКА) (KPHI) — это серьезный «филигранный» бренд, специализирующийся, прежде всего, на изделиях в этой технике. Ювелирные изделия марки KPHI обычно изготавливаются из сплава с серебряным напылением.

В чем специфика казахской филиграни? Создавая узор, мастер обращает внимание на гармонию отдельных его частей, красоту линий самых крупных и тонких элементов. Художник работает над дизайном прорезей, что очень важно при построении лекал. Очарование казаковских изделий заключается в их открытости — оцените на фото красоту работ.

Филигрань ‘Кубачи’

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно известной в Дагестане техникой чернения, штамповки и гравировки, также изготавливают филигранные украшения необычайной красоты.

Русские шедевры

Скань (наряду с зернью) стала одной из самых известных техник ювелирного дела в России. Мастерские по производству ювелирных изделий и изысканных утилитарных предметов располагались при княжеских дворах и монастырях. На протяжении многих веков русские ювелиры совершенствовали эту технологию.

В 18-19 веках существовало несколько фабрик по производству филигранных изделий. Оригинальные произведения искусства из филиграни включают кольца, обручальные кольца, броши, подвески, амулеты и погремушки. Даже бинокли и зажигалки были украшены в этой технике, которая была частью стиля модерн.

Ковать или тянуть

Ювелирные шедевры, созданные с использованием филигранной техники, существовали и до нашей эры. Отличие от старинной русской филиграни определяется способом изготовления проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Проволоку ковали или заготовку протягивали через волочильное устройство, в результате чего получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для его изготовления использовалась ковка.


Золотая филигрань 14 века, шкатулки

Древнерусские мастера, начиная с X века, изготавливали филигранную серебряную и золотую резьбу вторым способом — по рисунку. Лучший способ увидеть то, что было сделано из скаджа много веков назад, — это посетить музеи. Здесь есть прекрасные образцы княжеских предметов быта и церковных сосудов, украшенных сказочными орнаментами. Одежда (обувь, пояса и т.д.), обложки книг, посуда, кресты — филигранные узоры процветали повсюду. Стоит напомнить, что шапка Мономаха украшена филигранью.

Секреты мастерства

Создание ювелирных украшений по методу филиграни — сложный и многоступенчатый процесс, требующий определенных навыков и оборудования. Проволоку из драгоценного металла заранее развальцовывают и скручивают по нужной толщине. Некоторые ювелиры оставляют заготовку гладкой, чтобы воплотить в жизнь свои дизайнерские задумки.

Вся работа, кроме подготовки заготовок, ведется исключительно вручную. Причем в основе самих кружев лежит всего несколько традиционных элементов. К ним относят колечко, шестеренку, завивку, зубчик, репейник и травочку.

Для создания неповторимого изделия важно заранее прорисовать эскиз на бумаге. Он должен быть выполнен в натуральную величину. Именно по нему подгоняют размер реальных деталей путем прикладывания к листу бумаги.

Когда рисунок собран, проводится его спайка, а саму основу из бумаги сжигают, чтобы она не оставляла следов. При объемной работе детали склеиваются «на весу».

По завершению процесса сборки металл опускают в особый химический раствор, чтобы изделие из филиграни заблестело. Нередко поверхность дополнительно полируют.

Как изготавливаются украшения из филиграни?

Элементами филигранного узора являются веревка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. По сути, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетается с грануляцией — мелкими шариками, которые впаиваются в подготовленные ячейки (углубления). Грануляция придает филиграни особенно элегантный, изысканный вид. В качестве материалов для изготовления изделий используются сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, никелевое серебро, нейзильбер. В технике филиграни могут быть выполнены все виды ювелирных изделий.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Ложная скань

Методы позволяют снизить производственные затраты за счет ускорения процесса. Ложная (литая) скань, зернь — это изделия, отлитые в сборных формах из сланца, известняка. Узор не формируется художником, а выливается в форму. Эти украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличаются более простыми, незамысловатыми узорами без рельефа.

Если Вам понравилась статья, поделитесь в соцсетях, нам это важно

Метки:особенности ювелирной техники со времен древней Руси, Скань и филигрань — что это такое

Выколотка (дифовка)

Дифовка— древний прием холодной обработки листового метал­ла, производимый непосредственными ударами молотка, под кото­рыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии, а при кузнечных рабо­тах металл нагревают докрасна. Кроме того, она выполняется из листового металла не толще 2 мм; ковочные же работы обычно про­изводятся из массивной заготовки. От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (при­том деревянные) употребляются редко.

В настоящее время в области художественной обработки можно выделить следующие виды дифовки: свободная ручная выколотка, механизированная выколотка, выколотка по модели.

Свободная ручная выколотка. Это древний прием, однако он при­меняется и сейчас. Задача этой техники — создать из листового ме­талла полое объемное изделие.

Получение объемной формы из плоской заготовки обусловлива­ется тремя процессами, которые в различных чередованиях и ком­бинациях составляют свободную ручную выколотку.

Первый процесс — это расплющивание заготовки, лежащей на стальной наковальне, ударами стального молотка, т. е. увеличение площади за счет уменьшения толщины, которое происходит, если молотком равномерно ударять по всей поверхности заготовки. Если же наносить удары на небольшом, ограниченном участке листа, не трогая его краев, то заготовка будет не только расплющиваться — уменьшаться по толщине в том месте, по которому наносится удар, но одновременно и деформироваться, т. е. образовывать сферическую поверхность, вогнутую со стороны удара. Это происходит по­тому, что нетронутые ударом части листа не дают материалу разда­ваться в стороны.

Второй процесс — сгибание листовой заготовки, когда во­гнутая сторона претерпевает сжатие, а выпуклая — растяжение. Сги­бание производят стальным (или деревянным) молотком на ребре наковальни. Сгибание может происходить под углом и по радиусу, по прямой, по дуге и по сложной кривой. Это достигается благодаря тому, что в качестве опоры выбирается ребро фасонной наковальни соответствующей формы; при этом происходит не только сгибание, но и вытяжка металла.

Третий процесс — осадка металла, т. е. в результате удара толщина (поперечное сечение) материала увеличивается. Для этого заготовка предварительно гофрится, а затем гофры осажи­ваются («выводятся») стальным или деревянным молотком на нако­вальне. Этот процесс работы является наиболее сложными требует от исполнителя соответствующих навыков. Гофры, например, долж­ны быть низкими и широкими, их легче осаживать. Высокие и узкие гофры при осадке нагоняются друг на друга, в результате чего образуются трещины и складки. Очень важно, чтобы гофры не были завалены на одну сторону или подсечены. Кроме того, губки кругло­губцев или специальных гофрилок должны быть закалены и отполированы, иначе на поверхности металла в процессе гофрирования могут появиться повреждения.

Инструменты, употребляемые при выколотке, делятся на две группы: ударные и опорные.

Свободной выколоткой можно обрабатывать самые различные металлы и их сплавы: золото, серебро, медь, латунь, томпак, алю­миний, никелевые сплавы и сталь. Однако свободная выколотка — медленный и трудоемкий процесс, поэтому она применима только для выполнения в металле первых авторских образцов. Но во всех случаях, где это возможно, ее следует заменять более современны­ми и производительными приемами: давкой на станке или дифовкой по модели, а также использовать специальные механизмы.

Выколотка по моделям. Этот способ в настоящее время приме­няется для производства художественных барельефов и круглой (объемной) скульптуры из меди, латуни и алюминия, а также нержа­веющей стали. Этой техникой можно производить крупные экстерьерные декоративные произведения, монументальные фигуры для памятников и интерьерную художественную скульптуру.

Монументы, выполненные дифовкой, значительно экономичнее литых — расход металла меньше, они легче по массе, удобны в пере­возке; будучи установленными на стальные каркасы, они достаточно прочны и долговечны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]