Случалось ли вам, любуясь украшениями, отмечать, что одно из них стоит намного больше остальных, несмотря на то, что сделаны они из одинаковых материалов? А ведь порой подобные отличия довольно значительны! Но не стоит думать, что низкая цена – показатель плохого качества или неаккуратной работы мастера. Стоимость аксессуара варьируется в зависимости от множества признаков и нюансов, касающихся материала, из которого он изготовлен, техники работы, количества затраченных усилий и много чего ещё. А чтобы помочь вам выбрать одновременно качественное, привлекательное и недорогое произведение, и была разработана классификация ювелирных украшений. О её принципах, положениях и законах и пойдёт речь в этой статье.
Филигрань
Вы слышали слово «филигранный» и всегда ассоциировали его в значении «особо тщательный» и «внимательный к мелочам». Вы совершенно правы.
Филигрань — это ювелирная техника, с помощью которой специалисты создают узоры из тонкой серебряной или золотой проволоки. Филигранные узоры могут быть в виде елочек, веревочек, плетения и других узоров. Эта ювелирная работа выполняется под микроскопом.
У термина «филигрань» латинские корни. Он происходит от слов filum — «нить» и granum — «зерно». Также есть исконно русский аналог — ювелирная техника скань. Это слово пошло от древнерусского «съкати», что означает «скручивать» или «свивать».
Филигрань встречается как в ювелирных украшениях, так и в шкатулках, вазах и даже на эфесах древних мечей.
Если увидите на ювелирном изделии подобный узор, знайте — это филигрань.
Разновидности стиля
Ювелирная филигрань различается по методу оплетки драгоценной проволоки на каркас. Всего выделяют 3 основных вида:
- Напайная техника подразумевает нанесение проволоки и зерен прямо на металлический лист (заготовку). Если по окончанию работы ювелира мастер решает оставить основу, такую технику называют фоновой или «глухой». А когда основу устраняют, то получается просечная или выпильная скань.
- Ажурный метод не предполагает наличия основы. Проволочный рисунок спаивается сам с собой, а звенья и камни крепятся прямо на металлическое кружево. Такую филигрань можно условно поделить на 2 подтипа — плоский и объемный (скульптурно-рельефный).
- Объемная скань — кубики, вазы, подносы, ларцы и другие произведения ювелирного искусства, где вначале скручиваются отдельные элементы, а затем, они собираются в одну композицию.
Классическим русским стилем считается ажурная филигрань.
Алмазная огранка
Это современная техника обработки драгоценных металлов. Ее принцип заключается в том, что золото и серебро под особым углом обрабатывают специальные резцы на разной глубине. После нанесения алмазной грани на украшении получаются тончайшие узоры, которые сверкают при любом свете, будто настоящие бриллианты.
Финифть
Слово имеет греческие корни и означает «смешиваю». В ювелирных изделиях финифть — это создание рисунков на эмали. Ювелирная эмаль не обычная. Она состоит из прозрачных или непрозрачных свинцовых стекол, которыми покрывают изделия.
Финифть используется на крестиках, образах святых, иконах и других подобных предметах. Это отличная декорация, которая обеспечивает ювелирным изделиям долговечность.
Именно благодаря финифти иконы хранятся так долго, что по прошествии сотен лет сохраняют первозданные качества и становятся антикварными.
Техника исполнения – как изготовлено украшение
Этот признак – один из самых значимых. Именно от него зависит, будут ли приобретённые вами кулон или кольцо эксклюзивными и уникальными – или же очередной массовой поделкой.
Сегодня существуют такие разновидности техники исполнения, как машинная, комбинированная и ручная. Машинная предусматривает конвейерное производство ювелирных изделий. Человек участвует в этом процессе лишь на самых сложных этапах, контролируя качество и выполняя завершающие операции. Так получают унифицированные украшения – выверенные до миллиметра и стандартные. Как правило, они относятся к классическому стилю.
Комбинированная технология предусматривает ручную сборку отдельных частей аксессуара, полученных путём машинных техник – штамповки, прессования, литья. Кроме того, мастер самостоятельно декорирует произведение драгоценными камнями, накладками, дополняет цепочкой, застёжкой или замком, производит окончательное полирование и чистку.
Но, разумеется, лучше всего купить ювелирные украшения ручной работы. Как правило, они изготавливаются в единичном экземпляре, а значит, вы будете обладателем раритетного и неповторимого произведения. Эти аксессуары ценятся очень высоко – ведь на создание каждого из них мастер затрачивает очень много сил и времени, начиная от разработки проекта и заканчивая финальной отделкой. А ещё в работе часто используются необычные драгоценные камни – например, янтарь с вкраплениями или агат с удивительным рисунком.
Но, какое бы украшение вы не выбрали – оно должно вам нравиться и подходить. Только тогда аксессуар выгодно оттенит вашу внешность и подарит множество позитивных эмоций!
Чернение
Само слово «чернение» уже описывает процесс и результат художественной техники. Она заключается в том, что специальную смесь (чернь) наносят на рельеф ювелирного изделия.
В итоге получается эффект, создающий контраст между цветом драгоценного сплава и черной массой внутри него. Чернение придает ювелирному изделию особенную красоту и защищает украшение от химических воздействий.
Самый популярный металл для чернения — серебро. Иногда ювелиры также чернят золото, но с остальными драгоценными металлами такую обработку не проводят.
Гравирование
Гравировка — это нанесение на ювелирное изделие рисунка, орнамента или надписи. Результат гравировки всегда рельефный. Одна часть рисунка имеет углубление, а другая — выпуклая.
Раньше каждый ювелир наносил гравировку с помощью специальных резцов. Эта работа была долгой и сложной. Микроскопы несколько упростили процесс, но не до совершенства.
Сейчас все крупные ювелирные компании делают 3D-гравировку. Суть ее в следующем. Дизайнеры передают программистам рисунок, который хотят видеть на изображении. Разработчики пишут специальную программу, благодаря которой лазеры наносят нужный рисунок в считанные секунды.
Можно бесконечно долго говорить о том, что ручная гравировка выполнена с душой, но согласитесь: программа в любом случае наносит грани с максимальной точностью. В итоге вы носите ювелирное украшение с идеальной гравировкой.
Разнообразие ювелирных изделий – практическая классификация
Одним из самых распространённых способов систематизации аксессуаров является их группирование по практическому признаку. Этот метод классификации достаточно широко используется в странах СНГ и Европы.
При распределении аксессуаров мастера ориентируются на использованный в них материал. Так, к настоящим ювелирным изделиям принадлежат только те, которые были изготовлены из благородных металлов – платины, золота, серебра. Такое изделие декорируется любыми материалами – от бриллиантов до стекла – и даже может вовсе не иметь вставок.
Следующая группа – ювелирная галантерея. Это произведения, созданные из недрагоценных сплавов (алюминия, бронзы, никеля) – но имеющие серебряное либо золотое напыление. В них могут как присутствовать, так и отсутствовать разнообразные декоративные вставки, но в любом случае они будут сделаны из недрагоценных веществ.
И, наконец, последний класс – это металлическая галантерея. К нему относится большинство вещиц из разряда недорогой бижутерии. И само изделие, и украшающая его вставка будут изготовлены из недрагоценных, часто встречающихся материалов – бисера, кожи, железа, пластмассы, полимерной глины. Впрочем, подобные произведения часто бывают весьма самобытными и оригинальными.
Данная классификация является модифицированной версией более старой системы, существовавшей до 1998 г. Она насчитывала четыре разных класса – настоящие ювелирные украшения, ювелирную галантерею, художественные и камнерезные изделия. Но вследствие научно-технического прогресса, повлекшего за собой изобретение новых материалов и технологий работы, типизация была видоизменена. Тем не менее, некоторые мастера пользуются ею до сих пор.
Родирование
Родирование — это нанесение на изделие тончайшего слоя драгоценного металла родия. Эта процедура нужна для придания украшению твердости и особо яркого белого цвета. Вы ведь помните, что золото и серебро — мягкие металлы?
Родий — прочный металл с поразительной отражательной способностью. Он держит блеск намного дольше золота и серебра, поэтому стоит в разы дороже.
Никогда не путайте благородный родий с радиоактивным химическим элементом радием. Родий — безопасный и очень дорогой металл!
Драгоценный или нет – классификация по использованному материалу
Чтобы понимать, от чего зависит стоимость определённого аксессуара, необходимо уметь распознать материал, из которого он изготовлен. Именно по этому признаку и была разработана данная типология. Разумеется, литое золотое кольцо с бриллиантом или украшения ювелирные из серебра будут стоить намного дороже, чем поделка из никеля, покрытого тонким жёлтым напылением!
Итак, к драгоценным металлам относятся следующие:
— золото. Этот пластичный и мягкий благородный металл – один из самых древних, известных человеку. Он обладает великолепной тепло и электропроводностью, лёгок в обработке. А мягкое сверкание металла прекрасно гармонирует с большинством драгоценных камней;
— серебро. Оно тверже золота, но достаточно пластично и хорошо полируется. Поэтому из этого металла можно создавать более детальные и практичные произведения;
— платина. Этот металл встречается чрезвычайно редко. Именно поэтому его относят к драгоценным, хотя в ювелирных произведениях используют редко – из-за своей твердости платина плохо поддаётся обработке;
— палладий. Легко обрабатываемый металл серебристо-серой окраски. Он не окисляется на воздухе, а значит, украшения из него не потемнеют со временем;
— родий. Этот голубовато-белый металл очень твёрд и устойчив к износу. Кроме того, он обладает чрезвычайно высокой отражательной способностью.
Все остальные металлы и сплавы принадлежат к группе недрагоценных. А вот создать такую же чёткую классификацию драгоценных камней невозможно, ведь самоцветы оценивают, исходя из целого комплекса признаков и характеристик. Натуральные кристаллы могут иметь вкрапления или нюансы окраски (порой их даже невозможно различить невооружённым глазом), которые делают обычный камень уникальным и эксклюзивным – а значит, намного увеличивают его стоимость.
Мокуме Гане
Мокуме Гане — художественная техника, пришедшая к нам из Японии 18 века. Техника заключается в придании ювелирному изделию древесной структуры. Профессионалы достигают такого эффекта путем наложения друг на друга разных по цвету драгоценных металлов и меди. В итоге получается изделие, которое нельзя создать из обычного металла.