Ювелирное искусство Руси домонгольской
Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX–XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника.
В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.
Наибольшего расцвета ювелирное искусство Руси достигает в ХІІ – ХІІІ веках.
Ювелирные техники
Ювелиры древности применяли следующие особые техники:
- «скань» или «филигрань» – тонкие, перевитые друг с другом золотые или серебряные проволочки, сплющенных в ленточку при помощи молоточка, или же волоченной золотой проволокой образуют замысловатый узор;
- «зернь» – наплав множества тысяч меленьких металлических бусинок на изделие, что создает удивительную игру света;
- «эмаль» — наиболее широко известными техниками того времени являются, они применялись как для украшения золотых и серебряных изделий, так и для оформления книг. Эмали были двух видов – выемчатые и перегородчатые. Именно перегородчатые эмали считаются вершиной ювелирного мастерства времен Киевской Руси. перегородчатая эмаль – техника заимствованная из Византии: на поверхность изделий наносился узор в виде перегородок, а пространство между ними заполнялось эмалью, которая обжигалась и полировалась;
- «гравировка» – также широко применялась при изготовлении ювелирных изделий и носила изображения сцен из жизни, ритуальных языческих обрядов, мифических и реальных животных и птиц.
Всю искусность мастеров того времени можно оценить, если привести немного цифр. В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся серебряные колты в виде полукруглого щитка с шестью серебряными конусами. На каждый конус напаяно по 5000 крошечных колечек, а на каждом колечке напаяна зернь серебра! Т. е. всего на одном колте – 30000 зернышек серебра. Вы представляете уровень мастерства этого ювелира — ведь это ХІ – ХІІ век!
Ожерелье (подвеска). Древняя Русь. X век. Золото, эмаль; ковка, эмаль выемчатая, эмаль перегородчатая. Местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
Бармы великокняжеские из Старой Рязани. XII век. Золото, гранат, жемчуг, кабошоны, эмаль; зернь, низание жемчугом, скань ажурная, чеканка, эмаль перегородчатая. Музей-заповедник «Московский Кремль».
Фрагмент. Бармы великокняжеские из Старой Рязани. XII век. Золото, гранат, жемчуг, кабошоны, эмаль; зернь, низание жемчугом, скань ажурная, чеканка, эмаль перегородчатая. Музей-заповедник «Московский Кремль».
Диадема со сценой вознесения Александра Македонского. XII век. Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг. Длина — 35 см. Обнаружена в 1900 году в составе клада, найденного на Девич-Горе у села Сахновки. Коллекция музея Исторических Драгоценностей
Виды украшений
В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.
Перстни, браслеты
Золотой перстень-печать с изображением льва. Древняя Русь, Киев. XIII век. Из личной коллекции М. П. Боткина. Является лучшим образцом из всех известных на Руси подобных перстней.
Золотое кольцо. Городище Берестье. XIII век.
Витые и пластинчатые браслеты. Решётчатые, прорезные и орнамент. пластинчатые перстни. Московская область
Створчатые браслеты — наручи, серебряный браслет-наруч с городища Старая Рязань (раскопки провёл в 1966 г. А. Л. Монгайт). Артефакт датируется XI–XIII в., до 1237 включительно
Серебряный чернёный браслет-наруч с изображением фантастических зверей и птиц. XII — XIII века. Клад Михайловского Златоверхого монастыря
Браслет. 12 — 13 века. Государственные музеи Московского Кремля
Височные кольца
Но самыми популярными украшениями были височные кольца или усерязь. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
Подробнее можно посмотреть здесь: — Источник 1 — Источник 2 — Источник 3
У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей.
Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль.
Русборг-2016. Галина Клиперт, 29 лет, живёт в городе Лангепасе, в ХМАО — Югре. Работает в музее, где руководит мастерской русского костюма «Душегрея», организует фестиваль исторической реконструкции «Таёжная застава». Её комплекс сделан на основе находок на городище Кветунь. Это летописный город Трубеч, в нём жили северяне, в 10 веке это был северный «форпост» вошедшей в состав Древнерусского государства северянской земли, можно сказать, граница. Сейчас Кветунь – небольшое село. В простых руководствах для начинающих реконструкторов обычно написано, что северяне носили S-образные височные кольца, а семилучовые височники носили радимичи. Но на самом деле это не совсем так. S-образные височные кольца радимичи начали носить только с 11 века, а в 10-м в одной из местностей носили как раз семилучовые, серебряные, и при том очень красиво украшенные орнаментами. Именно такие височные кольца находят в Кветуни, и именно они привлекли меня, когда я выбирала, какой комплекс взять для работы. Вообще, височные кольца славян — это целый мир со своими индивидуальными закономерностями развития и особенностями, который очень интересно изучать.
Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями.
На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.
Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковья, Рисунок Олега Фёдорова
Парные техбусинные височные кольца, вторая половина XII — первая треть XIII века. Русь. Золото; тиснение, скань, зернь, пайка.
Височные кольца. 12 век. Восходит к древней славянской культуре VII — VIII веков
Колты
Горожанки XI–XIII в. больше всего любили колты — парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы.
В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII в. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.
В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI–XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.
Звездчатый колт 12 век. Материал: Серебро; литье, скань, зернь Размер: Высота без подвески 11 см; ширина 10 см. Музеи Московского Кремля
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века. Рисунок Олега Фёдорова
Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года. Рисунок Олега Фёдорова
Колты с изображением птиц. Рубеж XII–XIII веков. Древняя Русь, Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка. Из личной коллекции М. П. Боткина.
Колт. Древняя Русь. XII век. Золото, перегородчатая эмаль.
Колт. Древняя Русь. XII век. Золото, перегородчатая эмаль.
Св. мученик, неизвестный. Обратная сторона; Древо Жизни. Колт; Россия. Киевская Русь; XII в.; местонахождение: Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж (ГЭ); 3.6×4.4 см.; материал: металл золото, эмаль; техника: ковка, эмаль перегородчатая
Колт. Святой мученик. Древняя Русь. XI век. Золото, жемчуг; литье, эмаль перегородчатая. Местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей.
Колт Св. мученик, неизвестный. Обратная сторона
Сирены и Древо жизни. Колт; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM); 5.7×6 см.; материал: металл золото, эмаль; техника: эмаль перегородчатая
Птицы фланкирующие Древо жизни. Колт; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM); 5×5.3 см.; материал: металл золото, эмаль; техника: эмаль перегородчатая
Птицы фланкирующие. Древо жизни. Колт. Древняя Русь. XI век. Золото, эмаль. Местонахождение: США. Миннеаполис. Музей Русского Искусства
Колт. Райское Древо и птицы; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM); 4.8×5.4 см.; материал: металл золото, эмаль; техника: эмаль перегородчатая
Колт. Райское Древо и птицы; Россия. Киевская Русь; XI в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM); 4.8×5.4 см.; материал: металл золото, эмаль; техника: эмаль перегородчатая (ОБОРОТНАЯ СТОРОНА)
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII — начало XIII вв. По материалам Киевских кладов. РИсунок Олега Фёдорова
Парные колты с изображением птиц. Лицевая сторона. Первая половина XII века (?). Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, монтировка, пайка.
Колты из Рязанского клада. 12 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни.
Оплечье (Бармы)
Крест процветший. Суздальское оплечье (бармы); Россия. Не установлено; XII в.; местонахождение: Россия. Москва. Государственный исторический музей; 9.1 см.; материал: металл серебро; техника: гравировка (резьба), золочение, скань, чернь, штамповка
Деталь серебряного суздальского оплечья. 12 — 13 века. Серебро; позолота, гравировка, чернь, пайка, зернь, скань. Из раскопок А. С. Уварова. Владимирская губерния, 1851. Памятник найден при раскопках графом Уваровым курганов Суздальского уезда, возле деревни Исады, расположенной на берегу реки Нерли, недалеко от Суздаля.
Согласно описанию Уваровым обстоятельств находки, все предметы, составляющие оплечье, обнаружены в одном из курганов сбоку, на поверхности, так что были явно только спрятаны в нем и никакого отношения к погребению в кургане не имеют. О том же свидетельствует и инвентарь кургана. Реконструкция первоначального вида оплечья была сделана по найденным предметам еще Уваровым, в основном правильно, хотя порядок размещения блях и промежуточных бусин представляется гадательным. Реконструированное суздальское оплечье хранится сейчас в залах археологического отдела Исторического музея в Москве.
Бармы. Ожерелье из бус и медальона с изображением процветшего креста. Конец XII — первая треть XIII века. Русь. Серебро; тиснение, скань, зернь, монтировка, пайка, золочение, гравировка.
Рясны. Вторая половина XII века. Киев. Золото, жемчуг; тиснение, перегородчатая эмаль, пайка.
Гривны
Золотая гривна с эмалевыми изображениями Каменнобродского клада.
Каменнобродский клад. Найден в 1903 году в Киевской губернии. Обстоятельства находки неизвестны, отчет Археологической комиссии сообщает только, что она сделана случайно, «при обкапывании скалы для каменотесных изделий». Вещи клада поступили в Археологическую комиссию, сдавшую его в Эрмитаж, откуда он в был передан Украинским государственным музеям.
Все изображения выполнены перегородчатой эмалью, работы, несомненно, местного русского мастера, как о том свидетельствует характер надписей, выдающий механическую, с ошибками, копировку букв и слогов, а также характерную народную переделку имени «Петр» в «Петро».
…стремление мастера к яркой красочности и сочетании отвлеченного цветового узора, которой зачастую подчиняется весь подбор тонов эмалевой раскраски изображений, является вообще характерной стилевой чертой древнерусских эмалей. Эта черта в особой степени свойственна вещам как раз наиболее совершенным по технике выполнения эмалей и, следовательно, никак не может быть случайной, объяснимой только неумением местных мастеров следовать византийским образцам и их принципам отбора цветов для священных изображений.
«Варварское» искусство характеризуется стремлением к яркой красочности и богатству цветовых соотношений в узорах из ценных камней или из подражающих им стеклянных цветных сплавов, располагаемых на золотых фонах украшений, утвари, конской сбруи и оружия. И эта живая еще традиция художественных вкусов варварского общества — не объясняет ли нам именно она тот расцвет эмалевого дела древней Руси, какой мы знаем в 11–12 веках.
Золотая гривна с эмалевыми изображениями Каменнобродского клада. Фрагмент. Первая половина 11 века.
«Черниговская гривна». 11 век. Золотой амулет-змеевик с Архангелом Михаилом
Центральное звено золотой диадемы со сценой вознесения Александра Македонского. XII век. Золото, ковка, пайка, эмаль, жемчуг. Сахновский клад 1900
На Руси XII век являлся временем повышенного интереса к изображению сцены Вознесения Александра Македонского, нашедшему отражение как в декоративном и прикладном, так и в монументальном искусстве. Особенно был популярен этот сюжет в древнерусской белокаменной резьбе, где он служил символом апофеоза местных правителей.
Коллекция музея Исторических Драгоценностей. «Белгородская гривна». Золотой амулет-змеевик. Около 1117 года. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Лунницы
Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора. При всем разнообразии форм и техники исполнения неизменным остается их общее сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/021214/22391/
Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X — начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском. Рисунок Олега Фёдорова
Серебряная лунница со сканью и зернью, X–XI вв.
Обереги лунницы с крестом
Производство лунниц уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Первые трехрогие лунницы известны уже в памятниках бронзового века. В античный период появляются золотые серповидные лунницы, украшенные сканным декором. В позднеримское время форма полумесяца широко распространена у народов Европы и Передней Азии. С территории Восточной Европы происходят ранние черняховские лунницы. Эмалевые лунницы характерны для поднепровских ерриторий и принадлежат киевской культуре.
Со второй половины IX в. лунницы появляются в культуре восточных славян и существуют вплоть до XIII в. Как и древнерусские нательные кресты на территории Древней Руси лунницы получают распространение уже в X–XI вв. и в XII–XIII вв. становятся наиболее популярными среди украшений деревенского населения, хотя, как показали последние исследования, считать лунницы чисто славянским украшением нельзя. Появление двурогих лунниц связано с проникновением в славянскую среду в конце VII – начале VIII в. комплекса филигранно-зерненых женских украшений в связи с первой волной византийского влияния. Лучшие образцы лунниц – серебряные штампованные, украшенные настоящей зернью, которые известны по кладам X–XI вв. В подражание им из бронзы и оловянисто-свинцовых сплавов отливались лунницы с узором, копировавшим зернь. Носили лунницы в основном в качестве подвесок к богато украшенным ожерельям вместе с височными украшениями.
К XII в. относятся шейные украшения, в состав которых могли входить более десяти различных древнерусских оберегов подвесок-лунниц. В 1914 г. была опубликована первая классификация лунниц, разработанная Верой Владимировной Гольмстен. В основу ее классификации положено соотношение длины средней горизонтальной линии к расстоянию между рогами. Согласно данной классификации, лунницы делятся на широкорогие и узкорогие, а по технике изготовления – на штампованно-филигранные и литые. Серебряные широкорогие лунницы филигранно-зернёной работы, известные нам по вещевым кладам и отдельным богатым погребениям местной феодальной знати, являются продукцией русских городских ювелиров X–XI вв.
Женщина в уборе с гроздевидными наушниками, лунницами и щитовидными подвесками, конец X – начало XI в. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском. Рисунок Олега Фёдорова
Посуда
Чаша-потир. Древняя Русь, 12 век. Серебро, чеканка, резьба, золочение
Чаша-потир. Новгород, 1329 год. Яшма, серебро, драгоценные камни, резьба, скань, золочение
****************************************************************************
Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.
ИСТОЧНИК:
Источник 1
Источник 2
Литература:
- С. М. Новаковская-Бухман. Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Русский музей представляет: Клады Древней Руси в собрании Русского музея / Альманах. Вып. 457. СПб: Palace Editions, 2015, ISBN 978-5-93332-525-3
- Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия / Науч. ред.-сост. А. Е. Мусин. Под общей ред. Е. Н. Носова. – СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009, ISBN 978-5-86007-606-8
0
Описание[править | править код]
Святой Георгий. Византийская эмаль. X—XII вв.
Древнерусское ювелирное мастерство времён Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь. За долгие века оно было забыто. Однако, усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. При раскопках были обнаружены сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII веков.
В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Воины и торговцы из Скандинавии принесли в русские земли языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, выдержанный в исламском стиле. Православие, принятое от могущественной Византийской империи, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия в те времена была ядром цивилизованного мира, соседствующая с варварской Европой и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с православием Русь долгие столетия сохраняла устойчивые языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческого воображения древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.
Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства Древней Руси. Мастера, владевшие этими секретами, погибли или исчезли во времена Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV века началось его медленное возрождение.
Шлем Ярослава Всеволодовича[править | править код]
Шлем князя Ярослава Всеволодовича — отца Александра Невского.
Основная статья
:
Ярослав Всеволодович (князь владимирский)
В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля выставлен древний шлем, железо которого проржавело, и лишь серебряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На накладках, украшающих навершие шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком художественном уровне. История самого шлема связана с важными политическими событиями. В 1216 году на реке Липице, у Юрьева Польского, сошлись две русские рати — новгородцев и суздальцев с многочисленными союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью ратников, принадлежавших к городам и княжест¬вам половины Руси. Вожди суздальцев, и среди них князь Ярослав Всеволодович — отец Александра Невского, были уверены в победе. Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий Всеволодович по древнему обычаю обменялись доспехами. Сокрушительное поражение заставило их искать спасения в бегстве с поля боя. Юрий, не помня себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших времён. Побеждённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако отыскать дорогое вооружение им не удалось.
Техника изготовления предметов с перегородчатой эмалью
Последовательность операций по изготовлению высококачественных перегородчатых эмалей подробно описана Теофилом. Он указывал, что начинать следует с приготовления тончайшей пластины из золота. Это искусство известно еще со времен существования античных государств, где славилось мастерство ремесленников, которых называли золотобои или браттиарии. В задачу золотобоев входило расплющивание золота или серебра с помощью молота. Затем полученный лист разрезался на несколько частей, которые складывались в стопку, проложенную кусочками пергамена. Стопка листов вновь подвергалась ударам молота до получения тонкой пластины из золота. После этой операции размер пластины увеличивался в два раза по сравнению с исходным размером.
Следующая операция – придание нужной формы пластине с помощью трафарета и матрицы. Например, пластине можно было придать форму колта, то есть подвески к женскому головному убору. Работу с трафаретом и матрицей Теофил описывал так: на матрицу накладывался трафарет с контурами нужного рисунка и на золотой пластинке производился оттиск углубления, которое служило лотком для эмали. Дальнейшие действия заключались в следующем: «…ты отрежешь им такую форму, которую ты захочешь заполнить эмалью… ты расположишь очень внимательно и тщательно эти листочки по своим местам и, прикрепив их с помощью мучного клея, поставишь над углями. Когда заполнишь одну часть, ты укрепи ее с чрезвычайной осторожностью, чтобы вся тонкая работа не расплавилась». Теофил советовал проверять, смогут ли эмали разных цветов плавиться одновременно, чтобы не допустить смешивания красок.
При раскопках памятников Древней Руси трафареты для изготовления колтов были обнаружены в Киеве в 1907 году (археолог В. В. Хвойка), а матрицы для придания пластине выпуклой формы были найдены в разные годы во многих местностях (Г.Ф. Корзухина; Б.А. Рыбаков; Т.И. Макарова).
Имена на металле[править | править код]
Имена авторов большинства памятников ювелирного искусства Древней Руси неизвестно. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако, история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих творцах. Так, кратеры
— драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII века, — несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.
Знаменитая полоцкая просветительница XII века княжна-игуменья Ефросиния в 1161 году заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м годам XX века почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.
Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 году, печальна. Он был утрачен во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка, которые были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы Великой Отечественной войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.
Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель — полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии — одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.
Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.
Гривна Владимира Мономаха[править | править код]
Основная статья
:
Владимир Мономах
Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства, появившиеся до татаро-монгольского нашествия, получили огромную известность. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI века, так называемый «змеевик», на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; до нашествия татаро-монгол, украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 году недалеко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.
Гривна Владимира Мономаха. XII век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил «Поучение» детям, написанное в форме воспоминаний. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.
Изучение вопроса о древнерусской перегородчатой эмали
Исследователи, изучающие проблему развития искусства перегородчатой эмали на Руси, в качестве источника чаще всего называют книгу немецкого монаха или пресвитера Теофила «Трактат о разных ремеслах» (XI век). Теофил отметил достижения Руси в сложном деле использования перегородчатой эмали и дал детальное описание последовательности технологических операций при ее изготовлении. В книге Теофила имеется информация о конструкции печи для изготовления эмали, о процессе обжига изделия, о возможных ошибках и методах их исправления. Подробно описывается заключительная стадия процесса – полировка изделия, требующая наличия определенных умений и навыков. Единственный недостаток работы Теофила – в книге ничего не говорилось о том, как создавался необходимый рисунок.
Первые научные работы, где дается анализ происхождения перегородчатой эмали на Руси и приводится описание украшений с эмалью, появились в середине XIX века. В 1853 году русский историк, археолог и коллекционер И.Е. Забелин (1820-1908 гг.), назвал изделия с перегородчатой эмалью «произведениями русских мастеров, учеников византийских греков». Таким образом было положено научное направление в историографии, подчеркивающее византийское влияние на становление русского искусства перегородчатой эмали. Обширная цель исследования Забелина – история металлообработки на Руси от домонгольского периода до XVIII в. – не позволила автору подробно остановиться на описании технологии изготовления украшений с эмалью в Киевской Руси, но тема вызвала интерес.
В 1861 году вышла книга известного русского археолога и историка искусств Г.Д. Филимонова (1828-1898 гг.) «Оклад Мстиславова Евангелия», где автор представил подробное описание оклада с разнообразными эмалевыми украшениями. Ученый пришел к выводу, что финифти на искусно сделанном окладе относились к разному времени изготовления, начиная c XII века.
К сожалению, в задачу автора не входил подробный разбор финифтей, изучение их рисунков и технологии их изготовления. Г.Д. Филимонов считал, что изучение русско-византийского финифтяного производства представляло собой широкое поле для дальнейших исследований.
Полный анализ изделий из эмали был проведен русским археологом и историком-искусствоведом Н.П. Кондаковым в 1892 году. Ученый проследил историю возникновения и распространения перегородчатой эмали, начиная с древнеегипетских и заканчивая древнерусскими. Он пришел к выводу, что Русь восприняла византийские и восточные техники, обогатив ими свое мастерство. Как и Забелин, Кондаков подчеркивал значение византийского влияния на развитие русского производства эмалей, но считал, что необходимая основа для такого развития уже существовала на Руси. Книга Кондакова «История и памятники Византийской эмали» до сих пор считается самым полным и ценным трудом по истории эмали.
Неоценимый вклад в изучение перегородчатых эмалей внес советский и российский ученый-археолог, исследователь культуры Древней Руси, академик РАН Б.А. Рыбаков (1908- 2001). В книге «Ремесло Древней Руси» (1948 г.) Рыбаков рассматривает производство эмали как особую отрасль художественного ремесла, самостоятельно развивавшуюся на Руси. Кропотливый труд Рыбакова по изучению изображений из перегородчатой эмали представлен в работе «Русское прикладное искусство» (1971г.). Рассматривая вопрос о русском прикладном творчестве, академик пришел к выводу, что художественные ремесла на Руси по мастерству изготовления не отставали от западноевропейских, а в некоторых отраслях даже превзошли его.
Советский археолог, исследователь культуры и ремесел Руси Г.Ф. Корзухина (1906-1974) составила свод 175 археологических источников по эмалям, а ряд статей посвятила кладам и технике изготовления перегородчатой эмали.
Обобщающий труд по перегородчатым эмалям составлен советским и российским археологом, историком культуры Макаровой Т. И. (1930-2009), которая классифицировала древнерусские клады, разработала хронологию развития технологии производства перегородчатой эмали на Руси.
Владимирская перегородчатая эмаль
О развитии эмальерного дела во Владимире можно судить только по двум обнаруженным украшениям: это две пары колт. В их изготовлении прослеживается влияние киевской школы эмальеров, но в то же время они отличаются своеобразием, свидетельствующим о наличии собственной, владимирской, школы. Главной продукцией местных мастерских была, очевидно, церковная утварь. В летописях ее назвали одним словом «финипт». Так, в Ипатьевской летописи, говорится о приказании князя Андрея Боголюбского украсить церковь Рождества Богородицы «Жемчугом великим бесценным, златом и финиптом». Описание церковного «финипта» не дошли до нас, но обращает на себя внимание тот факт, что «финипт» стоит в одном ряду с драгоценным камнем и золотом.
Связь владимирской школы с киевской показывают изображения особо почитаемых во Владимире святых Георгия и Дмитрия, обнаруженные на двух найденных колтах. Преемственность традиций прослеживается в приемах, используемых для передачи одежд святых, и в геометрических формах, используемых для рисунка. Но есть и отличия: форма владимирских колтов отмечена своеобразием, а конструкция – более грубовата, чем киевская. Цветовая палитра владимирской перегородчатой эмали носила отпечаток местных традиций. Не совсем удачной оказалась попытка владимирских мастеров воспроизвести сложный орнамент киевских эмалей: пышность рисунка не удалось точно повторить.