Ювелирная техника скань в поселке Красное-на-Волге Костромской области


Виды ювелирной филиграни

В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.

Напайная филигрань

Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.

Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.

Ажурная филигрань

Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.

Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.

Объёмная филигрань

Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.

Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.

Интересно! В ювелирном производстве можно встретить все три техники скани в зависимости от разновидности изделия.

Технологии производства

Виды и элементы филиграни

Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань — это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и фоновая филигрань бывает плоской и объемной. Примером ажурной филиграни могут являться плоских форм броши, примером фоновой — кулоны, серьги конусных и цилиндрических форм.



Рис. 1. Элементы филиграни
Элементы ажурной и фоновой филиграни очень разнообразны и многочисленны по форме, размерам, названию (рис.1).

Гладь

— круглая проволока различной (заданной) длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм; проволока, сплющенная с боков, называется плоской гладью.

Веревочка

— скрученный из двух проволочек любого сечения жгутик, нередко провальцованный (плоская веревочка); зернистая поверхность, образующаяся на ребрах плоской веревочки, позволяет создать эффект особой красоты зернистого узора в украшении.

Шнур

(шнурок) — элемент, скрученный из двух, трех, четырех проволочек или двух веревочек, или веревочек и проволоки.

Плетенка

— своеобразная косичка, сплетенная из трех или более проволочек; часть используется в качестве бокового ободочка плоских филигранных украшений.

Елочка

— две рядом лежащие веревочки со спиралью, направленной в разные стороны, с незначительным или сложным изгибом.

Круглая дорожка — слегка растянутая спираль из круглой глади малого сечения; часто применяетсй для выделения отдельных орнаментов из общего узора.

Смятая и сплющенная дорожка

— элемент в виде поваленной или приплюснутой спирали, кольца которой, наваливаясь одно на другое, частично закрывают друг друга.

Зигзагообразная дорожка

— это зубчатая дорожка из плоской глади, круглой и плоской веревочки или змейка из плоской или круглой веревочки; используется в качестве промежуточных элементов ажурной филиграни, а также при изготовлении фоновой филиграни с ажурным фоном.

Зернь

— мелкие металлические шарики.

Колечко

— кольцо из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки; используется в основном для набора фона фоновой филиграни и как составная часть других элементов.

Полуколечко

— часть колечка; используется как самостоятельный элемент для набора фона фоновой филиграни и как составная часть других элементов.

Репейчик

— элемент, изготовленный из плоской или круглой веревочки или плоской глади малого сечения в виде колечка, обрамленного по окружности четырьмя полуколечками.

Звездочка

— то же, что и репейчик, но с большим числом полуколечек, от 5 до 8.

Огурчик

— элемент в виде огурчика, изготовленный из плоской или круглой веревочки.

Грушечка

— элемент, по форме напоминающий каплю, из плоской или круглой веревочки.

Зубчик

— согнутый из плоской или круглой веревочки, элемент в виде контура зуба пилы или шестерни.

Развивашечка

— то же, что и зубчик, но с загнутыми наружу концами.

Лепесток

— изготовленный из плоской или круглой веревочки или плоской глади, элемент в виде лепестка ромашки.

Тройник

— трилистник из плоской или круглой веревочки или плоской глади.

Головочка

— элемент в виде перевернутой запятой, изготовленный из плоской, реже из круглой веревочки.

Травка

— изготовленный из плоской глади или плоской круглой веревочки, «зубчик» с удлиненными усиками, завивающимися в одну сторону плоской спиралью.

Завиток

— набранный из плоской глади, плоской или круглой веревочки, элемент в виде дужки с загнутыми внутрь до образования колечек концами.

Листочек

— из плоской веревочки плоская, смятая с боков спираль в виде листочка.

Завивка

— трилистник, спаянный из трех листочков различной формы.

Жучок

— колечко из круглой дорожки (спирали) с зернью в центре.

Розетка —

спиральное колечко из смятой дорожки, превращенное в сферическую вогнутую чашечку с зернью внутри.

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Кому принадлежит техника филиграни: историческая справка

Считается, что первые мастера, освоившие интересную технику, появились ещё в Древнем Египте, античной Греции. Старейшие изделия, обнаруженные при раскопках древних городов, датируются VI веком до нашей эры.

Стремительный рост популярности филигранных изделий отмечается в XVIII веке.

Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатых горожан, знатных особ. Расцветом филигранного дела по праву считается XIX век. В это время ювелирные украшения стали производиться массово, были доступны практически всем сословиям.

Русская скань берёт своё начало в древние века. Скань в Древней Руси – это в первую очередь обрядовые изделия, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.

Известная Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.

Разновидности филиграни

Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни.

Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

  • Напайная скань. Это техника изготовления украшений, при которой проволочный узор напаивают на металлический лист-основу. Весьма часто сочетается с эмалью и по типу различается на фоновую (глухую) филигрань, просечную (выпильную) скань, перегородчатую эмаль и другие.
  • Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из проволоки без напаивания их на какую-либо основу. Для создания металлического кружева требуется большой опыт работы с металлами и аккуратность при спаивании. При добавлении к технике зерни производят напаивание металлических шариков на элементы кружева.
  • Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом.

Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор.

Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

  • Прежде всего, золото является весьма легкоплавким металлом, то есть для его нагрева до состояния «тягучести» требуется температура, которая будет намного меньше температуры плавления стали или железа.
  • Золото является чрезвычайно пластичными материалом. При высокой степени чистоты оно легко деформируется даже без нагревания.
  • Золото достаточно экономичный материал. Это означает, что из сравнительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительную по длине золотую проволоку, из которой и составляются узоры скани: кольца, изгибы и завитки.
  • Этот благородный металл весьма ценили на протяжении всей истории человечества. Самые обеспеченные члены общин украшали себя золотыми изделиями, техники изготовления которых только усложнялись с течением времени. Орнаменты скани, выполненные из золота, украшали оклады икон, басмы и серьги.

Русский промысел

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Скань или филигрань?


По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».
Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Зернь и скань Древней Руси

Техника изготовления украшений стала применяться на территории русского государства в Х веке. Этот период характеризуется обилием зерни разного размера, небольшим разнообразием филигранных элементов. Затем технология производства развилась до изготовления напайной скани, с ХII века мастера освоили технику ажурной, рельефной филиграни.

Во времена царской России сканые изделия изготавливались разных размеров – от масштабных полотен до небольших брошей, серёг. Наиболее известными мастерами были Амвросий, Иван Фомин, чьи изделия сохранились до наших дней.

Ложные (литые) скань и зернь

Эти техники появились, чтобы удешевить процесс изготовления, ускорить его. Ложные (литые) скань, зернь – это изделия, отлитые в предварительно изготовленных сланцевых, известняковых формах. Подобные украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличались от них более простыми, гладкими рисунками без рельефа.

Источники

  • https://vseprokamni.ru/ukrasheniya/skan-eto-v-drevnej-rusi.html
  • https://FB.ru/article/157104/skan—eto-chto-takoe-russkaya-tehnika-skani
  • https://JewelryExpert.ru/interesno/filigran-skan-zern.html
  • https://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/skan-filigran-redkaya-tehnika-tonchajshih-uzorov/
  • https://FB.ru/article/425991/chto-takoe-skan-filigran-dva-imeni-odnoy-tehniki
  • https://russianarts.online/193976-skan/
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]