Скань и филигрань — что это такое, особенности ювелирной техники со времен древней Руси

Эта ювелирная техника дошла до наших дней из глубины веков с минимальными изменениями. Даже сегодня ремесленники используют для создания ювелирных изделий филигрань или скань что и их предшественники много веков назад. Так что же такое филигрань и что такое скань Ч разбираемся в понятиях и оцениваем работы современных русских мастеров.

Что такое скань

Искусство сканирования известно со второго века нашей эры. За более чем 900-летнюю историю филигрань только усложнялась: слепая техника трансформировалась в ажурную, и даже тугоплавкая сталь стала использоваться вместо мягких драгоценных металлов.

В Древней Руси первые упоминания о филигранном искусстве появились в 9 веке. Ажурную технику филиграни в то время еще не использовали, предпочитая ей зернь, то есть припаивание к ювелирным или любым другим наборам металлических шариков и придумывание их замысловатых узоров.

Ажурное кружево, представляющее собой композицию узоров из металлических проволок без фона, используется с XII века. В то же время ювелиры начали усложнять технику, украшая филигранные изделия драгоценными камнями и эмалью.

Филигрань в древней Руси

Искусство выпаивать из тончайшей проволоки ажурные кружева и формировать полупрозрачные изделия называют филигранью или сканью. Русские мастера чернили украшения и предметы посуды, но в 9 веке научились покрывать украшения тончайшей проволокой, формируя замысловатые узоры. На развитие скани повлияла торговля, с Европы и Азии купцы привозили ювелирные украшения, предметы быта в аналогичной технике, наши мастера научились настолько тонко скручивать плетенный материал. Что выпаивали уникальные узоры.

Растущий спрос на все более сложные конструкции стимулировал мастеров совершенствовать свои навыки. Пуговицы, сохранившиеся с XVI века, украшенные тончайшей металлической сеткой, выполненной в технике скани, и сегодня представляют для нас большой интерес. Считалось, что чем тоньше и сложнее узор, тем благороднее и уникальнее предмет.

Расцвет филигранной живописи пришелся на период между 18 и 19 веками. В то время она рассматривалась как вид ювелирного искусства и использовалась не только для изготовления украшений, но и для росписи мелких предметов. Все филигранные предметы, будь то объемные панно или просто маленькие сигарные коробки, изготавливались вручную, хотя спрос на филигрань был очень высок.


Современная Казаковская филигрань и цена на 2022 год

Филигрань — это искусство, которое почти не пострадало в советское время. В основном это было связано с тем, что филигрань была признана национальным достоянием и народным историческим ремеслом. Это позволило ей продолжать развиваться, хотя и другими темпами.

Филигрань — историческая справка

Считается, что первыми мастерами, освоившими эту интересную технику, были выходцы из Древнего Египта и Древней Греции. Самые старые экземпляры, обнаруженные при раскопках в древних городах, датируются 6 веком до нашей эры.

Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатой буржуазии, дворянства. 19 век по праву считается пиком филигранного мастерства. В это время ювелирные изделия производились массово и были доступны практически всем социальным классам.

Русская филигрань берет свое начало в глубокой древности. В Древней Руси скань была прежде всего церемониальными предметами, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.


Красносельская скань (Кострома)

На выставке в Париже в 1937 году знаменитая «Красносельская скань» произвела мировую сенсацию. Этот успех был повторен два года спустя в Нью-Йорке.

Карл Болин и Готтлиб Ян


Ковш. Серебро, эмаль. 1908–1917. Фотография: qna.center


Икорница. Серебро, хрусталь. Литье, чеканка, гравировка, золочение, алмазная грань. 1908–1917. Фотография: qna.center


Шкатулка в форме бабочки. Серебро, алмазы, жемчужина, эмаль. 1898–1908. Фотография: qna.center

Петербургская изготавливала драгоценные украшения и подарки для царской семьи и придворных. Фирму основали Карл Болин и Готтлиб Ян — два зятя-ювелира известного саксонского мастера Андреаса Ремплера, который служил при дворе Павла I.

работала при шести российских монархах и выполняла заказы из императорского дворца более века. В «Обозрении Лондонской всемирной выставки» 1851 года говорилось, что работы Болина «решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы работы знаменитого парижского ювелира Лемонье». В 1912 году Николай II пожаловал семье потомственное дворянство. Сегодня работы ювелиров хранятся в Алмазном фонде и имеют статус коронных ценностей.

Разнообразие филигранной работы

Существует множество способов внести разнообразие в филигранную технику: использование эмали и драгоценных камней, использование проволочных узоров на черни или сочетание филигранных техник.

Существует в общей сложности 3 основных вида этого ювелирного искусства:

Паяная филигрань

Это техника изготовления ювелирных изделий, при которой проволочный узор припаивается к листу металла. Она довольно часто сочетается с эмалью и различается по типу фоновой (выцветшей) филиграни, чеканной (окаймленной) филиграни, перегородчатой эмали и др.

Ажурная скань

Ажурная техника предполагает соединение деталей из проволоки без припаивания их к какой-либо подложке. Изготовление металлического кружева требует большого опыта в работе с металлами и аккуратности в пайке. Дополнением к этой технике являются металлические шарики, припаянные к элементам кружева.

Объемная филигрань

Для изготовления объемных филигранных украшений используется поэтапный метод: несколько элементов, выполненных в ажурной филиграни, объединяются в одну композицию.


скань и эмаль в одном украшении

В технике филиграни из драгоценных металлов можно создавать красочные сочетания с различными материалами: драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, неглазурованным серебром, стеклом и деревом.

Разнообразие инкрустаций в филигранных украшениях требовало большого мастерства в работе с металлами. Например, для завершения черневого орнамента требовалось посыпать изделие сплавом из нескольких металлов и произвести обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор.

Первоначально мастера филиграни выбирали только драгоценные металлы, такие как золото и серебро, отдавая предпочтение первому из-за ряда его качеств:

  1. Во-первых, золото — очень легкоплавкий металл, т.е. для его нагрева до «вязкого» состояния требуется температура гораздо ниже, чем температура плавления стали или железа.
  2. Золото — чрезвычайно пластичный материал. При высокой чистоте он легко деформируется даже без нагрева.
  3. Золото — достаточно экономичный материал. Это означает, что из относительно небольшого количества этого металла можно вытянуть внушительной длины золотую проволоку, состоящую из разрозненных узоров: колец, дуг и вихрей.


Золотые филигранные ложка и чашка на блюдце
Этот драгоценный металл высоко ценился на протяжении всей истории человечества. Самые богатые члены общества украшали себя золотыми предметами, техника изготовления которых со временем становилась все более сложной. Золотые орнаменты русской скани украшали футляры для икон, басмы и серьги.

Чеканка

Чеканка — один из видов холодной обработки металла. С помощью чеканки создавались и создаются самые разнообразные художественные произведения. Чеканкой можно выполнять тонкие миниатюры для ювелирных изделий, различные рельефные орнаментальные композиции, наносить различную декоративную фактуру и с применением глубокой выколотки чеканить большие монументальные произведения. Чеканка широко распространена в настоящее время при изготовлении различных декоративных художественных изделий из меди, алюминия, латуни, черного декапира и других материалов.

Канфарник: а — круглый, 6 — восьмигранный

Чеканка по листовому металлу — наиболее трудный из всех видов художественной чеканки, так как при работе по листовому металлу нужно создавать и рисунок, и рельеф, и фактуру материала в процессе работы, а при чеканке по литью происходит только выявление и завершение ранее созданной формы, отлитой из различных металлов.

Процесс чеканки заключается в обработке металла с помощью специального набора чеканов, различных по форме и назначению, и чеканного молотка. В процессе чеканки применяются также подсобные материалы и приспособления. Чеканы представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120 мм. Короче они неудобны, так как не позволяют наносить свободно удары, не травмируя руки. Для специальных работ чеканы могут быть и длиннее.

Контурная чеканка представляет собой чеканку на плоскости листового металла без выколотки рельефа. Другими словами, это создание контурного рисунка на плоскости металла с помощью расходника, пурочника и фактурных чеканов. Эта техника несколько напоминает гравировку, но техникой чеканки легче создать более живой и сочный рисунок, акцентируя его местами более сильными ударами и применением некоторых других чеканов, кроме расходника.

Контурная чеканка может быть выполнена как вогнутой, опущенной вниз, так и выпуклой, поднятой над

Контурная чеканка с проработкой фона и применением фактурных чеканов

фоном линией. Этот вид чеканки очень часто применялся при создании различных предметов быта, которые декорировались растительным и другими видами орнамента, выполненными одной линией без выколотки рельефа. В V и IV вв. до н. э. скифы оставили много различных образцов из драгоценных металлов, в том числе и контурной чеканки с применением различных фактур как по фону, так и по изображаемому рисунку. Интересны художественные произведения из металла эпохи Сасанидов, где изображены борьба различных зверей, рыбы, растительность. Четко обозначен контур рисунка, чистый фон, а все изображение прочеканено различной фактурой, штрихами, которые усиливают характер предмета.

Разновидностью контурной чеканки является выпуклая контурная чеканка, где рисунок читается за счет выпуклой линии, которая поднимается расходником с оборотной стороны.

Контурная чеканка под эмаль. Этот способ чеканки имеет некоторые особенности при создании перегородок под эмаль. Как известно, в прошлом и теперь существуют перегородчатые горячие эмали. При этом перегородки из металлических ленточек или вальцованной проволоки припаивались, а затем накладывалась эмаль. Можно сделать эти перегородки способом чеканки специальным расходником с оборотной стороны изделия. Для чеканки перегородок следует брать расходник, рабочая часть которого должна иметь мягкую округленность небольшой толщины. Чеканка производится на твердой смоле, чтобы перегородка получалась более четкой и меньше «тянула» за собой фон. Создание перегородки чеканкой целесообразно, когда не требуется тонкая моделировка рисунка. Создание перегородок под эмали способом чеканки отличается декоративностью, сочностью и легкостью рисунка.


Серебряная конфетница (вторая половина XVIII в.)

Ажурная чеканка отличается от контурной тем, что фон орнамента или другого изображения высекается с помощью специальных сечек.

Рельефная чеканка — самый распространенный вид чеканки как в прошлом, так и в настоящее время. Много примеров в русском декоративном искусстве имеет рельефная чеканка с полной обработкой рельефа различной высоты и степени деталировки. В зависимости от размера изделия и высоты рельефа применяется тот или иной способ чеканки. Чеканный рельеф можно создать за счет опускания фона, но только небольшой высоты, примерно до 3 мм. Рельефы большей высоты получают различными способами выколотки. Рельефы могут быть очень тонко и тщательно проработаны с нанесением различной фактуры или выполнены только выколоткой с некоторой

Декоративно-фактурная чеканка. Современная работа

подчеканкой.

Декоративно-фактурная чеканка. Этот вид чеканки получил особое распространение в наши дни (рис.). Однако и в прошлом много примеров фактурной чеканки. Например, изделия из собрания скифского золота. Золотые чаши украшали ромбовидными шипами по всей поверхности. Аналогичными украшениями снабжены и братины XVII в. Фактурная чеканка очень умело применяется и в Грузинской чеканке.

Чеканка по литью

Чеканка по литью применяется только в случае отливки изделия в земляную форму. Художественная отливка в земляную форму всегда уступает по четкости поверхности модели, по которой она была отлита. Чтобы поверхность отливки не отличалась от поверхности модели, необходимо восстановить утраченные детали.

Для чеканки литья применяют те же инструменты и приспособления, что и для листовой чеканки. Разница лишь в том, что для чеканки литья требуется меньшее количество чеканов, так как здесь чеканится только внешняя поверхность изделия. Однако чеканы для литья должны иметь большую твердость.

Филигрань в массовом производстве

В XVII веке спрос на ювелирные изделия с чеканкой возрос, появляются серьезные ювелирные украшения в стиле скансьон, в которых помимо камней используются кристаллы и перламутр. Не забывали мастера и об изготовлении различных домашних предметах: вазы, солонки и шкатулки. С 19 века филигрань стала фабричным товаром. Технологии совершенствовались, ажурная филигрань процветала, и появились полупрозрачные витражи — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

После спада в начале XX века филигранная техника вновь обрела силу, начиная с середины столетия. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский умелец», под Костромой) были показаны на Всемирной выставке в Париже, где они принимали золото для филигранных брошей, шкатулок и других аксессуаров, и в 1939 году в Нью-Йорке.

Династия Оловянишниковых


Колокола для Болгарии. 1877. Фотография: wikimedia.org


Чаша для хранения просфор. XIX в. Фотография: modusvivendi.ru


Церковная утварь. XIX в. Фотография: wikimedia.org

На протяжении двух столетий ювелирная династия Оловянишниковых отливала целые «колокольные семьи» и ценную церковную утварь. Первые колокола представители творческой династии отлили в первой половине XVIII века. Три брата — Федор, Порфирий и Климент Оловянишниковы — стали купцами третьей гильдии и вели общее дело. Для отливки колоколов они пригласили лучшего акустика своего времени, изобретателя колокольного камертона Аристарха Израилева. «Русский стиль» церковной утвари Оловянишниковых — заслуга художника Сергея Вашникова, любимого ученика Виктора Васнецова. Колокола, ларцы, митры Оловянишниковых «гастролировали» по всему миру. Они выставлялись в Париже, Новом Орлеане, Чикаго. Ценили мастеров и на родине: «В знак признания исключительных заслуг перед Россией» завод получил право изображать на своих изделиях императорский герб.

Современный бренд Казаковская филигрань


Казаковская филигрань (фото с главного сайта завода)
Сегодня Художественные изделия Казакова (КАЗАКОВКА) (KPHI) — это серьезный «филигранный» бренд, специализирующийся, прежде всего, на изделиях в этой технике. Ювелирные изделия марки KPHI обычно изготавливаются из сплава с серебряным напылением.

В чем специфика казахской филиграни? Создавая узор, мастер обращает внимание на гармонию отдельных его частей, красоту линий самых крупных и тонких элементов. Художник работает над дизайном прорезей, что очень важно при построении лекал. Очарование казаковских изделий заключается в их открытости — оцените на фото красоту работ.

Филигрань ‘Кубачи’

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно известной в Дагестане техникой чернения, штамповки и гравировки, также изготавливают филигранные украшения необычайной красоты.

Русские шедевры

Скань (наряду с зернью) стала одной из самых известных техник ювелирного дела в России. Мастерские по производству ювелирных изделий и изысканных утилитарных предметов располагались при княжеских дворах и монастырях. На протяжении многих веков русские ювелиры совершенствовали эту технологию.

В 18-19 веках существовало несколько фабрик по производству филигранных изделий. Оригинальные произведения искусства из филиграни включают кольца, обручальные кольца, броши, подвески, амулеты и погремушки. Даже бинокли и зажигалки были украшены в этой технике, которая была частью стиля модерн.

Карл Фаберже


Яйцо Фаберже «Корзинка цветов». 1901. Фотография: happymodern.ru


Золотая корзинка с ландышами. 1901. Фотография: lermontovgallery.ru


Яйцо Фаберже «Лавровое дерево». 1911. Фотография: happymodern.ru

Потомственный ювелир Карл Фаберже был воспитан в классических традициях. Он сочетал в своих драгоценных изделиях элементы скульптуры, живописи и графики, а также старался оживить в них эмоции и воспоминания венценосных заказчиков. Пример такого синтеза — пасхальные яйца. Их создавал огромный творческий коллектив из 600 мастеров со всего света. Традиция дарить друг другу драгоценные подарки на Пасху появилась в императорской семье во второй половине XIX века. Первое яйцо Александр III заказал для императрицы Марии Федоровны, Николай II каждую весну дарил драгоценные подарки и матушке, и супруге Александре Федоровне. После одной из выставок Карла Фаберже Александр III заметил, что его работы должны храниться в Эрмитаже как пример мастерства русских ювелиров.

Ковать или тянуть

Ювелирные шедевры, созданные с использованием филигранной техники, существовали и до нашей эры. Отличие от старинной русской филиграни определяется способом изготовления проволоки из драгоценных металлов или сплавов. Проволоку ковали или заготовку протягивали через волочильное устройство, в результате чего получалась тонкая ювелирная нить. В Древнем Египте и Греции для его изготовления использовалась ковка.


Золотая филигрань 14 века, шкатулки

Древнерусские мастера, начиная с X века, изготавливали филигранную серебряную и золотую резьбу вторым способом — по рисунку. Лучший способ увидеть то, что было сделано из скаджа много веков назад, — это посетить музеи. Здесь есть прекрасные образцы княжеских предметов быта и церковных сосудов, украшенных сказочными орнаментами. Одежда (обувь, пояса и т.д.), обложки книг, посуда, кресты — филигранные узоры процветали повсюду. Стоит напомнить, что шапка Мономаха украшена филигранью.

Павел Овчинников


Солонка с эмалью. Российская империя, Москва. 1899–1908. Фотография: lermontovgallery.ru


Пивная кружка «Крестьяне возвращаются с сенокоса». Российская империя, Москва. 1873. Фотография: lermontovgallery.ru


Ковш. Российская империя, Москва. 1899–1908. Фотография: lermontovgallery.ru

Известный фабрикант и золотых дел мастер был крепостным князя Дмитрия Волконского. Он увлекался рисованием, и талантливого мальчика отправили в Москву — развивать способности. В 1850 году Павел Овчинников получил вольную, женился и на приданое супруги открыл собственное дело.

Как изготавливаются украшения из филиграни?

Элементами филигранного узора являются веревка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. По сути, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетается с грануляцией — мелкими шариками, которые впаиваются в подготовленные ячейки (углубления). Грануляция придает филиграни особенно элегантный, изысканный вид. В качестве материалов для изготовления изделий используются сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, никелевое серебро, нейзильбер. В технике филиграни могут быть выполнены все виды ювелирных изделий.

Ложная скань

Методы позволяют снизить производственные затраты за счет ускорения процесса. Ложная (литая) скань, зернь — это изделия, отлитые в сборных формах из сланца, известняка. Узор не формируется художником, а выливается в форму. Эти украшения похожи на оригинальные филигранные украшения, но отличаются более простыми, незамысловатыми узорами без рельефа.

Если Вам понравилась статья, поделитесь в соцсетях, нам это важно

Метки:особенности ювелирной техники со времен древней Руси, Скань и филигрань — что это такое

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]