Ювелирные художественные техники — от древних до современных

Создание украшений, бытовых предметов из драгоценных и полудрагоценных материалов — древнейшее декоративно-прикладное искусство, проявляющееся в вечном стремлении человека к гармонии и красоте. Изготовление ювелирных изделий в домашних условиях — это мастерство с тонким пониманием свойств материала, умение создавать предметы для эстетического удовольствия.

Филигрань

Вы слышали слово «филигранный» и всегда ассоциировали его в значении «особо тщательный» и «внимательный к мелочам». Вы совершенно правы.

Филигрань — это ювелирная техника, с помощью которой специалисты создают узоры из тонкой серебряной или золотой проволоки. Филигранные узоры могут быть в виде елочек, веревочек, плетения и других узоров. Эта ювелирная работа выполняется под микроскопом.

У термина «филигрань» латинские корни. Он происходит от слов filum — «нить» и granum — «зерно». Также есть исконно русский аналог — ювелирная техника скань. Это слово пошло от древнерусского «съкати», что означает «скручивать» или «свивать».

Филигрань встречается как в ювелирных украшениях, так и в шкатулках, вазах и даже на эфесах древних мечей.

Если увидите на ювелирном изделии подобный узор, знайте — это филигрань.

Самые известные мастера ювелирного дела

Имена подавляющего большинства искусных ювелиров древности навсегда утрачены для потомков и лишь немногие из них знакомы узкому кругу специалистов. Весомый вклад в мировую культуру внесли многие творческие личности, работавшие с драгоценными камнями и металлами. И все же, к числу самых известных мастеров ювелирного дела относятся:

  • Карл Фаберже (Karl Faberge) — российский ювелир немецкого происхождения, основатель знаменитой династии мастеров по изготовлению пасхальных яиц для императорской семьи Романовых. На создание одного шедевра у команды мастеров под руководством Карла Фаберже уходил целый год, зато каждое яйцо и сегодня представляет собой огромную художественную ценность.
  • Чарльз Льюиз Тиффани (Charles Lewis Tiffany) — учредитель огромной транснациональной ювелирной компании, названной его именем. Тиффани был не только талантливым ювелиром, но и успешным предпринимателем, а стоимость созданной им компании сейчас составляет более 16 миллиардов долларов.
  • Даниэль Сваровски (Daniel Swarovski) — австрийский инженер, создавший всемирно известную компанию по обработке драгоценных камней — лидера мирового рынка граненого хрусталя. Кристаллы Swarovski в наши дни используют лучшие дизайнеры и модельеры при разработке элитных коллекций одежды.
  • Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier) — французский ювелир, основатель фирмы Cartier и огромной сети специализированных магазинов по всему миру. Всемирную известность его компания приобрела позже, благодаря разработке его внуком часов, украшенных драгоценными камнями.

В наши дни ювелирное дело по-прежнему остается востребованным видом искусства. Уникальные шедевры древних мастеров украшают залы лучших музеев мира и частные коллекции богатейших людей нашей планеты. А обычные люди по мере возможностей покупают ювелирные изделия массового производства для себя и близких.

Алмазная огранка

Это современная техника обработки драгоценных металлов. Ее принцип заключается в том, что золото и серебро под особым углом обрабатывают специальные резцы на разной глубине. После нанесения алмазной грани на украшении получаются тончайшие узоры, которые сверкают при любом свете, будто настоящие бриллианты.

Финифть

Слово имеет греческие корни и означает «смешиваю». В ювелирных изделиях финифть — это создание рисунков на эмали. Ювелирная эмаль не обычная. Она состоит из прозрачных или непрозрачных свинцовых стекол, которыми покрывают изделия.

Финифть используется на крестиках, образах святых, иконах и других подобных предметах. Это отличная декорация, которая обеспечивает ювелирным изделиям долговечность.

Именно благодаря финифти иконы хранятся так долго, что по прошествии сотен лет сохраняют первозданные качества и становятся антикварными.

Чернение

Само слово «чернение» уже описывает процесс и результат художественной техники. Она заключается в том, что специальную смесь (чернь) наносят на рельеф ювелирного изделия.

В итоге получается эффект, создающий контраст между цветом драгоценного сплава и черной массой внутри него. Чернение придает ювелирному изделию особенную красоту и защищает украшение от химических воздействий.

Самый популярный металл для чернения — серебро. Иногда ювелиры также чернят золото, но с остальными драгоценными металлами такую обработку не проводят.

Основные технологии

Технология производства ювелирных изделий делится на серийный и индивидуальный способ. Оно состоит из нескольких основных процессов:

  • Плавка, литьё и прокатка.
  • Вальцовка и волочение.
  • Холодная штамповка.

Чтобы получить драгоценный металл необходимой пробы, осуществляется его сплавление с легирующими компонентами. Плавка представляет собой превращение твёрдого материала в жидкое состояние или расплав. В таком состоянии металлы заливаются в специальные ёмкости для придания им нужной формы. Этот процесс получил название литьё.

Вальцовка полученных слитков проводится для получения металлической проволоки и листов с нужным сечением и толщиной. Благодаря прокатке получаются профили различной формы — овальной, круглой или квадратной. С помощью алмазных фильеров делают волочение проволоки. После этого её используют в филигранных предметах.

Штамповка — это обработка металлических поверхностей с помощью давления. Для этого процесса применяются особенные приспособления, называемые штампами. Одним из видов холодной штамповки является чеканка, которая может быть серийной или ручной.

Для защиты предметов от коррозии применяют гальваническое покрытие и оксидирование. Гальванический способ заключается в золочении или серебрении поверхности, при этом толщина слоя зависит от вида украшения. Оксидируют готовый продукт с помощью серной кислоты, после чего наносится бесцветный лак.

Если украшение дополнено драгоценными или полудрагоценными камнями, то особую роль играет умение закрепить камень. От таланта мастера и выбранного им метода зависит красота и игра света в камне, а также стоимость предмета. Технология изготовления ювелирных изделий включает основные методы крепления:

  • Крапановый метод — это закрепка при помощи крапанов, выполняющих роль зажимов. Камни крепят как в касты, так и в металл.
  • Кернерный способ предназначен для бескастового крепления одного или нескольких камней. В изделии высверливается отверстие, с помощью металлических частиц или кернеров в них помещаются камни. Края обрабатываются гризантной отделкой и представляют собой мелкую насечку.
  • Глухой обжим характеризуется бескрапановым креплением в касты и выглядит как металлический кант, обжимающий камень по всей окружности.

В случае применения камней, не имеющих статуса драгоценных, а также стеклянных и марказитовых изделий может использоваться клеевая основа для их крепления. С помощью клея закрепляется жемчуг и кораллы с неполными отверстиями.

Классификация по технике и назначению

Ювелирную продукцию принято классифицировать по их функциональному назначению и технике исполнения. От последней во многом зависит их стоимость. К основным классам относятся различные украшения, письменные и туалетные принадлежности, посуда, гарнитура, предметы для украшения интерьера и сувениры.

По техническому исполнению они делятся на три типа: индивидуальное, машинное и комбинированное производство. На выполнение ручным методом затрачивается много сил и времени, и каждое изделие отличается индивидуальностью, поэтому стоимость такой работы самая высокая.

Производство с помощью специального оборудования заключается в выполнении основных процессов и операций. Тем не менее на завершающих этапах без участия человека не обойтись. Аналогичным образом выглядит и комбинированное производство. Самую сложную и кропотливую часть работы выполняют люди, доводя до совершенства изготовленные машинами детали.

Инструменты и оборудование

Современному ювелиру необходимы не только навыки и знания, но и оборудование для изготовления ювелирных изделий, которое включают в себя следующие предметы:

  • Столярное оборудование (фиксирующие тиски, наборы напильников и надфилей, фрезы, свёрла, плоскогубцы, ножницы, пинцет, кусачки).
  • Шлифовальное оборудование (набор нитяных, металлических и щетинных щёток, станки для полировки и шлифовки, фланелевые и брезентовые круги).
  • Оптические приборы (лупы, микроскопы) требуются при работе с мелкими предметами, а также во время огранки камней.
  • Набор химических реактивов (кислоты, щёлочи, соли). С их помощью растворяют и обрабатывают металлы.
  • Весы настольные, оснащённые разновесами.

Кроме инструментов, важную роль играют помещение и рабочее место мастера. В мастерской должна иметь несколько помещений, имеющих вытяжную вентиляцию. Одна комната оборудуется под основное место для работы, вторая используется для проведения необходимых операций, связанных с выделением вредных веществ. Там же помещаются механизмы для литья и печи для плавки. Барабанную и центробежную галтовку применяют при финальной обработке изделий.

Для успешной работы мастеру необходимы и канцелярские принадлежности (набор простых карандашей с ластиком, ватман, акварельные краски и кисти), так как ювелирное творчество не обходится без предварительного создания набросков и эскизов будущего шедевра.

Гравирование

Гравировка — это нанесение на ювелирное изделие рисунка, орнамента или надписи. Результат гравировки всегда рельефный. Одна часть рисунка имеет углубление, а другая — выпуклая.

Раньше каждый ювелир наносил гравировку с помощью специальных резцов. Эта работа была долгой и сложной. Микроскопы несколько упростили процесс, но не до совершенства.

Сейчас все крупные ювелирные компании делают 3D-гравировку. Суть ее в следующем. Дизайнеры передают программистам рисунок, который хотят видеть на изображении. Разработчики пишут специальную программу, благодаря которой лазеры наносят нужный рисунок в считанные секунды.

Можно бесконечно долго говорить о том, что ручная гравировка выполнена с душой, но согласитесь: программа в любом случае наносит грани с максимальной точностью. В итоге вы носите ювелирное украшение с идеальной гравировкой.

Неизвестная история техники на примере ювелирного искусства

Классическая история, которая общепризнана учеными-историками, с точки зрения инженера имеет некоторые пробелы. Ученые и сами с неохотой признают, что источниками информации являются либо написанные с выгодой для пишушего летописи, либо захоронения, в которые клали то, что предписывала религия. Невероятно ценны для науки случаи, когда какой-то катаклизм вроде извержения Везувия мгновенно закопал два города, или в малом масштабе — в городском бою в древней Рязани под завалами горящих изб оказались и жители, и завоеватели, а потом уцелевшие не стали разбирать завалы. Но, экстраполируя в прошлое опыт войн 20-го века, несложно заметить, что некоторые ценности и важные средства производства с прифронтовой полосы вывозят любой ценой, невзирая ни на что. Да что там ценности — в эвакуацию отправлялись целые заводы с многотоннными станками. Пример этому — на территории СССР найдены считанные экземпляры древних кузнечных инструментов, хотя металлургических печей и кузнечных горнов в раскопках известны сотни, если не тысячи. Все очень просто — железа в древности было мало, стоило оно дорого, в чем не считай — в трудоднях, чтобы накопать, выплавить, отковать, или в каких-то единицах обмена от мешков муки до денег всех известных видов. Поэтому кузнечные инструменты либо уносили с собой при бегстве, либо передавали от отца к сыну, если жизнь была мирная. Изделия из стали в земле ржавеют, или они слишком утилитарны, чтобы сохраниться в быту без изспользования тысячелетиями.

Ювелирные украшения — другое дело. В земле они неизменны, а будучи у кого-то в сокровищнице, тоже могут переходить из поколения в поколение неизменными. Достоверно известно ношение жительницами Марий-Эл свадебных украшений 15-го века, переходивших от дочери к дочери и надевавшихся только на свадьбы. Но стоит взглянуть на древнюю или старинную «ювелирку» с точки зрения мастера, то возникают серьезные вопросы о том, что еще не известно историкам из находок — о технологиях и инструментах в ювелирном деле начиная с глубокой древности. У меня, например, возникла уверенность в том, что в Древнем Риме были не просто известны линзы, но и умели варить прозрачные стекла, и делать линзы довольно больших диаметров именно для работы с увеличением. Подробнее раскрою свое утверждение ниже. Начнем с Древнего Рима и Греции, а вернее с их монет. Портреты императоров имеют отличное сходство с более крупными бюстами, более того, портреты одного и того же долго правившего персонажа меняются с возрастом, как и должно быть, если их делали с оригинала. Но отдельные элементы там меньше одной десятой миллиметра.

И без оптики этого не сделать. Тут пришлось провести небольшую реконструкцию. Автор закреплял на штативе линзы различных диаметров, чтобы определить, какой же диаметр минимален для работы со сравнимой точностью — оказалось, что нужна линза минимум 90 мм диаметром, что встречается среди луп для вышивания. Удобно же работать под лупой 120 мм. Увеличение тоже вопрос — у ювелирных бинокулярных микроскопов минимум 8 крат, максимум для изучения камней и до 60 бывает. Так что как не крути — были у древних греков, делавших штампы для монет, увеличительные стекла приличных размеров и качества стекла. Отчего они не сохранились — тоже понятно. Что не разбили, то растащили. Растащенное рано или поздно или выкинули, или до него добрались дети, дальше понятно. Но это еще не все. Инструмент для тонкой работы тоже приходится точить под оптикой, используя мелкие абразивы. Вывод — шлифовка оптического качества линз стала доступной хоть в минимальных количествах, но еще во времена древних греков.

Вкратце о шлифовке линз. Сначала отливают стеклянную заготовку некоторого диаметра, которую очень медленно охлаждают, чтобы не было внутренних напряжений. Затем в дело идет планшайба — на вертикальном шпинделе вращается плоский диск, на который наносят абразивы, и шлифуют им линзу, получая плоскость с одной из сторон. Материал диска обеспечивает внедрение в него абразива, так называемое шаржирование. Например, это медь, бронза, чугун некоторых марок и даже торцевой спил дерева. После получения нужной формы линзы переходят к все более тонкой шлифовке, меняя и абразивы, и планшайбы. Затем самое сложное — получение выпуклой линзы. Это отдельный и довльно сложный станок, в котором кроме вращения заготовки линзы на вертикальном шпинделе, есть и сложное по траектории движение шлифдиска, который вращается по своей оси с некоторой скоростью, отличающейся в несколько раз от скорости основного шпинделя, и одновременно выписывает эллипсы (орбиты) наполовину или больше съезжая с заготовки линзы. Причем эти процессы происходят с подачей воды и свежего абразива, и удалением отработанного. Затем опять смена абразива на более мелкий и замена полировальника, который уже засорен крупным абразивом. И таких стадий шлифовки могу быть десятки. Одна линза диаметром 12-15 см могла потребовать нескольких месяцев труда. Эта цифра из опыта любителей астрономии — зеркало телескопа по выходным и вечерам делалось около квартала и до полугода. Конечно, у древнего римлянина было больше времени, зато не было электродвигателей в станке. Теперь вернемся на Родину, вернее — заглянем к древним скифам. Их «Пермский звериный стиль» VII в. до н. э. — XII в. н. ээ известен повсеместно. Археологи признают, что технологией изготовления было литье, как правило, в земляную форму или по выплавляемой модели. Большинство находок имеют довольно грубые крупные черты, указывающие на работу невооруженным глазом.

Или вот украшения со средней Оки в пятом веке нашей эры:

(фото автора, сделано в музее) А вот крымское скифское украшение в виде гривны, вынесенное в заголовок — качество проработки деталей просто восхищает. Понятно, что этот золотой предмет делал скорее всего лучший мастер в своем регионе, но … Крым тогда был римской колонией. Эта фантастическая вещь говорит нам не только о том, что для изготовления были применены увеличительные стекла, чтобы сделать восковую модель, но и о том, что с технологиями литья не все так просто. Способов литья по модели всего три: — центробежное, — ваккумное, — ваккум плюс давление над расплавом.

Сейчас есть и комбинированные установки, где весь техпроцесс центробежного литья проходит в ваккуме или инертном газе. Но как могли лить скифы в Крыму? Проще построить центрифугу, только для гривны опока будет иметь размеры, близкие к размерам ведра. Разогнать 20-30 кг груз до нужной перегрузки за полсекунды, требуются и прочная конструкция центрифуги, и мощный привод, способный «подключить мощность» в течение долей секунды. Источником мощности могли быть либо сила тяжести, например, на ось застопоренной за противовес центрифуги намотали канат, перекинули его через шкивы — один около механизма, второй под потолком, и подвесили на канат под потолком грузы, например мешки с песком. Потом поставили опоку на столик, закрепили, влили металл и отпустили стопор. Другой вариант — использование сил упругости, известное по метательным машинам, в этом случае канат от оси шел бы к, например, вершинке дерева. Центрифугу крутили руками несколько человек, наматывая канат и наклоняя дерево, потом застопорили и приготовились к литью. Главный минус центрифуги в том, что при разрушении опоки или заклинке поворота столика, металл выплеснется с огромной скоростью и полетит куда-то. А когда там золото, причем не одна сотня грамм, то это будет очень обидное происшествие — кроме дороговизны металла, огненная капля способна убить человека или сжечь строение. А улетит она настолько далеко, что найти ее будет весьма проблематично — дальность улета будет сравнима с броском из пращи, то есть первые сотни метров. Вторая проблема — осевой подшипник с очень малым трением, и в то же время очень устойчивый и к резкому разгону, и к эксцентрисету вращающейся части.

Могло ли в древности применяться ваккумное литье? На первый взгляд, это просто фантастическое утверждение. Но… насосы для создания повышенного давления у греков были — без них не будет стрелять горящей нефтью огнемет, не заработает метательная машина «аэротон», описанная Ктесибием. А если есть насос повышенного давления, то открыть существование разряжения мог любой, кто держал насос в руках и имел чуть свободного времени для баловства. Греческая армия была призывной, так что демобилизовавшись, огнеметчик мог вернуться к отцу в мастерскую и вспомнить, как он баловался с насосом, закрывая всасывающее отверстие пальцем, или шутил с товарищем, при помощи трубочки лишая его содержимого кружки. А там до мысли всосать расплав в форму было недалеко. А дальше пытливый ум мастерового, привыкшего к точной работе. И готов еще один секрет.

Итак, тут просто необходимы и способы изготовления трубок, например из меди. Кстати в ювелирном деле трубочки сгибают из полоски и паяют вдоль — может так и делали в древности части огнеметов и ваккум-литеек? Следующая составляющая литья — формосмеси. Тут вопросов нет вообще — гипс, алебастр очень широко применялись, а попробовать добавить в них песок и опилки тоже несложно догадаться. Модельные воски — тут все чуть сложнее. Пчелиный воск слишком легкоплавкий и слишком липкий в нормальных условиях. Гипотеза автора, что с моделью работали при пониженной температуре, например в плохо отапливаемой мастерской с осени по весну, а в Крыму и вовсе на улице, кажется допустимой — для крестьянина ремесло дело второе, летом сельскохозяйственные работы, а зимой можно и порукодельничать. Но это было хорошо на широте Плеса, а не Феодосии. Другой вариант, что ювелиры не мерзли, а приобретали путем экспедиций или заказов купцам горный воск озокерит. Его месторождения есть на острове Челекене (Каспийское море), на Кавказе, на Байкале, близ Ташкента, также залежи озокерита располагаются по обе стороны Карпат, однако единственными местами добычи озокерита здесь являются города Борислав (Львовская область, Украина), Старуня и Дзвиняч (Ивано-Франковская область, Украина). Известны находки озокерита в Маилисае в Ферганской долине. Тоже вроде не очень далеко от Крыма. Могли ли использоваться модельные воски на основе озокерита? Мы это вряд ли узнаем. Запасы материалов в отдельно взятой мастерской вряд ли были велики, а воски горят, так что даже если их не сожгли современники, то шанс найти комок модельного воска на месте древней мастерской практически равен нулю. А теперь попробуем просуммировать, какие технологии обеспечивали вышеперечисленное:

Точная токарная обработка подшипников для линзошлифовального станка, понимание кинематики его работы.

Умение приготовлять абразивы разных зернистостей.

Умение герметизировать сосуды как для избыточного, так и для отрицательного давления (недаром у греков на профессию уплотнителя соединений был выделен отдельный бог Гермес).

Плюс по мелочи — мелкозернистые стали для монетных штампов, для инструментов гравера. Способ получения тигельной стали с высоким содержанием углерода, и низкой зернистостью.

Умение закаливать сталь без окисления.

Вот на такие размышления меня натолкнули древние украшения…

Родирование

Родирование — это нанесение на изделие тончайшего слоя драгоценного металла родия. Эта процедура нужна для придания украшению твердости и особо яркого белого цвета. Вы ведь помните, что золото и серебро — мягкие металлы?

Родий — прочный металл с поразительной отражательной способностью. Он держит блеск намного дольше золота и серебра, поэтому стоит в разы дороже.

Никогда не путайте благородный родий с радиоактивным химическим элементом радием. Родий — безопасный и очень дорогой металл!

Мокуме Гане

Мокуме Гане — художественная техника, пришедшая к нам из Японии 18 века. Техника заключается в придании ювелирному изделию древесной структуры. Профессионалы достигают такого эффекта путем наложения друг на друга разных по цвету драгоценных металлов и меди. В итоге получается изделие, которое нельзя создать из обычного металла.

История возникновения и развития

С доисторических времён у людей была потребность в украшениях. Самые примитивные предметы выполнялись из ракушек, костей животных, цветных минералов. Наиболее древние поделки насчитывают около 100 тысяч лет, они были найдены на территории современного Израиля. Древние люди делали из найденных камней амулеты, придавая им магическое значение.

Через несколько тысячелетий человек научился обрабатывать материалы, появилось направление, названное глиптикой. Этот вид творчества связан с резьбой на полудрагоценных или драгоценных камнях. Первые разработки по добыче и огранке камней алмазом относятся к этому периоду.

С развитием торговли расширялось производство, появились цеха и небольшие заводы. Умельцы хранили свои секреты и передавали их только наследникам или ученикам. В эпоху средневековья зародились гильдии мастеров. Этот вид творчества постепенно перестал быть ремеслом. Ручной способ обработки драгоценных камней и металлов позволял создавать уникальные произведения. Самые именитые ювелиры были близки к королевским особам, созданные ими украшения были доступны только самым богатым людям.

Переход к массовому производству украшений произошёл в конце ХIХ — начале ХХ века. Век индустриализации и развития промышленности ознаменован созданием синтеза искусственных материалов. С увеличением производства таких поделок растёт стоимость природных минералов, камней, металлов. Это происходит и в наши дни.

Россия имеет богатую историю развития этого вида творчества. Во время археологических раскопок находят уникальные и удивительные по красоте украшения, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий. Расцвет создания произведений искусства из драгоценных металлов и камней пришёлся на время правления династии Романовых.

В начале ХХ века произошла революция, и этот вид производства пришёл в упадок. В Советском Союзе геммология была объявлена буржуазной, а украшения — излишеством. Массовая продукция выпускалась из синтетического корунда и не имела отношения к искусству, признанному в цивилизованном мире. К тому же во всех предметах преобладала советская идеология.

Характеристика ювелирных материалов

Умельцы используют для работы различные материалы в зависимости от того, какой предмет выполняется. Они делятся на следующие типы:

  • Металлические элементы представлены цветными, благородными металлами и их сплавами.
  • Неметаллические — это полудрагоценные, драгоценные и поделочные минералы, пластик, резина, керамика, фарфор, стекло.

Минералы искусственного и органического происхождения используются для медальонов, серёг, перстней. В производстве сувениров применяют кости и рога животных, ракушки, дерево и кожу.

Металлы и сплавы

Самыми популярными у мастеров являются металлы, имеющие статус благородных. Это объясняется не только их природной красотой, но и уникальными свойствами. Иногда их применяют без добавок, но чаще — в сочетании с другими элементами. К ним относятся следующие металлы:

  • Золото — имеет красивый жёлтый оттенок, обладает мягкостью, ковкостью и химической стойкостью. Для производства различных украшений используется в виде сплавов со специальными легирующими добавками, придающими металлу голубые, красные, зелёные, белые оттенки.
  • Серебро. Главные достоинства этого пластичного металла — его отражательная способность и ковкость. Отличается стойкостью к влаге и сильным кислотам. В украшениях применяется в сплаве с медью. Им декорируют интерьер, из него делают посуду.
  • Платина — очень тугоплавкий металл с серебристым оттенком. Степень твёрдости выше, чем у серебра и золота. Привлекает специалистов игрой цвета, долговечностью и пластичностью. Украшения из платины очень элегантны и нарядны.

Элементы, относящиеся к платиновой группе, — родий, палладий, рутений, осмий — нашли своё применение в промышленности. В качестве дополнительного компонента их используют с белым золотом, платиной.

Чистые металлы в ювелирной промышленности применяются редко из-за высокой стоимости, недостаточной стойкости к износу и невысокой твёрдости. Эти недостатки устраняются с помощью сплавов. Легирующими элементами в золотых сплавах являются серебро, цинк, кадмий, медь и элементы платиновой группы. Главным металлом в серебряных сплавах выступает медь, иногда — никель, алюминий, цинк. Самыми популярными считаются следующие сплавы:

  • Латунь — основным металлом в этом сплаве является медь с цинком, свинцом, железом, оловом. Легко обрабатывается с помощью резки и давления.
  • Бронза имеет в своей основе медь и такие компоненты, как кремний, алюминий, олово, бериллий, марганец, никель, кадмий, цинк. Бериллиевая бронза — самая упругая, твёрдая и устойчивая к коррозии. Из неё производят значки, медали, сувениры.
  • Нейзильбер с медью, цинком и никелем в составе. Тягучий, стойкий к коррозии и пластичный. Ювелиры применяют его для украшений с филигранью.
  • Мельхиор — красивый сплав с серебристым цветом. Состоит из меди и никеля. Хорошо поддаётся штамповке, резке, полировке, пайке, поэтому очень популярен у ювелиров.

Легирующие металлы делают сырьё более пластичным, ковким и меняют цвет основного элемента. Дополнительным преимуществом сплавов является их стойкость к коррозии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]