Художественная резьба по камню – одно из древнейших искусств. Старейшие образцы датируются восьмым веком до нашей эры. Уже тогда люди умудрялись создать великолепные шедевры, имея в распоряжении только примитивные орудия труда.
Сегодня, с развитием технологий, глиптика вышла на новый уровень. Современное оборудование позволяет создавать вещи неописуемой красоты. На крупных предприятиях процесс автоматизирован: ювелирную гравировку наносит станок.
Некоторые мастера предпочитают заниматься резьбой по старинке: с долгой и кропотливой ручной работой, в которую вложена частичка души
Что такое глиптика
Термин «глиптика» произошел от греческого слова glyphein. Обозначает «иссекание», «вырезание» или «выдалбливание». Глиптикой называют искусство художественной резьбы по камням.
Рельефные изображения делают на поделочных, ювелирно-поделочных или драгоценных самоцветах. Готовые изделия называют глиптами, глифами или геммами (резными камнями).
Разновидности глипт:
- камея ― самоцветы с выпуклым изображением;
- инталия ― драгоценные или поделочные камни с углублением рисунка.
Для вырезания также подходит кирпич, бетонные и глиняные поверхности, воск, кость. Это современные разновидности глиптики.
На видео отличные примеры работ:
История появления глиптики
В древности мастера вырезали поделки с углублением рисунка, фигурки фауны или флоры. Во времена эллинизма появились монохромные, биколорные или цветные камеи. Стали иссекать графические или рельефные картины с природными, житейскими, мифическими, историческими сюжетами.
Интересные факты про резьбу на камне:
- могила Темура (мавзолей Гур-Эмир, Самарканд) украшена нефритовым резным надгробием, сделанным в XV веке;
- самые древние археологические находки принадлежат мастерам Месопотамии;
- в древности вырезали каменные печати, магические артефакты;
- в Европе до XX века глиптами украшали королевские сокровищницы, монастырские ризницы;
- в Европе с XX столетия стали открывать камнерезные цеха;
- в XV веке уже делали церковные атрибуты, украшения, предметы обихода;
- в XVII–XIX столетии камнерезничество было на пике популярности: глиптами пользовались все сословия населения.
Интересна и российская история глиптики. Камнями с резьбой восхищалась Екатерина II. Свое увлечение она называла камейной болезнью. По совету генерала А. Ланского (единомышленника по хобби) императрица приняла решение о развитии камнерезного ремесла.
Указ издали в 1781 году. На Урале разыскивались пригодные самоцветы и отправлялись придворным мастерам в Петергоф. Позже в Екатеринбурге открыли гранильную фабрику. Стали делать в промышленных масштабах лестницы, табакерки, столешницы, украшения, чернильницы, столовые приборы, другие камнерезные изделия.
К просмотру передача о резьбе по камню:
Разновидности художественной резьбы на самоцветах
Существует несколько видов и способов работы над драгоценными минералами. Собирательное название для всей отрасли – глиптика. Этот термин включает все фигуры и скульптуры из камня и имеющие на поверхности высеченное изображение или орнамент. Коллекцию таких предметов искусства называют глиптотекой.
Сырьем для обработки традиционно служат геммы. Это цветные камни с узорчатой структурой
Обработанные геммы делятся на такие категории:
- камеи – камни с рельефным изображением, выступающим над поверхностью;
- инталии – геммы с углубленным, «вдавленным» изображением.
Вторая разновидность чаще всего представляла собой персональные печатки. В древние времена они широко использовались, так как были единственным эффективным атрибутом для сохранения конфиденциальности. С помощью инталий запечатывали важные письма, документы, ларцы, шкатулки и даже входные двери жилища.
У камей назначение более разнообразное. Эта категория разделяется на два подвида изделий:
- утилитарные – функциональные предметы: трубки для курения, чаши, кубки. Элитная атрибутика изготавливалась по заказу знати из кварца, лазурита, аметиста и другого полудрагоценного сырья;
- декоративные – предметы для облагораживания интерьера и ювелирные украшения: скульптуры, статуэтки, фигурки, кольца, серьги, броши, кулоны.
В редких случаях инталии тоже служили предметом декоративного искусства. На одной из них высечен портрет немецкого писателя Иогана Гете. Автор этого произведения – художник Хэккер.
Увидев готовую инталию, Гете настолько восхитился, что сам увлекся красивыми самоцветами и стал их коллекционировать
В отдельную категорию выделяют твердородную резьбу. Она отличается от обычной тем, что осуществляется только на самых твердых минералах: нефрите, горном хрустале, сердолике, ониксе, яшме, агате и др. Изделия получаются долговечными, но такая обработка сложнее и требует больше времени. Хрупкие материалы вроде мрамора, янтаря, селенита, гипса и кораллов для твердородной резьбы не подходят. С мягким сырьем обычно занимаются любители-новички, поскольку его обработка не требует высокой степени профессионализма. Следующей ступенью освоедния резьбы является резьба на среднетвердых минералах, например, резьба на опале.
Оборудование и технология работы с камнями
Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.
Инструменты для резьбы на небольших камнях:
Ручные | Механические | Для начинающих |
Широкие, острые и тупые стамески | Граверы, фрезы разной формы и размеров | Молоток (мягкий) 700–900 г |
Прямые и кривые напильники | Шлифмашинка | Плоское долото |
Гравировальный скальпель | ||
Чертежный инструмент | Пневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверла | Зубчатое долото |
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисунка | Шаблоны рисунков, трафареты | |
Закольники | Пневматическое зубило | Набор напильников |
Шпунты |
Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.
Технология резьбы по каменным поверхностям:
- Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
- Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
- Начинают с более простых рельефов.
- На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
- Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
- Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
- Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.
Славится борнуковская резьба анималистическим жанром и камнями для гемм. Мастера с. Борнуково делают фигурки животных, птиц, людей и предметы быта из ангидрита.
На видео смотрите как происходит работа с материалом:
Особенности резьбы по камню
Резные камни с художественными изображениями называют глиптами, или геммами. Их делают из разных видов сырья – поделочных, ювелирно-поделочных, драгоценных камней.
Глипта из халцедона
На заметку! Для резьбы подходит даже кирпич и бетон. Такие поделки можно с успехом применять для декорирования интерьера.
Все глипты можно поделить на две группы:
- камеи – изделия с выпуклым изображением;
- инталии – камешки с углубленным рисунком.
К искусству резьбы по камню можно отнести также изготовление каменных скульптур, статуй. Такая задача под силу лишь профессионалам, но несложные проекты осилит и начинающий мастер.
Какой камень выбрать?
Если нет опыта в резьбе, стоит пробовать себя в работе с мягкими породами камня. Для этой цели подойдет даже обычный силикатный кирпич.
Его минус заключается в сильном крошении и растрескивании, зато он пластичен и дает возможность сделать красивейшие объемные композиции. Также можно раздобыть стеатит, или восковой камень, который еще более податлив и мягок, режется даже другим твердым камешком или простейшими инструментами.
Неплохим вариантом станет алебастр. Он продается в разных цветовых вариациях, чуть тверже стеатита, зато прочнее и легче.
Хорошо поддается обработке известняк, но он довольно ограничен в цветовой гамме. От обработки гранита и мрамора на начальном этапе стоит отказаться: даже профессионал может сутками трудиться над этими материалами.
Важно! Размер камня должен соответствовать габаритам будущего изделия и зависит только от конкретной задумки.
Инструменты для работы
Начальный набор не включает дорогостоящих приспособлений. Некоторые из них уже могут быть у мастера:
- средства индивидуальной защиты – респиратор, перчатки, очки;
- подложка – мешочек с песком;
- пульверизатор с водой;
- плоское долото (простое или зубчатое);
- мягкий молоток массой 600-900 г;
- набор напильников разного размера;
- бур или гравер;
- наждачка;
- шаблоны и трафареты.
Опытные специалисты также могут использовать более сложные инструменты: гравировальные скальпели, закольники, шпунты, особые спицы и стамески, фрезы и сверла.
Глиптика дома своими руками
Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.
Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.
В домашних условиях возможна художественная резьба:
- по кости;
- агату;
- кремнию;
- многослойной яшме.
Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.
Алгоритм действий:
- Подбирают заготовку для резьбы.
- Продумывают сюжет.
- Выравнивают поверхность камня.
- Обтачивают самоцвет на планшайбе.
- Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
- Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
- Полируют тонкозернистым абразивом.
При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Intaglio and Cameo (@detelinacameo) 22 Апр 2022 в 10:10 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Lala Ragimov intaglio gems (@lalaragimov) 1 Окт 2019 в 10:12 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от ? Татоша ? (@tatosha.art) 27 Окт 2022 в 1:36 PDT
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Intaglio and Cameo (@detelinacameo) 22 Окт 2022 в 8:26 PDT
Глиптика
Для такого вида резки, используются только драгоценные камни. Этот приём является довольно трудным по технике, из-за того, что мастера должны выбирать твёрдые драгоценные породы, а изображения на них вырезаются довольно крошечные. Так как стиль, в основном, применяли для создания печатей. Нужно было ещё и уметь сделать точную зеркальную копию изображения.
Но сложности в исполнении, не помешали глиптике сыграть большую роль в развитии искусства.
Подготовка к резьбе
На первом этапе продумывают и рисуют эскиз будущей картинки. Обычно ее делают на бумаге, потом лепят изделие из глины или пластилина в натуральную величину и продавливают на нем изображение.
Совет! Работать с мелкими элементами стоит только если есть опыт. Вначале нужно практиковать лишь легкие абстрактные рисунки.
Далее камень готовят к резьбе – придают ему нужную форму. Действуют молотком, другими инструментами, сколы и неровности стачивают напильниками. Работают осторожно, чтобы не появилось трещин.
Предварительная обработка камня
Финишное шлифование и полирование делают наждачкой с разной степенью зернистости. Регулярно сбрызгивают камень водой в течение всего процесса обработки.
Камея: что это такое?
Постигнув искусство инталии, древние мастера стали экспериментировать с камнем и создали изображение, которые отличались выпуклым рельефом. Камеи быстро стали популярны, поражая своей красотой и идеальными формами. Невероятно смотрелись камеи, которые были выполнены из минералов, отличающихся наличием разноцветных слоев (агат, сардоникс). Плавный переход оттенков позволял показать игру света.
И если инталии отличались миниатюрными размерами, то камеи удавалось вырезать на более крупных камнях. Их использовали не только для ювелирных украшений, ими стали украшать кубки, вазы, музыкальные инструменты и многое другое. Были созданы целые мастерские, которые создавали только камеи, вырезая на камне различные сценки и портреты.
Сложность в обработке натуральных минералов и непредсказуемость разнообразной цветовой палитры различных слоев делали работу мастеров действительно трудной. Приходилось разрабатывать новые абразивные материалы и более совершенные инструменты. Камея стала настоящей живописью на камне. Оправленные металлом эти изящные изделия и сейчас вызывают восторг у ценителей прекрасного.
Гемма: красота из камня
Во времена античности мастера создавали очень точные рисунки на камнях с множеством мелких деталей. Часто на округлых геммах изображали сцены из мифов и преданий. А со временем такая технология стала основой для производства печатей, которые должны были оставлять уникальный оттиск на воске или сургуче.
Для своих произведений ювелиры использовали не только «мягкие» минералы, но и породы, которые отличались высокой твердостью. Вырезать нужные изображения стоило большого умения и сил. Поверхность подвергалась шлифовке, применялся абразив и специальные приспособления-резцы для нанесения контуров.
Сочетая различные про твердости и зернистости материалы, мастера добивались невероятной реалистичности рисунка, передающего различные эффекты и фактуры. Со временем появились специальные станки, благодаря которым стало легче обрабатывать даже очень твердые минералы.
Известные исторические личности очень любили такие резные изделия из камня. Римский император Цезарь владел перстнем с изображением богини Венеры. Поклонницей гемм была и Екатерина II, украшения которой сейчас находятся в Эрмитаже.
Утонченными изображениями, выполненными на самоцветах, украшали свои символы власти и статуса и правители Востока. В первой половине прошлого века подобные изделия были популярны у людей искусства. И сейчас интерес к таким украшениям возвращается вновь. Красивые камни с рисунком используют не только в ювелирных изделиях, но и для декорирования предметов гардероба и аксессуаров.
Резьба по кирпичу
Дешевым сырьем для тренировки в резьбе является кирпич. Для работы с ним можно взять напильник любой формы и размера с алмазным напылением.
Ход действий будет таким:
- Нагрев. Кирпич прогревают до +1000 градусов путем обжига, чтобы его верхний слой немного подплавился.
- Царапание. На поверхность наносят рисунок, тщательно процарапывая его. Также можно предварительно хорошо отполировать кирпич, а потом в центре сделать картинку.
- Травление. Рисунок можно выполнить с помощью кислоты, которую наносят прямо на раскаленную каменную поверхность.
Художественная резьба по кирпичу
Резьба по камню очень увлекательна и необычна. Она дает возможность соорудить как незамысловатые поделки, так и настоящие произведения искусства, которые украсят интерьер или станут небанальным подарком близкому человеку.
Инталия: что это такое?
Начав наносить рисунки на поверхность камней, мастера стали стремиться сделать эти изображения более объемными, как бы погружая их внутрь самоцвета. Так была изобретена техника создания инталий, или погружных рельефных рисунков. Ювелиры древности проводили не один месяц за кропотливым процессом создания миниатюрных шедевров.
Знать быстро оценила красоту таких изделий. Правители, богачи и другие представители аристократических кругов стремились обзавестись роскошными перстнями. Запросы стремительно возрастали, и мастерам приходилось создавать целые картины на поверхности камня, которые бы увековечили различные знаковые события из жизни заказчика. Мужчины использовали перстни с инталиями как печати, а женщины предпочитали красивые медальоны или броши.
И если сначала для подобных изделий использовались драгоценные и полудрагоценные камни, то со временем материалом для инталии стало служить стекло и даже ракушки. Усовершенствование инструментов тоже повлияло на широкое распространение инталий, которые обрели особую популярность в девятнадцатом веке. Были придуманы и реверсные изображения, которые нужно было рассматривать с противоположной стороны. Чтобы резной рисунок заиграл новыми красками, стали использовать различные цветные подложки.