Исторические художественные стили — барокко, рококо, классицизм и ампир — и их воплощение в ювелирных украшениях

Стиль — это не только чутьё в подборе гардероба. Стиль отражает этапы развития истории в искусстве. Проще — это сумма изобразительных приёмов определённого времени и направления.
Стили сменяли друг друга — иногда благодаря сильным мира сего (Людовик XV, Наполеон Бонапарт, королева Виктория, Людвиг Баварский), а порой просто по причине спада интереса у публики. Стили, отдалённые от нас столетиями, принято считать «историческими» (готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм). А отстоящие от нас лет на 70 и ближе, пожалуй, можно считать «актуальными» стилями (кубизм, примитивизм, стимпанк и тому подобное). Об актуальных стилях будет наша следующая статья.

Описывая признаки стиля, используют следующие понятия: композиция, линия, цветовая гамма, материалы; в исторических стилях — орнамент и его элементы. Кстати про исторические стили: «иногда они возвращаются» в виде неостилей — порой с большим успехом (технологии ведь совершенствуются). Яркий пример – та же готика. Кстати, свои названия стили получали очень и очень «задним числом», зачастую в разных странах различные.

Например, на западе (в Англии и странах, бывших под влиянием Соединенного Королевства) принята такая классификация ювелирных стилей:

  • Georgian (1714-1837) —«георгианский стиль» — эпоха правления королей Георга 1, 2, 3 и 4
  • Victorian (1837-1901) — «викторианский стиль« — эпоха правления королевы Виктории (1837-1890) the Romantic Period (1837-1861) («романтический» период)
  • the Grand Period (1861-1880) («гранд»)
  • the Aesthetic Period (1880-1901) («эстетический»)
  • Arts & Crafts (1860-1910) — движение «искусств и ремесел» внутри викторианской эпохи, выработка предметов декоративно-прикладного искусства, идеализация работы самобытных ремесленников средневековья, некий аналог русского художественного содружества Абрамцево
  • Art Nouveau (1890-1915)
  • Edwardian (1901-1915) — «эдвардианский стиль» -правления короля Эдуарда VII (1901-1910)
  • Art Deco (1920-1935)
  • Retro (1935-1950) (ретро)
  • Mid-Century (1950-1970) (середина века)
  • Modern (1970-1995) (модерн)
  • Contemporary (1990-Present) (современный)
  • Итак, с надеждой оглядываясь на историческое кино («Елизавета: Золотой век», «Пираты карибского моря», «Гардемарины» и подобные), попробуем начать с основных исторических стилей — барокко, рококо, классицизм и ампир.

    По западной классификации, все эти стили практически укладываются в господствующую в те времена Георгианскую эпоху.

    История ювелирного стиля барокко

    Начнем с того, что помимо барокко существуют разные стили в ювелирном искусстве, например:

    • Роккоко (изогнутые ассиметричные орнаменты, изящные формы)
    • Классицизм (строгие, простые формы с утонченными деталями и частое использование камней)
    • Ампир (симметрия и обращение к древнеримским формам)
    • Викторианский стиль (реалистичное воспроизведение природы)
    • Ар-нуво, он же Модерн (плавные удлиненные формы, навеянные растительным миром)
    • Ар-деко (геометрические мотивы, абстрактные формы)
    • Эклектика, она же Фьюжн (совмещение различных ювелирных стилей)

    «Барокко» в переводе с итальянского (barocco) означает «причудливый». В Португалии так называли крупные жемчужины неправильной формы. Этот стиль европейской культуры зародился в конце XVI – начале XVII столетия и просуществовал весь XVIII век. Барокко присущи парадность, пышность, подчеркнутая торжественность и роскошь, чувственность, отказ от строгих, простых форм и канонов в пользу многообразия, соединение контрастов, представление о мире и о человеке как о чем-то вечно меняющемся и сложном. Стиль масштабно заявил о себе в таких видах искусства, как архитектура, скульптура и живопись, литература, танец и музыка, ювелирное дело.


    Ян Вермеер «Девушка с жемчужной сережкой» (1665)


    Петер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фурман в свадебном одеянии (ок. 1630–1631)

    Барокко как феномен культуры и искусства имеет итальянские, как вы уже поняли, корни. Но на «язык» ювелирных украшений его законы впервые были переложены во Франции. Также считается, что именно в эпоху барокко появилось разделение украшений на дневные и вечерние. Любуясь картинами великих мастеров прошлого: Рубенса, Вермеера, Караваджо, Веласкеса, Ван Дейка, – можно увидеть, какие драгоценности носили в ту эпоху и понять, почему их театральная красота так привлекает, вдохновляет и современных дизайнеров.

    Культивированный жемчуг

    Культивацией жемчуга занимаются многие страны Востока – добыча природного самоцвета запрещена на законодательном уровне. Побережье Японии и Китая практически всплошную заняты морскими фермами, где выращивают барочный жемчуг вариативной (произвольной)или определенной, заданной формы.

    Двустворчатые морские моллюски – устрицы, мидии, гребешки помещают в питательный субстрат. В одной из десяти устриц произрастает барочная жемчужина. Период созревания составляет от семи до десяти лет. Для получения перл определенной формы в раковины моллюска помещают основу заданной формы. В Китае таким образом секционируют жемчуг в виде изображения Будды.

    Основные черты ювелирного стиля барокко

    Материалы и техника декорирования. Желтое золото, крупный жемчуг, эмаль, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, топазы.

    Формы украшений. Крупные, зачастую объемные, овальные, со скругленными углами или волнообразные.

    Ведущие мотивы в дизайне украшений. Растительный, цветочный, геральдический орнамент; симметрия и ритмичность, четкость рельефа и ясность конструкции; сочные, насыщенные цвета, позолота, обилие декора.

    Типичные украшения.

    1. Если это броши, то «банты», «букеты» или «ветви»;
    2. Серьги в стиле барокко – это канделябры с тремя жемчужными подвесками (такая форма называлась «жирандоль»);
    3. Если это колье, то «склаваж» (напоминает ажурный воротничок, обязательно имеет подвеску, ниспадающую в ложбинку груди);
    4. Перстни обязательно массивны;
    5. Подвески в стиле барокко имеют вид стручка гороха или экзотического цветка;
    6. Парные браслеты из жемчуга или золота с драгоценными камнями;
    7. Украшения для волос.

    Барочный неперламутровый жемчуг

    Формально, неперламутровые жемчужины не относятся непосредственно к группе барокко, однако форма, блеск, цветовая гамма не позволяют их выделить в отдельную категорию.

    «Мело мело»

    Его еще называют солнечным жемчугом, ведь оттенки окраски содержат широкую палитру цветов от желтого до красного.

    • Цвет: оттенки оранжевого, желтого, красного и коричневого.
    • Форма: круглая.
    • Поверхность: матовая, с солнечными всполохами.
    • Размеры: до 25 мм в диаметре.

    На побережье Южно-Азиатских морей проживает редкая улитка Мело-мело, по принципу моллюсков она производит бусины из отложений кальция. Формально это не жемчуг, но в ювелирном деле мело мело относят к группе барочных жемчугов. Из-за особой поверхности мело мело невозможно подделать, а стоимость экземпляра за один карат начинается от 6 тысяч долларов.

    Один из самых известных экземпляров Мело мело размером с шар для гольфа и весом 397карат был продан за 500 тысяч долларов.

    «Ко хог»

    Производят барочный «нежемчуг» одноименные раковины, ареал обитания которых ограничен атлантическим побережьем Северной Америки.

    • Цвет: все оттенки от молочно-белого до черного.
    • Форма: круглая.
    • Поверхность: матовая, с незначительным блеском.
    • Размеры: до 15 мм в диаметре.

    Самыми ценными и пригодными для ювелирного дела считаются идеально круглые экземпляры сиреневого оттенка – возможность найти такую перлу оценивается как шанс 1 к 100000.Вторыми по популярности идут жемчужины в форме слезы, капли, пуговицы. Остальные практически не представляют значения.

    «Конк»

    Родиной этого «нежемчуга» является побережье стран и островных государств Карибского Бассейна. Одноименный моллюск погибает при изъятии жемчужины, поэтому культивировать конк невозможно.

    • Цвет: все оттенки розового.
    • Форма: круглая, овальная.
    • Поверхность: матовая, с незначительным блеском.
    • Размеры: до 20 мм в диаметре.

    Самыми ценными и достаточно редкими считаются экземпляры правильной круглой формы розового с оттенками лилового цвета.

    Стиль как часть… стиля

    Барокко – изначально часть вечерней моды. Броские украшения великолепно сочетаются с ярким макияжем, сложной высокой прической, одеждой из атласа, шелка, бархата, имеющей драпировки, рюши, кружевную отделку, шнуровку, расшитой стразами либо пайетками (исторически на их месте были драгоценные камни, которые в гардеробе богатых аристократок уютно чувствовали себя даже на поясах, пряжках туфель и пуговицах). Барочные украшения можно добавить и в повседневный образ, особенно с денимом, трикотажем, натуральной или искусственной кожей, кружевом, шелком или органзой. Просто уменьшите в будничном случае «дозу» аксессуаров до одного-двух, например, каффа и броши или браслета и кольца.

    Лапидарий

    жанр символической литературы средневековья. В нем описывались особые магические свойства камней и их символическое значение, перекликаясь с христианским учением.

    Влиятельный поэтический лапидарий — Liber lapidum, («Книга камней» или «Книга о камнях»). Он описывает свойства шестидесяти камней.

    Составлен между 1061 и 1081 годами епископом Марбодом Реннским и регулярно переиздавался.

    Вставки из камней полируются до кабошонов до конца эпохи. Популярной техникой остается эмалирование — с его помощью создаются красочные цветные сцены и детали.

    Характерные украшения для средневековья:

    пуговицы, заколки для волос, значки для шляп, кольца, украшения для оружия, коронеты, броши, браслеты, фибулы, цепочки с подвесками (крестами, медальонами).

    Кольца носили на нескольких пальцах.

    Украшения для шляп были популярны в эпоху позднего средневековья и раннего Возрождения. Они могли передавать сообщения о владельцах: инициалы, короткие девизы, гербы, аллегорические или светские темы. Некоторые такие значки носили паломники и передавали моральные послания.

    Ювелирные украшения в стиле барокко на подиуме

    Пожалуй, самый преданный поклонник стиля барокко (точнее, необарокко, как именуют его журналы) уже несколько сезонов подряд – модный дом Dolce&Gabbana. Вот и на показе коллекций ready-to-wear весны-лета 2016 модели демонстрируют ленты для волос, ободки-наушники, массивные серьги с фигурками ангелочков, искусственным жемчугом, фальш-рубинами, имитацией цветов, листьев, плодов. Oscar de la Renta и Alexander McQueen очарованы таким эффектным и драматичным аксессуаром в стиле барокко, как серьги-жирандоли. Gucci и Chanel неравнодушны к брошам-цветкам. Кроме того, у Gucci не отвести глаз от крупных колец со щедрым декором, а у Сhanel – от парных браслетов с жемчугом и серебристыми фигурными вставками.


    Dolce & Gabbana, весна-лето 2016


    Gucci, весна-лето 2016


    Chanel, весна-лето 2016

    Барочный жемчуг — природный или искусственный

    Весь жемчуг условно делится на натуральный (природный, или дикий – другие названия) и культивированный. По происхождению – морской или речной. При этом культивированный жемчуг нельзя назвать подделкой – в отличие от своих пластмассовых крашеных имитаций, культивированный жемчуг производится раковинами моллюсков на морских фермах в условиях, максимально приближенных к природной среде обитания.

    Таким образом, природная технология роста жемчуга не нарушается. Основное отличие от дикого жемчуга – возможность корректировать форму, цвет, количество и период созревания жемчуга. Морской культивированный жемчуг растет быстрее, пресноводный речной более мелкий, однако количество жемчужин в раковине может достигать 100 штук. Япония является лидером в области культивирования эксклюзивного жемчуга.

    Среди барочного жемчуга одним из самых дорогих экземпляров считается «La Peregrina». Грушевидная жемчужина весом 6,5 г имеет диаметр 23,8см. Оценивается экземпляр в 10 миллионов долларов. Молочно-белая «Блуждающая жемчужина» занесена в книгу рекордов Гиннеса и много лет является украшением коллекций правящих Домов Европы.

    Украшения в стиле барокко на красных дорожках

    Можно смело утверждать, что ни одна торжественная церемония не обходится без роскошных барочных драгоценностей. Так, на балу Института костюма Met Gala 2016 дочь Анны Винтур Би Шаффер была неотразима в бриллиантовых серьгах-жирандолях Fred Leighton, а актриса Кейт Босуорт украсила прическу изысканным венком Dolce&Gabbana из белого золота, инкрустированного опять же бриллиантами.

    На премьере фильма Вуди Аллена «Светская жизнь» в дни минувших Канн голливудская дива Наоми Уоттс продемонстрировала элегантное многоцветное колье Bulgari в барочном стиле. А испанская киноактриса Адриана Угарте рассылала воздушные поцелуи поклонникам с красной дорожки драмы «Джульетта» Педро Альмодовара – этот фильм стал одной из самых ожидаемых и обсуждаемых фестивальных лент Канн-2016. На «Джульетте»-Адриане были висячие серьги и массивный перстень Chaumet с сапфирами и бриллиантами необычной округлой огранки.


    Кейт Босуорт на Met Gala 2016


    Наоми Уоттс на премьере фильма Вуди Аллена «Светская жизнь» в Каннах 2016


    Адриана Угарте на премьере фильма «Джульетта» Педро Альмодовара в Каннах 2016

    Ну и, чтобы унять ювелирный аппетит, заглянем на красную дорожку главной зарубежной кинопремии года. Лучшими украшениями Алисии Викандер на «Оскаре»-2016 были очаровательная улыбка, изящные бриллиантовые серьги Louis Vuitton с геральдическими мотивами в дизайне (похожие украшения были и у Эмили Блант) и… заветная золотая статуэтка за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Девушка из Дании». Алисия на оскароносном приеме не разлучалась с Бри Ларсон, ведь и та стала героиней вечера, получив «Оскара» за главную роль в драме «Комната». Элегантную прическу Бри украшала бриллиантовая цветочная брошь-заколка Niwaka.


    Алисия Викандер на церемонии «Оскар»-2016


    Эмили Блант на церемонии «Оскар»-2016


    Бри Ларсон на церемонии «Оскар»-2016

    География самоцвета

    Барочный жемчуг морского происхождения добывают в Персидском заливе, Красном, Средиземном и Адриатическом морях. Пресноводный жемчуг можно найти в реках России, Китая, Германии и Северной Америки.

    «Голова Аллаха» — еще один пример эксклюзивного барочного жемчуга. Вес похожей на голову в тюрбане жемчужины составляет 6 720 грамм, диаметр – 24 см. Согласно легенде, жемчужина имеет искусственное происхождение. Философ Лао Цзы поместил в устрицы три барельефа. Из поколения в поколение потомки Лао Цзы пересаживали росшие жемчужины в устрицы побольше. Однажды, во время шторма, одна из устриц была утеряна. Считается, что обнаруженная на Филиппинах «Голова Аллаха» и есть утерянный жемчуг Лао Цзы. По оценке экспертов, экземпляр стоит не менее 40 млн долларов.

    Кому подходит по знаку зодиака

    «Слезы ангела» (одно из названий жемчуга) импонируют водным знакам зодиака. Наиболее подходят для Раков – они сдерживают негативные проявления характера, ограждают от дурных намерений, сдерживают обиды и способствуют самоутверждению в личной и профессиональной сфере. Раки, Рыбы и Водолеи могут носить украшения с барочным жемчугом любого оттенка.

    Овнам не рекомендовано выбирать перлы серебристого, серого или стального оттенков. Девам необходимо избегать черного жемчуга – он может усилить негативные проявления характера, меланхолию и мнительность представителей этого знака.

    Львам и Близнецам следует придерживаться светлой и пастельной гаммы жемчуга.

    Скорпионам и Козерогам больше подойдет черный, серый или перламутровый барочный жемчуг, предпочтительно сочетание с серебристыми металлами.

    Для Тельцов, Весов и Стрельцов никаких противопоказаний по цвету или сочетанию барочного жемчуга нет.

    Магические свойства барочного жемчуга

    Жители Поднебесной наделяли барочный жемчуг магической силой, использовали аксессуары и амулеты с ним в ритуалах плодородия, считали его символом молодости и долголетия. Монгольские, европейские и арабские правители традиционно использовали жемчужины как символ власти. Считалось, что жемчуг может распознать отравителей: для этого жемчужины помещали в кубки с питьем, а посуда, инкрустированная жемчугом, была индикатором ядов.

    Независимо от религии и культуры, жемчуг считается универсальным символом чистоты и непорочности. Поэтому он является неизменным атрибутом свадебного наряда невесты: им расшивают корсеты и юбки, используют в украшениях и головных уборах. Используют жемчуг в облачении священнослужителей и инкрустации религиозной атрибутики.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]