Наверняка многие видели украшения с вставками из больших гладких камней округлой формы — в шкатулках бабушек и мам, на ярмарках, где покупают сувениры. Далеко не все в курсе, что такой вид огранки (точнее, ее отсутствия) называется «кабошон». Как и из чего получаются кабошоны, и почему гладкие камушки из средневековья переживают (очередное!) рождение в современных дизайнерских украшениях — читайте в нашей новой статье.
Колье с кабошонами горного хрусталя и розового кварца, фото с сайта khramtsovajewelry.com
Немного истории
«Кабошон» — это транслитерация французского слова «cabochon». Переводится оно как «гвоздик с шляпкой», хотя некоторые филологи настаивают на версии «голова».
При обработке «под кабошон» камень за счет шлифовки с одной стороны обретает выпуклую округлую форму, а с другой — становится плоским. Такой вид, по мнению французских ювелиров, напоминает шапочку гвоздя.
При запросах о том, как стала популярной огранки «кабошон», русский интернет дружно выдает легенду о «французском кардинале Жюле Мазарене», том самом, о котором (в итальянской версии — Мазарини) писал Дюма в «Мушкетерах», и который, как считается, и популяризовал кабошоны в 17 веке. Ставший первым министром Франции Мазарен действительно обладал великолепной коллекцией алмазов, а вместе с ней — сложным характером. Возможно, именно поэтому народная молва настойчиво приписывает Мазарену стремление «сэкономить караты» — кардинал якобы просил своих мастеров шлифовать алмаз вместо того, чтобы его гранить. Правда это или нет, мы не знаем, но великолепный бриллиант Gran Mazarin на аукционе Christie’s в 2017-м вполне себе выглядел ограненным.
На самом деле, еще задолго до кардинала «гладкие камни» прочно заняли ювелирный Олимп. Английская версия википедии лаконично формулирует — «кабошон считался методом обработки камня по умолчанию («by default») до того, как была изобретена огранка». Именно такие гладкие камни можно встретить на нарядах королевской знати из Средневековья.
Сегодня в мире достаточно ограночных производств, и кабошоны — больше не вынужденная мера. Но вместо того, чтобы исчезнуть с колец и кулонов своих обладателей, кабошоны, наоборот, только набирают популярность во всем мире. И постепенно — у нас, несмотря на нюансы, о которых чуть ниже.
Крапановая закрепка
Закрепление камня в оправе при помощи крапанов – приливов (стоек) металла, выступающих над верхней кромкой оправы – называется крапановой закрепкой. Она применяется для закрепления практически всех видов вставок из самоцветов и цветных камней.
Крапановая закрепка обеспечивает лучшее по сравнению с глухой закрепкой освещение кабошона, позволяет увидеть его форму, огранку, произвести профилактический осмотр, промывку камня. Украшения с крапановой закрепкой кабошонов производят приятное впечатление ажурных, легких.
Крапановая закрепка является самым распространенным видом.
Как рождается кабошон
Чаще всего кабошоны делают из горных пород, минералов и полудрагоценных камней. Непрозрачные самоцветы с дефектами, хитросплетениями жилок и оптическими эффектами в этой обработке поверхности выглядят эффектнее всего.
Мастер выбирает камень, обозначает границы будущего кабошона и обрезает с учетом материала, который отсечется во время шлифовки.
Самое важное впереди – отрезанному куску породы придается знаменитая выпуклая форма. Для того, чтобы поверхность была идеально гладкой, используют специальные аппараты – шлифовальный и полировальный станок. Благодаря им и различным порошкам и пастам кабошон достигает своего идеального состояния.
Но некоторые кабошоны не попадают в рай перфекционистов – мастера придают камням нужную форму, практически не применяя шлифовку. Эта техника идеально вписывается в ювелирный концепт близости к природе.
Кольца с кабошонами разных камней, фото из инстаграма @granat_silver
Варианты применения мастерами
Чаще всего кабошон применяют в изделиях из натуральных самоцветов. Из полученных камней изготавливают перстни, бусы, серьги и др. Ими украшают шкатулки, драгоценные оклады икон и книг и т.п. В украшениях камни обрамляют толстой металлической оправой, оплетают жемчугом или стразами. С прозрачными минералами лучше сочетается золото, в других случаях можно использовать серебро или металлические сплавы.
Бусины акриловые или стеклянные иногда отделывают кабошоновым методом. Их окрашивают, наносят на них рисунки, узоры. Хорошо выглядят округлые элементы из стекла на черном бархате, оформленные мелким жемчугом или матовым бисером.
Используют кабошоны и в рукоделии: ими декорируют сумки, воротники и манжеты. Мелкие округлые камни нанизывают на леску и изготавливают серьги, браслеты и т.п. Для закрепления используют клей или специальные держатели, которые продаются в магазинах рукоделия.
Выбор камня зависит от возраста владельца: крупные овальные или шаровидные кабошоны больше подходят дамам постарше, а молодым людям лучше использовать самоцветы в виде сердца, капли и т.п. Мужчинам подходят изделия с квадратными или прямоугольными камнями.
Применяя гладкие стеклянные камни, составляют композиции: на плоской основе делают надписи и закрывают прозрачным кабошоном, который их увеличивает.
Стеклянные вставки применяют при изготовлении витражей.
Формы и эффект
Чаще всего встречаются кабошоны похожие на холм: плоские снизу и выпуклые сверху – их называют простыми. Но есть и другие: двусторонне выпуклые и выпукло-вогнутые. Возможно, сейчас вы с содроганием вспомнили школьные уроки физики, на которых проходили различные формы линз. На самом деле для усиления цвета и создания оптических эффектов в кабошонах используются те же технологии, что и в линзах.
Внутреннее свечение камня оставляет желать лучшего? На помощь придет двусторонне выпуклый кабошон. Цвет темного кабошона недостаточно яркий? Выпукло-вогнутая форма решит проблему.
Производство кабошонов строго стандартизировано, поэтому совсем причудливых форм ожидать не стоит. Чаще всего кабошоны из натуральных камней выглядят как круги, овалы, многоугольники или как сердце, если покупатель – особо романтичная натура.
Выбор формы зависит не столько от вкусовых предпочтений заказчика и мастера, сколько от свойств самого камня. Например, если камень мягкий, то опытные мастера сделают из него круглый или овальный кабошон, а если твердый – это целое поле для экспериментов.
Этапы производства
На сегодняшний день процесс производства кабошонов из натуральных минералов автоматизирован, все операции выполняются с помощью приспособлений и оборудования.
Технология обработки камней кабошоном делится на следующие этапы:
- Кристалл подвергают черновой обработке – придают ему нужную форму.
- Полученную заготовку обрабатывают специальным очистителем.
- На камень наносятся контуры, по которым проводится чистовая обработка. Неровности стачиваются диском или пилой, а острые углы сглаживаются шлифовальным кругом.
- После придания нужной формы кабошон полируют. В массовом производстве для этого используют галтовочные барабаны с металлическими шариками. Кабошоны ручной работы полируют фетровыми или войлочными кругами.
Кабошоны изготавливают не только из природных камней, а и из обычного стекла. В этом случае расплавленное стекло заливают в подготовленные формы. После остывания полученные кристаллы не нуждаются в дополнительной обработке.
Кабошоны в России: старое против нового
Репутация кабошонов в сознании отечественных мастеров и покупателей весьма неоднозначна — так сложилось исторически, и на это есть минимум две причины.
Во-первых, для создания кабошона часто берут «поделочные» камни — малахит, чароит, лазурит и подобные. По странной причине, в отечественных учебниках ювелирного дела до сих пор жива градация «драгоценные/полудрагоценные/поделочные», где драгоценным камням отдают всевозможные почести (включая их в закон с ограничением оборота), а «полудрагам», в том числе редким и уникальным, а также прочим, иногда весьма недешевым поделочным, уважения достается на порядки меньше. И во-вторых, в кабошоны идут часто камни с дефектами — пусть и красивыми, но нежелательными с профессиональной точки зрения рисунками жилок, цветовых пятен и неровностей.
Как раз по этим причинам условными кольцами с крупными самоцветами еще до недавних пор были завалены ярмарки сувениров. Дешево, и бабушка будет довольна. Приличные сережки должны быть «с ограночкой». Но время меняется, вместе с ним — отношение к природным дарам.
Такие модные дома, как Cartier и Dior, включают кабошоны в линейки своих украшений, а Martin Katz, ювелирный дизайнер, снабжающий Николь Кидман и Анджелину Джоли «красно-ковровыми» украшениями, выпускает коллекции с огромным разнообразием неограненных камней.
Соответственно, на Западе кабошоны имеют статус более чем привилегированный. Объясняется это ничем иным, как свойствами самой «антиогранки». Несмотря на то, что для них используются камни с дефектами, в конечном счете, они обретают такую глубину цвета и внутреннее свечение, которое и не снилось огранке фасеточной (читайте наш гид по видам огранки камней). Кроме того, на выходе кабошон выглядит внушительнее за счет своего размера (подсчитано, что при огранке драгоценный камень теряет до 30% своего веса).
Кольцо с кабошоном из поделочного камня малахит, фото с сайта khramtsovajewelry.com
Особенности
Кабошон — обработка, которая позволяет раскрыть глубину цвета драгоценного камня. Он дает возможность внимательно рассмотреть рисунок внутри минерала, увидеть следы его формирования, включения других элементов. При этом оптические эффекты будут менее заметны, чем при фасетной огранке.
Кабошон формируется следующим образом. Нижнюю часть камня шлифуют так, чтобы сделать ее плоской. Верхнюю превращают в полуокружность, имеющую максимально правильную форму. Если нужно, камень подвергают дальнейшей обработке — для осветления, повышения контрастности, насыщенности цвета. Встречаются и «двойные кабошоны», состоящие из двух полуокружностей: они создают необычный эффект свечения.
Способ применяется для обработки непрозрачных и полупрозрачных камней, имеющих тусклый блеск. Прозрачные минералы кабошонами обрабатывают редко: для них игра света, проявляющаяся при фасетной огранке, ценнее.
Российские покупатели учат слово «кабошон»
«Тренды с запада» неумолимо подступают к границам родины. Несмотря на то, что значительную часть российского рынка все еще занимают минималистичные кольца-проволочки и серьги с барочным жемчугом и мятым металлом, постепенно они отступают под натиском statement-украшений. А крупный шлифованный камень с богатым «внутренним миром» — самый понятный «акцент».
Отдельного внимания заслуживает посткарантинный запрос ювелирных любителей на близость к природе и отечественную марку. С учетом того, что Россия – страна, известная своими минералами и горными породами, этот запрос может удовлетвориться сполна.
Среди работ современных российских дизайнеров уже сейчас можно найти отличные вещи из серебра, в которых матово светятся нежные кварцы, гранаты и лабрадориты. Жители мегаполисов всё охотнее приобретают «тактильные камушки» в кольцах и колье, а чаты специалистов все чаще оглашает призыв — «ребята, кто продаёт кабошоны, напишите в директ»!
Автор:
Дарья Блох
Самое интересное на портале | Справочник Ювелирума по природным камням | Как носят? — справочник ювелирума по ювелирным трендам |Все публикации по тегу Стиль природный-этно-примитивизм
Корнеровая закрепка
Процесс, когда закрепление вставки осуществляется при помощи корнеров, поднятых штихелем из металла изделия, а сам кабошон укладывается в гнездо – опорный поясок в отверстии изделия, – называется корнеровой закрепкой. Чаще всего она применяется для закрепления прозрачных камней, чтобы осветить их возможно было и сверху, и снизу. Особенно незаменим этот вид закрепки в многокаменных изделиях, когда сочетание цвета многочисленных камней, корнеров и специально вырезанных на боковой стороне оправы сквозного узорчатого рисунка придает изделию особую нарядность, эффектность, привлекательность.