Первые клейма в царской России
В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.
Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.
С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.
Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.
Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.
Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.
Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.
1 500 000 a
Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись
Что означает МНЦ на столовых приборах
Многих интересует, что означает аббревиатура МНЦ, вычеканенная на столовой посуде. Такое клеймо на ложке или ином приборе расшифровывается, как медь-никель-цинк. Этот сплав носит название нейзильбер. Использование цинка, кроме привлекательного внешнего вида и практичности изделия, характеризуется удешевлением затрат на производство продукции. В переводе с английского название этого сплава означает «новое серебро».
Приборы из нейзильбера в чистом виде отличаются неприятным металлическим привкусом и запахом. Поэтому они покрываются серебряным или золотым напылением, толщиной не менее 0,5 микрометра.
В соответствии с ГОСТом обозначение на наборах столового серебра предусматривается, если слой напыления составляет не менее:
Приборы с золотым или серебряным напылением – отличный подарок для любого человека, вне зависимости от возраста или пола, социального положения, вероисповедания. Такие презенты дарятся в следующих случаях:
Виды клейм на фарфоре царской России
Варианты нанесения
Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.
Сложность изображения
По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.
Царская символика
Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.
Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.
Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.
Использование монограмм
Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».
Клейма с инициалами Андрея Миклашевского (слева) и Алексея Попова (справа).
На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.
Цветочные и иные орнаменты
Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.
Клейма на фарфоре братьев Новых.
Разнообразие символов
Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.
Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба.
Сведения о наследниках
Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.
Особые пометки
На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла о. Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.
Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.
На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.
Подпись и монограмма Ламбера на фарфоре Юсупова.
Два клейма
На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.
Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.
Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.
Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.
Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.
Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.
1 500 000 a
Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись
Что означает маркировка?
Обычно чистый состав (999 пробы) благородного металла (будь то золото, серебро) не пригоден для производства качественного ювелирного продукта. Получаемые таким путем предметы слишком хрупкие. Ради сообщения улучшенных механических свойств и создания более насыщенной блестящей цветовой фактуры, состав обогащают добавлением частей цветных металлов — так получаются сплавы. Маркировка на изделии из драгметалла (в том числе, серебра) показывает содержание драгметалла в сплаве, служит определению его пробы.&
Пробы сплавов драгметаллов для ювелирных изделий и других серебряных предметов, включая столовые приборы, устанавливается законодательством страны. Наиболее ранним подобным стандартом служит стандарт «стерлингового серебра» (925 пробы) – это материал для наилучших серебряных приборов: прочных и самых безопасных для здоровья (поскольку в состав серебра 999 пробы добавляется лишь медь).
Проблемы с определением клейм
До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.
Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».
Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.
Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.
Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.
Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.
Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.
Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.
1 500 000 a
Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись
Чем сплав МНЦ отличается от серебра
Если не принимать во внимание клеймо МНЦ, простому обывателю сложно отличить посеребренные приборы от настоящего серебра. Ниже приведена сравнительная таблица, которая поможет разобраться с основными характеристиками изделий.
Характеристики | Серебряные столовые приборы | Изделия из сплава МНЦ |
Внешний вид | Серебристый или белый цвет. | Серебристый или белый цвет. |
Прочность | Хрупкие, легко гнутся и деформируются. | Довольно прочные, устойчивые к физическим воздействиям, деформациям. |
Вес | Очень тяжелые. | Облегченные. |
Физические | Хорошо отражают свет; со временем темнеют, быстро нагреваются, характеризуются высокой электропроводностью. | Не тускнеют и не темнеют длительное время. Отличаются слабой тепло- и электропроводностью. Устойчивы к коррозионному воздействию. |
Реакция с йодом | Потемнеют. | Появятся пятна. |
При сильном трении | Физических изменений не наблюдается, но появляется характерный звонкий звук. | Изменение цвета, появление характерных пятен. Сопровождается медным запахом. |
Проведя предложенные несложные манипуляции, можно достоверно установить, из серебра изготовлен прибор, или же это сплав нейзильбера. Если опытным путем не удалось узнать материал изделия, необходимо обратиться в ювелирную мастерскую, где специалист быстро определит состав.
Серебряное изделие невозможно поцарапать острым предметом, на нейзильбере остаются отметины с характерным коричневым или красным оттенком.
Бытует мнение, что столовая посуда из нейзильбера или мельхиора оказывает пагубное воздействие на здоровье. Чтобы понять, насколько это соответствует действительности, необходимо уточнить, как влияет на физиологические функции организма человека каждый из компонентов по отдельности:
При изучении опытным путем воздействия сплава нейзильбера на организм человека установлено, что при регулярном использовании указанной столовой посуды надолго сохраняются молодость и здоровое состояние кожи, повышаются общий тонус и устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Но при нарушении целостности напыления и появлении характерных царапин столовые приборы из сплава МНЦ следует убрать из обихода. Большое поступление цинка в организм человека может вызвать аллергическую реакцию. Подогретая медь токсична и придает блюдам металлический привкус. Переизбыток этого металла в организме ведет к отравлению.
Сплав нейзильбера используют не только для столовых приборов. Он нашел широкое применение в ювелирной промышленности – для изготовления украшений и аксессуаров, внешне не уступающих серебряным. Кроме того, из этого сплава изготавливают:
Нейзильбер отличается отличными динамическими свойствами, стойкостью к деформации и коррозии.
МНЦ Серебро