Клеймение серебра в СССР за свою историю не раз менялось. Сразу после революции 1917 года в России закрылась большая часть ювелирных фабрик и мастерских. Опасаясь грабежей, владельцы крупных и мелких предприятий бежали за границу. Пробирные палаты, которые ранее занимались клеймением серебра, с приходом к власти большевиков прекратили свою работу.
Клеймение серебра на заре СССР мало заботило советское правительство. Главной целью властей была реквизиция драгоценностей и дальнейшая их продажа за границу, так как государству нужны были средства на финансирование мировой революции. Первые шаги по наведению порядка в ювелирном деле были сделаны в 1918 году — функции контроля взяла на себя комиссия, образованная при Совнаркоме.
История пробирной системы
Клейма, которые ставились на серебряных изделиях с восемнадцатого до начала двадцатого века, указывали на их ценность. По ним можно было определить, когда и где сделано изделие и даже какой мастер над ним трудился. Пробирная система в России была создана царем Петром I. Специальным указом были определены четыре пробы серебра и золота, система пробирования называлась золотниковой.
Клеймить изделия тогда имели право только мастер и староста. Продавать что-либо из драгоценного металла без клейма было запрещено. Те, кто имели право ставить оттиски, даже специально для этого обучались.
Уже в девятнадцатом веке были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов. Претерпел изменения и сам оттиск. Он стал содержать герб города, где предмет был изготовлен, знак проверяющего (инициалы) и пробу металла. Приняли в то время и новый пробирный устав, по которому империя была разделена на пробирные округа, а клеймо приняло вид женской головы в кокошнике. Клеймо также содержало инициалы главы округа и пробу. С тех пор как начали клеймить изделие с указанием на место, где оно было сделано, и стало возможным распознавать работы великих мастеров.
Клеймо на серебряной вилке
Виды клеймений серебра в России
Сейчас наиболее распространенными сплавами являются 925 и 875 пробы серебра. Чаще всего клейма серебра имеют вид овала с обрезанными боковыми сторонами, изображение головы женщины в кокошнике, повернутой вправо. В нижнем левом углу находится буква, которая указывает на место, где изделие прошло апробацию, цифры слева означают пробу сплава. Изделия также могут клеймиться следующим образом:
- Основными пробирными клеймами являются клейма, называемые литерами «А», «Б», «В», «Г». Присутствия их в изделии достаточно. Клеймо литеры «А» выглядит как голова женщины в кокошнике в круге, вне которого может находиться проба. Клеймо литеры «Б» имеет стандартный вид, описанный выше. «В» и «Г» — имеют аналогичный вид, соответствующий «А» и «Б», за исключение того, что вместо женщины в кокошнике на них изображена пятиконечная звезда с серпом и молотом внутри. Такими оттисками клеймились изделия из драгоценных металлов в СССР. Сейчас они не используются.
- К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д», «Е», «Ж», «З». Они не имеют самостоятельного значения. Самого по себе этого клейма недостаточно для определения качества изделия, рядом должно стоять основное. Сейчас используется только клеймо литеры «Д». Оно имеет вид прямоугольника, с закругленными концами, внутри которого стоит обозначение пробы. Клеймом литеры «Е» клеймились изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Остальные два использовались ранее.
- Еще одной формой основного клейма литеры «Б» обозначаются изделия, предназначенные для отправки за границу. Они отличаются от основного тем, что вместо женщины в кокошнике на них изображен корабль. Такой пробы достаточно.
- Изделия могут клеймиться и совмещенными пробирными клеймами. Они совмещают основное клеймо с «именником» , или клеймо мастера, указывает помимо региона, где изделие апробировано, на самого изготовителя.
- К 50-летию Октября вводили временное клеймо, посвященное юбилею в честь покорителей космоса, действовало оно в течение двух месяцев 1967 года.
- До 1994 года для церковных изделий разрешено было использовать только клеймо литеры «Д», без основного.
- До 1997 года медали и монеты клеймились буквами, обозначающими драгоценный металл в соответствии с химическими обозначениями, с рядом стоящей пробой. Если изделия не имеют художественной ценности, сейчас они клеймятся в соответствии с общепринятыми стандартами.
- Существует несколько систем проб. Сейчас используется метрическая, но до ХХ века использовалась золотниковая.
Клеймо может ставиться несколькими разными способами. Чаще всего оно наносится механически. Но если изделие тонкое или особо дорогое, может использоваться лазерный тип нанесения. Поскольку изделия из драгоценных металлов подвергаются истиранию, то с украшениями с пробой, нанесенной лазером, необходимо быть особо аккуратными. Если их подвергать постоянному механическому воздействию, проба может стереться.
Пробирные системы, используемые во всем мире
У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра — 92,5 %.
Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к — проба в каратах, м — метрическая проба.
Плотность серебра в зависимости от пробы
В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.
Пробы серебра
В международной метрической системе чаще всего встречаются такие пробы серебра:
- серебро 800 пробы;
- серебро 830 пробы;
- серебро 875 пробы;
- серебро 925 пробы;
- серебро 960 пробы;
- серебро 999 пробы;
О том, какие еще бывают пробы серебра: понятие, виды, подлинность можно познакомиться здесь.
Клеймение изделий с покрытием
Серебро в этом случае может быть как основным металлом, так и выступать в качестве покрытия. В первом случае изделие чаще всего покрывается золотом. Тогда ставятся две пробы: первая — основного сплава и вторая — сплава, которым украшение покрыто.
Серебром чаще всего покрываются столовые приборы. Особенно широко это было распространено в СССР. Тогда параллельно с пробой металла ставилась маркировка основного сплава. В это время принимались такие обозначения:
- МН — мельхиор. Иногда также встречалось обозначение МЕЛЬХ.
- МНЦ — нейзильберг.
- АЛ — алюминий.
- НЕРЖ — нержавеющая сталь.
В старинных антикварных предметах встречалось также и такое: ставилась только проба покрытия, без обозначения основного сплава. Это довольно опасно, так как можно принять посеребренное изделие за сделанное из чистого металла.
Подлежат во всем мире клеймению такие сплавы серебра:
- 800 проба. Состав — 80 % серебра, остальное — медь. Быстро окисляется и имеет выраженный желтоватый оттенок. 830 проба имеет характеристики, аналогичные предыдущей.
- Проба 875. Содержит 87,5 % серебра. Очень часто используется для изготовления столовой посуды и украшений.
- 925 проба наиболее распространена. Имеет оптимальное соотношение «цена — качество». Обладает высокими антикоррозийными свойствами и не имеет желтого оттенка. Очень легко поддается изменению формы. Используется в основном для ювелирных изделий.
- 960 пробу используют художники при работе с эмалью, а также для ювелирных украшений, особенно за рубежом.
Клейма на столовых приборах из мельхиора периода СССР
Киевский завод столовых приборов и посуды им. Дзержинского.
За все время массового выпуска предметов и изделий столового серебра с начала 50-х и до конца 70-х годов 20 века на этом заводе было выпущено около половины всего советского столового серебраи мельхиора. Завод выпускал разнообразные по ассортименту изделия, но всего лишь нескольких серий дизайна. Три из них наследовали мотивы известного дизайна царских времен «Дубок» и «Рисунок Фаберже» ранней и поздней разновидности.
Два других, «Каштан» и «Киев», были разработаны заводскими дизайнерами. Последний дизайн, «Киев», оказался очень изящным, функциональным и удобным. Этот дизайн был заимствован московским заводом мельхиоровых изделий (позднее – «Московский Made in USSR».
Популярности изделий Таллиннского ювелирного завода способствовало не только отменное качество выпускаемой продукции, но также и то, что кроме традиционных ножей, ложек и вилок завод выпускал разнообразные сервировочные изделия. Так же завод изготавливал столовые приборы из мельхиора.
Платиноприбор (Московский платиновый завод).
Московский завод, созданный на базе национализированной в 1918 году советской властью фабрики И. П. Хлебникова, имевшего с 1872 года звание «Поставщик Его Императорского Величества» («Поставщик российского императорского двора») и вместе с тем звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского, а также князя Черногорского. Первоначально предприятие И. П. Хлебникова было преобразовано в «Московский платиновый завод», основной продукцией которого были всевозможные изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий. В небольшом количестве завод выпускал серебряные и мельхиоровые ювелирные изделия, преимущественно предметы столовой сервировки – ложки, вилки, подстаканники. На них ставилось клеймо «платиноприбор» и проба серебра – 875. В основном выпускались «гладкие» (без рисунка) предметы.
Небольшим тиражом выпускались также и предметы с «рисунком», которые в настоящее время встречаются достаточно редко. Во второй половине 40-х – начале 50-х годов 20 века была выпущена довольно большим тиражом серия изделий «Факел», наиболее известная и популярная до сих пор.
Кубачинский художественный комбинат (ювелирная артель Кубачи).
Кубачинские художественные изделия – изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет. Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен: столовые приборы, ложки столовые, десертные, чайные, подстаканники, бокалы, стопки, чарки, рюмки, различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия и множество других. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью или как раньше говорили – финифтью.
Вольнянский завод им. Шевченко.
Завод ведет свою историю с 1870 года, когда он был построен немецким колонистом Классеном совместно с помещиком Кривошеем как завод по производству сельскохозяйственных машин. Вскоре штамповочное направление завода было перепрофилировано для изготовления столовых «изделий мельхиора и накладного серебра». В 1891 году завод переходит в собственность зятя Классена Генриха Нейфельда, который привлек к работе над изготовлением эксклюзивных столовых приборов из серебра лучших мастеров того времени. Именно в этот период были созданы настоящие шедевры с оригинальным художественным оформлением.
В 1920 году предприятие национализируется новой властью и получает название «Сельскохозяйственный Машиностроительный №10»; изготовление столового серебра прекращается. В 1926 году – переименовывается в «ЗiШ». И лишь через год после возвращения из эвакуации, в 1946 году завод приступил к реконструкции производственных зданий и монтажу оборудования по производству столовых приборов и металлической посуды. Используя опыт и не забытые традиции, предприятие добивается весомых результатов и становится в этой отрасли одним из крупнейших в СССР. За послевоенные годы заводом выпущено более 10 млн. единиц продукции. Сегодня и выпускает продукцию торговой марки «SRIBNA POLYANA» – столовых приборов из посеребренного мельхиора/нейзильбера (МНЦ).
Кольчугинский завод им. Серго Орджоникидзе
Старейшее предприятие России, основанное еще в 1871 году купцом Александром Григорьевичем Кольчугиным, оно и по сей день остается успешным, стабильным градообразующим предприятием. Продукция цеха товаров народного потребления «Кольчугинского завода» всегда пользовалась повышенной популярностью. Начиная с продукции тогда еще «Товарищества Кольчугина» столовых приборов, подстаканников и посуды из мельхиора; и по сегодняшний день, когда новейшее высокоточное оборудование позволяет изготавливать столовые приборы высочайшего класса, число поклонников этой продукции не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.
Режевский механический завод (Завод Реж)
Предприятие было основано в 1773 году и за время своего существования было отмечено множеством различных наград, в том числе и орденом октябрьской революции; также завод был незаменимым помощником во время великой отечественной войны, выпуская продукцию для нужд фронта.
«РМЗ» отличался всегда отличался тем, что производил продукцию, являющуюся актуальной и конкурентоспособной, к сожалению в 1993 году завод прекратил производство столовых приборов из мельхиора.
Современные модели столовых приборов из мельхиора >>>
Хронология использования проб в нашем государстве
- С 1899 года на основании вновь введенного устава установили пробирный оттиск в виде головы женщины в кокошнике, только пока еще повернутой влево, и пробу в золотниковой системе.
- В 1908 году голова уже повернута вправо, а к клейму добавилась буква с обозначением пробирного округа, к которому изделие относилось; проба была все еще золотниковая.
- В 1927 году в Советском Союзе было введено новое клеймо: на нем была изображена голова рабочего с молотом. А также была введена новая система проб — та же, что используется и сейчас, метрическая. Пробирный округ обозначался все еще буквой греческого алфавита.
- В 1958 году ввели оттиски с изображением звезды с серпом и молотом. Букву греческого алфавита заменили на букву — русского.
- Современный вид оттиски приобрели в 1994, но ходили наряду со старыми вплоть до апреля 2002 года.
И хотя серебро в виде драгоценностей редко используется как инвестиции, обратить внимание на клеймо при его покупке все-таки стоит. Особенно если украшения, столовые приборы покупаются с рук, чего делать не рекомендуется. Подделать пробу возможно, но сложно и опасно. Поэтому ее и можно считать достаточной гарантией качества металла.
Краткая история клейм в разных странах
Первые официальные клейма серебра появились в Англии в 1300 г., когда король Эдуард І ввел систему стандартов изготавливаемых на территории королевства серебряных изделий, внешним выражением которой и стало клеймо в виде головы леопарда. Причем право носить такое клеймо имели только изделия из так называемого стерлингового серебра, т. е. те, в которых доля чистого серебра была не ниже 92,5%.
В 1363 г. каждому мастеру было предписано ставить на изделиях свое клеймо мастера. В 1478 г. на метке начали ставить литеру с указанием города, а в 1544 г. на ней появился шагающий лев — знак успешно пройденного королевского контроля.
В середине XVII века, во время гражданской войны, большая часть ранее клейменого серебра была пущена на переплавку: сначала — на монеты для выплаты жалованья солдатам, а по ее окончании — обратно в столовое серебро и украшения. Причем оба раза все делалось без всякого соблюдения хотя бы формальной законности.
Клеймо Англии 16 века для серебряного изделия
В 1697 г. в Англии был принят новый государственный стандарт, согласно которому в изделиях количество серебра должно быть не меньше 95,8%. Новые стандарты потребовали другого клейма: вместо идущего льва появилась фигура женщины, вместо головы льва — голова леопарда с короной.
В конце XVII века, помимо столичного Лондона, право проводить пробирный контроль и ставить на изделия свое клеймо получило еще несколько городов. Так, на серебре появились метки с изображением трех снопов пшеницы и меча (Честер), замка с башнями (Эксетер), якоря (Бирмингем), трех замков (Ньюкасл) и короны (Шеффилд) (изображение 1).
Первое историческое упоминание о метках на серебре в Германии относится к 1289 г. Но вплоть до середины XVI века никаких официальных стандартов не существовало. В 1548 г. был издан императорский указ, который предписывал все серебряные предметы весом более 4 лотов (чуть больше 100 г) метить, помимо оттиска пробы, еще и клеймами мастера и городского магистрата. Этот порядок клеймения окончательно сформировался в виде «кельтской марки» только к 1667 году.
Однако государственного клеймения серебра до конца XIX века в Германии не было, и контроль качества контролировался только гильдией торговцев. В 1884 г. государственным стандартом Германии стала 800 проба серебра (800 частей чистого серебра из 1000). В 1886 г. все городские клейма были заменены на государственное клеймо с полумесяцем и короной. А с 1 января 1888 г. был введен в действие единый государственный стандарт клеймения. С этого времени изготовленные в Германии серебряные предметы метят:
- клеймом мастера или фирмы-изготовителя;
- клеймом с цифрой 800;
- клеймом с повернутым вправо полумесяцем и императорской короной, служащим государственным подтверждением стандарта пробы 800/1000.
Клеймо Франции 18 века для серебра
Во Франции с XVI и до конца XVII века клеймо на серебро ставила гильдия мастеров серебряных дел. И только после Французской революции 1789 г. были установлены 2 государственных стандарта (соответственно, 95 и 80% чистого серебра). Появилось государственное клеймо. Сначала все серебряные предметы метили клеймом, изображающим французского петуха в щитке, и цифрами 1 или 2 (95 и 80%, соответственно). С 1833 г. на крупные предметы вместо петуха наносится клеймо с изображением Минервы.
В США за всю историю существования государственная система клеймения никогда не вводилась. Поэтому на американских изделиях можно увидеть только клеймо мастера или компании изготовителя. Некоторые компании, помимо этого, добавляют к нему и дату изготовления.