Технология нанесения горячих и холодных эмалей. Эксперимент-фотоочет.


Его называют «огненное письмо», в XII веке это искусство уже широко было развито на Руси и вполне могло соперничать с Византией

Эмальерное дело

Эмаль

Финифть

История

Искусство художественного эмалирования имеет более чем двухтысячелетнюю историю. В Древней Руси художественную эмаль называли финифтью, от греческого слова «фингитис», что означало светлый, блестящий камень. Эта традиция была воспринята Русью из Византии.


«Иисус Христос», эмалевая миниатюра

Первый период расцвета финифтяного дела на Руси приходится на XI – XII века. Изготовление произведений, украшенных эмалью, было сосредоточено в крупных городах, таких как: Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород.


«Распятие» Россия, XVIIIв.

Художественные памятники эмальерного искусства Киевской Руси хранятся в настоящее время в наиболее крупных музеях страны.

Политические и экономические реформы Петра I привели к переориентации во всех областях науки и искусства, вследствие этого эмалевая роспись в начале XVIII века выделяется из ряда ремесленных видов работ.


Икона «Спас на престоле»

Финифтяная миниатюра становится самостоятельным видом искусства, развивая и совершенствуя средства художественной выразительности, используемые мастерами миниатюры.

Разновидности эмалей

  • Миниатюра на эмали (финифть) — техника художественного эмалирования, которая использует прием кистевой станковой живописи. Первую прописку изображения (подмалевок) выполняют на белом эмалевом фоне медной пластины-основы. После подмалевка пластину высушивают, обжигают в муфельной печи при 800 градусах и снова прописывают. Для получения максимальной цветовой изысканности и детальности рисунка этот процесс художник — эмальер повторяет многократно.


Финифть, «Букет цветов»

  • Расписная (живописная) эмаль — На лицевой стороне эмалевой краской насыщенного цвета прописывают контур изображения и его детали, например лицо, волосы, складки одежды. Для нанесения контура рисунка применяют также способ перевода рисунка с бумаги, так называемый «припорох». Так как эмаль накладывается локальными фрагментами, то обжиг делают по 10-15 раз, учитывая разный уровень температуры плавления используемых эмалей.


Напрестольный крест. 16 век. Металл, эмаль. Кирилло-Белозерский монастырь

  • Перегородчатая эмаль — для ее изготовления берется тонкая металлическая пластина, на которой процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур будущего изображения. Затем по этому контуру напаивают тонкие металлические полоски, получая изображение из разнообразных по форме и размеру ячеек. Каждую ячейку заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.
  • Эмаль по скани (филиграни) — на металлическую поверхность напаивают (выкладывают) растительный или геометрический орнамент из перевитой металлической проволоки, которая образует ячейки. Каждую ячейку заполняют до краев эмалью разного цвета, которая после обжига оседает и оказывается ниже сканого орнамента. Вследствие этого эмаль по скани не полируют. Отсутствие полировки и эмаль, лежащая ниже края сканых перегородок, являются главным отличием техники эмали по скани.


Чайник с эмалевым рисунком

  • Выемчатая эмаль — на металлической пластине глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непрозрачной эмалью и производят обжиг эмали. В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
  • Эмаль по гравировке (резьбе) является разновидностью техники выемчатой эмали.
  • Эмаль по гильошированному фону — вариант техники эмали по гравировке. Но гравировка выполняется механическим способом, с помощью специального станка. В технике эмали по гильоширу используют исключительно прозрачные эмали самой широкой цветовой гаммы.
  • Эмаль по литью — изображение получают путём его отливки вместе с металлической пластиной- основой. Затем углубление на пластине заполняют эмалью.


Шкатулка с финифтью, авторская работа

  • Эмаль по рельефу — техника, применяющаяся для художественного эмалирования по высокому рельефу, когда эмалевое покрытие повторяет форму металлического рельефного изображения, выступая как поливная глазурь.

Ростовская финифть

Наиболее известный вид эмальерного искусства в России. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности.

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Изучите наши предложения

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

История возникновения и развития искусства эмали

Живописная эмаль из Лиможа

В начале XV в. появилась совершенно новая техника – живописная эмаль. Тонко растертыми цветными эмалями наносили изображение на одноцветную эмалевую основу, причем краски накладывали рядом без разделяющих перегородок. Из Англии доставляли корнуэльское олово, необходимое для изготовления эмали (оно придает сплавляющимся во время обжига краскам непрозрачность, что усиливает их крою¬щую способность). Из Испании привозили особый краситель — сафру (saphare), естественную смесь окиси кобальта и натрия. Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможских мастеров. Добавки олова разбеливали цвет, позволяли использовать тональные нюансы. Эти приемы были неизвестны мастерам предшествующего периода в районах Мааса и Рейна. В Италии было несколько мастерских, где применяли этот метод, но все же центром развития новой техники в XV-XVI вв. стал французский город Лимож. Расцвет техника живописной эмали пережила в XVI в. в Лиможе. Металлическая пластина, реципиент, используется еще и качестве живописной основы. Часто изготовляемая из меди, но равно из железа, серебра или золота, эта пластинка прежде всего целиком покрывается прозрачной глазурью или одноцветным опаковым слоем эмали. В качестве эмалевых красок почти постоянно применяются непрозрачные стеклянные массы, которые куничьей кистью наносятся на грунтовую подгрунтовку и подвергаются последовательному обжигу. Поскольку краски в растертом состоянии часто обладают другим тоном, чем после обжига, едва ли можно избежать повторных прописок и обжига. Оборотная сторона пластинки по большей части также покрывается слоем эмали (контрэмаль) для предотвращения односторонней деформации металла при обжиге. В Лиможе изготавливали шкатулки-реликварии, алтари-триптихи, кувшины, тарелки, плакетки. Медные пластины расписывали эмалевыми красками с многочисленными — от десяти до пятнадцати — промежуточными обжигами. В этой технике краски нельзя смешивать, иначе получается грязный цвет. Поэтому каждый красочный слой закрепляется отдельным обжигом. Сначала обжигают краски с более низкой температурой плавления (около 600°С), затем с более высокой (800-900°С). По завершении роспись покрывали тонким слоем прозрачной эмали — фондона, который предохраняет ее от повреждений. Роспись также дополнялась золотом — штрихами, напоминающими иконописную ассистку, звездочками, надписями. С оборотной стороны медные пластины покрывали слоем контрэмали для предотвращения коробления во время обжига. Для большего эффекта изделия украшали кабошонами, имитирующими драгоценные камни, — крупными, округлой формы застывшими каплями прозрачной эмали. Под них подкладывалась золотая или серебряная фольга. В XVI в. получила развитие типичная техника мастеров Лиможа: эмаль в стиле гризайль, т.е. эмаль в серых тонах. На пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносили изображение белой эмалью. В зависимости от толщины слоя темный фон просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. Так как использовали, как правило, тугоплавкую белую эмаль, то изображение получалось слегка рельефным. В основе другого способа заложены графические приемы: черное основание покрывали тонким слоем белой эмали, процарапывали в этом увлажненном слое рисунок и придавали изображению пластичность посредствам штриховки. После этого эмаль обжигали. Часто белую эмаль обогащали цветной, т.е. покрывали прозрачной цветной эмалью (тона одежды) и розовой эмалью (части тела). В первое время в технике лиможской эмали изображали исключительно сцены из библии, зачастую воспроизводили известные картины на эти сюжеты. В середине XVI в. на первое место выдвигаются мотивы итальянского возрождения. Эмалью покрывали не только плакетки, но и различную утварь. Предметы большого размера украшали пластинками, покрытыми эмалью. При дворах знати, особенно во Франции, были известны и пользовались большим спросом великолепные столовые приборы из Лиможа, покрытые эмалью. Наиболее известные мастера, работавшие в Лиможе в конце XVI в., — члены семьи Кур, среди них редкий пример женщины-эмальера Сюзанна Кур, П. Куртейс, К. Нуайе, П. Реймон, семья Пенико. Наиболее значительный мастер Леонар Лимозен (Limosin L., 1505-1576) — потомственный эмальер — также был живописцем и гравером, сам рисовал свои композиции. Работал в Париже и Фонтенбло вместе с Ф. Приматиччьо. В 1548 г. Лимозен получил звание королевского эмальера. В 1572 г. его избрали консулом Лиможа. Художник создавал чаши, плакетки, кувшины, блюда в технике гризайль и полихромной росписи. Выполнял и сложные «картинные» композиции по гравюрам с рисунков Рафаэля, Ф. Приматиччьо, Н. дель Аббате. В 1535-1574 гг. Л. Лимозен создал в технике расписной эмали около ста двадцати портретов своих современников по рисункам Ж.Клуэ Старшего и его учеников. Эмалевые пластины, как картины, оправлены в рамы. Для лиможских изделий характерны реликварии в форме античных пиксид с конической крышкой, завершающейся крестом. Их изготавливали по заказам аббатства Св.Марциала, в частности, для английских королей из дома Плантагенетов (в XV-XVI вв. Лимож входил в их владения). Одно из интересных изделий хранится в парижском Лувре: две чаши вставляются одна в другую. На внутренней стороне одной из чаш есть и надпись: «Magister G. Alpais me fecit. Lemovicarum» (лат. «Меня сделал лиможский мастер Альпе). Другой центр производства эмалевых изделий — монастырь Конк в Аквитании, южнее Лиможа. В 30 км к северу от Лиможа находится бенедиктинское аббатство Гранмон (франц. Grandmont — «Большая гора»). В романскую эпоху (XV-XVI в.) там изготовляли изделия в технике выемчатых эмалей с яркими красками и упрощенным рисунком. В XVI в. расписные эмали приобрели для искусства Франции значение, сопоставимое с ролью расписной майолики и венецианского стекла для искусства Итальянского Возрождения. Однако в XVII столетии стиль лиможских эмальеров измельчал, и их трудоемкая техника не выдерживала конкуренции с росписью фаянсовых изделий. Особую группу составляют выпуклые сосуды с характерным рисунком, эмалевое покрытие которых принято называть венецианской эмалью, так как предполагают, что она получила свое развитие в Венеции. Речь идет о прочеканенных и покрытых опаковой эмалью медных сосудах. В эмаль вплавлялись золотые букеты, соломка, розетки, листья. Эти изделия появились в первой половине XVI в.

Миниатюра на эмали XVII в.

В середине XVII в. химия получила столь большое развитие, что в распоряжении ювелиров появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали. Металлическую основу, а это могло быть даже золото, полностью покрывали эмалью, металл более не использовали для оформления, он служил только подложкой. Этот технический прием можно рассматривать обособленно от всех видов ювелирной эмали, так как он является особой формой живописи. В течение короткого времени этот вид миниатюрной живописи распространился по всей Европе. Преимущественно медальоны, а так же различные предметы роскоши декорировали жанровыми сценами, цветами, орнаментами, исполненными яркими красками на белом фоне. В данном случае ювелиры лишь наносили эмаль, а собственно изображение было дело художника-миниатюриста. Работы Динглингера, являются примером совершенства как в художественном, так и в техническом отношении. В процессе своего развития миниатюра на эмали стала самостоятельным родом живописи, полностью отделившись от ювелирного искусства. Живописную эмаль можно было наносить на всевозможные металлические предметы. Выбор тем и цветового оформления так же был неограничен. Стили барокко и рококо были также популярны и в эпоху бидермейра, когда изящные миниатюры в сдержанных тонах выражали чувствительность и синтементальность. В конце XVIII-XIX вв. вследствие появления фабричной продукции качество живописи на эмали стало все более ухудшаться. В середине XIX в. дешевым заменителем живописи на белой эмали стали даже переводные картинки. Художественное качество окончательно упало. К этому следует добавить, что с появлением фотографии живописный миниатюрный портрет потерял свое значение. Во второй половине XVIII в. на фабриках предметы из драгоценных металлов стали покрывать гильошированным рисунком. На табакерки, корпуса часов, ювелирные изделия с гильошировкой наносили и обжигали эмали светлых тонов. При этом геометрический рисунок основы просвечивал сквозь эмаль. Для усиления художественного эффекта эмаль украшали живописными фрагментами или вплавляли золотые блестки. Несмотря на то, что в XIX в. были известны все технические приемы эмалирования и ими полностью овладели ювелиры, значительных художественных достижений в области создания ювелирных изделий с эмалью не наблюдалось. Это объясняется тем, что мода требовала сдержанности в колорите, в ювелирном изделии доминировали драгоценный металл и камни: на первом плане стояла материальная ценность ювелирных изделий.

Промышленная эмаль XIX в.

В XIX в. в условиях индустриализации получила развитие другая важная область применения эмали, которая впоследствии стала совершенно самостоятельной, — техническая бытовая эмаль на чугуне и стали. Уже в 1761 г. Иоганн Генрих Готлиб фон Юсти предложил покрывать эмалью предметы домашнего обихода, с тем чтобы улучшить их эксплуотационные свойства. В 1785 г. на металлургическом заводе Лаххамера впервые были покрыты эмалью чугунная посуда и детали каминов и печей. В 1810 г. начали эмалировать сталь, с 1836 г. в Тале уже изготовляли эмалированную посуду, которая очень быстро получила известность и понравилась потребителю. К концу ΧΙΧ в. техника эмалирования чугуна получила столь широкое развитие, что появилась возможность изготовлять промышленным способом большое количество изделий удовлетворительного качества. Но эмалирование стали в тот период еще не вышло за рамки опытов. Предприятия, возникшие в Германии и за ее пределами, не могли долго просуществовать по ряду причин. Во-первых, не были еще известны грунтовые эмали, содержащие окись кобальта. Во-вторых из-за хорошего сцепления снова и снова обращались к свинцовосодержащей эмали, которую нельзя было применять из-за ее токсичности для домашней посуды – основного вида изделий того времени. В-третьих, выбор подложки для эмали производился экспериментально, так как сталь была нестабильна по составу и свойствам. В-четвертых, из-за сохранения рецептуры эмалей в строгом секрете каждое предприятие должно было самостоятельно разрабатывать свой состав эмали. С изобретением в 1846 г. французом Жапи вытяжного пресса и с развитием способа получения нержавеющей стали по Бессемеру и Сименсу-Мартину в 1856-1863 гг. стало возможным изготовление дешевым способом посуды, которая благодаря эмалевому покрытию долгое время сохраняла высокие эксплуатационные качества. Опираясь на опыт ювелирного эмалирования, постепенно развивалась специальная рациональная технология подготовки изделия к эмалированию, нанесению и обжигу эмали. В дальнейшем удалось разработать для технических целей эмали, свойства которых удовлетворяли все возрастающим требованиям. Этому способствовали относящиеся к 1859-1900 гг. разработка кобальтсодержащей грунтовой эмали, применение криолита в качестве глушителя, добавка глушителя при помоле, а не в эмалевую шихту. В настоящее время использование промышленной эмали не ограничивается домашней посудой. Химические аппараты, приборы, корпуса машин и даже облицовку фасадов зданий покрывают эмалью.

Эмаль в стиле Модерн

Стиль модерн возродил использование эмали при оформлении украшений и ювелирных изделий. Многоцветная и яркая эмаль стала необходимой для художественного обогащения изделий с растительными и анималистическими мотивами. Натуральные и искусственные материалы включались в композиции из-за их художественных достоинств без учета материальной ценности. По примеру технической промышленной эмали и восточно-азиатских образцов декоративные сосуды полностью покрывались эмалью. В поисках новых выразительных форм с художественной и технической точки зрения эмалирование вышло за рамки классических способов. Из этих экспериментов родилось художественное оформление декоративной посуды. Второе рождение получила витражная эмаль в результате следования восточно-азиатским образцам. Путем экспериментов были найдены новые возможности совершенствования способов эмалирования. В ΧΧ в. под влиянием произведений мастеров стиля модерн эмаль стала одним из полюбившихся способов художественного оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в развитии химии силикатов была разработана большая палитра высококачественных эмалей всевозможных оттенков, прозрачных, опалисцирующих и непрозрачных для различных металлических подложек. Были улучшены условия труда благодаря использованию электрической обжиговой печи с терморегулятором. Разумеется успехи в области технического эмалирования не могли не оказать влияния на художественную эмаль, хотя эти виды эмалей существенно отличаются друг от друга областью применения, назначением и технологией. Наряду с художественным эмалированием посуды эмаль нашла применение в строительстве при облицовке фасадов, перегородок, дверей и т.д. Развитие искусства эмалирования насчитывает многовековую историю и хотя так доподлинно и неизвестно где впервые появилась эта техника, но можно с уверенностью говорить о том что ее предпосылки, а так же аналоги были найдены в Египте, Древней Греции, Риме. Дальнейшее развитие можно проследить более детально, благодаря тому, что образцы дошли в большем количестве и лучшем качестве. Одно из самых больших наследий оставила Византия, ее мастера, в совершенстве овладевшие техникой перегородчатой эмали, дали толчок в развитии эмальерного дела. Вскоре все соседние страны начали освоение эмали, опираясь на опыт византийцев, достигая в своих работах самобытности и новых высот. Именно с влиянием византийских традиций связывают появление перегородчатых эмалей на Руси. Однако наибольшее развитие эта техника получила именно в Европе, где она успешно менялась под влиянием времени и стилей. Эмаль, появившаяся в основном как перегородчатая, в готический период становится выемчатой. Барокко в своей пышности и помпезности показал всю красоту объемной рельефной эмали. Позднее появилось совершенное новшество в эмальерном искусстве – живописная эмаль. Впоследствии эта техника стала самостоятельной и относить ее стали скорее к живописной, чем к эмальерной. Технический прогресс отразился на развитии эмали не самым лучшим образом, ввиду того, что появлялись новые открытия и материалы, эмальерная техника была отодвинута на задний план. К эмали стали подходить, как к средству усовершенствовать посуду и прочую домашнюю утварь. Вернул эмали художественную ценность стиль модерн, возродивший в искусстве орнаментальные, анималистические, растительные мотивы. Модерн, требовавший красок, цвета породил множество предметов имеющих не столько утилитарную, сколько художественную ценность. В настоящий момент можно смело говорить, что эмаль нашла свою нишу в промышленном применении. Это изготовление посуды, изготовление технических деталей и прочее. Благодаря тому, что сейчас изучено намного больше свойств это дает намного больше возможностей применения эмалей. Так же эмальерное дело не забыто и с точки зрения художественного ремесла, напротив благодаря прогрессу, современный художник может выбирать технику исполнения, способ нанесения эмали и т.д., что опять же дает более широкие возможности. Необходима лишь способность выразить замысел в художественную форму, фантазия и умение пользоваться техническими приемами.
Автор: художник-эмальер © Анатолий Конченков, художественная галерея Арт Каталог
Рубрика: изобразительное искусство, дпи, художественная эмаль, искусствоведение

Авторская горячая эмаль

Основные виды

Существуют следующие типы эмалей для металлических поверхностей:

  1. Акриловые. Могут применяться для внутренней и внешней отделки. Составы обеспечивают надежную защиту металлическим основаниям на протяжении 7-8 лет. Покрытие устойчиво к влиянию негативных факторов, ультрафиолету и окислительным процессам.
  2. Масляные. Смеси обычно применяют внутри помещения, поскольку на них негативно влияют перепады температур и применять их для наружной отделки не всегда целесообразно. Кроме того, составы не защищают от влажности, и конструкция быстро ржавеет.
  3. Алкидные. Хорошо подходят для обработки оцинкованных изделий. Но основной минус – неустойчивость к высоким температурам, также характерна повышенная горючесть. Смеси могут применяться для обработки оцинкованного металла как внутри, так и снаружи. Отличаются устойчивостью к коррозии.
  4. Эпоксидные. Из-за большой токсичности смеси редко применяют в частном строительстве. Но в промышленности их применяют благодаря надежной защите изделий от высоких температур.


Алкидные и эпоксидные краски по металлу чаще всего используются в промышленности.

Рекомендации по выбору

Подбирая антикоррозийные составы и продукцию для окраски и защиты металлических оснований, рекомендуется придерживаться некоторых аспектов, поскольку не всегда краска для наружных работ подходит для обработки внутри. Кроме того, отличаются даже технологии, по которым можно красить основания.


Для покраски радиаторов отопления, печей и труб из металла должен использоваться термостойкий состав.

Основные моменты, на которые требуется обратить внимание:

  1. Детали печей обрабатывают смесями, способными сохранить свои свойства при температуре до +450…+500°C.
  2. При окрашивании отопительного оборудования рекомендуются термостойкие типы красок. При этом характеристики должны позволять составам выдерживать 150°C.
  3. Цветметаллы обрабатывают специально предназначенными грунтовками.

При выборе необходимо учитывать много факторов, начиная от рабочей температуры и заканчивая конечным цветом обработанной поверхности. Поэтому желательно проконсультироваться со специалистом либо тщательно изучить продукцию при покупке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]