Все пробы и клейма серебра. От Российской империи до современной России

Каждое клеймо на серебре относится к той или иной системе пробирования. Например, клеймо 84 пробы относится к старинной системе проб, которая называется «золотниковой». Так клеймили столовое серебро еще до революции, хотя этот метод активно применялся и в СССР. Клеймо серебра 84 пробы появились еще в конце 18 века, но существуют и другие маркировки. Сейчас мастера работают по метрической системе и пробируют изделия, согласно специальной таблице. В оборе будет освещаться клеймения драгоценных металлов, их принципы и виды сплавов, которые подлежат пробированию.

Что означает клеймо на серебряных изделиях

Такие отметки не встретишь на серебряных слитках, которые не имеют примесей. Дело в том, что чистый драгметалл очень мягкий и не предназначен для создания ювелирных изделий или украшений. Мастера специально стали добавлять в эти металлы другие примеси, чтобы сделать сырье более твердым и удобным для обработки. К тому же предметы из чистого металла имеют способность терять форму.

Это могут быть различные компоненты, которые будут указаны в сертификате на продукцию. Самыми популярными добавками считались: цинк, алюминий, медь и кадмий. На основе количества в унциях примесей, можно определить пробу серебра или другого драгметалла. Система клеймения прописывает процентное содержание в сплаве чистого серебра.


Что означает клеймо на серебряных изделиях

На заметку! цифра клейма на серебряных предметах или украшениях означает, сколько в изделии присутствует доли серебра, и сколько долей дополнительной примеси.

История пробирной системы

Не только цифры используются пробирной системой, но и буквы. Если раньше проба несла в себе более развернутую информацию: ценность предмета, имя ювелирного мастера и даже дату изготовления, то сейчас клеймение происходит строго по системной таблице. На Руси этому искусству обучались долгое время. Ставить пробы мог только сам мастер или его главный помощник. В начале 19 века российский император даже издал указ о том, чтобы были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов.

Система клеймения развивалась, а вместе с ней периодически видоизменятся сам оттиск. Для каждой категории драгметаллов он был свой. Первый оттиск был в виде женской головы в кокошнике, но каждый отдельный округ в Российской империи имел свое клеймо, на котором были пропечатаны буквы. Они являлись инициалами главы района. Потом было принято решения ставить аббревиатуру, согласно регионам. В то время в России было много немецких мастеров, которые делали свои изделия из столового серебра именными.

Единая система пробирования появилась при Петре Первом, в 1899 году. Именно он обязал мастеров указывать пробу на драгметалле, чтобы можно было примерно определять ценность предмета. Интересный факт, что на первом оттиске профиль женщины был повернут влево, да и само клеймо представляло собой примитивную разработку. Когда стали появляться качественные подделки пробы, было принято решение усложнить клеймо и в итоговом варианте люди увидели лицо женщины, уже повернутое вправо. Помимо этого изменения, мастера добавили дополнительные штрихи в изображение, чтобы мошенники не смогли его подделать без специальных навыков и оборудования.

На заметку! После утверждения нового клейма, каждый округ дополнительно проставлял буквенную аббревиатуру своего района.

Виды клеймений на серебре

За всю эпоху клейма, насчитываются несколько десятков оттисков. Они появлялись в то или иное время и не все входили в официальную таблицу клеймения. Некоторые позиции дошли до наших времен, но основная часть канула в историю. Сейчас можно встретить пробу №875, и сплав по составу и характеристикам идентичен тому, что клеймился под номером 84. Это связано с тем, что 84 проба относится к золотниковой системе, а 875 – к метрической, которую создали в 1927 году. Также в современном мире популярен сплав 925.

Само клеймо может быть выполнено в виде овала, боковые стороны которого немного обрезаны. В нижней части клейма всегда должна присутствовать буква. По ней можно выяснить, в каком регионе или населенном пункте изделие прошло апробацию. С древних времени, клеймением занимался отдельный отдел, который параллельно проводил оценку предмету, на основе химического анализа отдельных компонентов. Эта процедура может проходить вручную, во время изготовление украшения или с помощью специального устройства. Клейма литеруются символами: «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», «З», где:

  1. А и Б – круглый оттиск с головой женщины, а проба находится за кругом, около изображения.
  2. В и Г – круглый оттиск с пятиконечной звездой, с серпом и молотом внутри, а проба находится за кругом, около изображения. Это клеймо относится к эпохе СССР.
  3. «Д», «Е», «Ж», «З» – не имеют самостоятельного значения. Она наносится, как дополнительный штамп. Без стандартного оттиска, подобное клеймление не может подтверждать, что предмет создан из серебряного металла.

В современной ювелирной сфере применяется только значение «Д» и «Е».Первая буква изображается на драгоценных вещах ,заключенная в прямоугольник, концы которого немного закруглены. Буквенное обозначение «Е» используется крайне редко. Его ставят на изделия, которые не соответствуют заявленной пробе. Опять же этим занимаются в отделе апробации, ведь каждая единица из металла должна проходить соответствующую проверку.


В современной ювелирной сфере применяется только значение «Д» и «Е»

Нельзя не отметить, что литер «Б» ставится на некоторые предметы после изготовления. Оно может означать, что продукция будет экспортирована за границу или наоборот прибыло в Россию. Без этого знака, товар просто не пропустят через таможенную зону. В этом оттиске, вместо женщины в кокошнике изображено морское судно. Если человеку попалось украшение с таким штампом, значит, либо оно было изготовлено за рубежом, либо прибыло оттуда.

Многие ювелирные заводы создают собственные клейма, но присутствие именных знаков не отменяет основного штампа, который подтверждает состав сплава компетентным отделом. Только те компании, которые не претендуют на подтверждения отдельных компонентов изделия, могут обходиться именным оттиском. Так поступают мастерские, которые производят дорогую бижутерию и придают ей презентабельный вид серебряным напылением. Существуют также, так называемые «праздничные» или «временные» клейма:

  1. В 1967 году в течение 60 дней в овале присутствовал космонавт. Такую печать делали к 50-летию Октября. Многие любители антиквариата хранят серебряные монеты с таким знаком.
  2. До 1994 года ювелирные мастерские, которые создавали церковную атрибутику из серебра, могли клеймить ее только буквой «Д». Сейчас церковь опять желает добиться собственного отличительного знака, но пока их прошение государством не рассматривается.
  3. Также до 1997 года подлежали клеймению все медали, которые выдавались героям Советского Союза и людям за вклад в развитие государства.

На заметку! В Советском союзе долго не могли вытеснить германские клейма. Приборы с таким оттиском можно встретить и по сей день, но основная их часть находится в музее в Москве.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением ассортимента и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины. Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой. Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции. В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены. Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия. Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Принципы нанесения клейма

Клеймо может находиться внутри или снаружи изделия. Самый первый и популярный способ – это механический. Этим искусством должен обладать каждый ювелирный мастер. Сначала для этого применялся обычный молоточек, а потом был изготовлен специальный механизм, осуществляющий процесс автоматически. Присутствовали также специальные наковаленки, без которых нанести ювелирную печать аккуратно было практически невозможно. Станки уже ввели, когда потребовалось массовое клеймение.


Электроискровой метод проводится с участием электродов

Электроискровой метод проводится с участием электродов. Для этого была изготовлена специальная установка, с помощью которой оттиск выжигается искрой. Если на клейме присутствуют перемычки сверху между контуром и значком, значит, этот предмет клеймили электроискровым способом. Этот метод более эффективный, но не все ювелирные мастерские и заводы применяют его, потому что подобная установка стоит приличных денег.

Для очень дорогих ювелирных изделий могут применяться специальный лазер, который наносит клеймо очень аккуратно. Этот метод не так актуален в массовом производстве, потому что лазерная отметка со временем исчезает. Если человек приобрел подобное изделие, то относится к нему нужно более бережно, потому, что через время отметка попросту пропадет и уже нельзя будет подтвердить принадлежность украшения к драгоценному справу.

ВАЖНО! Подделать пробу не так сложно, но мастер сразу поймет, что она не настоящая. В советское время именно из-за работы мошенников оттески менялись несколько раз. Чаще всего фальшивые предметы попадались в серебряной посуде.

Отзывы

Мария:

«Бабушка подарила колечко, без камушка, просто симпатичное кольцо с небольшим узором. На внутренней стороне стоит о, что, как позднее я узнала, означает пробу. Я сначала засомневалась, у нас же трехзначная система проб для золота. Погуглила – оказалось все просто: колечко изготовлено еще во времена золотниковой системы. Что могу сказать – кольцо красивое, цвета не изменило, не темнеет и кожу не красит. Бабушка за ним явно ухаживала, я продолжаю эту традицию.»

Константин:

«Цепочка с 56 пробой, сломался замочек, я обратился к ювелиру за помощью. Он предложил поставить новый, из современного сплава. Выбора не было – пришлось заменить. А через год зацепился за перила и сильно дернул цепочку, так новый замок порвался, а отцовская цепочка 56 пробы нигде не повредилась.»

Арина:

«Хорошее золото делали в царской России, у моего отца перстень, который переходит по наследству уже несколько поколений, клеймом отмечена 56 проба. Не чернеет, не красит кожу, чистить не нужно часто – жаль, что сегодня таких хороших сплавов нет.»

Сплавы серебра подлежащих клеймению

Ставят клеймо на многих изделиях из драгметаллов. Стандартным знаком отмечаются все украшения, которые весят более трех граммов. Обязательному клеймению подлежат следующие предметы:

  1. Имеющие историческую ценностью.
  2. Представляющие археологическое значение.
  3. Слитки импортного и отечественного производства.
  4. Самородки.
  5. Сусальное серебро.

Несмотря на то, что большинство исторических ценностей находятся в музее, археологи ежедневно находят новые детали из драгоценных металлов. Прежде чем передавать их в музейные учреждения на хранения, их проверяют и клеймят особым знаком. Даже если в изделии присутствует смесь сплавов, на нем должна стоять проба. Например: кольцо из серебра и золота: два штампа. Любые предметы из драгметаллов, которые создаются для научных или производственных нужд, не клеймится. Такие вещи стоят на особом учете. Такие записи можно встретить в журналах лабораторий, медицинских и других профессиональных учреждениях.

Если человек видит серебряную вещь, но не может обнаружить на ней пробы, то, скорее всего, этот предмет сделан частным мастером или не принадлежит к драгоценным сплавам. Когда происходит пломбировка изделий, каждый предмет указывается в специальной регистрационной книге. Подлинность пробы сможет подтвердить или опровергнуть любой ювелирный мастер, имея под рукой лупу.

Сколько стоит 1 грамм золота этой пробы

Цена на золото определяется ЦБ РФ. Но рыночная стоимость имеет различные значения на лом и ювелирные изделия. Драгоценности имеют чаще историческую ценность, поэтому их оценкой должен заниматься специалист. В этом случае на цену влияет наличие драгоценных камней, отметка ювелира, кем использовалось украшение и другие факторы.

Цена 999 пробы по ЦБРыночная стоимость пробы на сегодняЦена на ломЦена в ювелирных
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]