Какие существовали пробы серебра в СССР, и что вообще означает проба?


Пробы серебра СССР, все номера проб

Советское правительство мало заботилось клеймением серебра, поскольку приоритетной целью было провести ревизию драгоценных изделий и в дальнейшем продать их в другие страны, поскольку необходимо было собрать денежные средства для мировой революции. Первые действия касательно нормализации процессов в ювелирном деле было сделано через год после революции, когда контроль за всеми процессами был возложен на комиссию, которую образовали при Совнаркоме.

Спустя почти десять лет клеймение серебра проводили согласно правил, которые ввели еще при царской России. Документ был опубликован еще в конце девятнадцатого века. Чистота серебра определялась по наличию клейма. которое было похоже на женскую голову в кокошнике, которая заключена в щитки разных форм. Формы были круглыми, прямоугольными, овальными или напоминали молоток. Возле изображения была указана цифра, которая указывала на пробу, а также проставляли инициалы руководителей пробирных округов. В 1908 г. маркировка была изменена, и женский профиль стал развернут в правую сторону, а округ обозначали греческими буквами.

Данные клейма продолжали использоваться на предприятиях, которые открывали и после революции. В 1918 г. в столице начал работать платиновый завод, который создали на базе фабрики им. Хлебникова. Он занимался выпуском продукции, которая предназначалась для предприятий химических и электротехнических сфер промышленности, а также занималось небольшими партиями столовых серебряных приборов, а именно ложками, вилками и подстаканниками. На данные изделия наносилось клеймо «Платиноприбор».

В двадцатые годы прошлого столетия изготовление драгоценностей было на кустарных ювелирных мастерских. Их количество сильно выросло, и в Народном комиссариате по финансам позволили осуществление свободной продажи драгоценностей. В итоге в 1923 г. было создано Московское ювелирное товарищество, которое должно было контролировать производство и продажу золотых и серебряных предметов. В итоге три года вся ювелирная продукция была промаркирована «МЮТ».

По завершению революции длительное время работали лишь три пробирных управления, которые располагались в столице, Санкт-Петербурге и Костроме, однако с 1924 г. их стало уже четырнадцать. Драгоценные материалы уже взвешивались и стали учитывать в метрических единицах, а пробы серебра стали не двузначными. а трехзначными.

В 1927 г. было принято новую систему клеймения, которая продолжала действовать на протяжении тринадцати лет. Все серебряные предметы должны были соответствовать официальным установленным пробам и маркироваться клеймом пробирного надзора. Подлинность изделий подтверждалось рельефным или линейным изображением рабочего, который на плече держал молот. К данному рисунку также добавляли шифр организации, а каждый из них отличался отдельно присвоенной греческой буквой, которую периодически могли заменить символом с различными комбинациями.

С 1936 года для регулирования продаж и производства драгоценных изделий создали Всесоюзную контору, которая стала правопреемником Мосторга. В столицах каждой республики был создан ювелирный завод, который должен был маркировать свою продукцию специальным клеймом. Так же действовали и в артелях и промкомбинатах, которые активно открывались в тридцатые года прошлого столетия.

С 1953 г. к клейму стали добавлять последние цифры года выпуска изделий. К примеру «ТЗ0» означало, что предмет делали представители Таллинского ювелирного завода в 1960 г. В случае, если буквы на предприятиях были идентичными, то чтобы определить место производства, осматривали шифры пробирной инспекции.

ХЮЗ сегодня.

В наше время ХЮЗ специализируется на выпуске изделий из серебра 925 пробы, которых насчитывается более 3000 наименований. Ассортимент постоянно обогащается и расширяется новыми видами продукции. При изготовлении применяются разные техники: серебро комбинируют с чернением, наносят эмаль разных цветов, применяют позолоту, натуральные и синтетические камни и др.

Большое внимание на заводе уделяется качеству серебра, из которого изготавливаются изделия. Металл, который идет в производство, соответствует требованиям международного стандарта ІSO 9001-2001. ХЮЗ оснащен самым современным оборудованием. В ассортимент Харьковского ювелирного завода входят ювелирные украшения, столовое серебро, сувениры.

На заводе выпускают столовое серебро, которое считается венцом ювелирного искусства. Это – разнообразные рюмки, кружки, бокалы, фляги, кофейные и чайные сервизы, коньячные и винные и наборы, серебряные приборы. Все эти изделия послужат украшением праздничного стола, они же могут быть и отличным подарком. А серебряные статуэтки хорошо впишутся в интерьер любого дома.

Во многих организациях существует традиция вручать памятные серебряные и золотые медали лучшим своим сотрудникам. Еще дарят значки с логотипом фирмы, скульптуры, кубки, сувениры. Все это можно заказать в ЗАО «Харьковский ювелирный завод». Заказ изготовят по вашему эскизу или создадут эскиз сами, учитывая ваши пожелания. Каждому ювелирному изделию производитель гарантирует высокое качество.

Официальный сайт компании » опубликовал BoBaH | | опубликовать свой бренд

Твитнуть

<< предыдущий брендследующий бренд >>

Клейма на серебре после 1958 года

С июня 1958 г. вновь пересмотрели систему клеймения. Рисунок стал в виде серпа и молота, который помещался внутрь пятиконечной звезды. До 1965 г. он был выпуклым, а потом стал врезным, ведь данное клеймо можно было обновить после того, как вещь длительное время использовалась. Шифры пробирных организаций обозначались русскими буквами и иногда были нанесены в качестве штрихов и точек в специальных сочетаниях, которые понимали лишь специалисты по данному вопросу.

Основные признаки советского клейма:

  • кириллическая буква, обозначавшая пробирное учреждение;
  • выпуклая или плоская звезда с серпом и молотом;
  • номер пробы;
  • щиток прямоугольной формы с овальными краями.

С 1969 г. последняя цифра года была перенесена на начало знака. Например, появились комбинации из разряда «3ЛЮ», это означало, что изделие производили на ювелирной фабрике в Ленинграде в 1973 г. При этом, в московском монетном дворе наносили клейма «ММД», а если вещь реставрировалась, то к ней добавляли букву «Р».

Начиная со второй половины семидесятых годов, в Советской ювелирной промышленности уже было много крупных предприятий, которые использовали современное оборудование. На фабриках начали выпускать множество серебряных товаров, среди которых и украшения, и посуда, и сувениры, и драгоценные камни. Для развития и модернизации производства было создано объединение «Союзювелирпром». Однако на принципы клеймения серебра это объединение не повлияло, ведь система не менялась до 1994 г.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Источник

Что же значит проба

Проба является главной характеристикой для каждого драгметалла. В чистом виде эти металлы являются мягкими и ковкими и непригодными для ювелирных изделий. Поэтому в драгоценных металлах присутствуют разнообразные элементы, а все числа на пробе означают содержание драгоценного металла в данном сплаве. К примеру, попробуем разобрать, что значит клеймо 875 пробы. Ответ предельно прост – в данном изделии серебра 87,5 %.

Для серебра используют следующие числовые показатели: 800, 830, 875, 925, 960. Является исключением 999 проба, которая также указывает на практически полное отсутствие других примесей. Вот мы и получили ответ на такой достаточно распространенный вопрос: «875 проба: что это за металл?».

История системы пробирования

В ювелирном деле применяют различные системы пробирования, измерение дает представление о содержании золота в указанной единице сплава.

Метрическая система

Метрические стандарты качества как самую точную систему применяют в большинстве стран мира, в том числе и в России. Проба показывает количество драгметалла в 1000 единицах сплава. В чистом золоте без добавок – 1000 метрических единиц, высшая проба – 999,9, клеймом на золотом изделии может быть цифра до 999,9 в зависимости от содержания благородного металла в сплаве.

Каратная система проб

В США, Швейцарии и ряде других европейских стран применяется Британская система карат, единица которого соответствует 1/24 массы сплава. Золото в 24 карата означает 100% чистоты вещество без включений, что по факту не встречается. 22 карата указывает на 22 части драгметалла в общей массе образца. Для перевода из метрического измерения в каратную систему данные умножают на 0,024.

Лотовая система пробирования

В средние века лотовое измерение применяли народы Западной Европы и Скандинавии. В древности для определения массы драгметалла брали марки, состоящие из 16 лотов. Данная проба указывает на количество лотов золота в единице марки сплава.

Золотниковая система проб

В Российской империи с начала XVIII века для сплавов серебра использовали золотниковую меру. В ее основе лежит российский фунт с содержанием 96 золотников. Эта проба выражает вес драгметалла в 96-и единицах сплава. В 1733 году золотниковую систему ввели и для золота, соответственно, 96-ая проба указывала на чистое вещество без добавок. Золотниковая мера работала до 1927 года, после СССР перешел на метрическое измерение, идентичное немецкой системе проб.

Размышляя о том, золотые изделия какой пробы наиболее популярны в России, следует учитывать следующие моменты:

  • 375-ая – представляет собой низкопробный сплав с содержанием 38% драгметалла и лигатуры в виде серебра, меди и других примесей. Характеризуется желтым или красноватым окрасом, который со временем тускнеет;
  • 500-ая – свидетельствует о наличие 50,5% драгметалла с примесью серебра и меди;
  • 585-ая – сплав содержит 58,5% драгметалла с лигатурой из серебра, меди, палладия и никеля. Считается наиболее востребованным вариантом в ювелирном производстве в силу отменных характеристик материала. Наличие клейма, удостоверяющего 585 пробу золота, свидетельствует о соответствующем качестве изделия;
  • 750-ая – сплав от ярко-желтого и зеленоватого до розового и красноватого окраса содержит 75,5% золота с примесями серебра, палладия, платины, меди, никеля. Высокопробная смесь востребована в ювелирной сфере, применяется для высокоточных работ;
  • 900-ая – применяется для чеканки монет;
  • 958-ая – редко применяется из-за мягкости структуры, подверженности деформациям и невыразительности оттенка. Материал в основном задействован в сфере изготовления произведений искусства.


Золотое кольцо 585 пробы

Принципы нанесения клейма

Клеймо наносили внутри либо снаружи на изделии. Наиболее популярным способом его нанесения считается механический. Данное искусство является классикой для ювелирных мастерских. Изначально для его нанесения использовали молоточки, однако позже было создано специальный механизм для автоматического клеймования. Также были созданы специальные наковаленки, которые позволяли наносить ювелирные печати максимально аккуратно. Станки были введены после того, как появилась необходимость в массовом клеймении.

Электроискровой метод проводится с участием электродов. Для этого была изготовлена специальная установка, с помощью которой оттиск выжигается искрой. Если на клейме присутствуют перемычки сверху между контуром и значком, значит, этот предмет клеймили электроискровым способом. Этот метод более эффективный, но не все ювелирные мастерские и заводы применяют его, потому что подобная установка стоит приличных денег.

Для очень дорогих ювелирных изделий могут применяться специальный лазер, который наносит клеймо очень аккуратно. Этот метод не так актуален в массовом производстве, потому что лазерная отметка со временем исчезает. Если человек приобрел подобное изделие, то относится к нему нужно более бережно, потому что через время отметка попросту пропадет, и уже нельзя будет подтвердить принадлежность украшения к драгоценному сплаву.

Как отличить подлинность клейма?

Зная, как выглядит знак качества сплава на советском или царском золоте, легко отличить подлинность клейма на ювелирном украшении, которое досталось в наследство. Нередко попадаются на уловки мошенников при приобретении драгоценностей с рук, когда под видом высокопробного металла предлагают подделку с золотым напылением.

Чтобы не ошибиться при выборе изделия в ювелирном магазине, стоит тщательно рассмотреть оттиск с помощью лупы. О подделке клейма, соответственно и о низком качестве драгметалла, свидетельствуют нечеткость изображения, неровные надписи, ненадлежащий вид и неправильное расположение отпечатка.

Качество и традиции. История Харьковского ювелирного завода

Изделия Харьковского ювелирного завода — как винтажные, так и современные — встречаются довольно часто и всегда привлекают внимание. Такие серьги, кольца, броши, или подвески всегда отличаются безупречным дизайном и очень хорошей ювелирной работой.

Харьковский ювелирный завод — старый производитель, насчитывающий более чем 80-летнюю историю.

Его история началась в 1929 году. До этого в Харькове уже работала государственная часовая мастерская, выросшая за несколько лет до часовой фабрики. Изначально там производилась только часовая продукция, но уже к концу 1930-х годов было принято решение производить ювелирные изделия из отходов производства (серебро, золото). Самыми первыми изделиями были несложные браслеты — вроде тех, которые дополняли часы, а также простые женские украшения без ювелирных вставок. Они полюбились потребителям за высокое качество и универсальность и даже пользовались успехом в Москве — в «Союзювелирторге».

Вскоре при часовой фабрике был организован цех по производству ювелирных изделий. После войны с 1947 года часовое производство уходит на второй план и изготовление ювелирных изделий становится приоритетным. Еще через несколько лет часовое производство было полностью ликвидировано, а фабрика перепрофилирована только на производство ювелирных украшений.

Практически сразу фабрика принимает участие во Всесоюзной выставке ювелирных изделий в Москве и получает высокую оценку критиков за высокое качество и отличную ювелирную работу, особенно в изготовлении колец. Украшения периода 1950-1970-х отличаются также высокой художественной и дизайнерской оформленностью.

Предметы Харьковской ювелирной фабрики не уступают мировым брендам и отличаются достаточно разнообразным ассортиментом. Представлены классические изделия и украшения в этническом стиле с использованием натуральных вставок огранки кабошон. Также есть вечерние украшения с ярко-выраженными чертами ар-нуво и ар-деко с крупными и яркими гранеными вставками. Для них использовались александриты, горный хрусталь, корунды, ювелирное стекло.

В начале 1973 для фабрики начинается новая эра — производство теперь переименовано в современное для нас название — Харьковский ювелирный завод. С этого момента масштабы постепенно увеличиваются, растет ассортимент продукции, к работе привлекаются талантливые художники-ювелиры. Разнообразия дизайна и ювелирных ставок также растет.

Многие знакомые с детства и любимые нами украшения были выпущены именно Харьковским ювелирным заводом. Существует немало классических для этого производителя моделей: заветные серьги-малинки, кольца с крупными розовыми корундами, броши с поделочными камнями и натуральными кварцами — горным хрусталем, цитрином и др. Подобные украшения можно найти и в современном ассортименте ХЮЗа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]