Французские клейма на серебре появились уже на заре Средневековья, однако единая система маркировки сформировалась в стране очень поздно. Ранние французские клейма достаточно сложно идентифицировать по причине запутанных правил, которые неоднократно менялись. Единый стандарт утвердили только в XIX веке, и с этого времени происхождение изделия можно определить без всяких затруднений.
Английский серебряный стандарт.
Итак, английские серебряные клейма. Английский стандарт. Клеймо — идущий лев. Английский серебряный стандарт — 925 проба — появился ранее всех остальных в Европе и сохранился до нашего времени. Система клеймения развивалась с 1300 года и установилась окончательно к середине XVII века.
Каждое изделие британского производства имеет стандартный набор клейм: клеймо британского стандарта, города производства, годовое клеймо и клеймо производителя. Если изделие имеет менее четырех клейм, оно либо произведено в другой стране, либо не является серебряным. До конца эпохи королевы Виктории ставилось пятое клеймо, которое означало уплату с изделия налога в пользу государства. Памятные клейма ставятся и теперь по случаям юбилейных дат.
Самое распространенное клеймо британского стандарта — идущий лев. Это клеймо подтверждает, что изделие выполнено из серебра 925 пробы. Оно стоит на всех изделиях, прошедших проверку в Англии. Также это клеймо ставится на предмет из других стран, ввезенных в Англию.
Зарождение системы клеймения во Франции
Французские клейма имеют не менее древнюю историю, чем их британские аналоги. Разница заключается в том, что в Англии традиция маркировать металл по единым правилам появилась очень рано, а соответствие установленным стандартам строго контролировалось. Французские ювелиры долгое время клеймили свою продукцию меткой maison commune, означающей коммуну, где находилась мастерская. Свой символ был в каждом городе, которых в стране уже тогда насчитывалось множество.
Французские клейма вплоть до XIII века наносили на все элементы изделия, при этом каждая часть имела свой опознавательный знак — к примеру, основа кувшина и ручка к нему могли маркироваться по-разному. Первую попытку навести порядок в правилах клеймения предпринял Филипп Смелый (Philippe II de Valois le Hardi). В 1275 году монарх издал указ, который обязывал ювелиров ставить на серебре штамп мастерской. Знак полагалось размещать внутри равностороннего ромба.
В последующее столетие государственное регулирование ювелирного дела серьезно осложняла раздробленность страны и затяжная война с Англией. К концу XV века разрозненные территории окончательно объединились, власть монарха укрепилась, а наступивший мир способствовал развитию ремесел. Франция доминировала на европейском рынке и поставляла предметы роскоши во все страны мира. Появились ювелирные мануфактуры, поставившие на поток производство посуды, украшений и безделушек из серебра.
Генрих III Валуа (Henri III de Valois) взошел на престол в самый разгар религиозных войн, изрядно истощивших казну. Нуждавшийся в средствах монарх в 1577 году попытался обложить данью ювелиров и утвердил новое клеймо, которое свидетельствовало об уплате налога. Поскольку казна получала доход от сдачи клейм в аренду собиравшим налоги откупщикам, два года спустя Генрих решил ввести еще несколько дополнительных штампов, но столкнулся с сопротивлением парижских ювелиров, которые попросту отказались исполнять очередной указ короля.
Клейма британского стандарта
Всего существовало пять британских клейм: A — серебро 925 пробы, Англия; B — серебро 958 пробы (ставилось в 1697-1720 годах);
C — серебро 925 пробы, Глазко; D — серебро 925 пробы, Эдинбург; E — серебро 925 пробы, Дублин.
Другое обязательно клеймо — клеймо города производства. Клеймо города производства. Лондон. На фотографии справа городское клеймо Лондона. С 1478 до 1822 года на голове леопарда была корона. С 1822 года до наших дней клеймо сохраняет тот вид, который видите.Каждый город имеет свое клеймо, с которыми можно ознакомиться в статье Городские клейма Соединенного Королевства: Англия, Ирландия, Шотландия.
Важное клеймо — годовое. Впервые было представлено в Лондоне в 1478 году. Начиная с этого времени годовые клейма никогда не повторялись. Они представляют собой двадцать букв латинского алфавита. Каждые двадцать лет меняется шрифт букв, регистр и форма щитка, в который буквы вписаны. Пример такого клейма на фотографии ниже — буква «u», которая соответствует 1875 году. Подробно ознакомиться с годовыми клеймами можно в статье Английские годовые клейма.
Годовое и налоговое клейма
Эволюция пробирной системы во Франции
Следующие кардинальные перемены в пробирном деле произошли во времена правления Людовика XIV (Louis XIV). В 1672 году король ввел новый налог на право маркировать золото и серебро. Право на его взыскание получали откупщики, которые удостоверяли внесение налоговых платежей специальным штампом. В 1681 году правила усложнились, и клеймение стали практиковать на каждом этапе производства. На практике это выглядело следующим образом:
- Ювелир наносил персональную маркировку на все детали предмета еще до его монтажа.
- Затем мастер предоставлял детали в службу откупщика, где на каждую ставился штамп, означавший обязательное обложение пошлиной.
- До окончательной сборки предмета проверяли пробу каждого элемента и ставили на них клеймо города.
- На заключительном этапе мастер собирал изделие, платил пошлину, после чего откупщик проставлял подтверждающий штамп. Только после этого предмет шел в продажу.
Окончательная маркировка менялась в зависимости от налогового округа, которых было более тысячи, и до сих пор часть из них не систематизирована. При смене откупщика новый сборщик налогов мог пользоваться штампом своего предшественника либо заказывал новый. Однако в этом случае он клеймил серебро заново, о чем делал запись в учетной книге.
Символы коммун отличались разнообразием. В Рени и Руане использовались стилизованные буквы, увенчанные короной, в Тулузе — вензеля и гербы, в Ла-Рошели — изображения животных. Даты и налоговые отметки обозначали буквами, в редких случаях — цифрами. По знакам можно было легко определить откупщика.
Французские пробирные правила этого периода по праву считались самыми сложными в Европе. Историки связывают этот факт с широким распространением поверий, что драгоценные металлы можно получить алхимическим путем, и длинная цепочка отметок служила для покупателей гарантией подлинности. Мастеров многоступенчатый контроль не беспокоил: спрос на французское серебро был высокий, а затраты просто увеличивали конечную стоимость продукции.
Клеймо производителя на английских серебряных изделиях.
Другое клеймо, которое ставится на всех изделях — клеймо производителя. Широкое применение данное клеймение приобрело в 1363 году в Лондоне. Прежде всего введение клейма должно было способствовать установлению ответственности производителя за изготовление изделий ненадлежащего качества и стандарта. До XVII века для этого в основном применялись клейма в виде картинок — пиктограммы. Но с начала XVII века обычной практикой стало использование для клейма инициалов мастера или владельца фирмы.
На фотографии справа клеймо крупнейшей лондонской фирмы — Garrard and Co LTD. Фирма ведет свою историю с 1722 года вплоть до наших дней. За период своего существования она была поставщиком серебра для королевского двора у шести монархов. Распознание клейма мастера самый сложный этап в случае, если мастер мало известный. Для этого необходимо использовать специальные каталоги с примерами клейм.
Клейма и пробы серебра
Самые популярные и распространенные сплавы серебра – это 875 и 925 пробы. Они используются для изготовления украшений и столовых предметов для сервировки стола.
Для столовых изделий и некоторых видов ювелирных изделий украшенных эмалью принято использовать сплав 916 пробы, нечастую 960-ую пробу — для изготовления филигранных изделий.
При покрытии серебряных или латунных ( редко медных) изделий для улучшения декоративной составляющей и конечно для защиты от быстро наступающего окисления и порчи, их покрывают электролитическим способом тонким слоем серебра 999-й пробы Серебрение.
Рекомендую вам не заморачиваться и не вдаваться в детали клеймения, если просто надумали купить какую-нибудь безделушку дешевле книги про клейма. Купите и радуйтесь, нравится – носите на здоровье! Если же вы серьезно и планомерно определи расходовать часть бюджета или высвобождающихся средств на покупку серебряных изделий, то тогда разумеется начните с покупки специальной литературы. Никакие интернет выдержки не заменят печатное издание уважаемого автора.
Добавляю фото-ответ на частый вопрос про клеймение ввозимых в Россию и вывозимых из России золотых и серебряных изделий на рубеже XIX – XX веков а именно в 1899 – 1908 годах. Это выдержки из двух книг очень серьезных и авторитетных специалистов. В.В. Скурлов и А.Н. Иванов “Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX – XX веков” Сборник архивных материалов. Вот несколько глав:
- Доклад С.Ю Витте и В.В. Ковалевского По проекту пробирного устава…
- Переписка золотых дел мастера Отто Бота с чиновниками Министерства финансов
- О сплаве монеты для изготовления золотых изделий
- О задержании изделий коммивояжера фирмы Фаберже Артура Бо в Баку в 1901 году
- Документы по вопросу введения пробирных клейм образца 1899 года… 1908 года
- Проверки московских ювелиров чинами пробирного округа в 1907 году
- О качестве новых пробирных клейм образца 1908 года
- О продаже французским золотых дел мастером Ферро золотых изделий с фальшивыми клеймами
- О подделке пробирных клейм
- Злоупотребления ювелиров
- Тайная пробирная палатка
- О проведении экспертизы клейм на Монетном дворе
- Об экспертизе клейм с помощью микрофотографии
- Г.Ч. Бэйнбридж “Клейма Фаберже”
- Ф. Бирбаум “Пробирные палатки и ювелирное искусство”
- К.А. Сноуман “Клейма на золотых изделиях и именники мастеров”
Приложение: Правила клеймения золотых и серебряных изделий 1899 и 1908 годов и второе фото Аккалаева Р.Х. Пробирные клейма России и зарубежных стран. Справочно-методическое пособие по клеймению изделий из драгоценных металлов. Обе книжки замечательные, очень полезные! Если вы решили заняться русскими ювелирными украшениями или коллекционированием старинного серебра, вам просто необходимы они, очень рекомендую. Обязательно купите. Аккалаеву еще можно найти, она переиздается, стоит совсем недорого, а вот первая книжка уже не встречается в продаже. Решайте сами, жмите на фото, оно откроется в большом расширении.
российские клейма 1899 — 1908 года для ввозимых и экспортируемых изделий Скурлов Иванов Аккалаева
Французские марки и клейма серебра, золота, платины.
Ювелирные изделия из драгоценных металлов клеймят чтобы:
- идентифицировать фабрику производителя,
- узнать пробу и качество драгоценного металла, из которого изготовлено изделие.
Голова собаки Ставилась как на изделиях, предназначенных для внутреннего рынка, так и для экспорта Pt 950 пробы. |
Голова молодой девушки Для легальных изделий на экспорт Pt 950 пробы |
Маскарон 1 Для изделий, импортируемых из стран договора Pt 950 пробы. |
Маскарон 2 Для импортных изделий, продающихся в странах вне договора или на аукционах Pt 950 пробы. |
Специальные клейма золота |
Голова орла 1 Клеймо для золотого изделия (тигельного Au 920 пробы и проверенных методом купелирования) |
Голова орла 2 все то же самое, но для золота 840 пробы |
Голова орла 3 для золота Au 750 пробы |
Голова орла 4 Клеймо для золота Au 750 пробы, апробированных на пробирном камне |
Носорог 1 Знак удостоверения Парижа, фигурирует с клеймом сочетанием веса, для золота 750 пробы |
Носорог 2 Знак удостоверения департаментов, фигурирует с клеймом сочетанием веса, для золота 750 пробы |
Блоха? Знак удостоверения для импортных, ввозимых во Францию предметов из золота 750 пробы. |
Голова Меркурия 1 Для клеймения экспортируемых золотых изделий Au 920 пробы золота. |
Голова Меркурия 2 Для клеймения экспортируемых золотых изделий Au 840 пробы золота. |
Голова Меркурия 3 Для клеймения экспортируемых золотых изделий Au 750 пробы золота. |
Голова Меркурия 4 Аналогично |
Сова Клеймо для импортируемых ( не встречающихся во Франции) золотых товаров Au750 пробы золота |
Голова египт. 1 Ставилось клеймо в силу закона от 25 января 1884 на корпусах часов 4-ым и исключительно для экспортируемых. |
Голова египт. 2 Ставилось клеймо в силу закона от 25 января 1884 на корпусах часов 4-ым и исключительно для экспортируемых. |
Экспортное клеймо Обязательно ставилось к клеймам Голова египт. 1 и 2. |
Передвижение часов По закону от 1892 ставилось при оплате таможенной пошлины на границе. |
Специальные клейма для серебряных изделий. |
Голова Минервы 1 Клеймо на французском изделии, проверенном методом купелирования серебро Ag 950 пробы |
Голова Минервы 2 Клеймо на французском изделии, проверенном методом купелирования серебро Ag 800 пробы |
Голова кабана Клеймо на французском изделии, апробированных на пробирном камне серебро Ag 800 пробы Париж |
Краб Клеймо на французском изделии, апробированных на пробирном камне серебро Ag 800 пробы – департаменты |
Блоха? Клеймо для ввозимых серебряных изделий подобных французским Ag 800 пробы серебро |
Лебедь Ставилось на ввозимом серебре и на часах, соответствует Ag 800 пробе серебра |
Голова Меркурия 1 Клеймо для экспортируемых серебряных изделий соответствует Ag 950 пробе серебра |
Голова Меркурия 2 Клеймо для изделий, изготовленных на экспорт соответствует Ag 800 пробе серебра |
Голова Меркурия 3 Клеймо для экспортируемых серебряных изделий соответствует Ag 800 пробе серебра |
Голубь ( детали часов) Констатирует факт оплаты пошлины на таможне. |
Совместные клейма для золотых и серебряных изделий. |
Клеймо ET (Париж) Для предметов искусства, аукционных продаж и неустановленных предметов. |
Клеймо ET (департаменты)то же значение, для департаментов |
Голова зайца (кролика) Маркировались предметы, освобожденные от пошлины. |
Блоха Старинное клеймо ( 1864) |
Голова орла и кабана Для французских изделий ( пропорция 3 к 100?) |
Идентификационное клеймо Для объектов золота и денег (маленькие детали часов) временно ввозимые во Францию, беспошлинный ввоз |
Источник: antik-invest.ru
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Полный набор английских клейм
На фотографии слева представлен полный набор клейм с предмета, который послужил образцом для данной статьи.
Итак, для того, чтобы определить происхождение предмета необходимо:
- Найти одно из клейм британского стандарта (всего существовало 5 клейм).
- Найти клеймо города.
- После того как нашли клеймо города, сверить годовое клеймо. Система годовых клейм различная в каждом городе.
- Затем по клейму производителя можно узнать какой компанией предмет был изготовлен.
Раннее английское серебро
Несмотря на обилие информации о системе английских клейм, изделий раннего периода сохранилось крайне мало. Известно, что из серебра делали посуду, однако при любом повреждении или сильном износе предмет сразу же отдавали на переплавку. Любой знатный британец имел собственную серебряную ложку, которую брал с собой в путешествия. Церковь заказывала у ювелиров чаши для причастия, которые изготавливались из цельного куска листового металла и полировались пемзой.
Прогресс серебряного дела тормозила нехватка сырья, которая в XV веке стала большой проблемой для экономики европейских стран. В те времена ювелиры больше работали с золотом, потому что его было проще достать. Эпидемия чумы изрядно сократила население, что вызвало сложности с транспортировкой слитков с Востока. Отчасти решило проблему открытие новых рудников в Саксонии и Тироле, а в 1471 году в списки основных поставщиков серебра вошла Италия.
Подлинного расцвета ювелирное искусство достигло в эпоху Тюдоров. Королева Елизавета I (Elizabeth I) очень ценила экстравагантную серебряную посуду, которую в ту эпоху было принято покрывать позолотой. Мастера расплавляли золото и смешивали его с ртутью, а затем наносили состав на поверхность предмета и обжигали. Ртуть при нагревании испарялась, а покрытие прочно соединялось с серебром. Процесс был небезопасен как для ювелира, так и для владельца посуды.
Во время расцвета Ренессанса английское ювелирное дело испытало сильное влияние немецких, итальянских и голландских мастеров, что отразилось на декоре изделий. Посуду украшали гравировкой и чеканкой, а на первый план вышли растительные орнаменты. Однако в 1603 году Елизавету сменил на троне пуританин Яков I (James I), который был ярым противником роскоши. Во времена его правления серебро почти перестали золотить, а предпочтение отдавалось простым линиям и гладким формам.
Британское серебро в XVIII веке
После вызванного революцией упадка наступил период реставрации. Во время правления Карла II (Charles II) широкое распространение получил стиль мастеров Голландии и Франции, который пользовался популярностью у английской знати. Вазы, кувшины и туалетные принадлежности украшали пышным барочным орнаментом с обилием акантов, цветов и фигурок, характерных для гравюр голландских художников. Вошли в моду формы, заимствованные у китайского фарфора, что было вызвано активной деятельностью Ост-Индской компании.
Приход к власти пуританина Вильгельма Оранского (William III) вновь вернул манеру работы ремесленников к простоте. Направление вошло в историю как стиль королевы Анны, для которого характерны простые благородные линии, сдержанные пропорции и гладкая отделка. Сохраняли популярность традиционные для англичан двуручные кубки и кружки особой формы, остававшиеся востребованными на протяжении двух последующих столетий.
Массовый приток мастеров-гугенотов из Франции в XVIII веке привел к появлению новых предметов столовой посуды с изящной и пышной отделкой — пладеменажей, соусников, теринов, судков для специй. Декоративные приемы рококо с рокайлями, цветами и морскими элементами раскрывали все пластические возможности серебра. Одно из ярких проявлений стиля — направление шинуазри, сложившееся под влиянием китайской экзотики.
Начиная с 1770-х, на смену рококо пришла неоклассика. Массивные фонтаны для вина и громоздкие пладеменажи постепенно вытеснили легкие передачи, овальные кувшины, различные графины. Пышные украшения вышли из моды, а ювелиры сосредоточились на изготовлении целых ансамблей посуды, выполненной в едином стиле. В отделке главную роль играл сдержанный декор, вдохновленный античной архитектурой.
Широко известны изделия фирмы Rundell, Bridge & Rundell, самого крупного на тот момент производителя ювелирных изделий. Новаторские приемы мастеров компании во многом определили развитие серебряного дела в эпоху королевы Виктории. Владельцы фирмы первыми открыли художественную студию, где создавались проекты на основе творчества мастеров готики и маньеризма.
Викторианское серебро
В начале XIX века появился еще один крупный производитель серебра — , которая внесла большой вклад в формирование викторианского стиля. Художники компании отчасти повторяли формы настольных украшений предыдущего столетия, но при этом существенно расширили их ассортимент. Появились наградные кубки, памятные призы, подарочные изделия в виде чаш, необычных ваз, урн, скульптурных композиций. Британские изделия отличало глубокое символическое и смысловое наполнение. Во времена королевы Виктории широко распространилась тенденция вручать серебряные награды за военные подвиги, достижения в спорте, успехи в области благотворительности, что вызвало поток заказов на вещи в национальном стиле.
В 1830 году звание поставщиков королевского двора получила фирма Джеймса и Себастьяна Гаррадов. Братья пригласили на должность разработчика проектов скульптора Эдварда Коттерилла, приверженца натуралистического стиля. Работы мастера сыграли большую роль в продвижении фирмы и были отмечены на Всемирной выставке 1871 года.
Серебро Великобритании высоко ценилось как за пределами, так и внутри страны. Развитие промышленности и удешевление производства массовых изделий привело к тому, что драгоценную столовую посуду могла себе позволить семья даже со средними доходами. Серебряные сервизы служили признаком достатка и передавались следующим поколениям. С появлением более практичных материалов популярность серебра постепенно угасла, однако на антикварных аукционах изделия английских мастеров пользуются высоким спросом.