Типовые ошибки представления НФО «квартальных» ФЭС в Росфинмониторинг

Внимание!

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Статья предназначена для НФО, поскольку в ней анализируются нормативные акты Банка России и соответствующие формы отчетности.

Дата актуализации статьи — 28.03.2019. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Одной из основных обязанностей НФО в сфере ПОД/ФТ является представление сведений в Росфинмониторинг.

Важно

Отчетность в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) должна представляться с 30 мая 2015 года — даты вступления в силу Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обновлено

С 23 марта 2022 г. действует Указание Банка России от 17.10.2018 N 4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указание N 3484-У утратило силу.

Наличие системы форматно-логического контроля (ФЛК) в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга не позволит отправить ФЭС, содержащее явные ошибки. Тем не менее, не все недочеты выявляются посредством ФЛК.

Чаще всего ошибки допускаются в сообщениях о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (форма ФЭС 04).

Некорректно заполняются показатели типа данных «Адрес».

Очевидные ошибки в заполнении показателей типа данных «Адрес» выявляются на этапе проверки правильности оформления ФЭС:

  • нарушена последовательность указания смысловой части и сокращенного наименования типа показателя (например, указано «г Санкт-Петербург» вместо правильного «Санкт-Петербург г»);
  • отсутствие сокращенного наименования типа показателя (например, указано «Москва» вместо правильного «Москва г») .

Важно

В некоторых случаях при проверке ФЛК будет выявлена ошибка «Не указан или неправильно указан населенный пункт в адресе места регистрации/жительства ЮЛ, ИП резидента, представляющего сведения».

Внимание!

Будьте внимательны! Даже в размещенных в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга инструкциях по отправке отчетности не соблюдены правила заполнения в ФЭС показателей типа данных «Адрес».

К сожалению, проверка ФЛК не выявляет такую ошибку в заполнении показателя как проставление точки после сокращенного наименования типа показателя (например, «Пенза г.» вместо правильного «Пенза г»).

Подробнее…

Рекомендуем ознакомиться с правилами сокращения адресов в ФЭС.

Нововведения из Письма Росфинмониторинга № 63

В сентябре 2022 года вступило в силу Письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63. Это не фундаментально новый документ, а обновленное письмо от 10.02.2016 № 50 для специалистов ювелирной отрасли. Регулятор дополнил его ответами на вопросы о требованиях законодательства и снял некоторые обязанности ювелирного сектора. Рассмотрим их по пунктам.

Появилась возможность отправлять ФЭС только по денежным средствам

У ювелирного сектора появилось право не предоставлять в Росфинмониторинг ФЭС об операциях с имуществом. Для этого организациям нужно выполнить два условия:

  • зарегистрироваться в ГИИС ДМДК;
  • вовремя вносить в систему информацию о реализации и поступлении драгоценных металлов.

Об этом говорится в п. 5 письма. То есть регулятор почти в два раза снизил нагрузку на ювелиров. Однако мы не советуем сразу же отказываться от отправки ФЭС по операциям с имуществом. ГИИС — довольно новая система, при работе с которой могут появиться проблемы. А если допустить ошибку в ГИИС, то регулятор зафиксирует сразу два нарушения: и по учету драгметаллов, и по направлению информации в Росфинмониторинг.

Закрепили существующие понятия и объяснили новые

Росфинмониторинг зафиксировал понятия «клиент», «обслуживание», «скупщик» и «сдатчик».

Скупщик — организация (ИП), осуществляющая скупку драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Сдатчик — клиент скупщика.

Информацию по обязательному контролю направляет тот, кто оказывает услугу клиенту. Значит, ФЭС отправляет скупщик. В письме регулятор прописал, как корректно указывать роли в сообщении (п. 12 письма).

Код роли участника операции (сделки)99-иное
Текстовое полеСкупщик/Сдатчик

Отправка ФЭС по операциям, которые подлежат обязательному контролю и относятся к подозрительным

Допустим, к вам в ювелирный магазин три дня подряд приходит клиент — физическое лицо и покупает однотипные серьги за 800 000 руб. Вы уже выявили этого человека, проанализировали операции, поняли, что они подозрительные. Возникает ситуация, что последняя операция на 800 000 одновременно является и подлежащей обязательному контролю, и подозрительной. В этом случае Росфинмониторинг предлагает формировать ФЭС по подозрительной операции, а код обязательного контроля указать в поле «Дополнительный код вида операции этого сообщения» (п. 13 письма).

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито». Но с 2022 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Об обжаловании решения

Клиенту отказали в обслуживании, ссылаясь на положения закона 115-ФЗ. Как ему обжаловать это решение?

Клиент, которому отказали в обслуживании, может представить в банк документы или сведения, подтверждающие отсутствие оснований для отказа. В течение 10 рабочих дней банк эти документы должен рассмотреть. В итоге клиенту сообщат:

  • что основание для отказа в обслуживании устранено;
  • что его невозможно устранить на основе предоставленных документов и данных.

Если приведенный выше шаг не помог, у клиента есть право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. При этом он должен представить документы в соответствии с Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У. Комиссия будет рассматривать эти документы, а также мотивированное обоснование банка об отказе в обслуживании. В итоге будет принято решение:

  • об отсутствии оснований, в соответствии с которым банк принял решение об отказе в обслуживании (решение в пользу клиента);
  • об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого банком (решение в пользу банка).

Вынесенное решение сообщается сторонам в течение 3 рабочих дней со дня принятия. Оно является обязательным для исполнения банком.

Если межведомственная комиссия приняла решение в пользу клиента, то при его последующем обращении банк не сможет ему отказать в открытии счета или проведении операции.

Кроме того, у клиента всегда есть право обратиться в суд.

Об информационном взаимодействии между банками

Клиенту отказали в одном банке, и он обратился в другой. Как в этой кредитной организации узнают, что ранее клиента отказался обслуживать первый банк?

Схема передачи такой информации следующая:

  • банки сообщают об «отказных» клиентах в Росфинмониторинг;
  • РФМ передает сведения в Центробанк (пункт 13.2. статьи 7 закона № 115-ФЗ);
  • ЦБ РФ доводит полученную информацию до всех кредитных и некредитных финансовых организаций в порядке, утвержденном своим положением 30.03.2018 № 639-П (пункт 13.3. статьи 7 закона № 115-ФЗ).

О приостановке сделок

Может ли Росфинмониторинг приостановить операцию?

Да, может. Служба уполномочена на это статьей 8 закона 115-ФЗ. Порядок таков:

  1. Банк блокирует операцию по указанным выше основаниям на 5 суток и передает сведения в РФМ.
  2. Служба проводит предварительную проверку, и если основания блокировки подтверждаются, постановляет приостановить операции на срок до 30 суток.
  3. Если срок, на который банк заблокировал операцию, подходит к концу, а постановления РФМ о приостановке нет, то операция проводится.

Отчетность в Росфинмониторинг

В соответствии со статьей 7 п.1 п.7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ломбард обязан не реже чем один раз в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В Бухгалтерии Ювелирного ломбарда предусмотрены проверки по перечням:

  • террористов
  • лиц с замороженными активами
  • лиц, причастных к ФРОМУ
  • “отказников”

Об основаниях для отказа в обслуживании

Каковы основания для расторжения договора банковского счета или отказа в проведении операции?

Право кредитных организаций отказывать клиентам в обслуживании закреплено в пункте 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ. В частности, банки вправе:

  1. Отказаться от заключения договора при наличии подозрений о том, что целью операции является отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
  2. Расторгнуть договор, если в течение календарного года 2 и более раза принималось решение об отказе в выполнении распоряжения клиента на основании пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Что же касается последнего пункта, то банки вправе отказать клиенту выполнить его распоряжение, если по операции не представлены документы, необходимые для внутреннего контроля. А также если у работника банка возникают подозрения, что операция может быть связана с экстремизмом или терроризмом.

Порядок отказа клиентам в осуществлении операции или принятия решения о расторжении счета закрепляется во внутренних документах банка. Обо всех таких случаях банк обязан сообщать в Росфинмониторинг.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.
К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Групповая печать анкет

По запросу ЦБ, ломбард должен предоставить анкеты клиентов. Состав сведений, предоставляемых организацией, определяется Положением Банка России от 12 декабря 2014 г. N 444-П.

Отбор анкет можно ограничить филиалом

(задается значение в поле Филиал), конкретными
залогодателями
(залогодатели, добавленные в табличную часть через
Параметры поиска залогодателей
).

О ведении черных списков

В бизнес-среде ходит информация о существовании черных списков лиц, которые замешаны в сомнительных операциях. Ведет ли такие списки Росфинмониторинг?

На этот вопрос в РФМ ответили так: ведется лишь список лиц, которые причастны к терроризму и экстремистской деятельности. Лица включаются в этот список на основании пунктов 2.1 и 2.2 статьи 6 закона 115-ФЗ от 07.08.2001. Никаких иных списков, в том числе лиц, участвующих в сомнительных операциях, Росфинмониторинг не ведет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]