Как сформировать отчет по раскрытию сведений согласно Федеральному закону №115-ФЗ

В целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем государством устанавливается механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках данного механизма федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливается особый контроль над организациями, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. В частности к таким организациям относятся ломбарды.

Что проверяет Росфинмониторинг? И за что штрафует

Прошел практически год, как Росфинмониторинг получил право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета. В связи с данным расширением полномочий Росфинмониторинга, все чаще приходится слышать о проверках, проводимых данной службой. В данном материале выясним: кто подпадает под проверку, по каким сделкам необходимо представить информацию в Росфинмониторинг? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем?

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.

Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

К числу индивидуальных предпринимателей, на которых также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся страховыми брокерами;
  • осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Вышеперечисленные лица, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в т.ч. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Росфинмониторинг рекомендует критерии и признаки необычных сделок включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Эта программа разрабатывается в составе правил внутреннего контроля. Требования к правилам внутреннего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Критерии и признаки необычных сделок разделены на группы с 11 по 46. Критерии и признаки, входящие с 11 по 22 группу, носят общий характер и применяются в полном объеме. А критерии и признаки, входящие с 31 по 46 группу, связаны с определенной спецификой деятельности.

Код группы включает в себя код критерия/признака, который в дальнейшем используется для представления информации в Росфинмониторинг.

Среди общих критериев необычных сделок значатся:

  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности при осуществлении сделки;
  • — пренебрежение клиентом, получения более выгодных условий, при получении услуг;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему сделки, непосредственно перед началом ее реализации, значительных изменений;
  • отсутствие информации о клиенте — юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях, либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
  • поручение клиента перечислить полученные по сделке денежные средства на счет клиента, отличный от счета, указанного в договоре, в том числе на счет в банк- нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого первоначально поступили средства для проведения данной сделки, либо на счет третьего лица, не являющегося стороной по сделке;
  • существенное отклонение суммы сделки, относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требовании законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так непредставление в Росфинмониторинг информации о сомнительных операциях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Обратим внимание, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей. Штраф может составлять и сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч.1 ст.174 УК РФ).
При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового (ч.2 ст.174 УК РФ).

На 2022г. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу приказом от 28.02.2017г. №66 утверждена «Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ С НУЛЯ

Уникальный курс повышения квалификации 120 часов по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

Старт курса 1 февраля.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы для каждодневной работы.

Записаться>>>

Отчет по сделке, признанной НФО подозрительной

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если у работников НФО возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях ОД/ФТ, эта НФО не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

Результатом выполнения такой обязанности будет формирование внутреннего сообщения, а также формирование отчета о сделке, признанной подозрительной, и его направление в уполномоченный орган.

Довольно часто при выявлении подозрительной сделки, организации не осуществляют их документальное фиксирование – не составляют внутреннее сообщение.

При заполнении сообщения в личном кабинете возникают такие вопросы, как:

  • с какой даты следует отсчитывать срок отправки сообщения в Росфинмониторинг,
  • как правильно заполнить поля сообщения.

оказывает услугу по подготовке сообщения о сделке, признанной подозрительной, и по составлению внутреннего сообщения.

  • Стоимость формирования одного отчета от 3 500 рублей.
  • Стоимость составления внутреннего сообщения 1 900 рублей.

Заказать отчет Получить консультацию

Отчет по сделке, подлежащей обязательному контролю

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операции, подлежащей обязательному контролю.

Результатом выполнения такой обязанности будет формирование внутреннего сообщения, а также формирование отчета об операции, подлежащей обязательному контролю, и его направление в уполномоченный орган.

Довольно часто при осуществлении операции, подлежащей обязательному контролю, организации не осуществляют их документальное фиксирование – не составляют внутреннее сообщение.

При заполнении сообщения в личном кабинете возникают такие вопросы, как:

  • с какой даты следует отсчитывать срок отправки сообщения в Росфинмониторинг,
  • как правильно определить стороны по сделке, как заполнить поля сообщения.

оказывает услугу по подготовке сообщения о сделке, подлежащей обязательному контролю, и составлению внутреннего сообщения.

  • Стоимость формирования одного отчета от 3 500 рублей.
  • Стоимость составления внутреннего сообщения 1 900 рублей.

Заказать отчет Получить консультацию

Как сформировать отчет по раскрытию сведений согласно Федеральному закону №115-ФЗ

В программе 1С-Рарус: Ломбард 4.0 реализована возможность раскрытия сведений согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Для этого предназначен документ «Сведения о результатах проверки клиентов по 115-ФЗ о ПОД/ФТ»

, доступный в меню «Отчетность в Росфинмониторинг».

В документе можно заполнить и указать следующие сведения, подлежащие раскрытию:

В документе необходимо указать следующие параметры раскрытия сведений:

  • Организация – организация, раскрывающая сведения;
  • Период раскрытия сведений – указывается дата начала и дата окончания периода, за который раскрываются сведения.

Заполнение отчета производится по кнопке «Проверить и заполнить»:

Отчет заполняется списком всех имеющихся в базе контрагентов, по которым были совершены залоги за указанный период, и производится проверка контрагентов по ФИО, паспортным данным, дате и месту рождения с данными в загруженных перечнях Росфинмониторинга. При совпадении сведений строка с контрагентом выделяется цветом, флажками автоматически отмечается, какие именно данные соответствуют зарегистрированным в перечне Росфинмониторинга:

При этом в табличной части «Проверка контрагентов» указывается тип перечня Росфинмониторинга, в котором найдено совпадение информации по контрагенту. Тип перечня заполняется только в том случае, если по контрагенту есть хотя бы 1 совпадение с данными Росфинмониторинга.

В таблице «Сведения о перечнях Росфинмониторинга» отображается информация о перечнях:

  • тип перечня;
  • дата сведений;
  • дата загрузки;
  • количество записей в перечне.

На закладке «Меры по замораживанию» можно указать количество лиц, по которым были приняты / не были приняты меры:

По кнопке «Печать» возможно формирование отчета «Акт о проверке контрагентов»:

В приложении 1 к акту выводится расшифровка списка клиентов, по которым имеются совпадения в перечнях:

Также при необходимости по ссылке «Присоединенные файлы» можно прикрепить к документу изображения или файлы различных форматов по кнопке «Добавить»:

При установке флажка «Отчет отправлен в контролирующие органы» и указании даты отправки, раздел «Проверка контрагентов» становится недоступным для редактирования:

В форме отчета «Акт о проверке контрагентов» при этом будут заполнены данные об отправке отчета:

О чем ломбарду сообщать в Росфинмониторинг

24.04.2017

7155


Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, не­за­ви­си­мый экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ разъ­яс­ня­ет ло­м­бар­дам об ос­но­в­ных обя­за­н­но­стях по пред­став­ле­нию ин­фор­ма­ции в упол­но­мо­чен­ный ор­ган (Рос­фин­мо­ни­то­ринг). Ло­м­бар­ды, яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 го­да N 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – за­кон 115-ФЗ). За­кон 115-ФЗ воз­ла­га­ет на ло­м­бар­ды ряд обя­за­н­но­стей, свя­за­н­ных с про­ве­де­ни­ем иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов и ин­фор­ми­ро­ва­ни­ем упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на. Мы рас­смо­т­рим во­про­сы по на­прав­ле­нию ос­но­в­ной ин­фор­ма­ции в Рос­фин­мо­ни­то­ринг и про­вер­ки кли­ен­тов ло­м­бар­дов, так как имен­но эти обя­за­н­но­сти вы­зы­ва­ют на­и­боль­шие за­труд­не­ния при ре­а­ли­за­ции их на пра­к­ти­ке.

Итак, в ста­тье ав­то­ром по­став­ле­ны и рас­смо­т­ре­ны сле­ду­ю­щие во­про­сы:

  • как и с ка­кой пе­ри­о­ди­ч­но­стью про­во­дить­ся про­вер­ка кли­ен­тов ло­м­бар­да по Пе­реч­ню;
  • о чем не­об­хо­ди­мо ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­рин­г;
  • осо­бен­ные тре­бо­ва­ния к ан­ке­те кли­ен­та ло­м­бар­да;
  • са­мые рас­про­стра­нен­ные опе­ра­ции кли­ен­тов, име­ю­щие при­з­на­ки не­о­бы­ч­ных опе­ра­ций, воз­мо­ж­но со­вер­ша­е­мых в це­лях от­мы­ва­ния пре­сту­п­ных до­хо­дов, опе­ра­ции, под­ле­жа­щие обя­за­тель­но­му кон­тро­лю.

Про­вер­ка кли­ен­та по Пе­реч­ню лиц, при­част­ных к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му и по Ре­ше­ни­ям ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та

До при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние кли­ен­та, ло­м­бард обя­зан про­ве­сти иден­ти­фи­ка­цию кли­ен­та. Ста­тья по­свя­ще­на имен­но ра­бо­те с кли­ен­том, в свя­зи с чем, ав­то­ром упу­ще­ны все ме­ро­при­я­тия, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо про­во­дить в от­но­ше­нии пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца.

Со­глас­но По­ло­же­нию Бан­ка Рос­сии от 12 де­ка­б­ря 2014 г. N 444-П «Об иден­ти­фи­ка­ции не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей, бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – По­ло­же­ние 444-П), при иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, а та­к­же при об­но­в­ле­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те иден­ти­фи­ка­ции, ло­м­бард ис­поль­зу­ет ин­фор­ма­цию из от­кры­тых ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, в том числе, ин­фор­ма­цию о на­ли­чии в от­но­ше­нии кли­ен­тов, све­де­ний об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му. Пе­ре­чень та­ких лиц до­во­ди­т­ся упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном до ло­м­бар­дов че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

Ло­м­бард обя­зан про­во­дить про­вер­ку кли­ен­тов и на пред­мет на­ли­чи­я/о­т­сут­ствия ин­фор­ма­ции о кли­ен­те в Ре­ше­ни­ях ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та.

Та­ким об­ра­зом, в от­но­ше­нии ка­ж­до­го кли­ен­та, до при­е­ма его на об­слу­жи­ва­ние, не­об­хо­ди­мо про­ве­сти про­це­ду­ру пе­р­ви­ч­ной про­вер­ки ми­ни­мум по двум до­ку­мен­там: по Пе­реч­ню и по Ре­ше­ни­ям.

При этом По­ло­же­ни­ем 444-П уста­но­в­ле­на обя­за­н­ность ло­м­бар­да, фи­к­си­ро­вать све­де­ния о кли­ен­те в ан­ке­те (до­сье) кли­ен­та, пред­став­ля­ю­щей со­бой от­дель­ный до­ку­мент или ко­м­плект до­ку­мен­тов, офор­м­лен­ные на бу­ма­ж­ном и (и­ли) элек­трон­ном но­си­те­ле. Как по­ка­зы­ва­ет пра­к­ти­ка, ло­м­бар­ды пред­по­чи­та­ют ан­ке­ту кли­ен­та офор­м­лять и хра­нить в элек­трон­ном ви­де, что поз­во­ля­ет со­кра­тить бу­ма­ж­ный до­ку­мен­то­о­бо­рот и си­сте­ма­ти­зи­ро­вать све­де­ния о кли­ен­тах.

Итак, при при­е­ме на об­слу­жи­ва­ние, до за­клю­че­ния до­го­вор­ных от­но­ше­ний с кли­ен­том, ло­м­бард фор­ми­ру­ет ан­ке­ту кли­ен­та, и фи­к­си­ру­ет в ней все по­лу­чен­ные све­де­ния, со­глас­но пе­реч­ню све­де­ний, уста­но­в­лен­ных По­ло­же­ни­ем 444-П.

О­со­бен­но сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на тре­бо­ва­ние ЦБ РФ, фи­к­си­ро­вать в ан­ке­те кли­ен­та све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки на­ли­чия (о­т­сут­ствия) в от­но­ше­нии кли­ен­та ин­фор­ма­ции о его при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му:

  • да­та про­вер­ки,
  • ре­зуль­та­ты про­вер­ки,
  • при на­ли­чии ин­фор­ма­ции о при­част­но­сти кли­ен­та к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му ука­зы­ва­ют­ся та­к­же но­мер и да­та пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, со­дер­жа­ще­го све­де­ния о кли­ен­те,
  • или но­мер и да­та ре­ше­ния ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та.

Так по­лу­ча­ет­ся, что при ка­ж­дом об­но­в­ле­нии Пе­реч­ня (как пра­ви­ло Пе­ре­чень об­но­в­ля­ет­ся один раз в не­де­лю), ло­м­бард дол­жен еще раз про­ве­сти про­вер­ку кли­ен­та, на­хо­дя­ще­го­ся на об­слу­жи­ва­нии, по об­но­в­лен­но­му Пе­реч­ню и по вновь вы­шед­шим Ре­ше­ни­ям ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на. При этом за­фи­к­си­ро­вать ре­зуль­тат про­вер­ки в ан­ке­те кли­ен­та.

Мы про­ве­ли опрос сре­ди бо­лее 500 ло­м­бар­дов Рос­сии и вы­яс­ни­ли, что про­б­ле­ма про­вер­ки кли­ен­тов по ка­ж­до­му но­во­му Пе­реч­ню и фи­к­си­ро­ва­нию ре­зуль­та­тов про­вер­ки в ан­ке­те, яв­ля­ет­ся ак­ту­аль­ной и тре­бу­ет ре­ше­ния.

Но это еще не все. Ло­м­бард обя­зан не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган. В дан­ном слу­чае про­вер­ка про­во­ди­т­ся по Пе­реч­ню, ак­ту­аль­но­му на день про­вер­ки и по Ре­ше­ни­ям ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на. То есть по­лу­ча­ет­ся еще од­на про­вер­ка кли­ен­тов. При этом про­вер­ке под­ле­жат кли­ен­ты, на­хо­дя­щи­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ло­м­бар­да на день про­вер­ки, и на­хо­див­ши­е­ся на об­слу­жи­ва­нии в про­ве­ря­е­мом пе­ри­о­де.

По­нят­но, что про­во­дить не­од­но­крат­ную про­вер­ку ка­ж­до­го кли­ен­та, вно­ся дан­ные о кли­ен­те в по­ис­ко­вую стро­ку в ли­ч­ном ка­би­не­те до­ста­точ­но хло­по­т­ное за­ня­тие. И бо­лее тру­до­е­м­ко еще и вне­сти све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки в ан­ке­ту кли­ен­та.

Мы взя­ли на се­бя от­вет­ствен­ность най­ти ре­ше­ние дан­ной про­б­ле­мы. На­ше вни­ма­ние при­влек­ла Про­гра­м­ма для ло­м­бар­да PawnShop. Ука­за­н­ная Про­гра­м­ма пред­ла­га­ет ши­ро­кий спектр воз­мо­ж­но­стей, сре­ди ко­то­рых сто­ит от­ме­тить ва­ж­ные ре­ше­ния для ло­м­бар­дов в сфе­ре ис­пол­не­ния ими обя­за­н­но­стей в це­лях ПОД/ФТ, на­при­мер, ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ная про­вер­ка кли­ен­та по Пе­реч­ню при фор­ми­ро­ва­нии ан­ке­ты кли­ен­та. Фун­к­ци­о­нал про­гра­м­мы поз­во­ля­ет ло­м­бар­дам сво­е­вре­мен­но вы­пол­нить обя­за­н­но­сти по при­ме­не­нию мер по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та, ин­фор­ми­ро­вать о при­ня­тых ме­рах упол­но­мо­чен­ный ор­ган, со­об­щать в Рос­фин­мо­ни­то­ринг об опе­ра­ци­ях, со­вер­ша­е­мых ли­ца­ми, вклю­чен­ны­ми в Пе­ре­чень. Но при са­мо­сто­я­тель­ном изу­че­нии воз­мо­ж­но­стей про­гра­м­мы мы не на­шли ре­ше­ния всех про­б­лем ло­м­бар­дов и об­ра­ти­лись к спе­ци­а­ли­стам.

На на­ши во­про­сы со­гла­си­л­ся от­ве­тить Дми­т­рий Со­ко­лов, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии «Algo-rithm», яв­ля­ю­щей­ся раз­ра­бо­т­чи­ком про­гра­м­м­но­го обес­пе­че­ния для ло­м­бар­дов PawnShop. Наш ди­а­лог с Дми­т­ри­ем по­лу­чи­л­ся очень на­сы­щен­ным и са­мое глав­ное мы по­лу­чи­ли от­ве­ты на мно­гие во­про­сы, вол­ну­ю­щие ло­м­бар­д­ное со­об­ще­ство.

Де­ли­м­ся с ва­ми глав­ны­ми от­ве­та­ми.

Ка­кие ре­ше­ния для ло­м­бар­дов пред­ла­га­ет про­гра­м­ма PawnShop в ча­сти про­ве­де­ния ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной про­вер­ки кли­ен­тов ло­м­бар­да при ка­ж­дом «е­же­не­дель­ном» об­но­в­ле­нии Пе­реч­ня лиц, при­част­ных к тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му?

PawnShop пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мо­ж­ность за­груз­ки Пе­реч­ня лиц и про­во­дит пе­р­ви­ч­ную про­вер­ку кли­ен­та сра­зу при офор­м­ле­нии за­ло­го­во­го би­ле­та. Мы ре­ши­ли не оста­нав­ли­вать­ся на этом, и в на­сто­я­щее вре­мя ве­дем раз­ра­бо­т­ку фун­к­ции, ко­то­рая поз­во­ля­ет про­ве­рить всех кли­ен­тов, ко­то­рые име­ют до­го­вор­ные от­но­ше­ния с ло­м­бар­дом. По ре­зуль­та­там про­вер­ки, ло­м­бард по­лу­ча­ет от­чет, в ко­то­ром ука­за­ны ре­зуль­та­ты про­вер­ки: про­ве­ре­но X кли­ен­тов, со­в­па­де­ний с пе­реч­нем Y, рас­ши­ф­ро­в­ка со­в­па­де­ний со­глас­но клас­си­фи­ка­ции. За­пу­стить про­вер­ку мо­ж­но бу­дет как по те­ку­щим за­ло­го­вым до­го­во­рам, так и за вы­бран­ный пе­ри­од. При про­вер­ке за пе­ри­од про­гра­м­ма про­ве­рит все за­ло­го­вые до­го­во­ра, по ко­то­рым осу­ще­ств­ля­лись опе­ра­ции.

Прим. экс­пе­р­та

Та­ким об­ра­зом, ло­м­бар­ду не со­ста­вит тру­да про­ве­сти и «е­же­к­вар­таль­ную» про­вер­ку кли­ен­тов по ак­ту­аль­но­му на день про­вер­ки Пе­реч­ню, что обес­пе­чит ка­че­ствен­ное и быст­рое ис­пол­не­ние обя­за­н­но­сти ло­м­бар­да про­во­дить про­вер­ку кли­ен­тов не ре­же чем ка­ж­дые три ме­ся­ца. Ло­м­бар­ду оста­нет­ся толь­ко уве­до­мить упол­но­мо­чен­ный ор­ган о ре­зуль­та­те про­вер­ки, на­пра­вив со­об­ще­ние в Рос­фин­мо­ни­то­ринг.

Как с на­и­мень­ши­ми тру­до­за­тра­та­ми со­труд­ни­ку ло­м­бар­да вне­сти в ан­ке­ту кли­ен­та све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки кли­ен­та по об­но­в­лен­но­му Пе­реч­ню?

Ан­ке­та кли­ен­та об­но­в­ля­ет­ся в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме в за­ви­си­мо­сти от ре­зуль­та­та про­вер­ки. Ес­ли най­де­но со­в­па­де­ние с Пе­реч­нем лиц, то в ан­ке­те это бу­дет за­фи­к­си­ро­ва­но. Бо­лее то­го, со­глас­но за­ко­на №115 ФЗ, про­гра­м­ма та­к­же вы­во­дит пол­ный спи­сок дат про­ве­рок. Это тре­бо­ва­ние Рос­фин­мо­ни­то­рин­га сло­ж­но вы­пол­нить в руч­ном ре­жи­ме и его ав­то­ма­ти­за­ция по­мо­жет ло­м­бар­ду со­кра­тить вре­мя при вы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний Бан­ка Рос­сии.

В со­о­т­вет­ствии с При­ло­же­ни­ем 3 к По­ло­же­нию Бан­ка Рос­сии от 15 де­ка­б­ря 2014 г. N 445-П «О тре­бо­ва­ни­ях к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» од­ним из при­з­на­ков, ука­зы­ва­ю­щим на не­о­бы­ч­ный ха­ра­к­тер опе­ра­ции (сдел­ки) ло­м­бар­да, яв­ля­ет­ся при­знак с ко­дом 3701 – «М­но­го­крат­ное (пять и бо­лее раз в год) по­лу­че­ние зай­ма под за­лог юве­ли­р­ных из­де­лий без по­сле­ду­ю­ще­го вы­ку­па».

Та­ким об­ра­зом, ло­м­бард обя­зан от­сле­жи­вать опе­ра­ции ка­ж­до­го за­е­м­щи­ка на пред­мет не­вы­ку­па юве­ли­р­но­го из­де­лия, пред­став­лен­но­го в за­лог.

В слу­чае на­сту­п­ле­ния со­бы­тия — пя­то­го не­вы­ку­па за­е­м­щи­ком юве­ли­р­но­го из­де­лия, ло­м­бард при­ни­ма­ет ре­ше­ние о ква­ли­фи­ка­ции (не­к­ва­ли­фи­ка­ции) вы­яв­лен­ной не­о­бы­ч­ной опе­ра­ции кли­ен­та в ка­че­стве по­до­зри­тель­ной опе­ра­ции. В слу­чае при­ня­тия ре­ше­ния о ква­ли­фи­ка­ции опе­ра­ции как об опе­ра­ции, име­ю­щей при­з­на­ки не­о­бы­ч­ной, не позд­нее трех ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем вы­яв­ле­ния та­ких опе­ра­ций, ло­м­бард обя­зан на­прав­лять в упол­но­мо­чен­ный ор­ган све­де­ния о та­ких опе­ра­ци­ях.

Ка­кие фун­к­ции для сво­е­вре­мен­но­го вы­яв­ле­ния та­ких опе­ра­ций пре­ду­смо­т­ре­ны в про­гра­м­ме PawnShop?

От­сле­жи­ва­ние по­до­зри­тель­ных сде­лок, со­глас­но тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, про­ис­хо­дит в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме. Про­цесс от­сле­жи­ва­ния ре­а­ли­зо­ван с по­мо­щью ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­ных ал­го­ри­т­мов. При вы­яв­ле­нии по­до­зри­тель­ной опе­ра­ции поль­зо­ва­тель по­лу­ча­ет уве­до­м­ле­ние и про­из­во­ди­т­ся за­пись в от­че­те «Фин­мо­ни­то­ринг».

Со­глас­но ст. 6 за­ко­на 115-ФЗ по­ме­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий или иных цен­но­стей в ло­м­бард, в слу­чае, ес­ли их оцен­ка рав­на или пре­вы­ша­ет 600 000 руб­лей, яв­ля­ет­ся опе­ра­ци­ей под­ле­жа­щей обя­за­тель­но­му кон­тро­лю. Ло­м­бард обя­зан на­пра­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг со­об­ще­ние о та­кой опе­ра­ции не позд­нее трех ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем со­вер­ше­ния опе­ра­ции.

Ка­ким об­ра­зом в про­гра­м­ме PawnShop ре­а­ли­зо­ва­но уве­до­м­ле­ние о не­об­хо­ди­мо­сти на­пра­вить со­об­ще­ние в Рос­фин­мо­ни­то­ринг при вво­де дан­ных об оцен­ке за­ло­га?

Уве­до­м­ле­ние о за­клю­че­нии та­кой сдел­ки вы­пол­ня­ет­ся в ви­де фор­мы со­об­ще­ния:

Про­гра­м­ма ин­фор­ми­ру­ет поль­зо­ва­те­ля и за­но­сит све­де­ния о сдел­ке в от­чет «Фин­мо­ни­то­ринг». Та­ким об­ра­зом, сни­жа­ет­ся ве­ро­ят­ность оши­б­ки вслед­ствие не­в­ни­ма­тель­но­сти со сто­ро­ны со­труд­ни­ка ло­м­бар­да.

Та­ким об­ра­зом, на се­го­д­ня­ш­ний день ло­м­бар­ду не сло­ж­но с по­мо­щью ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных средств ра­бо­ты с кли­ен­та­ми ис­пол­нить тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства о фи­нан­со­вом мо­ни­то­рин­ге и ПОД/ФТ. Для се­бя мы сде­ла­ли вы­во­ды, что PawnShop – по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ю­щий­ся про­дукт, от­ве­ча­ю­щий се­го­д­ня­ш­ним за­про­сам ло­м­бар­д­но­го со­об­ще­ства. Ре­гу­ляр­ные об­но­в­ле­ния воз­мо­ж­но­стей про­гра­м­мы обес­пе­чи­ва­ют точ­ное со­о­т­вет­ствие форм и от­че­тов ак­ту­аль­ным нор­мам дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства. О дру­гих воз­мо­ж­но­стях про­гра­м­мы, не свя­за­н­ных со сфе­рой ПОД/ФТ вы мо­же­те озна­ко­мить­ся на сай­те раз­ра­бо­т­чи­ка.

Ав­тор ста­тьи

:
Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на
, глав­ный ре­да­к­тор пор­та­ла 115zakon.ru

Источник: Ювелирные новости

Отчет ПОД/ФТ

Ответственный сотрудник должен формировать следующие виды отчетов:

  • Письменные отчеты для Руководителя организации о результатах проверок.

  • Письменная текущая отчетность.

  • Письменный отчет для коллегиального исполнительного органа.

Разберем подробнее про каждый отчет:

Письменные отчеты для Руководителя организации о результатах проверок

Отчет о результатах проверки должен включать:

Сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ.

К таким нарушениям может быть отнесено все, что угодно — от несоответствия ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства РФ о ПОД/ФТ/ФРОМУ до раскрытия информации третьим лицам о принимаемых мерах в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации. Для того, чтобы сформировать такой отчет Ответственному сотруднику следуют составить план проверок и определить объекты контроля. Как правило, нарушения требований законодательства дублируют нарушение ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, но не всегда.

Сведения обо всех выявленных нарушениях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

К таким нарушениям могут быть отнесены нарушения порядков и сроков предоставления информации, порядков и сроков взаимодействия сотрудников, нарушения, связанные с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ/ФРОМУ в рамках организованной системы, которые зафиксированы в Правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, иные нарушения.

Информацию о принятых мерах по результатах проверок.

Любые нарушения нужно устранить. Соответственно, в отчете следует написать о том, что выявленное нарушение устранено. Если выявлено, что ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не соответствуют требованиям законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, то в отчете следует указать, что была утверждена новая редакция ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Письменная текущая отчетность

Мы рекомендуем информировать Руководителя организации о реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не реже 1 раза в квартал, но можно и ежемесячно или даже чаще — Отчет Ответственного сотрудника о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Отчет Ответственного сотрудника о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ должен также включать объекты контроля. Желательно в отчет включить информацию обо всей деятельности в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, которую осуществляет Организация. Например, информацию о проверках по перечням, о сообщениях, направленных в Росфинмониторинг, о выявленных нарушениях и виновных в нем лицах и прочую информацию, о которой Ответственный сотрудник обязан информировать Руководителя организации в соответствии с ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Письменный отчет для коллегиального исполнительного органа

Письменный отчет для коллегиального исполнительного органа (Правление, Совет директоров) должен быть предварительно согласован с Руководителем организации.

Отчет для коллегиального исполнительного органа должен включать информацию о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Отчет формируемся и представляется не реже 1 раза в год.

В отчет следует включить туже информацию, что и в Отчете Ответственного сотрудника о результатах осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также мнение Ответственного сотрудника о том, как лучше организовать систему ПОД/ФТ/ФРОМУ Организации. Например, купить программное обеспечение для автоматизации идентификации, упростить порядок взаимодействия (исключить какой-то отдел из документооборота по ПОД/ФТ/ФРОМУ) и прочее.

Отчет СДЛ по ПОД/ФТ

Образец Отчета о результатах осуществления внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ — 1 500 рублей.

Отчет о проверках

Образец отчета о результатах проверок — 500 рублей.

Отчет для коллегиального исполнительного органа

Образец отчета для представления коллегиальному исполнительному органу — 1 500 рублей.

Организация документооборота по ПОД/ФТ/ФРОМУ

Комплект документов для организации документооборота по ПОД/ФТ/ФРОМУ в Организации 4 500 рублей.
Отчет о результатах осуществления внутреннего контроля Отчет о результатах реализации ПВК Отчет Ответственного сотрудника отчетность отчетность под/фт проверки под/фт разъяснения

Финансовый мониторинг возьмет реванш в 2022 году за тихий и спокойный год 2022

Ушедший в историю 2022 год стал одним из самых тихих и спокойных за последние годы для ювелиров в вопросах изменения норм «антиотмывочного законодательства». Безусловно, изменения и события по финансовому мониторингу в 2022 году происходили, но они не отличались своей особой масштабностью. Финансовый мониторинг решил, по всей видимости, взять за 2022 год реванш в 2022 году, который уже обещает стать для ювелиров насыщенным и жарким на изменения. Сегодня мы расскажем нашим читателям о некоторых нашумевших изменениях и событиях, произошедших в сфере ПОД/ФТ в декабре 2022 — январе 2022 года, а также поделимся с ними некоторыми известными на сегодняшний день важнейшими проектами нормативных актов по финансовому мониторингу.

1. Росфинмониторинг рассказал ювелирам о том, как работать с публичными должностными лицами 12.12.2017 г. Росфинмониторинг разместил на своем сайте Информационное письмо №53 «О методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами».

Ведомство в своем письме разъяснило категории публичных должностных лиц (ПДЛ), подлежащие выявлению, в частности: — иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ); — должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО); — российские публичные должностные лица (РПДЛ); — лицо, связанное с ПДЛ.

В письме Росфинмониторинг обратил внимание ювелиров также на отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ. Так, отмечается, что выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания. Для выявления ПДЛ рекомендуется поводить анкетирование и устный опрос, а также проверку по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных.

Важно отметить, что Росфинмониторинг предложил ювелирам при проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице, уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставлять анкету для самостоятельного заполнения, в которой были бы предусмотрены специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставлял бы отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ) либо об отсутствии таковой.

Простыми словами, следуя рекомендациям Росфинмониторинга, ювелиры, например, торгующие изделиями в розницу, помимо самостоятельного заполнения стандартной анкеты на клиентов, покупающих драгоценности на суммы, превышающие 40 000 и 100 000 рублей (в зависимости от способа оплаты), теперь должны давать на оформление клиентам еще другую анкету, которую клиенты заполняют самостоятельно. Форму такой анкеты отныне необходимо предусмотреть в составе правил внутреннего контроля. Нам представляется, что инспекторы пробирного надзора могут теперь проверять у ювелиров не только наличие в составе правил внутреннего контроля формы указанного документа, но и то, как такая анкета оформляется клиентами, и оформляется ли она вообще.

Финансовая разведка в своем письме уделила внимание и особенностям принятия ПДЛ на обслуживание. Отмечается, что в составе правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ должна быть разработана еще и форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. Ведомство подчеркнуло, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.

В методических рекомендациях был поднят вопрос и о представлении сведений об операциях ПДЛ. Так, в случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лиц, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организации не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязаны направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки.

2. В последние дни 2022 года было принято сразу несколько новых изменений в Федеральный закон №115 от 07.08.2001 г., которые влекут за собой новые обязанности по финансовому мониторингу и корректировке правил внутреннего контроля

Первый Федеральный закон, от 29.12.2017 №470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внес многочисленные изменения в 115-й закон, направленные на предоставление дополнительных гарантий клиентам и их правам при принятии ювелирами мер по ПОД/ФТ. Согласно изменениям, у ювелиров в 2018 году появятся новые обязанности. Так, если ювелир отказал клиенту в проведении операции, например, из-за непредставления клиентом необходимых по ПОД/ФТ документов, и сообщил об этом факте в Росфинмониторинг, а клиент после полученного отказа устранил основания, по которым ему ранее было отказано в проведении операции, ювелир будет обязан представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на существующую вот уже два года у ювелиров обязанность направлять в Росфинмониторинг информацию об отказах клиентам, ведомство до сих пор не утвердило форму такого отчета, что на практике способствует тому, что ювелиры вообще о таких случаях никуда не сообщают (хотя и обязаны это делать, хотя бы в свободной форме, до принятия соответствующих форм сообщения).

Изменения вступят в силу 30.03.2018 г., что повлечет за собой необходимость проведения ювелирами дополнительного инструктажа и обязательную корректировку правил внутреннего контроля.

Второй Федеральный закон, от 31.12.2017 №482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», помимо всего прочего, скорректировал некоторые общие понятия в сфере ПОД/ФТ.

Так, теперь идентификация определена как «совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем» (изменения выделены шрифтом).

Изменения вступят в силу 30.06.2018 г., что повлечет за собой необходимость проведения дополнительного инструктажа и возможную корректировку правил внутреннего контроля.

3. Новый Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга 15 января 2022 года личный кабинет на сайте Росфинмониторинга встретил ювелиров новыми разделами и измененной структурой. Новый раздел «Обязательные требования» личного кабинета содержит перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Существенно видоизменился раздел «Сообщения и отчеты». Вместо привычных ювелирам прямоугольников с отчетами, соответствующих различным видам ФЭС, пользователи личных кабинетов теперь наблюдают отчеты, расположенные в виде табличной формы. При этом отметим, что сами формы отчетов в Росфинмониторинг не изменились (как, запаниковав, уже успели подумать некоторые ювелиры). Для подготовки сообщений теперь необходимо нажать на кнопку «Подготовить сообщение», расположенную справа от названия соответствующего отчета.

Ювелирам был добавлен раздел «Риски ПОД/ФТ», в который Росфинмониторинг планирует размещать сообщения о рисках ПОД/ФТ. В этом же разделе организации и предприниматели могут направить в Росфинмониторинг свои сообщения о рисках ПОД/ФТ.

В личном кабинете появился раздел «Обучение», в котором ювелиры могут теперь пройти различные электронные курсы по финансовому мониторингу. Особо отметим для наших читателей курс «Роль организации в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который раскрывает основы исполнения норм антиотмывочного законодательства, в частности, ювелирами.

4. Проект новых требований к идентификации клиентов В середине января 2022 года стало известно, что Росфинмониторинг разработал новое Положение о требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Действительно, существующий в настоящее время Приказ Росфинмониторинга №59, касающийся идентификации, утвержденный еще в 2011 году, взамен которому грядут изменения в 2022 году, местами существенно устарел и противоречит нормам действующего законодательства.

В случае если новый нормативный акт будет принят и вступит в силу в 2022 году, потребуется значительная корректировка правил внутреннего контроля и форм анкет клиентов.

5. Проекты нового «квартального» отчета в Росфинмониторинг Мало ювелиры сдают отчетность в Росфинмониторинг? Получите еще!

Еще осенью 2022 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект №7705п-П4 от 26.10.2017 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения».

17.01.2018 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении….

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ окончание статьи — в журнале «ЭКСПО-ЮВЕЛИР» №1’2018

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]