Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-ФЗ


Кто сдает отчетность в Росфинмониторинг

Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.

В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.

При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.

Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.

Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.

Отчетность в Росфинмонторинг — «квартальный» отчет в виде ФЭС

В соответствии с законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ обязанность по регистрации личного кабинета (ЛК) на Интернет-портале Росфинмониторинга (РФМ) и представлению отчетности, в том числе ежеквартальной отчетности, в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) возлагается на ВСЕ, без исключения, организации и индивидуальных предпринимателей (ИП), полный перечень которых установлен ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ № 115). Рассмотрим этот вопрос подробнее с учетом действующего законодателсьтва РФ в сфере ПОД/ФТ.

В соответствии с пп. 6-7 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115 организации и индивидуальные предприниматели (ИП), полный перечень которых установлен ст. 5 ФЗ № 115, (далее — поднадзорные организации в сфере ПОД/ФТ) обязаны:

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно, но не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня размещения на Интернет-сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень террористов), либо со дня размещения на Интернет-сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;
  • незамедлительно проинформировать о принятых мерах Росфинмониторинг;
  • не реже чем 1 (одного) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в виде «ежеквартального» формализованного электронного сообщения или отчета в виде электронного сообщения (далее — ФЭС или ОЭС). Для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее — НФО) ежеквартальный отчет в виде ФЭС представляется в РФМ не позднее 3 (трех) рабочих дней, а для иных поднадзорных организаций в сфере ПОД/ФТ не позднее 5 (пяти) рабочих дней после дня окончания проведения проверки.

При этом полный Перечень террористов размещается ТОЛЬКО в личном кабинете поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ на Интернет-портале Росфинмониторинга.

Порядок направления указанных выше сведений, в том числе ежеквартального отчета в виде ФЭС, в Росфинмониторинг для поднадзорных организаций в сфере ПОД/ФТ (кроме кредитных организаций и НФО) устанавливается Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям», а для кредитных организаций и НФО (профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов (КПК), в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), микрофинансовых организаций (МФО), обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), ломбардов) Указанием Банка России от 19.09.2013 № 3063-У «О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества» и Указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», соответственно.

Отметим, что проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (по Перечню террористов) должна проводиться в поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ при каждом обновлении Переченя террористов в ЛК на Интернет-портале РФМ. Однако, сам отчет в виде ФЭС о результатах такой проверки представляется в РФМ не реже 1 (одного) раза в 3 (три) месяца.

Обращаем внимание, что квартальный отчет в виде ФЭС представляется в РФМ вне зависимости от осуществления или неосуществления деятельности, а также количества клиентов (даже в случае отсутствия клиентов).

Ключевым критерием представления квартального отчета в виде ФЭС в РФМ является отнесение организации или индивидуального предпринимателя (ИП) к поднадзорным организациям в сфере ПОД/ФТ, полный перечень которых определен в ст. 5 ФЗ № 115.

В случае непредставления ежеквартальных отчетов в виде ФЭС в РФМ по настоящее время поднадзорным организациям в сфере ПОД/ФТ необходимо подготовить и направить соответствующие отчеты в РФМ через ЛК за все предыдущие отчетные периоды начиная с 30 июня 2013 года (для организаций) и с 31 июля 2013 года для ИП.

В этом случае можно снизить до минимума риск привлечения поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ к административной ответственности в виде штрафа.

Дополнительные разъяснения по вопросам формирования и представления квартального отчета в виде ФЭС в РФМ можно найти в Информационном письме Росфинмониторинга №52 от 13.05.2016 «О порядке предоставления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций».

Отсутствие у поднадзорной организации в сфере ПОД/ФТ зарегистрированного личного кабинета на Интернет-портале Росфинмониторинга и/или невыполнение обязанностей, предусмотренных пп. 6-7 п. 1 ст 7 ФЗ № 115, влечет административную ответственность согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде административного штрафа до 100 тыс. руб.

ЮК «ДЕКАРТ» предлагает своим клиентам следующие услуги в сфере ПОДФ/ФТ, связанные с представлением сведений в Росфинмониторинг:

  • подключение личного кабинета (ЛК) на Интернет-портале Росфинмониторинга (РФМ);
  • постановка организаций и ИП на специальный учет в Росфинмониторинг и Пробирную палату РФ;
  • подготовка ежеквартальных отчетов в виде ФЭС;
  • консультации по работе с ЛК на Интернет-портале РФМ, формированию сообщений (отчетов) в виде ФЭС и их представлению в РФМ;
  • оформление квалифицированной электронной подписи (ЭП) для подписания сообщений в виде ФЭС в ЛК на Интернет-портале РФМ;
  • комплексное юридическое сопровождение в сфере ПОД/ФТ.

Если вас заитересовали наши услуги в сфере ПОД/ФТ или просто нужна консультация по вопросам выполнения законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, оставьте заявку, и сотрудники ЮК «ДЕКАРТ» свяжутся с вами в самое ближайшее время.

Что подлежит контролю

Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.

Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.

Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.

Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.

Обзор изменений форм ФЭС в Росфинмониторинг

Обзор изменений форм ФЭС в Росфинмониторинг

18.03.2021 00:56 Ранее мы уже
писали, что с 1 июля 2022 года некредитные финансовые организации будут обязаны направлять в Росфинмониторинг сообщения в формате 1.5.
Некоторые из указанных изменений представлены в нашем сегодняшнем обзоре.

Нумерация ФЭС, особо важные сведения и сроки подачи просроченных сообщений.

Установлено, что нумерация сообщений является единой для всех типов сообщений НФО (тип данных «Идентификатор записи в ФЭС, представляемом НФО (филиалом НФО)»).

Было определено, что в случае если сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, совершенной клиентом непосредственно в НФО, не представлены НФО в Росфинмониторинг в срок, установленный Федеральным законом № 115-ФЗ, то сведения о такой операции представляются организацией в уполномоченный орган, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее выявления.

Сведения, требующие особого внимания Росфинмониторинга, должны теперь отмечаться специальным порядковым номером файла НФО, сформированного в течение дня (состоит из трех символов): Xnn, при котором первый разряд порядкового номера файла (Х) принимает значение «9».

Банком России было также раскрыто понятие «нерезидент», употребляемое в контексте заполнения ФЭС – это лицо, определенное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Изменения в ФЭС об операциях обязательного контроля и о подозрительных сделках.

Из состава ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю, о подозрительных операциях, а также об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ исключена обязанность указывать сведения о юридическом лице (филиале (представительстве) юридического лица), единоличном исполнительном органе, ИП, а также некоторых иных лиц, актуальные на дату представления информации в Росфинмониторинг. Из этого же ФЭС исключен показатель «Дата признания операции подозрительной». Дано расширенное описание показателя «Наименование банка» подраздела «Сведения о кредитной организации (филиале кредитной организации) в случае проведения операции с использованием банковского счета». Так, например, для кредитной организации-резидента указывается сокращенное фирменное наименование кредитной организации в соответствии со справочником БИК или Книгой государственной регистрации кредитных организаций. А в графе «Дополнительные сведения» теперь будет указываться информация, послужившая основанием для отнесения операции к операции, требующей особого внимания Росфинмониторинга.

Изменения в «квартальном» отчете в Росфимониторинг.

Претерпит изменения и регулярный отчет о проверке клиентов.

Так, из состава ФЭС исключены такие показатели, как:

— Общее количество клиентов – организаций и физических лиц;

— Количество клиентов – организаций;

— Количество клиентов – физических лиц.

Установлено, что проверяемый в рамках отчета период в периоде исчисляется со дня, следующего за днем окончания проведения предыдущей проверки, по дату окончания проведения текущей проверки.

В этом отчете также были изменены и структуры иных показателей.

Изменения в справочниках для заполнения ФЭС.

Справочник кодов видов документов, являющихся основанием/подтверждением совершения операции (сделки) был дополнен многочисленными многими документами, такими, например, как договоры залога, об оказании услуг по привлечению инвестиций, страхования, исполнительный лист, судебный приказ, исполнительная надпись нотариуса и другие.

Справочник кодов видов организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, являющихся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ, был дополнен новыми субъектами:

— Операторы инвестиционных платформ;

— Операторы финансовых платформ;

— Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;

— Операторы обмена цифровых финансовых активов.

Сокращение показателей в ФЭС.

Были внесены корректировки в различные типы данных, составляющих формализованное электронное сообщение.

Так, из типа данных «Сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства» исключены такие показатели как «Наименование вида документа, удостоверяющего личность», «Дата начала срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации» и «Дата окончания срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации».

А отсутствие необходимости заполнение таких показателей, как «дата выдачи документа, удостоверяющего личность», «орган, выдавший документ, удостоверяющий личность», «код подразделения» теперь обусловлено фактом проведения упрощенной идентификации клиента.

Для типа данных «Место рождения» установлено, что в случае отсутствия информации о месте рождения в документе, удостоверяющем личность, в показателе указывается «Информация отсутствует».

В разделе «Сведения об НФО (филиале НФО)» исключено требование указывать показатели «Дата регистрации», «Адрес (место нахождения) юридического лица (филиала юридического лица), внесенный в ЕГРЮЛ, адрес места жительства» и другие.

Для типа данных «Сведения о юридическом лице (филиале юридического лица, представительстве)» было установлено допустимым указывать полное или сокращенное наименование.

Банком России были внесены и иные многочисленные изменения в «Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона №115».

Указанные изменения существенным образом повлияют на порядок заполнения ФЭС в Росфинмониторинг и после 1 июля 2022 года потребуют от поднадзорных Банку России организаций повышенного внимания при заполнении сообщений.

О новых ФЭС

Ну вот и настала возможность увидеть новые форматы сообщений в рамках Приказа Росфинмониторинга № 219 от 07.10.2021 г.

Напомним, что в действие данный Приказ вступил еще с 15.11.2021г., однако​ возможность формировать сообщения по новым форматам появилась только 01.12.2021 г.

И вот только сейчас мы можем рассказать вам детальные изменения, которые произошли.

Однозначно: если ранее вы использовали подготовленные шаблоны ФЭС, то к сожалению с 01.12.2021 г. данные шаблоны уже неактуальны и использовать их не получится.

Зайдя в Личный кабинет, в блок сообщения и отчеты, можно сказать точно, что ошибиться и направить сообщение в старом формате, шансов очень мало, так старые форматы вынесли на второй план,​ в отдельную строку, с указанием – предыдущая версия электронных сообщений.

Если Вы имели возможность работать в Личном Кабинете Росфинмониторинга для некредитных финансовых организаций, то точно найдете некое сходство, но отличия все равно имеются.

Ранее открыв блок подготовка сообщения, все поля для заполнения выстраивались на одном листе, в своей очередности, начиная с блока – служебная часть, сведения об операции, сведения об организации. В новых форматах​ все с теми же сведениями, отражаются во вкладках, где заполнив одну вкладку переходишь к другой.

В блоке Служебная часть, если все верно заполнено в Личном кабинете (учетные данные), необходимо внести только порядковый номер сообщения об операции внутри дня.

В блоке сведения об организации, передающей сведения, так же не требуется ничего заполнять, если ранее верно внесены Учетные данные.

В Сведения об организации, передающей сведения необходимо добавить сведения об Контрагенте/ Клиенте, вот тут и начинаются нововведения. Как мы писали ранее, появляются такие строки как: Сведения об электронном средстве платежа, Сведения о месте приема наличных денежных средств, MAC-адрес сетевого оборудования, IP- адрес.

Не нужно прописывать юридический адрес и адрес место расположения, данные поля теперь исключены.

Также обнаружена очень интересная кнопка​ в блоке- Сведения об участнике операции.​ Это кнопка – Заполнить из файла. Теперь нет необходимости постоянно вносить одни и те же сведения по одному и тому же клиенту, а можно один раз внести, сохранить и в дальнейшем просто подгружать. Это та функция, о которой все давно мечтали.

На первый взгляд все просто, даже кажется, что заполнение сообщений облегчилось, однако необходимо быть внимательным и в случае возникновении вопросов обращаться к Приказу Росфинмониторинга №219 от 07.10.2021г., где все подробно описано.

В случае, если у вас нет возможности ознакомиться с Приказом или у вас возникли трудности в формировании сообщений по новым форматам, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110

3.1. Организация, индивидуальный предприниматель, лицо при формировании ФЭС руководствуются рекомендациями, приведенными в описании структур соответствующих ФЭС, утверждаемых Росфинмониторингом.

3.2. Каждому ФЭС, представляемому в Росфинмониторинг, организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом присваиваются специальный десятизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальными идентификаторами и могут использоваться при ссылках на сообщения организации, индивидуального предпринимателя, лица, в случаях обнаружения ошибок и получения запросов на представление дополнительной информации.

Номер ФЭС формируется организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом по каждому сообщению отдельно в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления ФЭС, начиная с номера «YXXX00001», где:

«Y» – вид ФЭС, присваивается при выборе соответствующего вида ФЭС для представления информации.

Для ФЭС 1-ФМ «Y» = «01», для ФЭС 2-ФМ «Y» = «02», для ФЭС 3-ФМ «Y» = «03», для ФЭС 4-ФМ «Y» = «04».

«XXX» – код филиала организации, который присваивается организацией, самостоятельно в случае представления ФЭС филиалом. В ином случае ставится значение «000».

3.3. При получении ФЭС Росфинмониторинг осуществляет процедуры проверки электронной подписи, включая идентификацию отправителя ФЭС, целостности сообщения, а также форматно-логического контроля.

3.4. Первичное ФЭС должно иметь значение реквизита «Вид сообщения» – «1 – добавление новой записи».

3.5. По результатам обработки полученного ФЭС Росфинмониторинг формирует и размещает в Личном кабинете, а также в используемом АРМ Журнал обработки ФЭС, приведенный в приложении № 1 к настоящей Инструкции, и корректно представленное ФЭС считается принятым (присваивается значение «принято»).

3.6. Представленное организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом ФЭС и не принятое Росфинмониторингом считается отвергнутым (присваивается статус «отвергнуто»).

3.7. ФЭС не принимается Росфинмониторингом в случаях:

– некорректного заполнения ФЭС;

– если сообщение не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью или электронная подпись недостоверна;

– представления информации в неполном объеме;

– представления организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом сообщения на бумажном носителе;

– представления информации по структурам, отличным от структур, утвержденных настоящей Инструкцией, и/или по форматам, отличным от форматов, утвержденных Росфинмониторингом.

3.8. Непринятые (отвергнутые) ФЭС исключаются из дальнейшей обработки, а в Личном кабинете, а также в используемом АРМ размещается Журнал обработки ФЭС, приведенный в приложении № 1 к настоящей Инструкции, с информацией о невозможности принятия ФЭС с указанием конкретных причин непринятия сообщения.

3.9. При получении информации о невозможности принятия сообщения организация, индивидуальный предприниматель, лицо принимает меры по устранению причин непринятия ФЭС, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете либо АРМ указанной информации, представляет исправленное сообщение целиком в Росфинмониторинг.

3.10. Исправленное ФЭС должно иметь значение элемента «Вид сообщения» – «2 – исправление записи», а в элементах «Номер сообщения» и «Дата сообщения» указываются номер и дата первично представленного ФЭС, а в реквизите «Дата исправления/замены записи» указывается дата представления исправленного/заменяющего сообщения, с обязательным заполнением элемента «Идентификатор сообщения Росфинмониторинга».

3.11. В случае исправления сообщения, представленного по форме, действовавшей до вступления в силу Приказа Росфинмониторинга от 23 апреля 2015 года* № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ), исправленное ФЭС представляется по структурам, установленным настоящей Инструкцией, без обязательного заполнения элементов сообщения, отсутствовавших в ранее действовавших формах.

* Возможно, в исходном тексте документа содержится ошибка: имеется в виду «от 22 апреля 2015 года».

3.12. В случае, если ФЭС отвергнуто по причине некорректного указания даты сообщения, то элементам «Дата сообщения» и «Дата исправления/замены записи» должны быть присвоены текущее значение, а элементу «Номер сообщения» – номер первично представленного ФЭС.

3.13. В случае, если ФЭС отвергнуто по причине некорректного указания номера сообщения, то исправленному ФЭС присваивается первый неиспользованный номер, а в элементе «Дата сообщения» указывается дата первично представленного ФЭС, а элементу «Дата исправления/замены записи» должно быть присвоено текущее значение.

3.14. ФЭС, в отношении которого организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом получен Журнал обработки ФЭС, приведенный в приложении № 1 к настоящей Инструкции, содержащий информацию о невозможности его принятия Росфинмониторингом, и неисправленное сообщение считаются представленными с нарушением порядка, установленного настоящей Инструкцией.

ФЭС, исправленное с нарушением срока, установленного настоящей Инструкцией, считается, соответственно, представленным с нарушением срока.

3.15. Для инициативного внесения изменений и дополнений в ранее представленное и принятое Росфинмониторингом сообщение организация, индивидуальный предприниматель, лицо представляют заменяющее ФЭС целиком, имеющее значение элемента «Вид сообщения» – «3 – запрос замены записи», с указанием в элементе «Дополнительная информация» вносимых изменений в сообщение с заполнением элемента «Идентификатор сообщения». При этом в элементах «Номер сообщения» и «Дата сообщения» заменяющего сообщения указываются дата и номер первично представленного ФЭС, а в элементе «Дата исправления/замены записи» указывается дата представления исправленного/заменяющего сообщения.

3.16. Заменяющее сообщение направляется организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом изменений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.

3.17. В случае инициативного внесения изменений в ранее представленное и принятое Росфинмониторингом сообщение, представленное по форме, действовавшей до вступления в силу Приказа, заменяющее сообщение представляется по структурам, установленным настоящей Инструкцией, без обязательного заполнения элементов сообщения, отсутствовавших в ранее действовавших формах.

3.18. Для удаления ранее представленного и принятого Росфинмониторингом ФЭС организация, индивидуальный предприниматель, лицо направляют в адрес Росфинмониторинга запрос по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящей Инструкции, с обязательным указанием причины удаления сообщения, а также данных, позволяющих однозначно идентифицировать сообщение об операции (номер сообщения, дата сообщения, идентификатор сообщения, а также иные дополнительные сведения, содержащиеся в сообщении), и способ представления сообщения.

Данный запрос подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, лица или специального должностного лица организации, индивидуального предпринимателя, лица и направляется в адрес Росфинмониторинга через Личный кабинет или АРМ.

3.19. В случае невозможности отправки запроса в Росфинмониторинг через Личный кабинет и АРМ, до устранения причин, препятствующих направлению его в установленном порядке, организация, индивидуальный предприниматель, лицо направляют в адрес Росфинмониторинга письменный запрос по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящей Инструкции, подписанный руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, лицом или уполномоченным им должностным лицом, и заверенный печатью организации (при наличии печати), индивидуального предпринимателя (при наличии печати), лица нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки.

Контроль по 115-ФЗ: ответы на вопросы

Исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ, определен статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, кроме всех прочих, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги или посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Рассмотрим несколько распространенных вопросов, возникающих у агентств недвижимости и риелторов.

  • Если мы не являемся стороной в купле-продаже недвижимости – значит у нас нет и обязанностей по соблюдению 115-ФЗ в этой части?

Это ошибочное мнение. В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.

  • У нас код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» не является основным. Значит мы не подлежим проверке контролирующим органом?

И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным. И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.

Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.

  • Я индивидуальный предприниматель, состою на учете в Росфинмониторинге, основной код ОКВЭД 68.31. Но фактически не оказываю посреднические услуги. Значит ли это, что я перестал быть субъектом 115-ФЗ и можно не исполнять требования этого закона?

Нет, ничего не делать не получится. Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги. Иначе — смотрите ответ на предыдущий вопрос.

  • Наше агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге. С 10.01.2021 внесли изменения в 115-ФЗ, касающиеся отмены обязанности представлять сведения, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей. Может ли наше юридическое лицо сняться с учета в Росфинмониторинге?

Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня. Остался целый ряд обязанностей, например: проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.

Кроме того, риелторы, юристы, бухгалтеры обязаны:

  • зарегистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, а риелторы – еще и встать на учет в Росфинмониторинге;
  • осуществлять внутренний контроль согласно разработанным и актуальным правилам внутреннего контроля;
  • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
  • проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и дополнительный инструктаж), проходить целевой инструктаж и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;
  • использовать функционал Личного кабинета, в том числе для просмотра/скачивания актуального Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее — Перечни);
  • с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ) – данный пункт только для риелторов;
  • выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);
  • проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля и иных требований законодательства о ПОД/ФТ.

НОВОСТИ финансового мониторинга, ПОД/ФТ/ФРОМУ и корпоративного права

Май 15, 2016

О заполнении отчета ФЭС 3-ФМ и публикация новых сообщений Росфинмониторинга.

осфинмониторинг выпустил информационное письмо №52 от 13 мая 2016 года «О порядке представления сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (за исключением кредитных организаций)».

Примечательно, что это письмо содержит ответы на многие вопросы, которые ранее направлял Смыслов Павел в уполномоченный орган с целью доведения результатов их рассмотрения до организаций и предпринимателей, и которые уже ранее публиковались на нашем сайте (например, ТУТ), а также на сторонних сайтах (например, ТУТ). Таким образом, мы направляем в Росфинмониторинг актуальные и острые вопросы, которые ложатся в основу Информационных писем ведомства.

Росфинмониторинг подчеркнул, что «нулевую» квартальную отчетность в уполномоченный орган (ФЭС 3-ФМ) направлять нужно, даже если у организации или предпринимателя вообще не было ни одного клиента за проверяемый период: При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы будут иметь значение «0».

Из новых пояснений Росфинмониторинга, о которых мы ранее не писали на нашем сайте, выделим позицию ведомства о том, что «при формировании ФЭС 3-ФМ в показателе «Количество клиентов» учитываются все клиенты – организации и физические лица, находящиеся на обслуживании организации, с которыми заключались как разовые сделки, так и устанавливались деловые отношения, предполагающие осуществление более чем одной операции (сделки)» — т.е. указываются даже те клиенты, в отношении которых не проводилась идентификация (например, ювелиры не идентифицируют клиентов — физических лиц при покупках до 40 000 рублей за наличный расчет и 100 000 рублей за безналичный, операторы по приему платежей не идентифицируют клиентов — физических лиц при приеме платежей до 15 000 рублей и другие случаи, установленные пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ)

Воспроизведем список вопросов, на который свои пояснения дает Росфинмониторинг:

— В отношении кого должна проводиться проверка в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

— Необходимо ли направлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ каждый раз, когда выходит новый перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, может быть принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.

— Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг в случае невыявления клиентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

— Необходимо ли представлять отчет по форме ФЭС 3-ФМ в случае, если в проверяемом периоде организацией или индивидуальным предпринимателем деятельность не осуществлялась?

— Каким образом следует проводить проверку среди своих клиентов физических лиц, в случае если в отношении них не проводилась идентификация в соответствии с пунктами 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?

Ознакомиться с информационным письмом Росфинмониторинга №52 Вы можете по этой ССЫЛКЕ.

Информационное письмо Росфинмониторинга №52

Обратим внимание, что ранее некоторыми отдельными консультантами по ПОД/ФТ делались попытки самостоятельно ответить на некоторые вопросы, на которые официально ответил Росфинмониторинг. Отдельные ответы таких лиц, опубликованные в том числе в сети Интернет, противоречат официальной позиции уполномоченного органа, поэтому мы в очередной раз обращаем внимание наших читателей на важность выбора источников получения информации по ПОД/ФТ, т.к. ошибки по применению «антиоВестник финансового мониторинга»

— первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Перейти в раздел Новости

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]