Для кого изменения
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2022 года № 1188 (далее – Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
- аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Кто отслеживает выполнение 115-ФЗ
В Российской Федерации функционируют органы-регуляторы, их цель — отслеживать соответствие закону в области ПОД/ФТ. К числу таких органов относят Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральную пробирную палату и Роскомнадзор.
Каждый субъект 115-ФЗ имеет собственного регулятора в зависимости от типа деятельности организации:
- Центральный банк занимается контролем функционирования банков, ломбардов, микрофинансовых предприятий, кредитно-потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов и участников рынка ценных бумаг по соответствию положениям ПОД/ФТ
- Росфинмониторинг занимается контролем агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых предприятий, бухгалтеров на аутсорсе, юристов, операторов по получению оплаты, лотерей и тотализаторов
- Федеральная пробирная палата занимается контролем ювелирной сферы
- Роскомнадзор занимается контролем операторов мобильной связи и Почты России
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
На какие операции распространяются новые требования
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
- сделки с недвижимостью;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юрлиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юрлиц и иностранных структур без образования юрлица.
Содержание правил внутреннего контроля
Правила внутреннего контроля с 2022 года должны содержать 9 обязательных программ:
- организационные основы системы внутреннего контроля;
- идентификация клиентов, представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;
- изучение клиента;
- оценка рисков и управление рисками отмывания преступных доходов, финансирования терроризма;
- выявление сделок и финансовых операций с признаками отмывания или финансирования терроризма и представление сведений о них в Росфинмониторинг;
- порядок замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества;
- подготовка и обучение кадров в сфере противодействия отмыванию, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
- проверка системы внутреннего контроля;
- хранение информации и документов, полученных в результате выполнения обязанностей по противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Постановление № 1188 детально определяет содержание каждой программы.
Проводимый нами добровольный аудит по ПОД/ФТ организаций и предпринимателей, а также проверочные мероприятия со стороны надзорных органов нередко демонстрируют достаточно распространенное нарушение у субъектов 115-ФЗ: отсутствие составленных внутренних сообщений по информации, направляемой в Росфинмониторинг, либо их формальное составление без учета установленных требований.
Напомним, что организации и предприниматели, направляющие в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС) о подозрительных операциях и об операциях обязательного контроля, обязаны документально фиксировать направляемую информацию, в т.ч. путем составления внутренних сообщений.
Порядок документального фиксирования информации, входящий в состав ПВК по ПОД/ФТ, должен предусматривать составление сотрудниками субъектов 115-ФЗ, выявившими операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения — документа, содержащего установленные нормативными актами (Постановление Правительства от 30.06.2012 №667, Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П) сведения об операции.
Составленное внутреннее сообщение передается на рассмотрение ответственному сотруднику. По результатам рассмотрения внутреннего сообщения руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченным им лицом может быть принято, к примеру, одно из следующих решений:
— о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 или 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
— о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
— о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
— о представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операциях в Росфинмониторинг.
Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией и предпринимателем самостоятельно и отражаются в порядке документального фиксирования информации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Обычно форма внутреннего сообщения имеет табличный вид и включается в состав ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в качестве одного из приложений.
Для внутренних сообщений, составленным по операциям обязательного контроля, действуют следующие несложные правила:
— на каждое сданное ФЭС в Росфинмониторинг в организации должно быть составлено внутреннее сообщение;
— количество внутренних сообщений не должно быть меньше количества ФЭС об операциях обязательного контроля.
Огромную роль внутреннее сообщение играет в работе по выявлению подозрительных операций, т.к. именно в нем субъекты 115-ФЗ должны фиксировать свои мотивированные обоснования о признании операции подозрительной и направлении сведений о ней в Росфинмониторинг.
К сожалению, зачастую обоснование такого решения субъектами 115-ФЗ во внутренних сообщениях подробно не фиксируется, а мотивы, которыми они руководствовались при признании операции подозрительной, не раскрываются, что говорит о формальном подходе к работе с подозрительными сделками.
Нередко, организация или предприниматель, усмотрев в операции клиента критерий выявления или признак необычной сделки, установленный Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П или приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103, торопится тут же сообщить об этом в Росфинмониторинг, не проводя должных проверок операции и не учитывая то, что установленные критерии – это индикаторы для дополнительных проверок клиента и операции, но не повод для автоматического признания сделки необычной.
Напомним, что при выявлении соответствия операции одному или нескольким критериям необычной операции организация или предприниматель должны незамедлительно составить внутреннее сообщение, провести проверку клиента и его операции и принять мотивированное решение в отношении операции, включая решение о направлении или ненаправлении информации в Росфинмониторинг.
Так, например, осуществляя проверку операции клиента, субъекты 115-ФЗ могут запросить у клиента пояснения в отношении операции, организовать с ним встречу, запросить документы для проверки, изучить источники происхождения средств или имущества клиента, провести комплексные углубленные проверки и иные мероприятия, закрепленные в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Если клиент шел на контакт, предоставил все необходимые сведения, документы и пояснения, в результате чего у организации или предпринимателя не осталось сомнений в законности операции клиента, ими может быть принято решение о признании операции обоснованной и не вызывающей подозрения.
И наоборот, если клиент не предоставил внятных объяснений по операции, уклонился от контактов и пояснений, субъектом 115-ФЗ может быть принято решение о признании выявленной необычной операции подозрительной операцией, осуществление которой может быть направлено на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, и о представлении информации о такой подозрительной операции в Росфинмониторинг. Мотивируя свое решение во внутреннем сообщении организации и предприниматели должны перечислить мероприятия, проведенные в рамках изучения операции, перечислить полученные документы и информацию, привести свои доводы в отношении операции и т.п.
Внутреннее сообщение – это внутренний документ организации или предпринимателя, отправлять его в Росфинмониторинг или надзорные органы в инициативном порядке не нужно, однако этот документ часто запрашивается на проверке надзорными органами.
Отсутствие внутренних сообщений и формальное отношений к ним — почти всегда говорит о нарушениях в работе организации и предпринимателя, а в отдельных случаях может свидетельствовать о возможных рисках вовлечения субъекта 115-ФЗ в отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
Категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам): |
Содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения: |
Сведения о лице, иностранной структуре без образования юридического лица, проводящих операцию (сделку): |
Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная: |
Сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке): |
Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке): |
Дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке): |
Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование: |
Запись (отметка) о решении руководителя ООО либо уполномоченного им лица, принятом в отношении внутреннего сообщения в соответствии с пунктом 24 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, и его мотивированное обоснование: |
Запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков: |
Пример внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций и предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу и Пробирной Палате
Вид операции: — операция, в отношении которой возникают сомнения в части правомерности квалификации ее как операции, подлежащей обязательному контролю; — операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; — операция, подлежащая обязательному контролю. |
Содержание операции |
Дата, сумма и валюта операции |
Сведения о лице (лицах), участвующем (участвующих) в операции (стороны по операции) |
Возникшие затруднения при квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, или причины, по которым операция квалифицируется как операция, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма |
Сведения о сотруднике ООО, составившем сообщение об операции, его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО) |
Дата и время составления сообщения об операции |
Дата получения Ответственным сотрудником сообщения об операции и его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО) |
Запись о решении Ответственного сотрудника, принятом в отношении сообщения об операции, с мотивированным обоснованием и указанием даты принятия решения и его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО). |
Запись об окончательном решении руководителя ООО, принятом в отношении сообщения об операции, о направлении (ненаправлении) в уполномоченный орган сведений об операции, его подпись (собственноручная, электронная или ее аналог, установленный ООО) |
Пример внутреннего сообщения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ организаций, поднадзорных Банку России
эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
* * *
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
— и многое другое.
Подробнее ТУТ
.
Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга»
— первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях: