Новые форматы ФЭС с 15 ноября 21 г. На что обратить внимание, как теперь правильно посчитать клиентов.


Ошибка 403

У вас не настроена, либо некорректно настроена цепочка сертификатов. Обратите внимание, если с данного компьютера (учетной записи) вы отправляете отчеты с помощью ЭЦП (сертификата) в другие надзорные органы, то настройки сертификатов могут конфликтовать между собой.

Рекомендации

  1. Настроить другой компьютер для отправки ТОЛЬКО в РФМ.
  2. На данном компьютере сделать отдельную учетную запись (пользователя) и настроить для отправки ТОЛЬКО в РФМ. Как настроить новую учетную запись – https://support.microsoft.com/ru-ru/help/13951/windows-create-user-account

Предварительно рекомендуем проверить компьютер по инструкции “Настройка рабочего места” – https://fedsfm.ru/content/files/portal/Portal_Instructions.zip

Проверка сертификатов

  1. Откройте Пуск- Все программы – КриптоПро- Сертификаты. Откроется окно «Сертификаты». Слева нажмите на «Сертификаты – текущий пользователь»- «Личное»- «Реестр»-«Сертификаты». Нажмите дважды на свой сертификат. Перейдите во вкладку «Путь сертификации». Появится цепочка сертификатов, она должна состоять из 4 сертификатов (Головной удостоверяющий центр -> УЦ 1 ИС ГУЦ/УЦ 2 ИС ГУЦ -> сертификат Вашего УЦ -> Ваш личный сертификат).
  2. Пожалуйста, особенное внимание уделите настройке сертификатов – в пунктах 3.5 – 3.8 инструкции выше. Сертификаты должны быть установлены в следующих папках: Головной удостоверяющий центр – в Доверенных корневых центрах сертификации. УЦ 1 ИС ГУЦ (УЦ 2 ИС ГУЦ) и сертификат Вашего УЦ – в Промежуточных центрах сертификации. Ваш личный сертификат – в Личных. Проверьте ВО ВСЕХ ПАПКАХ наличие самоподписанных сертификатов Вашего УЦ. Самоподписанный – это сертификат Вашего Удостоверяющего центра, у которого в поле “кому выдан” и “кем выдан” совпадает. Такие сертификаты необходимо удалить.
  3. Перейдите на вкладку Доверенные корневые центры и убедитесь, что в списке присутствует сертификат с названием “Головной удостоверяющий центр” (если отсутствует, установите его в соответствии с инструкцией, п. 3.6) и отсутствуют корневые сертификаты Вашего удостоверяющего центра + сертификаты УЦ 1 ИС ГУЦ и УЦ 2 ИС ГУЦ (такие сертификаты необходимо удалить).
  4. Перейдите на вкладку Промежуточные центры сертификации и убедитесь, что в списке присутствуют кросс-сертификаты УЦ 1 ИС ГУЦ (4 штуки), УЦ 2 ИС ГУЦ (2 штуки). Если отсутствуют, то установите по п 3.7 инструкции.
  5. Перейдите на вкладку Промежуточные центры сертификации и убедитесь, что в списке присутствуют сертификаты Вашего Удостоверяющего центра. Если отсутствуют, то установите по п 3.8 инструкции.

Если цепочка после всех действий не выстраивается, то ВО ВСЕХ ПАПКАХ удалите сертификат Вашего удостоверяющего центра и повторно установите его в соответствии с инструкцией п. 3.8 (строго в хранилище “Промежуточные центры сертификации”).

Отчетность в Росфинмониторинг

Помощь в составлении отчетности (формализованных электронных сообщений) в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Выберите интересующий Вас вид отчетности и наши специалисты свяжутся с Вами для оказания помощи.

По любому вопросу звоните по телефону (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту

В соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу №110 от 22 апреля 2015 г. «Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» отдельные субъекты* обязаны представлять в Росфинмониторинг следующие виды отчетности:
Виды формализованных электронных сообщений

ФЭС Сроки подготовки
ФЭС 1-ФМ 01 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю В течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции
ФЭС 1-ФМ 02 Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма В течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
ФЭС 3-ФМ 04 О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества В течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки
ФЭС 2-ФМ 03 О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное п. 1 ст. 7.4 Федерального закона №115-ФЗ Незамедлительно
ФЭС 1-ФМ 06 О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом Незамедлительно
ФЭС 4-ФМ 05 О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ В течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов

Порядок представления сведений в Росфинмониторинг вступил в силу 10 июня 2015 года, он регламентирован Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 №110 (далее – Инструкция). Несколько дней позднее Росфинмониторинг опубликовал на своем официальном сайте информационное письмо от 10.06.2015 г. №45 «О применении приказа Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110».

Информация представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС). Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга. ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет, до устранения причин, препятствующих представлению ФЭС, Вы формируете сообщения с помощью Личного кабинета и представляете его в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной подписью, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки. При этом, сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, лица; ИНН организации, индивидуального предпринимателя, лица; почтовый адрес организации, индивидуального предпринимателя, лица; номер сообщения; дата сообщения; вид сообщения; контактный телефон; фамилия, имя, отчество руководителя организации либо специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля организации, индивидуального предпринимателя, лица.

Однако, нужно отметить, что в отдельных случаях Росфинмониторинг может не принять ФЭС. В каких случаях ФЭС не принимается Росфинмониторингом:

  1. Некорректного заполнения ФЭС;
  2. Если сообщение не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью или электронная подпись недостоверна;
  3. Представления информации в неполном объеме;
  4. Представления сообщения на бумажном носителе;
  5. Представления информации по структурам, отличным от структур, утвержденных настоящей Инструкцией, и/или по форматам, отличным от форматов, утвержденных Росфинмониторингом.

При получении информации о невозможности принятия сообщения Вы должны принять меры по устранению причин непринятия ФЭС, исправить указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней, следующих за днем размещения в Личном кабинете указанной информации, представить исправленное сообщение целиком в Росфинмониторинг.

Видеоролик об отчетности в Федеральную службу по финансовому мониторингу и сроках ее представления

ФЭС 1 ФМ об операциях подлежащих обязательному контролю

Интерактивная форма 1-ФМ размещена в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 3-ФМ 04» Личного кабинета на портале Росфинмониторинга. Для первичной отправки указанной отчетности по структуре ФЭС 1-ФМ ответственному сотруднику необходимо провести настройку рабочего места в Личном кабинете. К операциям подлежащим обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона №115-ФЗ, относятся следующие виды операций:

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

  • операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  • покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
  • приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  • получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  • обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
  • зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;
  • операции по банковским счетам (вкладам):
      размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  • открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  • перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
  • зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
  • иные сделки с движимым имуществом:
      помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  • выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  • получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  • переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  • скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
  • предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
  • 2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

    3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

    4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

    5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

    6. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом №155-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

    Перечень перечисленных операции подлежащих обязательному контролю является закрытым. Следует обратить внимание, что по общему правилу операции подлежат обязательному контролю на сумму свыше 600 000 рублей, свыше 3 000 000 рублей, свыше 100 000 рублей, свыше 50 000 000 рублей при соблюдении вышеописанных условий. Таким образом, при квалификации каждой операции клиента, подлежащей обязательному контролю следует учитывать количественные и качественные признаки, перечисленные в статье Федерального закона №115-ФЗ. Коды операций подлежащих обязательному контролю утверждены Федеральной службой по финансовому мониторингу.

    ФЭС 2 ФМ о принятых мерах по замораживанию (блокированию)

    Согласно пп. 6.1-6.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, утв. приказом Росфинмониторинга №110 от 22.04.2015 г. отчет о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, включенного в Перечень либо клиента, в отношении которого имеются достаточные основания подозревать его причастность к террористической деятельности, в том числе к финансированию терроризма, при отсутствии оснований для включения в указанный перечень и в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, субъектом Федерального закона №115-ФЗ направляется в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию)денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица.

    Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 2-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 03» .

    Если в течение дня применяются меры по замораживанию (блокированию) в отношении нескольких лиц, то в этом случае необходимо сформировать отдельное ФЭС 2-ФМ на каждую такую организацию или физическое лицо (п. 6.2 Инструкции №110).

    Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

    ФЭС 3 ФМ о результатах проверки клиентов по Перечню

    Согласно абз. 2 п. 7.1 нструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, утв. приказом Росфинмониторинга №110 от 22.04.2015 г. указанная отчетность представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ. В соответствии с пп. «д» п. 1.4 Инструкции субъекты обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

    Согласно п. 7.2 Инструкции №110 проверка осуществляется на основании Перечня, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень. Пункты 7.5 и 7.6 Инструкции №110 обязывают Субъектов сообщить информацию о результатах всех проверок отдельными ФЭС по каждой проведенной проверке.

    Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 04».

    ФЭС 4 ФМ — О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ

    В соответствии с п. 5.3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в случае, если государство (территория), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, перечисленных в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, препятствует реализации указанными филиалами, представительствами и дочерними организациями данного закона либо его отдельных положений, указанные лица, обязаны направить в уполномоченный орган, а также в надзорный орган в соответствующей сфере деятельности сведения об указанных фактах. Эта обязанность была установлено на основании Федерального закона от 23.07.2010 №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внес изменения и дополнения в Федеральный закон №115-ФЗ и вступил в силу 24 января 2011 года. В этот же день, вступили в силу и другие дополнения в ст. 2 Федерального закона №115-ФЗ, которая была дополнена частью второй, согласно которой «действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения». Вместе с тем, форма сообщения об указанных фактах не была утверждена ни одним нормативным актом. Поэтому в информационном письме от 26.01.2011 №9 «О применении пункта 5.3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Росфинмониторинг разъяснил порядок представления сведения, предусмотренных п. 5.3 ст. 7 Закона №115-ФЗ. Рассмотрим эти разъяснения. Субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны были представлять данные сведения в произвольной форме и на официальном бланке организации. При этом сообщение должно было быть подписано руководителем (уполномоченным им должностным лицом) и заверено печатью организации. В состав сведений, включаемых в сообщение, входила следующая информация:

    1. Сведения об организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, направившей сообщение: наименование; ОГРН, ИНН; юридический адрес.
    1. Сведения о филиале (представительстве, дочерней организации), расположенном на территории государства, препятствующем его реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наименование; код иностранной организации (при наличии); регистрационный номер в стране регистрации (при наличии).
    1. Сведения о препятствовании реализации Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ: наименование иностранного государства (территории); требование Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, реализации которого препятствует иностранное государство (территория); форма препятствования (нормативный правовой акт иностранного государства, распоряжение государственного органа иностранного государства и др.).
    1. Дата составления сообщения.
    2. Печать организации.
    3. Подпись руководителя организации (уполномоченного им должностного лица).

    Рассмотренный порядок действовал до 29 марта 2014 года. В этот день вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» (далее – Положение №209). Согласно пп. «д» п. 3, пп. «д» п. 4, п. 7 Положения №209 рассматриваемые сообщения представляются в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал, либо на машинном носителе и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Позднее 10 июня 2015 года вступил в силу приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Инструкция 110). Согласно данной Инструкции №110 сообщения о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором(на которой) расположены филиалы и представительства,а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона №115-ФЗ должна представляться в Росфинмониторинг по форме ФЭС 4-ФМ. Указанное сообщение заполняется по форме ФЭС 3-ФМ в Личном кабинете в разделе «Отправка сообщений» — «Подготовить сообщение» — «ФЭС 110 2-ФМ 05».

    Правила составления сообщений в Росфинмониторинг установлены следующими нормативными правовыми актами:

    1. Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 №209 (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»,
    2. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
    3. Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 №261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению»,
    4. Приказ Росфинмониторинга от 20.10.2015 №332 «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2015 г. N 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению»,
    5. Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.06.2015 №45 «О применении приказа Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110 «Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
    6. Информационное письмо Росфинмониторинга от 22.09.2015 №48 «О применении форматов формализованных электронных сообщений, предусмотренных Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110″,
    7. Информационное письмо Росфинмониторинга от 26.10.2015 №49 «О применении приказа Росфинмониторинга от 20.10.2015 г. №332 «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 августа 2015 г. №261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению».

    * Организаии и индивдиуальные предприниматели, которые обязаны представлять отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

    • лизинговые компании,
    • организации федеральной почтовой связи,
    • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения,
    • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме,
    • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей,
    • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов,
    • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи,
    • операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи,
    • индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
    • индивидуальные предприниматели, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее — индивидуальные предприниматели), а также адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

    Ошибка «Невозможно отобразить страницу»

    Для того чтобы устранить проблему, Вам необходимо:

    1. Отключите антивирус или добавьте ссылку сайта https://portal.fedsfm.ru:8081 в исключения антивируса.
    2. Запустите скрипт для настройки компьютера по ссылке – https://yadi.sk/d/Utft6j-TrVX9q
    3. Проверьте рабочее место согласно инструкции по настройке рабочего места – https://fedsfm.ru/content/files/portal/Portal_Instructions.zip
    4. Откройте Пуск- Все программы- КриптоПро- Сертификаты. Открывается окно «Сертификаты». Слева нажать на «Сертификаты – текущий пользователь»- «Личное»- «Реестр»-«Сертификаты». Нажать дважды на свой сертификат. Перейдите во вкладку «Путь сертификации». Появится цепочка сертификатов, она должна состоять из 4 сертификатов.
    5. Если есть иные программы, которые работают с сертификатами (например VipNet), удалите их.
    6. “Удалите сертификат “Головной удостоверяющий центр” и установите сертификаты “Минкомсвязь России” в доверенные корневые центры из: https://e-trust.gosuslugi.ru/MainCA
    7. В случае, если доступ в Интернет осуществляется через корпоративную сеть и используется прокси-сервер (межсетевой экран, файервол, брандмауэр) необходимо открыть доступ по порту 8081 (а также порты 80, 443, 8443) по TCP/IP к IP адресам: 195.16.102.197 Web-сайта www.fedsfm.ru; 195.16.102.200 Портала Росфинмониторинга для обмена информацией в электронном виде через Личный кабинет организаций.
    8. Обновите версию КриптоПро до последней (версия 4.0.9963 или выше).
    9. Используйте другие версии браузера: «Яндекс.Браузер» или «Спутник».

    Новые форматы ФЭС по приказу № 219

    Сведения о месте приема или выдачи наличных

    По приказу № 261 регулятор рекомендовал направлять такие сведения, но в поле дополнительной информации. В новом приказе Росфинмониторинг выделил эту информацию в отдельные показатели, которые нужно обязательно предоставить при операциях с наличными. Это номер кассы и адрес ее местонахождения.

    Допустим, в вашем ювелирном магазине продали кольцо на 700 000 руб., клиент расплатился наличными. В этом случае при отправке ФЭС по обязательному контролю укажите регистрационный номер онлайн-кассы и адрес магазина, по которому она зарегистрирована.

    Другие изменения

    • Если в паспорте клиента или другом документе, удостоверяющем личность, не указано место рождения, нужно будет прописать это в поле ФЭС.
    • Адрес регистрации юрлица необходимо будет заполнять только по юрлицам-нерезидентам. Такое же правило действует и у ломбардов.
    • В блоке идентификационных данных по сторонам сделки больше не нужно будет указывать IP-адрес.
    • Добавили номер реестровой записи ФИАС. Если заполните его, другие показатели адреса не вписывайте. Чем меньше информации вносится вручную, тем меньше вероятность ошибок.

    Ошибка: «Ваше соединение не защищено» (Ошибка SSL)

    В целях безопасности некоторые функции Личного кабинета доступны пользователям при предъявлении сертификата электронной подписи по адресу https://portal.fedsfm.ru:8081/. В этом случае, используемый Вами браузер должен поддерживать https соединение в соответствии с ГОСТ Р 34.10-2012.

    Это может быть Спутник Браузер «С поддержкой отечественной криптографии» или Яндекс Браузер, настроенный в соответствии с рекомендациями производителя. Отправка отчетности с помощью других браузеров (Google Chrome, Mozilla Firefox. Opera, Еdge и т.д.) невозможна.

    При этом заполнять и сохранять отчетность на свой компьютер Вы можете с помощью любого из перечисленных браузеров последней версии: Google Chrome, Mozilla Firefox. Яндекс Браузер или Спутник Браузер, используя вход по логину и паролю в личный кабинет.

    Росфинмониторинг своим ведомственным приказом №219 от 07.10.2021 г.

    утвердил новое описание форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110, и рекомендаций по их заполнению».

    Это означает, организации и предприниматели ювелирного сектора и сектора ДМ и ДК, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, организации игорного сектора будут в скором времени направлять отчеты в Росфинмониторинг по новым формам: ФЭС 1.2.

    Новый порядок работы с ФЭС 1.2 в Росфинмониторинг мы будем разбирать уже на ближайших инструктажах по ПОД/ФТ/ФРОМУ

    в нашем учебном центре.

    Новые ФЭС в Росфинмониторинг версии 1.2 будут размещены в личных кабинетах организаций и предпринимателей после вступления в силу приказа Росфинмониторинга от 07.10.2019 г. №219 (вступит в силу по истечении 30 дней, следующих за днем его размещения на сайте Росфинмониторинга (опубликован 15.10.2021 г.) – т.е. в середине ноября 2022 года.

    Среди прочих ФЭС дано описание долгожданного состава и формата информационной части ФЭС о случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) об устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее организацией (филиалом организации, индивидуальным предпринимателем) было принято решение об отказе от проведения операций, сведения о которой представлены в Росфинмониторинг.

    Росфинмониторинг ввел в ФЭС новые показатели. Так, например, появился новый необязательный показатель уникальный номер реестровой записи в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС). Заполнения такого показателя сделает необязательным указание полного адреса в ФЭС.

    В целом общий принцип заполнения ФЭС остается тот же. Ну к новеллам технического характера организациям и предпринимателям еще предстоит адаптироваться самостоятельно, либо с нашей профессиональной помощью

    по заполнению отчетности в Росфинмониторинг.

    эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

    При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

    * * *

    Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

    Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

    * * *

    Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

    — любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

    — обучение и инструктаж по финмониторингу;

    — аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

    — электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

    — помощь на проверках;

    — и многое другое.

    Подробнее ТУТ

    .

    Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга»

    — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

    Мы в социальных сетях:

    Восстановления логина\пароля

    Восстановления логина\пароля в личном кабинете – производится следующими способами:

    1. Через форму «забыли пароль» при входе в «Личный кабинет».
    2. При невозможности воспользоваться сервисом «забыли пароль» (нет доступа к электронной почте) процедура восстановления пароля осуществляется следующим образом:

    Пришлите, пожалуйста, скан официального письма, в котором нужно указать, что вы забыли\потеряли пароль, Ваш ИНН и адрес новой электронной почты в техническую поддержку через форму заявки (https://portal.fedsfm.ru/account/support-post).

    Обязательно необходимо иметь на письме печать организации и подпись генерального директора. После этого почта будет изменена на корректную.

    Параллельно Вы обязаны отправить это письмо на бумаге в адрес Росфинмониторинга по Почте России.

    Некорректное (неполное или с ошибочными данными) заполнение профиля в личном кабинете

    Для организаций, состоящих на учете в Росфинмониторинге, исправление ошибочных идентифицирующих данных (ИНН, КПП, ОГРН) в заполненном профиле пользователя/организации осуществляется только через карту постановки на учет, путем направления соответствующей заявки через Портал госуслуг или в письменной форме на почтовый адрес Росфинмониторинга (в данном случае, пользователь не имеет возможности внести исправления самостоятельно). Исправление остальных данных может быть выполнено пользователем самостоятельно.

    Для организаций, не состоящих на учете в Росфинмониторинге, исправление ошибочных данных в заполненном профиле пользователя/организации выполняется пользователем самостоятельно.

    Для изменения наименования организации в правом верхнем углу личного кабинета необходимо отправить заявку в техническую поддержку с указанием названия организации.

    Ошибка «ЭЦП не прошла проверку»

    Ошибка связана с недоступностью одного из списков отзыва сертификатов Вашего удостоверяющего центра.

    Вы можете сделать следующее:

    • Пожалуйста, зайдите на сайт https://e-trust.gosuslugi.ru/CA. Через Фильтр “Название” найдите Ваш Удостоверяющий центр. На странице этого УЦ найдите ПАК с нужным идентификатором ключа. Под каждым ПАКом найдите “Адреса публикации списков аннулированных сертификатов”, соответствующие этому идентификатору ключа и сохраните файл по ссылке.
    • Далее щелкните по файлу правой кнопкой мыши – “установить список отзыва (CRL)”. Установите его в Промежуточные центры сертификации.
    • Установите данные списки отзыва в “Промежуточные центры сертификации”:
    1. https://rostelecom.ru/cdp/vguc1.crl,
    2. https://rostelecom.ru/cdp/vguc2.crl,
    3. https://reestr-pki.ru/cdp/vguc1_2.crl,
    4. https://reestr-pki.ru/cdp/vguc2_2.crl,
    5. https://reestr-pki.ru/cdp/vguc1_3.crl,
    6. https://reestr-pki.ru/cdp/vguc1_4.crl.
    • Установите данный список отзыва в “Доверенные корневые центры”: https://rostelecom.ru/cdp/guc.crl
    • Перезагрузите компьютер и попробуйте отправить повторно.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]