Как бы ни был красив природный янтарь, люди на протяжении долгих лет пытались улучшить качество самоцвета. Мастера, занимавшиеся обработкой янтаря, хотели достигнуть полной прозрачности янтаря, расширить его цветовую гамму. Минерал, подвергшийся обработке, ценился гораздо выше, и использовался для изготовления ювелирных изделий.
Один из самых древних методов обработки янтаря – просветление. Для этой цели применяли жир молодого поросенка, при кипячении в жире пузырьки, присутствующие в самоцвете в большом количестве, постепенно заполнялись жиром, и камень становился прозрачным. Потом вместо свиного жира стали применять льняное или сурепное масло. Просветленный янтарь в XIX веке использовался для изготовления увеличительных стекол, очков. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от простого стекла, поэтому из янтаря изготавливали и зажигательные стекла.
Еще один метод обработки янтаря – прокаливание. С помощью этого метода обработки достигается просветление янтаря и появление внутри камня лузги «рыбьей чешуи». Суть этого метода заключается в прогревании янтаря в песке при температуре 140-150 градусов.
В каждую временную эпоху в разных ценился тот или иной цвет янтаря, поэтому окрашивание янтаря также очень широко применялось мастерами. Еще в Древнем Риме самоцвету научились придавать красный оттенок, который очень ценился в ту пору: для этого янтарь вываривали в козлином сале или масле при температуре 150-200 градусов, а в качестве пигмента для закрепления окраски добавляли морской пурпур, который добывали из моллюсков, ализарин, индиго и другие натуральные красители. Главный критерий при выборе красителя – он должен растворяться в масле.
Также для придания янтарю красноватых оттенков применяли варение самоцвета в меду, но при этом очень часто образовывалась мелкая сеточка трещин на поверхности камня, поэтому данный способ не пользовался популярностью.
Сегодня также используют осветление, как метод обработки янтаря, мутный или грязно-желтый янтарь обесцвечивают в специальных автоклавах, камни держат 16 часов под давлением в среде азота при температуре 250 градусов, а затем осветленный янтарь закаливают в специализированных печах с песком.
Еще один метод обработки янтаря – прессование и формование. Кусочки янтаря очень пластичны при нагревании, именно это свойство и используют при прессовании. Самоцвет, предварительно очищают от окисленной корки, окислившуюся корочку смолы снимают в течение нескольких часов в барабане, в котором крутятся камни, на дне этого барабана находится шлифовальный круг, об который камешки и трутся. Затем измельчают янтарь в порошок и закладывают в пресс-формы. При температуре 180-220 градусов и давлении порошок превращается в вязкую массу, затем его разливают по формам и дают затвердеть, охлаждая. После прессования получают янтарь различных оттенков, благодаря добавлению в массу красителей, такой янтарь используют в ювелирной промышленности, для изготовления медицинской посуды и используют в промышленности как изолятор.
Как отличить прессованный янтарь
Физико-химические свойства природного цельного янтаря и амброида, формованного камня сходны, но присутствуют некоторые отличия. Для прессованного характерны:
- Равномерно распределенные внутри включения, примерно одинаковой сферической формы пузырьков, отличающихся от хаотичных по размеру и распределению в природном «минерале»;
- наличие сгустков красителя;
- вид «лоскутного» одеялка;
- структурное распределение материала в камне может быть спиралевидным, прямолинейным;
- под УФ излучением ведет себя как искусственный материал, пропуская лучи и не отсвечивает как природный камень голубым или зеленым.
Самым главным отличием амброида (плавленного прессованного янтаря) считается реакция на эфир. Если смочить поверхность естественного камня капелькой эфира, он не изменится, а прессованный станет липким, изменит цвет в месте реакции.
Применяется также химическая обработка янтаря. Остатки от обработки крупных камней нагревают в резервуарах при температуре 350-370 градусов, и в результате химических реакций янтарь разлагается на янтарное масло (15% от общей массы), янтарную кислоту (1,2%), и «плавленый янтарь» (65%).
Необходимые инструменты для работы
Для начала понадобятся настольный токарный станок с подходящими резцами или лобзик, напильник, тонкая узкая ножовка, плоскогубцы, нож, стамеска. Инструменты необязательно должны быть выполнены из прочной стали. Янтарь — мягкий материал, поэтому достаточно даже медных.
Если нужно избавиться от царапин на поверхности камня, отшлифовать, отполировать, понадобится наждак, средняя шкурка и мелкая (водостойкая). Используют пемзу — вулканическую застывшую пену. Лучше не брать искусственную, так как она сильнее крошится. Кроме того, в природной больше пор, поэтому она легче.
Для проделывания отверстий в окаменевшей смоле берут дрель, шуруповерт, бормашину. Сверло — спиральное, перовое, размер — около 1 мм. Найти такое проблематично, поэтому его иногда заменяют иголкой, заточенной проволокой или чем-то подобным.
Если обработка янтаря включает огранку, желательно иметь специальное приспособление. Вручную на глаз крайне трудно правильно выдерживать углы. Можно сделать простую опорную втулку, фиксатор. Удобно использовать алмазный, чугунный или свинцовый полировальный круг. В последних двух случаях понадобится порошок карбида кремния 8—12 мкм.
Для полировки отлично подойдет деревянный круг. При галтовке используется специальный барабан.
Склеивание самоцвета
Иногда необходимо крепко соединить янтарные детали между собой. Для склеивания используют:
- 50 % водный раствор натрия или калия, которым смазывают поверхности деталей, после чего нагревают до определенной температуры и плотно зажимают между собой;
- янтарный лак и спиртовой раствор натрия;
- раствор целлулоида;
- раствор твердого копала в эфире.
Общие правила ухода
Чтобы камень оставался сверкающим, за ним необходим уход. Полезно узнать, как правильно почистить янтарные украшения:
- Для ухода за янтарём годится только мягкая ткань (фланель, бархотка, флис, микрофибра). Рекомендуется использовать новую.
- Гладкие бусины, вставки-кабошоны чистят салфеткой. Рельефные, в золоте, другой оправе – ватной палочкой, кистью с натуральной щетиной, мягкой зубной щёткой.
- После каждого приёма водной процедуры янтарь ополаскивают, сразу протирают досуха. Если отложить на потом, камушки вновь потускнеют.
- Полируют очищенные от грязи камни. Масло наносят на ткань или ладони, но не камушки. Каждая бусина или вставка протирается отдельно круговыми неспешными движениями.
- Полировка янтаря затратна по времени: чтобы почистить янтарные бусы в домашних условиях, придётся пожертвовать выходными. Но без неё восстановление блеска проблематично. Новый янтарь, чтобы блестел, на предприятии полируют.
Чистка натурального янтаря в домашних условиях станет менее утомительной, если украшения протирать от пота, пыли сразу после ношения.
Полезны омовения чистой тёплой водой.
Отжиг
Данный метод улучшает декоративные свойства натуральных кусков янтаря. Необработанный янтарь закладывают в специализированные печи с песком и подвергают сильному калению при температуре свыше 200 С. В результате камень становится прозрачным, за счет того, что из него выходят пузырьки газов, которые замутняли янтарь. При длительном нагреве оттенок янтаря становится золотисто-желтым. При этом внутри самоцвета образуются многочисленные трещинки, что делают камень «блестящим» когда в них преломляется свет, проходящий сквозь камень.
Помимо облагораживания янтаря каждый камень проходит стандартную обработку, которая включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку.
Стоимость
Ювелирные отечественные бренды представляют ассортимент из колец, серег, подвесок. Оправа – золото (красное, 585°), позолоченное серебро (925°), просто серебро. Во всех украшениях используют прессованный янтарь (об этом указывается на бирке или в описании товара), поэтому стоимость определяет больше материал оправы, чем вставка.
Диапазон цены изделий (тыс. руб.):
- золотые – 8,6 – 42,5;
- позолоченное серебро – 2,9 – 5,9;
- серебро – 0,9 – 2,6.
Авторские работы – это браслеты, колье, серьги, в которых с цветным янтарем сочетают дерево, текстиль, бисер. Цена украшений – одна-три тысячи рублей.
Стоимость картин 1,5 – 135 тыс. руб.; зависит от габаритов полотна, количества и кондиций янтарной крошки.
Досье на знакомого незнакомца
По одной из версий слово «янтарь» происходит от литовского gintāras, что переводится как «защитник от болезней». По происхождению он представляет собой окаменелую ископаемую смолу хвойных деревьев, миллионы лет назад произраставших на нашей планете. Существует более 250 видов янтаря самых разнообразных цветов: помимо привычного нам оранжево-красновато-золотистого есть еще голубой, синий, черный, зеленый и даже бесцветный янтарь.
Самое крупное месторождение янтаря находится в России, под Калининградом. Здесь добывают почти 80% от общего объема солнечного камня на мировом рынке. Также крупные месторождения янтаря есть на Украине, в Бирме, Ливане, Таиланде, Мексике, Никарагуа и Доминиканской Республике.
ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.
Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.
Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.
При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.
Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.
В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).
С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).
В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.
Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.
Широкое распространение в практике клеевой закрепки вставок в изделия, выпускаемые предприятиями Союзювелирпрома, получили феноло-поливинилбутиральные клеи — БФ-2 и БФ-4. К недостаткам клеев этого типа относятся: содержание в клее растворителя, который, улетучиваясь в ходе применения, увеличивает вязкость, что затрудняет нанесение клея и приводит к ухудшению прочностных свойств клеевых швов; технология склеивания требует обязательного выполнения операций «открытой выдержки» и отверждения при повышенной температуре, что усложняет процесс склеивания. При невыполнении названных требований достаточная прочность клеевых швов не обеспечивается. Дополнительное ограничение к применению клеев типа БФ в ювелирной промышленности — окрашенность этих композиций.
Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.
Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:
Поливинилбутираль клеевой (бутвар)ГОСТ 9439—60 | ………….100 г |
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 | ………….500 мл |
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 | ………….500 мл |
Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.
На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском ) наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.
Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).
Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.
Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).
За последние годы в нашей стране ИНЭОС АН СССР разработаны методы синтеза мономерных цианакрилатов -алкил-(арил)-α-цианакрилатов. Получены и исследованы в качестве клеев следующие мономеры: метил, -этил, -н-пропил, -н-бутил, -н-амил, -н-гексил, аллил-, β-(3-метоксиэтил, -β-бутоксиэтил-α-цианакрилаты. Эти мономеры сами по себе являются клеями. Однако на их основе приготовлен ряд композиций, содержащих загуститель, пластификатор, стабилизатор и другие добавки. Цианакрилатные клеи различных марок, полученные в ИНЭОС АН СССР, имеют общее название Циакрин.
В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.
jewelpreciousmetal.ru
Янтарь в прикладном творчестве: мозаика. Часть 7
Картины, сделанные из кусочков природного янтаря, имеют свою богатую историю. Каждый камешек подобран по размеру, цвету и рисунку. Самым значительным и известным памятником истории этого искусства является янтарная комната, которая была создана в Екатерининском дворце под Санкт–Петербургом в XVIII веке. Комнату называют восьмым чудом света. Но во времена Второй Мировой Войны янтарная комната была варварски разрушена и вывезена из страны. Общая площадь янтарных рисунков составляла несколько десятков квадратных метров. Для изготовления уникального произведения искусства потрачено не одну сотню килограмм отборного янтаря. Сегодня утерянную комнату пытаются воссоздать снова. Самые лучшие специалисты янтарного искусства занимаются возрождением утерянного шедевра.
Как в создании любой другой мозаики, сначала выполняется точная разработка янтарного эскиза. Подбирают специальные образцы со снятой заранее коркой и потом распиливают их на трех миллиметровые пластинки. Для работ не самых больших размеров, основу подбирают из слоеной фанеры, доски, оргалита, древесностружечных плит и металлических пластин.
Толщина подобных оснований напрямую зависит от размеров будущих картин. Края оснований обрамляют металлическими полосками или тонкими рейками, которые предают изделию окончательный вид. Кроме внешнего вида, они не позволяют капелькам клея и кусочкам янтаря выступать за края мозаики. Если в картине из янтаря предусмотрены декоративные кромки, в таком случае полоски устанавливаются съемные.
Тип мозаичной техники определяется от сложности выбранного рисунка:
- Обычная техника подразумевает закрепление камней на основании с зазором не более 1,5 мм. Кусочки самоцветов обычно подбираются одинакового размера. В маленьких работах размер каждого камешка может быть от 5 до 6 мм. Кусочки янтаря раскалывают или нарезают, смазывают клеем определенный участок рисунка, который должен быть одного цвета, а затем на него ровно укладывают вырезанные камешки, оставляя тоненький просвет. Укладку янтаря в мозаике начинают с центральной части изображения, постепенно передвигаясь к краям.
- Флорентийская техника или интарсия заключается в приклеивании камней без просветов, как можно плотнее друг к другу. Рисунок разрабатывается точно, чтобы каждый цвет вырезался из одного материала. Изображение на бумаге раскраивают на отдельные куски, каждый из которых затем с помощью клея ПВА приклеивают на такого же размера и цвета пластину. После этого, готовую пластинку опиливают лобзиками, обтачивают на электроточиле напильником. Получив каменную деталь, ее размачивают и затем аккуратно снимают бумагу.
Набирать мозаичную картину лучше на стеклянной пластинке. Под нее подкладывают кальку для того, чтобы клей не смог прилипнуть к стеклу, и сверяют оригинал с получившимся изображением. Когда сухой подбор деталей закончен, новый рисунок закрепляют по краям полосками. Изображение заливаются клеем, после чего его накладывают на подходящую основу и кладут под пресс.
Клей может быть ПВА, шпаклевкой, клеем БФ – 2 или 4, эпоксидным клеем и др. Состав БФ – 2 в данном случае больше подходит для интарсии. Поверхность рисунка и его основу обезжиривают спиртом, тонко смазывают клеем. Подсушивается работа в течение 20 минут, затем повторно намазывают клеем, и после 5 минут на мозаику накладывают основу и прижимают прессом. Сушится изделие до двух суток.
Клей ПВА очень удобно использовать в работе. После засыхания, он образует вязкую, прочную, практически бесцветную и прозрачную пленку, хоть она не стойка к влаге. На основании этого клея готовят замазку или шпаклевку. Ею заполняют образовавшиеся после завершения работы пустоты или ремонтируют изделия. Для этого смачивают клеем порошок янтаря и хорошо перемешивают. После того, как наклеенные кусочки самоцветов просохнут, образовавшуюся паутину из просвета аккуратно заполняют. Только теперь работу окончательно сушат, шлифуют и полируют.
Популярные товары |
ukrburshtyn.com