Литьё ювелирных украшений. Что такое опока в ювелирном деле


Этапы создания золотых украшений методом литья

Какие этапы проходят кольца, серьги, браслеты и подвески Дива, прежде чем стать вашими?

  1. Дизайнер создает эскиз будущего украшения. Оно может состоять из 1 монолитного элемента, как в этом обручальном кольце с бриллиантами, или нескольких, которые монтировщик потом объединит в одно целое – как в подвеске из двух колечек с бриллиантами.
  2. Каждый элемент отливается в воске – получаются т.н. восковки.
  3. Восковки собирают в «ёлочку» – у каждого воскового элемента есть ножка, за неё их припаивают к стержню.
  4. Начинается формовка. Собранную «ёлку» помещают в опоку – металлический цилиндр, после чего заливают специальным составом, напоминающим глину, чтобы сделать форму для литья.
  5. Опоку ставят на виброплатформу – встряска нужна, чтобы из состава вышли пузырьки воздуха, иначе в литейных формах будут пустоты, что приведет к браку.
  6. Опоку отправляют в печь. При высоких температурах (до 1000оС) состав спекается, а восковки плавятся и вытекают – через ножку. Получается литейная форма, которую также нередко называют опокой.
  7. После охлаждения формы можно приступать непосредственно к литью ювелирных изделий.
  8. Финалом работы являются сборка, обработка, закрепка вставок.

Опока для литья ювелирных изделий – это и приспособление для формовки литейной формы, и результат этого процесса: нередко именно так называют форму для литья ювелирных изделий.

Первоисточники

Чтобы определить, какая технология использовалась при литье икон в XVIII-XIX веках, обратимся к первоисточникам — документам того времени. В «Указе о медном мастерстве» (XVIII век) подробно описаны все этапы получения формы для литья в землю: «То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго… » В «Истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова П.Я., с. Красное Костромской области» читаем: «… Для всякой какой-бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями.» Далее: «… Формовочная смесь (глина и песок)…» В статье Г.И. Фроловой «К вопросу о технологии выговского (поморского) литья» есть строки из описи обыска крестьян Олонецкой губернии (документ середины XIX века): «Найдено: … в корыте сырая земля, употребляемая при вылитии створов и крестов, на полке четыре железные опоки».

Во всех упомянутых документах описываются материалы и технологические моменты, характерные для технологии, которая называется литье в землю (варианты названия: литье в песчаные формы, литье в песчано-глинистые формы). В «Истории литейного дела Серова П.Я. из села Красное» есть упоминание о технологии литья по восковым (выплавляемым) моделям, но отмечено, что эта технология использовалась только при получении заготовки для модели.

Этап отливки ювелирных изделий

Драгоценный металл загружают в установку для центробежного литья. Опока помещается в установку, из которой откачивают воздух. В образованный вакуум закачивают гелий (он полезен не только для шариков). Расплавленное золото заливают в опоку.

После заливки форму достают из установки и охлаждают – сначала вентиляторами, потом холодной водой. «Глина» вымывается, остаётся лишь драгоценная «ёлочка» – почти готовые кольца, элементы серег и подвесок.

Иногда на этапе литья добавляют и камни. Для драгоценных камней такую технику не применяют: она опасна для природных минералов. Для сапфиров, бриллиантов, рубинов и изумрудов используют ручную закрепку камней. Но недорогие вставки (в основном искусственного происхождения) могут заливать металлом. Во-первых, это удешевляет процесс изготовления украшений, во-вторых, сегодня эта технология нередко позиционируется как модный приём для создания авторских украшений, популярный у начинающих ювелиров.

Проверьте себя

Теперь, когда Вы познакомились с технологией изготовления форм для литья икон в XVIII-XIX веках, вспомните вопрос, заданный в начале этой страницы. Возможно, Вы уже сумеете дать на него правильный ответ.

Когда формовщик перевернул заформованную нижнюю опоку, он увидел, что одна из моделей сместилась, и отливку делать нельзя (например, сместившаяся модель перекрыла литейный канал или зазор между моделями стал настолько мал, что появился риск прорыва формы в этом месте при заливке металла). Вместо того, чтобы заново переформовать нижнюю опоку, формовщик вынул сместившуюся модель, вдавил ее в «правильном» месте и продолжил формовку. Но первый, «неправильный» отпечаток при этом полностью не исчез. В результате в форме, а затем и в отливке, сформировалось «двойное» изображение.

И этот очевидный брак вместо того, чтобы быть отправленным в плавильную печь, попал в продажу. Видимо, вопреки распространенному мифу о высочайшей ответственности мастеров прошлых веков, некоторые из них не были непогрешимыми работниками, и им тоже были свойственны слабости. Есть тому и другие подтверждения. Но это уже совсем другая история…

Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни

  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы
  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники
  • Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья IV: Путевые иконы. Образы святых
  • Информация для коллекционеров меднолитой пластики
  • Неповторимые краски русской эмали I: История Выговской обители
  • Неповторимые краски русской эмали II: Поморское медное литье
  • Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья
  • Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)
  • Об истории литейного дела икон и крестов (начало XX века)
  • Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
  • Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1
  • Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
  • Анциферовские мастера-литейщики

Финишная обработка ювелирных изделий

После отливки и промывки готовые элементы отправляются на дальнейшую обработку – их зачищают от огрехов литья, шлифуют и полируют, кольца – доводят до нужного размера, серьги и подвесы скрепляют в единое украшение (например, как серьги с жемчужинами на подвесе), добавляют драгоценные вставки и отправляют в Пробирную палату. Там драгоценности проходят проверку и получают знак качества – пробирное клеймо.

Нужно отметить, что финальная обработка качественных украшений и массового продукта отличается. Так, для недорогих ювелирных изделий вместо ручных процессов шлифовки и полировки применяется галтовка. Украшения помещают в центрифугу с абразивным материалом, например, дроблёной скорлупой ореха или пластиковыми гранулами. Качество такой обработки ниже, но она позволяет предложить рынку дешёвые золотые и серебряные украшения.

Высший пилотаж мастеров ювелирного дела – закрепка. Даже самые прочные из драгоценных камней, бриллианты, сломаются при неаккуратном обращении. Закрепить вставку необходимо надёжно и при этом деликатно. Это кропотливая ручная работа, требующая выдержки и потрясающей точности исполнения. Представьте, сколько времени ушло на это кольцо на 2 пальца в виде змейки с изумрудными глазками и чешуей из белых и черных бриллиантов! С драгоценными камнями работают только мастера высшего класса. Ручная закрепка не идёт в сравнение с машинной. Последняя не может обеспечить надёжного результата, но даёт большую экономию.

«Неверные» термины

Просматривая сообщения на форумах, посвященным металлопластике, читая статьи о медном литье, иногда приходится встречаться с такими словосочетаниями, как «изготовили матрицу», «вырезали форму» и т.п. Теперь Вы знаете, что если при этом речь идет о литых иконах XVIII-XIX веков, значит имеет место либо неправильное употребление терминов, либо неверное представление о технологии литья того времени. Матрица (в обработке металлов) — это деталь литейной формы (или штампа), имеющая зеркальное отображение отливаемой детали., которая определяет форму будущей отливки.

Повторное уточнение: при литье икон других веков, а также для литья нательных крестов кроме описанной технологии литья в землю могли использоваться и другие технологии литья (хотя основным все равно было литье в землю).

Как упрощают технологию ювелирного литья

Как вы уже поняли, полный цикл литья золотых украшений – процесс трудоёмкий, требующий высокого уровня владения технологией и дорогостоящего оборудования. Однако сделать кольцо или серьги на заказ предлагают не только крупные ювелирные компании, но и частные ювелиры. Неужели мастерская каждого из них оснащена так же хорошо?

Конечно, нет. Ювелирное литье – технология популярная, а потому ювелиры, которые не хотят или не могут проводить полный цикл производства, пользуются готовыми «полуфабрикатами». Одноразовая опока для литья ювелирных изделий – это товар, который можно недорого купить в Китае. Также предлагаются готовые восковки. Если вы зайдёте на форум или в группу ВК, где общаются ювелиры-частники, то увидите множество объявлений вроде «Ищу такую опоку» или «Есть у кого-нибудь восковка с гербом СССР?».

Нужно понимать, что литье на заказ украшений в готовых опоках или по готовым восковкам нельзя назвать авторской работой по индивидуальному эскизу, ведь изделие создается по шаблону. Если ваша цель – сэкономить, возможно, изготовить под заказ кольцо с использованием готовой опоки будет дешевле, чем купить такое же готовое в магазине. Однако нужно трезво смотреть на вещи и понимать, что эксклюзивным такое украшение назвать нельзя. А вот качество литья с помощью китайской одноразовой опоки оставляет желать лучшего.

Петербургский завод Дива – это полный цикл производства золотых украшений. Наши коллекции изготавливаются по авторским эскизам художников Дива небольшими тиражами. Наш принцип – соединение новых технологий и актуальных тенденций в дизайне с традициями старой ювелирной школы. Вот почему мы не применяем автоматизацию там, где ручной труд обеспечивает лучший результат. Мы также изготавливаем эксклюзивные золотые украшения на заказ.

Задачка

Иконка с дефектом «двойное изображение» с форума «Христианство в искусстве»Иконка с аналогичным дефектом из коллекции Соловецкого музея

Однажды на форуме сайта «Христианство в искусстве» был задан вопрос, как могло получиться двойное изображение на литой иконке. Если Вы в состоянии уверенно объяснить появление подобного дефекта, тогда читать дальнейший текст Вам, скорее всего, не имеет смысла. Тем же, кто не может дать уверенный ответ на этот вопрос, предлагаем ознакомиться с технологией литья икон в XVIII-XIX веках. Кстати, на форуме ответ на заданный вопрос так и не был получен.

Ювелирные украшения в России XIX века

В XIX веке русское ювелирное искусство развивается в рамках общеевропейской традиции и практики, что нашло отражение и в ассортименте ювелирных изделий, и в их стилистической связи с основными стилями эпохи – от ампира, через все «исторические» стили (необарокко, неорококо, неоклассицизм и пр.) до модерна. Связь с общеевропейскими традициями проявилась и в системе организации производства, которая включала как небольшие ювелирные мастерские, так и крупные ювелирные фирмы – К. Фаберже, П. Овчинникова, И. Хлебникова, братьев Грачевых и др.

Золотые и серебряные цепи. XIX век.

Одной из главных и характерных особенностей развития ювелирного дела в XIX столетии в России является создание крупных фабрик, оснащенных новым механическим оборудованием и имеющих в штате мастеров разных специальностей. Эти фабрики осуществляют значительную часть производства ювелирных изделий, часто изготовляемых по рисункам известных художников. Ювелиры, не входящие в штат крупных предприятий, объединяются в артели или небольшие ювелирные мастерские.

Индивидуальное производство, характерное для ювелирного дела XVIII века, в XIX столетии почти не осуществляется: мастера-одиночки почти не работают.

У ювелирных украшений XIX века нет индивидуальных особенностей в той мере, которой обладали русские ювелирные украшения в XVIII веке – отличаются друг от друга не изделия разных мастеров, а лишь изделия разных фирм и артелей, конкурирующих друг с другом, постоянно следующих за модой, изобретающих что-нибудь новое. Наряду с вещами заказными и дорогими в больших количествах выпускаются дешевые украшения для массового потребителя. Во второй половине XIX века постепенно снижается художественное качество местных ювелирных изделий – местные мастера не могли конкурировать со столичными фирмами. Они занимались в основном починкой и производством мелких ювелирных изделий.

В XIX веке происходит вытеснение иностранных мастеров русскими. Спрос на украшения в основном удовлетворяется продукцией отечественных предприятий. По свидетельству Министерства финансов за 1893 год потребность в ювелирных украшениях удовлетворялась в России собственным производством на 94,3 %. Вывоз русских ювелирных украшений за границу также был значительным. Своеобразным стимулом для развития русского ювелирного искусства служили Всероссийские и Международные выставки. Первая выставка в России состоялась в 1829 году в Петербурге, потом выставки проводились каждые два-четыре года в Петербурге и Москве. Русские ювелирные украшения неоднократно экспонировались на зарубежных выставках в Париже, Лондоне, Стокгольме, Чикаго, удостаивались золотых и серебряных медалей.

Серьги. Золото, серебро, стекло, стразы. Первая половина XIX века.

Русское ювелирное искусство в XIX веке сложно и разнохарактерно в разные периоды этого столетия: оно изменялось вместе с костюмом в соответствие с модой. Количество украшений, их форма, способ ношения и проч. – все это хорошо видно на портретах XIX века.

Драгоценности были сословной, фамильной и личной гордостью богатых людей, поэтому художникам приходилось тщательно их воспроизводить на портретах. Костюм изменялся в зависимости от сословной принадлежности: высшие сословия следовали за европейской модой, низшие были более традиционны.

В XIX веке ведущая роль переходит к женскому костюму: женщина в этом столетии становится как бы рекламой благосостояния и положения в обществе своего мужа. Мужской костюм на протяжении XIX века изменялся лишь в деталях, женский – откликался на все новые направления в искусстве. Бесконечное количество форм одежды (визитная, прогулочная, летняя, бальная, городская, «деревенская» и т.п.) подразумевало и соответствующие наборы украшений. Украшения разделялись на парадные, в которых было много драгоценных камней (парюры, гребни, серьги, браслеты, кольца), обычные – для визитов и небольших приемов (серьги, броши, браслеты, цепи, кольца), повседневные (броши с флорентийской мозаикой, серьги и кольца с полудрагоценными камнями).

В начале XIX века в ювелирном искусстве продолжаются традиции украшений XVIII века. Классицизм вступает в пору зрелости, а все большее увлечение античностью проявляется в костюме и характере ювелирных украшений. До войны 1812 года в моде легкие платья, надеваемые на батистовую рубашку или розовое трико, так что фигура просвечивает сквозь ткань; к этой одежде носили специальные «античные» прически и ювелирные украшения (серьги, кольца, легкие браслеты). Самая типичная и неотъемлемая часть женского туалета этого времени – шаль, которую иногда закалывали брошью. Брошь, вошедшая в моду в России еще в XVIII веке, в XIX столетии становится наиболее распространенным украшением.

Стремление к простоте привело к тому, что в первые годы XIX века считалось дурным тоном надевать драгоценности даже на балы. В моду входят стальные украшения с алмазной огранкой, пряжки, пуговицы, броши, браслеты. Платья вместо золотых и серебряных нитей вышивали стальными.

Украшение для прически в виде двух колосков. Золото, жемчуг. Первая половина XIX века.

1804-1811 гг. – время становления в русском костюме стиля ампир. Происходит переход от легкости начала века к четкой геометрии форм, к строгости, сдержанности и монументальности. В 1806-1809 гг. принято носить кольца на всех пальцах, по несколько часов, много браслетов. Прически украшаются диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебряных, дубовых и лавровых листьев. Но шея и обнаженные плечи остаются без украшений.

Одно из самых ярких проявлений моды этого времени – увлечение резными камнями – геммами, пришедшее из Европы еще во второй половине XVIII века. Художественная резьба по камню стала в России самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Камеи создавали лучшие столичные ювелиры, их привозили в большом количестве из-за границы (как современные, так и античные).

На некоторое время они затмили даже столь популярные в ювелирных украшениях XVIII века бриллианты. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, булавки, пряжки, броши, браслеты, из них составляли целые наборы украшений. Для создания камей использовали разные по цвету и прозрачности камни: очень популярны были слоистые агаты и ониксы. В мелких украшениях камеи являлись главной и единственной деталью. Тонкая золотая или серебряная оправа выполняла, по сути, утилитарную функцию, помогая закрепить камень и соединить его с заколкой. В крупных украшениях камеи, сохраняя доминирующую роль, хорошо сочетались с жемчугом, бриллиантами и драгоценными металлами.

В период войны 1812 года и после ее окончания возникает патриотическое движение и стремление к возрождению национальных традиций. Появляются платья, подражающие сарафану и рубахе, в моду входят украшения из жемчуга – это была своеобразная игра в народное искусство. Жемчуг сочетается с дорогими застежками из драгоценных металлов и перемежается с бриллиантами.

Около 1814 года в моде и в ювелирном искусстве выделяется новое течение – сентиментализм, с его культом чувств и природы. Для туалетов этого времени характерно обилие медальонов с локонами, девизами и миниатюрами, а также браслеты, брошки и серьги, сплетенные из волос любимых или умерших, украшенные золотыми оправами и фермуарами. В это время драгоценные украшения почти вышли из моды.

В 1820-е гг. из Европы приходит романтизм, с его обращением к западноевропейскому средневековью, поэтизацией старины, интересом к истории, тягой к фантастическому, экзотическому, причудливому. В ювелирных украшениях 20-х гг. XIX века еще сохраняются пропорции и сдержанность классицизма; но украшения 30-х гг. уже являются воплощением движения и изящества. Появляются новые виды украшений, например, фероньерка – драгоценный камень в оправе, спускающийся на лоб и прикрепленный к золотой цепочке или обручу. Фероньерка сочеталась с серьгами или брошью.

Браслет. Золото, гранаты. Середина XIX века. Россия.

Интерес к Востоку привел к использованию в качестве детали костюма чалмы и тюрбана из восточных тканей, украшенных драгоценными аграфами, султанами из перьев, перевитые жемчугом и золотыми цепочками. Костюмы богатых дам в это время изобилуют бриллиантами,сапфирами, изумрудами, рубинами, а также получившими распространение полудрагоценными камнями – аквамарином, агатом, топазом,сердоликом, ониксом; с 1830-х гг. популярными становятся гранат и коралл. Иногда камни располагались в украшениях в таком порядке, что первые буквы их названий составляли имя или девиз.

Продолжает использоваться в качестве украшения живописная эмаль, самостоятельно (например, женские портреты в мужских кольцах), или как фон, на котором закрепляются драгоценные камни.

Растущее мастерство ювелиров и страсть к виртуозности приводят к появлению украшений в разных техниках и из разных материалов. Из Италии в 20-30 е гг. XIXвека приходит мода на мозаичные изображения, набранные из мельчайших кусочков смальты. Круглые, овальные и квадратные мозаичные миниатюры вставлялись в кольца, ожерелья, броши. Сюжетами служили архитектурные виды и памятники, букеты, птицы, бабочки и проч. Оправы делали из золота или серебра.

Дамы надевали много украшений и к вечернему, и к дневному туалету; молодым девушкам не полагалось носить дорогие украшения, особенно – с бриллиантами, они носили бирюзу, кораллы, агаты, полудрагоценные камни, бархатные браслеты, эмалевые пряжки, искусственные и живые цветы.

В 1840-е гг происходит очередная смена моды, в это время создаются образы под влиянием романов Диккенса и Жорж Санд. Костюм приобретает хрупкий и нежный рисунок, исчезают огромные рукава и банты. Волосы укладывают на прямой пробор, по обе стороны лица. Украшения этого времени: золотой ободок вокруг пучка, брошь, парные браслеты из агата или с черной эмалью. С дневным платьем носят мало украшений. В моде скромные кольца, черепаховые и волосяные браслеты, медальоны с миниатюрами на шелковом шнуре. Кашемировые шали закалывают булавкой с камнем, портретом или камеей. Среди украшений этого времени утвердились медальоны и броши, которые, хотя и изменяют свои формы, сохраняются и в ювелирном искусстве начала XX века.

Серьги. Золото, бриллианты. Первая четверть XIX века.

XIX век в русском ювелирном деле характеризуется новшествами и в технике изготовления вещи: появляются механические способы обработки металла и отделки его поверхности.

Мелкий рельеф наносится на серебро прокаткой металла между стальными валиками, на которых был вырезан нужный рисунок – так заготовляются полосы раппортного орнамента для деталей колец, браслетов, ожерелий. Соединяя элементы между собой ювелиры создавали ажурные цепочки, легкие, с двумя-тремя повторяющимися элементами.

В искусстве 1850-60-х гг. переплетаются черты разных стилей, появляется интерес к рококо, создаются изделия в так называемом «русском» стиле. Женская мода этого времени заимствует элементы то из мужского костюма, то из моды XVIII века, то из национальных костюмов разных народов.

Стремление к нарядности в середине 50-х гг XIX века превратилось в погоню за бросающимся в глаза богатством костюма. Журналы и газеты высмеивают чрезмерную роскошь дамских туалетов. К вечерним платьям носят множество украшений: в моде диадемы, броши с подвесками, кольца с овальными или прямоугольными камнями в узкой оправе или в «лапках», браслеты, широкие или плоские. Небольшие бриллиантовые фермуары носят на черной бархатной ленте на шее или на браслете. Браслеты носят по два-три на каждой руке. Диадемы с эгретками и золотые обручи популярны вплоть до конца 60-х гг. В ювелирном искусстве наблюдается тенденция к подражанию «натуральным» формам цветов, листьев, колосьев, пчел, мух, птиц, змей. Обыденный костюм приобретает одинаковый вид для разных общественных сословий, различаясь качеством тканей, искусством портного и богатством украшений.

Судя по портретам 50-60-х гг. XIX века, дамы и девушки носили с дневным платьем серьги с подвесками, а во второй половине 60-х гг. – круглые серьги в виде двойного кольца с кораллами, бирюзой, жемчугом; костюм дополняла круглая или овальная брошь, бусы, один-два браслета. Кольца носили редко, кроме обручальных. Во второй половине 60-х гг. появляются серьги, броши, пряжки и пуговицы в «русском» стиле из цветных камней или с эмалью по скани.

Браслет. Золото, бриллианты, стекло. 1880-90-е гг. Петербург.

Днем носили украшения из полудрагоценных камней ( яшмы, граната, аметиста, бирюзы), янтаря, коралла, перламутра, эмали, камеи. В 60-90-е гг. XIX века в моде изысканные туалеты – черные бархатные платья, отделанные кружевом, к которым одевали бриллианты или жемчуг.

Бальные туалеты 1870-90-х гг. в основном с коротким рукавом или без, что позволяло одевать нарядные браслеты. При большом декольте дамы носили колье с такими же камнями, как в серьгах и броши. Девушки носили кулон или медальон на золотой цепочке или черной бархотке.

Дамы, одетые в золото и бархат, дополняли костюм диадемами с камнями и жемчугом, а кроме того носили кружево или страусовые перья, приколотые брошью, девушки декорировали прическу шпильками в виде бабочек, стрекоз, птиц, цветов, а в 1880-е гг. – в виде стрелы или эфеса шпаги. В последней трети XIX века в России большой популярностью пользуются сканные изделия – браслеты, пряжки, пуговицы. В моде также браслеты с камнями в виде змеи, обвивающие руку несколько раз.

Те, у кого не было настоящих украшений, носили поддельные. Количество украшений ни чем не ограничивалось кроме личного вкуса. К дневному платью одевали брошь, серьги, часовую цепочку, одно-два кольца, браслет. Ювелирные украшения с драгоценными камнями носили только к парадной одежде. В 70-80-е гг. XIX века в моде круглые и овальные черные броши с жемчужиной в центре или с венецианской мозаикой, черные агатовые уборы (серьги, брошь, кольцо, ожерелье), серьги с подвесками в виде колец, усыпанными мелкими драгоценными камнями, бусы, броши из резной кости. Это можно было носить с любым платьем.

Последние двадцать лет XIX века носили все, что раньше, а также броши в виде полумесяца, подковы, бант или букет из золота и камней, жемчуга, коралла; золотые броши в несколько звеньев, оправленные в золото старинные монеты и медали. В моде – узкие золотые браслеты со свисающими на тонких цепочках двумя филигранными шариками. В конце 1880-х гг. – 10-15 тонких браслетов на одной руке. Диадемы в 1880-е гг. не носили, но ожерелья, броши, серьги, браслеты – обязательно. К 1890-м гг. костюм упрощается, намечается тенденция к минимуму украшений в повседневной жизни. Последний взлет ювелирного искусства в России – рубеж XIX-XX веков, время, когда модерн причудливо сочетался в ювелирных украшениях с различными историческими стилями.

В начало раздела «Ювелирные изделия»>>>

Состав и свойства ювелирного воска

Для восковки используется специальный материал. Он бывает нескольких видов. Основные свойства, которыми должен обладать качественный воск:

  • достаточная прочность после застывания, чтобы выдерживать постобработку мелких деталей;
  • должен плавиться без остаточной золы в процессе отжига формы;
  • поверхность изготовленной из ювелирного воска модели должна быть ровной и гладкой и не должна прилипать к формовочным материалам;
  • температура плавления не должна превышать 100 °С, а температура размягчения не ниже 35°С.

В состав основы ювелирного воска входит натуральный или искусственный материал с добавлением химических компонентов, необходимых для изменения механических свойств. Состав воска влияет на следующие свойства:

  • твердость и мягкость;
  • вязкость;
  • упругость;
  • механическая память;
  • текучесть в расплавленном виде;
  • взаимодействие с формовочными материалами;
  • скорость застывания;
  • усадка;
  • безотходность;
  • температура плавления.

В зависимости от целей, ювелир подбирает для работы необходимый воск. Возможны случаи, когда мастер смешивает несколько видов, например, наплавляя на стержень из более мягкого воска для моделирования мелкие детали из материала большей твердости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]