Холодная эмаль
Свое назначение холодная эмаль получила по причине особенностей техники нанесения. Перед нанесением на украшение готовится жидкая эмаль, которую смешивают с катализаторов. При этом получается специальная паста, которая и наносится на украшение. Для нанесения используется тонкий инструмент. После нанесения эмаль сушится на протяжении нескольких суток.
Для повышения прочности и долговечности эмали для ее затвердевания может использоваться ультрафиолет. Это позволяет ускорить и процедуру сушки эмали. С холодной эмалью достаточно легко работать. К тому же готовое изделие редко скалывается. Методом холодной эмали чаще всего изготавливают недорогие украшения.
УФ эмаль
В состав светоотверждаемой эмали входят такие компоненты:
- диметилакрилаты;
- керамика и другие неорганические компоненты;
- инициаторы для фотополимеризации;
- стабилизаторы для предотвращения выпадения осадка;
- пигменты для придания необходимого цвета.
Для нанесения эмали поверхность изделия не требует специфической подготовки, ее можно накладывать на любой металл. Большой плюс такого материала в том, что сколы или иные ее дефекты поддаются реставрации.
Горячая эмаль
Для получения более красивого украшения требуется использования сложную технику горячей эмали. Однако использование горячей эмали требуется особого мастерства и специального оборудования. Для этого требуется развести водой стеклянный порошок и нарисовать узоры на украшении подобно краски. После этого изделие нужно высушить в специальной печи, чтобы на поверхности украшения не появились пузырьки воздуха. Поэтому обжиг изделий осуществляется при температуре до 900 градусов.
Ювелирные украшения могут быть достаточно сложными. В таком случае мастеру может потребоваться наложить несколько десятков слоев эмали, каждый из которых необходимо обжечь в печи. Температура, при которой осуществляется обжиг эмали, подбирается на основе личных предпочтений мастера. Именно поэтому каждое изделие, выполненное с помощью горячей эмали, имеет индивидуальный дизайн.
Техника ювелирной эмали
Ювелирные изделия с эмалью — визитная карточка SOKOLOV. Тысячи женщин по достоинству оценили коллекции Russe, My story, Etude и другие украшения бренда. Мы расскажем о том, как изготавливают ювелирные изделия с холодной и горячей эмалью и, что не менее важно, — как её сохраняют в первозданном виде.
Холодная эмаль
Холодные эмали получили своё название благодаря особенностям технологического процесса. Мастера-эмальеры являются специалистами высочайшего класса. Это одна из творческих профессий ювелирного производства. Она же является и одной из самых сложных — над некоторым украшениями мастер может трудиться целый день. Особенно важен профессионализм при изготовлении серег. Оба изделия, входящие в комплект, должны выглядеть одинаково, что особенно сложно, учитывая ручное производство.
Жидкая двухкомпонентная эмаль смешивается в определенных пропорциях с катализатором, образуя кремообразную пасту. Затем с помощью специального инструмента эмаль наносится на поверхность металла. В некоторых случаях эмаль прокладывается с помощью индивидуально разработанного инструмента с улучшенной эргономикой, который позволяет прокрашивать изделия в труднодоступных местах.
Техника холодной эмали отличается тем, что после нанесения эмаль застывает при комнатной температуре в течение 72 часов, а при температуре 60 градусов — в течение 3 часов, и выглядит, как керамическое покрытие. При этом колорист может смешивать эмали, чтобы получить различные цвета и оттенки по системе Pantone. Проложенная таким образом эмаль ещё называется теплоотверждаемой.
Особый вид эмали — светоотверждаемый. Так называют покрытие, которое застывает под воздействием специального освещения.
К достоинствам так называемых холодных эмалей можно отнести простоту и технологичность их применения. Нанесение покрытия практически не требует оборудования, а также специфической подготовки поверхности изделия. Эмали отлично закладываются на любые сплавы, они пластичны и достаточно неприхотливы в эксплуатации.
Горячая эмаль
Технология нанесения горячей эмали более сложная.
Изначально эмаль представляет собой стекловидные пластины. Художник измельчает их и растирает в керамической ступке до получения мельчайшего порошка. Эмалевый порошок смачивается водой до нужной консистенции и смешивается в кремообразную пасту.
Только после этого покрытие можно наносить специальным инструментом на поверхность металла. Затем горячая эмаль отправляется в печь и обжигается. Разные виды и цвета эмали имеют разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов. Во время обжига порошок сплавляется в цветной стекловидный слой и, в зависимости от типа эмали, становится прозрачным или так называемым глухим — то есть цветным непрозрачным слоем эмали. После застывания изделие шлифуется и повторно отправляется в печь, чтобы обеспечить идеально гладкую поверхность.
Исходя из особенностей композиции изделия и задач, стоящих перед мастером, работа может обжигаться от 5 до 100 раз. Сложность состоит в том, что мастер не имеет возможности вмешиваться в процесс, а может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения с эмалью — повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально.
Как ухаживать за украшениями с эмалью?
Украшения с эмалевым покрытием отличаются от других изделий не только оригинальным дизайном, но и специфическим уходом. Для сохранения первоначальной яркости эмалевых красок необходимо соблюдать несколько несложных правил.
Правило 1. Декоративное покрытие представляет собой тонкий слой стекла, поэтому оно чувствительно к механическим воздействиям. От удара на эмали могут образоваться сколы и трещины, поэтому изделия с эмалью не рекомендуется ронять.
Правило 2. Украшения с эмалью необходимо беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Их не рекомендуется надевать в солярий, на пляж, в баню или сауну. В противном случае покрытие может поблекнуть или потрескаться.
Правило 3. Не допускайте контакта эмали с кислотами, щелочами и хлором, то есть с любыми моющими средствами, порошками и чистящими гелями. Также покрытие может повредиться от взаимодействия с косметикой (кремы, лосьоны, шампуни и т.п.) и морской водой.
Правило 4. Для того чтобы сохранить яркость украшения, но не повредить эмалевого покрытия, изделия с эмалью необходимо мыть в прохладной воде, добавив туда небольшое количество нашатырного спирта. Для чистки эмали можно использовать мягкую щёточку и зубной порошок. Затем украшение необходимо промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако лучший уход для украшений с эмалью может выполнить только специалист в ювелирной мастерской.
Правило 5. Изделия с эмалью рекомендуется хранить отдельно, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими металлами.
Способы нанесения эмали на украшение
Существует несколько основных техник нанесения эмали на ювелирные украшения. К наиболее востребованным относится:
- Перегородчатая эмаль. В данном случае необходимо нарисовать контур будущего изображения на металлической пластике. Именно по этому контуру и будут напаиваться тонкие металлические полоски. Полученные ячейки засыпаются порошком, из которого и будет выполнена эмаль. На этом этапе изделие обжигается в печи, поэтому эмаль плавиться, заполняя собой металлические перегородки. После чего достаточно только отшлифовать и отполировать изделие.
- Витражная эмаль. Особенности техники схожи с предыдущей. Витражная эмаль также создается путем заполнения ажурного каркаса порошком для эмали. Однако в данном случае не используется металлическая пластина в качестве основы. В таком случае используется цветная полупрозрачная эмаль, которая после обжига играет на солнце, напоминая витраж. Но создание витражной эмали – сложная работа. И маленькая ошибка может привести к необходимости начинать работу заново.
- Живописная эмаль. Этот тип эмали предполагает необходимость писать настоящую картину на ювелирном изделии. Металлическая основа будет выступать холстом, а эмаль – маслом. После обжига живописная эмаль обретает глубину.
Также эмали делятся еще и по внешнего виду. По этому параметру их можно разделить на прозрачные, прозрачные цветные, опаловые и непрозрачные.
Где приобретают ювелирные творения с горячей или холодной эмалью
Профессиональные ювелиры наносят «краску» на поверхность драгоценных металлов. Соответственно, такие изделия продаются в ювелирных салонах и мастерских. Не стоит обращать внимание на предложения «из непонятных источников». На драгоценностях, как и на классических вариантах с камнями, должны присутствовать ювелирные бирки. На них не будет указания о составе эмали, но обязательно будет информация о типе сплава и весе украшений.
Соблюдайте советы по выбору и по уходу за ювелирными украшениями с эмалью, тогда они прослужат вам долго. Помните, что все такие драгоценности изготовлены вручную, поэтому и стоимость на них не так уж и мала.
Как самостоятельно отличить изделие с холодной и горячей эмалью
Чтобы понять, какая эмаль используется для покрытия ювелирных украшений, необходимо выполнить простые манипуляции. Для начала нужно надавить каким-нибудь острым предметом на эмаль в незаметном месте. Если она выполнена холодным способом, на ней останется след. К тому же холодная эмаль на ощупь теплая, а горячая – напротив холодная. Это связано с тем, что холодная эмаль представляет собой слой особой краски, а горячая – стекло, которое при высокой температуре превращается практически в камень. Изделие, выполненное на основе холодной эмали, не полируется, поэтому на нем имеются небольшие неровности.
Заказ услуги
Как ухаживать за готовым изделием дома
Хотите, чтобы ювелирные изделия с горячей или холодной эмалью сохраняли свою красоту как можно дольше? Следуйте простым правилам ухода за такими эксклюзивными драгоценностями:
- Декоративный слой сравним со стеклом, поэтому он не переносит сильных механических воздействий. Старайтесь не ударять украшения и не ронять их.
- Прямые сильные солнечные лучи могут нагреть изделие и привести к потере яркости цветов. Не стоит оставлять кольца и серьги на открытом солнце. Лучше всего хранить их в шкатулке.
- Кислоты, щелочи и хлорка разрушает эмалированную поверхность. Не надо мыть посуду и пол, когда на руках надеты кольца с ювелирной эмалью.
- Ополаскивайте изделия под струей холодной проточной воды. Можно капнуть небольшое количество нашатырного спирта, чтобы снять загрязнения с поверхности. А также использовать зубную щетку с мягкой щетиной.
- Желательно хранить украшения с эмалью отдельно от других украшений. При соприкосновении с некоторыми металлами цвет и яркость покрытия меняются.
И помните, чем лучше вы относитесь к ювелирным украшениям, тем дольше они радуют вас своей красотой и блеском. Позвольте себе аккуратную роскошь.
Перегородчатая эмаль
Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.
В давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».
В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.
Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.
Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.
Признаки перегородочной эмали:
- рисунок тонкой работы;
- контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
- цена изделия достаточно высока.
Украшения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.
В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.
Технология изделий с перегородчатой эмалью
Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.
Технология эмалирования достаточно трудоемка:
- на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
- заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
- основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;
для перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;- глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
- украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
- изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.
Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.