Витражная эмаль ювелирная – Витражная эмаль: уникальные свойства и интересные факты


Художественные изделия, изготовленные по особой технологии из стекловидного порошка или эмали, были хорошо известны в Древней Руси. Эмаль на Руси называлась «химипет» или «финипт», русифицированной формой которого стало слово «финифть». По мнению известного ученого Г.Д. Филимонова (1828-1898), этот термин имеет византийское происхождение, а основу его составляет греческий глагол «хеш», означающий «лить, плавить». Финифть занимала особое место в древнерусском прикладном искусстве; о ней с восхищением упоминали летописцы, называя «злато с финиптом», применяемом для украшения церквей, «чудно видением». Финифть своими яркими красками – синим, красным, зеленым – была призвана заменить драгоценные камни: сапфиры, рубины и изумруды. Технология эмальерного дела, которая сочетала мастерство художника, ювелира и стекольщика была очень сложной. Особого мастерства и искусства требовало изготовление перегородчатой эмали.

Изготовление украшений с перегородчатой эмалью на Руси началось с XI века. Свое название эмаль получила из-за применения тончайших металлических перегородок, которые напаивались на пластинку, создавая контуры рисунка. В полученные ячейки насыпался эмалевый порошок, который плавился под воздействием высокой температуры.

Впервые изделия с перегородчатой эмалью были обнаружены в 1820-х годах в составе киевских кладов; позднее подобные образцы были найдены при раскопках и на других территориях.

Изучение вопроса о древнерусской перегородчатой эмали

Исследователи, изучающие проблему развития искусства перегородчатой эмали на Руси, в качестве источника чаще всего называют книгу немецкого монаха или пресвитера Теофила «Трактат о разных ремеслах» (XI век). Теофил отметил достижения Руси в сложном деле использования перегородчатой эмали и дал детальное описание последовательности технологических операций при ее изготовлении. В книге Теофила имеется информация о конструкции печи для изготовления эмали, о процессе обжига изделия, о возможных ошибках и методах их исправления. Подробно описывается заключительная стадия процесса – полировка изделия, требующая наличия определенных умений и навыков. Единственный недостаток работы Теофила – в книге ничего не говорилось о том, как создавался необходимый рисунок.

Первые научные работы, где дается анализ происхождения перегородчатой эмали на Руси и приводится описание украшений с эмалью, появились в середине XIX века. В 1853 году русский историк, археолог и коллекционер И.Е. Забелин (1820-1908 гг.), назвал изделия с перегородчатой эмалью «произведениями русских мастеров, учеников византийских греков». Таким образом было положено научное направление в историографии, подчеркивающее византийское влияние на становление русского искусства перегородчатой эмали. Обширная цель исследования Забелина – история металлообработки на Руси от домонгольского периода до XVIII в. – не позволила автору подробно остановиться на описании технологии изготовления украшений с эмалью в Киевской Руси, но тема вызвала интерес.

В 1861 году вышла книга известного русского археолога и историка искусств Г.Д. Филимонова (1828-1898 гг.) «Оклад Мстиславова Евангелия», где автор представил подробное описание оклада с разнообразными эмалевыми украшениями. Ученый пришел к выводу, что финифти на искусно сделанном окладе относились к разному времени изготовления, начиная c XII века.

К сожалению, в задачу автора не входил подробный разбор финифтей, изучение их рисунков и технологии их изготовления. Г.Д. Филимонов считал, что изучение русско-византийского финифтяного производства представляло собой широкое поле для дальнейших исследований.

Полный анализ изделий из эмали был проведен русским археологом и историком-искусствоведом Н.П. Кондаковым в 1892 году. Ученый проследил историю возникновения и распространения перегородчатой эмали, начиная с древнеегипетских и заканчивая древнерусскими. Он пришел к выводу, что Русь восприняла византийские и восточные техники, обогатив ими свое мастерство. Как и Забелин, Кондаков подчеркивал значение византийского влияния на развитие русского производства эмалей, но считал, что необходимая основа для такого развития уже существовала на Руси. Книга Кондакова «История и памятники Византийской эмали» до сих пор считается самым полным и ценным трудом по истории эмали.

Неоценимый вклад в изучение перегородчатых эмалей внес советский и российский ученый-археолог, исследователь культуры Древней Руси, академик РАН Б.А. Рыбаков (1908- 2001). В книге «Ремесло Древней Руси» (1948 г.) Рыбаков рассматривает производство эмали как особую отрасль художественного ремесла, самостоятельно развивавшуюся на Руси. Кропотливый труд Рыбакова по изучению изображений из перегородчатой эмали представлен в работе «Русское прикладное искусство» (1971г.). Рассматривая вопрос о русском прикладном творчестве, академик пришел к выводу, что художественные ремесла на Руси по мастерству изготовления не отставали от западноевропейских, а в некоторых отраслях даже превзошли его.

Советский археолог, исследователь культуры и ремесел Руси Г.Ф. Корзухина (1906-1974) составила свод 175 археологических источников по эмалям, а ряд статей посвятила кладам и технике изготовления перегородчатой эмали.

Обобщающий труд по перегородчатым эмалям составлен советским и российским археологом, историком культуры Макаровой Т. И. (1930-2009), которая классифицировала древнерусские клады, разработала хронологию развития технологии производства перегородчатой эмали на Руси.

Техника изготовления предметов с перегородчатой эмалью

Последовательность операций по изготовлению высококачественных перегородчатых эмалей подробно описана Теофилом. Он указывал, что начинать следует с приготовления тончайшей пластины из золота. Это искусство известно еще со времен существования античных государств, где славилось мастерство ремесленников, которых называли золотобои или браттиарии. В задачу золотобоев входило расплющивание золота или серебра с помощью молота. Затем полученный лист разрезался на несколько частей, которые складывались в стопку, проложенную кусочками пергамена. Стопка листов вновь подвергалась ударам молота до получения тонкой пластины из золота. После этой операции размер пластины увеличивался в два раза по сравнению с исходным размером.

Следующая операция – придание нужной формы пластине с помощью трафарета и матрицы. Например, пластине можно было придать форму колта, то есть подвески к женскому головному убору. Работу с трафаретом и матрицей Теофил описывал так: на матрицу накладывался трафарет с контурами нужного рисунка и на золотой пластинке производился оттиск углубления, которое служило лотком для эмали. Дальнейшие действия заключались в следующем: «…ты отрежешь им такую форму, которую ты захочешь заполнить эмалью… ты расположишь очень внимательно и тщательно эти листочки по своим местам и, прикрепив их с помощью мучного клея, поставишь над углями. Когда заполнишь одну часть, ты укрепи ее с чрезвычайной осторожностью, чтобы вся тонкая работа не расплавилась». Теофил советовал проверять, смогут ли эмали разных цветов плавиться одновременно, чтобы не допустить смешивания красок.

При раскопках памятников Древней Руси трафареты для изготовления колтов были обнаружены в Киеве в 1907 году (археолог В. В. Хвойка), а матрицы для придания пластине выпуклой формы были найдены в разные годы во многих местностях (Г.Ф. Корзухина; Б.А. Рыбаков; Т.И. Макарова).

Кому идет

Особенно хорошо финифть смотрится на дамах в возрасте и на женщинах с пышными формами. Украшения все сами по себе крупные и массивные, они идут «царским особам», похожим на правительниц. Толстая русая коса, румяные щеки, блестящие глаза…

Но даже если у вас каре и видны скулы, не отчаивайтесь, вам подойдут удлиненные модели. Серьги подобрать довольно тяжело, учитывая, что украшения почти все продаются через сеть. Куда проще выбрать брошь или кольцо, тут прогадать с подходящей формой гораздо труднее.

Особенность русского эмальерного дела: сочетание византийских и русских традиций

Древнерусские мастера успешно использовали традиции византийского ювелирного искусства, где шаблоны для изображений совершенствовались веками. Совершенство было достигнуто, например, в передаче движения человека с помощью драпировок на одежде. В русских украшениях с эмалью византийское наследие прослеживается в применении восьми приемов при наложении перегородок на изделия. Преобладали перегородки в виде углов и ячеек; применялись также овалы, дуги, прямые и зигзагообразные линии, спирали и различные орнаментальные фигуры. Полагают, что перед помещением перегородок в лоток нужная для них форма придавалась на специальном эскизе, например, на воске с помощью иглы. Ограниченное число приемов выкладывания перегородок в изделия свидетельствует о том, что русское производство было стандартизировано.

Важная часть работы мастера-эмальера – заполнение лотка заранее приготовленной эмалью, проверенной на цвет и качество. Готовую эмаль можно было купить у других мастеров – именно так поступали эмальеры на Руси с XI века: они покупали эмаль у греческих мастеров, которые варили разноцветную мозаику для украшения храмов.

Мастера эмальерного дела на Руси, совершенствуя свое производство и искусство, производили настоящие шедевры. К сожалению, их имена неизвестны, но археологи и специалисты по ремеслам и искусству, отмечают яркую индивидуальность отдельных изделий. Определенный набор приемов, методов, сочетания красок составляли секрет мастера, который передавался его детям или ученикам. Очевидно, существовали целые школы мастеров изготовления изделий с перегородчатой эмалью со своей технологией, набором инструментов и образцами рисунков для орнамента.

Интересно, что работы, выполненные по примитивной технологии и с простым набором приемов, обнаружены не были – уже ранние изделия поражают своим совершенством. Более того, хорошо сохранившиеся колты с изображением сиринов, которые археологи относят к самим ранним, судя по изображенным на них языческим сюжетам, оказываются самыми совершенными из всех. Правда, были в ранний период и неудачные опыты мастеров. Такой образец можно увидеть в киевском Музее исторических драгоценностей: это колт, где мастер сделал слишком мелкий лоток для эмали, избежав выкладывания перегородки, в результате чего эмаль начала выпадать.

Правила выбора

Вещицы с эмалью достаточно дорогие. Очень обидно купить дорогую вещь, которую невозможно носить. Поэтому нужно уметь правильно выбрать изделие.

Прежде всего необходимо определиться со стилем. Юным девушкам подойдут нежные ажурные витражные изделия. Дамам постарше стоит приобрести украшения с геометрическим рисунком. Крупные и многоцветные предметы не рекомендуется носить полным дамам. На худеньких пальцах крупные массивные кольца тоже будут неуместны.


Блондинкам подойдут нежные пастельные тона расцветки. Брюнеткам стоит выбрать яркие и сочные многоцветные узоры. Рыжеволосым барышням подчеркнут стиль теплые оттенки желтого, кирпичного, красного и персикового цветов.

Если стиль подобран, необходимо изучить качество изделия. Покупать ювелирные украшения надо только в ювелирных магазинах. На рынках или в торговых центрах Турции можно купить низкопробное серебро или подделку. Помимо досады от зря потраченных денег, можно приобрести и аллергию. В ювелирном магазине надо попросить продавца показать изделие. На нем не должно быть никаких трещин, сколов, пузырей, шероховатостей или царапин. Ничто не должно казаться необычным. Цвета должны быть насыщенными и равномерными. На изделии должна стоять проба. При желании можно ознакомиться с сертификатом качества, который обязательно должен быть в магазине.

Горячая эмаль стоит гораздо дороже. Поэтому важно убедиться, что покупается именно она. Можно попробовать аккуратно надавить покрытие ногтем. Горячая эмаль будет твердой и крепкой. На ней не останется никаких следов от давления. Стекло холодной обработки поддастся и немного продавится. Поскольку холодную эмаль не полируют по технологии, она может быть неровной. На горячей эмали также есть прозрачное финишное покрытие. Если все тщательно осмотрено, изделие выглядит аккуратно и блестит, скорее всего, это настоящая горячая эмаль. Можно смело платить за нее деньги. Она того стоит.

Киевская школа изготовления украшений с перегородчатой эмалью и формирование единой традиции

По мнению Макаровой Т.И., киевские мастера начали производить украшения с перегородчатой эмалью в первой половине XI века. Они использовали приемы византийских мастеров при изготовлении серий одинаковых колтов с изображениями сиринов и птиц и украшений в виде рясен. Встречались и единичные экземпляры украшений, повторяющих византийские сюжеты в виде павлинов – такой сюжет изображен на колте, отличающимся большим мастерством изготовления.

Ученые считают, что в состав первых мастерских по изготовлению перегородчатой эмали могли входить русские и греческие мастера по подобию греко-русских стекольных или мозаичных мастерских. Первые мастерские производили высококачественные, но стилистически однообразные колты и рясны: повторялась конструкция изделий, детали, окраска эмали. В основном, использовались четыре основных цвета: белый, синий, красный, светло-зеленый – это еще раз подтверждает мнение о том, что эмаль приобреталась в одном определенном месте, скорее всего, в греческих стекольных мастерских в Киеве.

Мастерские были неоднородны. Одни из них производили стандартные качественные украшения и отдельные индивидуальные шедевры; другие специализировались на украшениях с такой же стилистикой, но более низкого качества; третьи работали с более дешевым материалом, с медью. Последний факт говорит о том, что эмальеры появились среди городских ремесленников.

Традиции школы первых эмальеров, относящейся ко второй половине XI века, были развиты в последующие два века. Археологами были обнаружены клады, которые относились ко второй половине XII-XIII вв., но найденные изделия с перегородчатой эмалью повторяли традиции первых эмальеров. Изменились сюжеты изображений: на колтах вместо сиринов и птиц появились изображения святых. Б.А. Рыбаков смену сюжетов объясняет борьбой с язычеством. Изменились и орнаменты – они стали более сложными, а цветовая гамма – разнообразной. Эти изменения видны на растительных орнаментах диадемы второй половины XII века с изображением вознесения Александра Македонского. Рисунки крина и ветвей намного усложнены; композиции расположены зеркально, что напоминает изображения на колтах.

За столетие произошли изменения и в ассортименте украшений, который стал богаче и разнообразнее. К женским украшениям добавились регалии для проведения различных церемоний – бармы, короны-диадемы. Усложнилось церковное убранство; оклады евангелий с дробницами с перегородчатой эмалью стали украшаться более богато. Примером может послужить полоцкий крест для церковных процессий, где искусным образом с помощью перегородчатой эмали было выложено изображение святых Стефана и Пантелеймона. Этот крест известен тем, что сохранил надпись мастера – Лазаря Богши, имя заказчика – княжны Ефросинии Полоцкой, и дату изготовления – 1161 год.

Финифти способствовали появлению стиля, который Б.А. Рыбаков назвал «финифтяным» – это стиль многоцветного орнамента, выраженный лаконично и совершенно. Стиль перегородчатой эмали воспроизводили художники, работающие с мозаикой и миниатюрами, выкладывающие по золотому фону разноцветные орнаменты, одежды и тонкие лики.

Во второй половине XII-XIII вв. рисунки некоторых наборов барм из киевской группы, сохранивших традиции ранних эмалей, потеряли сложность исполнения и многоцветность цветовой гаммы.

После систематизации украшений с перегородчатой эмалью, изготовленных в киевских мастерских, удалось выявить их особенности и эволюцию. К характерным чертам киевских эмалей относится использование определенной цветовой гаммы: главным являлся синий цвет, в большом количестве применялись красный и белый цвета, зеленый являлся дополнительным цветом. В середине XII в., который считается расцветом киевской эмали, палитра цветов обогатилась новыми оттенками и цветами: синий цвет был дополнен голубым и пепельным и появились новые цвета – желтый и бирюзовый.

Тематика изображений сводилась, в основном, к изображению святых; ранее использовавшиеся приемы сохранились и были дополнены свободной манерой рисунка, что придавало изображению большую живописность. Сохранилась и тяга к геометрическим приемам, главными из которых являлись угол и ячейка.

Сохранение преемственности традиций при изготовлении эмали в течение почти двух столетий, позволяет сделать вывод о существовании единой художественной школы. Какие факторы позволили обеспечить длительное существование и функционирование такой школы?

Появление в составе археологических находок с перегородчатой эмалью большого числа княжеских и церковных регалий, убранства бояр и верхушки древнерусского общества дают ответ на этот вопрос: мастерские находились под покровительством власти. Подобное положение мастерских в Византии зафиксировано во многих источниках: ювелирные мастерские были государственными, находились на территории дворца императора, а работали там прикрепленные к мастерским ремесленники. Их мастерство и принадлежность к ювелирной мастерской передавались по наследству.

В русских источниках сведения о государственных или княжеских мастерских отсутствуют. Но наличие разных школ на различных землях Руси подтверждают такую возможность. Примером может послужить эмальерное искусство Рязанского княжества.

Рязанская и черниговская перегородчатая эмаль

Немногочисленные археологические находки в Рязани свидетельствуют о наличии мастерских по изготовлению перегородчатой эмали. Мастера-эмальеры сохраняли традиции налаженного производства и применяли новые методики. Особую ценность имеют найденные в Рязани украшения для проведения церковных церемоний и церковного убранства. Так, например, были найдены колты для украшения икон с изображениями первых русских святых Бориса и Глеба, особо почитаемых на Муромо-Рязанской земле. Сюжеты на них сочетают светские и церковные мотивы, и этим они напоминают колты из черниговского клада, обнаруженного в 1887 году: они имеют общие детали и орнамент – «древо жизни» на подложке. Но по филигранности и совершенством нанесения изображения черниговские колты превзошли рязанские.

Особенностью рязанских колтов, отличающих их от всех древнерусских эмалевых коллекций, является их размер, вес и манера изготовления. Размер рязанского украшения в три раза больше размера обычных колтов, найденных в других кладах, а вес доходит до 400 грамм.

Необычность устройства видна на приеме изготовления оправы, напоминающей оправы барм: золотая основа покрыта сканым узором со специальными гнёздами для драгоценных камней. Утяжеляют украшения примитивно вставленный щиток с эмалью, имеющий специальные петли для нитки жемчуга. Большой вес рязанских украшений позволил Кондакову Н.П. высказать предположение, что они, скорее всего, использовались не как колты, а как подвеска к диадеме на ризе иконы. Какой именно иконы – выяснить не удалось.

Скань оправы выполнена превосходно, а перегородчатая эмаль рязанских колтов не достигла высокой степени совершенства. Изображения князей выполнены в примитивной манере: они статичны, лишены движения, глаза смотрят вбок, а рот имеет форму «бантика». Эмали не всегда имеют четко обозначенный цвет, так как перегородки не замкнуты и, очевидно, эмали разных цветов в процессе производства соприкасались друг с другом.

Цветовая гамма рязанских колтов отличается от киевской школы более бедным набором красок – у них отсутствуют темно-синий, светло-зеленый, изумрудный и желтый цвета. Ведущим для рязанских эмалей является красный цвет, дополнительным – белый. Более разнообразны оттенки голубого цвета, включающие три тона: темно-голубой, светло-бирюзовый и зеленовато-голубой.

Интересным примером перегородчатой эмали являются два медальона барм со святыми Ириной и Варварой. Рязанский мастер объединил эти два медальона с медальоном – орантой (изображением Богоматери) византийской работы. По всей видимости, изображение святой Ирины было патрональным, так как встречалось оно очень редко. Мастер проявил ювелирное мастерство, укладывая перегородки в виде сетки с плавными, изгибающимися линиями. Подобной манерой обладал полоцкий мастер Лазарь Богша, прославившегося совершенной работой при изготовлении креста для Ефросинии Полоцкой. Цвета на рязанских медальонах сохраняли местную тенденцию с преобладанием голубых тонов.

Несмотря на приверженность традициям, рязанские ювелиры стали новаторами в создании золотых оправ для изделий с эмалью, что прославило местное мастерство и сделало изделия рязанской школы лучшими среди подобных.

Какие изделия популярны


Такое многообразие техник эмалирования позволяет ювелирам воплощать самые смелые фантазии. Разновидностей изделий из серебра с эмалью множество. Наиболее популярны серебряные серьги и кольца с эмалью. Некоторые виды дизайна колец настолько причудливы, что не сразу понимаешь, как их носить. Многие отдают предпочтение комплектам из ювелирных изделий, созданным в одном стиле, в одной цветовой гамме и с одним рисунком. Такая гармония позволяет сделать образ цельным. К тому же наборы дают возможность чередовать украшения, не меняя общего стиля одежды. Некоторые девушки, наоборот, предпочитают подчеркнуть и сделать акцент на уникальном орнаменте из витражной эмали на кулоне.

Техника эмалирования часто используется при создании детских украшений. Дети очень любят яркие картинки. Никакой другой ювелирный метод не позволяет так похоже создать любимых героев малышей, как эмалирование. Поэтому большинство детских украшений, серебряных ложечек, поилок и погремушек для младенцев украшено яркой эмалью. Очень популярны у малышей серьги из серебра с эмалью. На прилавках магазинов есть огромный выбор серебряных колец для маленьких модниц. Эмалевым покрытием украшают различные виды женских и мужских ювелирных украшений.

Мастера покрывают эмалевой росписью сложнейшие узоры на серебряной посуде, шкатулках, столовых приборах, сувенирных пасхальных яйцах, иконах, оправах зеркал и картин. Иметь дома такую ценную и красивую вещь приятно всем.

Владимирская перегородчатая эмаль

О развитии эмальерного дела во Владимире можно судить только по двум обнаруженным украшениям: это две пары колт. В их изготовлении прослеживается влияние киевской школы эмальеров, но в то же время они отличаются своеобразием, свидетельствующим о наличии собственной, владимирской, школы. Главной продукцией местных мастерских была, очевидно, церковная утварь. В летописях ее назвали одним словом «финипт». Так, в Ипатьевской летописи, говорится о приказании князя Андрея Боголюбского украсить церковь Рождества Богородицы «Жемчугом великим бесценным, златом и финиптом». Описание церковного «финипта» не дошли до нас, но обращает на себя внимание тот факт, что «финипт» стоит в одном ряду с драгоценным камнем и золотом.

Связь владимирской школы с киевской показывают изображения особо почитаемых во Владимире святых Георгия и Дмитрия, обнаруженные на двух найденных колтах. Преемственность традиций прослеживается в приемах, используемых для передачи одежд святых, и в геометрических формах, используемых для рисунка. Но есть и отличия: форма владимирских колтов отмечена своеобразием, а конструкция – более грубовата, чем киевская. Цветовая палитра владимирской перегородчатой эмали носила отпечаток местных традиций. Не совсем удачной оказалась попытка владимирских мастеров воспроизвести сложный орнамент киевских эмалей: пышность рисунка не удалось точно повторить.

О финифти Вологодской

Финифтью Вологодской (или Усольской) называют роспись по белой эмали, традиции которой сохранились до сегодняшнего дня. Родиной ее считается Сольвычегодск Вологодской губернии. Ну а уже позднее ею стали заниматься в Вологде. Основная тема росписи – цветы, чаще всего тюльпаны. Хотя художники кроме цветов, изображали также птиц, зверей и мифологических существ.

Секрет выполнения многокрасочной Вологодской эмали в XVIII столетии утратили. Финифть после этого делали уже одноцветной – белой, зеленой и синей. И только в 70-х годах прошлого столетия вологодские мастера стали возрождать утерянные традиции цветной Усольской эмали. Она успешно выполняется в наши дни.

Искусство новгородских эмальеров

Гораздо больше находок, чем в Рязани, удалось обнаружить в Новгороде. Среди них пять квадратных пластин и киотцы с оклада Мстиславова Евангелия. Экспедиции под руководством известного археолога Макаровой Т.И. обнаружили киотцы с деисусом с оклада иконы Знамение из Софийской ризницы, медную иконку с изображением Ипатия, золотую пластинку с образом святого Георгия.

Список находок пополняется и изучается. Но ученые уже пришли к единому мнению, что новгородские мастера создали свою школу мастерства. Единственное, что объединяет киевскую и новгородскую школы, впрочем, как и все другие школы эмальеров Древней Руси – это ассортимент изделия. Высокохудожественные, первоклассные штучные изделия создавались по заказам князей и других знатных лиц, а для остальных слоев населения предназначались изделия широкого ассортимента более низкого качества.

Стилистического единства новгородские мастера не придерживались – в этом их отличие от киевских мастеров. Считается, что повторяющиеся, единые по замыслу композиции принадлежали руке одного и того же мастера; такие мастера могли работать в разных мастерских. Однако есть две особенности, которые объединяли новгородские мастерские и выделяли их среди других древнерусских эмальеров – это цвет и использование перегородок. Цвета новгородской эмали повторяли яркие и чистые цвета местной иконописи: синий, голубой, бирюзовый, красный, зеленый, желтый, а распределение перегородок было свободным. Иногда перегородки не замыкались; иногда для изготовления эмали использовались другие сочетания геометрических форм, отличающиеся от киевской перегородчатой эмали. Любимые киевскими эмальерами приемы, основанные на использовании углов и ячеек, новгородцами не применялись.

Откуда же новгородские мастера черпали познания в деле изготовления украшений из перегородчатой эмали, если преемственность с киевскими мастерами не прослеживается? Более того, продолжения киевских традиций здесь не наблюдается. Для ответа на этот вопрос следует внимательно изучить археологические находки. В частности, пять квадратных пластин содержат надписи на греческом языке, выполненные в технике инкрустации. Это прямое свидетельства византийского влияния на становление и развитие эмальерного дела в Новгороде. Кроме того, эмаль пластины имеет изумрудный цвет, что также было характерно для византийской технологии. Ученые предполагают, что пластины были изготовлены в мастерских Новгорода, а состав мастеров включал греков и русских. Стилистические различия между киевскими и новгородскими изделиями можно объяснить тем, что греческие мастера прибыли в Киев и Новгород из разных мест, так как эмальерное дело Византии развивалось не только в столице и крупных городах, а распространилось по всей империи.

Перегородчатая эмаль – культурное наследие Древней Руси

Эмальерные школы мастеров Киева, Рязани, Чернигова, Владимира и Новгорода оставили прекрасные образцы перегородчатой эмали, но, вполне возможно, что список городов с развитыми технологиями производства не является полным. Вероятно, в других городах мастерские по изготовлению украшений с перегородчатой эмалью по разным причинам существовали непродолжительное время. Производства могли создаваться под заказ князя или церкви; они могли быть связаны с прибытием в город известного мастера. Примером непродолжительной работы может являться мастерская в Полоцке, где Лазарь Богша создавал крест по заказу княжны. Отсутствием преемственности можно объяснить немногочисленные находки в различных местах: колт в Чернигове, эмали в Любече и другие. Но зато такие находки обладают своеобразием, отражающим особенности места изготовления.

Более стойкой традицией на Руси было создание эмальерных школ, которые совершенствовали свои навыки и мастерство, гордились своей принадлежностью к особой группе мастеров, причастных к сложному искусству создания эмалей, и передавали свое умение новым поколениям мастеров. Вот почему это искусство просуществовало несколько столетий, не исчезло во время монгольского нашествия и продолжило традиции сложного ремесла в послемонгольскую эпоху.

Украшения с перегородчатой эмалью являются частью культурного наследия Древней Руси и мирового наследия. Находки тщательно оберегаются, изучаются, выставляются в музеях.

В Оружейной палате московского Кремля хранится облачение митрополита Киевского и всея Руси Алексия (1354-1378). Оно включает крестчатый саккос русской работы XIV века, поражающий удивительной техникой исполнения нашивных дробниц, многие из которых – эмалевые. По мнению академика Б.А. Рыбакова, часть эмалевых вставок была изготовлена в домонгольский период. Другая часть эмалевых вставок отличается своеобразием, но все же напоминает традиции древнерусских школ. Своеобразие состоит в иной манере рисунка орнамента, отдаленно напоминающего птиц, сирин, «древа жизни». Иначе выглядят перегородки – они более толстые и находятся в более глубоких лотках; использована другая цветовая гамма. Удивительно, но некоторые детали эмалевых дробниц епитрахили митрополита Алексия напоминают почерк не киевских, а новгородских мастеров, в частности, мастера из Новгорода, изготовившего иконку со святым Ипатием.

Отмечено сходство традиций и на других реликвиях: похожи некоторые детали орнамента владимирских колтов, оклада иконы «Богоматерь Знамения» (XVI в.) из Оружейной палаты в Москве и маленьких дробниц епитрахили из Отрочего Тверского монастыря. Московские и самые поздние из найденных эмалей – тверские, не имеют аналогов. В них явно прослеживаются следы угасания некогда процветающего производства; очевидно, искусство перегородчатой эмали прекратило свое существование примерно в XIII-XIV вв., и Москва и Тверь стали ее последними центрами.

В чем значимость искусства перегородчатой эмали? Оно показало возможность заимствования технологии изготовления художественных изделий. По меткому высказыванию Н.П. Кондакова, «каждое искусство начинается заимствованием». Но показав свою готовность к восприятию сложнейшего искусств, Русь создала свои собственные традиции и подготовила почву для дальнейшего взаимовлияния. В дальнейшем это приведет к проникновению в русскую культуру лучших образцов каменного зодчества, скульптуры и живописи, переработав которые русские мастера создадут свои, самобытные произведения. Так произошло с искусством перегородчатой эмали, которая на Руси приобрела своеобразные уникальные черты, став русской перегородчатой эмалью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]