Какая проба у столового серебра и что значат другие маркировки

Серебро – самый дешевый металл из тех, что наделены правом именоваться драгоценными. Ювелирные изделия из серебра могут выглядеть изысканно и благородно, но быть доступными широкому кругу потребителей.

Со столовым серебром ситуация принципиально иная: оно стоит недешево, посему комплект столовых приборов из благородного аргентума доступен далеко не каждой семье. Все объясняется просто: на изготовление серебряных ножей, ложек и вилок идет очень много металла, да и производственные затраты нужно как-то окупить.

Серьезное влияние на ценообразование оказывает проба столового серебра, его внешний вид, бренд и история. Оставим в стороне субъективные характеристики и обратимся к конкретике, то есть, заветным циферкам, обозначающим пробу серебра, и их ближайшему окружению.

Какие бывают пробы у столового серебра

Серебро – мягкий металл, поэтому его использование в чистом виде ограничено только технической сферой и изготовлением мерных слитков.

В быту мы сталкиваемся с ювелирными сплавами на основе серебра: из них делают украшения, аксессуары, предметы интерьерного декора и, разумеется, столовое серебро.

Чтобы получить сплав с достойными прочностными характеристиками, к серебру добавляют так называемые лигатуры, то есть, ювелирные сплавы.

Лучшими друзьями «лунного металла» являются медь и никель, но иногда используются и другие добавки. Большое количество меди определяет легкий желтоватый оттенок, присущий серебру «с историей».

Проба на столовых приборах обычно проставляется на рукоятке снизу, но возможны варианты (особенно на старинных изделиях). На данный момент на российских изделиях она отражает содержание драгоценного металла в грамме ювелирного сплава по общепринятой системе СИ. Например, 925 проба означает, что в килограмме сплава содержится 925 граммов серебра (92,5%) – все просто и понятно.

В царской России была принята другая система мер, золотниковая, поэтому на старинном столовом серебре вы увидите не трех-, а двузначные числа. Чаще всего встречается серебро 84 пробы. Этот показатель соответствует современной 875 пробе.

Кстати говоря, из сплава 875 пробы выпускалось практически все столовое серебро советской эпохи. Позволить его себе могли немногие, но качество этих изделий было безупречным. Состоятельные люди, высокопоставленные чиновники и иностранцы покупали его с удовольствием.

Чем столовое серебро отличается от ювелирного

Столовое серебро отличается от ювелирного лишь сферой применения: используются аналогичные сплавы. Другое дело, что для ювелирных нужд чаще используют высокопробные сплавы, в то время как столовое серебро может нести клеймо со скромным числом «800».

Оптимальный ювелирный сплав – так называемое «стерлинговое серебро», 925 проба. Оно используется при производстве подавляющего числа ювелирных изделий. Но эксклюзивные украшения могут быть и более высокопробными, например, с клеймом «960».

Использование серебра 925 пробы в производстве столовых приборов ограничено по понятным причинам. Этот сплав достаточно мягкий, что способствует истиранию и деформации изделий в процессе эксплуатации. Вилка с легко гнущимися зубцами, согласитесь, не слишком удобна.


Набор столовых приборов 4 предмета (перейти в каталог SUNLIGHT)

Тем не менее из достаточно мягкого 916-го сплава делают очень дорогую посуду (графины, бокалы, рюмки) и предметы столового декора, обычно с эмалировкой. А серебро 960 пробы используется исключительно для изготовления уникальных изделий с ярко выраженными антисептическими свойствами.

Однако с появлением технологии родирования использование стерлингового серебра в не слишком привычной сфере участилось. Теперь высокопробные вилки, ложки и ножи путем гальванизации покрывают слоем родия.

Вследствие такой обработки поверхность столового серебра становится более блестящей, долговечной, устойчивой к физическим и химическим воздействиям. Да и ухаживать за родированным столовым серебром неизмеримо легче.

Серебро – природный антисептик, убивающий бактерии. Однако родирование, к сожалению, нивелирует его антисептические свойства. Так что если вы хотите кормить дитя с серебряной ложечки, лучше выбирать необработанный металл с максимально высокой пробой.

Как отличить серебро от других металлов

В отличие от золота, чей желтоватый отблеск сложно с чем-то перепутать, серебро напоминает множество недрагоценных металлов. Поэтому важно знать, как визуально отличить белое золото от серебра, платины или олова, чтобы не приобрести по ошибке грошовую безделушку.


Украшения из серебра имеют сероватый оттенок

Первое, на что нужно обратить внимание, если нужно отличить серебро от платины – это размер украшения. Платина слишком дорогой металл, чтобы делать из него массивные кольца или серьги. Ещё один признак – цвет. Украшения из серебра имеют сероватый оттенок, а платиновые изделия гораздо светлее и отливают белым.

Белое золото от серебра отличить также легко. Серебро, как уже было сказано выше, имеет серый оттенок, а белое золото больше уходит в жёлтый цвет. Кроме того, изделия из серебра будут блестеть значительно меньше, чем изделия из белого золота.

Олово отличается от серебра не слишком сильно, поэтому определить металл на глаз в данном случае будет непросто. Однако вы можете воспользоваться вышеупомянутым способом с йодом – если после нанесения раствора металл чернеет, то перед вами олово.

Отличить серебро от палладия можно при помощи азотной кислоты — её можно купить в аптеке или специализированном интернет-магазине. Будьте осторожны и обязательно используйте перчатки при работе с кислотой! Если капнуть веществом на украшение из серебра, останется тёмный след. А если это палладий, он покраснеет.

Как проверить серебро в домашних условиях на подлинность (видео)

Что обозначают серебряные клейма на ложках

Серебро – пусть и недорогой, но все же благородный металл. Это значит, что он подлежит обязательному клеймению. Для серебра в России принято клеймо в форме лежащего бочонка. Помимо числа, обозначающего содержание драгоценного металла, там красуется женский профиль в традиционном русском кокошнике.

Помимо обязательного пробирного, на металле могут быть проставлены и другие клейма. Обычно это логотипы производителей, торговых марок, брендов.

Разобраться во всем этом многообразии архисложно, а уж если речь идет об антиквариате, так тем более. Самый лучший вариант в этом случае – отдать изделие на профессиональную экспертизу. Эксперт укажет не только содержание драгоценного металла, вес и происхождение изделия, но и его оценочную стоимость.

Можно, конечно, поэкспериментировать с кустарными способами определения драгметалла (йод, ляписный карандаш, серная мазь и иже с ними), но гарантии точного результата никто не даст. Да и еще есть риск испортить ценную вещь: а вдруг к вам попала ложка, изготовленная на мануфактуре Саввы Морозова специально для царской семьи?

Столовое серебро, выпущенное в других странах, несет клеймо, принятое в стране производителя. А в Советском Союзе изделия из драгметаллов ожидаемо украшались пятиконечной звездой с гербом в центре.

История пробирной системы

Не только цифры используются пробирной системой, но и буквы. Если раньше проба несла в себе более развернутую информацию: ценность предмета, имя ювелирного мастера и даже дату изготовления, то сейчас клеймение происходит строго по системной таблице. На Руси этому искусству обучались долгое время. Ставить пробы мог только сам мастер или его главный помощник. В начале 19 века российский император даже издал указ о том, чтобы были оборудованы специальные палаты для клеймения серебра и других металлов.

Система клеймения развивалась, а вместе с ней периодически видоизменятся сам оттиск. Для каждой категории драгметаллов он был свой. Первый оттиск был в виде женской головы в кокошнике, но каждый отдельный округ в Российской империи имел свое клеймо, на котором были пропечатаны буквы. Они являлись инициалами главы района. Потом было принято решения ставить аббревиатуру, согласно регионам. В то время в России было много немецких мастеров, которые делали свои изделия из столового серебра именными.

Единая система пробирования появилась при Петре Первом, в 1899 году. Именно он обязал мастеров указывать пробу на драгметалле, чтобы можно было примерно определять ценность предмета. Интересный факт, что на первом оттиске профиль женщины был повернут влево, да и само клеймо представляло собой примитивную разработку. Когда стали появляться качественные подделки пробы, было принято решение усложнить клеймо и в итоговом варианте люди увидели лицо женщины, уже повернутое вправо. Помимо этого изменения, мастера добавили дополнительные штрихи в изображение, чтобы мошенники не смогли его подделать без специальных навыков и оборудования.

На заметку! После утверждения нового клейма, каждый округ дополнительно проставлял буквенную аббревиатуру своего района.

Маркировки на серебряных ложках

Маркировки серебра у всех производителей разнятся, но пробирное клеймо проставляется обязательно. Тем не менее может возникнуть путаница: например, в старые времена пробу ставили не только на серебряные, но и посеребренные изделия.

А сколько существует сплавов, похожих на серебро – просто не счесть! Если изделия из них были выпущены в Советском Союзе или России, на них тоже будут проставлены клейма (естественно, без заветных циферок):

  • АЛ – алюминий;
  • МЕЛЬХ – мельхиор, сплав меди и никеля;
  • МНЦ – нейзильбер, медь и никель плюс цинк;
  • МН – монель, мельхиор с повышенным содержанием никеля;
  • НЕРЖ – «нержавейка», то есть, нержавеющая сталь.

Естественно, подобные столовые приборы серебряными не являются и особой ценности не представляют.

Принципы нанесения клейма

Клеймо может находиться внутри или снаружи изделия. Самый первый и популярный способ – это механический. Этим искусством должен обладать каждый ювелирный мастер. Сначала для этого применялся обычный молоточек, а потом был изготовлен специальный механизм, осуществляющий процесс автоматически. Присутствовали также специальные наковаленки, без которых нанести ювелирную печать аккуратно было практически невозможно. Станки уже ввели, когда потребовалось массовое клеймение.


Электроискровой метод проводится с участием электродов

Электроискровой метод проводится с участием электродов. Для этого была изготовлена специальная установка, с помощью которой оттиск выжигается искрой. Если на клейме присутствуют перемычки сверху между контуром и значком, значит, этот предмет клеймили электроискровым способом. Этот метод более эффективный, но не все ювелирные мастерские и заводы применяют его, потому что подобная установка стоит приличных денег.

Для очень дорогих ювелирных изделий могут применяться специальный лазер, который наносит клеймо очень аккуратно. Этот метод не так актуален в массовом производстве, потому что лазерная отметка со временем исчезает. Если человек приобрел подобное изделие, то относится к нему нужно более бережно, потому, что через время отметка попросту пропадет и уже нельзя будет подтвердить принадлежность украшения к драгоценному справу.

ВАЖНО! Подделать пробу не так сложно, но мастер сразу поймет, что она не настоящая. В советское время именно из-за работы мошенников оттески менялись несколько раз. Чаще всего фальшивые предметы попадались в серебряной посуде.

Известные мировые производители столового серебра

Выше всего ценится антикварное серебро: его стоимость с каждым годом возрастает. Раритетное серебро именитых производителей прошлого имеет высочайшую культурную и историческую ценность и продается преимущественно в антикварных магазинах или с аукционов.

Тем не менее и сейчас можно купить роскошное столовое серебро как от российских (великоустюгский , знаменитая Argenta, Костромской Ювелирный завод), так и зарубежных (британский Royal Buckingham, немецкие Robbe & Berking и Koch & Bergfeld) производителей. Да, недешево, но это разумное вложение средств: элитное столовое серебро год от года будет только дорожать!

18.08.21

Что означает маркировка?

Обычно чистый состав (999 пробы) благородного металла (будь то золото, серебро) не пригоден для производства качественного ювелирного продукта. Получаемые таким путем предметы слишком хрупкие.

Ради сообщения улучшенных механических свойств и создания более насыщенной блестящей цветовой фактуры, состав обогащают добавлением частей цветных металлов — так получаются сплавы. Маркировка на изделии из драгметалла (в том числе, серебра) показывает содержание драгметалла в сплаве, служит определению его пробы.&

Пробы сплавов драгметаллов для ювелирных изделий и других серебряных предметов, включая столовые приборы, устанавливается законодательством страны. Наиболее ранним подобным стандартом служит стандарт «стерлингового серебра» (925 пробы) – это материал для наилучших серебряных приборов: прочных и самых безопасных для здоровья (поскольку в состав серебра 999 пробы добавляется лишь медь).

ФОТОКАТАЛОГ КЛЕЙМ ЗОЛОТЫХ И СЕРЕБРЯНЫХ ДЕЛ МАСТЕРОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Красивые столовые приборы всегда пользовались спросом, их преподносили в качестве подарка или просто покупали для использования в хозяйстве. Сервировка стола позолоченными или серебряными вилками, ложками и ножами предполагается правилами хорошего тона, но не каждой хозяйке по карману такая роскошь. Многие приобретают мельхиоровые столовые приборы или изделия из нейзильбера, которые сложно отличить от серебряных. Присмотревшись, можно заметить маркировку МНЦ на ложке – что это, и сколько стоят такие ложки, знает далеко не каждый пользователь. Разобраться с термином поможет статья, начать следует с того, для чего вообще столовые приборы «клеймят».

Что означает маркировка?

Обычно чистый состав (999 пробы) благородного металла (будь то золото, серебро) не пригоден для производства качественного ювелирного продукта. Получаемые таким путем предметы слишком хрупкие. Ради сообщения улучшенных механических свойств и создания более насыщенной блестящей цветовой фактуры, состав обогащают добавлением частей цветных металлов — так получаются сплавы. Маркировка на изделии из драгметалла (в том числе, серебра) показывает содержание драгметалла в сплаве, служит определению его пробы.&

Пробы сплавов драгметаллов для ювелирных изделий и других серебряных предметов, включая столовые приборы, устанавливается законодательством страны. Наиболее ранним подобным стандартом служит стандарт «стерлингового серебра» (925 пробы) – это материал для наилучших серебряных приборов: прочных и самых безопасных для здоровья (поскольку в состав серебра 999 пробы добавляется лишь медь).

Что означает МНЦ на столовых приборах

Многих интересует, что означает аббревиатура МНЦ, вычеканенная на столовой посуде. Такое клеймо на ложке или ином приборе расшифровывается, как медь-никель-цинк. Этот сплав носит название нейзильбер. Использование цинка, кроме привлекательного внешнего вида и практичности изделия, характеризуется удешевлением затрат на производство продукции. В переводе с английского название этого сплава означает «новое серебро».

Приборы из нейзильбера в чистом виде отличаются неприятным металлическим привкусом и запахом. Поэтому они покрываются серебряным или золотым напылением, толщиной не менее 0,5 микрометра.

В соответствии с ГОСТом обозначение на наборах столового серебра предусматривается, если слой напыления составляет не менее:

Приборы с золотым или серебряным напылением – отличный подарок для любого человека, вне зависимости от возраста или пола, социального положения, вероисповедания. Такие презенты дарятся в следующих случаях:

  • крещение младенцев;
  • поступление в ВУЗ или получение диплома;
  • заключение брачного союза;
  • рождение первенца;
  • серебряная или золотая годовщина свадьбы;
  • юбилеи и другие торжества.

Издавна слагались поверья, что подаренная серебряная ложка принесет:

  • молодоженам – долгую, счастливую жизнь в любви и согласии;
  • студентам – успешное овладение науками;
  • младенцам – крепкие и здоровые зубки.

Преподносить же в дар вилки считалось дурным знаком, пророчащим грядущие несчастья.

Маркировка серебра и посеребренных изделий

Некоторое время назад я столкнулась с необходимостью разобраться в маркировках итальянского серебра. А когда поделилась это информацией со своей знакомой, которая давно имеет винтажный магазин здесь, на Ярмарке Мастеров, с удивлением узнала, что и она не знает всех тонкостей маркировки серебряных изделий. Поэтому и решила — надо написать об этом!

Итак, делюсь полезной информацией о маркировке серебряных изделий. Серебряные вещи в Италии маркируются цифрами 800, реже 925 (как правило серебро 925 пробы используется в ювелирных изделиях). Означают эти цифры, что каждые 1000 единиц материала состоят из 800 (или 925) частей серебра и 200 (или 75) частей меди. Чистое серебро в производстве предметов интерьера, сервировки и в ювелирных изделиях не используется, так как оно слишком мягкое. Об эволюции клейма итальянских серебряных изделий напишу чуть ниже.

Иностранные, неитальянские серебряные изделия могут иметь разные маркировки. Так, американское серебро часто маркируется Sterling, что является аналогом маркировки 925. Английские мастера используют символ «прогуливающийся лев», который гарантирует маркировку 925, а также, помимо этого символа, ставят клеймо с датой и городом изготовления, а более старые изделия имеют информацию о главе государства. Остальные европейские государства, кроме Англии, используют ту же маркировку, что и Италия.

Маркировку имеют не только серебряные вещи. Так, например, мне встречалось клеймо Alpacca, сплава по составу очень похожего на мельхиор и нейзильбер. Ни один из этих сплавов, мельхиор, нейзильбер и альпака, не содержат серебра, но альпака является очень хорошей основой для посеребрения, а столовые приборы из нейзильбера практически всегда покрывают тонким слоем серебра, чтобы убрать металлический привкус. Некоторые английские и американские предметы имеют маркировку German Silver, что означает нейзильбер. Маркировка Sheffild — это тоже не серебро, но старые изделия Шеффилд всегда очень качественные и поэтому имеют высокую ценность.

Хочу обратить ваше внимание на маркировку Arg.800 и Arg.1000, используемую итальянскими мастерами. Эта маркировка означает, что изделие не серебряное, а посеребренное, то есть на поверхность сплава нанесен тонкий серебряный слой, чаще всего гальваническим методом.

Ну и чуть подробнее об эволюции серебряного клейма в Италии. Единое клеймо итальянских мастеров обязали использовать законом от 2 мая 1872 года. В качестве клейма использовалась женская голова. Голова с цифрой 1 была аналогом 950 пробы, с цифрой 2 — 900, а без цифры — 800.

С 1890 по 1934 годы использовалась маркировка только цифрами, без овала, часто параллельно с ранее использовавшимися ювелиром символами, например, цветком.

С появлением фашизма в 1934 году, был добавлен еще один знак для идентификации ювелиров. Маркировка 800 теперь располагалась внутри овала, а также стали использовать шестигранник, содержащий идентификационный номер производителя, луч littorio (символ фашизма) и инициалы — аббревиатура провинции, в которой был изготовлен объект.

С окончанием периода фашизма в 1944 году и до 1968 года продолжают использовать ту же маркировку 800 внутри овала и шестигранник, содержащий идентификационный код изготовителя с инициалами провинции, в которой был изготовлен объект, но в шестиграннике исчезает луч littorio.

С 1968 года маркировка 800 или 925 всегда заключена в овал, но форма шестигранника изменилась — внутри появилась звезда, затем номер производителя и, наконец, аббревиатура из начальных букв провинции, где изготовлено изделие. Эта маркировка используется до сих пор.

P.S. Все данные о маркировке взяты с итальянских сайтов, а также после консультаций со специалистами по винтажным изделиям и антиквариату. Фотографии, к сожалению, приложить не смогла: доступные в интернете имеют слишком маленький размер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]