Ювелирный словарь: 20 украшений, которые стоит знать модницам


КОЛЬЦА СЕРЬГИ БРОШИ БРАСЛЕТЫ ЗАПОНКИ КОЛЬЕ ДИАДЕМА

Испокон веков люди тянулись к истинным творениям искусства. Работы ювелиров, в которых природная красота драгоценных материалов соединялась с совершенством форм, созданных руками златокузнецов, неизменно вызывали восхищение. Уже изначально ювелирные изделия оптом, дополнявшие костюм человека, были столь совершенными и разнообразными, что последующие поколения время от времени приоткрывали этот старинный ларец с сокровищами, черпая из него идеи, стиль, формы. Ожерелья, серьги, гребни, зеркала, перстни, кольца, медальоны, броши, фибулы-будавки, заколки, шпильки, браслеты… С древнейших времён ассортимент украшений богат: как красками из палитры художника, ими можно воссоздать ритуал соперничества человека с неумолимым временем и его мечту о собственном идеальном образе…

Кольцо

Кольцо – ювелирное украшение, состоящее из шинки(ободка) и щитка (либо без него), известно с глубокой древности. Изначально кольцо определяло социальный статус владельца, с его помощью проставляли клеймо (печать) на документах и предметах собственности. В Древнем Египте были известны перстни в виде просверлённой резной печатки, насаженной на проволочный обод, который можно было носить на пальце. У народов, населявших Средиземноморье и территории Ближнего и Среднего Востока, кольца с глубокой древности служили в качестве украшений. А в Древнем Риме кольцо являлось знаком принадлежности к знатному роду – патрициям. У мусульман оно считается обязательным для мужчин. Недаром восточная мудрость гласит: любое украшение может быть, но кольцо – обязательно. Форма и характер декоративного убранства колец со временем менялись, усложнялась символика. Их делали из бронзы, серебра и золота, украшали резьбой, зернением, эмалью, цветными камнями и бриллиантами.

Исторически сложилось несколько видов колец, сохраняющих своё значение и по сей день. Уже в XII в. появились помолвочные кольца, служившие залогом будущих любовных и семейно-брачных отношений. В наши дни их украшают бриллиантами символизирующими вечность и несокрушимую прочность союза, а также чистоту помыслов и намерений, вступающих в брак. В конце XVIII в. в России с законодательным оформлением чина обручения и венчания получили распространение обручальные кольца, надеваемые во время православного обряда венчания на безымянные пальца правой руки жениху и невесте( у католиков и протестантов кольцо надевают на левую руку). Традиционно гладкое обручальное кольцо символизирует вечность брака. Однако в последнее время всё чаще встречаются торжественные кольца, представляющие собой ровную по всей окружности шинку, украшенную бриллиантами или драгоценными камнями, одинаковыми по величине и огранке. Время от времени популярными становятся и другие типы колец. Так, модное в 1920 гг. кольцо тринити с тройной шинкой, каждая из которых имеет символическое значение: любовь, дружба, верность, вновь появилось на прилавках ювелирных магазинов в 2007 г. Иногда романтически настроенные мужчины и женщины в напоминание о близких и дорогих им людях носят кольцо на груди, подвесив его как талисман. В последнее время, главным образом в молодёжной среде, нашли своих поклонников кольца для пирсинга.

Готический стиль


Серебряное колье от VaeNoxx (vaenoxx.deviantart.com)
Появившееся в Средние века готическое направление в архитектуре сразу же отразилось и на ювелирных украшениях. Изделия приобрели символизм, стали массивными, рельефными. Стала проявлять себя игра на контрастах — красные камни и черненое серебро, черные камни и золото.

Сегодня готический стиль имеет множество интерпретаций. Многие считают его сугубо молодежным, хотя это совершенно не так. Некоторые украшения действительно востребованы исключительно представителями субкультур — «вампирские» кольца, черепа с бриллиантами, кресты. Но есть и более «мягкие» направления: готический ренессанс, украшения в контрастном стиле.

Реклама — Продолжение ниже

Серьги

Почти повсеместно у народов, населявших Европу, территории Ближнего Востока, Кавказа и Юго-Восточной Азии, серьги были известны уже в III-II тысячелетиях до н.э. Классическая античность Греции и Рима представляет богатое разнообразие их форм и декора. В античном Причерноморье(IV в. до н.э. — IV в. н.э. ) нашли распространение золотые серьги-диски с рельефными изображениями львиных голов и грифонов, а также розетками, порой расцвеченными эмалью. Известны серьги-кольца с концевыми украшениями в виде голов животных, менад, негров, фигуры Эроса. Во II в. у сарматов появились серьги с миниатюрными подвесками — амформами, а в III в. – каплевидные с многочисленными цветными стёклами. Встречаются эти украшения как в женских, так и в мужских захоронениях, но кочевники- мужчины вдевали серьгу только в левое ухо. Новую жизнь разнообразным видам серёг дала мода Ренессанса. Ювелиры вкладывали в их изготовление бесконечную фантазию и мастерство. Особенно ценились украшения с крупными жемчужинами грушевидной формы. Появились серьги, оформленные с лицевой стороны камнями, а с обратной – эмалями. В эпоху барокко ювелирные изделия стали изготавливать целыми гарнитурами – парюрами и в их состав непременно включали серьги.

С эпохой классицизма пришло увлечение строгими по форме серьгами с каплевидными подвесками, камеями либо их имитациями из керамики или папье-маше. Как и браслеты в 1930-1940-х гг. серьги изготавливали из литого чугуна. Стиль бидермайер привнёс в моду подвески из полихромного золота. Был в ходу и традиционный тип в виде цветного драгоценного камня в филигранной оправе с зернью. Крупные длинные серьги надевали преимущественно с декорированным платьем, открывавшим плечи и шею дамы.

В 1020-1930-х гг. появились миниатюрные серёжки-пуссеты. (гвоздики), закреплявшиеся в мочке уха с помощью винта или штифта. С конца 1930-х гг. в моду вошли серьги-клипсы. Они удерживались зажимами и не требовали прокалывания мочки уха. Современный выбор серёг богат и разнообразен – от совcем миниатюрных до традиционных серёг-калачей, цыганских колец и очень крупных, с целым потоком подвесок в виде цепочек, монет, «шармов» и камней всех видов огранки и обработки.

Классический стиль (классицизм)


Диадема из золота с бриллиантами, жемчугом и эмалью, XVIII—XIX вв.
Стиль пришел на смену рококо. Роскошь и излишняя вычурность стала утомлять людей, они хотели более простых и понятных форм. Так, во второй половине XVIII века зародился классический стиль. Основные черты — античные орнаменты, четкость линий, геометрические узоры, полная симметрия.

Стиль просуществовал всего несколько десятилетий, но оставил видимый след в ювелирном деле. Сдержанный декор, целостность форм, простые линии — все это популярно и сегодня. Кольцо в классическом стиле было гладким либо с ненавязчивым растительным или геометричным узором, часто с одним крупным камнем. Уже к началу XIX века украшения стали утрачивать характерные классицизму черты и вновь стали более пышными и роскошными. Однако именно из украшений периода классицизма родились современные классические ювелирные изделия.

Брошь

Брошь – один из старейших декоративных элементов костюмов людей всех времён и народов. Прародительницей броши считается фибула, входившая в обиход у многих народов мира. Свободный и пышный костюм Возрождения сделал брошь непременным аксессуаром. Их носили люди разных сословий – бронзовые литые украшали скромную одежду простонародья, а состоятельная знать заказывала драгоценные броши у ювелиров. Их нашивали не только на одежду, но и на головные уборы. Так, на портрете английского короля Генриха VIII работы Ханса Хольбейна Младшего мы видим восемь крупных золотых, богато декорированных брошей, нашитых на отогнутые поля королевской шляпы.

Широкое распространение этих ювелирных изделий предложило XVII столетие. Брошь снова приобрела своё утилитарное значение. С её помощью застёгивали воротник, собирали складки одежды или убавляли вырез, как это делала одна из придворных дам Людовика VIII мадам де Севинье, чьё имя с тех пор и носит этот тип броши. Для их украшения использовали рубины, изумруды, сапфиры, жемчуг.

В XVIII в. появились бриллиантовые броши в виде разнообразных цветочных букетов, бантов. В конце столетия нашли широкое распространение броши с эмалевыми миниатюрами, часто портретными; резные на камне или лаве камеи и инталии в строгой оправе с игловидным замком. Часто их заменяли вошедшие тогда в моду керамические камеи, созданные на мануфактурах английского художника-керамиста Джозайи Веджвуда.

Стиль бохо


Украшения в стиле бохо. Фото: 7colorz.com
Стиль появился в 60-х годах XX века во времена хиппи с их свободным стилем жизни. Его черты: простота, натуральность материалов, многослойность, пастельные природные оттенки. В бохо-украшениях чаще используются поделочные камни, дерево и серебро. Самобытность, этничность видна в каждом изделии.

Браслет

Браслет ( от фр. Bracelet – «запястье») – сплошное, разъёмное или состоящее из звеньев украшение, которое одевают чаще всего на запястье. Его носили с самых древних времён, причём как женщины, так и мужчины. К эпохе палеолита относятся пластинчатые браслеты из бивня мамонта, выполненные более 25 тыс. лет назад. Браслеты из металла появились в III тысячелетии до н.э. На протяжении истории их изготавливали из самых разных материалов: бронзы, железа, стекла, фаянса, серебра, золота, а позже, с конца XIX в., и из платины. Форма браслетов менялась – плоские, объёмные, фигурные, они украшались филигранью, гравировкой, эмалью, жемчугом и драгоценными камнями.

Форма браслетов и их местоположение со временем менялись. Следуя моде, даже европейки носили браслеты и цепочки на щиколотках. Развивавшиеся в танце тонкие шелка бальных платьев приоткрывали у щеголих времён Александра I изящные ножки с этим пикантным золотым украшением. После раскопок Помпей в середине XVIII в. интерес к античности возродил моду на браслеты. Теперь на них часто можно было увидеть камеи и инталии. Аристократки, увлекавшиеся. Подобно Екатерине II, коллекционированием минералов, сделали популярными украшения с акрограммами: камни для них подбирались таким образом, чтобы по первым буквам их французских названий можно было составить имя или девиз. Такие браслеты с зашифрованным именем Павла I и его детей хранила супруга императора Мария Федоровна. В наши дни браслеты стали одним из востребованных украшений. В коллекциях ювелирных фирм они представлены во всём многообразии форм и убранства – от тонких ривьер (англ. «ручей», «река» ), осыпанных бриллиантами, до многочисленных цепочечных композиций с подвесками из металла и камня.

Стиль рококо


Браслет из позолоченного серебра от Tom Binns
В начале XVIII века, когда в Японии развивалось уникальная техника работы с металлом «мокуме гане», во Франции верховодил стиль рококо. Он имеет схожие черты со стилем барокко, но украшения рококо более плавные и асимметричные. Появляются новые элементы — завитки, округлости. Само название стиля происходит от слова «rocaille» — орнамент, повторяющий завиток раковины.

К середине XVIII века стиль распространился по городам Европы. Дамам и кавалерам тех времен приглянулись утонченно-грациозные украшения, легкие, витиеватые. Ровные ленты в декоре стали закрученными, листья — тонкими и изогнутыми, лепестки в бутонах — пышными.

Запонки

Считается, что первые запонки появились на рубеже XVI-XVII вв. во Франции. Именно тогда изменился покрой рукавов мужских рубашек: для их стягивания в манжетах стали делать небольшие разрезы, сквозь которые продевали пару идентичных пуговиц, соединённых цепочкой или проволокой. Сначала они назывались манжетными пуговицами, а чуть позже запонками. Широкое распространение запонок началось в середине XIX в. с появлением современного вида рубашек с жёсткими манжетами. Их принято носить как с деловым, так и с вечерним костюмом. В зависимости от этого запонки делают из различных( в том числе драгоценных) материалов, а в оформлении используют гравировку, скань, чернь, эмаль. На рубеже XIX-XX вв. сложился обязательный парадный комплект мужских украшений – булавка для галстука или шейного платка, пуговицы, иногда дополняемые кольцом, и конечно же запонки. А сначала XX в., когда появились блузки рубашечного покроя, их стали носить и женщины.

Декор запонок неоднократно менялся за последние 100 лет. В 1920-1930 гг. на запонках конные скачки и спортивные машины соседствовали со сценами и трофеями охоты и рыбной ловли. В 1960 г. Добавились этнические мотивы навеянные культурой хиппи. В середине XX в. окончательно сформировались 2 вида запонок – европейский с идентичным убранством обеих половинок и американский, упрощённый, с украшением лишь их лицевой части и небольшими шарнирами и петлёй. В наши дни запонки всё также актуальны, и связано это с формированием новой психологии, согласно которой костюм, украшения и аксессуары дают внешнюю характеристику статусу человека в обществе.

Стиль барокко


Броши в стиле барокко от Pierre Bex
«Отцом» стиля барокко считается великий скульптор Микеланджело. Основные черты этого направления — обилие элементов, яркие цвета, линии, перетекающие друг в друга — нашли отражение и в украшениях.

Европа XVII—XVIII вв.ека переживала потрясения. Уставшие от напряженной ситуации граждане желали хоть как-то отвлечься. И вот ювелиры начинают изготавливать первые ажурные броши, пряжки с обилием жемчуга, который, кстати, использовали и в костюмах. Кстати, в России есть и своя знаменитая ажурная техника — скань (она же — филигрань), зародившаяся в X—XII вв.еках.

В стиле барокко практически исчезли подвески, популярные ранее. На смену им пришли новые модели украшений — многоярусные браслеты, серьги «канделябры», перстни с «секретами».

Реклама — Продолжение ниже

Колье

Колье (фр.collier – «ошейник», «ожерелье») – это достаточно объёмное украшение для шеи и груди с фиксированной и эффектно разработанной центральной частью, чем отличается от ожерелья. Однако в последнее время границы обоих определений зачастую размыты. Колье может состоять из одного или нескольких рядов декоративных элементов, объёмы которых, как правило, нарастают к центру, хотя известны и асимметричные композиции фантазийного характера. Колье часто дополняют подвесками из драгоценных камней или крупных жемчужин. В отличие от полуколье, представляющего собой относительно небольшой декоративный элемент в центре, колье занимает всю верхнюю часть груди, переходя в тонкую полоску на уровне шеи и плеч.

В отличие от ожерелья колье вошло в обиход только в эпоху Возрождения. Тогда оно являлось принадлежностью как женского, так и мужского парадного туалета, причём мужское колье носили поверх одежды. Оно было массивной и завершалось крупной подвеской – медальоном. Типы колье, их размеры, длина, декоративные элементы связаны с изменениями моду и стилевыми направлениями, характерными для определённых эпох. В XVII в. нашли распространение так называемые склаважи, плотно облегавшие шею дамы. Название этого происходит от фр. esclavage – «рабский», «рабский ошейник». Оно связано с кокетливым культом бога любви Купидона, рабынями которого шутливо объявляли себя представительницы прекрасного пола утончённо-галантного века. Эти колье делали из золота, дополняя драгоценными камнями, были известны склаважы в виде присобранной кружевной рюши или бархатки. В центре располагались роскошная подвеска или бант.

На протяжении XIX в. появлялось несколько типов колье, которые не вышли из употребления и поныне. С 1830-х гг. дамы с удовольствием носят ривьеры – ожерелья, составленные повторяющимися звеньями одинаковой декорировки: изумрудные, сапфировые, с камеями или мозаикой. На рубеже XIX-XX вв. вошли в моду ожерелья — лавальеры в виде цепочки с каплевидной или грушевидной подвеской из драгоценного камня в оправе или без неё. В эпоху можерна и ар деко носили сотуары – украшения с группой подвесок или кисточкой на груди. Эти подвески изготовляли из бусин, жемчужин или цепочек одинаковой длины.

Параллельно со всеми модными тенденциями, сменяющими друг друга, ведущие ювелирные дома мира предлагают своим клиентам эксклюзивные колье и сложные ожерелья, продолжающие традиции классических стилей. Разнообразие форм, декора и богатство используемых материалов этих украшений ограничиваются только фантазией дизайнеров и… размерами банковских счетов заказчиков.

Клеймение ювелирных изделий

Все изделия из драгоценных металлов, изготовленные в нашей стране, должны иметь пробирное клеймо, поставленное Инспекцией пробирного надзора Министерства финансов. Пробирное клеймо содержит пробу, указываемую цифрами.

Кроме метрической системы, применяемой в нашей стране, в ряде стран используется каратная система проб. Соответствие некоторых проб золотых сплавов двух систем приведено ниже:

Метрическая Каратная
375 9
583/585 14
750 18

Помимо цифр на клейме некоторых стран есть еще и символика. Например, до недавнего времени на отечественных изделиях перед цифрами изображалась звезда с серпом и молотом.

Если инспекция пробирного надзора установила несоответствие укзанной на изделии пробе, то на изделие наносится клеймо НП ( не соответствует пробе ). Такие изделия подлежат переработке. Наряду с пробирным клеймом на изделия наносится именник предприятия-изготовителя, содержащий последнюю цифру года выпуска и условное буквенное обозначение предприятия.

Диадема

«Диадумен» -, так подписана скульптура великого ваятеля античности Поликлета(V в. до н.э.). Она изображает юношу, обвязывающего голову повязкой победителя. Действительно, в глубокой древности диадемой называли головную повязку из ткани обычного белого или голубого цвета, часто украшенную орнаментом. Диадема-повязка использовалась и как символический головной убор восточных монархов, иудейских первосвященников и древнегреческих жрецов. Особенно популярны диадемы в эллинистический период. Впоследствии диадема стала символом царской власти и приобрела вид короны. Теперь при её изготовлении использовали исключительно драгоценные материалы: золото, жемчуг, бриллианты. Со временем венцы византийских императоров дополнились многорядными подвесками – ряснами. Их ракрепляли по сторонам лица.

В XVIII в. увлечением искусством античности диадемы стали обязательным элементом дамского бального туалета. Порой они напоминали изящную цветочную гирлянду, закреплённую в локонах прически. Так выглядит диадема, хранящаяся в Алмазном фонде России. Она составлена семью подвижно соединёнными звеньями в виде роз и фрёрдоранжа, осыпанных бриллиантами с маленькими пчёлками, будто зависшими над их сердцевинами. Безвестный ювелир, выполнивший это украшение для императрицы Елизаветы Петровны, подложил под сверкающие камни цветную фольгу, создав впечатление натуральным природных красок.

Диадемы классицизма представляли собой обод с высокоприподнятой надо лбом средней частью. Своеобразным продолжением эволюции диадемы в эпоху историзма стало появление в русском официальном придворном женском костюме, принятом в середине XIX в., головного украшения в виде стилизованного кокошника.

* Различают геммы с врезанными изображениями (инталии) и с барельефными выпуклыми изображениями (камеи). Геммы с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями.

17.07.2012

Стиль модерн или ар-нуво


Подвеска в стиле модерн от Luis Masriera
В 90-х годах 19 века стало популярным Art Nouveau (ар-нуво) — новое искусство, которое зародилось в России и Франции, а позже завоевало всю Европу. На первых порах украшения в этом стиле имели готические и японские черты или были изготовлены во флоральном ключе (использование цветочных и растительных орнаментов). Стиль быстро стал популярным из-за своей яркости, образности, обилия декора.

Реклама — Продолжение ниже

Модерн многие считают парадоксом ювелирного ремесла из-за смешения различных стилей: в России ар-нуво развивается вместе с национальными техниками, а французские мастера ориентируются на японские мотивы. Все это привело к тому, что украшения в стиле модерн были необычными и непривычными для тех времен.

Создавались изделия в этом стиле сначала только для состоятельных людей в единичном экземпляре. Кроме растительной тематики, стали использовать изображения мифических персонажей, силуэты людей, птиц, зверей. Активно использовались различные техники ювелирной эмали.

Нюансы подбора украшений к одежде

Многих женщин интересует, какие виды украшений стоит выбирать с повседневной одеждой. Здесь надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Один стиль для одежды и украшений. Образу девочки-подростку подойдет недорогая бижутерия из пластика. Если женщина предпочитает этно-стиль, тогда лучше выбрать деревянные или кожаные изделия. Офисным работницам можно отдать предпочтение небольшим серебряным или золотым подвескам.
  2. Цвет аксессуаров может быть как контрастным к одежде, так и поддерживающим тон одеяния. Если выбирать все же контрастное украшения, тогда в тон к нему должны быть еще пару элементов. Самостоятельно оно будет несколько неуместным.
  3. Расцветка или узор одеяния. Для однотонного ансамбля подойдут замысловатые композиции с различными компонентами, для пестрого или цветастого наряда это должны быть одноцветные композиции.
  4. «Скромные» украшения подходят под оригинальный фасон одежды. Это может быть ассиметричное одеяние или наличие многих разнообразных деталей на нем.
  5. Полным дамам стоит отдать предпочтение драгоценностям средней формы, поскольку крупные будут только утяжелять образ. Миниатюрным женщинам подойдут нежные и удлиненные подвески.
  6. Под кофточку или платье с рукавом три четверти, а также длинные гольфы можно носить браслеты, которые будут отлично смотреться вне зависимости от типа фигуры женщины.

В последнее время возрождается древняя традиция носить поверх перчаток кольца и браслеты. Несмотря на популярность, такой ансамбль смотрится не очень эстетично.

Тонкости выбора бижутерии

Являясь обязательным дополнением к одежде, независимо от стиля, бижутерия вносит в образ нотки элегантности и шарма. Чтобы не ошибиться с выбором и добиться идеальных результатов, важно принять во внимание несколько дизайнерских правил:

  • Сочетание с одеждой. Украшения всегда должны соответствовать типу и стилю наряда. Например, не стоит дополнять дорогое вечернее платье дешёвой бижутерией. В этом случае уместна будет исключительно элитная или ювелирная продукция.
  • Цветовые решения. Категорически не рекомендуется совмещать в одном образе изделия серебристых и золотистых оттенков. Придётся выбрать что-то одно. При этом само украшение может повторять цвет одежды, дополнять его или, наоборот, создавать выразительный контраст.
  • Особенности фигуры. Выбирая бижутерию, следует помнить, что она будет привлекать внимание к месту своего расположения. Таким образом, правильно расставив акценты, можно подчеркнуть достоинства фигуры, оставив недостатки незамеченными.
  • Размер украшений. Чем объёмнее телосложение, тем крупнее должны быть декоративные изделия. Материал одежды. Чем плотнее ткань наряда, тем более массивное украшение стоит с ним носить.

***

Сегодня, при создании стильных и неповторимых образов, любители украшений все чаще отдают предпочтение именно бижутерии. Благодаря высокому качеству и ценовой доступности, такие изделия позволяют производить неизгладимое впечатление в любой ситуации, независимо от возраста и телосложения.

Как сделать своими руками?

Ввиду наличия всевозможных мастер-классов, а также доступности разного рода галантереи, модницы предпочитают создавать настоящие шедевры самостоятельно. К тому же такие уникальные вещицы смотрятся не только первобытно и дорого, но и весьма оригинально.

Виды украшений своими руками:

  • Бархотка. Для ее изготовления понадобится бархатная тесьма или полоска плотного атласа. Размер ленты равняется длине окружности шеи + 2 см. Также понадобится кулон, который будет крепиться посередине изделия. Сзади на ленте устанавливаются застежки, а саму полоску ткани можно дополнительно украсить бисером, разноцветными камушками или стразами.
  • Кружевной чокер. Для его изготовления понадобится кружево небольшой ширины, замок для застежки, а также по желанию камушки или бисер. Полоска кружева отрезается необходимой длины, чтобы как можно плотнее прилегала к шее. Дополнительно можно украсить однотонную ткань камушками или стразами контрастного цвета.
  • Колье из ленты. Берем яркую ленту из атласа (шириной до 1,5 см) и много небольших колечек (диаметром до 15 мм). Длина ленточки должна быть на 20 см больше с каждой стороны, чем диаметр изделия, поскольку потом края будут завязаны в бантик. Ткань поочередно пронизывают в кольца, а в конце все фиксируют узлом. Спереди ленточку завязывают в бантик. Смотрится украшение довольно эффектно и свежо.
  • Воротник рубашки. Если от старой рубашки в отличной форме остался только воротник, его можно с легкостью преобразить и использовать как самостоятельное украшение. Для этого понадобится небольшая брошка, цепочка и застежка. Брошь нанизывают на цепочку, которая идет под воротником и застегивают сзади. Также воротник можно расшить камнями или стразами, что подойдет под любой наряд.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]