Выставка «Самоцветный развал» (между собой ее чаще называют «Геммой») — одна из старейших в Москве. Она проводится с 1991 года и постоянно «прописана» на ВДНХ, хотя и меняет время от времени павильоны. В дни ее проведения со всех концов страны и даже других стран съезжаются профессионалы, лично добывающие минералы, а также продавцы камней и украшений из них.
Выставки имеют коллекционное и сырьевое направление (на них закупаются в том числе ювелиры). Однако здесь можно найти и готовые ювелирные изделия с камнями, а также поделки, вырезанные из камня.
Наши впечатления о выставке «Гемма»
Редакция «ЮВЕЛИРУМА» посетила первую ярмарку 2015 года — апрельскую. И эта выставка нас впечатлила, если не сказать — потрясла своим разнообразием и действительно чудесами, добытыми из недр. Но о том что мы увидели на стендах — чуть ниже.
Выставка в этот раз проходила в павильоне №55 — чуть правее знаменитого «Космоса». Маршрутки на главном входе мы не обнаружили, поэтому просто прошлись пешком минут 15 по территории ВДНХ.
Немного потолкавшись в очереди, мы приобрели в «предбаннике» между стеклянными дверями входные билеты по цене 100 рублей. И наконец попали внутрь просторного открытого прямоугольного холла, вдоль которого были вытянуты ряды столов с включенными лампами.
Первым ярким впечатлением от выставки стало изумление от огромного количества посетителей. Людей действительно было очень много, и они стояли кучками практически около каждого стола, немало усложняя работу нашего фотографа. Такого количества гостей мы пока не встречали ни на одной ювелирной выставке. Оказалось, минералы притягивают едва ли не сильнее, чем готовые шедевры ювелирного искусства:
Отдельным удовольствием было наблюдать за представителями профессиональных сообществ, причастных к добыче и обработке камней. Особая атмосфера и особые лица:
Зимняя «Гемма» — 2022. Фоторепортаж с выставки
Выставки «Самоцветный развал», проводимые трижды в год галереей «Гемма», давно превратились из просто площадки по продаже окаменелостей, камней и изделий из них в место, где можно пообщаться с такими же увлеченными людьми, увидеть уникальные образцы, а если повезет — то и узнать о новых интересных месторождениях. Проводятся они осенью, зимой и ранней весной. Летом делать что-то подобное бессмысленно: основной интерес здесь представляют стенды не перекупщиков, а тех, кто, собственно, собирает и препарирует образцы. Их же летом в Москве днем с огнем не сыщешь: все разъезжаются по горам и рудникам.
Зимняя «Гемма» — 2017
В целом, расположение точек и основной фон образцов практически не меняется из года в год, однако каждый раз удается обнаружить что-то уникальное, чего на прошлых выставках не было. В этот раз, например, было довольно много рыбешек с Пшехи и из других точек Краснодарского края, да и российских окаменелостей вообще. Впечатлила подборка подмосковных агатов исторических сборов шестидесятых годов из Голутвинского карьера, в равной степени прекрасных и дорогих. Трилобиты Ленобласти были представлены только в одном месте, зато впечатляли разнообразием и высоким качеством препарирования. Были и интересные экземпляры резьбы по камню, картины, выполненные в технике флорентийской мозаики, реконструкции кремневых орудий — мастерски выполненные и вполне функциональные.
Реконструкции первобытных орудий
По сравнению с осенней «Геммой», приятно удивило отсутствие давки вокруг стендов. Видимо, это было печально для продавцов (многим потенциальным покупателям хватило сентябрьской выставки), зато появилась возможность спокойно и без спешки поснимать самые интересные витрины.
Долго рассказывать о «Гемме» бессмысленно: это надо видеть. Поэтому дальнейший рассказ предлагается в виде подписей к фотографиям.
Рыбы и водоросли р. Пшеха (серые плитки), рыбы из окрестностей Красного Дагестана (бежевые плитки), огромные брахиоподы Gigantoproductus из Тульской области, строматолиты, аммониты из разных мест и немного каменноугольной флоры
Кораллы из нижнего карбона Тульской области, губки и ярославские аммониты
Отпечатки рыб. Северный Кавказ, Краснодарский край
Трилобиты и цистоидеи Ленинградской области
Огромные агаты и резьба по камню
«Царевна-лягушка»
Голутвинские агаты. Исторические сборы 60-х годов
Агаты Голутвинского карьера крупным планом
Минералы и резьба по камню
Кремневые ножи с рукоятками из кости и фигурки мамонтов
Хрустальный попугай наблюдает за «Самоцветным развалом»
Каменные ножи на любой вкус
Разнообразие агатов
Картины в технике флорентийской мозаики
Уехать с выставки без «трофеев» увлеченному минералами и окаменелостями человеку (а других тут нет) будет крайне сложно, причем независимо от бюджета. С одной стороны, велик риск потратить сколь угодно большую сумму (поэтому «лишних» денег лучше не брать), а с другой — можно добыть очень интересные экземпляры в пределах ста-двухсот рублей. Ниже — самые интересные из наших находок с декабрьской «Геммы».
Виноградный халцедон. Сулавеси, Индонезия
Морской пузырь Echinospaerites sp. Ордовик Ленобласти, р. Волхов
Клинохлор
Силурийский трилобит Coronocephalus Jastrowi. Китай
Флюорит. Хурайское месторождение, Джидинский район, Бурятия
Флюорит. Наранское месторождение, Селенгинский район, Бурятия
Расщепленный кристалл кварца. Дальнегорск
Аммонит и двустворка. Калужская обл., Липицы, р. Серена
“Симфония самоцветов”: ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка в Москве
С 3 по 5 декабря в Москве проходит ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка “Симфония самоцветов”. На экспозиции можно увидеть частные и музейные коллекции, ювелирные изделия, камнерезные скульптуры и кузнечные работы. Такие мероприятия проводятся уже 26 лет.
В каменных джунглях кипит жизнь: участники раскладывают экспонаты, сортируют минералы по коробочкам, устраивают лекторий, развешивают украшения. Среди гостей и совсем юные коллекционеры, и старожилы выставок, искатели редких образцов и любители уникальных украшений. Опытные геологи, ювелиры, художники, коллекционеры-любители, геммологи — их отношение к камню разное, но их всех объединяет любовь к минералам, металлам, окаменелостям и породам.
На выставке в полевых условиях работала ювелирная мастерская. Её хозяин занимался ремонтом украшений прямо в “полевых условиях”, а во время разговора занимался лазерной запайкой серебряного кольца:
“Любимый материал это тот, с которым я работаю — золото и серебро, — Евтеев Александр, ювелир с 16-летним стажем, — я вот камни не обрабатываю никаким образом. Вот честно скажу, за все годы работы я не выявил такого, чтобы какая-то именно форма мне больше всего нравилась. Они все хороши. Зависит больше не от формы камня, а от формы самого изделия. То есть некоторые формы бывает интересно делать или придумать что-нибудь новенькое. А форма камня… От нее отталкиваемся и всё”.
Еще одним участником выставки был клуб “Камневеды”. В их части выставки гости могли посмотреть фильмы о минералах и послушать популярные лекции для начинающих коллекционеров. Организаторы выставки рассказали о своих фаворитах среди минералов:
“Я человек, которому небезразлична минералогия. Я её люблю, я люблю коллекционирование, я люблю музеи, я люблю компанию “Камневеды”, — рассказал геолог Всеволод Аристов — у меня любимый минерал — это корунд. Дело в том, что он сопровождает меня всю сознательную жизнь, это минерал, который я полюбил еще в детстве. Про него я писал диплом в геолого-разведочном институте. Ну и вообще, образцы этого минерала, которые я добывал своими руками сейчас находятся в зарубежных музеях. Ну так получилось, что всё здорово, красиво”.
Кроме того, Аристов — руководитель клуба юных геологов “Очаровательные ёжики” и некоторые из них были гостями выставки. Удалось поймать одного “ёжика” и узнать, чем они занимаются:
“Я один раз ходила вместе с ребятами в поход, на раскопки в карьер, и я нашла несколько интересных образцов, — рассказывает Ткачева Маргарита, — ну, наверное, любимый минерал мой это чароит и родонит. С детства их люблю. Но я не очень окаменелостями увлекаюсь, наверное, аммониты очень красивые. Я уже второй раз на выставке, до этого была в сентябре. Нравится”.
Это были профессионалы, а что говорят любители? Продавец-консультант магазина “Камневеды”, Дима, оказался финансистом, увлекающимся камнями, а особенно — окаменелостями. Среди них его больше привлекают зубы, кости, копыта, скелеты — словом, остатки больших древних позвоночных. А вот, что он рассказал про свой любимый минерал:
“Мой любимый минерал — хороший вопрос, я очень много над этим думал — мне нравится, понятно, много, в том числе, потому что я тут работаю. Наверное самый классный и больше всех нравится — серафинит. Он же клинохлор. Зеленый срез такой, радиальные линии роста, это, получается, спил. Он почему называется серафинит, потому что некоторые его включения белого цвета, которые переливаются на свету, они как будто крылья ангела. У многих такая ассоциация, поэтому торговое название — серафинит, но научное название — клинохлор. Добывается в России, в Иркутской области в основном”.
Выставка будет работать также 5 декабря. А 18-19 декабря можно будет посетить минералогическую выставку “Самоцветный развал”, или “Гемма”.
Recycle Group New Nature
Искусство двух измерений, будущее, которое уже здесь, возможность погрузиться в дополненную реальность, познакомиться с искусственным интеллектом и найти в джунглях деревья, играющие техно. Супертехнологичная футуристическая выставка-мистерия New Nature от известного арт-дуэта Recycle Group открывает перед зрителями портал в будущее.
Скачайте бесплатный аудиогид
и AR-приложение Recycle Group, чтобы отправиться в захватывающее путешествие по кибернизированным ландшафтам – через три пространства Винзавода.
Выставка начинается с подъезда №14
(Цех Белого и Цех Красного)и продолжается в Большом Винохранилище(вход через Ангар).
Бесплатный аудиогид
Арт-дуэт Recycle Group – трендсеттеры в современном арт-мире, лауреаты Премии Кандинского. Художники неоднократно представляли Россию на Венецианской биеннале и дважды попадали в ТОП-10 рейтинга 49ART. Не изменяя себе, в новом проекте они обращаются к ресайклу смыслов, исследованию культурных и визуальных кодов.
Эта выставка – футуристическое размышление о новых технологических системах и месте живых существ внутри них. Подключайтесь к глобальному ментальному пространству, которое стало сакральным из-за большого количества обращений. Система обязательно вам ответит.
Купить билет
Цех Красного
Тема раздела в Цехе Красного – «переработка как реинкарнация». Инсталляция «Открытый код» (2021) – визитная карточка художников. В современной версии горельефов древнегреческого Парфенона в вечной схватке вместо кентавров и лапифов сходятся люди и боты. Подобно египетским фараонам-мумиям, в мусорных баках в виде древних саркофагов лежат юзеры с телефонами в руках (серия «Саркофаги», 2017–2021). А если пройти сквозь «Врата» (2012) в романском стиле, созданные из гофротруб для электрических кабелей, то можно попасть туда, где души праведных пользователей обретают цифровое бессмертие. Здесь два человеческих тела в процессе загрузки персональной информации застряли на границе между мирами – материальным и миром облачного хранилища (инсталляция «Просветитель 12. Диптих», 2015).
Раскрывайте тайные смыслы работ Recycle Group, получайте доступ к этикеткам и аннотациям через QR-коды.
Цех Белого
В Цехе Белого художники Recycle Group исследуют специфику «машинного зрения», заменяя человеческий взгляд цифровым кодом. В центре зала здесь установлена работа «Ноль» (2021). Выберете правильное положение – и цветная светящаяся арка из серверов отразится в зеркальной поверхности и сомкнется. Это – точка начала и конца, все и ничто, символ уже свершившегося перехода в новый цифровой мир.
Мультимедийная инсталляция «Вероятность» (2021) предлагает вам два варианта развития вашего будущего, две двери – синюю и красную. Отсканируйте QR-код в приложении и выбирайте, какое предсказание вы хотите услышать от искусственного интеллекта – негативное или позитивное. ИИ не читает с ладони, он изучает ваш индивидуальный цифровой след в соцсетях.
Получить номер электронной очереди и попасть в комнату предсказаний поможет администратор на входе.
Большое Винохранилище
Вы попадаете в раздел дополненной реальности. Загрузите приложение Recycle Group для Android
или
iOS
. С несколькими арт-объектами в этих залах можно взаимодействовать только таким способом.
Чтобы подключиться к бесплатному wi-fi и найти приложение, обратитесь к администратору.
Почти все пространство Большого Винохранилища занято шумными зарослями пластикового «Леса истекших ссылок» (2021). На каждом листе тотальных зарослей пропечатаны уже недействующие переходы на сайты. Гигантские пни древних секвой в этом лесу пронизаны фрагментами нейросети. Если прикоснуться к их поверхности – они будут исполнять электронную музыку.
Работа Blocked Content создавалась Recycle Group для Венецианской биеннале в 2022 году. Замурованные в глыбах льда грешники – заблокированные пользователи. Увидеть их можно только через AR-приложение. Они пытаются сфотографировать невидимую еду, дерутся за лайки и умоляют вернуть их к онлайн-активности.
Другая AR-инсталляция «Шаблон человека» показывает представителя нового вида Homo Virtualis в его естественной среде обитания – в дополненной реальности. Художники пытаются проанализировать «археологическую культуру» начала XXI века, эпоху «виртуального человека». Они обыгрывают тему высокого античного искусства в синтезе с новой цифровой индивидуальностью.
По залу с «Искусственной грязью» (2021) можно ходить. Эта работа – метафора цифрового следа, мусора, который мы оставляем в интернете. Ненужные и забытые фотографии, видео и документы в памяти мессенджеров, облачных сервисах и социальных сетях. Производство такой «грязи» в будущем грозит не только высокими тарифами за хранение информации, но и физическим расширением площадей, на которой будут установлены серверов.
Здесь нет конфликта природы и технологий. Здесь мысль, дух и знание пронизывают стихии. Органический мир и человек получают возможность полноценной виртуальной жизни – происходит трансформация материи.
Купить билет
Проект New Nature – формат выставки будущего. Цифровые технологии здесь – необходимое условие для взаимодействия с произведением искусства. А вы – активный участник творческого процесса.
Выставка организована ЦСИ Вин при поддержке центрального выставочного зала «Манеж» (СПб).