Стили ювелирных украшений: классицизм, георгианский и викторианский

Чуть ранее мы опубликовали первую статью из цикла статей о художественных стилях и ювелирных украшениях — об исторических стилях (барокко, рококо, классицизм и ампир). Исторически, наступающему веку романтизма предшествовала эпоха классицизма (с венчающим ее ампиром) — строгий и уравновешенный буржуазный стиль. Впрочем, которому суждено было смениться на свою практически полную противоположность.

В упомянутой выше статье также приводится западная классификация ювелирных стилей. В соответствии с ней,

стили и движения эпохи романтизма укладываются в долгие годы правления королевы Виктории — знаменитую и великую «викторианскую эпоху».

Классицизм

Период: конец 18 — начало 19 века

Характерные черты:

  • сюжеты древнегреческой и римской мифологии
  • изображения типичных революционных мотивов в виде гильотин и портретов революционных героев
  • повторение элементов архитектурного декора, колонны, вазы, урны, ленточные банты
  • симметрия, овалы, многоугольники в виде вытянутых 8-сторонних картушей, щитов и ромбоидов.
  • техники: мозаика, инкрустация из волос, бумаги, папье-маше, слоновой кости (с миниатюрными картинами), verre églomisé и синего стекла.
  • камни: аквамарин, аметист, халцедон, бирюза, коралл, янтарь, лазурит и гранаты.
  • сплав 18-ти каратного золота замещается сплавом в 14 и 8 карат

Французская революция повлияла на общество и его настроения. Люди вдохновляются идеями античности и это отражается на моде.

Многослойные наряды и напудренные парики заменили легкие одежды. Женские платья шились из тонких светлых тканей и напоминали древнегреческие туники. Волосы завязывали на затылке, оставляя уши и глубокие вырезы свободными.

Что же стало с роскошными украшениями барокко и рококо? Они переделывались, переплавлялись и продавались. Это были сложные времена политических перемен и революций, требующие ресурсов. Чрезмерность осуждалась.

Поначалу украшения сведены к минимуму или не носились вовсе. Новые изделия появляются в гардеробе постепенно. Ювелиры тоже тяготели к античному стилю, но в середине 18 века ещё плохо понимали, как его показать в украшениях. Поэтому основные мотивы брались из архитектуры.

С началом правления Наполеона украшения носят больше и чаще. И всё же «благородная простота» оставалась в моде.

Открытые уши и линия шеи требовали длинных сережек, а декольте подходило для ожерелий, надетых близко к шее. Носили и длинные цепочки на плечах — как в эпоху Возрождения. Но в отличие от Возрождения, мода неоклассицизма рассчитана на всех. Строгие правила кто и что мог носить, исчезают. Разница между классами в моде стирается. На общее настроение влиял слоган “Свобода, равенство, братство”.

Завоевание Италии в 1796 году и египетская кампания принесли новые черты в искусство: технику микромозаики, резьбу камей, пирамид, сфинксов, скарабеев и т.д.

Спрос на ювелирные изделия после 1800 года изменил способ ведения ювелирного бизнеса. Этому способствовала и промышленная революция. Вместо того, чтобы создавать вещи в собственных мастерских, их заказывали у компаний-производителей. Например, в городе Ханау в Германии.

Ханау был «свободным городом», где не применялись правила гильдий. Оттуда ювелирные изделия экспортировали нескольким европейским странам, не подчинялись правилам клеймения — и даже ставили штампы с псевдо-клеймами на предметах. Из-за этого практически невозможно определить происхождение этих ювелирных изделий.

За пределами Франции всё выглядело немного проще. Поражение в войне и оккупация вынуждала выплачивать компенсации и это било по экономике. Париж оставался столицей моды, а другие страны черпали вдохновение в моде предыдущих лет.

Возвращение к античным мотивам не пришлось по душе традиционалистам. Они продолжали носить платья начала 18 века, а карикатуристы высмеивали эти привычки. Консерватизм выпадал из моды. Дворянам смириться с новой реальностью было тяжело — эти люди не отождествляли себя с идеей равенства для всех.

Характерные украшения для классицизма:

Во времена Наполеона популярность обрели камеи. В основном для них использовали агат, но в начале 19-го века люди начали вырезать их на ракушках — дешевых и легких в работе. Камеи также делались из других материалов — стекла, фарфора и даже гипса.

Короткие рукава платья стали поводом носить нарукавники и браслеты как амазонки

. Это особенно видно после Директории в конце 18 века.

Распространяется жанр мемориальных и траурных украшений: миниатюры из папье-маше, волос, слоновой кости, эгломизе, синего стекла. Они устанавливались под стеклянным или хрустальным покрытием.

Для траурных украшений использовались только черные материалы. Особое место среди них принадлежит чугуну (Берлинской стали).

Блеск новизны

Термин «викторианское серебро» не обязательно подразумевает принадлежность авторов к кругу избранных ювелиров и масштабные размеры изделий. Так называемые «серебряные новинки» (Novelty silver) предназначались для широкого круга коллекционеров, которые искали редкие вещицы с оригинальным дизайном:

  • несессеры;
  • футляры для игральных карт:
  • табакерки;
  • флаконы для нюхательной соли;
  • солонки и перечницы;
  • ложки-кэдди для насыпания чайной заварки.

Мастера извлекали выгоду из стремления среднего класса блеснуть перед соседями, создавая новые функциональные или просто забавные предметы. Больше других преуспели в этом Сэмпсон Мордан (Sampson Mordan) и Натаниэль Миллс (Nathaniel Mills).

Серебряным звоном — в буквальном смысле — успокаивали младенцев: хорошим тоном было дарить на крещение погремушку с колокольчиками из благородного металла.

Большинство предметов в наши дни вышли из обихода, о назначении некоторых — современный человек может долго гадать. Но искусность работы, тонкое чувство юмора создателей — не утратили ценности. Купить антикварную вещь из серебра — значит сделать удачную инвестицию. На Very Important Lot найдется всё: от парадных сервизов до изысканных статуэток.

Георгианский период

Период: 1714-1837 года

Характерные черты:

  • мотивы: перья, короны, листья, цветы; рог изобилия, крест, бант, полумесяц, ленты
  • камни: гранат, топаз, изумруд, рубин, бирюза, полупрозрачные агаты, сердолик; коралл, янтарь, слоновая кость, жемчуг
  • бижутерия из пинчбека и томпака
  • техники: эмалирование, портретные миниатюры, штамповка, канитель
  • для усиления блеска бриллиантов спинки украшений делали закрытыми
  • стразы пасте, опаловое стекло, искусственный жемчуг, фарфор, бисер
  • золото 18 карат
  • огранка “груша”

Канитель

Витая спиральная нить из золота или серебра. Используется с начала 19 века в ювелирных украшениях, вышивке, декоре.

Георгианский период начинается вместе с правлением английского короля Георга I в 1714 году и заканчивается с приходом королевы Виктории. И хотя исторические рамки четко очерчены правлением Георгов, сам георгеанский стиль соседствовал со стилем Людовика XV и ампиром.

“Свобода, равенство, братство” Французской республики не сразу пришлись по душе англичанам. До середины 18 века знать пыталась отвоевать классовые границы. В законах конкретно указывалось какие одежды и украшения разрешается носить согласно положению и доходу.

После отмены этих ограничений появился огромный спрос на ювелирные изделия. Ассортимент стал шире, чтобы удовлетворить потребности людей разного достатка. В это время украшений создавалось так много, что они остаются доступными до сих пор.

Повод и время суток определяли характер украшений. В дневное время женщины носили ожерелье или цепочку с часами, камею или кружевную булавку, кольца, парные браслеты и серьги. Важным элементом дневных украшений был шатлен.

Джентльмены не появлялись в обществе без изысканных пряжек, пуговиц, цепочек для часов. Их украшения не уступали женским и декорировались драгоценными камнями, эмалью, стразами.

Характерные украшения для георгианского периода:

Парюры — наборы украшений в одном стиле. Часто включали в себя до шестнадцати предметов. Парюра с камнями, бриллиантами или жемчугом были обязательной частью гардероба состоятельной женщины.

Создаются броши-трансформеры со съемными подвесками и петлями, которые превращали их в колье.

Роскошные прически подчеркивались соответствующими украшениями: диадемами, эгретами, венками, шпильками, гребнями.

Популярные шейные украшения: чокеры, короткие колье-ривьеры — колье из однородных или одинаковых камней без длинных звеньев для скрепления.

В моду входят шатлены — функциональные украшения в виде цепочек с зажимами, булавками или крючками. К ним крепятся необходимые подручные вещи: часы, пишущие предметы, ножницы, очки и т.д. Сам аксессуар фиксировался на поясе.

Такой аксессуар считается предшественником кошельков и карманов, а популярным был главным образом у женщин среднего класса.

Мужчины также носили шатлены, но ограничивались ключами и часами.

Стоит отметить, что шатлены — не изобретение георгеанского периода. Они известны ещё в эпоху средневековья и барокко. Но распространение и функциональное использование получили в 19 веке. О них вы можете прочитать в отдельном материале.

Украшения не превратились из “георгианских” в “викторианские” в результате коронации нового монарха. Элементы и темы георгеанских украшений продолжают использоваться, а некоторые развиваются. Так случилось с мемориальными и траурными украшениями. Они считаются яркой чертой викторианского периода, хотя создавались и носились в 18 веке.

Искусство ювелиров древней Руси

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела. Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики,оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью. В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому -польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]