Виды и технологии создания ювелирных украшений с эмалью

Яркие! Необычные! Оригинальные! Эмалевые украшения на сегодняшний день пользуются огромной популярностью. Давайте же, наконец, разберемся, почему.

Металлические изделия, покрытые эмалевым слоем, становятся более долговечными. Ну и, конечно, нельзя упускать из виду самое главное достоинство таких аксессуаров – их нестандартность, которую невозможно достичь традиционным использованием драгоценных камней.

Что интересно, эмалевые изделия пользуются спросом не только у молоденьких девушек, желающих подчеркнуть свой «свежий», броский образ, но и у солидных женщин, которые стремятся при помощи такого украшения поставить необходимый яркий акцент. Их поистине можно считать универсальными аксессуарами.

История

Вопреки всеобщему убеждению, корни такой необычной и вместе с тем безумно красивой ювелирной вставки нужно искать вовсе не в Индии и Египте. Многие исторические источники свидетельствуют о том, что еще в Микенском царстве на Кипре она уже активно использовалась для декорирования различных предметов быта и утвари.

В дальнейшем у них переняли опыт и ювелиры из Древнего Египта и Античной Греции, Персии, Византии, Рима и Индии. К нашим «периферийным соседям» умение использовать эмаль в качестве украшения перешло практически в последнюю очередь. Несмотря на такое своеобразное торможение в освоении столь необычного ювелирного метода «эмальеры» из Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении быстро нагнали в способностях древних первооткрывателей.

Как результат – достаточно богатая и длительная история русской «финифти». Именно так на Руси в прежние времена называли эмаль. И сегодня финифть продолжает использоваться, но в достаточно узкой специфике – в технике расписной эмали.

Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. На сегодняшний день финифть из Ростова Великого до сих пор продолжает пользоваться популярностью (женские украшения, предметы интерьера, роспись церковной утвари и икон, эксклюзивные изделия), а этот город по праву считается Родиной этого ювелирного метода.

С древнерусского «финифть» означает «химичить», с древнегреческого χυμευτόν, от χυμεύω — «смешиваю», «химичу».

Это обусловлено особенностями цветовой палитры эмали – различные оттенки получаются путем добавления в состав различных примесей.


Смотреть все украшения с финитью в каталоге SUNLIGHT

Релевантные товары в Online-магазине:

Natura Siberica
MICELLAR SERIES Натуральное сертифицированное мицеллярное Бьюти масло

299 руб.

sale

Redken

COLOR EXTEND BLONDAGE Профессиональный ультрапигментированная фиолетовая маска для супер холодных оттенков блонд

2 970 руб. 3 300 руб.

Kérastase

BLOND ABSOLU Питательная маска для нейтрализации желтых оттенков блонда

3 366 руб. 3 740 руб.

Natura Siberica

INTIMATE HYGIENE Натуральное сертифицированное крем-мыло для интимной гигиены

от 380 руб.

Все товары

Виды

На протяжении своего длительного периода существования технология эмалирования постепенно совершенствовалась, и в результате подразделилась на несколько видов.

Перегородчатая эмаль

Самым трудоемким процессом, требующим большого опыта и высокой квалификации, является производство украшений с перегородчатой эмалью. Этот вид эмалирования относится к методу так называемой «холодной эмали», когда состав вставки не требует сильного нагревания. Вся операция заключается в том, что на металлическую поверхность напаивается тонкая проволочка, образующая ямки. Эти ячейки в дальнейшем заполняются эмалью нужного цвета — в результате получается отчетливый рисунок, обладающий необычным и ярким блеском.


Серебряные серьги с эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Выемчатая эмаль

Еще один распространенный вид эмали — «выемчатая». Как несложно было догадаться из названия, ее производят благодаря особым выемкам. Такие углубления укрепляют эмалевые составы и могут быть выполнены в технике штамповки, резьбы, чеканки, гравировки и т.д.

Эмаль по рельефу

Самый дорогостоящий и сложный процесс в эмальном деле — процесс «эмали по рельефу». В этом случае происходит покрытие литых и чеканных поверхностей. Трудности возникают в связи с тем, что на выпуклых частях рельефа эмаль может не удерживаться при обжиге. Поэтому мастера строго соблюдают последовательность обжигания украшений – сначала – тугоплавкие, потом – легкоплавкие эмали


Серебряные серьги с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)

Расписная эмаль

Если говорить о самом историческом виде эмалирования, который используется не только в декорировании украшений, но и в росписи предметов посуды, то стоит уделить внимание «расписной эмали». Сюда входят различные орнаменты и изображения – трава, звери, цветы, сказочное и историческое содержание — на плоскости изделия. Соответственно, такой подвид росписи является очень затратным не только по деньгам, но и по времени. Процесс проходит в несколько этапов. Расписывается ювелирное изделие специальными красками на эфирных маслах. Каждое нанесение нового колера сопровождается обжигом. Вы спросите, почему бы не упростить производство и не сделать обжиг единовременным. Суть заключается в том, что каждый колер (краска) имеет свою индивидуальную температуру плавления. Поэтому нужно соблюдать особый температурный режим для каждого из них.

Витражная эмаль

Очень нежный и воздушный стиль «Ар нуво» не получил бы свое полноценное развитие без использования такого ювелирного метода, как «витражное эмалирование». Основой такого изделия является ажурная сквозная сетка, отверстия которой заполняются эмалью и обжигаются до состояния застекления.

Использование витража наиболее известно в таких памятниках культуры, как средневековые церкви и храмы, однако на ювелирных украшениях такой необычный способ декорирования смотрится не менее впечатляюще. Кроме того, при нанесении эмали на металлы она придает изделию своеобразный 3D-эффект, который делает его еще более сияющим.


Серебряное кольцо с корундом и фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Частичное смешивание эмалей

В Sunlight Brilliant большой популярностью пользуется еще один подвид эмалирования — техника частичного смешивания эмалей. В данном случае каждое изделие уникально, украшения могут незначительно отличаться друг от друга.

Процесс состоит в следующем – эмаль различных цветов «накладывают» друг на друга, в результате чего получаются причудливые расплывчатые рисунки, плавно переходящие друг в друга — по типу пирога «Зебра», когда темный слой смешивают со светлым. Этот необычный метод помогает создавать необычный и оригинальные рисунки на украшениях.

Советы

При покупке аксессуаров обращают внимания на трещины, пузыри и прочие дефекты. Если выбирают перегородчатое покрытие, необходимо знать следующее:

  • перегородка (проволока) заметна;
  • слой покрытия, как правило, тонкий;
  • стоимость изделия высокая.

В 2022 в моде однотонные цвета. Женственность образу придадут аксессуары с белой эмалью. Если необходимо дополнить образ, используют одно изделие с насыщенным цветом. Серьги с эмалью бренда Sunlight украсят девушку.

В гипермаркете бренда — коллекция «Шарм». В ней много новинок, среди них есть подвески с эмалью. На серебряной модели символ наступающего года — петух. А также можно подобрать и другие подвески из этой серии.

Сейчас на рынке много товаров отечественного производителя. Российская ювелирная продукция с финифтью может конкурировать с брендами Италии.

Уход

Стоит сказать и о долговечности. Эмаль — достаточно устойчивый материал, не теряющий цвета. К тому же, как уже было сказано ранее, она помогает уберечь металлы от повреждений. Но это не говорит о том, что можно смело купаться с ним в ванне или, из преданности любимому аксессуару, не снимать его во время стирки или уборки. Как и любое ювелирное украшение, изделие с эмалью требует правильного ухода: не любит механических воздействий и контакта с химическими веществами.

Так что, если хотите дольше сохранить сияние и красоту своих эмалевых изделий, будьте с ними аккуратны! Помните, при падении на твердые поверхности (пол, кафель) эмаль может выпасть и разбиться. Согласитесь, ради такого яркого и выразительного аксессуара лишний раз проявить внимательность – абсолютно не сложно.

13.04.21

Похожие материалы:

Выбор редакции: май | Примеряя «старинные» украшения | Великий Устюг | натуральные оттенки | эмаль | Клод Моне | Древний Египет | оттенки золота | украшения | украшение | стекло | прикладное искусство | национальный интерес | массивные украшения | восточные мотивы | золотое украшение | драгоценные камни

Статьи

  • Примеряя «старинные» украшения: загадочные кельты 11 мая 2013, 23:30
  • Примеряя «старинные» украшения: у самых истоков 22 января 2014, 18:00
  • Примеряя «старинные» украшения: большие и маленькие «секреты» 23 февраля 2014, 23:30

Видео

  • Гель-люминайзер Uplight от MAKE UP FOR EVER 26 мая 2011, 08:47
  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03
  • Сила драгоценных камней для молодости Вашей кожи от dr.Brandt 29 ноября 2012, 16:30

Технология

Технология росписи по эмали напоминает роспись фарфора. Основой для эмалевой миниатюры служит тонкая металлическая пластина. Она покрывается с двух сторон плотным слоем одноцветной (чаще всего белой) эмали, просушивается и несколько раз обжигается в специальной печи при температуре 700–800°С. Эмалевыми огнеупорными красками художник создает рисунок в несколько этапов, постепенно прорисовывая более мелкие детали и добавляя новые цвета. Каждый из слоев обжигается, и с каждым разом под воздействием температуры краски меняют свой цвет. Для того чтобы получился тонкий, изысканный рисунок, иногда нужно сделать семь и более обжигов. С каждой миниатюрой мастер работает под микроскопом, и на работу у него уходит от нескольких часов до нескольких дней. Особенность эмалевой миниатюры — ее долговечность.

Предыдущая фотография

Ilgiz F., брошь «Титикака» из коллекции Перу, золото, бриллианты, топазы, эмаль, 2022 год

Ilgiz F., кольцо «Небесные врата» из коллекции Китай, золото, сапфир, бриллианты, эмаль, 2022 год

Ilgiz F., браслет «Ирисы на пруду», золото, эмаль, топазы, бриллианты, 2013 год

Ilgiz F., кольцо «Ламы» из коллекции Перу, золото, эмаль, бриллианты, морганит, 2022 год

Ilgiz F., серьги «Затерянный город» из коллекции Китай, золото, эмаль, хромдиопсиды, бриллианты, 2022 год

Следующая фотография

1 / 5

Ilgiz F., брошь «Титикака» из коллекции Перу, золото, бриллианты, топазы, эмаль, 2022 год

Ilgiz F., кольцо «Небесные врата» из коллекции Китай, золото, сапфир, бриллианты, эмаль, 2022 год

Ilgiz F., браслет «Ирисы на пруду», золото, эмаль, топазы, бриллианты, 2013 год

Ilgiz F., кольцо «Ламы» из коллекции Перу, золото, эмаль, бриллианты, морганит, 2022 год

Ilgiz F., серьги «Затерянный город» из коллекции Китай, золото, эмаль, хромдиопсиды, бриллианты, 2022 год

Краски никогда не выцветут, чистота цвета, яркость и блеск сохранятся навсегда. Им не страшны ни влажность, ни перемена температуры, ни прямой солнечный свет, ни загрязнения. Единственное, от чего стоит беречь эмалевые украшения,— это от падений, в результате которых могут появиться трещины или сколы.

Горячие эмали

Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.

Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.

Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]