Сокровища Фаберже: как Россия навсегда потеряла ювелирный бренд

Работы ювелирной фирмы Фаберже устойчиво растут в цене уже сто лет. Фаберже — идеальная арт-инвестиция с гарантированной высокой доходностью для долгосрочных и краткосрочных вложений. Последние 10 лет произведения искусства конца XIX — начала XX века пользуются ажиотажным спросом на аукционах и ярмарках. Но наследники знаменитой ювелирной фамилии не получают от продаж ничего. Что разрушило легендарную ювелирную фирму? Кому принадлежит всемирно известный бренд сегодня? Какой деловой интерес был у , когда он купил коллекцию Фаберже у семьи Форбс и открыл пять лет назад музей в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге?

Фаберже бежал. «Фаберже» остался

Сентябрь 1918 года. Петроград. Все смешалось в доме на Большой Морской, 24. Его владелец — 72-летний придворный ювелир Карл Фаберже — со старшим сыном Евгением спешно собирают вещи. За окнами слышатся выстрелы, а в дверь непрерывно звонят: клиенты в панике несут Фаберже на хранение драгоценности.

До публикации декрета ВЦИКа «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах» остается несколько месяцев. Карл Фаберже не будет дожидаться прихода экспроприаторов. Владелец состояния в миллионы долларов бежит в Европу под видом курьера.

Реклама на Forbes

В Европе уже живут супруга, невестки, шесть внуков и сын Николай. Трое других сыновей, Агафон, Евгений и Александр, временно остаются в Петрограде, пытаясь спасти фирму от краха.

Однако бегство стало для Карла Фаберже не спасением, а трагедией. Он скитался по миру, а из большевистской России приходили страшные известия: дома, дача, магазины и мастерские разграблены, имущество и драгоценности похищены, среднего сына Агафона дважды арестовывали и сажали в тюрьму.

Состояние семьи Фаберже таяло, а с ним — здоровье главы фирмы. Без своей фирмы Карл Фаберже смог прожить только два года.

Закат

В 1915-1916 гг., в армию призвана была большая часть лучших специалистов предприятия. Московское отделение производило гранаты и гильзы, а не серебряные изделия. Доставка материалов усложнилась. Но двор и заказчики ждали новых произведений. Фирма продолжала некоторое время работать после революции. Но в конце 1918 г. Карл Густавович Фаберже семидесяти лет эмигрировал в Швейцарию, закрыв свой особняк на Большой Морской улице. Он покидал Россию, сыновей и дело всей жизни, мечтая вернуться домой, но скончался через три года в Лозанне, не увидев больше родины.

Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей. Это последняя из загадок, оставленных искусным творцом.

Не только яйца

Сегодня известно порядка 250 000 предметов, созданных ювелирной фирмой Фаберже за 45 лет (1872–1917). Карл Фаберже был и художником, и геммологом, и реставратором. Но главный его талант — предпринимательский: Фаберже собрал вокруг себя лучших художников своего времени. В общей сложности у него работало 500 человек от продавцов до бухгалтеров. Это была огромная ювелирная империя, включающая мастерские, дизайн-студии, магазины и филиалы (в Москве с 1887 года, в Одессе с 1890 года, в Лондоне с 1903 года и в Киеве с 1905-го).

Дом Фаберже производил бриллиантовые диадемы и портсигары, перстни и серьги, столовое серебро и иконные оклады. В мастерских Фаберже трудились и мастера-камнерезы, создававшие objets de fantaisie, фигурки животных и людей, выполненные из цельных кусков камня и в сложных техниках эмали и флорентийской мозаики.

Магазин Фаберже в Санкт-Петербурге. 1910 ·Getty Images

Но сегодня говорим «Фаберже» — подразумеваем «яйца»: декоративные пасхальные яйца Фаберже создавал в промышленных количествах. Маленькие изящные яйца-брелоки различных фасонов и отделки, драгоценные кулоны, которые вешали на шею, на пояс, на броши, собирали в ожерелья. Князь Феликс Юсупов вспоминал, как «на балах яйца Фаберже десятками рассыпались по сверкающему паркетному полу». А по воспоминаниям москвичей, в 1950-е годы антикварный магазин на Арбате был буквально завален яйцами Фаберже.

Фетишем ювелирные яйца сделала императорская семья. Первое яйцо с сюрпризом «Курочка» было заказано императором Александром III как пасхальный подарок императрице Марии Федоровне в 1885 году. Последнее доделанное (к 1917 году остались еще два незавершенных) императорское пасхальное яйцо — «Орден Святого Георгия», созданное в 1916 году из золота, серебра, кости, горного хрусталя. (И первое, и последнее яйца выставлены сейчас в Музее Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге.)

Императорскими называют яйца, подаренные российскими императорами Александром III и Николаем II своим супругам и матерям. На данный момент из 50 императорских яиц известно местонахождение лишь сорока трех.

Помимо императорских фирма Фаберже делала и роскошные пасхальные яйца по заказам других значимых клиентов: купчихи Варвары Кельх (7 яиц), по одному пасхальному яйцу фирма Фаберже выполнила для князя Феликса Юсупова, герцогини Консуэло Мальборо, барона Ротшильда и нефтепромышленника Нобеля.

Карл Фаберже прославился изготовлением ювелирных изделий высочайшего качества.

карл Фаберже занимался в основном изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы.

Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

Именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало высочайшее и безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Из биографии Карла Фаберже:

Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями. В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но Фаберже является великим российским ювелиром.

Родился будущий ювелир 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге.

Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец его — Густав Фаберже был родом из города Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи. Он был потомком онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта.

В 1841 году Фаберже-старший получил титул «Ювелирных дел мастера» и в 1842 году основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.

Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал ему отменное образование. Сначала в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.

Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Санкт-Петербург. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

Ювелирная мастерская Фаберже

В 1870 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 24-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Скоро фирма Карла Фаберже стала известным Торговым домом. Он выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м году в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже, конечно, принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м году Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а вначале 1920-х годов иммигрировал во Францию.

В 1876-м году родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го года он вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х годов стал оценщиком императорского двора.

Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х годах сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м году сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Он иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал .

Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Он стал ювелирным дизайнером. С 1906-го года работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.

В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть ей в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Ювелирная фабрика Фаберже

После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.

Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.

Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.

Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце. Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 миллионов, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.

24 сентября 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив только до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Ювелирное искусство и бизнес Фаберже:

В 1870 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 24-летнему Карлу полномочия и поставил главой петербургской фирмы. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что уже в 24 года он смог взять фирму отца в свои руки.

Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь Александр III. С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.

В 1900-м году русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный Наполеоном орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.

Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.

Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.

Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом.

Николай II унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.

Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.

«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.

Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «не ювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.

Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.

Торговый дом Фаберже выпускал и ювелирные изделия запредельной цены, и продукцию массового производства. Например, в 1914-м году в продаже находилась серия чарок из меди, портсигаров. Но высочайшую славу дому Фаберже принесли 54 экземпляра ювелирных пасхальных яиц для царской семьи.

45 интересных фактов о драгоценных изделиях и пасхальных яйцах ювелирного дома Фаберже:

1.Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным пасхальным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи.

2.Карлу Фаберже была предоставлена полная свобода творчества, драгоценные яйца он мог создавать на любую тематику. Но одно правило всё же было: каждое яйцо должно быть с сюрпризом.

3. Фаберже всегда следовал этому правилу. В каждом его драгоценном яйце было спрятано миниатюрное чудо: крошечная алмазная копия королевской короны или рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая миниатюра дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и многое другое.

4. Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании.

5.Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.

6. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже. В её коллекции находятся пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Особое внимание привлекает «Цветочная корзина», цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.

7. Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

8. Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.

9. В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александр III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

10.У Фаберже имелась не только свобода творчества, но и три условия придворного ювелира: принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать само повторов. Император всегда в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

11. В 1885 году царь Александр III, решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо.

12.Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который к пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.

13.Благодаря мгновенному успеху первого изделия, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора на пасхальные яйца.

14.Сначала он создал 10 штук подряд для царя Александра III, которые тот каждый год вплоть до смерти в 1894 году дарил своей жене Марии Федоровне.

15.Затем он выполнил еще 44 яйца – в период между 1895 и 1917 годом – по заказу царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены, Александры Федоровны. В общей сложности по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца.

16. Можно также предположить, что несколько яиц были подарены в свое время и другим членам императорской семьи.

17. До нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу, фотография еще одного, и еще пять яиц известны по описаниям.

18.Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работа над которыми велась в 1917 году.

19.Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.

20. Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

Клеймо Дома Фаберже

21.В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

22.Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.

23. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

24.Впрочем, именно благодаря этому, яйца Фаберже были спасены от переплавки. Так сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже — яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической — когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

25.В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное».

26.В 1917-м гду для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

27.Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

28. Судьба семи Фаберже сегодня неизвестна, скорее всего, они находятся в частных коллекциях.

29. Тайной овеяна и судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году. В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.

30. Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Американец купил золотое яйцо, усыпанное драгоценными камнями, за $ 14 000 на слом и хотел его перепродать по более выгодной цене. Но когда покупателей не нашлось, он решил поискать диковинный сувенир в Интернете и с удивлением обнаружил, что это работа Фаберже. После экспертизы было подтверждено, что это одно из давно утерянных императорских пасхальных яиц. Вместо $ 500 прибыли дилер получил около $ 33 миллиона, продав яйцо частному коллекционеру.

31. Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок.

32.Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

33.Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

34. Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.

35.После революции бренд Фаберже перепродавался несколько раз. К сожалению, громкое имя использовалось компанией по производству средств чистки туалета, шампуня и одеколона.

36.Последняя компания, которая приобрела бренд, Pallinghurst Resources, в 2007 году решила вернуть ему былую славу, возобновив выпуск ювелирных изделий.

37. Два года спустя, стараниями внучек Петера Фаберже Сары и Татьяны, мир впервые с 1917 года увидел новые украшения Фаберже. Этим изделиям явно далеко до тех, что изготавливали в начале 20-го века, но, тем не менее, сегодня можно купить украшения от Фаберже по цене $ 8000 — $ 600 000.

38.Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции.

39.Коллекция Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

40. Сейчас самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже.

41. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея.

42.Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре.

43.Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью. 44.Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до $ 30 миллионов.

45.В 2004 году российский предприниматель и миллиардер Виктор Вексельберг за $ 100 миллионов выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Память о знаменитом ювелире:

*В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска.

*19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже.

*В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже.

*В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.

*В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира.

*В Баден-Бадене есть музей Фаберже — первый в мире, полностью посвященный работам фирмы знаменитого ювелира.

Музей Фаберже в Баден-Бадене

фото из интернета

Как Виктор Вексельберг купил лучшее частное собрание Фаберже

2018 год, Москва. На Петровке, 10, в нескольких шагах от дома, где до революции работал московский магазин Фаберже, открыт ювелирный бутик сети Louvre, один из двух магазинов, оставшийся от сети из 12 бутиков. В лучшие времена, несколько лет назад, когда флагманский бутик Louvre работал в отеле Ritz Carlton, там продавались изделия под брендом Fabergé. Владельцем сети Louvre тогда был коллекционер антиквариата, предприниматель Владимир Воронченко. Сегодня Воронченко — директор Музея Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге, председатель правления фонда «Связь времен», основанного Виктором Вексельбергом в 2004 году после покупки крупнейшего в мире собрания Фаберже у семьи Форбс.

Покупая предмет за предметом на протяжении 30 лет, Малкольм Форбс собрал лучшую коллекцию Фаберже. Ее ценность в том, что в ней представлены все направления ювелирного искусства Фаберже.

Коронационное яйцо, 1897 год ·культурно-исторический фонд «Связь времен». Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

После смерти Малкольма Форбса его сыновья решили продать собрание: сначала ушли 20 предметов, затем еще 70, а потом все, что от него осталось.

Финальные торги коллекции Фаберже из собрания Малкольма Форбса на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке были назначены на 20–21 апреля 2004 года. Каждый коллекционер Фаберже счел своим долгом зарегистрироваться на этот аукцион.

Однако за два месяца до торгов Sotheby’s объявил об их отмене. Причина — покупка всей коллекции российским бизнесменом . Для аукционного дома с 250-летней историей событие неслыханное, как и для мирового аукционного рынка. «Это абсолютно исключительное решение», — признал президент и генеральный директор Sotheby’s Holdings Inc. Билл Рупрехт.

Сумма покупки официально не объявлена, эксперты рынка говорят о $100–120 млн.

В любом случае цена оказалась достаточной, чтобы убедить Sotheby’s отменить торги. Расставшись с миллионами долларов, Вексельберг приобрел более 200 предметов и стал обладателем самого значимого в мире собрания изделий Фаберже. И второй — после Музеев Московского Кремля — коллекции императорских пасхальных яиц.

Реклама на Forbes

«Вексельберг спас хрестоматийную коллекцию музейного уровня от распыления, сохранив ее целостность», — рассказала Татьяна Мунтян, хранитель коллекции Фаберже Музеев Московского Кремля.

Как и Малкольм Форбс, долгие годы бесплатно выставлявший в Нью-Йорке свое собрание, Виктор Вексельберг не спрятал сокровища. Девять лет коллекция путешествовала по музеям России и мира — от Музеев Московского Кремля до Музеев Ватикана и Национального музея Индии. Побывала в Нью-Йорке, Берлине, Риме, Монако, Дели, Дубровнике, итальянском Бари, разумеется, и в России — от Москвы до Ханты-Мансийска. В глубинке коллекция вызвала страшный ажиотаж.

Пермские пенсионеры, желая попасть на выставку, чуть не сломали двери музея.

Пять лет назад открылась постоянная экспозиция — Музей Фаберже в Петербурге, в специально перестроенном для этой цели Шуваловском дворце.

Возможно, покупая коллекцию Форбса, Виктор Вексельберг руководствовался не только альтруистическими целями. В 2007 году из-за прав на товарный знак Fabergé перессорились владелец СУАЛа (Сибирско-Уральская алюминиевая компания позже стала частью «Русского алюминия») Виктор Вексельберг и бывший директор СУАЛа, южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон. Права на Fabergé Limited остались за Брайаном Гилбертом. Магазины Fabergé Limited открылись не тольков центре Лондона, но и по всему миру. А сеть российских ювелирных бутиков Louvre отказалась от дистрибуции украшений Fabergé.

Как получилось, что права на Fabergé не принадлежат потомкам семьи Фаберже и переходят из рук в руки?

Реклама на Forbes

Самые известные шедевры Карла Фаберже

Под руководством гениального мастера сотрудники его семейной фирмы, по самым скромным подсчетам специалистов, вплоть до 1917 года изготовили около 200 000 разнообразных изделий. Среди них есть множество уникальных украшений, прекрасной столовой посуды и предметов антиквариата. И все же, к числу самых известных шедевров Карла Фаберже относятся:

  • «Яйца Фаберже» (1885-1917) — серия великолепных ювелирных изделий (71 предмет), изготовленных для русских императоров и небольшой группы частных лиц. До наших дней сохранилось 65 шедевров, которые в настоящее время находятся в закрытых коллекциях и национальных музеях разных стран. К сожалению, большинство уникальных драгоценных работ в 1930-е годы были за бесценок проданы большевиками в рамках программы поиска средств для индустриализации народного хозяйства СССР.
  • «Джентльменский набор» (1905) — оригинальный натюрморт, изготовленный из ценных материалов. Несмотря на весьма обыденный внешний вид, композиция представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства. Яичный желток сделан из янтаря, газеты, мухи и рыба — из серебра, а кирпичная подставка — из яшмы.

Карл Фаберже без сомнения принадлежит к числу самых известных ювелиров в истории мирового искусства. Его уникальный вклад в российскую культуру по своему величию сравним с достижениями Пушкина, Чайковского и Репина. К счастью, большинство уникальных шедевров великого мастера и сегодня миллионы жителей нашей планеты могут увидеть в музеях и на выставках.

Саквояж и шесть чемоданов с сокровищами

Накануне бегства из Петрограда Карл Фаберже подстраховался — по крайней мере, он так думал. Свой большой дом с массивным фасадом, облицованным серо-розовым и красным гранитом, где семья Фаберже прожила 18 лет, Карл передал в бесплатную аренду швейцарской миссии.

Это было разумно: в марте 1918 года советская власть издала декрет о защите собственности иностранцев. А в доме Фаберже хранились драгоценности семьи и клиентов. Сохранившаяся опись оценивает вещи в 1 603 614 рублей золотом в ценах 1917 года (по сегодняшнему курсу 825,6 млн рублей). Но об этом кроме Карла и Евгения Фаберже знал лишь кассир миссии по фамилии Циммерман. Драгоценности были упакованы в большой саквояж и помещены в блиндированную (бронированную) комнату с немецким сейф-лифтом «Арнхайм», самым надежным в мире. В этот же сейф Фаберже сложил и шесть чемоданов с семейными вещами.

За хранение вещей в своем же доме Фаберже ежемесячно платил швейцарцам 1% от их стоимости и даже составил формальную расписку на сумму 100 000 рублей. Была и вторая расписка с перечнем драгоценностей и их эскизами, по которой можно и сейчас отслеживать вещи на антикварном рынке.

В доме поселился швейцарский посол Эдуард Одье, что казалось Фаберже вполне надежной защитой. После тяжелого ранения Ленина и убийства главы СК Урицкого 30 августа 1918 года был объявлен красный террор. Фаберже бежал. А уже через месяц швейцарский посол распорядился перенести все свои чемоданы, а также вещи Фаберже, включая саквояж с драгоценностями, в посольство Норвегии, на Мойку, 42.

На следующую же ночь все вещи и драгоценности Фаберже были украдены из норвежского посольства.

Через две недели Швейцария разорвала дипломатические отношения с Советской Россией, и господин Одье благополучно отбыл на родину.

Реклама на Forbes

Когда чекисты-экспроприаторы наконец дошли до дома Фаберже на Морской, единственное, что они оставили в целости и сохранности, — сейф-лифт «Арнхайм». Не смогли открыть. Сокровища из саквояжа Фаберже так и не нашлись. Но некоторые вещи иногда появляются на антикварном рынке (например, папиросник из двухцветного золота с сапфировой застежкой) — и тут же исчезают.

Более 50 лет потомки семьи Фаберже добивались компенсации от швейцарских властей, но проиграли все иски и в 1970-х годах получили окончательный отказ.

История с саквояжем стала лишь началом трагического крушения фирмы. Большевики изъяли все ценности из петроградского и московского магазинов, складов, мастерских и фабрик. В это же самое время антикварные рынки Европы были завалены вывезенными из России драгоценностями Фаберже и подделками под изделия фирмы. От продажи награбленного и вывезенного наследники не получили ни рубля.

Падение империи Фаберже

Большая часть населения России того времени жила в ужасающей нищете. Социальное расслоение достигало катастрофических размеров: пропасть между богатыми и бедными была непреодолимой.

На это накладывались память о проигрыше в русско-японской войне, рост инфляции. Недовольство нарастало.

Рабочие были в отчаянии. Но Фаберже не замечал этого. Его предупреждали о том, что взрыв неизбежен, положение катастрофическое.

В конце 1917 года был выпущен декрет о золоте и платине. Теперь один человек имел право владеть изделием из золота весом не больше 68 грамм. Но портсигар или часы от Фаберже могли весить во много раз больше.

В итоге в 1918 году компания была национализирована большевиками, а Фаберже вынужден был подписать решение о ликвидации фирмы. Дача ювелира под Петербургом была разграблена и разгромлена, сейф взломан. Карлу пришлось бежать Латвию, затем в Германию.

Многогранный, как обработанный алмаз, гениальный ювелир не обладал прочностью камня. Он умер от сердечного приступа, не воссоздав свою империю, в 1920 году в Лозанне.

Свержение монархии, расстрел царской семьи, приход к власти большевиков – все это оказалось смертельным ударом для империи Фаберже. Смерть Фаберже, однако, не стала смертью созданного им бренда.

Ссоры в семье Фаберже, навет на сына Агафона

Дела у Фаберже пошли неважно уже за несколько лет до революции. Годовой оборот фирмы составлял на пике ее деятельности более 1 млн золотых рублей. Первый ощутимый удар нанесла Первая мировая война. Упала выручка в Европе: в 1915 году пришлось закрыть магазин в Лондоне, работавший с 1903 года под руководством сына Николая.

К началу революционных событий Карлу было уже за семьдесят, он устал и желал отойти от активного управления компанией. Старший Фаберже искал надежного партнера, на которого можно было возложить все вопросы управления. Почему не на сыновей? Николай постоянно жил в Лондоне, Александр — в Москве. Со средним, Агафоном, Карл рассорился и уволил его из фирмы. А в способности сына Евгения, похоже, верил мало.

Реклама на Forbes

В итоге партнером Карла Фаберже стал Отто Бауэр, директор правления фирмы. За год до революции фирма была реорганизована в «Товарищество на паях «К. Фаберже». Бауэр получил от Карла Фаберже генеральную доверенность, по которой ему переходило ведение дел и право принятия решений. Отто Бауэр, в отличие от сыновей Карла Фаберже, пользовался полным доверием, и это стало роковой ошибкой ювелира.

В 1922 году партнер Бауэр сообщил наследникам Фаберже, что ничего из их имущества отдать не может — «все отняли экспроприаторы». Семья Фаберже ему не поверила и сочла его вором. Активнее всех пытался вернуть имущество Евгений. И через бывшего министра юстиции Латвии добился ареста Бауэра. В тюрьме на допросе Бауэр сообщил, что от наследия Фаберже не осталось ничего, кроме часов Breguet. Взять часы Евгений отказался.

Двадцатого октября 1918 года, через месяц после бегства из России, Карл Фаберже составил завещание, где перечислил квартиры, земли, дачу, коллекции предметов искусства, включая японские вещи, коллекцию географических карт, гравюр, часов, а также мебель, книги и прочее имущество. Но фактически ничем этим Карл Фаберже уже не владел: завещание не имело для наследников ценности. По завещанию Карл Фаберже лишал своего сына Агафона наследства. Он также освободил других своих сыновей от обязательств по отношению к брату в том случае, если Агафон откроет сам или примет какое-либо участие в деле, конкурирующем с Товариществом «К. Фаберже». В чем причина? Агафон, служивший в фирме коммерческим директором, был обвинен в растрате. А уже после смерти Бауэра, который когда-то и обвинил Агафона, в этом преступлении признался один из служащих. Карл до этого не дожил, он умер, не простив сына.

Однако именно Агафон обладал крепкой деловой хваткой и хорошо разбирался в финансовых тонкостях бизнеса. Вся дальнейшая жизнь Агафона подтверждает силу его характера и здоровый авантюризм, которым не обладали его братья.

Композиция «Василки и овес»·Getty Images

В Советской России Агафон прожил 10 лет: дважды сидел в тюрьме и перенес множество допросов. Чекисты упорно искали припрятанные семьей Фаберже сокровища. Пару лет Агафон успел поработать экспертом в Гохране, куда его определил Лев Троцкий. Все эти годы жена Агафона Лидия и их пятеро детей жили в эмиграции — они уехали через год после революции. Самого Агафона из России не выпускали. В 1927 году он бежал. К побегу подготовился основательно: через финское консульство переправил свое имущество, в том числе коллекцию почтовых марок (Агафон был филателистом мирового уровня), в Финляндию дипломатической почтой. Организовать побег помог контрабандист Петр Пуккила. Агафон бежал в Финляндию со своей второй семьей (женой Марией Борзовой, бывшей бонной его старших сыновей, и их сыном Олегом) в ночь на 11 декабря 1927 года.

Реклама на Forbes

«Мой папаша все заранее обдумал. И мы с собой в дорогу ничего, кроме теплых вещей, не брали. Он заранее, задолго до той ночи, все ценности переправил в эстонское посольство, а оттуда дипломатической почтой, мы все в целости и сохранности получили в Гельсингфорсе», — писал Олег Фаберже в мемуарах.

Карл Фаберже и его сыновья не сделали главного: не зарегистрировали имя Карла Фаберже в качестве торговой марки.

После революции Европу и Америку захлестнула волна подделок «под Фаберже». Появилось даже такое понятие, как Fauxbergé, то есть «Фальшберже». Одним из тех, кто наладил промышленное производство подделок, стал «большой друг Советской России и Советского Союза» американский миллиардер Арманд Хаммер.

Работа с партнерами

До 1908 года фирма Фаберже не имела собственного камнерезного производства. Притом продавать фигурки животных из полудрагоценных камней компания стала в начале 1980-х годов.

Работы по резке камня отдавались на аутсорс – сторонним мастерам. Все работы по рисункам и моделям фирмы осуществляли на фабрике Карла Верфеля в Петербурге и на предприятиях Штерна в Оберштейне.

В 1908 году Фаберже купил фабрику Верфеля. Это производство легло в основу камнерезного направления деятельности Фаберже.

Притом сначала это были довольно простые и неуклюжие статуэтки. Однако со временем они выросли в настоящие произведения каменного искусства.

На рубеже XIX–XX веков мастера фирмы освоили технику объемной флорентийской мозаики. В ней было выполнено большое количество предметов, в том числе и ряд фигурок животных.

Камнерезное направление как самостоятельный вид деятельности просуществовало довольно недолго. Деятельность фирмы полностью прекратилась в 1918 году. А предшествующие годы можно было назвать периодом упадка. Первая мировая война и революция уничтожили страну, в которой могло существовать такое предприятие, каким являлась фирма Фаберже.

Несмотря на это, камнерезное направление принесло фирме Карла Фаберже славу и процветание. Современники называли ювелира «Челлини Севера» и считали настоящим художником. Вместе с тем он являлся и потрясающим управленцем.

Революционеры и авантюристы. Кто и как в Советской России зарабатывал на Фаберже

Американец Арманд Хаммер, сын эмигрантов из Одессы, приехал в Россию в 1921 году и быстро нашел общий язык с Лениным: в обмен на поставки в разоренную страну лекарств и пшеницы Хаммер получил от вождя пролетариата право на вывоз предметов искусства и множество других преференций. Он говорил: «Стать миллионером не трудно. Нужно просто дождаться революции в России».

Хаммер прожил в Советской России девять лет, представляя интересы крупных западных компаний, основал собственную карандашную фабрику и успел переправить в Европу огромное количество ценностей.

По иронии судьбы Хаммера поселили в доме Купеческого общества на Кузнецком мосту, где раньше располагался магазин Фаберже и студия художников фирмы.

Реклама на Forbes

В 1927 году директор Оружейной палаты Кремля Дмитрий Иванов добился получения из валютных резервов в фонды Кремля 24 императорских пасхальных яиц. Однако в 1930 году власти забрали для экспорта 11 из них. Эти императорские яйца, как и множество других драгоценностей, оказались в руках Хаммера. «Некоторые вещи он покупал по цене материала — например, императорское пасхальное яйцо «Ренессанс», за 1500 золотых рублей, в то время как императорская семья заплатила за него 4750 рублей», — рассказывает хранитель коллекции Фаберже в Музеях Кремля Татьяна Мунтян.

Хаммер вывозил сокровища Фаберже из России и продавал на антикварных рынках, а позже открыл вместе с братом в Нью-Йорке галерею и организовал поточное производство пасхальных яиц Фаберже и камнерезных фигурок. Хаммеру удалось собрать вокруг себя мастеров из мастерских Фаберже и обзавестись копиями фирменных петербургских клейм и императорских шрифтов. В его галерее работал консультант, «специалист по русскому Фаберже». Он и агенты братьев Хаммеров выдавали подделки за редкие дубликаты оригинальных вещей Фаберже или даже за подлинники.

Одновременно в Европе и Америке друг за другом шли аукционы, на которых агенты советского правительства продавали подлинные вещи Фаберже. Например, на аукционе немецкой антикварной фирмы Rudolph Lepke’s Kunst-Auctions-Haus в Берлине в 1927 году прошли самые значительные в довоенный период распродажи Фаберже.

В 1933 году из Оружейной палаты изъяли еще четыре яйца. Ее директор Дмитрий Иванов, не выдержав разграбления коллекции и уничтожения памятников в Кремле, кончил жизнь самоубийством. На следующий день после его гибели в Оружейную палату пришел представитель советского «Антиквариата» с мандантом на изъятие еще 120 предметов.

На этом фоне бизнес братьев Хаммеров процветал: рекламируя , к 1930-м годам они создали в Европе и США настоящий культ Фаберже.

Реклама на Forbes

Галерея Wartski, один из самых именитых и авторитетных дилеров Фаберже на антикварном рынке, тоже получала вещи непосредственно в Советской России: за покупками ездил лично владелец Wartski Эммануил Сноумен. Но большую часть предметов Фаберже привез в Лондон в 1927 году деловой партнер Wartski: пообщавшись с советским представителем в Париже, он вывез оттуда огромный чемодан ювелирных изделий. Так галерея Wartski стала европейским центром продажи произведений Фаберже.

Fabergé и Fauxbergé: подлинники и фальшивки

«В Нью-Йорке, на знаменитой 47-й улице, почти каждый ювелир с амбициями держит в ящике стола весь необходимый набор клейм Фаберже», — рассказывал эксперт по прикладному искусству Владимир Тетерятников. Историк Георгий Зуев в книге «Империя Фаберже» подтверждал, что ювелирные мастерские Нью-Йорка «выпускали на рынок почти безукоризненные подделки, с точными копиями клейм и шифров».

Порядка 8–10% от оборота предметов Фаберже составляют подделки, утверждает директор музея Фаберже в Санкт-Петербурге Владимир Воронченко. По его словам, есть вещи и полуфальшивые — когда берется несколько не подлежащих восстановлению предметов и из них делается один. «Америка, Украина, Греция, Россия — основные страны-производители подделок, — рассказал Forbes Life эксперт аукционного дома Christie’s, исследователь наследия Фаберже Валентин Скурлов. — Реже всего подделывают самые известные работы Фаберже — пасхальные яйца, сюрпризы в них, некоторые ювелирные украшения, механические куклы-автоматоны и часы, в особенности с гильоше-эмалью. Отчасти потому, что эти предметы уже хорошо изучены, а отчасти — в силу их сложности. Фаберже всегда использовал швейцарские механизмы, поэтому его вещи работают и сто лет спустя, а вот подделать такой механизм крайне сложно».

Фасад магазина Карла Фаберже ·Getty Images

Чаще подделывают, например, камнерезную пластику. «Это проще и дешевле. Главное, что требуется, — подобрать камни из правильного месторождения, — говорит Владимир Воронченко. — Искусство обработки камня в России всегда было на высоком уровне». «Важно понимать разницу между подделками с фальшивыми клеймами и вещами, стилизованными «под Фаберже», не повторяющими предметы, которые уже были произведены», — уточняет Валентин Скурлов. Коллекционеры понимают, что подделки неизбежны, и стараются обратить такие ситуации себе на пользу: в каталогах публикуют и список подделок, разделы «Фальшберже», Fauxbergé.

В 1931 году на рынке Европы появилась компания Fabergé Inc. Под товарным знаком Fabergé стала продаваться парфюмерия и туалетные принадлежности. Это не просто Fauxbergé, а отдельный бизнес.

Реклама на Forbes

И тут тоже не обошлось без Арманда Хаммера.

Как купить бренд Fabergé за $25 000

Компанию Fabergé Inc. зарегистрировал друг Хаммера, испанский бизнесмен Самуэль Рубин, экспортер мыла и оливкового масла. Когда в Испании началась гражданская война и стало не до масла, Рубин по совету Хаммера основал новую компанию, Fabergé Inc., которая занялась производством одеколона и духов. Семья Фаберже случайно узнала об этом в 1945 году. В это же время братья Фаберже, Евгений и Александр, пытались возродить семейное дело: зарегистрировали в Париже компанию Fabergé & Cie и открыли мастерскую, где чинили старые изделия и произво-дили новые по старым эскизам. Вместе с сыновьями Карла Фаберже работали бывшие мастера отцовской фирмы.

Братья Фаберже пытались защитить права семьи на бренд и подали судебный иск против Самуэля Рубина. На суде выяснилось, что бренд «Фаберже» никогда не существовал в юридическом поле, он не был зарегистрирован.

Тем временем Рубин зарегистрировал товарный знак Fabergé и в США. Тяжба длилась шесть лет. Братья Фаберже проиграли. Как объясняет Валентин Скурлов, по решению суда Самуэль Рубин мог использовать имя Fabergé в отношении широкого ряда товарных групп (от ремней до накладок на сумки), за что заплатил Fabergé & Cie $25 000.

По сути, это единственная выплата за право использования бренда, которую когда-либо получали наследники Карла Фаберже.

Вплоть до сегодняшнего дня семья Фаберже не получает ничего за наследие своего предка. Когда компенсацию Рубина разделили между всеми наследниками, каждому Фаберже досталось в итоге около $800, утверждает Валентин Скурлов. Fabergé & Cie закрылась в 1960 году после смерти Евгения, сына Карла Фаберже.

Реклама на Forbes

В 1964 году Рубин продал Fabergé Inc. косметической компании Rayette за $26 млн. С этого момента бренд стал выпускать косметику, парфюмерию, товары личной гигиены, ювелирные изделия.

В 1984 году Riklis Family Corporation выкупила Fabergé Inc. за $670 млн.

В 1989 году Fabergé Inc. приобрела глобальная корпорация Unilever за $1,5 млрд.

Unilever не только зарегистрировала в качестве товарного знака Fabergé в широком ассортименте товаров по всему миру, но и предоставила лицензии на производство и продажу отдельных видов продукции под брендом Fabergé. Наряду с очками, парфюмерией, столовым серебром, фарфором и прочими вещами свое скромное место в списке занимали и ювелирные изделия. И тут бренду, наконец, немного повезло.

В 1989 году эксклюзивные права на лицензии по производству ювелирных изделий и часов приобрела немецкая ювелирная фирма Victor Mayer. Почти за 20 лет действия лицензии фирма создала большое количество новых ювелирных изделий и пасхальных яиц в стилистике Фаберже из золота и платины с драгоценными камнями и эмалями. Кроме этой небольшой компании, ювелирное направление Fabergé мало кого интересовало: в США Fabergé знали как косметический бренд.

К 2006 году Fabergé по-прежнему оставался брендом, выпускающим товары повседневного спроса. Хотя попытки продвигать ювелирное направление Unilever все-таки предпринимал, выпускал «коллекции» разных ювелирных вещей (эксплуатируя в основном пасхальные яйца) и вместе с очками и фарфором продавал в универмагах Нью-Йорка. К счастью, попытки были не очень успешные и окончательно дискредитировать ювелирный бренд компания не успела.

Реклама на Forbes

Неудивительно, что в итоге миллиардеру Виктору Вексельбергу пришла в голову мысль вернуть бренду прежние права и вдохнуть в него новые силы.

Воссоздать из руин самый известный в мире русский бренд Вексельберг не успел. Его интересы сразу же столкнулись с интересами его бизнес-партнера. За бренд обоим пришлось бороться, дело кончилось судом.

Бережливые принципы Дома Фаберже

Увидь своими глазами

Фирма Фаберже – семейное предприятие. Сыновья и брат Карла Фаберже работали с детьми и родственниками других мастеров. Так формировались производственные династии. Мастеров было немного. И именно они стали первыми учителями Карла – он вырос в мастерской своего отца. Если подумать об этом в терминах бережливого производства – Карл Фаберже, по сути, вырос в гембе.

Мать Карла – Шарлотта – также оказала на становление личности великого ювелира сильное влияние. Она была дочерью скандинавского профессора живописи и постоянно рассказывала Карлу об искусстве.

Как компания «Тойота» строилась на ценностях семьи Тойода, так и фундаментом стали семейные принципы.

Учись, совершенствуйся

В 14 лет Карл уехал с семьей в Дрезден. Там он учился в художественно-промышленной школе и затем – с подачи отца – в Коммерческом колледже, где, помимо прочего, посещал уроки Йозефа Фридмана – лучшего ювелира Франкфурта. В Париже Карл Фаберже проводил сутки напролет в Лувре.

Стремление к совершенству было для Карла Фаберже жизненным кредо

Вернувшись в Россию, Фаберже пошел работать к Хискиасу Пендину – видному мастеру золотых и серебряных дел в Российской империи. Он был наставником Карла в течение 10 лет. Тогда Фаберже решил, что соберет команду, в которой будет множество талантливых мастеров, и каждый из них будет известен в своем деле. И ему это удалось.

Воспитывай незаурядных людей и формируй команды

В мастерских кипела работа: ювелиры осваивали новые техники обработки и экспериментировали с нестандартными материалами – пробкой, деревом, кожей и т.п. А глава фирмы продолжал работать и учиться.

Так, Фаберже часами трудился в Отделе древностей Эрмитажа: реставрировал поврежденные детали и воскрешал античные коллекции. Притом он обязательно описывал каждую.

Такой же отдачи он требовал от каждого мастера своей фирмы. И они трудились в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля, кропотливо копируя древние изделия, зарисовывая орнаменты.

Ни Фаберже, ни его мастера не взяли ни копейки за свою работу – они не направили счета на оплату своей деятельности. Карл был крайне требователен к своим сотрудникам, мог прямо сказать о том, что в сделанном предмете ему не понравилось.

Ювелирный предмет фирмы Фаберже не имел права быть несовершенным

Карл подбирал самых талантливых мастеров. Они должны были обладать творческим мышлением, уметь подхватить идею главы фирмы и не только воплотить, но и творчески развить. Поэтому, хотя Фаберже ценил и уважал каждого сотрудника, поблажек не делал.

К самому себе он тоже был беспощаден. Фаберже мог нещадно раскритиковать эскиз, забыв о собственном авторстве. А потом сказать: «Вот что значит, когда ругать некому. Сам себя обругал». За качество продукции в фирме Фаберже ответственность нес каждый мастер, и сам глава – прежде всего.

Создавай стабильную производственную культуру и долговечные ценности

Головное производство фирмы Фаберже находилось в Санкт-Петербурге. Кроме него, было открыто еще 4 филиала – в Москве, Лондоне, Киеве, Одессе.

Предприятие в Петербурге было передовым. Фаберже провел даже электричество. Столовая, ресторан для работников, кабинет врача… Все это было сделано для мастеров фирмы Фаберже.

Притом в какой-то момент сам Карл Фаберже перестал непосредственно изготавливать ювелирные произведения. Но он всегда направлял и наставлял мастеров, которые руководили своими специалистами.

Он хотел, чтобы сотрудники были максимально мотивированы, поэтому строил систему управления производством соответствующим образом. Так, он разрешил каждому мастеру фирмы организовать собственную небольшую компанию. Все они работали под брендом Фаберже.

Притом на ряде работ мастера имели право поставить свои инициалы рядом с клеймом компании. Благодаря этому Генрик Вигстрем, Федор Рюкерт, Михаил Перхин запечатлели свое имя в истории ювелирного дела в России.

В том числе поэтому на фабриках Фаберже никогда не было забастовок. Он не увольнял никого необоснованно, даже стариков. Можно сказать, что Фаберже придерживался идеи пожизненного найма сотрудников.

Однако уволить могли за нарушение правил, принятых на фирме. Их было всего шесть, и они обеспечивали бесперебойную работу производства.

Борьба Виктора Вексельберга за Fabergé

Поначалу все шло хорошо: переговорами с Unilever занялся инвестиционный директор ГК «Ренова» Владимир Кузнецов, новый актив должен был войти в инвестиционный фонд Pallinghurst Resources. На паритетных началах фонд контролировался и бизнес-партнером Вексельберга по СУАЛу, южноафриканским предпринимателем Брайаном Гилбертсоном.

Как сообщала газета «Ведомости», вместе со своими партнерами и сыном Шоном Гилбертсон договорился о выкупе подразделения Unilever, Unilever Lever Fabergé, сумма сделки — порядка $36 млн — всех устроила.

Гилбертсон — один из основных владельцев крупнейшей в мире компании по добыче изумрудов, рубинов и аметистов в Мозамбике и Замбии. Возможно, понимание того, какие возможности получает владелец драгоценных копий, вооруженный историческим ювелирным брендом, и сыграло в истории с покупкой Fabergé роковую роль.

Реклама на Forbes

22 декабря 2006 года специально созданная компания Project Egg Ltd Брайана Гилбертсона приобрела глобальный портфель товарных знаков, лицензий и связанных с ним прав, относящихся к бренду Fabergé. Project Egg Ltd (ставшая позже Fabergé Limited) вошла в структуру Pallinghurst без ведома владельца «Реновы». Самому Вексельбергу Гилбертсон, уже покинувший к тому моменту СУАЛ, предложил стать основным инвестором нового проекта.

Виктор Вексельберг стал обладателем самого значимого в мире собрания Фаберже ·Игорь Русса·РИА Новости

Свежеприобретенные права на выпуск восьми видов продукции (от косметики до одежды) Гилбертсона и Вексельберга мало интересовали. В центре их коммерческих интересов стояла исключительно возможность производства вещей из драгоценных камней. В октябре 2007 года Pallinghurst Resources публично заявляла о намерениях группы инвесторов потратить до $450 млн на разработку цветных камней для производства предметов роскоши под брендом Fabergé. В числе инвесторов участники рынка называли и Виктора Вексельберга. Но и с этими договоренностями не сложилось, из-за чего Вексельберг и Гилбертсон судились друг с другом. Один из последних процессов состоялся в 2012 году. К этому моменту Гилбертсон уже успел открыть сеть магазинов Fabergé в знаковых для бренда местах — Женеве, Гонконге, Нью-Йорке и Лондоне, писала лондонская Telegraph.

В том же году портфельная компания Гилбертсона Gemfield приобрела Fabergé Limited примерно за $90 млн. Тогда же представители компании Виктора Вексельберга оставили судебные претензии к компании Брайана Гилбертсона. «Спор с Брайаном Гилбертсоном, как и обладание им брендом Fabergé, уже свершившийся исторический факт. Дальнейшие разбирательства Вексельберга не интересуют», — рассказал Forbes Life источник из ближайшего окружения миллиардера.

Год спустя, в 2013-м, Вексельберг открыл в Петербурге Музей Фаберже. Не задалась и торговля предметами Fabergé у бизнесмена Владимира Воронченко. Сейчас Воронченко возглавляет Музей Фаберже в Петербурге, а сеть ювелирных бутиков Louvre, сократившаяся до двух магазинов, больше не торгует Fabergé.

Возвращение легендарного бренда все же состоялось — в современной инкарнации в исполнении южноафриканского бизнесмена. Судя по сайту Gemfield, компании сегодня принадлежат магазины Fabergé в 21 стране по всему миру — от Бахрейна до Украины. По иронии судьбы бутик Fabergé в Баден-Бадене находится буквально на одной улице с музеем Фаберже, открытым российским бизнесменом Александром Ивановым.

Реклама на Forbes

С сайта Gemfields.com легко перейти на Faberge.com, с которого смотрит фотография правнучки Карла Фаберже Татьяны, там же цитата из написанной ею книги об истории ювелирного дома. Но Татьяна Федоровна Фаберже никакого отношения к Gemfield не имеет. Единственный, кто из потомков Фаберже согласился сотрудничать с компанией Гилбертсона, — англичанка Сара Фаберже. Так, через 90 лет после революции 1917 года, в октябре 2007 года наследники и бренд Фаберже все-таки воссоединились. Кто же сегодня продолжает династию Фаберже?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]