Алмазный фонд Московского Кремля — невиданные сокровища

Алмазный фонд – уникальная выставка бесценных экспонатов, расположенная в границах территории Московского Кремля. На экспозиции представлены шедевры ювелирного ремесла XVIII-XX веков, единственные в своем роде экземпляры драгоценных камней и образцы драгметаллов. Каждый обитатель выставки имеет художественное, материальное, но в первую очередь историческое значение. Экспозиция начала свою работу в 1967 году в Оружейной палате, но первые коллекционные предметы были собраны еще Петром I. Сейчас двери выставки открыты для визитов всех желающих согласно установленному режиму посещений.

История

Корни создания Алмазного фонда уходят во времена правления Петра Великого, когда на основании указа от 1719 года начала работу государственная организация, отвечающая за сохранность императорских драгоценностей и монарших реликвий. Камер-коллегия обладала полным списком орденов, всевозможных украшений, подарков царским особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Санкт-Петербурге.

По сути, своим указом Петр I признал и юридически определил казначейство или, иными словами, Императорскую Рентерию, как хранилище наиболее значимых ценностей императорского двора, принадлежащих многим поколениям царских семей. Во время правления каждого последующего монарха казна постоянно обогащалась, но более существенным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во временя их властвования, русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.

В частности, при Екатерине II сокровищница пополнилась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей опочивальне императрицы для сохранности достояния была построена отдельная палата, получившая имя «Бриллиантовая комната», где и обитали долгое время бесценные экспонаты.

В начале Первой мировой войны содержимое сокровищницы было спешно транспортировано в Москву и размещено в Оружейной палате Кремля. Немного позднее была произведена полная опись имеющихся в коллекции предметов, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 году казна была обозначена как Алмазный фонд страны и передана под опеку Государственного хранилища ценностей.

Первая половина XVIII века

В 1719 году император Петр Великий издал указ о создании Бриллиантовой комнаты. Здесь должны были содержаться драгоценности, принадлежащие императорской короне. Созданная специально Камер-коллегия провела инвентаризацию уже имеющихся ценностей – символов царской власти – и определила порядок и место хранения. Чуть позже эти требования распространились и на остальные монаршие драгоценности. Каждое последующее правление вносило корректировки в составленные правила.

  • 35 лучших музеев Москвы
  • 45 лучших достопримечательностей Москвы
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади

Вторая половина XVIII-XIX век


Для хранения коронных драгоценностей выделялась специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такое помещение стало называться Бриллиантовой или Алмазной комнатой. Во времена женского правления коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, соответствующего драгоценностям, пригласили знаменитого архитектора Фельтена.

Первая половина XX века





В начале ХХ века фронт оказался довольно близко от столицы империи. Поэтому было принято решение об эвакуации Алмазной комнаты в Москву. Несмотря на спешность, мероприятие проводилось с особой аккуратностью и вниманием к раритетам. Была даже сохранена опись 1898 года, впоследствии послужившая основой для дальнейших исследований.

В это время к коронным ценностям добавились документы:

  • родословная книга правящей династии
  • завещания членов семьи

Ценности переехали в Оружейную палату (в коронный зал) Кремля.

  • Оружейная палата Московского Кремля

Вторая половина XX века – начало XXI века


До 1967 года коронные ценности не выставлялись для публики. Только в ноябре 1967 года к юбилею революции правительство приняло решение об организации временной экспозиции. Ее показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут выставляться год, а затем вернутся на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярна. Поэтому правительство решило организовать постоянную экспозицию.

К этому времени коллекция Гохрана получила новые единицы хранения:

  • алмазы, найденные в новых месторождениях Мир и Зарница
  • работы талантливых ювелиров Нового времени
  • самородки золота и платины

Наряду с коронными драгоценностями публике для осмотра доступна уникальная Минералогическая коллекция, которую собрала Екатерина Великая.

  • 20 лучших экскурсий для школьников в Москве
  • 30 лучших музеев Москвы для детей
  • 30 лучших развлечений в Москве для детей

Экспозиция расположена в двух залах

В отличии от минералогического музея, здесь можно посмотреть не просто драгоценные камни, а настоящие шедевры искусства со своими историями и легендами.

В первом можно полюбоваться:

  • Алмазами.
  • Бриллиантами.
  • Разнообразными драгоценными камнями.
  • Художественными изделиями из драгоценных и полудрагоценных камней.
  • Изделиями современных ювелиров.
  • Уникальными самородками (Мефистофель, Большой треугольник, Верблюд).

Здесь же размещается карта России из бриллиантов и экспозиция алмазов из якутских кимберлитовых трубок и уральских самоцветов. Отдельной группой представлены гигантские экземпляры и предназначенные для огранки. Экспозиция «Русские самоцветы» представлена:

  • Сапфирами.
  • Аметистами.
  • Изумрудами.
  • Топазами.

Кроме этого в первом зале демонстрируется современное искусство, документы о достижениях алмазной промышленности в советские годы.

Второй зал

Второй зал предлагает посетителям полюбоваться ценностями исторического периода и изделиями мастеров-ювелиров 18-19 вв., которые до революции числись за коронными ценностями Российской Империи.

В большинстве своем они выполнены в классическом стиле, готика и рококо, в котором сделан «Большой букет» с колумбийскими изумрудами и бразильскими алмазами.

Им украшала свое парадное платье Елизавета. Также во втором зале размещены работы Нозье и Дюваля – знаменитых французских ювелиров 18 века.

Кроме того, в музее можно увидеть украшения для костюма:

  • Эполеты.
  • Шнурки со шпильками и кистями.
  • Нашивки, усыпанные разновеликими бриллиантами.

Сокровища, которые хранятся в Гохране, имеют всемирную историческую и художественную ценность.

Алмазный фонд сегодня

Двери залов были открыты в 1967 году. И хотя изначально показ экспонатов предполагал временный характер, событие стало крупнейшим явлением в культурной жизни не только страны, но и всего мира. Поэтому Постановлением правительства было решено преобразовать экспозицию в действующую регулярно выставку, открытую для посещения всех желающих.

Сегодня уникальная экспозиция расположена в двух помещениях. В первом можно увидеть следующие экспонаты:

  • редкие экземпляры драгоценных камней
  • образцы самоцветов со всех регионов страны
  • шедевры ювелирного мастерства, созданные современниками
  • единственные в своем роде самородки драгметаллов и алмазы-гиганты
  • карта СССР из подборки драгоценных камней

Во втором зале расположены экспонаты преимущественно исторического значения, включая символы власти и прочие реликвии. Здесь же можно найти работы мастеров ювелирного дела XVIII – XIX века.

Собрание выставки

Коллекция – собрание уникальных предметов, которые имеют не только материальную, научную и художественную, но и историческую ценность.

Здесь можно увидеть:

  • ювелирные изделия
  • коллекцию драгоценных камней
  • собрание удивительных самородков
  • ордена

Фонд – часть Гохрана. Это не только интересная выставка. Здесь ведется исследовательская работа. Поэтому экскурсии, проводимые сотрудниками, чрезвычайно интересны.

  • Что посмотреть в Москве в первую очередь – 16 самых интересных мест
  • 25 лучших экскурсий по Москве

Коронационные регалии

Коронационные регалии – раритеты, которые, в свое время, показывали богатство и значимость империи. Их знают во всем мире. В коллекции хранятся:

  • Большая Императорская корона. Ее изготовили ювелиры в рекордные сроки – всего за 2 месяца. Это образец изящества и богатства. В короне около 5 000 бриллиантов, жемчужины, привезенные из Индии и шпинель массой около 400 каратов. Над убором работали Экарт и Позье.
  • Держава. Ее тоже изготовил Экарт для Екатерины Великой. Это скромный, на первый взгляд, шар, который окружен цепочкой бриллиантов.
  • Малая Императорская корона.
  • Скипетр.
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (звезда и цепь).
  • Пряжка-аграф.

Эти предметы можно увидеть во время посещения экспозиции.

Середина XVIII века

Специалисты без труда отличают произведения ювелиров этого исторического периода. Изделия передают радость и свет, им свойственны асимметрия и тщательное выполнение. Жемчужина выставки – букет императрицы Елизаветы Петровны. Это цветы из драгоценных металлов и камней – ирисы, незабудки, нарциссы и шиповник.

Стебли столь тонкие, что при малейшем движении дрожат и склоняются, как и в букете из живых цветов. Для того, чтобы наполнить изделие цветом, мастер под каждый бриллиант подложил тонкие листы яркой фольги. У бутон ириса вставлен бледно-сиреневый бриллиант. Это редкий природный минерал. Его масса почти 16 каратов.

Вторая половина XVIII века

Фото: Прянечников Сергей
В это время мастерство ювелиров достигло апогея. Они умело обращались с огранкой, подчеркивали природную красоту драгоценный камней и игру света. Историки называют вторую половину 18 века веком бриллианта. Гости не проходят мимо портбукета. Он выполнен из золота с напылением эмали зеленого цвета.

Роль нитки выполняет пояс бриллиантов. Пояс так изящен, что создается иллюзия мягкой ткани. Вся композиция предназначена для ношения живых цветов. Внутренняя полость заполнялась водой, которая питала настоящие растения. Портбукет снабжен застежкой, которая надежно удерживала изделие на вечернем туалете.

Первая треть XIX века

В этот период в Российской империи вошли в моду диадемы. Они имели треугольную форму, будто повторяя традиционный кокошник. Именно в это время стали популярны изделия домов Бушерон и Картье. Традиции сохранились до начала ХХ века. Они настолько вошли в жизнь высшего общества страны, что получили название русские тиары.

В экспозиции выделяется диадема Марии Федоровны, жены императора Павла Петровича. Тиара полностью соответствует русскому треугольному кокошнику. Алмазы имеют форму капли, они подвижны. Когда императрица поворачивала голову, бриллианты мерцали ярким светом. Главная особенность изделия – розовый алмаз. Его масса более 13 каратов. Драгоценный камень расположен в самом центре тиары.

Исторические камни

Выставка представляет 7 бриллиантов, которые известны всему миру. Среди них 4 самоцвета и 3 алмаза. Самый популярный экспонат – бриллиант Орлов, венчающий коронационную драгоценность – скипетр, выполненный для императрицы Екатерины.

Второй по популярности раритет – редчайший изумруд короны Великой княгини, жены Великого князя Константина. Он имеет смешанный зелено-голубой цвет. Изумруд вставлен в брошь. Он окружен гирляндой листьев винограда с бриллиантовыми вставками. Предположительно, драгоценный камень был найден в Колумбии в 15-16 веке. В Европу он был перевезен конкистадорами.

  • 30 лучших парков Москвы для прогулок
  • 30 самых красивых мест Москвы
  • 25 самых интересных мест Подмосковья

Самоцветы

Собрание фонда имеет богатую экспозицию самоцветов. Минералы могут похвастаться не только уникальностью и изяществом, но и сложной историей. Малиновый турмалин, похожий на гроздь винограда, последовательно принадлежал разным королевским домам. Исследователи предполагают, что родина раритета – Бирма. Затем начались путешествия минерала:

  • Изначально (после перемещения в Европу) он был собственностью жены короля Франции Карла 9.
  • После смерти владелицы минерал перешел к наследнику, королю Богемии Рудольфу.
  • Во время шведской войны турмалин стал военной добычей, а его новой владелицей – королева Кристина.
  • После смерти монархини минерал остался собственностью короны Швеции.
  • Во время визита в Санкт-Петербург король Густав подарил турмалин императрице Екатерине Великой.

Алмазы

Широко известно правило присваивать собственные имена найденным минералам, чья масса более 20 каратов. Обычно алмазы получают названия в честь какой-нибудь исторической даты, памятного события или имени знаменитого человека. Собрание имеет не только материальную, но и художественную ценность.

Найденные на территории России в разное время минералы позволяют ученым максимально точно установить условия их образования. Интересен алмаз ХХVI съезд КПСС, который нашли в 1980 году в открытой кимберлитовой трубке Мир. Раритет назвали в честь будущего ХХV1 съезда Коммунистической партии Советского Союза.

Ордена


В царской России особым почетом пользовались ордена, которыми награждали членов императорской фамилии. Над изделиями работали самые лучшие ювелиры, в работу брали уникальные драгоценности и чистейшие металлы. Поэтому такие ордена значительно отличаются от аналогичных. Наиболее известным среди артефактов является орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

Награду учредил Петр Великий, и до самого октябрьского переворота она имела высшее достоинство. Апостол Андрей первым пришел в земли, на которых жили предки россиян, с крестом. Его изображение помещено на гербе Российской империи. Орден Андрея Первозванного стал не только высшей наградой, но и одним из символов власти династии Романовых.

Самородки

С ХIХ века Россия – крупнейшая страна в области золотодобычи. Но найденные самородки редко сохраняются в неизменном виде: их отправляют в плавильню. Исключение составляют крупнейшие: они пополняют собрание раритетов.

Но важно понимать: самородки имеют не только материальную, но и научную ценность. Сотрудники фонда изучают их состав, делают выводы о ценности того или иного месторождения. В их распоряжении находится 101 экспонат. Посетителей привлекает самородок Верблюд. Его масса более 9 кг. Он действительно напоминает одногорбого верблюда. Раритет обнаружен на Колыме в 40-е годы прошлого века.

Императорский скипетр

Знаменитый орловский бриллиант (189,62 карата) на золотом царском скипетре был подарен Екатерине II (Великой) графом Григорием Орловым. Согласно легенде, это был один из двух знаменитых камней, которые служили глазами для индийского идола в храме Вишну близ Мадраса.

После долгих путешествий по всему миру он оказался в руках известного богатого армянина Лазарева, торговавшего бриллиантами. Граф Орлов приобрел у него бриллиант за 400 000 рублей. Эта сумма была более чем в два раза больше официального годового дохода графа, но его план стоил больше, чем просто деньги. Самый большой бриллиант в мире в то время был подарен Екатерине на ее именины. Вскоре он был изображен на государственном скипетре, и имя Орлова было увековечено в названии этого алмаза.

Главные экспонаты

В перечень основных и наиболее впечатляющих экспонатов Алмазного фонда включены коронационные регалии:

  1. Большая императорская корона. Подготовлена к венчанию Екатерины II в 1762 году. Авторами являются придворные мастера Позье и Экарт, сумевшие создать шедевр всего лишь за 2 месяца. Корона считалась основным символом власти вплоть до 1917 года. Каждый новый монарх короновался именно ей
  2. Малая императорская корона. Создана по образу Большой короны в 1801 году для второй половины Александра I – Елизаветы Алексеевны
  3. Императорский скипетр. Выполнен в начале 1770-х годов по приказу Екатерины II
  4. Императорская держава. Создана совместно с Большой царской короной по указанию Екатерины II. Дополнительное название регалии – «Царское яблоко»
  5. Знак и звезда ордена Апостола Андрея Первозванного. Награда считается высшим проявлением благодарности за какие-либо заслуги в России

Помимо символов власти отдельного внимания заслуживают семь камней, чье историческое значение не подвергается сомнению. В перечень входят:

  • алмаз Шах свыше 88 карат, не имеющий огранки и обладающий надписями трех прежних владельцев
  • алмаз плоского типа 25 карат, расположенный в браслете с образом Александра I
  • красная шпинель 399 карата, венчающая Большую корону
  • зеленовато-голубого отлива алмаз Орлов 190 карат, украшающий монарший скипетр
  • изумруд «Зеленая королева» 136 карат, помещенный в брошь княгини Александры Иосифовны
  • сапфир-гигант с острова Цейлон 260 карат, признанный самым крупным на планете
  • гигантский хризолит оливково-зеленоватого оттенка 192,6 карат

Уже в наши дни коллекция фонда пополнилась алмазами, найденными на якутских рудниках. Основными из них считаются алмаз «Великий почин», «Большая медведица», «Прогресс», «50 лет СССР» и другие.

Алмаз-«портрет»

Эксклюзивность этого алмаза №3 в коллекции составляет его абсолютно плоская форма. Его площадь равна 7 с половиной квадратных см, и кристалл вставлен в золотой браслет. Алмаз назван портретным из-за цветной миниатюры – портрета царя Александра Первого. Алмаз абсолютно прозрачен, и входит в число самых крупных портретных алмазов в мире.

Изготовлен был браслет во Франции, а в Россию его доставили в 19 столетии. Более изысканного украшения сложно себе представить. Эмаль и изумруды идеально дополняют необыкновенный алмаз неправильной формы, а золото доводит красоту до совершенства.

Интересные факты

Во времена Петра Великого тоже соблюдались меры безопасности. Открыть рентерию (комнату для хранения коронных ценностей) могли только по указанию императора. Одновременно должны были присутствовать 3 человека: рентмейстер, камер-советник и камер-президент.

Первая инвентаризация была проведена во времена Екатерины Великой. Коронные ценности описали, измерили и внесли в реестр.

Алмазная комната была частью личных покоев монарших особ. Николай 1 перевел ее в разряд служебных помещений.

После октябрьского переворота коронные ценности по приказу Ленина передали в Гохран. Для инвентаризации использовали опись 1898 года.

В 1922 году в Гохране работала специальная комиссия. Ценности описали заново. Некоторые объявили неважными для государства. Начались хищения и бездарная распродажа раритетов. Только в 1936 году по приказу Сталина прекратились варварские действия.

Сокровища царицы

В коллекции 1922 года 40% предметов были из царствования Екатерины II. На одном из королевских костюмированных балов императрица надела цветочную бриллиантовую брошь, диадему и большие серьги с цветочным орнаментом. Тонкий слой разноцветной фольги придает полупрозрачным бриллиантам оттенки розы, тюльпана и ромашки. Золотые листья покрыты зеленой эмалью. Алмазные пчелы сидят, словно замороженные, на лепестках диадемы и сережек.

За десятилетия советской власти хранилище значительно пополнилось алмазами из Якутии. В соответствии с традицией все они получили такие названия, как «26-й съезд Коммунистической партии» (342 карата), «60 лет комсомолу» (200,7 карата), «Советская Конституция» (119,6 карата). Некоторые бриллианты были также названы в честь первого космонавта Юрия Гагарина и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. В 1990-е годы крупный бриллиант получил название «Свободная Россия» (242 карата).

Правила посещения

Посетители, пришедшие ознакомиться с экспозицией, обязаны соблюдать установленные администрацией правила:

  • верхняя одежда сдается в гардероб, ручная кладь или багаж – в камеру хранения, оружие – в комендатуру Кремля
  • осмотр происходит только в составе экскурсии (группа 20 человек), иностранные посетители могут знакомиться с выставкой самостоятельно при помощи аудиогида
  • вход осуществляется по билету
  • билет с исправлениями или подчистками признается недействительным
  • посетителям запрещается во время осмотра шуметь, бегать, распивать напитки, курить, принимать пищу;
  • телефоны рекомендуется перевести в беззвучный режим
  • запрещается проводить видео и фото съемку, зарисовывать экспонаты, записывать текст экскурсии (в том числе на диктофон)
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается сорить на территории экспозиции
  • запрещается проносить горючие и взрывчатые вещества, а также предметы, которые могут нанести ущерб выставке или посетителям

Граждане, пренебрегающие установленными правилами, подлежат удалению с территории экспозиции. Билеты рекомендуется приобретать в кассах Московского Кремля. Администрация не гарантирует посещение выставки по билетам, купленным на сторонних площадках.

Как добраться

Экспозиция находится на территории Московского Кремля. Добраться сюда можно пешком от станций метрополитена «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина». Вход в Кремль через Боровицкие ворота. На выставку не допускаются дети младше 6 лет. Здесь запрещена фото и видеосъемка. Также рекомендовано выключать мобильные телефоны перед началом экскурсии.

Часы работы выставки – с 10.00 до 17.20, кроме четверга. Сеансы проводятся с интервалом в 20 минут. С 13.00 до 14.00 перерыв на обед. Стоимость билетов 500 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров, при предъявлении подтверждающих документов, – 100 рублей.

Выставка «Алмазный фонд» поистине считается сокровищницей России. Здесь представлены уникальные и поражающие великолепием ювелирные изделия, драгоценные камни, царские регалии, собранные во времена власти российских монархов, начиная с Петра Великого. Экспозиция продолжает увеличиваться по сей день, пополняясь работами ювелиров-современников и уникальными камнями, добытыми на территории страны.

Алмазный фонд Московского Кремля на карте

Выставка Алмазный фонд Гохрана РоссииВыставочный центр в МосквеМузей в Москве

  • Интересные факты о Бельгии
  • 30 лучших санаториев Марианских Лазней
  • Паттайя или Пхукет
  • Что посмотреть в Сингапуре за 3 дня – 11 самых интересных мест
  • Туры на Шри-Ланку на 12 ночей, отели 4* c завтраками от 126 232 руб за ДВОИХ – апрель
  • Достопримечательности Болоньи
  • Лайнер Anthem of the seas – цены на круизы
  • Казань в ноябре
  • Храмы и монастыри Черногории – 20 главных святынь
  • Как забронировать отели на букинге: правила и советы
  • Новый год на Шри-Ланке
  • Достопримечательности Кронштадта
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]