Какие бывают пробы серебра: понятие, виды, подлинность


Что такое проба серебра?

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Клеймо А.М. Постникова на серебряном изделии.

История

Серебряные ложки появились в античности — в Древней Греции и Риме. В Средневековье приборами из серебра пользовалась в основном знать и двор короля. Более широкое распространение они получили в эпоху Возрождения. Тогда появился интересный обычай дарить на крестины так называемые апостольские ложки. Черенки ложек были украшены изображением святых, Иисуса и Богородицы.

Серебряные чайные ложки

Крёстные побогаче дарили пару ложечек, а именитые и знатные именинники получали полный столовый гарнитур на 12 предметов.

Ребёнку обычно вручалась ложка с именем апостола, в честь которого он был назван.

Такой подарок могли позволить себе далеко не все. Поэтому появилась пословица: «Он родился с серебряной ложкой во рту».

Обычай украшать приборы декором распространился в эпоху барокко, когда ложечки стали украшать сложными узорами, на них стали наносить пейзажи и другие изображения.

На Руси ложки из серебра появились на исходе первого тысячелетия. В 998 году дружина князя Владимира получила ложки в качестве подарка за переход в христианскую веру и отказ от язычества.

В России ложечка являлась хорошим подарком. Её дарили не только на «зубок», но и в честь поступления ребёнка в гимназию, молодожёнам на свадьбу. Обеспеченная семья запасала столовые приборы дочери в приданое. Обычно оно передавалось из поколения в поколение.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Проба Серебро, г Медь, г Выпускаемая продукция
800 800 200 Столовые приборы
830 830 170 Столовые приборы, недорогие ювелирные украшения
875 875 125 Украшения для интерьера, посуда, ювелирные украшения
925 925 75 Ювелирные изделия, интерьерные украшения, дорогие столовые приборы, монеты, памятные знаки
960 960 40 Ювелирные украшения и высокохудожественный декор

Характеристики проб серебра

800-я проба. Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

830-я проба. Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

875-я проба. Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

925-я проба. Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

960-я проба. Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба

. Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


Слиток чистого серебра 999-й пробы.
В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена проба 916 с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.


Коньячный набор из серебра 916-й пробы. Эмаль, позолота. Россия. 1960-е гг.

Клеймо 916-й пробы в виде бочонка.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Маркировка ювелирных изделий из серебра в разных странах

Как известно, система проб принята на территории бывшего СССР в качестве ГОСТа и не подлежит оспариванию, когда вопрос касается подлинности. У Европы и США стандартом считается измерение чистоты ювелирного сплава в каратах, но ещё интереснее дело обстоит с антикварными изделиями. В дореволюционной России была старая мера проб – золотник, который по современным расчётам равен 4,26 грамма с погрешностью посторонних примесей.

Объединив три разных системы, получаем универсальную сравнительную табличку:

Проба серебра (Россия)Золотник (антикварная мера)Карат (Европа и США)
8007719
8308020
8758421
9258822
9609223

Что любопытно, русская аристократия не слишком любила серебряные изделия выше 84 золотников. Во-первых, выплавка чистого металла обходилась очень дорого, и его старались отправлять строго на ювелирные миниатюры. Во-вторых, аналог нынешней 875 пробы оказался менее прихотлив к гигиене, поэтому из него чаще делали вазы, тарелки и прочую утварь.

Отличить антикварное серебро от подделки также можно с помощью клейма. Вместо логотипа пробирной комиссии на дореволюционных изделиях штамповался герб губернии, в которой находится мастерская или, что реже, инициалы самого ювелира с факсимиле.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют серебряные антикварные изделия 84-й пробы, которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).


Ковш из серебра 84-й пробы. Внутри золочение. Российская империя. 1881 г.

Клеймо 84-й пробы серебра.

Пробы серебра в разных системах измерения.

Пробирные системы, используемые во всем мире

У нас в стране на данный момент используется метрическая пробирная система. Она показывает количество тысячных частей чистого металла. Если это значение разделить на 10, можно получить его процентное соотношение. Например, в 585 пробе золота будет 58,5 %, а в 925 пробе серебра — 92,5 %.

Каратная система используется во многих государствах мира. Большинство стран Европы и Америка пользуются именно ей. Чистый металл имеет пробу в 24 карата. Если в сплаве его только половина, то такое изделие будет иметь пробу в 12 карат. Вычислить из каратной пробы метрическую можно по формуле к * м / 1000, где к — проба в каратах, м — метрическая проба.

Плотность серебра в зависимости от пробы

В царской России использовалась золотниковая проба. Золотником называлась весовая мера, которая равнялась 1/96 российского фунта, приблизительно четырем граммам.

Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Ликерный набор из черненого серебра 875-й пробы. СССР, Северная Чернь. 1966 г.

Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые — темными.


Кольцо из оксидированного серебра. Выпуклые и вогнутые участки имеют разные оттенки.

Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Серебряное яйцо-кошелек. Эмаль по скани. Российская империя. 1908-1917 гг.

Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Позолоченный молочник. Серебро 950-й пробы. Франция. Конец XIX в.

Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Позолоченное и техническое серебро – в чём разница?

Позолота – это компромиссный и бюджетный вариант использования дорогого металла в ювелирном деле. Он наносится тонким слоем на серебряную основу, так делали ещё в первой половине XIX века, сегодня же существует международная классификация качества:

  • Gold Plated (GP) – тот самый метод гальванического напыления, о котором многие помнят ещё со школьного курса физики. Достаточно прост в массовом производстве, но имеет ряд минусов. Слой покрытия редко превышает 1-2 микрона, что делает металл уязвимым к любым реакциям на теле. Выявляется простым температурным тестом.
  • Gold Filled (GF) – так называемое раскатывание при высокой температуре. Драгоценный слой существенно толще – в районе 10-12 микрон. Изделие уже не боится долгого контакта с человеческой кожей и последующего окисления поверхности, но всё также легко определяется специальным оборудованием или химической реакцией.
  • Gold Soldered (GS) – самый дорогой вариант, где серебряная подложка практически неразличима даже под воздействием лабораторных реагентов. Толщина золотого покрытия – до 17 микрон и выше, что ставит украшения в один ряд с элитными.

Позолота бывает трёх проб серебра – 875, 916 и 925. До недавнего времени на такие изделия согласно российским законам вообще не нужно было ставить клейма, но сейчас ситуация поменялась. Если массовая доля чистого металла более 80%, производители стараются указать категорию качества как минимум двухбуквенным обозначением – GF, GS или GP.

Техническое серебро – отдельная категория, не имеющая к ювелирному делу никакого отношения, несмотря на то что точным наукам требуется чистейшая 999 проба с минимальной погрешностью примесей. Оно используется в таких серьёзных отраслях производства, как:

  • Электроника;
  • Медицина и протезирование;
  • Авиа- и космическое строение;
  • Энергетика;
  • Радиотехника и др.

Купить техническое серебро можно только в специализированных сырьевых магазинах, российские законы не накладывают ограничений, хотя в ряде стран розничная реализация полностью запрещена. Для ювелиров такой металл не представляет особой ценности – на его облагораживание тратится гораздо больше сил и ресурсов, нежели приобрести готовые слитки.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные места клеймения. Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.

Проба с изображением женщины в кокошнике (повернуто влево). Изделие выпущено в период 1899-1908 гг.

Проба с изображением женщины в кокошнике (повернуто вправо). Изделие выпущено в конце 19 в. – начале 20 в.

Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, английские серебряные клейма имеют свои особенности по сравнению с французскими или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.

Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.

Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.

Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.

Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.

Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

Унификация клейм во Франции

Королевская налоговая система рухнула после революции, и на протяжении нескольких лет ювелиров никто не контролировал. Новые правила утвердило правительство Наполеона Бонапарта (Napulione Buonaparte) в 1797 году. Право проверки металла на пробу перешла из ведения цехов на государственный уровень. Чистота серебра удостоверялась штампом poincon de titre, с изображением петуха, дополненного буквенным обозначением даты и номером пробы. В 1819 году рисунок петуха сменил мужской профиль во фригийском колпаке. Внесение пошлины удостоверяли клеймом poincon de garantie с рисунком головы и номером налогового округа.

В этот период спрос на серебро резко упал, а мастера перестали уделять внимание качеству. Ювелиры часто пользовались упрощенными методами отделки — сначала изготавливали отдельные элементы, а затем уже собирали их вместе. Такая технология не влияла на внешнюю красоту предмета, но значительно снижала его стоимость. Тогда же страну заполонили поддельные клейма, которые давали возможность производителям экономить на налогах.

После реставрации монархии внешний вид гарантийной маркировки изменился — на штампах появилась королевская символика, а в департаменты получили другие номера. В 1838 году появилось первое унифицированное клеймо, удостоверяющее пробу — голова Минервы. Дополнительно ставилась цифра серебряного стандарта. Единица обозначала 950 пробу, двойка — 800 пробу. На экспортные изделия наносили штамп с головой Меркурия. В 1840 году на государственных гарантийных клеймах появилось изображение Гермеса, а на маркировке малого размера — рисунок краба или головы кабана. Голова зайца обозначала освобождение от уплаты пошлины.

Французские клейма с этого момента приобрели законченный вид и более не менялись. Изготовленное после ввода унифицированной системы серебро легко идентифицировать. Затруднения может вызывать определение даты производства, так как отметок для этого не предусматривалось. В этом случае следует ориентироваться на дизайн и стилистику предмета, а также на отметки мастерских.

Какие ложки ценятся?

В первую очередь ценятся наборы, а не разрозненные экземпляры. Конечно, ложка мастера с именем, украшенная монограммой, также имеет высокую стоимость. Но купить их могут себе позволить не только миллионеры. Стоимость приборов исчисляется тысячами, а не миллионами долларов.

В 1912 году на аукционе Кристи пара ложечек Фаберже ушла за 8 тысяч долларов. Ложечку, которую изготовил Федор Рюккерт, продали за 12 500 долларов.

В мире ценится столовое серебро ювелиров Германии. Фирма Robbe&Berking поставляет приборы во дворцы нефтяных шейхов и ко двору королевы Великобритании. Получили известность фирмы Robert Freund, Franz Schnell Halle, Herbert Zeitner.

Ценится английская столовая посуда William Suckling, Ridley&Hayes и многих других мастеров. Ювелиры из Дании также прославились изделиями из серебра.

Среди мастеров из России известны фирмы братьев Грачёвых, Сазикова, Овчинникова, Хлебникова и, конечно, Фаберже.

Многие из них были поставщиками императорского двора. Это было почетно и престижно, обычно изделия этих фирм клеймились специальным знаком.

Сколько стоят в Европе приборы этих мастеров? Цены нельзя назвать заоблачными. К примеру, ложечка с позолотой, черенок которой украшен изображением Богородицы с младенцем, известного мастера A. Michelsen (Дания) оценена в 230 долларов. Изготовлена она в 1916 году. Цены на приборы этого мастера колеблются от 50 до 600 долларов за единицу.

Старинные серебряные ложки XIX-XVIII веков работы именитых мастеров могут стоить чуть дороже. Например, набор столового серебра (шесть вилок и ложек) — 1855 год изготовления — ювелира Hippolyte Thomas в одном из интернет-магазинов антиквариата предлагается за полторы тысячи долларов. Приборы украшены монограммой владельца, имеют отличный вид; их вес больше килограмма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]