Глиптика, или резьба по драгоценным камням – самое древнее из искусств


Не путать с петроглифом или скульптурой .

Акт формовки каменных материалов

Резчик по камню в соборе Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк , 1909 год. В Kilmartin Камни в Шотландии — коллекция древней каменной резной graveslabs Структура Хазне, высеченная в скале в Петре на юге Иордании

Резьба по камню

— это деятельность, при которой куски необработанного природного камня формируются путем контролируемого удаления камня. Благодаря неизменности материала сохранилась каменная кладка, созданная в наши предыстории .

Работы, проводимые палеолитическими обществами по созданию каменных орудий, чаще называют молотком . Резьба по камню, которая выполняется для создания надписей, чаще называется надписью . Процесс удаления камня из земли называется добычей или карьерным .

Резьба по камню — один из способов, которым может воспользоваться художник при создании скульптуры . Этот термин также относится к деятельности каменщиков по обработке каменных блоков для использования в архитектуре , строительстве или гражданском строительстве . Это также фраза, используемая археологами , историками и антропологами для описания деятельности, связанной с созданием некоторых типов петроглифов .

История [ править ]

Самые ранние известные произведения изобразительного искусства — это резьба по камню. Часто следы, высеченные в скалах или петроглифы , сохраняются там, где нет росписи. Доисторические фигурки Венеры, такие как Венера из Берекхат-Рам, могут быть возрастом 800 000 лет [ цитата

] и вырезаны из таких камней, как туф и известняк .

Эти самые ранние примеры резьбы по камню являются результатом удара или царапания более мягкого камня более твердым, хотя, как известно, для изготовления относительно мягкого камня иногда использовались более упругие материалы, такие как рога. Другой ранний метод заключался в использовании абразива, который натирали по камню для удаления нежелательной области. До открытия стали какой-либо культурой вся резьба по камню выполнялась с использованием техники абразивного истирания после грубой высечки каменного блока с помощью молотков. Причина этого в том, что бронза , самый твердый из доступных металлов до стали, недостаточно тверда , чтобы обрабатывать любой камень, кроме самого мягкого. Древние греки использовали пластичность бронзы для улавливания мелких гранулcarborundum , которые встречаются в природе на острове Милос , что делает его очень эффективным напильником для шлифовки камня.

Развитие железа сделало возможными инструменты для резьбы по камню, такие как долота, сверла и пилы, сделанные из стали , которые можно было закаливать и отпускать до состояния, достаточно твердого, чтобы резать камень без деформации, но при этом не быть настолько хрупким, чтобы разбиться. Инструменты для резьбы с тех пор мало изменились.

Современные промышленные методы обработки больших объемов материалов по-прежнему в значительной степени зависят от абразивного истирания при резке и удалении камня, хотя значительно быстрее при таких процессах, как водная эрозия и алмазная резка.

Одна современная техника резьбы по камню использует новый процесс: технику нанесения на поверхность внезапной высокой температуры. Расширение верхней поверхности из-за внезапного повышения температуры приводит к ее отрыву. В небольших масштабах используются кислородно-ацетиленовые горелки. В промышленных масштабах используются лазеры . В огромных масштабах такие резные фигурки, как Мемориал Сумасшедшей Лошади, вырезанные из гранита Харни Пик на горе Рашмор и Мемориальный парк Конфедерации в Олбани, Джорджия, производятся с использованием струйных тепловых горелок.

Чем резать

Выбирая, чем распилить искусственный камень, стоит помнить об указанных выше типах. Для резки акрила или гипса можно использовать пилу с мелкими зубьями или ножовку по металлу. Стоит помнить, что гипс при распиливании болгаркой сильно пылит. Кроме того, такая столешница хрупкая. Ее можно просто сломать, предварительно сделав углубление в нужном месте – риску.

Для резки керамогранита и агломерата используют:

  1. Болгарку и диски с алмазным напылением;
  2. Электрический плиткорез;
  3. Циркулярную пилу.

Также можно использовать ножовку с алмазным или победитовым полотном, но электрические инструменты удобнее и быстрее в работе.

Каменная скульптура [ править ]

Основные статьи: Каменная скульптура и Архитектурная скульптура

Династии Тан Лэшань Гигантский Будда , около Leshan в Сычуань провинции, Китай . Строительство началось в 713 году и было завершено в 803 году. Это самый большой в мире высеченный из камня Будда .

Барельеф , конец XIX века н.э. Известняк . Бруклинский музей

Вырезание камня в скульптуре — занятие древнее самой цивилизации. Доисторические скульптуры обычно были человеческими формами, такими как Венера Виллендорфская и безликие статуи кикладских культур . Более поздние культуры изобрели в камне формы животных, человека-животных и абстрактные формы. Древние культуры использовали абразивные методы, а в современной технологии используются пневматические молотки и другие приспособления. Но на протяжении большей части истории человечества скульпторы использовали молоток и долото в качестве основных инструментов для резьбы по камню.

Процесс начинается с выбора камня для резьбы. Некоторые художники вдохновляют сам камень; Ренессанс художник Микеланджело утверждал , что его работа должна была освободить человеческую форму в ловушке внутри блока. Другие художники начинают с уже задуманной формы и находят камень, дополняющий свое видение. Скульптор может начать с создания модели из глины или воска, наброска формы статуи на бумаге или начертания общего контура статуи на самом камне.

Готовясь к резке, художник обычно начинает со скалывания больших кусков ненужного камня. Это «черновой» этап процесса лепки. Для этой задачи они могут выбрать остроконечное долото , которое представляет собой длинный, здоровенный кусок стали с острием на одном конце и широкой ударной поверхностью на другом. На этой ранней стадии также можно использовать инструмент качки; которое представляет собой клиновидное долото с широким плоским краем. Инструмент для качки полезен для раскалывания камня и удаления больших нежелательных кусков. Эти два долота используются вместе с молотком каменщика .

Как только общая форма статуи определена, скульптор использует другие инструменты для уточнения фигуры. Зубчатое долото или зубило с когтями имеет несколько поверхностей для выдавливания, которые создают параллельные линии в камне. Эти инструменты обычно используются для добавления текстуры к фигуре. Художник может обозначить определенные линии, используя штангенциркуль для измерения области камня, на которую нужно воздействовать, и пометив область удаления карандашом, углем или мелом. Резчик по камню обычно использует более мелкий удар на этом этапе процесса, обычно в сочетании с деревянным молотком .

В конце концов скульптор превратил камень из грубого блока в общую форму готовой статуи. Затем используются инструменты, называемые рашпилями и рифлерами, для придания окончательной формы форме. Рашпиль — это плоский стальной инструмент с грубой поверхностью. Скульптор широкими размашистыми мазками удаляет лишний камень в виде мелких сколов или пыли. Рифлер — это меньшая разновидность рашпиля, с помощью которой можно создавать такие детали, как складки одежды или пряди волос.

Завершающий этап процесса резьбы — полировка. В качестве первого шага в процессе полировки можно использовать наждачную бумагу или наждачную ткань. Наждак, камень, который тверже и грубее, чем материал для скульптуры, также используется в процессе отделки. Это истирание или стирание подчеркивает цвет камня, выявляет узоры на поверхности и добавляет блеск. Оксиды олова и железа часто используются для придания камню внешнего вида с высокой отражающей способностью.

Скульптуры могут быть вырезаны как прямым, так и косвенным способом. Косвенная резьба способ резьбы с помощью точной глины, воска или гипсовой модель, которая затем скопированная с использованием компаса или пропорциональных делителями

[1] или указательной машиной . Метод прямой резьбы — это способ резьбы более интуитивным способом, без предварительного создания сложной модели. Иногда делается набросок на бумаге или черновой глиняный набросок.

Как проходит работа

В первую очередь необходимо подготовить место работы. Оно должно быть хорошо проветриваемым, мебель рядом стоит накрыть тканью, чтобы при резке на нее не попадала пыль. Также необходимо защитить руки, глаза и органы дыхания: использовать респиратор, маску или очки, закрытую одежду.


Источник nikastroy.ru

Решив, чем пилить декоративный камень и подготовившись, можно приступать к делу. Процесс резки состоит из нескольких шагов:

  1. Сперва необходимо положить искусственный камень на прочную и ровную поверхность, с которой он не сместится, и закрепить его. Важно, чтобы отрезанная часть упала на пол или ногу мастера, не отломилась сама, оставив край неровным.
  2. Затем нанести разметку карандашом или используя строительный скотч.
  3. Далее при помощи болгарки с алмазным диском пропиливают столешницу. Если ее толщина больше, чем диаметр диска пилы, делают пропил, затем осторожно отламывают часть по этому пропилу. При использовании ножовки обычно режут сразу насквозь.
  4. В конце срез при необходимости шлифуют и зачищают.

Для сверления камня используют дрель, шуруповерт или перфоратор. Последний в работе особенно эффективен. При желании можно распилить камень при помощи этих инструментов: достаточно сделать по линии отреза отверстия и сломать полотно. Однако опытные мастера не рекомендуют так делать, поскольку срез получается неровным, с выемками.


Источник stonecraft24.ru

Рекомендации по резьбе по камню [ править ]

Резьба в арабском стиле на строительных блоках из тесаного камня, Бейт , Шотландия

Камень использовался для резьбы с древних времен по многим причинам. Большинство видов камня найти легче, чем металлические руды, которые необходимо добывать и плавить. Камень можно выкопать с поверхности и вырезать ручными инструментами. Камень прочнее дерева, а резьба по камню держится намного дольше, чем деревянные изделия. Камень бывает разных разновидностей, и художники могут выбирать из множества вариантов цвета, качества и относительной твердости.

Мягкий камень, такой как мел , мыльный камень , пемза и туф, можно легко вырезать из найденных предметов, таких как более твердый камень или, в случае мела, даже ноготь. Известняк и мрамор можно обрабатывать с помощью абразивов и простых металлических инструментов. Гранит , базальт и некоторые метаморфические камни трудно вырезать даже железными или стальными инструментами; обычно используются инструменты с наконечниками из карбида вольфрама , хотя абразивные материалы по-прежнему работают хорошо. Современные методы часто используют абразивные материалы, прикрепленные к станкам, для резки камня.

Драгоценные и полудрагоценные камни также вырезаются в тонкие формы для ювелирных изделий или более крупных предметов и полируются; это иногда называют гранильной обработкой , хотя, строго говоря, гранильная обработка относится только к резке и полировке.

При работе некоторые камни выделяют пыль, которая может повредить легкие (обычно виноваты кристаллы кремнезема), поэтому иногда требуется респиратор.

Инструменты для гравировки

Кроме рассмотренных приспособлений существуют и другие специальные приспособления для выполнения гравировки. При помощи них мастер может наносить на плиту рисунок, придавая ей требуемый рельеф. Такая сложная работа требует правильного подбора рабочего материала и наличия художественных навыков у специалиста. Даже мелкая и воздушная гравировка, сделанная на твердом граните, сохранится на долгие века.

К ручным инструментам гравировщика можно отнести скарпели, которые представляют из себя граненые стальные стержни со всевозможными наконечниками («зуб» 2 — 25 мм). При помощи них на поверхность наносится гравировка (рисунок).

Еще одним инструментом гравировщика является чертилка. Чертилка отличается от скарпелей наличием особого победитового наконечника. Ее используют, чтобы размечать камень и рисовать глубокие прямые линии.

Обработка камня и инструменты [ править ]

Основные инструменты для резьбы по камню делятся на пять категорий:

  • Ударные инструменты для удара — такие как молотки, топоры, тесла, бушары и зубчатые молотки.
  • Инструменты для грубой обработки камня, чтобы сформировать блок нужного размера для резьбы. К ним относятся перья, клинья и инструменты для качки.
  • Долота для резки, такие как зубила для надписей, острия, режущие инструменты и зубила с когтями. Долота, в свою очередь, могут быть ручными и молотковыми или пневматическими.
  • Алмазные инструменты, в том числе жернова, чашки и лезвия, установленные на множество электроинструментов. Иногда они используются на протяжении всего процесса резьбы, от черновой работы до окончательной отделки.
  • Абразивные материалы для удаления материалов, такие как карборундовые блоки, сверла, пилы, шлифовальные и отрезные круги, водно-абразивные машины и инструменты для правки, такие как французские и английские драги.

В более продвинутых процессах, таких как лазерная резка и струйные горелки , используется внезапная высокая температура в сочетании с охлаждающей водой для раскалывания каменных хлопьев. Другие современные процессы могут включать станки с алмазным канатом или другое крупномасштабное производственное оборудование для удаления больших участков нежелательного камня.

Использование стамески для резьбы по камню

возможно несколькими способами. Два из них:

  • Ход каменщика, при котором плоское долото используется под углом примерно 90 градусов к поверхности в организованном проходе. Он разбивает камень под собой, и каждый последующий проход опускает поверхность.
  • Буквенный ход, при котором долото используется вдоль поверхности под углом примерно 30 градусов, чтобы вырезать под существующей поверхностью.

Есть много типов и стилей инструментов для резьбы по камню, каждый резчик сам решает, какие инструменты использовать. Традиционалисты могут использовать только ручные инструменты.

  • Надписные долота для начертания мелких штрихов создают детали букв в более крупных приложениях.
  • Резные долота «рыбий хвост» используются для создания карманов, впадин и для сложной резьбы, обеспечивая при этом хорошую видимость вокруг камня.
  • Кладочные стамески используются для общей формовки камней.
  • Инструменты с каменным острием используются для черновой обработки поверхности камня.
  • Инструменты с каменными когтями используются для удаления выступов и впадин, оставшихся от ранее использованных инструментов.
  • Инструменты для забивки камня используются для удаления большого количества камня.
  • Кусачки для камня используются для раскалывания камней путем проведения линии вдоль камня прогрессивными ударами, пока камень не расколется вдоль линии.

Пневматические молоты с электроприводом облегчают тяжелую работу. Пневматические инструменты для резьбы позволяют быстрее обрабатывать камень. Пневматические молоты (такие как Cuturi) производят многие тысячи ударов в минуту по концу инструмента, который обычно изготавливается или модифицируется в соответствии с назначением. Этот тип инструмента дает возможность «сбрить» камень, обеспечивая плавный и последовательный ход, позволяя обрабатывать большие поверхности.

Среди современных видов инструментов можно выделить два основных резьбы по камню:

  • Инструменты из термообработанной высокоуглеродистой стали — обычно кованые
  • Инструменты с напайками из карбида вольфрама — обычно кованые, шлицевые и твердосплавные пластины, впаянные пайкой для обеспечения более твердой и долговечной режущей кромки.

Глиптика дома своими руками

Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.

Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.

В домашних условиях возможна художественная резьба:

  • по кости;
  • агату;
  • кремнию;
  • многослойной яшме.

Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.

Алгоритм действий:

  1. Подбирают заготовку для резьбы.
  2. Продумывают сюжет.
  3. Выравнивают поверхность камня.
  4. Обтачивают самоцвет на планшайбе.
  5. Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
  6. Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
  7. Полируют тонкозернистым абразивом.

При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Intaglio and Cameo (@detelinacameo) 22 Апр 2022 в 10:10 PDT

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Lala Ragimov intaglio gems (@lalaragimov) 1 Окт 2019 в 10:12 PDT

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ? Татоша ? (@tatosha.art) 27 Окт 2022 в 1:36 PDT

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Intaglio and Cameo (@detelinacameo) 22 Окт 2022 в 8:26 PDT

Галерея [ править ]

  • Прямой метод резьбы: «Неизвестные праведники народов мира », скульптура из красного гранита Шеломо Селинджер (р. 1928), 1987, Яд Вашем, Иерусалим, Израиль.
  • Используя пробку и перья, чтобы расколоть кусок мрамора из карьера
  • Карьер каррарского мрамора
  • Штамповочный инструмент, используемый для предварительной грубой обработки каменных блоков
  • Резной цветок на камне, старинная работа, Археологический музей Джафны, Шри-Ланка
  • Резная скульптура, старинная работа, из Чичен-Ицы , Мексика
  • Seljuk Gök Medrese в Токате , Турция
  • Знаменитый хачкар в Гошаванк Армении

Переходим к процессу

Теперь, держа молоток в ведущей руке, а долото в свободной, можно начать аккуратно обрабатывать камень, технология не доставит много хлопот.

Высекайте в середине камня, а не по периферии.

Долотом работайте параллельно трещинам, а не перпендикулярно им.

Окончательные штрихи изделию нанесите при помощи напильника.

Отполируйте готовое изделие наждачной бумагой.

Ваше небольшое произведение искусства готово!

Из камней можно сделать множество интересных поделок:

  • подсвечник из натурального камня;

  • фигурка енота;

  • роза из янтаря.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]