Алмаз является самым твердым материалом в природе. Все знают, что для того чтобы получить бриллиант, алмаз обрабатывается. Но как же это сделать, ведь для этого необходимы еще более твердые материалы? Чем обрабатывают алмазы, изготавливая бриллианты?
На самом деле в твердости алмаза есть границы, в разных направлениях она разная, поэтому если правильно выбрать угол, при котором к алмазу направляется режущий инструмент, можно получить приемлемые результаты. Кроме того, довольно давно люди поняли, что для этих целей годится только другой алмаз или его осколок.
Огранка алмаза
Алмаз представляет собой высококристаллизованный углерод, атомы которого имеют геометрическую организацию, что позволяет откалывать кусочки алмаза параллельно плоскости, образованной атомами. При такой обработке поверхность становится ровная и гладкая.
Прежде чем обработка алмазов начнется, мастер должен изучить его внутреннюю структуру. Любое неправильно рассчитанное включение или трещина может привести к тому, что в процессе огранки камень расколется. Дефекты алмаза оцениваются вручную при помощи лупы. В зависимости от ценности и размера камня, этот процесс может затянуться от нескольких дней до нескольких лет.
Если алмаз имеет матовую поверхность, то перед началом работы одна его сторона шлифуется, чтобы можно было оценить его внутреннюю структуру. После этого, в том случае если необходимо камень расколоть, тушью могут быть нанесены линии раскола.
Что такое огранка бриллианта
Огранка бриллиантов – важный и необходимый процесс преображения алмаза в шикарный самоцвет. Неограненный кристалл невозможно вставить в ювелирное изделие, он не будет обладать роскошным видом и великолепным сияниям.
Огранщик превращает кристаллы алмазов в бриллианты путем прямого воздействия на них специальными инструментами. Все этапы обработки происходят вручную. Это долгий и кропотливый процесс, требующий:
- точности движений;
- усидчивости;
- умения представлять объемные образы будущих изделий.
Подробнее о разнице между бриллиантами и алмазами читайте в статье.
Как выглядит неограненный бриллиант
Огранка алмазов изменяет природный самоцвет кардинально. Если сравнить кристалл до и после процесса, то сложно поверить, что это один и тот же камень. Придание формы и грани заставляют его сиять и переливаться всеми цветами радуги, дают прозрачность.
Бриллиант до проведения огранки выглядит совсем не так, как обработанный минерал:
- неровная форма;
- нет блеска;
- могут быть вкрапления, примеси;
- темного или черного цвета.
Бриллиант без огранки не имеет массового спроса, хотя есть отдельные коллекционеры, приобретающие именно такие камни, но это единичные случаи.
Основные этапы огранки
Процесс обработки алмазов в бриллианты непростой и ответственный. Ценность камня обусловлена не только размером, каратностью, цветом и чистотой, но и типом огранки, трудом мастера-ювелира. Необходима математическая точность, чтобы кристалл заиграл всеми гранями, отражая падающий на него свет.
Время, занимаемое на обработку одного кристалла, зависит:
- от выбранной формы – чем больше граней, тем дольше идет процесс;
- размера минерала – большие гранятся дольше, но бывают мелкие экземпляры, оцениваемые дороже крупных из-за кропотливого и длительного труда;
- состояния и новизны оборудования – чем оно современнее, тем дело идет быстрее;
- опыта мастера – новички боятся испортить будущий бриллиант лишним движением руки.
Бриллиант «Золотой юбилей», имеющий 102 грани, был подарен монарху Таиланда. На его создание ушло 2 года. Такие экземпляры попадаются редко, обычно работа ведется в штатном режиме. Средние сроки огранки:
- подготовка к распилу – 3–4 часа;
- распилка – камень в 1 карат нужно пилить 6–8 часов;
- шлифовка – 3–4 часа;
- полировка – 1–2 часа.
Получается, что на создание одного бриллианта уходит от 13 до 24 часов непрерывного труда, это 2–3 рабочих дня.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от about_royal_jewellery (@about_royal_jewellery) 3 Ноя 2022 в 9:25 PDT
Чем обрабатывают алмазы
Алмазная огранка осложняется твердостью минерала – 10 из 10 по шкале Мооса. Для каждого этапа производства используются определенные приспособления.
- Распил алмаза осуществляется с помощью лазера или алмазной пилы, скорость вращения которой достигает 9000 оборотов в минуту.
- Обдирка производится алмазным резцом, это грубая обработка, при которой намечаются контуры и будущие грани. При этом образуется алмазная пыль, используемая в производстве бриллиантов.
- Для шлифовки применяются чугунные диски, которые едва дотрагиваются до кристалла при вращении. Сначала шлифуются верхние, затем нижние фасеты (скошенные боковые грани).
- Полировка производится горизонтально расположенным полировальным кругом из железа. Время от времени изделие промывают водой для очистки от отходов, стружки.
- Конечная стадия – кипячение в серной кислоте. Это очищает бриллиант от грязи, масла, алмазного порошка.
Изучение внутренней структуры
Обработка алмазов начинается с изучения мастером внутренней структуры. Не всегда попадаются идеальные камни. В них могут быть посторонние включения и трещины. Если начать работать с ним, то это приведет к расколу. Нельзя допустить выбраковывание таких ценных материалов.
Все дефекты можно увидеть опытным взглядом при помощи увеличительного стекла. Производство по огранке алмазов не требует большой скорости работ. Обнаружение недостатков — процесс кропотливый и длится не один день. Все зависит от размеров камня и его ценности.
Чтобы разглядеть все максимально точно, нужно чтобы стороны были прозрачными. Если случается так, что у части камня матовая поверхность, то ее шлифуют для оценки внутренней структуры. Иногда может потребоваться расколоть камень, ведь не каждое ювелирное украшение требует крупных бриллиантов.
Стандартная обработка алмаза
В 21-м веке все этапы процесса огранки точно отработаны. Наука и техника позволяют моделировать будущие бриллианты в 3D-формате путем введения нужных параметров в программу. Это избавляет мастера от необходимости определять количество, длину и ширину граней на глаз.
В рождении бриллианта есть 4 этапа. Как гранят алмазы:
- Камень просвечивают рентгеновскими лучами, отыскивая в нем трещины. С помощью рентгена определяют точное положение алмаза в добытой породе. По полученным сведениям производят распил.
- После выделения из породы и разделения на куски каждый экземпляр подвергают обдирке на специально разработанном токарном станке. Это придает камню задуманную форму и нужное число граней.
- Далее алмаз обильно обрабатывают алмазным порошком, смешанным с оливковым маслом, и шлифуют на специальных железных кругах. Это придает гладкость.
- Завершает процесс полировка. С ее помощью изделие приобретает окончательный блеск.
В дополнение к просмотру передачу об огранке в России:
Вывод
Эта новая технология лазерной обработки исключает канал бурения, связанный с традиционным лазерным сверлением. Вместо этого обработка лазером открывает и расщепляет трещины натяжения до поверхности алмаза с тем, чтобы обеспечить проникновение отбеливающего раствора. Полученное перо имеет более «естественный» вид, чем традиционный канал лазерного сверления. Идентификация этого нового лазерного лечения требует тщательного микроскопического исследования с различными методами освещения. Такие алмазы можно узнать по наличию прозрачных зеркальных перьев, которые содержат неестественно выглядящие неправильные каналы, соединяющие внутренние включения с поверхностью камня.
Независимо от используемой технологии принципы деловой этики в алмазной промышленности требуют, чтобы такие обработки были должным образом раскрыты на всех этапах: от производителя до конечного потребителя.
Старый тип обработки
Первые огранщики алмазов были в Индии, они высекали из самоцвета восьмиугольник, что считалось священным ритуалом. К 14-му веку в Европе появились мастера, вырезающие на алмазах грани, придающие блеск. В 1465-м по заказу герцога было изготовлено первое изделие, напоминающее бриллиант с огранкой по типу «роза».
В 1919 г. Марсель Толковский провел расчеты и вывел две схемы гранения алмазов – круглую и бриллиантовую. С него началась эра преображения минералов в драгоценности.
С 1919 г. практиковалась огранка по разработке М. Толковского:
- сверху располагалась плоская площадка – корона;
- основание сужалось, практически превращаясь в острый кончик;
- по периметру располагался поясок;
- изделие получало 57 граней.
Метод был очень популярен – до этого камни практически не сияли. Применялся до 1965 г., когда Арпад Неджи разработал схему обработки алмаза, в которой увеличил число граней до 65. Далее стали появляться все новые виды гранения, обусловленные спросом покупателя на разнообразные бриллианты, а не однотипные.
Обработка алмазов в России ведется с 1963 г. Первым был запущен в Москве. Гранение производилось по модным тогда типам круглой огранки, «принцесса», «роза» и т. д.
Обсуждение
Мы полагаем, что три алмаза, которые не показали каких-либо признаков улучшения (номера 3, 7 и 8), были сочтены неподходящими для этого процесса из-за отсутствия трещин растяжения или потому, что темное включение было слишком глубоко внутри алмаза (снова см. рисунок 3). Возможно, что один камень (№ 7), который имел два небольших темных кристалла с небольшими трещинами растяжения, не был обработан, потому что эти включения оказали минимальное влияние на общую прозрачность камня. Это подтвердило бы нашу теорию о том, что обработку лучше всего применять для ликвидации темных включениях у поверхности, как это было в случае с остальными шестью алмазами. Продуцирование перьев, достигающих поверхности из глубокого включения, вероятно, приведет к тому, что они будут еще более заметными, чем первоначальное включение.
Одно из включений, обработанных в нашем тестовом образце (№ 6), было расположено глубоко в алмазе, но на поверхность павильона было наведено перо, что позволило отбелить включение.
Рисунок 13. Новая лазерная обработка расширила перо, окружающее кристалл в этом камне, до поверхности. Ранее существовавшее перо на этой фотографии очень прозрачное, однако новая область гораздо более отражающая. Увеличено в 40 раз.
Самым значительным открытием при исследовании наших образцов алмазов было то, что новый процесс обработки не только расширяет существующие перья (рисунок 13), но также создает совершенно новые. Наличие ступенчатого рисунка на некоторых обработанных перьях говорит о том, что процесс лечения очень контролируем. Вызывая небольшие расщепления в этой ступенчатой схеме, обработчики, по-видимому, могут присоединять включение к поверхности наиболее прямым путем, даже если этот путь не соответствует направлению расщепления алмаза.
Рисунок 14. Похоже, что каналы, показанные здесь в центре светлой области, служат для расширения перьев, что позволяет проникать кислотам, используемым для отбеливания включений. Об этом свидетельствует более высокая видимость областей, непосредственно окружающих каналы. Увеличено в 63 раза.
Рисунок 15. Несколько больших перьев присутствовали вокруг включенного кристалла в этом алмазе, когда он был подвергнут обесцвечиванию. Остатки черного материала все еще присутствуют в нескольких перьях. Увеличено 40 раз
Похоже, что червеобразные каналы использовались для расширения индуцированных перьев, их хорошо видно под микроскопом внутри перьев, которые непосредственно окружают каналы (рисунок 14). Это, несомненно, делается для облегчения проникновения кислот, используемых для отбеливания включений. Тем не менее, обработка не всегда была успешной при удалении всего черного материала (рисунок 15). Это может быть связано с тем, что лазерное сверление было некорректным или из-за того, что удаляемые материалы по-разному реагируют на процесс отбеливания. Например, сульфиды легко разрушаются кислотами, а графит — нет. При этом, размер включения не является проблемой, так как мы видели алмазы, в которых крупные кристаллы растворялись при помощи этой методики (рисунок 16).
Рисунок 16. Исходный большой кристалл в этом алмазе был полностью растворен при обработке. Индуцированное перо, созданное для достижения кристалла, видно чуть выше включения. Обратите внимание, что вокруг остатка большего кристалла есть несколько маленьких кристаллов, которые все еще черные, потому что перья не соединились с ними. Увеличено в 30 раз.
Обнаружение
Идентификация этого лечения, как и в случае традиционных лазерных процедур, полностью зависит от тщательного микроскопического исследования. Алмаз должен быть исследован как лицом вверх, так и в положении от площадки к калетте, используя различные условия освещения: темное поле, светлое поле и волоконно-оптическое освещение. Ищите наличие одного или нескольких признаков при идентификации. Обработка может выглядеть как зеркальное или прозрачное перо, которое простирается от включения до поверхности камня, обычно под углом, совершенно отличным от направления существовавшего ранее внутреннего скола. Обратите внимание, что эти перья часто прозрачны и могут быть не видны при определенных условиях освещения (рисунок 17). Сами трещины случаются в необработанных алмазах, но такое характерное расположение делает их подозрительными.
Рисунок 17. Использование различных условий освещения и различных углов обзора важно при обнаружении этой обработки. Червеобразные каналы четко видны на фотографии слева, но не индуцированное перо, в котором они располагаются. Изменяя положение камня, можно заставить свет отражаться от пера, чтобы его было легко увидеть (справа).Увеличено в 40 раз.
Обычно в центре плоскости расщепления имеются один или несколько небольших каналов, которые могут быть относительно прямыми или очень извилистыми и часто напоминающими червоточины. Эти каналы могут выглядеть черными или белыми при осталось тёмном освещении, но обычно они темные при ярком освещении. Часто они не видны, когда свет отражается от поверхности пера алмаза, что указывает на то, что они полностью содержатся внутри пера (рис. 18). Такие каналы не замечены в необработанных алмазах. Однако в некоторых случаях каналы настолько запутаны, что их трудно распознать (см. рис. 8). Обработка также может выглядеть как серия небольших ступенчатых расщеплений, которые расположены близко друг к другу и имеют очень неестественный вид. Как правило, они связаны множеством червеобразных каналов, которые лучше всего видны в проходящем свете (см. рис. 9).
Рисунок 18. Внутренние каналы очень трудно увидеть, когда свет отражается от пера, как показано в этом случае в верхней половине пера пера. Обратите внимание, что расширение пера, тем не менее, хорошо видно. Увеличено в 40 раз.
Эту обработку было очень трудно обнаружить в некоторых алмазах, как в наших исследуемых образцах, так и в тех, которые поступали в лабораторию. Обычно это происходило из-за того, что расстояние между включением и поверхностью камня было небольшим, поэтому характерные особенности, создаваемые лазером, были наименьшими и их было трудно различить. Кроме того, если включение находится очень близко к поверхности ограненного алмаза, то количество возможных углов обзора значительно уменьшается, что еще больше осложняет идентификацию такого лечения.
Заключение лаборатории
GIA раскрыла информацию о лазерном бурении в своих отчетах о классификации алмазов с момента первого документирования процесса в 1970 году (Crowningshield, 1970). Чтобы привлечь внимание к его присутствию, «лазерная скважина» указана первой в ключе к символам в отчетах GIA Diamond Grading и Diamond Dossier reports. В тех случаях, когда методы лазерной обработки не приводят к получению отверстий, достигающих поверхности, лаборатория GIA Gem Trade раскрывает обработку в разделе «Комментарии» своих отчетов заявлением: «Внутреннее лазерное сверление присутствует».
Виды огранки бриллиантов
Алмазный рынок представлен разнообразными по форме, размеру и числу граней кристаллами. Существует более 30 вариантов огранки алмаза. Выбор конкретной формы основан на контуре рундиста – тонкой грани, опоясывающей камень.
Есть 3 основные формы огранки бриллиантов, на которых было основано все существующее многообразие:
- ступенчатая – грань разделяет камень на верхнюю и нижнюю часть, фасеты расположены параллельно грани, используется для прямоугольных, трапециевидных, квадратных самоцветов;
- бриллиантовая – огранка по Толковскому;
- смешанная – комбинация из первых двух.
Самое частое число граней – 57, маленькие камни могут иметь 17 фасетов, квадратные – 65 и 74, особо крупные экземпляры – 102.
Круглая
Самый востребованный и популярный тип гранения самоцветов. Крайне невыгодный для производства – много материала уходит на стружку. Количество граней может быть 17, 57.
Овальная
Самоцвет в форме овала используется для создания кулонов, серег, колец. Считается, что этот тип огранки придает хозяйке элегантность. Серьги визуально удлиняют лицо, а кольцо – пальчики. Мелкие камни имеют 17 фасетов, покрупнее – 57.
«Принцесса»
После огранки по этому типу получается почти идеальный квадрат, искрящий всеми цветами радуги. Занимает второе место по популярности. В основном идет в обручальные кольца. Недостаток – край откалывается при ударе, камень теряет прочность закрепления в оправе, его легко повредить или потерять. Имеет 65 граней.
«Сердце»
Огранка алмаза «сердцем» – это усложненная «груша», широкое основание у нее раздвоено. Форма огранки появилась относительно недавно и быстро набрала популярность. Число граней у сердечка 57 или 58.
При такой огранке изделие получается хрупким, может расколоться при ударе о поверхность. Для увеличения прочности используют определенные пропорции: отношение длины к ширине должно быть 1 к 1.
«Роза»
Путем высечения 24 треугольных фасетов достигается сходство с бутоном розы. Этот древний тип гранения применим для камней размером от 2 карат. Используется для колец, кулонов, браслетов.
«Капля»
Второе название огранки – «груша». Сочетает в себе круглую форму и гранение по типу «маркиз». Алмазу придается форма капли. Используется для инкрустации серег, перстней. Популярна среди женщин. Число граней – 56.
Изумрудная огранка бриллианта
После гранения минерала по типу «изумруд» получается восьмиугольный прямоугольник, позволяющий сохранить до 70 % исходной массы камня. Подходит для обработки крупных алмазов, поскольку раскрывает их прозрачность. 56 граней отражают свет внутрь, отчего самоцвет становится горящим.
«Ашер»
Огранка «ашер» была придумана в Бельгии для обработки идеально прозрачных самоцветов. Требует использования сырья высшего качества, используется редко. Отличается от «изумруда» квадратной формой, имеет то же число граней – 56. Максимально отражает цвет и чистоту бриллианта.
«Кушон»
Разновидность огранки по типу «груши», где имеется закругление сверху, сильно увеличивающее сияние камня. За это «кушон» называют «свечной бриллиант». Имеет 72 фасета. Такая обработка позволяет сохранять вес исходного экземпляра, насколько это возможно, потому популярна со времен барокко и до сих пор. Знаменитый бриллиант «Тиффани» огранен «кушоном».
«Радиант»
Новый тип огранки, используемый около 30 лет. Бриллианты принимают форму равностороннего треугольника с закругленными краями. Может быть 65 или 74 фасета.
Гранение алмаза «маркиз»
По легенде, овальная форма получаемых бриллиантов напоминает улыбку маркизы Помпадур, в честь которой король Луи 14-й заказал ювелиру огранить камень. Число граней – 55.
«Багет» и «триллион»
Мелкие алмазы требуют особого подхода, им нужно придать презентабельный вид, при этом максимально сохранив вес. Для этого хорошо подходят огранки по типу «багет» и «триллион».
В Нидерландах был изобретен способ огранки «триллион», в результате которой появляется бриллиант треугольной формы. Камни покрупнее имеют 31, 37, 52 грани, маленькие – 19. Получаемые экземпляры идут на украшение колец и перстней по бокам.
Багетная обработка максимально сохраняет форму природных камней, которые становятся квадратами, трапециями или треугольниками. Их используют для обрамления крупных кристаллов при составлении композиций.
Огранка алмаза «по-королевски»
Это особый вид круглой огранки, характеризующийся наличием 86 граней. Такие экземпляры крайне редко идут для изготовления ювелирных изделий, становясь произведениями искусства. Находятся в частных коллекциях или музеях.
Какие критерии используются при выборе алмазной огранки?
Среди алмазов, которые классифицированы и имеют сертификат, вы можете выбирать, ориентируясь на качество обработки каждого камня.
Вы также можете сравнивать бриллианты по уровню их блеска, а поскольку это характеристика, которая напрямую зависит от размеров камня, вы будете косвенно выбирать более пропорциональную огранку.
Иногда, вы можете подбирать определенные пропорции, которые соответствуют какой-либо вашей потребности.
Например, для обрамления, скрывающего нижнюю часть алмаза, вы можете выбрать камень, который ограняется менее глубоко, чем обычно, чтобы при установке была видна значительная часть его поверхности, и при этом он будет выглядеть больше.
Источник
Виды фантазийной огранки
Виды огранки делятся на классические (круглые) и фантазийные (все остальные). Последние подразделяются на:
- Клиньевые, с округлой верхней частью. К ним относятся «груша», «радиант», «принцесса», «маркиз».
- Ступенчатые, фасеты на которых нанесены ярусами. Это «изумруд», «ашер», «триллион», «багет» и др.
Фантазийная обработка допускает придание исходному материалу любой формы и открывает широкие возможности реализации таланта для создания шедевров.
Какой вид огранки кажется вам наиболее привлекательным? Что лучше смотрится в кольце – квадрат или роза? Поделитесь статьей с друзьями и знакомыми, информация может быть полезна.
Какого цвета должен быть бриллиант?
Каких цветов
бывают
бриллианты
Наибольшей ценностью обладают совершенно бесцветные бриллианты
или с оттенком голубизны, а также с яркой фантазийной окраской — голубой, розовой, красной, желтой, зеленой и др., однако большинство добываемых алмазов имеют желтые, коричневые или серные оттенки различной интенсивности.
Интересные материалы:
Почему фреон разрушает озоновый слой? Почему гепард самый быстрый? Почему Герасимов утопил Муму? Почему Германия а жители немцы? Почему головы орла на гербе смотрят в разные стороны? Почему горячий воздух легче холодного? Почему Готовое мясо розового цвета? Почему говорят Китай Поднебесной? Почему говорят Поднебесная? Почему говорят супруга?