Украшения в стиле ар деко: ювелирный конструктивизм

В начале 20 века, примерно к 20-м годам общество постепенно отказалось от уходящего стиля ар нуво с его витыми линиями и блеклым колоритом. Поздний ар нуво, названный «модерном», порадовал укреплением геометризма. Вместо крылышек фей ювелиры начали изображать крылья аэропланов. На два года поиски стиля прервала Первая мировая война, но период между двумя мировыми войнами стилю ар деко принадлежит полностью. Желающим познакомиться с этим стилем можно посмотреть фильм «Великий Гетсби».

В 1920-х годах появилась мода «гарсон», когда модные парижанки коротко стригли волосы и укорачивали юбки, отказывались от рукавов. Вместо вечерней роскошной «брошь-кисти» днем носили искусственный жемчуг в виде бесконечной нити или бусы из камней. В моду вошли тяжелые пояса и браслеты на запястьях и на предплечьях. Новинкой стала двусоставная брошь, запирающаяся клипсовым замком, которой закалывали модные полупальто с рукавами в три четверти – «труакары».

Наручные часы, заменившие привычное исполнение на цепочке в это время начали входить в обиход и произвели настоящий фурор. Их выпускали разнообразных форм, богато и изящно декорировали.

Таким образом во Франции возник, а затем утвердился во всей Европе и США стиль ар деко (написание в русском варианте арт деко не совсем правильно, поскольку в Art Deco буква t не читается).

История ювелирного стиля ар-деко

В 1925 году в Париже прошла Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Ее сокращенное название Arts Décoratifs («декоративные искусства») уменьшилось в обиходе участников события и представителей прессы еще более, до Art Deco. Слово «ар-деко» и стало именем ведущего направления в архитектуре, живописи, дизайне одежды и украшений, которое правило бал в Старом и Новом Свете в 1920–1930-е годы, между Первой и Второй мировыми войнами.

Ар-деко – стиль-праздник. Яркий, роскошный и эклектичный, то есть соединяющий разнородные элементы. В нем есть место строгой геометрии и этническим орнаментам, животным и растительным мотивам и достижениям науки, техники, промышленности тех лет, «цитатам» из античной классики и бурлящей современности, влюбленной в джаз и поднявшей знамя женской эмансипации.


Тамара де Лемпицка. Портрет мадам Бокард (1931)

Ар-деко. Сто лет на пике моды

Ювелирное искусство ар-деко – это геометрия и яркие, цветные камни. А ещё Китай, Япония, Индия, Египет и прочая экзотика – в качестве основных мотивов.

Марина Волкова


На Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже Дом Van Cleef & Arpels был удостоен Гран-при за браслет Roses, украшенный рубинами, изумрудами и бриллиантами. 1925 г. Фото: Van Cleef & Arpels

В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка декоративных искусств, которую принято считать отправной точкой нового стиля, ар-деко. На выставке демонстрировались в том числе и украшения, ставшие символом новой волны в ювелирном искусстве. Ар-деко пришёл на смену ар-нуво (или модерна, как этот стиль называли в России) и во всём ему «перечил». Если ар-нуво – это прихотливые, извилистые линии, ассоциировавшиеся с ударом бича, то ар-деко, напротив, – это строгие линии и геометрия форм. Украшения ар-нуво были тонкими и изящными, драгоценности же ар-деко крупными и массивными. Первые воспевали природу и отличались растительными мотивами, вторые были посвящены динамике, индустрии, миру высоких скоростей. С рядом изменений в мотивах и материалах этот стиль просуществовал вплоть до начала Второй мировой войны.


Boucheron. Брошь в стиле ар-деко по дизайну Люсьена Хирца. 1925. Фото: FD Gallery / TEFAF Maastricht 2020

Вандомские дома

Украшения в стиле ар-деко выпускали как крупные ювелирные дома, так и самостоятельные художники-ювелиры, чьи имена также вписаны в историю. Главные марки, связанные с ювелирной стилистикой ар-деко, – это так называемые вандомские дома (крупные фирмы со штаб-квартирами на Вандомской площади в Париже): Cartier, Boucheron, Van Cleef&Arpels и ряд других. Они быстро подхватили моду на геометричные, симметричные, яркие украшения. В их драгоценностях использовались резные рубины и изумруды. Они оправлялись в платину или её более дешёвый аналог, сплав платинор, своей матовой белизной прекрасно оттенявший цветные камни. Композиции украшений строились по принципу геометрических фигур и своим строгим равновесием напоминали очертания небоскрёбов, ставших главной архитектурной приметой эпохи.


Сесил Битон. Портрет Дэйзи Феллоуз – колумнистки парижского Harper’s Bazaar, одной из самых модных женщин довоенного Парижа. 1936. Фото: Courtesy of the Сecil Beaton studio archive at Sotheby’s

Ревущие двадцатые и после

Образы украшений ар-деко часто увязывают с модой тех лет, когда на смену длинным платьям сложного кроя и ломаного, вычурного силуэта пришли лаконичные, свободные наряды, впечатлявшие не обилием деталей, а красотой декора (например, вышивки стеклярусом). Они требовали аналогичных украшений, ведь прежние, столь же замысловатые, как и наряды, к ним категорически не подходили. Самые востребованные украшения эпохи – длинные ожерелья, сотуары, которые часто носили задом наперёд, подчёркивая красивый, глубокий вырез на спине и ювелирные часики, ведь дамы новой эпохи напряжённо следили за временем. Большим спросом пользовались и костюмные аксессуары, становившиеся одновременно произведениями ювелирного искусства: портсигары и женские сумочки для косметики, аналог современных клатчей.


Лакированная шкатулка Cartier. Париж, 1927 г. Фото: Schmuckmuseum Pforzheim

Экзотические мотивы

Стилистику ар-деко питали разные мотивы. Эпоха была неравнодушна к экзотике: Китай, Япония, индийское искусство, африканские мотивы, даже далёкая Латинская Америка. Ювелирные дизайнеры использовали приёмы, характерные для украшений тех краёв (например, лаки, распространённые в Китае, и резные камни, как в исконно индийских изделиях). Также в моду вошли «заморские» материалы: нефрит, ляпис-лазурь, вставки из кости и перламутровая мозаика. Украшения стилизовались под египетские, китайские и индийские, но, конечно, с большой долей условности. Изображения божеств с египетских папирусов выкладывались рубинами, сапфирами и изумрудами на фоне искрящихся бесцветных бриллиантов – как в знаменитой серии проегипетских украшений Van Cleef&Arpels 1920-х годов. Моду на Египет задало легендарное открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году. Так же как тремя годами позже – африканские скетчи на парижской сцене, сенсационно подававшиеся в прессе, и раскопки в Латинской Америке, относящиеся к этому же десятилетию.


Van Cleef&Arpels. Египетский браслет. 1923. Фото: Van Cleef&Arpels

Ар-деко породил знаменитый стиль Tutti Frutti дома Cartier, одно из фирменных направлений марки. «Тутти-фрутти» – просторечное название, которое эти украшения получили из-за того, что очень напоминали россыпь леденцов на прилавке. Между тем каждый такой «леденец» – резной драгоценный камень, а само украшение отсылает к традициям великих Моголов, сказочно богатых индийских властителей, обладавших без преувеличения роскошными драгоценностями. Их имя стало нарицательным.


Cartier. Браслет Tutti Frutti. Фото: Sotheby’s

Независимые имена

Наряду с крупными фирмами в стиле ар-деко работали и независимые ювелиры. Самые известные из них – Жан и Жорж Фуке и Жерар Сандоз. Их украшения отличались бескомпромиссностью. Если крупные дома всегда имели в виду коммерческий успех, то эти мастера создавали новаторские драгоценности, не боясь их не продать. Поэтому выглядят они весьма авангардно.

Смотрите также

История

10 ювелирных шедевров Лувра


Жорж Фуке. Брошь Dress Ornament из коллекции музея Mетрополитен. 1923. Жадеит, оникс, бриллианты, платина, эмаль. Фото: © 2022 Artists Rights Society (ARS), New York

Вдохновением для них часто служили художественные эксперименты эпохи. Например, они пытались перенести на ювелирное искусство принципы кубизма. Так, Жан Фуке любил крупные, массивные браслеты и мог использовать такие странные для ювелирного искусства тех лет материалы, как например сталь. Сандоз же вовсе предпочитал работать с полудрагоценными камнями вроде лабрадорита и любил сочетать золото с… гематитом (вообще мало кому тогда известным). Отец Жана Жорж Фуке также создавал украшения, но его дизайн больше напоминал вещи крупных фирм и был более привычным публике. Однако, именно Жорж (до этого много работавший в стиле ар нуво, в том числе в соавторстве с Альфонсом Мухой) открыл для ювелирного дела красоту деталей из прозрачного горного хрусталя, чёрного оникса и таких «простецких», как поначалу считали, материалов, как бирюза и лазурит.


Жерар Сандоз. Портсигар. Париж, 1929 г. Фото: Victoria & Albert Museum

Был ли ар-деко или его последователи в России?

В России 1920-30-е годы были отмечены гражданской войной и непростым становлением нового государства. Перед промышленностью стояли задачи первой необходимости, и, конечно, производство предметов роскоши в них не входило. Крупные ювелирные дома прекратили своё существование, их имущество было национализировано и распродано. Небольшие мастерские стали объединяться в рабочие артели и выполнять массовые заказы, далёкие от высокого искусства.

Однако впоследствии к стилистике ар-деко, не востребованной в своё время, обращались не раз. Крупные советские ювелирные заводы уже в 1960-70-х выпускали ретроспективные коллекции с мотивами ар-деко. Вместо платины использовалось серебро, бриллианты заменяли поделочными камнями. Но можно вспомнить, что эти материалы использовали и тогда, причём в качестве некой экзотики, новинки.


Milio. Браслет из коллекции Art Deco. Фото: Milio

Подлинного расцвета этот стиль достиг уже в постперестроечную эпоху, когда стремление к роскоши снова перестало быть чем-то зазорным. Современные ювелиры также часто обращаются к стилистике ар-деко, ведь она как нельзя лучше рифмуется с драгоценными камнями и броскими цветовыми сочетаниями. На геометрии и крупных камнях большой четвёрки (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) построены украшения от домов Chamovskikh, Ringo, Maxim Demidov и Milio (целая линейка украшений ар-деко). Бренд высокого ювелирного искусства Ichien гордится украшениями в стиле ар-деко и с камнями, характерными для тех драгоценностей: лазуритом, ониксом, кораллом. У бренда есть такой востребованный в ту эпоху жанр, как ювелирные запонки. А марка Kabarovsky предлагает как эффектные женские украшения в этом стиле, так и интересные, дизайнерские коллекции мужских украшений с мотивами ар-деко.

Основные черты ювелирного стиля ар-деко

Материалы и техника декорирования. Культовым металлом эпохи ар-деко стала платина, которую в 1910-е ввел в моду дом Cartier. Благодаря этому набрали популярность и схожие с ней по оттенку белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Также ювелиры использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила, акулы, зебры, редкие породы дерева. Заслуга ар-деко – смелое и эффектное комбинирование в одном украшении драгоценных камней с полудрагоценными, бриллиантов – со стразами, а натурального жемчуга – с искусственным. Что касается техники декорирования украшений, то, пожалуй, самыми распространенными ювелирными приемами тех лет были эмалирование металлов, необычная огранка и инкрустация камней.

Формы украшений.Ар-деко культивирует форму и цветовую палитру украшения, любуется его конструкцией, поэтому на первый план выходят геометричность и строгая симметрия, а расположение элементов украшения подчинено определенному ритму чередования.

Ведущие мотивы в дизайне украшений. Образы, декорации и костюмы русского балета (балетная антреприза Сергея Дягилева «Русские сезоны» заново влюбила Европу в искусство танца). Культура разных стран, континентов и эпох: Древнего Египта (интерес подогрело открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году), Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки. Геометрические мотивы. Объекты флоры и фауны.

Типичные украшения. Повязка на голову (бандо), инкрустированная стразами, жемчугом или бриллиантами; коктейльное кольцо; колье-воротник; ожерелье-гирлянда; ожерелье и браслет в виде змеи; кольцо и браслет в виде пантеры; брошь, кулон, серьги в виде длинных кистей; длинная нить натурального или искусственного жемчуга (вспомним Коко Шанель!); сотуар – длинная цепочка с крупными камнями или подвесками, которую носили через плечо, в вырезе на спине или надевали в несколько сложений на руку; брошь в виде корзины с цветами, фруктами; широкий плоский ажурный браслет; крупный кулон; наручные часы с богатым утонченным декором.

Эпоха ар деко и ювелирные технологии

Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс в 1935 году придумали невидимую закрепку для драгоценных камней. Вытачивались канавки в рубинах, сапфирах и бриллиантах, камни прилегали друг к другу вплотную, металл полностью покрывался. Благодаря этой новинке , а за ней и остальные начали создавать в стиле ар деко настоящие шедевры.

К 30-м годам украшения в стиле ар деко стали массовыми, поскольку и в европейских странах, и в Америке начали создавать вещи, доступные широкому кругу покупателей. Это были броши-клипе из бриллиантов, сотуары (от французского«porter en sautoire» — носить через плечо) и браслеты, где небольшими бриллиантами подчеркивались орнаментальные линии четких плоских узоров. В антикварных магазинах можно и сегодня встретить много подобных украшений.

Во всем мире период господства стиля ар деко продлился между Первой и Второй мировыми войнами. Но его образный строй и используемые приемы оказались настолько универсальными, что и по сей день смотрятся ярко и современно.

(Visited 1 206 times, 1 visits today)

Стиль как часть… стиля

Драгоценности и бижутерия в стиле ар-деко куда менее вычурны и капризны в сочетаниях с одеждой, чем украшения в стиле барокко. Если вы ищете аксессуары яркие, интересные, но элегантные (например, для новогодней вечеринки), остановите выбор на браслете, кольце или серьгах в стиле ар-деко.

Но и повседневная одежда: белые футболки, однотонные трикотажные платья и кардиганы, – гармонично сочетается с геометричными серьгами-люстрами, многоярусной цепочкой, брошью в виде жука или крупным кольцом. Главное – не перегружать дневной образ и выбрать одно-единственное «джазовое» ювелирное дополнение к нему.

Стиль в ювелирных украшениях


Брошь Van Cleef and Arpels. 1930


Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929


Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Украшения в стиле ар-деко на подиуме

В коллекциях осени-зимы 2016/2017 немало обращений к эпохе ар-деко в аксессуарах. Так, реки искусственного жемчуга «льются» на показах Chanel, Moschino (у этой модной марки ряды белых бусин красуются даже на лодыжках моделей!) и Gucci.

Гиперболизированные серьги-кисти – главное украшение этой зимы по мнению Dsquared2, а вот у Anthony Vaccarello трендовый аксессуар осовременен лишь тем, что серьга со стразами непарная. Saint Laurent делает пару таких серег частью вамп-образа.

У Valentino дыхание технократии коснулось дизайна серег – в 1920-е такие украшения назвали бы за их длину серьгами-небоскребами и одобрили бы их схожесть с коваными деталями какого-то механизма.


Dsquared2, осень-зима 2016/2017


Gucci, осень-зима 2016/2017


Chanel, осень-зима 2016/2017


Valentino, осень-зима 2016/2017

Украшения в стиле ар-деко на красных дорожках

Оглядываясь на отшумевшие торжественные события 2016 года, отметим, что драгоценности в стиле ар-деко – частый выбор для выхода в свет. Так, достойны похвалы бриллиантовые серьги De Grisogono в форме веера – Эшли Грин надела их 3 сентября на премьеру драмы «И проиграли бой» в рамках Венецианского кинофестиваля. На открытии того же фестиваля и премьере романтической комедии «Ла-ла-ленд» 31 августа модель Бьянка Балти появилась в необычном черном платье-тренче, дополнив его ожерельем-воротником Chopard с бриллиантами и изумрудной подвеской.


Эшли Грин в De Grisogono, Венеция 2016


Бьянка Балти в Chopard, Венеция 2016

Для другого кинофестиваля – Каннского – украшения в стиле ар-деко стали ведущим трендом. На премьере драмы «Последнее лицо» 20 мая колье в виде змеи от Cartier приглянулось Шарлиз Терон, а Алессандра Амбросио приручила драгоценную рептилию от Bulgari. Благотворительный вечер amfAR gala, прошедший 19 мая в рамках фестиваля, явил роскошные бриллиантовые ар-деко-гарнитуры Рози Хантингтон-Уайтли (Chanel), Алессандры Амбросио (Boucheron), Карли Клосс (Chopard), Беллы Хадид (De Grisogono) и Лиу Вен (Boucheron).


Алессандра Амбросио в Bulgari, Канны 2016


Карли Клосс в Chopard, Канны 2016


Рози Хантингтон-Уайтли в Chanel, Канны 2016

В завершение заглянем на главную красную дорожку года – церемонию вручения премии «Оскар», которая состоялась 28 февраля. Ее лучшими драгоценностями в стиле ар-деко можно назвать платиновое ожерелье с кулоном Шарлиз Терон от Harry Winston, бриллиантовые серьги-колоски Кейт Бланшетт от Tiffany & Co., браслет-змею Forevemark Оливии Манн и колье Bulgari с цветочными мотивами в дизайне, выбранное Наоми Уоттс.


Кейт Бланшетт в Tiffany & Co, «Оскар» 2016


Шарлиз Терон в Harry Winston, «Оскар» 2016


Наоми Уоттс в Bulgari, «Оскар» 2016

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]