История ювелирных украшений в Греции
Древние греки славятся утонченным вкусом и любовью к прекрасному. Украшения в греческом стиле – сочетание простоты и совершенства. Каждое из них, найденное во время археологических раскопок, удивляет своей красотой. Сегодня ими можно любоваться во многих мировых музеях.
Вместе с тем, неоправданная роскошь порицалась в те времена.
Древние греки были уверены, что все должно быть сдержанными и элегантными одновременно
Независимо от социального положения и статуса человека, эти правила строго соблюдались.
Особое внимание жители античной Греции уделяли украшениям на голову. Для этого использовались не только натуральные цветочные и растительные венки, но и всевозможные обручи с орнаментом или с жемчугом. В особых случаях, по праздникам или на выход, женщины использовали для волос диадемы, инкрустированные драгоценными, преимущественно прозрачными, камнями (например, горный хрусталь).
Изделия, созданные ювелирами античной Греции, по сей день восхищают. Вместе с тем, благодаря удивительному чувству гармонии, они не выглядят слишком кричащими и смотрятся сдержанно.
Древняя Греция. Прически, украшения, косметика
Мода Древней Греции
Греческая цивилизация оставила нам достаточно много документальных свидетельств в виде скульптур, барельефов и росписей, благодаря которым мы можем достаточно хорошо представить себе внешний вид её обитателей.
Например точно известно, что работа парикмахера в Греции была своеобразным видом искусства – греки любили точность и гармонию и за несоблюдение пропорций или плохую стрижку, горе-мастеру грозило весьма серьезное наказание. Хотя конечно же такие эксцессы встречались достаточно редко – Греки очень щепетильно относились к своему внешнему виду и потому такую ответственную операцию как стрижка, доверяли только хорошо обученным слугам или рабам. Таких рабов, кстати, называли “каламистрами” и ценились они много дороже других. Это название происходит от слова “каламис” – так древние греки называли простейшие щипцы-стержни, для завивки волос.
Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры.
Прически
От природы греки имели прямые и густые волосы черного цвета. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.
В архаичный период мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.
Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Такие косы кольцом, в два ряда, обвивали голову, при этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных локонов. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.
В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей, четко обрисовывающих силуэт головы. Внешне, они почти не различались, но использовали разные виды завивки – горячий и холодный.
В период расцвета Афин, мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, в их чертах появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара. Это подлинное произведение искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование “бант Аполлона”, но имеется еще одно название — “цикада”, из-за того, что “бант” напоминает легкие крылышки цикады. Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами.
Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.
Самой распространенной была коническая, при этом волосы бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами. Бороду носили граждане, достигшие зрелости.
В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский. Он носил красивую прическу из легко завитых полу-длинных волос с типичным для нее симметричным пробором — фрагисом, которую впоследствии стали называть его именем.
Примечательно также, что Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили — исключение составляли философы и ученые.
Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение. Они покрывались тканью, а иногда на волосы просто надевали мешочек.
Эту прическу по началу называли “прической гетеры” – но со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса. Пучок имел конусообразную форму. Прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название “греческий узел”, а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос.
“Греческий узел” считался классической формой убранства волос в Древней Греции, но время и вкусы вносили в него некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа “лампадион”, напоминавшая по форме языки пламени.
В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому волосы всегда низко прикрывают лоб. Как и мужчины, женщины носили прическу типа “бант Аполлона”, — изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.
Оригинальную, “дынеобразную” прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла — Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами.
Гетера Фрина носила прическу высокую — из завитых волос, с бантом на темени. Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель даже создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора.
В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полу-длинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч—филле, он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком.
Молодые девушки носили распущенные волосы. Но если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности и молодости, то в более поздние времена ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав и семян, придававших волосам золотистый оттенок.
В конце IV и в I веке до нашей эры, в Греции распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран.
Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года. Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем — парики с пепельным отливом.
Головные уборы
Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы.
Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия, на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.
Распространена была шляпа кюне в форме полушария. Носили конусообразный войлочный пилеус
, фригийский колпак,
каусию
.
Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия. Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи. Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.
Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований, выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев. Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Многие носили венки из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе.
Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица.
Украшения
У Греков было весьма своеобразное отношение к украшениям и изыскам. С одной стороны, они очень любили изящно сделанные драгоценности, с другой – общество порицало излишнее злоупотребление украшениями и требовало соблюдения чувства меры. Не принято было богато одеваться повседневно, поэтому золотые и серебряные украшения надевались только на пиры или театральные представления. Однако с течением времени драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников, носивших по нескольку колец на каждом пальце.
В отделке ювелирных изделий — колец, серег, аграфов, перстней, шпилек, булавок, застежек — преобладал орнамент с растительным мотивом. Мастера искусно передавали тонкость цветочных лепестков, распускавшихся бутонов. Любили вырезать крохотных птичек, бабочек, цикад, жуков.
К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы дольше всех избегали носить украшения, а если надевали, то только из простых металлов.
Косметика
С возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом, в греческом обществе стал проявляться повышенный интерес к косметике. Мужчины и женщины пользовались услугами специальных рабов — косметов, выполнявших различные косметические процедуры. Строились специальные помещения, в которых косметы делали массажи, натирали тела клиентов маслами и ароматическими настоями. Косметические средства сохранялись в специальных кувшинчиках, сосудах. Особое значение придавали краскам. Существовали специальные порошки для подведения бровей и глаз. Одно время употребление косметических средств перешло все границы.
Ввиду этого правитель города Афин ввел ряд ограничений в области использования косметики. Но придерживались их слабо, несмотря на высмеивание поэтами и драматургами гречанок, злоупотреблявших косметикой. Во времена Перикла его подруга, а позднее жена, известная гетера Аспасия написала объемистый трактат о применении косметических средств.
Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.
Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ, который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид. Его ученик Диокл прописывал мази для отбеливания или смягчения кожи. Позднее Критон в своем труде рекомендовал средства по уходу за волосами, их окрашиванию, по уходу за кожей лица.
источник – история прически (?)
Характерные черты украшений в античном стиле
Греческие украшения выгодно выделяются среди большого разнообразия ювелирных изделий. Они, несмотря на некоторую массивность и роскошь, гармонично сочетают простоту и элегантность.
Среди особенностей, которые им характерны, следует выделить:
- Массивность. Основная черта, присущая античной моде. Особенно это применимо к греческим браслетам, которые призваны подчеркнуть изящество запястья.
- Материал. Преимущественно для них использовалось золото или серебро. Также, например, греческие украшения из серебра были дополнены жемчугом.
- Орнаментация. Характерная черта орнаментов – строгие и четкие линии. Ювелиры также использовали растительные узоры (цветы жимолости, листья оливкового дерева, плющ). Широкое распространение получило и использование меандра. Он мог быть квадратным или круглым.
Украшения античных гречанок
Женщины античной Греции любили украшать волосы – в моде всегда были шпильки и сеточки, украшенные камнями, различные диадемы и тиары из золотых лавровых ветвей.
Популярны были и ожерелья, подвески в видесилуэтов амфор и животных. Серьги изготовляли, обычно, из двух частей: диска с мелким узором и инкрустацией, к которому крепились подвески. При ходьбе они колебались и позванивали, таким образом, предупреждая о появлении женщины.
Гречанки подчеркивали красоту рук браслетами, надевая не только на запястья, но и на предплечья. Некоторые дамы носили браслеты также на лодыжках. Браслеты представляли собой нити жемчуга или проволочные переплетения с изображениями животных и мифических существ. Иными словами, украшения Древней Греции создавались замечательными мастерами.
Этрусский стиль
Период: 9-2 век до нашей эры.
Основные черты:
- узоры в виде зигзагов, треугольников, свастик. Позже появились более сложные сакральные эмблемы: солнечный диск, полумесяц, амфора, маскарон.
- техники: филигрань, гравировка, глиптика, гранулирование (зернь), тиснение. Часто встречается грануляция в концентрических узорах.
- чаще всего встречается сердолик
Этруски — древняя цивилизация Апеннинского полуострова. Искусство больших городов отражало культуру Ближнего Востока, сирийских и финикийских прибрежных районов, Месопотамии и Малой Азии. Этому способствовали прямые коммерческие контакты с восточным Средиземноморьем.
Цивилизация достигла пика развития с 7-го до 5-го века до нашей эры. Лучшие ювелирные изделия этрусков создавались именно в это время. Мастера больше всего преуспели в технике гранулирования. Ученым до сих пор не удалось раскрыть секрет их искусных украшений. Ювелиры умели украсить поверхность тысячами крошечных золотых гранул без припоя и не нарушить форму.
В 19 веке после археологических раскопок этот стиль значительно повлиял на европейское ювелирное искусство. Многие ювелиры стилизовали свои украшения под этрусский стиль и пытались воссоздать сложную технику грануляции. Украшения этого направления иногда называют «археологический стиль» или «этруский стиль» (на английском звучит корректнее: Etruscan Revival). Важную роль сыграл ювелирный дом Фортунато Пио Кастеллани.
В этрусских украшениях есть пышность, качество и разнообразие. Золото было дорогим металлом для Этрурии. Его использовали очень аккуратно и в тонких — в прямом смысле слова — работах. Листовое золото было толщиной около 0,1 мм. Часто использовали золотое напыление для бронзовых изделий. Несмотря на это, знать хоронили роскошных драгоценных украшениях. Не исключают, что посмертные украшения умерший мог даже не носить или не позволял себе этого до смерти.
Этруски любили цвет, поэтому фаянс, цветные драгоценные камни и стеклянные бусы часто украшают их работы. В этот же период среди декоративных элементов появились цветы лотоса, гранаты, пальмы, желуди.
Политическое и экономическое положение этрусков ухудшилось после 3-го века до н.э. С севера нападали кельты, с юга — италийцы. Это отразилось на украшениях. Они ограничивались небольшими хрупкими изделиями из золота с простым тиснением. Реже стали использоваться филигрань и гранулирование.
Характерные украшения для этрусков: булла, фибула, венок, ожерелье, пектораль
Период: 2240-9 век до н.э. Египетский стиль
Основные черты украшений Древнего Египта
- сакральные символы: скарабей, анкх, глаз Гора (уаджет или око Ра), тьет (узел Изиды), солнце с крыльями, перо Маат; изображение богов Ра, Гор, Изиды, Бастет
- растительные орнаменты; изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных (птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей)
- камни: нефрит, бирюза, яшма, сердолик, аметист, гранат, лазурит (ценился особенно высоко)
- техники: смальта и эмаль.
За исключением рабов, все древние египтяне носили украшения. Даже дети до шести лет ещё не носили одежду, но уже имели собственные украшения. На это были три главных причины:
- Ювелирные изделия отображали достаток. Египтяне носили простую и легкую одежду из-за жаркого климата. Она не демонстрировала статус, и эта задача легла на украшения.
- Легальная аутентификация. Каждый человек носил перстень с фамильной эмблемой и подробной гравировкой на печати. На эмблемах обычно изображались животные: грифон, ястреб, лев, скорпион и т.да.
- Украшения были оберегами и амулетами. Цвет, материалы и символика придавали смысл любому изделию.
Например, скарабей воплощал перерождение. Поэтому было важно, чтобы один или несколько скарабеев украшали умершего для успешной реинкарнации. Имя владельца писали на камне, чтобы дух знал о своей собственности.
Мертвых хоронили с личными и семейными драгоценностями. Это обеспечивало хорошую загробную жизнь согласно верованиям египтян.
Люди из бедных сословий украшали себя изделиями из кости, стекла, камней. Это побудило ювелиров совершенствоваться в имитации драгоценных материалов. Поддельные жемчужины, изумруды и тигровый глаз были почти неотличимы от настоящих. Золото и медь — главные металлы для украшений Древнего Египта. Серебряных рудников рядом не было, поэтому серебро было мало неизвестно. Мастера комбинировали сплавы с золотом и создали другие цвета — розовый, серый и красно-коричневый.
Искусство Древнего Египта значительно повлияло на искусство Европы 19-20 веков. Первая волна египтомании началась в 1860-е годы, когда французский археолог Огюст Мариетт получил монополию на раскопки. Он сделал множество открытий, привез во Францию разнообразные артефакты, которые экспонировались в Лувре. Ювелиры того времени переосмысляли мотивы скарабеев и змей, приспосабливали их к современной им моде. Вторая волна увлечения египетской цивилизацией началась после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году. Это повлияло на кинематограф (в 1934 году вышел фильм «Клеопатра»), моду и, конечно, ювелирные украшения. Египетские четкие формы особенно импонировали главенствующему тогда стилю Ар-деко. Скарабеи начала 20 века получили крупные, размашистые крылья с яркой эмалью, окружались змеями. Их делали в золоте, серебре, бижутерии.
Характерные украшения египтян: воротники, пояса, пекторали, кольца, броши, поножи, браслеты, ожерелья-шебу (shebyu), декор для парика.
Период: 395-1453 гг. Византийский стиль
Основные черты:
- массивность, пышность, смешение материалов и техник; детальные цветные изображения
- античные, позже — христианские сюжеты
- геометрический орнамент: спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга; элементы наполняются христианской символикой;
- мифологические мотивы: Древо Жизни, лилия, лавровый венок, грифон, голубь, рыба, павы, птицы Феникс и Сирин, двуглавый орел;
- изображение ликов святых, зверей, растений
- техники: филигрань, резьба по кости и драгоценным камням, литье, чеканка, чернение, инкрустация эмалью, жемчугом, драгоценными камнями;
Искусство Византии переняло античные черты и попало под влияние Месопотамии и Египта. Но с принятием страной христианства приобрело собственный стиль.
Расцвет Византийской империи в 527-565 гг. вернул ей статус самого могущественного средиземноморского государства. Константинополь долгое время был самым большим и самым богатым городом, центром торговли и культуры. Количество украшений было настолько велико, что для их хранения начали создавать специальные шкатулки, часто из резной слоновой кости. Стилистически они повторяли фрагменты архитектуры столицы.
В украшения превращаются одежда и аксессуары: длинная закрытая накидка с вышивкой, массивные головные уборы. Серьги увеличиваются настолько, что крепятся к тиаре как подвески над ушами.
Характерные украшения периода: камеи и кабошоны как отдельные украшения (броши, кольца), и составляли часть декора одежды; кресты (не только символы христианской веры, но и предметы ювелирного искусства), фибулы с жемчугом, камнями и эмалью по золоту; массивные ожерелья-оплечья (как часть одежды отдельное украшение); короны открытого типа.