Ювелирная продукция имеет свою специфику в области обязательной маркировки. На такой товар не удобно клеить стикер с Data-matrix изображением, а нанесение кода идентификации непосредственно на изделие требует специального оборудования.
В статье расскажем, какие ювелирные изделия подлежат обязательной маркировке, какое оборудование понадобится при работе с данной группой товаров и к какому сроку необходимо подготовиться участникам рынка.
Что такое маркировка ювелирных изделий
Маркировка предполагает нанесение на товары из золота, палладия и платины двумерных кодов DataMatrix, которые считываются сканером и содержат в себе полную информацию о продукте и о каждом этапе в рамках цикла перехода от производителя к розничному владельцу.
Внедрение маркировки призвано защитить покупателей от фальсификации и мошенничества. Государство стремится избавиться от теневого рынка и недобросовестного предпринимательства — как в области реализации синтетических подделок и контрабандного оборота, так и в плане завышения стоимости продаваемых украшений. Также маркировка позволяет получить полный доступ к информации и тем самым упрощает работу надзорных органов.
Совет начинающим
Не гонитесь за деньгами, а делайте то, что нравится. В любом деле сразу видны люди, для которых важнее прибыль. Но есть те, кто делают что-то, потому что любят это и для которых финансовая сторона вопроса ставится на второй план. Я убеждена, если идти по второму пути, то с прибылью все будет хорошо. Если делаешь качественный продукт, он в любом случае станет успешным.
Сроки маркировки
Обязательная маркировка в ювелирной отрасли должна была стартовать в начале 2022 года, но участники рынка оказались не готовы к новым требованиям, и сроки пришлось перенести.
Новые сроки определены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2022 года № 270.
1 марта 2022 года | С этого дня выпущенная или ввезённая в РФ продукция (материалы и украшения) должна иметь ярлыки с кодами Data Matrix, а участники товарооборота — регистрировать в ДМДК сведения:
Штрихкоды для слитков драгметаллов можно наносить на паспорта и сертификаты. |
1 марта 2023 года | На каждой товарной единице должен быть код маркировки. Без нанометки нельзя выпускать и ввозить «ювелирку» из-за границы, но пока можно хранить остатки на складе. |
1 марта 2024 года | До этой даты необходимо нанести физические нанометки на все остатки. С 1 марта 2024 года магазины не смогут продавать драгоценности без кода маркировки. |
Ценообразование
У меня нет какой-то единой формулы для формирования цены. Скорее я стараюсь оценить, за сколько бы я сама купила такое украшение. Мне бы хотелось уйти от этой схемы и больше планировать. Иногда украшение очень дорогое в производстве, но я хочу, чтобы люди могли его купить, чтобы оно было доступно, поэтому маржу вкладываю совсем небольшую. А некоторые украшения так сложно делать, и я понимаю, что мы не сможем делать их массово, и они должны быть редкими, и тогда мы немножко цену завышаем, чтобы отрегулировать спрос на них.
Порядок маркировки
В отличие от других товаров, маркировку ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а Гознак. Поэтому участники оборота ювелирной продукции будут работать с системой ГИИС ДМДК. Предоставлять уникальные годы маркировки также будет Гознак.
ГИИС ДМДК — Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Как будет в целом выглядеть процесс маркировки ювелирных изеделий:
1
Производитель или импортёр заказывает у Гознака код для каждого изделия, наносит полученный код в виде этикетки на бирку и метки на самом изделии.
2
При передаче готового изделия дистрибьютору код считывают, и вся информация о перемещении товара передается в ГИИС ДМДК.
3
При розничной продаже кассир также сканирует код маркировки, информация об этом автоматически отправляется в ГИИС ДМДК, а ювелирное изделие исключается из оборота.
Подлежат маркировке золото, драгоценные камни, драгметаллы, а также изделия из них:
- алмазы (в том числе необработанные);
- рубины;
- бриллианты;
- сапфиры;
- изумруды;
- платиновый и палладиевый порошок;
- золотые монеты;
- золотые и платиновые ювелирные изделия.
Маркировка серебра и серебряных изделий пока не вводится. Требование об обязательной маркировке не распространяется также на изделия весом до 3 грамм.
Что такое ГИИС ДМДК
ГИИС ДМДК — это единая информационная платформа для взаимодействия участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, органов государственного контроля и надзора, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
С помощью ГИИС ДМДК обеспечивается взаимодействие участников оборота ювелирных изделий между собой и с контролирующими органами. Сведения о партиях товара в системе содержат подробную опись и идентификаторы. В случае необходимости контрагенты могут обратиться к системе и получить акт сверки.
По данным системы можно формировать статистические и справочные отчёты.
Для участия в маркировке ювелирных изделий необходимо зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и получить доступ к личному кабинету. Для регистрации необходимо выполнить ряд требований системы, в том числе установить электронную подпись.
«Астрал-ЭТ» — надёжная электронная подпись для любых целей, в том числе для работы с государственными информационными системами.
Что нужно для маркировки ювелирных изделий
Для участия в системе маркировки необходимо:
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП). Это можно сделать в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомцифры РФ. Получить в ФНС справку об отсутствии задолженностей. Зарегистрироваться в системе ГИИС ДМДК. Подготовить оборудование для работы с маркировкой: кассу с ПО и фискальным накопителем, которые работают с маркировкой, 2D-сканеры для считывания кодов маркировки, принтеры этикеток для печати кодов маркировки на бирки. Нанометки на ювелирные изделия наносит Федеральная пробирная палата: для этого ничего покупать и настраивать не нужно. Стать членом ассоциации автоматической идентификации ГС1 РУС. Подписать с Гознаком договор на предоставление кодов маркировки в виде кода DataMatrix.
Для работы с КЭП потребуется дополнительное программное обеспечение:
- криптопровайдер КриптоПро CSP — обеспечивает шифрование и безопасную передачу заверенных данных;
- веб-браузер Спутник, Яндекс.Браузер или Chromium-gost;
- КриптоПро ЭЦП Browser plug-in — программа для использования подписи на веб-страницах.
Также участникам оборота ювелирных изделий потребуется оборудование для нанесения меток и автоматизации учёта:
- Онлайн-касса — для автоматизации расчётов с покупателями. Касса передаёт в ГИИС информацию о продаже, после чего код выбывает из оборота.
- Сканер 2D-кодов — для считывания штрихкодов на транспортных упаковках, ярлыках, сертификатах, паспортах и других носителях во время приёмки, отгрузки, инвентаризации на складах и в торговых залах.
- Принтер этикеток с кодами Data Matrix — для печати этикеток на готовую продукцию, материалы и складские остатки.
- Терминал сбора данных (ТСД) — для любых операций на складах, где требуется учёт по штрихкодам. Терминал считывает информацию в коде, сохраняет её в своей памяти, а также отправляет в товароучётную систему.
Как работает маркировка на разных этапах оборота ювелирных изделий
Для каждого участника рынка есть свой алгоритм действий.
Добывающая компания:
- формирует сырьевые партии;
- отправляет запрос на коды и маркирует каждую упаковку;
- отгружает маркированное сырьё.
В зависимости от проекта, отгрузка может осуществляться на адрес аффинажного предприятия, обработчика в рамках давальческой схемы, либо конечному изготовителю — в этом случае происходит смена собственника.
Производитель:
- получает сырьё;
- создаёт полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего изготовления украшений;
- отправляет их на апробирование в ФПП;
- производит украшения;
- снова отправляет в ФПП на проверку;
- заказывает коды маркировки и наносит на этикетки.
При регистрации полуфабрикатов в учётной системе обязательно указывают информацию о партии сырья, использованной для их изготовления.
Переработчик-изготовитель украшений:
- получает от собственника груз, прошедший процедуру маркировки;
- изготавливает изделия, соответствующие предъявляемым требованиям;
- отправляет их на апробирование в ФПП;
- заказывает для каждого изделия отдельный код и размещает его на бирке и на упаковке для дальнейшей транспортировки.
Аффинажное предприятие
Аффинаж — это очистка драгметалла от примесей, что в конечном итоге повышает его ценность. Такая услуга не предусматривает перехода права собственности. В рамках маркировки предприятия, участвующие в цикле обработки:
- очищают сырьё;
- полностью или частично производят обратную отгрузку в адрес владельца.
Владелец, в свою очередь, подтверждает факт получения аффинированного драгоценного металла и вносит информацию об этом в ГИИС ДМДК.
Оптовики и скупщики:
- регистрируют смену собственника после получения ювелирных украшений от изготовителя;
- делят продукцию для последующего распределения по розничным магазинам.
Розничный магазин:
- принимает товар от контрагентов;
- фиксирует в учётной системе переход права собственности;
- при продаже конечному покупателю сканирует код маркировки, нанесённый на бирку.
В итоге сведения поступают из онлайн-кассы оператору фискальных данных (ОФД), который, в свою очередь, сообщает в ГИИС ДМДК о выводе изделия из оборота.
Ломбард
Ломбарды реализуют украшения, которые не были выкуплены собственником или которые были у него изъяты. Ломбард подаёт заявку на получение маркировочных данных и наносит их на изделия. При этом продавать украшения можно как оптом, так и в розницу — с одновременным исключением украшений из оборота.
Начало
Я с детства мечтала заниматься ювелирными украшениями — это было моей девичьей мечтой. Но я закончила экономический и стала коммерческим директором в рекламном агентстве Космос. В какой-то момент, я слишком устала от офисной работы и мне захотелось делать украшения своими руками. Мой будущий муж подарил мне курсы в Лондоне для начинающих ювелиров. Я так боялась опозориться, что спешно начала готовиться. Мне показалось, что нельзя приехать в Saint Martins просто так, ничего не умея — мне нужны были базовые навыки. И я пришла в мастерскую буквально в десяти метрах от моей работы и попросила меня научить. Я долго-долго уговаривала мастеров, в итоге они согласились. Увы, в Saint Martins я так и не попала — британское консульство изменило правила въезда для студентов. Но этот подарок мужа все равно стал судьбоносным.
Куда наносить коды маркировки
Обычно украшения содержат два оттиска:
пробу
— в ней закодирована информация о составе и объёме драгметалла
«именник»
— в нём содержатся сведения о производителе
Теперь к ним добавятся ещё два идентификатора:
с 1 марта 2022 года — бирка
или
ярлык-книжка
с уникальным идентификационным номером и штрихкодом Data Matrix
с 1 марта 2023 года — наногравировка
в виде Data Matrix, которую будут наносить лазером на каждую составную часть ювелирного изделия и на все драгоценные вставки.
Нанометку будет наносить Федеральная пробирная палата (ФПП) вместе с пробой. Гравировка невидима человеческому глазу, её размер составит 0,8×0,8 мм.
С помощью специального приложения на смартфоне покупатель сможет отсканировать штрихкод на бирке и получить подробную информацию об изделии.
Зачем государству знать, кто именно покупает украшения?
Федеральный закон 115-ФЗ, который регулирует покупку «ювелирки», действует в целях борьбы с нелегальными доходами, обналичиванием денег и финансированием преступлений. Собирать и передавать данные о своих клиентах обязаны не только ювелирные салоны — в частности, это делают и банки.
На основе этой информации проверяют легальность сделок и доходов, о покупках конкретного человека никуда не сообщают — ни жене, ни на работу. Законопослушным гражданам такой сбор информации ничем не грозит: если расплачиваешься честно заработанными рублями, бояться нечего.
Как и когда маркировать остатки ювелирных изделий
Для ювелирных остатков, выпущенных до начала обязательной маркировки, действуют особые правила.
- До 15 января 2022 года оптовики, магазины и другие участники рынка должны внести в ГИИС сведения об остатках драгметаллов, камней и готовой продукции по состоянию на 1 января 2022 года.
- До 1 апреля 2022 года нужно провести повторную инвентаризацию и внести актуальные сведения с учётом проданных товаров с 1 января по 31 марта.
- С 1 сентября 2022 года на всей «ювелирке», заявленной в качестве остатков, должны быть коды маркировки. С 1 марта 2023 года продажа ювелирки возможна только с метками. У участников отрасли будет год, чтобы поставить гравировку на все остатки.
- С 1 марта 2024 года изделия без нанометки нельзя ни продавать, ни держать на балансе.
«Астрал.ЭДО» — новый сервис для электронного документооборота. Подходит для работы с информационными системами, в том числе для взаимодействия с ГИИС ДМДК. , и наш специалист свяжется с вами.
Про капитал и вложения
У меня до сих пор не было никаких капитальных вложений в бизнес, я сторонник поступательного развития без вливания инвестиций извне.
Конечно, можно открыть магазин, купить офис под шоу-рум или снять его в аренду, оборудовать на заемные средства, но я считаю, если бизнес требует сторонних инвестиций, значит, вы не эффективно им управляете.
Все мои вложения — это вложения в моё образование. Сейчас я учусь геммологической экспертизе — оценке и диагностике цветных камней.