Виды плетения золотых цепочек: фото и видео женских и мужских изделий

«Если ювелира после смерти сожгут, от него останется золотой слиток граммов на 5», — шутит 24-летний Александр Токмаков, один из самых молодых ювелиров Тулы.

Как приходят в эту профессию, чем она опасна, как устроена ювелирная мастерская, что необычного просят заказчики и как создаются украшения, Саша рассказал корреспондентам Myslo.

Как становятся ювелирами

— Кем ты мечтал стать в детстве?

– Пожарным. Я считал, что это мужественная профессия и пожарных все уважают. Но потом узнал, что они получают копейки, и передумал. Занимался спортом — пауэрлифтингом, поэтому после школы решил поступить на факультет физкультуры. Но физруком тоже не стал: знакомый ювелир предложил пойти к нему подмастерьем, отец поддержал, сказал: «Иди, на еду всегда заработаешь».

Загорелся этой профессией сразу, как только увидел, как плавится металл, — это было очень красиво!

Целый год каждый день после занятий в университете шел в мастерскую, учился, потом начал выполнять несложные заказы. Через год мой учитель уехал в отпуск, оставив всю работу на меня. Волновался очень: страшно было работать без поддержки, боялся накосячить. Но справился, еще и денег заработал.

— Помнишь свою первую полностью самостоятельную работу?

– Да, храню ее до сих пор. Это пара обручальных колец из серебра. Они ужасны (смеется): на кольцах заметны швы, они неровные, не отполированы как следует.

— Насчет «заработаешь на еду»: у ювелира всегда есть работа?

– Да. Во-первых, в магазинных украшениях часто что-то рвется, гнется, ломается, и за ремонтом люди идут к ювелирам. Во-вторых, в мастерской есть возможность сделать украшение, которого ни у кого не будет. По любому эскизу, любой формы и размера.


Подвески в форме боксерских перчаток сделаны в подарок для чемпиона мира по боксу Александра Беспутина, который прошлым летом тренировался в Туле.

Опять же, ручная работа: даже два одинаковых кольца никогда не будут одинаковыми. У меня однажды был заказ из Израиля: девушка попросила обычные серьги-конго (кольца). Таких и в магазинах полно, но она хотела именно ручную работу.


Браслет плетения «Фараон» и замком «Коробка». Ювелир говорит, что это была самая сложная его работа за год.

— Какие таланты и качества нужны, чтобы работать ювелиром?

– Нужно обладать усидчивостью, трудолюбием и коммуникабельностью. Умение общаться очень важно — ты работаешь не только с металлами и камнями, а в первую очередь с людьми. Что касается таланта, то сегодня не обязательно быть художником, чтобы работать в ювелирной сфере: в наш век большинство изделий делается с помощью компьютерной 3D-модели.

Нюансы выбора

При посещении ювелирного магазина у некоторых женщин (а иногда и мужчин) разбегаются глаза. На витринах находится множество вариантов, и несведущий человек просто растеряется. Рекомендуется сразу же обратить внимание на качество материала, его блеск и прочность соединения звеньев. Даже при условии выбора наиболее прочного типа плетения возможны неприятные ситуации, связанные с недобросовестностью мастера.

Следует обязательно проверить замок. Он может быть карабинным и шпрингельным. Первый обычно подходит массивным, тяжелым изделиям, обеспечивает прочное крепление, исключает возможность самопроизвольного открытия и потери цепочки. Второй имеет круглую форму, обычно применяется для тонких, изящных, пустотелых цепей.

При выборе стоит отметить величину отверстия на выбранном кулоне. Ушко замка должно беспрепятственно проходить сквозь него, чтобы владелец мог самостоятельно надевать и при необходимости менять кулон на другой.

Рекомендуется обратить внимание на длину изделия. Женщинам подойдут цепи 40—50 см, мужчинам лучше выбрать вариант от 55—60 см и более. Показатель зависит от назначения цепи и использования дополнительных аксессуаров.

Важный момент — перед приобретением рекомендуется примерить украшение, почувствовать его на шее, прислушаться к своим ощущениям. При дискомфорте лучше выбрать другой вариант.

Самые необычные и самые дорогие заказы

— Бывают заказы, которые тебя удивляют?

– Да. Например, была якорная цепь из серебра на 370 г, на ней собирался подтягиваться 100-килограммовый бодибилдер. Коллеги говорили, что ничего не выйдет, она порвется — но не порвалась.


Подвеску-аккордеон заказал клиент из другого города. «Благодаря этому заказу я запомнил, чем аккордеон отличается от баяна», — говорит Александр.

Однажды мне заказали медальон с пентаграммой, который я должен был закончить делать именно во вторник, — только в этот день есть какая-то особенная энергетика.

Иногда заказывают вещи, которые многим и в голову не придут, но я не удивляюсь: у всех свои тараканы, каждый живет как хочет. Поэтому я делаю, и если человек рад — я тоже радуюсь. Из самых необычных заказов был стержень из серебра для уретры. Заказчик написал, что доволен.

— Самые дорогие украшения, которые тебе заказывали или приносили в ремонт?

– Заказывали две большие цепи из золота 750 пробы за 550 тысяч рублей. А в ремонт приносили, например, браслет «Картье» за 1,2 млн — из украшения выпал бриллиант. С такими вещами работать волнительно, страшно повредить, испортить. Лучше вообще не знать, сколько это стоит.

Как выбрать размер цепочки для мужчины? Определяемся с длиной и толщиной…

То, какой будет цепочка в диаметре, определяют пропорции вашего тела. Помните, что цепочки толщиной менее 3 мм – как правило, женские, поэтому от них лучше сразу отказаться. Оптимальная толщина для мужчины атлетической комплекции 5-6 мм, но чем массивнее ваш торс – тем шире должна быть цепочка.

Длина цепочки зависит от ширины вашей шеи и того, будете ли вы вешать на нее кулон. Длина мужских цепочек стартует от 50-55 см (цепь лежит на уровне основания ключицы). Для цепочек с кулонами и носки под одеждой необходимы цепочки от 60 см. Помните, что кроткие цепи подойдут для работы и спорта, они должны быть толстыми; аксессуар средней длины более броский – его носят в неформальной обстановке, иногда поверх одежды.

Чем болеют ювелиры

— У ювелиров есть профессиональные болезни? Работа вредная?

– Не то чтобы вредная… Но свои «болячки» есть. От работы с мелкими деталями и постоянного напряжения глаз развивается астигматизм. Страдают руки, иногда стираются до мозолей и крови, а работать в перчатках неудобно.

Когда применяется наждачная бумага, в воздухе висит золотая и серебряная пыль, которой ты дышишь, и она никогда не выводится из легких.

Если ювелира после смерти сжечь, уверен, что останется граммов 5 чистого золота (смеется). Немного уменьшить этот вредный нюанс можно: поставить люстру Чижевского, завести в мастерской побольше цветов или держать окно открытым.

Как создаются украшения

— Сколько времени уходит на одно украшение?

– Смотря что делать. Пару обручальных колец можно изготовить за полчаса. Цепь на 100 г — часов за пять. А есть такие заказы, над которыми сидишь неделю. Я пять дней по семь часов провел над цепью плетения «Византия», или «Лисий хвост»: она собирается из множества колечек, очень сложная работа.


Так выглядит плетение «Лисий хвост».

— Какими инструментами работает ювелир?

– Их просто триллион. Многие из них всем знакомы — лобзик, газовая горелка, кусачки. Некоторые инструменты пришли из стоматологии, а из специальных есть печь, полировальный станок (его я сделал сам), ультразвуковая ванна для промывания изделий.


Часть инструментов, которыми работает ювелир.

— Как проходит процесс изготовления украшения?

– Всё начинается с эскиза, а дальше мы либо создаем 3D-модель и изготавливаем по ней изделие в специальной печи, либо делаем украшение вручную. Я больше люблю работать руками. Например, вот как происходит процесс изготовления кольца.


Сначала металл расплавляется в тигле.


Металл выливается в изложницу, начинаем формировать из него квадрат.

Металл нужно постоянно нагревать докрасна, чтобы он оставался пластичным. Готовый квадрат прокатывается в вальцах и соединяется в кольцо припоем. Чтобы этот полуфабрикат превратился в ровный круг, его обстукивают деревянной или текстолитовой киянкой, которая не оставляет следов на металле.


Размер кольца проверяется кольцемером или штангенциркулем.


Шлифовка убирает все изъяны и создает поверхность без царапин.


Затем полируем поверхность на полировальном станке. При полировке применяются пасты различной фракции, они делают поверхность зеркальной.


Финальный этап — промываем изделие в ультразвуковой ванне. Весь процесс изготовления кольца занял 25 минут.

— Было такое, что хотелось оставить себе украшение, сделанное для другого человека?

– Было. Большой кулон-секира на толстой цепи. Впервые в жизни мне было жалко отдавать заказ.


Та самая секира.

— Приходится переделывать вещь, если что-то не так?

– Случается, когда мне самому не нравится результат, переделываю, пока сам не буду доволен. А заказчик видит изделие несколько раз в процессе, на «полуфабрикатных» стадиях, и может внести свои коррективы.

— А бывает, что отговариваешь заказчика от каких-то нелепостей?

– Нет, никогда не навязываю свое мнение, могу только подсказать, но не отговаривать. Чего бы ни хотел человек, главное, чтобы украшение приносило ему радость.

факты о драгоценностях

Самые популярные типы плетения цепочек

Сегодня существует множество разновидностей вязки золотых цепочек. По разным данным, их насчитывается от 50 до 70! Но тем не менее, все украшения делятся на три больших вида (все остальное — подвиды и подподвиды).

  • Выполненные в технике «бисмарк» — такие украшения не имеют равных по прочности. Связано это с технологией изготовления. Чтобы добиться такой надежности, мастера вручную соединяют элементы звеньев друг с другом в разных направлениях. А затем уже готовые звенья спаивают друг с другом довольно близко, образуя «плотную» цепь. Самыми популярными подвидами здесь считаются:
  • «американка»;
  • «арабский бисмарк»;
  • «итальянка»;
  • «питон».
  • «Панцирные» цепочки — считаются одними из самых надежных. В отличие от первого и третьего типа, в которых звенья крепятся в разных направлениях, «панцирь» образуется из-за крепления всех элементов в одной плоскости. Сами звенья при этом плоские, максимально отполированные. Такие цепочки плотно прилегают к коже, не запутываются, универсальны. Самыми популярными подвидами здесь считаются:
    • «двойной ромб»;
    • «колосок»;
    • «лав»;
    • «нонна»;
    • «ромб»;
    • «снейк»;
    • «фигаро».
  • «Якорные» изделия — самые простые и неприхотливые цепочки. Название произошло от сходства с якорной цепью: каждое звено крепится перпендикулярно друг другу. Исторически этот способ вязки образовался первым. И это как раз тот случай, когда простое решение оказалось гениальным. Подвидов «якоря» очень много. Каждый из них имеет свой характер, подходит разным людям, под разные наряды. Объединяет «якорные» изделия одно — отличная прочность и надежность. Самыми популярными подвидами здесь считаются:
    • «гарибальди»;
    • «двойной якорь»;
    • «ролло».

    Сколько золота в кольце?

    • Проба на ювелирных изделиях означает процентное содержание в них чистого золота и серебра. В кольце 585 пробы золота будет 58,5% от его веса, остальное — медь и серебро (их соотношение будет разным в зависимости от оттенка золота: в красном больше меди, в лимонном — серебра) или медь и палладий в белом золоте. В серебряном украшении 925 пробы чистого серебра будет 92,5%, остальное — медь. Чистый драгметалл слишком мягкий, гнётся в руках, украшения из него не делают.
    • Золотое украшения может быть полновесным и пустотелым. Полновесная цепочка сделана из проволоки, пустотелая — из трубочек. Вторая весит меньше и при этом выглядит объемнее. Зато первая надежнее: звенья из проволоки жестче, их сложнее порвать, они гораздо дольше не перетираются.
    • Есть мнение, что ювелиры жульничают с весом металла, тайком отжимая у заказчика драгоценные граммы. На самом деле 9% драгоценного металла при изготовлении изделия теряется: выгорает при переплавке, превращается при шлифовке в пыль, которую не соберёшь и не отдашь заказчику, снимается при полировке. Это всё производственные потери, а не ювелиры — жулики.
    • У многих наших бабушек и мам были украшения с рубинами. На самом деле это не рубин, а корунд — искусственно выращенный камень, не имеющий особой ценности. Настоящие рубины стоят очень дорого.
    • На некоторых людях серебряные украшения чернеют. Это происходит не от низкого качества серебра, а из-за химического состава потожировых выделений организма: серебро реагирует на серу и хлор. Потемневшее украшение можно почистить, а о своем здоровье — задуматься.

    Техника на грани фантастики

    Сегодня ювелирная промышленность переживает невероятный расцвет. Регулярно появляются новые техники плетения, совершенствуются уже существующие. Именно поэтому сегодня очень много вариантов того, как делают золотые цепи.

    Способы изготовления цепочек

    Всего различают три самых главных способа изготовления плетеных аксессуаров:

    1. машинная вязка;
    2. ручная вязка;
    3. штамповка.

    Впрочем, это не значит, что вы можете выбирать способ вязки по вашему желанию. Одни цепочки плетутся только так, другие — иначе. Но разобраться в технике плетения очень полезно. Ведь от способа вязания цепи зависит прочность изделия, его износостойкость, долговечность. Некоторые цепочки ремонтируются просто, другие — сложнее или вообще не подлежат ремонтным работам после деформации. Перед покупкой этого не самого дешевого украшения разумно будет владеть всей информацией.

    Цепочки машинной вязки

    Как правило, конечным результатом машинной вязки будет небольшое и легкое аккуратное изделие с маленькими звеньями. Обычно его вес колеблется в пределах одного грамма. Наблюдать за тем, как ювелир делает цепочку, — одно удовольствие. Для этого берется тончайшая золотая проволока, из которой автомат отливает звенья. Это невероятно быстрый процесс: всего за одну секунду изготавливается 10 звеньев. Затем эти заготовки скрепляются друг с другом определенным образом, и ювелир прокаливает их в печи. Высокая температура помогает закалить изделие, сделать его прочным и долговечным.

    Цепочки ручной вязки

    Этот метод работы медленно, но верно уходит в прошлое: слишком он долгий и дорогой для современной жизни. Но в то же время, есть такие плетения, с которыми не справится никакая машина. Для их изготовления нужны только человеческие руки. Одно из таких плетений — суперпопулярный «бисмарк». Изделия такой вязки очень востребованы среди покупателей Gold.ua, да и во всем мире.

    Ручная вязка позволяет получить настоящие произведения искусства, каждое из которых по-своему уникально. И только от мастерства ювелира зависит внешний вид и прочность такой цепочки. При грамотном соблюдении технологии и высоком профессионализме мастера цепочка, изготовленная вручную, будет наиболее надежной. Так, например, от правильно выбранной толщины проволоки зависит, согнутся ли звенья цепи, или сломаются. А речь здесь идет о десятых долях миллиметра. Если выбор оказался неверным, исправлению такая цепочка уже не подлежит.

    Впрочем, нельзя сказать, что ручная вязка — «отживший» способ изготовления цепей. Понимание того, как делают золотые цепочки ювелиры, насколько это важно, присутствует и в небольших частных мастерских, и на серьезных предприятиях. Там по-прежнему дорожат исключительной работой опытных ювелиров и отдают им заказы на эксклюзивные украшения.

    Штампованные цепочки

    Этот способ считается самым быстрым и довольно дешевым. В ювелирном производстве существуют специальные штампы. Они накладываются на золотой лист и таким образом выдавливаются формы отдельных звеньев. Затем звенья соединяются друг с другом.

    Внешний вид украшений, по мнению многих стилистов, оставляет желать лучшего. Да и прочностью и долговечностью штампованные цепочки похвастаться не могут. Ремонту штампованные цепочки практически не подлежат. И это особенно обидно, учитывая, насколько легко они деформируются. Но если вы осознаете все риски при покупке подобного аксессуара, «обязуетесь» аккуратно и нечасто его носить — то почему и нет?

    Пустотелая цепочка

    Нельзя не обратить внимание еще на один сравнительно недорогой способ изготовления плетеного аксессуара. Речь идет о «дутых», или пустотелых цепочках. Такие изделия сейчас крайне популярны. Ведь в моде крупные, массивные украшения. И только пустотелая цепочка позволяет создать видимость огромного изделия, но при этом не будет ни чрезмерно тяжелой, ни чересчур дорогой.

    Решившись приобрести «дутую» цепь, будьте очень внимательны. Сам процесс изготовления этого изделия не отличается от машинного (поэтому и считается, что главных способов все-таки три, а не четыре). Точно так же берется тонкая проволока, формируются звенья цепи, затем изделие обжигается. В чем же отличие? В наличии так называемого сердечника. Именно он обеспечивает пустотелость в финале процесса. Вообще же сердечником называют цилиндр из недрагоценного металла (чаще всего железа), который обматывается золотом. На последнем этапе изготовления цепочки сердечник вытравливают с помощью кислоты.

    Но это в идеальном случае. Малейший отход от соблюдения технологии или использование некачественного оборудования приведет к неизбежной деформации изделия при носке и невозможности ремонта. А в случае неправильного или неполного вытравливания сердечника оставшееся внутри цепочки железо может привести к фактическому «понижению» пробы изделия.

    В любом случае носить «дутые» цепочки нужно очень аккуратно. Повторимся: ремонту подобные изделия, как правило, не подлежат.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]