Инвестиции в палладий: ТОП-5 вариантов + руководство для инвестора

Физические свойства

Впервые палладий получил английский химик Вильям Волластон в 1803 году. Свое название металл получил от астероида Паллада. Астероид был открыт незадолго до получения элемента лабораторным путем.

Палладий обладает серебристо-белым цветом. Внешний вид металла напоминает серебро. Платинит имеет следующие физические свойства:

  • плотность металла – 12,0 г/см3;
  • температура плавления – 1554°C;
  • твердость по шкале Бринелля – 52 кгс/мм2;
  • температура кипения металла – 2940°C;
  • модуль упругости платинита – 12600 кгс/мм2.

К сведению. Палладий является редчайшим веществом на земле. Содержание этого элемента в земной коре не превышает 0,000001%.

Структура металла изменяется уже при температуре 18–20°C. Дальнейший нагрев делает эти изменения необратимыми.

Добавление веществ из числа элементов платиновой группы значительно улучшает свойства палладия. Например, добавка рутения и родия повышает прочность химического элемента на растяжение в два раза.

Прогноз рынка

Есть явный консенсус среди участников рынка и внешних аналитиков, что на рынке палладия будет наблюдаться дефицит в ближайшие несколько лет, так как спрос стабильно растет за счет роста производства автомобилей, а предложение находится примерно на одном уровне и введение новых крупных мощностей в ближайшие несколько лет не планируется. Например, Citi прогнозирует рост цены палладия до 1200-1300$ в 2019-2020 годах.

Ключевой риск с точки зрения спроса на палладий — глобальный экономический кризис (если он случится), в результате которого, вероятно, снизится производство автомобилей, и, соответственно, катализаторов нужно будет меньше (такая ситуация в последний раз была во время кризиса в 2008-2009 годах, когда цена палладия в моменте падала ниже 200$). Однако далеко не факт, что он произойдет в ближайшие несколько лет, и даже если случится — что он будет достаточно глубоким, чтобы производство автомобилей значительно сократилось.

С точки зрения предложения в ближайшие несколько лет не планируется запуск значимых новых месторождений или расширения текущих. Недавно Норникель презентовал новую стратегию, согласно которой планирует увеличить добычу палладия на 25%, однако по планам это произойдет только к 2025 году. А в ближайшие 2-3 года, наоборот, есть вероятность сокращения предложения в ЮАР — так как там месторождения имеют большее содержание платины, цены на которую сильно упали, некоторые компании планируют оптимизацию или прекращение работ на части месторождений. В частности, о таких планах уже объявила Impala Platinum (в настоящее время топ-3 производитель палладия).


График 22

Долгосрочным риском для спроса на палладий являются электромобили – если они заменят авто с двигателями внутреннего сгорания, спрос на палладий упадет на 80%, так как в электромобилях не нужны катализаторы (нет выхлопных газов), однако это точно не перспектива ближайших 3-5 лет.


График 23

Химические свойства

Палладий отличается высокой инертностью и гальванической стойкостью. Эти свойства объясняются особенностью его атомного строения. Металл не взаимодействует с молекулами воды, кислотами и щелочами.

При нагреве до температуры 300–350°C стойкость вещества стабильная. При дальнейшем нагреве металл окисляется кислородом. Результатом химической реакции является появление на поверхности вещества тусклой оксидной пленки.

При нагреве до 800–850°C происходит распад вещества. В этом диапазоне температур металл приобретает устойчивость к окислению.

Это интересно! Раствор азотной кислоты истончает пластину из чистого титана на 19 мм в год. Сплав титана с палладием снижает эту скорость до 0,10 мм в год.

При температуре 500°C и выше металл взаимодействует с фтором и другими окислителями.

Палладий способствует усилению антикоррозионных свойств титана. Добавление платиноида значительно повышает стойкость титана к агрессивным средам.

Почему именно палладий?

Самый распространённый вопрос людей, не знакомых с торговлей драгоценными металлами, заключается в том, почему стоит рассматривать именно палладий? Однозначного ответа нет, точно также как сложно сказать, почему большинство предпочитает покупать золото, а не серебро, учитывая, что у них наблюдается высокая степень корреляции цен.

Палладий имеет очень большое прикладное значение, он активно используется в следующих отраслях:

  1. Ювелирная. Распространены сплавы с золотом и серебром. Из чистого палладия редко делают украшения, но в целом металл востребован, так как даже в очень низкой концентрации способен окрашивать получившийся сплав, например, белое золото.
  2. Электроника. Как и золото, палладий достаточно часто применяется в изготовлении сложных приборов.
  3. Автомобилестроение. Многие удивятся, но практически в каждом автомобиле с обычным двигателем есть палладиевые элементы – катализаторы. Это направление потребления по разным оценкам составляет от 60% до 75% всего потребления палладия. Соответственно, если продажи машин растут, растёт и спрос.
  4. Медицина. Часть инструментов изготавливается с применением этого металла, а также сложная техника – кардиостимуляторы.

Самая главная причина, почему стоит рассмотреть вложение в палладий – практически непрерывно растущий спрос. С каждым годом производится всё больше автомобилей, при чём речь идёт о самых обычных автомобилях, а не электрокарах. Зелёное направление, конечно, развивается, но традиционные ДВС всё равно недосягаемы пока что. Поэтому, учитывая ограниченность производственных возможностей, производители металла будут задирать цены в условиях высокого спроса.

Однако, необходимо учитывать один немаловажный факт: в США наблюдаются признаки пузыря на рынке автокредитования. Это означает, что в какой-то момент может произойти коллапс и продажи новых машин рухнут. Соответственно, упадёт и цена металл. Поэтому, решая, стоит ли вкладывать деньги в палладий, нужно принять во внимание, что придётся интересоваться мировой экономикой. Пока что всё в порядке и никакого кризиса не предвидится, и, возможно, даже эту проблему погасят ещё до того, как станет масштабной.

В общем, всё далеко не однозначно, с уверенностью можно сказать лишь одно – для инвестиций в палладий потребуется время на изучение рынка, придётся быть в курсе мировых событий и положения дел в крупнейших экономика (в отношении автомобильного рынка), следить за санкционными рисками (главный мировой производитель – Норильский никель), а также быть готовым к тому, что придётся в срочном порядке избавляться от металла. Тут, правда, больше зависит от того, в каком виде мы инвестируем, их мы рассмотрим далее.

Где добывают палладий

Первое место по добыче металла принадлежит . Этот холдинг производит 41% всего палладиевого сырья в мире. Основные залежи вещества находятся на медно-никелевых месторождениях полуострова Таймыр в Заполярье и Кольского полуострова.

Интересно! Если в сосуд из палладия поместить водород и закупорить емкость, то после нагрева водород «вытечет» сквозь стенки, словно вода через решето.

Вторым по объему добычи платиноида является ЮАР. Эта страна обеспечивает своими месторождениями до 38% мировой добычи платиноида.

Остальную долю (21%) мировой добычи обеспечивают месторождения палладия:

  • в Канаде (9%);
  • в Северной части Америки (6%);
  • в Зимбабве (3%);
  • Австралии, Колумбии и других стран.

Рынок палладия

Динамика цены на палладий

Цена палладия сильно выросла за последние пару лет и находится на исторических максимумах


График 1. https://www.apmex.com/spotprices/palladium-price


График 2. https://www.apmex.com/spotprices/palladium-price

Историческая динамика спроса и предложения палладия

На рынке палладия наблюдается значительный дефицит с 2012 года, спрос стабильно превышает предложение на 10+% (ниже приведен детальный разбор).


Таблица 1


График 3

Историческая динамика и текущий объем запасов

Запасы палладия находятся на минимумах за последние годы и уже ниже прогнозируемого годового дефицита.


График 4

Как добывают палладий

Производство чистого минерала включает 3 этапа:

  • добыча платиносодержащей руды;
  • обогащение руды;
  • извлечение чистого палладия.

Промышленная добыча платиносодержащей руды

Минеральное сырье добывают на двух типах месторождений:

  • коренных (первичных);
  • рассыпных (вторичных).

Добычу сырья на коренных месторождениях производят в составе платиносодержащей руды.

Россыпные месторождения образуются в результате естественного разрушения коренных месторождений. В этих месторождениях минерал извлекают в чистом виде.

Различают два способа разработки месторождений:

  • карьерный (открытый);
  • шахтный (закрытый).

При открытом способе добычи разрабатывают грунтовый карьер. Извлечение палладия производят специальной землеройной техникой. С помощью транспортных средств извлеченную руду доставляют к месту дальнейшей переработки.


Главным образом, палладий получают при переработке сульфидных руд никеля, серебра и меди

Палладий в малом количестве содержится в составе космических тел (метеоритах).

При закрытом способе добычи металла прокладывают подземные шахты. В рудосодержащем пласте просверливают небольшие отверстия. В эти отверстия закладывают взрывчатку. После взрыва производят доработку грунта вручную или механизированным способом.

Добытая руда по ленточному конвейеру доставляется на поверхность, складируется и хранится в открытых складах. Накопленная масса транспортируется к месту обогащения (переработки).

Обогащение платиносодержащего сырья

Обогащением называется переработка минерального сырья для получения концентратов, обогащенных ценными компонентами.


Способы получения металлов

Одна тонна добытого сырья включает в свой состав 1–6 граммов ценных металлов. Для увеличения доли содержания палладия производят искусственное обогащение руды платиновыми минералами.

Для этого добытую породу измельчают до порошкообразного состояния. Полученную массу смешивают с водой и специальными реагентами (например, раствором азотной кислоты). Через полученную смесь пропускают поток воздуха высокого давления.

В процессе ионизации пузырьки воздуха притягивают к себе молекулы минералов. Пузырьки воздуха вместе с частицами ценных металлов всплывают на поверхность в виде пенообразной массы. Всплывшую пену собирают в специальные емкости и высушивают.


Обработка руды в электропечах

В процессе высыхания пены образуется химический платиносодержащий концентрат. Одна тонна концентрата содержит от 0,10 до 1,0 кг чистого металла.

Полученный концентрат перерабатывают в электропечах при температуре 1500°C.

Высокие температуры превращают побочные продукты в шлаковую массу. Накопленные шлаковые отходы удаляют.

Полученную обжигом массу подают в конвертерные печи. В конвертерах происходит удаление побочных примесей (серы и железа).

Одна тонна обработанной руды содержит до 1,4 кг металла в чистом виде.

Аффинаж палладия


Схема работы аффинажной линии на заводе

После обработки в конвертерах, концентрат доставляют на переработку аффинажными заводами. Заводское оборудование, технологии аффинажных фабрик предназначены для выделения чистого минерала.

Аффинированием называется процесс отделения вещества от вредных примесей.

Очищенные металлы формируют в слитки, гранулы или мелкий порошок для удобства транспортирования к месту хранения.

Общая длительность процесса получения минерала (без учета затрат времени на транспортировку) составляет не менее 6 недель.

Предложение палладия

Есть два основных источника предложения палладия: 1) Добыча (около 80%) 2) Переработка старых катализаторов (около 20%)

Переработка палладия

Ключевые факты: – Более половины всей переработки катализаторов происходит в США – В США около 90% катализаторов из старых машин идет на переработку – В среднем в ходе переработки удается достать 50-60% исходного металла – В Китае, где происходит основной рост авторынка, переработка менее эффективна и оба показателя ниже – Объем переработки растет каждый год, что логично с учетом роста количества автомобилей – Рост объема переработки не перекрывает рост спроса


График 13


График 14

Я не нашел публичных компаний, занимающихся переработкой палладия, через которые можно сделать на нее ставку (у отдельных публичных компаний, которые ей занимается, таких как Asahi Holdings, переработка палладия занимает не очень большую долю в общем бизнесе), поэтому этот сегмент предложения не очень интересен для дальнейшего анализа.

Добыча палладия

Предложение палладия с точки зрения географии концентрировано – около 80% мировой добычи палладия примерно поровну делят Россия и ЮАР. Еще чуть больше 10% США+Канада, немного Зимбабве и остальной мир.


График 15


График 16

Добыча палладия относительно стабильна и колеблется в последние года в диапазоне 6-6.5 млн унций (данные в разных источниках слегка расходятся).


График 17


График 18

Добыча палладия с точки зрения производителей также сильно концентрирована – 4 крупнейших игрока контролируют 90% всей добычи (текущий топ-4 Sibanye Stillwater в процессе покупки топ-5 Lonmin PLC). ГМК Норникель – крупнейший производитель с долей около 37%.


График 19


График 20


График 21

Cost curve отдельно для палладия посчитать невозможно, так как почти на всех месторождениях добывают одновременно палладий и платину (а также другие металлы в меньшей степени) в различных пропорциях. Единственный pure-play игрок – канадская North American Palladium, имеет AISC около $700, что значительно ниже текущей цены ($1100+). У Норникеля, вероятно, себестоимость добычи тоже значительно ниже текущей цены, так как в месторождениях преобладает палладий по отношению к платине. У производителей с месторождениями в ЮАР и Зимбабве ситуация хуже, так как в миксе добычи преобладает платина, которая сейчас стоит сейчас значительно дешевле палладия в результате продолжительного снижения цен.

Область применение палладия

Использование металла по отраслям выглядит таким образом:

  • автомобилестроение – 70%;
  • электронная промышленность – 10%;
  • химическая отрасль – 5%;
  • медицина и здравоохранение – 5%;
  • инвестиционная деятельность – 5%
  • ювелирное искусство – 3%;
  • другие отрасли — 2%.

В автомобильной промышленности палладий используется для производства катализаторов.

По данным исследований рынка ценных металлов, за последние несколько лет количество используемого палладия сократилось в три раза. При этом объемы его промышленной добычи увеличились на целых 25%. Причина такой парадоксальной ситуации заключается в быстром росте цен на металл из-за увеличения потребностей автомобильной индустрии.

В электронной и электротехнической промышленностях палладий используется в массовом производстве конденсаторов, терморегуляторов, электроразъемов, термопар.


Применение палладия

В химической отрасли металл востребован в качестве катализатора (ускорителя) некоторых химических реакций.

В медицине палладий широко используют при производстве электрокардиостимуляторов, в зубопротезировании. При онкологических заболеваниях платиноид используют в составе цитостатических (противоопухолевых) препаратов.

В инвестиционной деятельности используется для вложения финансов и чеканки памятных юбилейных монет.

Благодаря своей химической нейтральности, минерал широко используется в пищевой промышленности для изготовления посуды.

В ювелирном искусстве палладий применяется в качестве самостоятельного украшения или в виде дополнения к золотым или серебряным украшениям.

Палладий: «пузырь», который дороже золота


Фото: Норникель

Стремительный рост цены палладия в 2022 — начале 2022 годов выделяет его среди остальных представителей семьи драгметаллов. Палладий, который в основном используется в каталитических фильтрах-нейтрализаторах выхлопов автомобилей, опередил наиболее популярные драгметаллы в 2022 году, подорожав на $700, до $1920 за унцию. В январе, под влиянием новостей о сокращении добычи в Южной Африке и подписания первой части торговой сделки между США и Китаем, фьючерс на палладий достиг $2500, таким образом, подорожав на 75% за 12 месяцев. Причиной является ограниченность предложения и рост спроса из-за ужесточения экологических стандартов в Европе и Китае. Несмотря на то, что ралли палладия объясняется фундаментальными факторами, темпы роста стоимости драгметалла уже превзошли все прогнозы и обеспокоили даже «Норильский никель», который является основным производителем палладия и бенефициаром повышения цен. Опрос London Bullion Market Association (LBMA), опубликованный в начале февраля, говорит о том, что эксперты не видят большого апсайда для палладия с достигнутых им в январе максимумов. Однако велики ряды сторонников другой точки зрения: что структурный дефицит на фоне увеличения потребления обеспечит палладию продолжение уверенного роста. Помешать этому может только замещение палладия более дешевой платиной, которого пока не видно, или бурное развитие электромобилей при стагнации традиционных бензиновых автомобилей.

ФАКТОРЫ РОСТА

Цена палладия после короткого всплеска в 2000 году долгое время была стабильно ниже платины, более востребованной в промышленности и ювелирном деле. С развитием использования платиноидов в автокатализаторах, снижающих токсичность выбросов угарного газа, платина и палладий нашли применение: платина — в дизельных двигателях, палладий — в бензиновых. Основы для ралли палладия были заложены в 2015 году, когда вспыхнул «Дизельгейт» — выяснилось, что автоконцерн Volkswagen подделывал экологические параметры дизельных двигателей на своих авто. После этого под давлением регуляторов европейский рынок дизельных автомобилей стал терять позиции в пользу машин с бензиновыми и гибридными двигателями, в каталитических элементах которых содержание палладия существенно выше.

Осенью 2022 года палладий впервые за 16 лет обогнал платину, а с 2018 года он уже стабильно торгуется выше золота.

Несмотря на то, что палладий долго готовился к своему нынешнему месту, динамика его роста в 2022 году оказалась сюрпризом для аналитиков и экспертов. Регулярный опрос LBMA, проводившийся в конце 2022 — начале 2022 годов, отводил палладию роль худшего среди четырех драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия). Консенсусным результатом опроса было падение средней цены на 3,1%, до $1268 за унцию. В итоге прогноз экспертов оказался на 17,5% ниже сложившегося в течение года показателя в $1537. Ключевым аргументом в пользу того, что рост палладия будет сдержанным, были опасения насчет роста производства автомобилей в Китае и макроэкономическая неопределенность.

Но несмотря на сокращение автомобильного рынка в 2022 году, спрос на металл оказался высоким. Важную роль сыграло ужесточение экологических стандартов. «Ужесточение законодательства о выбросах и более строгие режимы испытаний транспортных средств в настоящее время приводят к увеличению загрузок палладия в автокатализаторах на основных рынках», — говорилось в майском обзоре Johnson Matthey, крупнейшего в мире дистрибьютора металлов платиновой группы. Введение нового экологического регулирования практически во всех ключевых регионах, в том числе China 6 в Китае, Tier 3 в США, Euro 6d в ЕС, Bharat 6 в Индии позволило компенсировать негативный эффект от слабых объемов продаж автомобилей, о в отчете за первую половину 2022 года.

Вслед за ЕС в 2022 году новые экологические стандарты стали действовать в Китае, где некоторые города и провинции ранее, чем планировалось, перешли на стандарт бензина China 6 в рамках трехлетней программы «Битва за голубое небо». По оценкам специалистов, это привело к увеличению объема палладия в катализаторах автомобилей для китайского рынка примерно на 30%. «Около трети производства легковых автомобилей с бензиновым двигателем в этом году будут составлять модели, соответствующие China 6, и это приведет к двузначному росту содержания палладия в катализаторах, увеличив спрос на палладий в китайской автомобильной промышленности почти на полмиллиона унций, до 2,56 млн унций», — пояснялось в обзоре Johnson Matthey. Очередной раунд ужесточения экологических норм в Китае намечен на 2023 год.

В то же время спад продаж автомобилей, на которые приходится 70% спроса на палладий, оказался в прошлом году не таким большим, как ожидалось. Продажи автомобилей в США к ноябрю показали рост на 2% после падения на 3% в начале года, в ЕС – на 5% после падения на 2%. В Китае продажи сократились, но динамика стала менее удручающей: минус 4% в ноябре против минус 13% в начале года.

В 2022 году, по оценке «ВТБ Капитала», глобальные продажи автомобилей вырастут на 4,8% против 4-процентного падения в 2019 году, что усилит дефицит палладия, который увеличится до 1,8 млн унций (15% от спроса). Ситуация не изменится в ближайшие годы и дефицит будет нарастать до 2023 года, когда он достигнет 2,34 млн унций, считает банк.

ПРОИЗВОДСТВО И ДЕФИЦИТ

Улучшение спроса в автопроме происходит на фоне снижения поставок металла и роста дефицита, и это провоцирует опасения, что растущий спрос на палладий не будет удовлетворен за счет поставок горнодобывающих компаний и вторичного производства. Производство палладия в Южной Африке продолжает снижаться из-за истощения шахт и недофинансирования.

Исторически палладий выступал в роли побочного продукта в горной добыче — в России он содержится в рудах, из которых производили в первую очередь никель, в Южной Африке — платину. Единственные в мире месторождения с преимущественным содержанием палладия находятся в Северной Америке.

Основная часть мирового палладия производится «Норильским никелем», на который приходится 41% глобального производства этого драгметалла. В 2022 году «Норникель» выпустил 2,922 млн унций палладия и 702 тыс. унций платины. Компания производит платиноиды из сульфидных руд Таймырского полуострова, где он является побочным продуктом. В отличие от южноафриканских, потенциал месторождений Таймыра не исчерпан, и лидерство «Норникеля» только укрепится с вводом проекта «Арктик Палладий», запасы которого содержат около 4,3 тыс. т платиноидов. Другие крупные производители палладия — Anglo American Platinum (Amplats), лидирующий в мире по производству платины, Sibanye-Stillwater, выпускающий 2,1 млн унций, и Impala Platinum с 850 тыс. унций.

Первичное предложение палладия в 2022 году, по оценкам «Норникеля», составит 7,1 млн унций (рост на 250 тыс. унций к 2018 году). Производство из ломов также увеличится до 3,3 млн унций (на 100 тыс. унций). Однако, даже с учетом роста, предложение будет ниже спроса, рынок продолжит оставаться в структурном дефиците, который оценивается в 600 тыс. унций.

Спрос на палладий в 2022 году вырос до 10,1 млн унций с 9,3 млн унций в 2016 году, основным его драйвером является автомобильная отрасль, потребность которой в палладии выросла за это время до 8,6 млн унций с 7,9 млн унций, говорится в обзоре Johnson Matthey.

Johnson Matthey оценивает дефицит палладия в 2022 году в 809 тыс. унций против 121 тыс. унций годом ранее. В течение предшествующих нескольких лет недостаток металла на рынке компенсировался за счет биржевых фондов, ориентированных на вложения в палладий. Но с середины 2015 года активы таких фондов снизились в пять раз — с 3 млн унций до менее 0,6 млн унций, свидетельствуют данные Bloomberg. «Запасы металла в ETF … уже не могут покрывать разницу между промышленным потреблением и поставками», — говорится в исследовании Johnson Matthey.

«Норникель» ожидает, что в 2022 году спрос на палладий повысится на 4% (на 400 тыс. унций) при росте поставок производителей на 3% (на 300 унций). Эксперты «Норникеля» прогнозируют превышение потребления палладия над производством вплоть до 2025 года. Это связано в первую очередь с увеличением количества металла, используемого в катализаторах машин с двигателями внутреннего сгорания, в том числе гибридов. «Дефицит палладия усилится в связи с постепенным восстановлением автомобильного производства. Ожидается, что это произойдёт благодаря мерам государственной поддержки продаж автомобилей в Китае, а также усилиям автопроизводителей по соответствию новым законодательным требованиям. В долгосрочной перспективе прогнозируется потребность в существенном дополнительном производстве палладия, которое может быть обеспечено за счет строительства новых проектов его ключевыми участниками и переработки вторичного сырья», — говорилось в отчете «Норникеля».

ПУЗЫРЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ ДЕФИЦИТА?

Ралли палладия вызвало беспокойство у «Норникеля», который стратегически заинтересован в снижении волатильности металла, приносящего сейчас около 45% выручки. Финансовые спекулянты создали на рынке палладиевый «пузырь», что может плохо отразиться на отрасли, заявил в январе агентству Bloomberg директор департамента маркетинга «Норникеля» Антон Берлин. «Прямой спрос со стороны промышленности растет не так быстро, как можно было бы сделать вывод, исходя из динамики цены», — пояснил он.

«Норникель» готов предпринять шаги, чтобы сгладить опасения дефицита на рынке. «Норникель» в основном выпускает палладий в порошках, но такой вид этого драгметалла не используется финансовыми инвесторами. Поэтому компания планирует увеличить продажи палладия в слитках инвестиционного качества вместо порошков, которые используются промышленными потребителями. Тем самым «Норникель» надеется снизить волатильность на рынке палладия.

Ралли на рынке палладия не является «пузырем» и может продолжиться, поскольку Китай форсирует программу по сокращению выбросов, считает глава Amplats Крис Гриффит. Дефицит предложения в размере около 1 млн унций будет поддерживать цены до тех пор, пока автопроизводители не начнут заменять палладий платиной, заявил он: «Есть огромный дефицит, и это приводит к росту цен. Это не «пузырь» и то, что происходит, отнюдь не странно. Не существует краткосрочного решения проблемы дефицита поставок».

ПРОГНОЗЫ ПО ЦЕНЕ

Оживление продаж автомобилей и рост содержаний палладия в катализаторах, по оценке «ВТБ Капитала» могут привести к повышению средней цены палладия в наступившем году до $2000 за унцию, причем краткосрочно в начале года она может приблизиться к $2500.

Аналитики BofA в конце января повысили прогноз цен на палладий в 2020 году на 82% — до $2988 за унцию (потенциал роста в 22% к спотовой цене) с ожидаемым пиком в $3,5 тыс. за унцию в IV квартале 2020 года. Прогнозная стоимость палладия в 2022 году была повышена на 102% — до $2625 за унцию.

Банк ABN Amro повысил прогноз по ценам в 2022 году на 27%, до $1968 за унцию, отражая произошедший рост цен, но отметил уязвимость перспектив этого драгметалла в зависимости от успеха отрасли электромобилей. Ожидания по средней цене палладия в 2021 году ABN Amro повыcил на 10%, до $1613 за унцию.

Свежий прогноз LBMA 2022 Precious metals forecasts survey предполагает среднюю цену палладия на уровне $2116 за унцию. Уже в январе палладий достиг $2500, превысив прогнозы некоторых аналитиков на весь год. Поэтому, хотя прогнозный показатель на 38% выше средней цены 2022 года, рост по сравнению с январем очень скромен — всего 2,5%. Это говорит о преимущественно консервативных ожиданиях и возможности резкой просадки металла в 2022 году. «Это случай, когда стоит пристегнуть наши ремни, потому что нам предстоит путешествие по большим ухабам (bumpy ride) в 2022 году», — заключает LBMA.

Однако сложно поручиться, что реальность не сможет вновь сильно опередить прогнозы. Один из самых успешных прогнозистов в истории опросов LBMA, независимый аналитик Росс Норман, прогноз которого по цене палладия в 2022 году оказался наиболее близким к действительности, ожидает среднюю цену на уровне $2485. «Бычья» история продолжается, и спекулянты в ней, скорее всего, не приняли участия, так как объем палладия в ETF снижался за последние 2 года, упав до 1 млн унций, считает Норман. Взлет палладия — это, скорее, история недостаточного предложения, чем активного спроса, объясняет он. Усиливающийся в течение 8 лет дефицит обернулся устойчивым сокращением доступных запасов. При приближении к уровням их истощения, эффект для цены палладия станет непропорциональным, ее может ждать экспоненциальный рост.

РИСКИ

Ключевая история для палладия — спрос со стороны традиционного автопрома и увеличение выпуска автомобилей с бензиновыми или гибридными двигателями.

Риском для ралли выглядит сокращение продаж автомобилей

, что ослабляет давление на цены, но пока это компенсируется ужесточением глобальных стандартов по выхлопам, заключает Росс Норман.

«Пузырь может сдуться, поскольку автомобильная промышленность, которая всецело несет ответственность за рост спроса на палладий, может охладить потенциал металла», – считает аналитик блога Mining Technology Д.Кейси.

Он также отмечает симптомы того, что «предложение начинает догонять спрос

» — ряд проектов находится в стадии получения разрешений или расконсервируется, готовясь внести свой вклад в снабжение рынка металлом. В частности, канадский горнодобытчик Ivanhoe завершил feasibility study проекта Platreef в ЮАР, где планирует производить 219 тыс. унций палладия в год. Компания North American Palladium планирует продолжить подземные операции на своей ранее законсервированной из-за низких цен шахте Lac Des Illes в Канаде и произвести там 2,32 млн унций металла до 2027 года. Американская Platinum Group Metals, в партнерстве с тяжеловесом индустрии Implats и JOGMEC, инвестирует $874 млн в проект Waterberg в ЮАР, запасы которого насчитывают 19,5 млн унций палладия. Компания ожидает, что Waterberg станет одним из наиболее прибыльных рудников в отрасли, производя ежегодно около 420 тыс. унций в год в течение 45 лет. Тем не менее, проекты, связанные с производством преимущественно палладия, как мы уже отмечали, очень редки; часто даже наличие больших запасов не всегда гарантирует финансовую привлекательность, поэтому лидеры индустрии на десятилетия застрахованы от появления крупных конкурентов.

В долгосрочной перспективе решающим фактором будет успех отрасли электромобилей

, говорится в обзоре ABN Amro. Если этот рынок стремительно вырастет, а общие продажи традиционных авто окажутся умеренными, спрос на палладий упадет. Держа это соображение в уме, производители палладия, скорее всего, не захотят инвестировать в долгосрочные проекты по добыче этого металла. Скорее, они попытаются извлечь выгоду из текущего состояния рынка и высоких цен. Если ралли на рынке палладия остановится, цена будет близка к $1500 за унцию на основе фундаментальных показателей, считают аналитики ABN Amro.

Еще один риск — замещение палладия в автокатализаторах платиной

. Динамика цены на платину менее впечатляющая, чем у палладия — в прошлом году металл подорожал на 21%, не восполнив потерь, нанесенных «Дизельгейтом». Премия палладия к платине по итогам 2019 года достигла $675, что ставит вопрос о целесообразности использования в автокатализаторах более дешевой и близкой по характеристикам платины.

По мнению аналитиков Bank of America Merrill Lynch, хотя ограниченные поставки палладия по-прежнему поддерживают цены, автопроизводители могут обратиться к альтернативным вариантам. Это объясняется тем, что в ближайшие несколько лет у автопроизводителей могут возникнуть перебои с палладием, так как мировые поставки будут оставаться на прежнем уровне (около 10,2 млн унций в год). «Автопроизводители начинают искать замену. Вероятно, на это уйдет еще 12-18 месяцев, – сказал Financial Times аналитик Bank of America Майкл Видмер. — Чем быстрее они найдут замену или изменят катализаторы, тем быстрее закончится ралли».

«В связи с тем, что цены на палладий установили новые рекорды, а средняя премия к платине выросла до более чем $600 за унцию, появились cпекуляции о возможности перехода от палладия к платине в некоторых видах автокатализаторов», — говорилось в прошлогоднем обзоре Johnson Matthey.

Тем не менее, Johnson Matthey констатировал, что «на сегодняшний день рост цен на палладий не оказал заметного влияния на спрос автопрома на платиноиды». «В ближайшем будущем может появиться возможность замены части палладия платиной в секторе легких дизельных двигателей, но замена трехкомпонентных бензиновых катализаторов займет больше времени и потребует значительных улучшений технологии», — подчеркнул Johnson Matthey.

У платины и палладия, при всей их близости, есть ряд различий в свойствах, поясняет Johnson Matthey. «Высокие цены на палладий привели к интенсификации программ по разработке и испытанию платиносодержащих трехкомпонентных катализаторов. Однако до сих пор сложно сопоставить характеристики существующих палладиево-родиевых катализаторов, поскольку палладий имеет лучшую термическую стабильность, чем платина, при одинаковых температурах выхлопных газов бензина. Даже если обогащенные платиной трехкомпонентные катализаторы могут демонстрировать эквивалентную производительность, любая значимая замена, вероятно, займет не менее 2-3 лет», — считает Johnson Matthey.

«Норникель» также не фиксирует признаков угрозы палладию, обусловленных его подорожанием. «Согласно нашим наблюдениям, автоконцерны не торопятся замещать палладий на платину, поскольку в данный момент все их усилия направлены на соответствие новым экологическим стандартам, особенно с учетом более требовательных тестов в условиях реального вождения», — отмечала компания.

Игорь Лейкин для
Rough&Polished

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]