Изделия из керамики – древнейший вид ремесла из всех освоенных человеком умений. Еще первобытные люди изготавливали для личного пользования примитивную посуду, охотничьи манки и даже глиняную утварь вроде печек-мазанок для приготовления пищи.
Разумеется, никакой тяги к творчеству или искусству в те времена у людей не было, и любое ремесло рассматривалось лишь как очередное вспомогательное средство для выживания. Однако позже человек научился находить прекрасное в любом виде труда.
В статье рассказывается об истории фарфора, его видах и способе получения, а также о распространении данного материала и его пути в художественном творчестве различных народов.
Фарфор
Произведения искусства из фарфора по праву считаются вершиной керамических изделий, а также самой сложной в гончарном производстве группой изделий, так как обработка фарфора – занятие не из самых легких, и лишь мастерство стеклодува может сравниться с ним по опасности и сложности.
Именно фарфор как вид керамики считается самым благородным материалом. В отличие от большинства других материалов, он имеет множество подвидов, для каждого из которых существуют особые условия обработки.
Описание
В классическом варианте это полупрозрачный материал, тонкая остекленная керамика. Его характерные признаки:
- белый цвет с синим отливом;
- высокая прочность – оцарапать острым предметом изделия не получится;
- низкая пористость;
- устойчивость к химическому и температурному воздействию;
- природная красота.
Виды фарфора
Они напрямую зависят от консистенции, а также от пропорции соотношения самой фарфоровой массы и глазурита в его основе. На основании данных показателей в составе фарфора выделяют три вида этого материала:
- Твердый. В его составе всего два материала: каолин и полевой шпат. Именно полевому шпату фарфор обязан своей тугоплавкостью и тянучестью структуры. Твердый материал не используют в керамическом производстве в чистом виде. Обычно в него добавляют кварц и песок для укрепления. Из него изготавливают музыкальные инструменты, а также сувенирные колокольчики, ведь благодаря твердой полуметаллической структуре материал способен издавать высокие чистые звуки. Первым получил твердый фарфор немецкий химик и стеклодув Иоганн Фридрих Бетгер.
- Мягкий. Именно из этого материала создано большинство известных нам произведений искусства. Благодаря своей мягкой структуре материал легко поддается обработке и быстро принимает любую заданную форму, мгновенно застывая в принятом положении. Такой структурой материал обязан находящимся в своем составе кремнию, селитре, соде, а также алебастру. Изобретен был мягкий фарфор в конце XVI века в Италии, и сразу же был направлен в русло искусства, дав жизнь большинству известных нам предметов керамической роскоши.
- Костяной. Этот материал является, по сути, смесью отходов первых двух видов. Изготавливается он довольно просто, путем смешения отходов и добавления в них небольшого количества полевого шпата, что приводит к получению ломкого материала. Из костяного фарфора долгое время делали дешевую посуду и предметы быта. В сфере искусства данный материал никогда не использовался из-за грязного желтоватого цвета и излишней хрупкости. Открыт был костяной фарфор в 1748 году нидерландским химиком Томасом Фраем.
Что собой представляет материал
Фарфор – это подвид керамического материала, который получают путём смешивания:
- каолина;
- кварца;
- полевого шпата;
- пережжённой кости;
- особых сортов глины (в разных пропорциях).
Полученную белую и пластичную смесь обжигают при температуре +1 400°С. Довольно часто одного обжига бывает недостаточно, так что мастера подвергают фарфор ещё одной обработке.
Готовый материал становится непроницаемым для воды и воздуха, однако тонкий фарфоровый слой способен пропускать свет. Если легонько ударить деревянной палочкой по изделию из такой керамики, то можно услышать высокий и чистый звук, который чем-то похож на звук от удара по хрустальному бокалу.
Производство фарфора
Это длительный процесс, требующий большой и кропотливой подготовки. На смешение ингредиентов, взвешивание сырья и формирование изделия уходит масса времени, тогда как результат этого труда достигается почти мгновенным обжигом в печи при высокой температуре.
При подготовке сырья к смешению в особых формах производится тщательная очистка компонентов от вторичных примесей. Чем ниже процент примеси, тем выше качество фарфора. Сырье тщательно просеивается на производственных ситах, просушивается в горячем воздушном потоке и смешивается с водой, перемешиваясь специальным устройством до консистенции густого желе.
Получившуюся массу длительное время перемешивают для придания ей однородности и разливают по заранее приготовленным формам, которые поступают в печи для обжига.
После обжига получившиеся произведения ждет шлифовка мокрой тканью, полировка, роспись и упаковка.
Фарфор на Востоке
Твердый фарфор был изобретен в Китае в начале VI века. Китайский фарфор, история которого насчитывает уже почти полтора тысячелетия, долгое время производился лишь на личных заводах императора, в атмосфере строжайшей тайны.
Нет нужды говорить, что у простых китайцев в то время не было доступа к изделиям из фарфора. В VII веке его производство начинает стремительно развиваться. Долгое время китайские химики ставят эксперименты над природой, консистенцией и цветом нового материала, и вот уже к началу XV века китайское фарфоровое производство достигает периода своего расцвета. Именно китайские мастера первыми в мире освоили технологию покраски горячих поверхностей красками из соединений кобальта, гематита, хрома, что ввело китайский фарфор в историю как один из самых качественных в мире.
Спустя век португальские мореплаватели завозят секрет производства керамики в Европу, однако первое время новое ремесло не приживается.
В середине XVI века фарфор начинает массово производиться в Японии. Качество японского аналога было не таким высоким, как произведения из Поднебесной. Однако мастера быстрее освоили технологию производства различных сложных форм. Также японцы были первыми, кто придумал декорировать фарфоровые изделия тончайшими листами золота.
Формование
Технология производства фарфора – сложный многоступенчатый процесс. Этим во многом объясняется высокая стоимость изделий. Для формования заготовок используются формы из гипса или ПВХ.
Формование проводится полуавтоматическим или автоматическим способом. Для раскатывания пласта одинаковой толщины используется специальный ролик и вращающаяся форма.
Вещи сложной формы, имеющие декоративно-художественную ценность и сложную конфигурацию, изготавливаются методом литья. Для заготовок используются гипсовые или разъемные формы.
Фарфор в Италии
История создания фарфора в Италии также занимательна. Дело в том, что первое время все фарфоровые изделия, появлявшиеся в Европе, были исключительно привозными. Так как предметы роскоши поставлялись в довольно ограниченном количестве, то те редкие экземпляры, что не попадали в сокровищницы различных монархов, оседали в хранилищах, принадлежавшим различным аббатствам.
Первое время средневековые мастера Европы пытались скопировать состав нового материала. Однако все попытки были неудачными. Фарфор либо лопался почти сразу же после отливки изделия, либо не желал превращаться в густую желеобразную консистенцию.
Те редчайшие образцы опытного европейского фарфора, что сохранились до наших дней, находятся в Ватикане, в сокровищнице Папы Римского.
Больших успехов достигли итальянские мастера, сумевшие наладить небольшое производство фарфора в конце XV века. Однако вскоре выяснилось, что производимые ими изделия были вовсе не из фарфора, а из очень тонкой отполированной глины.
Различные письменные источники, а также записи мастеровых тех времен, не содержат более точных сведений ни о фарфоре, ни об его экспорте в Европу до самого конца XVI века.
В 1575 год легендарный герцог Франческо Медичи открывает ан своей вилле первую в Европе фабрику по производству художественного фарфора. Находчивые итальянцы решили изготавливать его высшего качества, не тратя время на выпуск пробной серии изделий среднего и низкого качества. Риск оправдал себя. Фарфор, полученный Медичи, стал уникальным белым материалом. В его состав входила белая глина из Виченцы, а также серый кварц. Глазурь по настоянию графа тоже использовалась только белая, что придавало готовому продукту матово-белесый оттенок.
Поскольку производство было довольно небольшим, до наших дней сохранилось всего около пятидесяти артефактов – тонких столовых блюд, крупных ваз, подносов, а также около семи полевых фляг для питьевой воды.
Все эти произведения искусства были тщательно расписаны лучшими художниками Италии, изобразившими на них цветочные орнаменты и различные натюрморты, что для того времени было довольно модной тенденцией.
Отличия от керамики
Фарфор является одной из разновидностей керамики. Более сложный состав и технология изготовления определяют его свойства и внешний вид, отличают от простых керамических изделий.
Основные отличия заключаются в следующем:
- Фарфоровые изделия тонкие и легкие, край черепка абсолютно однородный. У керамики на сколе заметна пористость, стенки значительно толще.
- Белизна фарфора не тускнеет, грязь не впитывается в поры, рисунок не идет трещинами. Керамика стареет быстро, впитывает запахи, покрывается мелкой сетью трещин.
- Фарфор просвечивает, сквозь керамические изделия свет не проходит.
- Легкий удар ногтем или тонкой деревянной палочкой заставляет фарфоровые предметы звенеть, керамика отзывается глухим звуком.
Несмотря на хрупкость и легкость, фарфоровые изделия служат долго, не теряя красоты и яркости. Время не оставляет на них следов.
Фарфор в Германии
История создания фарфора в Германии не так романтична. Из Италии при содействии венецианских купцов материал попадает в Германию, где к нему сразу же проявляют интерес ведущие производители керамических изделий.
Город Мейсен в Западной Германии был в то время ведущим в области гончарного дела. И именно здесь под руководством графа Эренфилда фон Чирнхауза начались опыты по выявлению и улучшению свойств фарфора, а также эксперименты по созданию новых его составов. Граф был заинтересован в создании мануфактуры, обеспечившей бы страну экспортным сырьем и внесшей бы ощутимый вклад в экономику Германии. Опыты по выдуванию стекла уже проходили успешно под надзором Чирнхауза. Однако граф понимал, что стеклоплавильная промышленность еще не стала настолько популярной, чтобы на нее можно было делать ставку.
Но именно здесь зародилось клеймо Kahla. История фарфора имеет свои корни в истории легендарного химика Бергера, подписывавшего все свои работы именно так.
В 1704 году под ответственность Чирнхауза из королевской тюрьмы выпускают легендарного двадцатилетнего пиротехника Бергера, чьи опыты были сочтены слишком опасными не только для граждан страны, но и для королевской власти. Ведь Бергер активно занимался созданием бомб и фугасов усиленной мощности.
Чирнхауз предлагает Бергеру работу в полноценной лаборатории в обмен на помощь и совместную работу над проблемой мягкого фарфора. Спустя полгода Бергер понимает, что твердый фарфор отличается от мягкого лишь количеством находящейся в его составе кварцевой пыли. Так началась стория фарфора Kahla.
К концу XVIII века были открыты почти все известные нам виды, а также налажено массовое производство изделий различного качества. В основном это была стильно украшенная посуда, различные декоративные фигурки, которые охотно приобретались богатыми коллекционерами для украшения домов и загородных вилл.
Роспись
Есть два вида росписи: подглазурная и надглазурная.
При подглазурной росписи сначала на изделие наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают глазурью. Глазурь прозрачная, придает элегантный блеск изделиям, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. Такую посуду можно мыть много раз без ущерба качеству.
Надглазурная техника выполняется в обратной последовательности: сначала изделие покрывают глазурью, а на нее уже наносят краску. Цвета получаются яркие, насыщенные, но со временем блекнут, тускнеют.
Для сервизов и аксессуаров массового производства рисунки наносят по технике деколи. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге, затем – наклеивают его на чашку, супницу, тарелку и обжигают. Бумага сгорает, а краски впечатываются в поверхность посуды.
Фарфоровые изделия премиум-класса – штучный товар, мастера расписывают его вручную, декорируют золотом и серебром. Стоимость работы высокая, зато получаются настоящие произведения искусства.
В России
История русского фарфора тоже полна интересных фактов и занимательных деталей. В нашей стране его производство прижилось далеко не сразу, ведь на протяжении многих лет в стране был свой, «народный» материал – майолика. Ее изготовление к концу XVIII века в России было настолько масштабным, что на международных показах и выставках русский продукт ничуть не уступал мировым конкурентам.
В 1724 году был основан первый завод про производству майолики, где под руководством купца-энтузиаста А. К. Гребенщикова началось изготовление художественной майолики. Именно с нее и началась история фарфора в России.
Майолика отличалась своей тонкостью и изяществом, а роспись на покрытии всегда выполнялась в традиционных русских стилях, таких как гжель, хохлома, палех. Подобные произведения искусства невероятно ценились в Италии, Франции, Германии и Испании.
Помимо майолики, завод Гребенщикова выпускал и обычную глиняную посуду в промышленных масштабах, которую расписывали гжельские мастера. Техника гжели изначально славилась грубоватыми, но яркими мазками, сливающимися в одно изображение. Ручная роспись стоила в то время недешево, однако даже глиняная посуда с завода расходилась в считанные дни. Эмалированные чашки с цветочными узорами были популярны по всей средней полосе Российской Империи, связав историю страны с фарфоровой эпохой.
Долгое время отечественные ученые не могли определить состав фарфора. История фарфора в России даже чуть было не прекратила свое существование. Известно, что еще во время правления Петра I в Германию была отправлена специальная экспедиция, целью которой было узнать состав. Однако экспедиция потерпела неудачу, провалив миссию. Позже один из ее лидеров, Юрий Кологривый, все-таки сумеет получить фарфор опытным путем в своей лаборатории в Санкт-Петербурге.
В 1724 году Гребенщиков оставляет опыты с фарфором и переключается на фаянс, более доступный и дешевый в обработке материал. Буквально за два года купцу удается добиться промышленного производства, а также получить репутацию одного из самых качественных производителей фаянсовой посуды и других бытовых и художественных изделий. Большое распространение получили чайные сервизы, ставшие непременным атрибутом каждой уважающей себя семьи того времени.
Кузнецовский фарфор, история которого поистине занимательна, обязан своим появлением работе отечественного химика Дмитрия Ивановича Виноградова – друга и сподвижника самого Михаила Васильевича Ломоносова.
30 января 1746 года войдет в историю как день русского фарфора. Именно в этот день Дмитрию Виноградову удалось получить первый опытный состав в своей лаборатории. История возникновения фарфора в России началась тогда, когда на заводе Петра Афанасьевича Кузнецова были отлиты первые миски из этого материала.
Производство фарфора продолжил потомок Петра Афанасьевича – Михаил Сергеевич Кузнецов. Он стал первым русским монополистом в области производства изделий из фарфора и фаянса. Помимо предметов быта, Кузнецовская мануфактура прославилась своими невероятными по красоте художественными изделиями и предметами роскоши.
Упадок русского фарфора приходится на конец XIX века, когда вместо концептуального воплощения идей заводчики ориентируются на сложность форм, выпуская абсолютно бессмысленные вазы, чайники или сервизы с мутными акварельными узорами. С изделий исчезли качественно прорисованные гравюры, уступив место безвкусным пейзажам.
В эпоху модерна история фарфора в России окончательно прекращает свое существование. На смену ручной работе именитых мастеров приходит стандартное заводское литье с одинаковыми, выполненными под трафарет изображениями закатов и рассветов.
История советского фарфора
После революции, когда советская власть отчаянно хваталась за любую возможность агитации, превращая все доступные ей сферы искусства в средства массовой пропаганды, русский фарфор не был забыт. Более того, он стал одним из основных, надежных и многолетних исполнителей заказов государственной пропаганды. Фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был закрыт на реорганизацию в 1917 году, а в 1919 уже начал выпуск изделий нового типа.
Буквально за два года на заводе была собрана команда лучших мастеров своего дела. Привлечены писатели и художники, мастера литья, росписи и золотой вязи.
Первая опытная партия состояла из агитационных фигурок рабочих и вооруженных матросов с красными знаменами. Эти керамические солдатики сразу же стали предметом восхищения мальчишек и породили целый бум среди скупщиков и коллекционеров. На каждом из таких солдатиков стояло клеймо завода, и сотни людей заинтересовались историей клейм фарфора.
Следующая партия включала в себя предметы быта и обихода, украшенные символикой новой власти.
В последующие годы производство агитационного фарфора только набирало обороты. Постепенно заводы стали производить детские игрушки, кухонную утварь, коллекционные бюсты известных деятелей революции, елочные игрушки.
Советский фарфор становится ближе к народу, выпуская одновременно нужные населению и в то же время идеологически верные с точки зрения власти предметы.
В СССР история фарфора краткая. Она закончилась в середине 1980-х годов, когда население перестало нуждаться в идеологической продукции. Поскольку все заводы были настроены на выпуск лишь идеологической продукции, то производство пришлось свернуть, так как найти опытных художников-оформителей в то время не представлялось возможным.
Сушка
Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.
Сушка состоит из двух этапов:
- Предварительный – заготовки сушат в формах до 15-16% влажности, после чего их вынимают из форм.
- Окончательный – заготовки сушат без форм до 2-4% влажности.
Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.
Русский фарфор в наше время
Несмотря на резкий спад популярности изделий из фарфора и почти угасшее производство, он все рано остался народным промыслом и продолжал появляться на прилавках магазинов. Только вот выполнен он был теперь кустарным методом. Разумеется, качество подобной продукции оставляло желать лучшего, однако это не влияло на спрос. Население привыкло к незатейливым советским игрушкам из дешевого фарфора. Поэтому кустарные аналоги пользовались довольно большой популярностью, тем более что многие производители были уволены с заводов рабочими и неплохо разбирались в технике создания произведений искусства из фарфора и фаянса.
В 1994 году в Санкт-Петербурге был заново открыт завод имени Михаила Васильевича Ломоносова. В 1995 году он выпустил опытную партию новогодних игрушек. К восстановлению завода привлекли мастеров росписи со всей страны.
История советского фарфора была продолжена потомками, вернувшимися к истокам появления на русской земле этого удивительного искусства. Спустя несколько лет завод стал не только перевыпускать уже некогда отлитые фигурки, но и разрабатывать собственные дизайн, а также макеты новых произведений искусства. С 1998 года регулярности выпуска новых коллекций завода могут позавидовать лучшие производители во всем мире. Качество русской продукции снова становится эталонным, завоевывая первые места не только на художественных выставках, но и на рынке сбыта подобных изделий.
В 2008 году завод получает грант от президента России Владимира Владимировича Путина, а также средства на обновление оборудования.
Современный кустарный фарфор существует до сих пор и представляет собой довольно крупный народный промысел. На территории России есть даже целые деревни заводчиков, создающих уникальные произведения искусства в исконно русских техниках варения фарфора и его росписи.
В деревне Дулево Самарской области уже много лет трудится мастер-промысловик Петр Васильевич Леонов, работающий в уникальной технике росписи мазком. Он расписывает горячий фарфор при помощи пальцев, мазками втирая краску в еще не остывшее произведение. Несмотря на кажущуюся грубость движений, работы Петра Леонова невероятно ценятся во всем мире.
«История холодного фарфора давно изжила себя» – так считает художник, объясняя журналистам, что «в тепле фарфора кроется его душа, и нельзя быть с ней холодным».
Возрождение популярности фарфора
В последнее время на фоне растущей популярности почти забытого в стране искусства работы с фарфором, все больше детей интересуются этим ремеслом. Во многих городах России открыты школы росписи фарфора и фаянса. Там ученики узнают много интересного. Им не только рассказывают об истории производства фарфора, но и обучают росписи материала в различных техниках.
Современные тенденции по возрождению ремесел являются ключевыми в возрождении русской культуры и обычаев, что является невероятно важной частью общественного мировоззрения.
История фарфора и клейм может быть интересна не только взрослым, но и детям. В 2008 году издательство «Азбука» выпустило серию развивающих книг о русских ремеслах. Серия имела огромный успех и не раз переиздавалась. По заверениям многих критиков, сложно найти книгу, которая изложила бы материал подобного рода для детей более доступным способом.
Конечно, издание «Истории фарфора для детей» — всего лишь малая ее часть, но ведь популярными среди молодежи становятся и другие ремесла, что говорит о возрождении традиционного русского искусства.