В этой статье мы расскажем о цвете драгоценных и полудрагоценных камней и о причинах его возникновения. Приведённая информация о факторах, влияющих на наблюдаемый цвет, его составляющих, поможет при покупке или продаже натуральных ограненных экземпляров и пригодится при оценке. Вы также узнаете основные причины, вызывающие появление дополнительных оттенков в самоцветах. А сведения о влиянии окраски экземпляра на его стоимость могут помочь в понимании устройства рынка драгоценных камней.
На фото: цветовые разновидности минерала берилла: аквамарин (голубой), персиково-розовый морганит и золотисто-желтый гелиодор
Цвет — это самая важная характеристика любого камня. Из всех параметров качества именно от окраски сильнее всего зависит общая привлекательность и стоимость драгоценного камня. Цвет является также важным диагностическим признаком при идентификации самоцветов. Качество цветных натуральных ювелирных камней оценивают специалисты по драгоценным камням — геммологи.
Главная причина возникновения цвета
На фото: рубин топового красного цвета, 4,06 карата, Бирма
Главная причина возникновения цвета – способность драгоценного камня избирательно поглощать световые лучи из спектра белого света. Основные составляющие, которые формируют восприятие окраски человеком — это свет, камень и сам наблюдатель. Белый свет содержит все спектральные составляющие (т.е. все цвета радуги).
Каждому цвету соответствует определённая длина волны. Когда свет достигает камня, то часть спектра белого света поглощается, а совокупность прошедших через камень световых волн возвращается в глаз наблюдателя и вызывает ощущение, который он видит. Если ювелирный камень полностью поглощает все длины волн, то он будет казаться чёрным. Если же полностью отражает (или пропускает) свет, то он воспринимается наблюдателем как белый или бесцветный. Камень, поглощающий свет лишь с определёнными длинами волн, кажется наблюдателю окрашенным в определенный цвет.
Пример
Рассмотрим это на примере. Цвет рубина мы воспринимаем как красный, т.к. камень поглощает из света зелёные, синие и фиолетовые лучи, а пропускает только красные, оранжевые и жёлтые. Когда прошедшие сквозь рубин лучи доходят до глаз наблюдателя, то мозг человека объединяет их и интерпретирует как красный.
Необычное окрашивание гипсового изделия
Покраска искусственного камня может представлять собой творческий процесс:
Под старый мрамор
Выдерживаем его в темном помещении 48 часов.
Чтобы получить эффект старого мрамора, можно использовать следующую технологию окраски:
- Покупаем облицовочный материал из гипса;
- Выдерживаем его в темном помещении 48 часов;
- Подогреваем олифу — чтобы защитить руки, необходимо использовать специальные перчатки;
- Покрываем плиточки горячей олифой, используя флейцевую кисть лучше сделать покрытие в два слоя — обрабатываем поверхность равномерно, не пропуская непрокрашенные участки.
Когда олифа высохнет, гипсовая плитка будет покрыта окрашенными прожилками, которые отлично имитируют старинный мрамор. Такие изделия нашли свое применение при отделке кухонь, каминов и так далее.
Создание бронзового отлива
Бронзовый отлив при покраске гипсовой плитки также можно сделать самостоятельно:
- Для начала на гипсовые изделия наносится слой нагретой олифы. Просушивать их потребуется как минимум 8-10 часов;
- Далее необходимо сделать смесь бронзового порошка с лаком — этот материал наносим на изделия из гипса в 2 слоя;
- Оставляем материал на просушку;
- Смешиваем в 300 г воды 100 мл уксусной кислоты и 10 г азотнокислого серебра;
- Наносим сухой бронзовый порошок на подсохшие искусственные камни и покрываем сверху уксусным раствором — такие ингредиенты на поверхности облицовочного материала запускают реакцию окисления;
- Аккуратно протираем готовые камни кусочком бархата.
Морилка в сочетании с гипсом также позволяет получить красивую поверхность.
Использование морилки
Морилка в сочетании с гипсом также позволяет получить красивую поверхность. Хорошо наносить морилку краскопультом, но наилучший эффект получается при окунании гипсовых изделий в раствор. Морилку необходимо немного подогреть и опускать в неё гипс на несколько секунд. После этого достаточно посушить облицовочный материал, чтобы получить отделку в коричневых тонах.
Чтобы вы ни выбрали, необходимо предварительно потренироваться на небольшой площади — это позволит оценить итоговый результат и скорректировать усилия. Завершающим этапом окрашивания может быть промывка и просушка изделий — это актуально для кислотных красок. Также можно завершить декор искусственной облицовки гидрофобной пропиткой — останется только дождаться высыхания всех слоев и оценить полученный результат.
Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет камня
Влияние освещения и внешних факторов на наблюдаемый цвет минерала может быть весьма существенным. Сам тип освещения (его цветовая температура) оказывает большое влияние на видимый наблюдателем цвет образца. Так лампы дневного света (белый свет) испускают больше синих, фиолетовых и зелёных лучей, которые усиливают соответствующие цвета в камнях. А свет ламп накаливания (жёлтый свет) содержит больше красных, оранжевых и жёлтых лучей, поэтому камни таких же цветов будут лучше выглядеть при таком освещении. Так по этой причине при продаже красных рубинов освещение витрины продавцы зачастую делают с лампами, дающими жёлтый свет, а витрину с синими сапфирами будут освещать уже лампы дневного света (белый свет). Этот фактор визуального улучшения цвета в зависимости от типа освещения нужно учитывать при покупке камней. Стандартное же освещение для оценки цвета — это геммологические лампы с дневным светом (365 нм).
На видео: синий сапфир при разном освещении. При свете лампы накаливания появляется фиолетовый оттенок
Поверхности для отделки
Состав покрытия под камень разрабатывается специалистами, с учетом максимальной совместимости с большинством популярных строительных материалов, среди которых можно назвать:
- различные типы оштукатуренных поверхностей;
- различные поверхности из бетона и пенобетона;
- композитные материалы;
- материалы из пластика;
- дерево;
- гипсокартон;
- стеклянные поверхности;
- поверхности из плитки;
- металл;
- керамика;
- полиуретан.
В некоторых случаях при создании ландшафтного дизайна необходимо покрасить щебень или другой материал, что остался после строительства.
Как описать цвет ювелирного камня
Чтобы описать цвет ювелирного камня, его окраску, геммологи могут использовать различные эталоны. При этом принято указывать три основных составляющих цвета:
- цветовой тон
- светлота
- насыщенность.
Цветовой тон — характеристика цвета, которая определяет его соответствие чистому спектральному излучению. Это зрительное впечатление. При этом описывается основной тон и дополнительный оттенок (например, оранжевый, желтовато-оранжевый). Наиболее высоко ценятся цветные ювелирные камни, цвет которых максимально близок к чистому спектральному, без дополнительных оттенков.
На фото: цирконы из Камбоджи. Цвет верхних экземпляров ценится примерно в два раза выше, чем нижних, т.к. он более насыщенный и не такой светлый.
Светлота — характеристика цвета, обусловленная способностью камня поглощать или отражать световое излучение. Она описывает положение цвета камня на шкале от тёмного до светлого. Если камень интенсивно поглощает падающее на него световое излучение – он выглядит тёмным, если поглощает слабо и в основном отражает – светлым. Пример: цвет может описываться как тёмный зеленовато-голубой или средний зеленовато-голубой, светлый зеленовато-голубой.
Насыщенность – это сила или интенсивность восприятия цветового тона, яркость окраски. Например, «бледный красный» – это красный цвет слабой насыщенности, а «яркий красный» – это красный высокой насыщенности.
Материалы и инструменты
Чтобы покраска прошла быстро и успешно, нужно прежде подготовить инструменты, требующиеся для работы. К ним относится:
- наждачка;
- прорезиненная губка;
- тряпка из хлопка;
- краскораспылитель;
- пилка для шлифовки;
- раствор для обезжиривания;
- кисть;
- краска;
- компрессор;
- суспензия для пропитки.
Такое декоративное покрытие зачастую применяется для оформления ландшафтов или при отделке домов. Поэтому нужно внимательно подойти к выбору краски.
Дополнительные цвета
Дополнительные цвета, кроме основной окраски, могут проявляться в некоторых камнях по разным причинам. Рассмотрим основные причины, вызывающие появление дополнительных цветов:
- Эффект смены цвета
- Плеохроизм
- Окно
- Цветовая зональность
Эффект смены цвета (color change)
Эффект смены цвета (color change) — оптический эффект, когда при дневном освещении и при свете лампы накаливания наблюдаются два цвета. Основным считается цвет, видимый под лампой дневного света, а под лампой накаливания — дополнительный. Интенсивность изменения цвета определяется как слабая, умеренная и сильная. Эффектом смены цвета обладает александрит, который меняет цвет с зелёного (при дневном освещении) на красный (при свете лампы накаливания). Так же этот эффект может проявляться в некоторых гранатах, шпинелях, корундах и в других минералах.
На фото: гранат с эффектом смены цвета под дневным светом геммологической лампы (слева) и под «жёлтым» светом фонарика (справа), 11,30 карата
Плеохроизм
Плеохроизм — свойство прозрачного минерала, при котором можно видеть изменение цвета в зависимости от направления наблюдения. Цвет плеохроизма оценивается в том случае, если он виден со стороны площадки камня. Интенсивность проявления плеохроизма оценивается как слабая, умеренная и сильная. Сильный плеохроизм характерен, например, для турмалинов и танзанитов.
На фото: наблюдение цветов плеохроизма в танзаните через специальный инструмент — дихроскоп
На фото: наблюдение цветов плеохроизма в ограненном рубеллите
Окно
Окно — участок бледной окраски, который может находиться в центре ограненного образца, если не соблюдены правильные пропорции огранки. При этом происходит «утечка» света через грани павильона. Дополнительный цвет оценивается, если размер «окна» составляет более 50% относительно площади камня. Экземпляры с крупным «окном» выглядят не очень привлекательно, и их стоимость ниже.
На фото: из-за малой глубины павильона по центру жёлтого сапфира образовалось бледное «окно»
Цветовая зональность
Цветовая зональность – это неравномерное распределение цвета, заметное при просмотре через площадку камня. Камень могут специально гранить так, чтобы при просмотре со стороны площадки были видны участки различных цветов. Это характерно, например, для аметринов и полихромных турмалинов. Но для многих камней наличие цветовой зональности, видной со стороны площадки камня в виде чередования светлых и насыщенных участков, будет считаться недостатком, и тогда она снижает стоимость. Неравномерность окраски может выражаться в виде пятнистости в сапфирах, рубинах, изумрудах и т.д.
На фото: сапфир из Шри-Ланки. Если бы сапфир был однородным голубым, то он стоил бы дороже
На фото: полихромный турмалин из Мозамбика. Наличие разноокрашенных цветовых зон в этом камне не снижает его стоимости
На видео: полихромный турмалин, правильно ориентированная цветовая зональность от розового до зеленого делает его более привлекательным
Покраска гипса
Гипсовым материалам при желании можно придать совершенно невообразимый вид, в том числе и сымитировать натуральность (например, древесину). Здесь используются различные технологии тонирования, окрашивания, «состаривания».
Тонировка под мрамор. Хорошо высушенное гипсовое изделие пропитывают подогретой олифой или шеллак-канифольным спиртовым раствором. Пропитка хорошо ложится, без разводов, создавая защиту от влаги. Постепенно высохшая прогрунтованная поверхность приобретает схожесть с состарившимся мрамором.
Гипсовый декор благодаря тонировке легко имитирует мрамор
Тонировка под воск. Используется пропитка, состоящая из растворенного в скипидаре (бензине) воска с незначительным добавлением желтой масляной краски. После высыхания пропитки поверхность натирается до получения глянцевости.
Тонировка на манер слоновой кости. Используется мыловар, нитролак и немного желтой масляной краски. Матовость поверхности придают путем натирания тальком.
Патинирование. Подбираются различные оттенки коричневого или буро-зеленого, и смешиваются с другими веществами. Окрашивание рекомендовано производить в три слоя, притом в углублениях обычно обработка происходит более вязкой по консистенции смесью. Здесь важна и сама технология нанесения красящего вещества:
- первый слой – более светлый, после чего слега зачищается наждачкой и протирается ацетоном;
- второй слой – красящая смесь темнее и гуще;
- третий слой – для придания матовости в краске растворяют немного воска.
Оттенить или усилить имитацию помогут такие добавки: бронзовый порошок, тальк и окись хрома, графитовая пудра, сиена, охра, умбра, сажа, кобальт зеленый, свинцовые или цинковые белила. Это все полупрофессиональные способы окрашивания материалов на основе гипса. В продаже имеются традиционные краски по гипсу.
Наиболее применяемые красящие смеси для внутренних работ – акриловые водные эмульсии или дисперсии. После высыхания они создают прочную защитную пленку, уберегающую основу от влаги. Кроме того, все водные краски экологически безопасны, значит, применимые внутри любых помещений, в том числе и жилых.
При изготовлении декоративного кирпича или камня на основе гипса, колеруют рабочий раствор. Для этого используются различные порошки-пигменты. Колеровка раствора дает возможность получения готового кирпича, равномерно окрашенного по всей структуре (тогда эксплуатационные дефекты будут менее заметны).
Чтобы создать имитацию текстуры (прожилки), используются краски нескольких оттенков цвета. А повысить защиту поверхности из гипсового кирпича или камня (ведь гипс по природе своей достаточно хрупкий) поможет финишное лаковое покрытие.
Специалисты советуют не затягивать с окраской гипсовых элементов отделки, так как со временем ухудшаются адгезивные свойства материалов. Если так уж случилось, тогда не лишне воспользоваться грунтовкой, и только после красить. Грунтовка к тому же увеличит прочность основания из гипса и создаст определенную защиту от проникновения влаги.
Строительный гипс – это неограниченные возможности для оригинальной интерьерной отделки. Повсеместная доступность и простое использование сделали материал очень популярным. А имея в арсенале краски, сурики, лаки, поталь и другие пигментные вещества можно добиться настоящей дворцовой роскоши.
Свойства самоцветов-хамелеонов
Камни, меняющие цвет, привлекали не только модниц и исследователей-натуралистов. Их изучением занимались астрологи, которые пытались установить воздействие этих необычных минералов на человека. Тем более что естественные науки в средние века не могли дать точных ответов на все вопросы. Возникали разные гипотезы, порой фантастичные, а иногда имеющие рациональное зерно.
Считалось, что смена оттенка аквамарина зависит от изменения настроения человека. А пироп способен поменять цвет на более тусклый при физическом и моральном истощении того, кто его носит.
По мнению астрологов, все природные самоцветы обладают магическими свойствами:
- александрит, меняя окрас, предсказывает значительные перемены, приносит удачу;
- гранат поднимает настроение и укрепляет веру в себя, помогает достижению цели, охраняет семейное счастье;
- огненный опал защищает от сглаза, развивает способности ясновидения, укрепляет ум;
- турмалин оберегает от врагов, притягивает успех, развивает способности к творчеству;
- сапфир — камень удачи и благополучия, оберегает от сглаза, укрепляет дух, притягивает богатство;
- лунный камень оберегает любовь, очищает ауру человека и снимает негативные эмоции;
- аметист — раскрывает скрытые таланты, способствует гармонии в любви.
Купить или сделать самому?
Производители разработали множество видов отделочных материалов. Гипсовый кирпич для внутренней отделки в каталогах представлен в различных модификациях:
- Моден покрытый лаком глянцевый вариант.
- Интересен матовый приглушенный вид, который обработан защитным составом.
- Одинаково востребованы модели с плоской поверхностью, рельефной или изогнутой.
В продаже имеются гипсовые блоки, повторяющие каменные тесаные сегменты или неправильные формы минералов, но самой удобной в обращении будет имитация кирпичной кладки.
Спросом пользуется весь спектр бежевого колера, оттенки серого, коричневого, песочного. Многие потребители предпочитают цвет натурального кирпича или незатейливый белый. Бесцветную поверхность можно окрашивать подобранной краской. Наощупь декоративный гипсовый материал может быть гладким, структурным или шероховатым.
При желании домашний мастер может изготовить легкий и устойчивый стилизованный кирпич самостоятельно. Процесс этот достаточно трудоемок и требует точного соблюдения рецептуры, наличия подходящих емкостей для заливки состава. Знатоки советуют использовать имеющиеся в продаже силиконовые формы.
Основными ингредиентами для создания такого отделочного материала будут: собственно гипс и строительный клей ПВА. По желанию используется декоративный колер или пигмент, возможно формирование белого варианта. Для приготовления раствора нужной консистенции при смешивании компонентов добавляется вода.
На 1 кг сухого порошка потребуется примерно 0,5 л жидкости и около 50 г ПВА. Можно добавить для армирования полипропиленовую фибру: ее понадобится 1-2 г на килограмм гипсовой основы.
В емкость понемногу высыпается нужное количество сухого вещества, вода и клей также добавляются постепенно. Полученное «тесто» размешивается до однородности, в результате получается состав, напоминающий 25% сметану.
Чтобы простимулировать процесс схватывания, некоторые умельцы добавляют в раствор лимонную кислоту: около 0,5 г на стандартное ведро. Красящий пигмент сначала разбавляют в воде, в общую массу вводят в конце процесса приготовления.
Формы можно смазать вазелиновым маслом или обработать мыльным раствором. Заливается смесь в один слой и через полчаса декоративный «шедевр» становится твердым. Готовые изделия рекомендуется покрыть акриловой грунтовкой.