Cусальное золото: что это такое, как его делают и где применяют

Запись обновлена: Май 25, 2020

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Сферы применения золочения

Золочение находит применение во многих сферах нашей жизни – выполняют его в защитных, декоративных, защитно-декоративных целях. В частности, покрытие 18-ти и 24-х каратным золотом позволяет придать статусный вид украшениям из серебра или металлических сплавов, а также помогает вернуть красоту золотым изделиям, потерявшим свою изначальную привлекательность.

Золочение декора и бытовых предметов облагораживает интерьер квартир и домов – процедуре подвергаются дверные ручки, вилки и ложки, краны, рамки картин, металлические детали светильников и пр.

Все возрастающий интерес вызывает золочение молдингов, хромированных вставок, автомобильных решеток, ручек, брелоков для ключей. Практикуется покрытие дисков золотом 24 карата, 18Kt/750, 14Kt/585.

Покрытие белым, розовым, зеленым золотом находит применение в случае с музыкальными инструментами, наградами, спортивными аксессуарами. Отдельного внимания заслуживает золочение гравировки, портсигаров, зажигалок, фляжек, деталей оружия и пр.

Тончайший слой золота напыляют на автомобильные, оконные и витражные стекла для контроля теплообмена в зимний и летний период. Золочение используется в стоматологии. Его широко применяют в микроэлектронике.

Технология подразумевает выполнение следующих основных этапов:

  • выбор способа золочения и подготовка всего необходимого для его проведения;
  • обезжиривание и протравливание поверхности;
  • нанесение покрытия;
  • финишная обработка.

Помимо напыления благородного металла в чистом виде (24 карата, 999 проба) практикуется покрытие желтым, белым, розовым, красным и зеленым золотом. В качестве легирующих добавок соответственно выступают кобальт, родий, медь, серебро (никель). Вместо 24-каратного металла осуществляется покрытие золотом 18, 14, 12, 10, 9, 8 карат – цифра означает весовые единицы чистого золота в 24 частях сплава.

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Технология покрытия предметов сусальным золотом


Покрытие золотом пластика, дерева, металла и прочих материалов осуществляется с помощью тончайших листов – толщина сусального (облицовочного) золота составляет 0,13-0,67 микрон. В старину сусальное золото изготавливали вручную, сегодня используется специальное оборудование. В зависимости от толщины листа выделяют свободное и трансферное (на шелковой бумаге) сусальное золото. С первым работать очень сложно – малейшее дыхание мешает процессу. Хранится готовый материал в книжечках – каждый из 60-ти листов перекладывается бумагой. Нанесение сусального золота – процесс кропотливый. Технология основывается на способности раскатанного с лист золота притягиваться к поверхности на молекулярном уровне. Существует две техники золочения сусальным золотом: клеевая (на полимент) и масляная (на лак мордан). В первом случае получается глянцевая, а во втором – матовая поверхность. Клеевой способ используется при проведении внутренних работ.

Типы серебрения

Вариантов самого серебрения тоже немало. Самый популярный – гальваническое. Эта технология нанесения покрытия проводится методом электролитического осаждения. В ювелирном деле серебрение гальваническим способом используется в целях:

  • декорирования;
  • надежной защиты.

Для электролиза применяются электролиты на основе цианистых комплексов. Такое цианистое серебрение повышает проводимость электролита.


Другой вариант – это химическое серебрение без применения тока. Эта процедура основана на восстановлении серебра из растворов его комплексных солей. Эти растворы содержат комплексные ионы серебра и особый восстановитель.

Гальваническое золочение

Процесс золочения гальваническим методом сегодня используется чаще всего. Он применим в случае, если осуществляется обработка токопроводящих изделий. Электролитом становится раствор солей золота. В него погружают деталь – при прохождении тока положительно заряженные частицы, высвободившиеся из солей металла, оседают на поверхности изделия и образуют ровный слой золота.

Еще лучший результат удается получить с помощью селективного способа электрохимического золочения. Применение такой техники позволяет в десятки раз повысить скорость осаждения металла на изделии. Износостойкость и твердость золотого покрытия увеличивается более чем в 3 раза. Проникновение золота происходит на молекулярном уровне. Гальванические методы находят применение при золочении сувенирной продукции, ювелирных изделий, зубных протезов и пр.

Реставрация позолоты на дереве

Позолоченное дерево, старинное и не очень, можно отреставрировать различными способами, часто традиционными, но вполне доступными. Ишаг за шагом поблекшие позолоченные скульптуры, рамы для картин, резьба на мебели вновь обретут свой былой блеск.


Сусальное золото придает предметам великолепный вид, но не лучшим образом влияет на их прочность- поверхность становится довольно хрупкой. Внаши дни чаще всего золотом покрывают багет для рам, но оно великолепно смотрится на самых разных предметах: лепных украшениях и скульптуре, изделиях из металла или фарфора и даже на мебели. Вэтой статье мы расскажем о реставрации только позолоченного дерева, поскольку она наиболее трудоемка.

Прежде чем приступить к реставрационным работам, следует определить их объем и удостовериться в их необходимости. Хорошая очистка иной раз дает лучший результат, чем нанесение толстого слоя лака, имитирующего золото.

В XVII и XVIIIвв. сусальное золото наносилось на деревянную резьбу поверх грунтовки. Из соображений экономии с XIXв. и до наших дней золотом покрывается затвердевшая, отлитая в форме масса, наклеенная на деревянное основание. Со временем, в результате деформации дерева или старения массы, ее позолоченные фрагменты начинают осыпаться. Единственный выход- замена утраченных участков. Слепок с сохранившихся элементов можно сделать либо традиционным составом, состоящим из мела, столярного или костного (аеще лучше- рыбьего) клея и белил, либо более современными специальными синтетическими составами (например, фирм Dugform или Darwi).

Основа всех подготовительных операций, столярный, костный или рыбий клей, продается в пластинках или порошке. В первом случае клей, нарезанный на мелкие кусочки, должен размокать в холодной воде не менее 12 часов. Порошкообразный клей в замачивании не нуждается. Воду нагревают на водяной бане и размешивают с клеем из расчета 1:7.

При чистке позолоченной поверхности следует соблюдать осторожность. Пользоваться старыми рецептами, вроде яичного белка, смешанного с щавелевой кислотой, или картофеля, нежелательно, ибо в первом случае можно снять слой позолоты, а во втором- втрещинках основания могут застрять частицы, которые впоследствии заплесневеют. Лучше очистить поверхность куском хлопковой ваты, смоченной специальными чистящими средствами, например раствором спирта с разбавителем N4 (пиненом). Чтобы избежать плесени, добавляют немного формалина.

Замену отсутствующего элемента резьбы начните с изготовления его пластикового слепка, подобрав идентичный сохранившийся участок.

Перед тем как залить в слепок синтетическую смолу (виксинт или формопласт), смажьте его вазелином. Смола очень пластична, поэтому она точно повторит все линии рельефа.

После застывания смолы осторожно снимите форму и, смазав ее маслом, залейте до краев (но не переполняя) смесью гипса или мела с клеем ПВА либо готовым составом Dugform.

После высыхания выньте элемент из формы, зачистите неровности и подгоните по месту надфилем. Слепок из гипса и ПВА довольно хрупок и потому нуждается в деликатном обращении, в то время как Dugform после застывания становится похожим на фарфор и более прочен. Наклеивание производится разогретым столярным, костным или рыбьим клеем с добавлением небольшого количества белил.

Грунт красного цвета (полимент) наносится в 2-3 слоя и закупоривает поры основания перед покрытием его воском под позолоту.

После высыхания воск полируют мягкой тряпкой. Так как воск имеет дурное обыкновение со временем окисляться, его стоит применять только для ретуши на наименее ценных предметах.

В случае небольших утрат орнамента слепок можно сделать из формопласта. Размягчите его в руках и наложите на целый фрагмент. Оставьте, чтобы он немного застыл.

Для получения шпатлевки смешайте в сосуде сухие свинцовые или титановые белила с разогретым клеем до получения густой массы, добавьте немного олифы. Полученную массу тщательно разомните руками.

Оставьте шпатлевку на 5часов завернутой во влажную ткань и пластиковый пакет, чтобы добиться ее полной однородности. Она одинаково хорошо подходит как для слепка, так и для его приклеивания, а также для формирования орнамента.

Шпатлевка имеет множество преимуществ. Когда слепок еще мягкий, он может быть без повреждений извлечен из формы и легко вставлен на нужное место.

Небольшие пустоты на участке отбитого орнамента необязательно заполнять слепками, их можно просто заделать шпатлевкой или формапластом. Перед нанесением грунта под золото покройте эти фрагменты несколько раз жидкой грунтовкой, приготовленной из разогретого на водяной бане рыбьего или столярного клея и сухих белил. После высыхания каждого слоя осторожно отшлифуйте поверхность.

Покрытие сусальным золотом

Нанесение на поверхность сусального золота- древняя, закрепленная вековым опытом техника, требующая столько же умения, сколько и терпения, ведь прежде чем приступить к наклейке золотых листков, нужно последовательно проделать около пятнадцати подготовительных операций. От тщательного выполнения этих процессов будет зависеть качество и плотность прилегания золотых листков.

После обезжиривания дерева и нанесения первого слоя клея накладывают несколько слоев грунтовки (мел, рыбий клей и немного льняного масла) поочередно с просушиванием и тонкой шлифовкой. Затем необходимо положить 6-8 слоев белил. Чтобы поверхность осталась гладкой, ее надо быстро высушить. Грунт, тонированный под золото, завершает подготовку основания.

Получаемые путем прокатки листки сусального золота имеют толщину от4 до 8микрон, что позволяет им плотно прилегать к самым мелким деталям поверхности.

Листы сусального золота продаются в виде книжечки. Их ни в коем случае нельзя трогать руками. Дуя сверху, поместите лист на специальную подушечку и специальной полукруглой лопаточкой разгладьте его на плоскости. Затем разрежьте на маленькие квадратики. Чтобы их наклеить, нужно немного смочить грунт раствором для наклеивания позолоты (3объема воды на 1объем костного клея).

Для переноски золотого листка потребуется небольшой заряд статического электричества. Для этого возьмите специальную кисть в виде лопаточки из беличьего меха (можно обычную плоскую беличью кисть для акварели) и потрите ею о щеку или волосы. Притяжение загрунтованной поверхности столь сильно, что намагниченные кистью листики должны с первого раза занять нужное место.

Разгладьте листок сухой беличьей кисточкой с плоским концом и различной длиной ворсинок. Излишек клеевого раствора удалите ватным тампоном, но не водите им по золоту.

Подождите 3-4 часа до полного высыхания грунта, а затем агатовым лощилом (встарину использовали перстень с агатом), слегка придавливая, отполируйте золото на выступающих частях, блеск которых будет контрастировать с матовым оттенком в углублениях. Закрепите покрытие клеем для позолоты, который наносится справа налево по направлению наложения листков друг на друга.

Патинируют золото гуашевыми красками или темперой. Оттенок должен быть достаточно светлый, чтобы объединить и растушевать отполированные места. Нанесите широкой кистью немного краски и удалите ее излишки. Затем закрепите тонировку тряпкой, натертой о брусок чистого воска.

Практические советы

На мебели и деревянных изделиях с позолотой в результате деформаций дерева или при сборке маленькие кусочки могут отбиваться и осыпаться. Это происходит значительно чаще, чем повреждение деревянной основы. Впродаже можно найти средства по уходу и ремонту поверхностей, покрытых сусальным золотом: различные лаки, мастики, воск в брусках. Даже если в ремонте нуждается совсем небольшой участок поверхности, работа должна начинаться с мягкой, но тщательной чистки всего изделия. Небольшие дефекты можно вполне успешно заделать специальным карандашом, имитирующим позолоту, проводя им перпендикулярно царапинам. Эти средства позволяют осуществлять мелкое ретуширование, но не серьезную дорогостоящую реставрацию.

Воск для позолоты существует различных оттенков. Он наносится кисточкой (чаще после наложения слоя грунтовки).

Грунтовка цвета красной охры, положенная в качестве нижнего слоя, придает реставрируемому фрагменту первоначальный вид. После высыхания воска отполируйте поверхность мягкой тряпкой.

Вместо воска можно использовать очень простые в применении лаки для позолоты. При декоративной отделке они способны творить настоящие чудеса. После обезжиривания поверхности лак наносят кисточкой и дают ему высохнуть.

Для быстрого восстановления отколотого маленького фрагмента может служить мастика для позолоты. Возьмите пальцами маленький ее кусочек и размягчите. Вылепите отсутствующую часть и приложите на нужное место. Мастику, как и воск, можно полировать.

Редакция благодарит за консультацию начальника участка по реставрации музейных ценностей ГУПК«ЦЕНТРРЕСТАВРАЦИЯ» Стриженову Майю Александровну.

Техника иммерсионного золочения


Этот вид золочения не подразумевает приложения внешнего тока. При погружении детали в раствор из менее электроотрицательного металла происходит процесс иммерсионного осаждения. После прекращения контактного обмена он завершается. Технология включает несколько этапов – начинается работа с кислой очистки поверхности и микротравления, а заканчивается химическим осаждением слоя никеля и последующим нанесением иммерсионного золота. Технология находит применение при производстве печатных плат, выводов элементной базы, корпусов, микросхем и прочей продукции где требуется ультразвуковая сварка или пайка.

Некоторые советы

На самом деле процесс серебрения не так прост, как может показаться в самом начале. Процедура имеет ряд особенностей, которые должны учитываться при выполнении, заключаются они в следующем:

  1. Чаще всего процедуре серебрения подвергаются медные, латунные или алюминиевые предметы и изделия. В процессе обработки эти сплавы, взаимодействуя с раствором, создают реакцию, в результате которой начинают выделять металлическое серебро. Именно это и позволяет осуществиться этому технологическому процессу.
  2. Проще всего покрыть серебром светлые металлические поверхности. Если же используются изделия из темного металла, то необходимо накладывать слой, толщиной не меньше 10−15 микрометров, иначе темная поверхность будет просвечивать и портить внешний вид.
  3. Во время процедуры, независимо от того, где она проводится — в домашних условиях или в производственном помещении, необходимо обеспечить хорошее проветривание.
  4. Для достижения более качественного серебряного покрытия требуется хорошенько очистить и обезжирить обрабатываемую поверхность.
  5. Специальные пасты, которые применяются для серебрения металла желательно наносить мягкой тканью или небольшим кусочком кожи.

Это основные способы серебрения, которые можно применять в условиях квартиры. Их вполне реально осуществить самостоятельно, к тому же ингредиенты, используемые для изготовления, продаются в открытом доступе.

Способы химического золочения

В домашних условиях золочение декора, покрытие золотом ложек, декоративных цветов и прочих металлических предметов осуществляется путем натирания их поверхности пастой хлорного золота или погружения в раствор с цинковым контактом. В первом случае золото растворяют в смеси азотной и соляной кислот (1:3). Соотношение золота и раствора – 1г/10 мл. Жидкость выпаривают, соблюдая меры безопасности. Полученное хлорное золото соединяют с плавленым (отмученным) мелом, винным камнем и кровяной солью. После нанесения кисточкой пасты предмет оставляют на определенное время. Затем его промывают и полируют. Смешав хлорное золото с эфиром выполняют узоры и надписи.


Чтобы приготовить раствор для золочения из хлорного золота, с ним соединяют дистиллированную воду (ее температура должна составлять около 50-60 градусов), поташ и соль. Обезжиренный, протравленный кислотой и промытый в воде предмет погружают в раствор и прикасаются к нему цинковой палочкой. После завершения процесса осаждения золота предмет промывают и полируют. Чтобы вникнуть в детали технологии стоит посмотреть мастер класс по золочению.

Что это такое?

Сусальным называют металлический лист серебра, который имеет очень маленькую толщину. Он состоит из серебра (натурального или чистого), который демонстрирует свойство сплавляться с материалами иного рода.

Зачастую сусальным является металл с наивысшей пробой, который выполняет ряд важных функций:

  • защитная. Сусальное золото и серебро выступает надежной защитой для основания от воздействия негативных факторов в атмосфере;
  • антикоррозийная. Покрытие подобного типа предотвращает риск появления ржавчины на основании изделия;
  • декорирующая (эстетическую). Материал стоит накладывать на предметы, так как он придает основанию более высокие эстетические качества. Посмотрите на следующее фото, чтобы воочию убедиться как привлекательно выглядит кулон с сусальным серебром, декорированный в технике лэмпворк.

Чтобы работать с таким материалом, нужно иметь определенные навыки.

Золочение карандашом

Еще одним «домашним» методом является использование гальванокарандаша в котором анодом служит наконечник, а катодом – поверхность изделия. Принцип осаждения аналогичен гальваническому способу покрытия, но используемое оборудование исключает использование ванны с раствором.

Благородный металл не только украшает изделия, но и выполняет защитные функции. Процесс золочения стоит доверить профессионалам – отсутствие опыта и использование опасных компонентов часто приводит к нежелательным последствиям.

Профилактика и правила ухода

Покрытие позолотой со временем стирается. Постоянная эксплуатация приводит к постепенному истончению слоя напыления. Соблюдая некоторые рекомендации можно продлить срок эксплуатации. Правила ухода за позолоченными изделиями:

  1. Регулярно полируйте столовые приборы и украшения при помощи замшевой тряпочки.
  2. Минимизируйте контакт с водой, парфюмом и кремами для тела.
  3. Помещайте каждое изделие отдельно, таким образом, чтобы они не соприкасались между собой. После каждого использования украшений помещайте его на место. Распределите каждое украшение в отдельные замшевые мешочки, а столовые приборы в специальные коробки.

Чистку проводите регулярно, независимо от того, потеряло изделие привлекательный внешний вид или нет.

Финишная обработка посеребренных изделий

Для предохранения серебряных покрытий от окисления под воздействием кислорода и образования сернистых соединений проводится процесс пассивации. Для химической пассивации изделия помещают в 1% раствор хромпика на 20 минут.

Чернение серебра (обработка по старое серебро) проводится в растворе серной печени, которую сплавляют с паташем 1 к 2 и растворяют в теплой воде в количестве 20-30 г/л. Раствор нагревают до 60-700С и погружают в него предварительно обезжиренные изделия (возможно нанесение раствора кистью), затем изделия крацуют латунными щетками.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]