Из галтовки в кабошон в домашних условиях (эконом. вариант)

Кабошон – это декоративный камень, не имеющий граней. В процессе обработки его поверхность становится гладкой и выпуклой. И вставка, и вид огранки обозначаются термином кабошон. Cabochon с французского переводится как «гвоздик со шляпкой». Но ювелирное название, вероятно, произошло от слова caboche, означающего голову.

Гладкая огранка проще, чем фасетная. Ее люди освоили первой. Реликвии в виде кабошонов есть у большинства древних народов. Но именно французы вывели искусство полировки на новый уровень и придумали для него термин, который используется по сей день.

Преимущества и особенности огранки кабошон

Технология применима для всех видов камней: драгоценных, полудрагоценных и поделочных. Прозрачные самоцветы чаще поддают фасетной огранке, которая усиливает блеск камня за счет многократного отражения света в гранях.

А в категорию кабошонов попадают минералы, которые не способны выдавать сильную игру света из-за низкого показателя преломления. Также гладкой шлифовке поддаются прозрачные самоцветы, например, гранат, рубин или топаз, имеющие крупный дефект, который препятствует светопреломлению.

Основная доля кабошонов приходится на мутные и непрозрачные камни: агат, аметист, бирюзу и т. д.

Не стоит принимать кабошоны из натуральных камней за отходы ювелирного производства. Это яркие самоцветы с необычной узорчатой структурой и проглядывающим из многослойной глубины фантазийным рисунком. Многим из них присущи красивые оптические эффекты:

  • астеризм – при попадании света на скол или срез кристалла начинает просматриваться четырехконечная, шестиконечная или 12-лучевая звезда;
  • иризация – внутри кристалла просматривается яркое сияние с радужными переливами, которое появляется при интенсивном освещении;
  • кошачий глаз – вертикальный световой блик белого цвета. Он появляется на поверхности вследствие отражения световых лучей. При движении вставки создается впечатление, что блик «бегает» по поверхности из одного края в другой.

Перечисленные эффекты наиболее отчетливо проявляются при «безгранной» огранке. Поэтому драгоценное сырье хорошего качества тоже часто обрабатывается таким способом. Из благородных самоцветов наиболее часто в кабошон превращают сапфир, имеющий ярко-выраженный эффект астеризма.

Округлая форма нередко придается непрозрачным изумрудам. Ювелиры даже придумали для них отдельное название – «сады»

Это зеленые минералы с тщательно отполированной поверхностью, сквозь которую просматривается рисунок. Произвольные узоры «кабошонного» изумруда действительно напоминают сад или лес.

Еще один благородный камень, обрабатываемый кабошоном – бирманский рубин. При отсутствии граней отчетливо проявляется игра его насыщенных красных оттенков, в то время как фасетная огранка делает нежные контрастные переливы невидимые человеческому глазу.

Последовательность изготовления кабошонов

Обычно кабошоны делают из напиленных пластин либо из отдельных кусочков достаточной толщины. Чем крупнее камень надо получить, тем пластина толще. Для больших кабошонов можно применять и тонкие пластины. Но чрезвычайно пологая кривизна вершины кабошона, неизбежная в этом случае, создаёт трудности при обдирке камня на абразивных кругах и при сэндинге. Излишне же толстая пластина требует большой работы по обдирке. Толщина пластин обычно составляет 3–6 мм, но для кабошонов большого размера – до 9 мм и больше.

После распиловки пластины очищаются от масла, ибо жирная поверхность затрудняет маркировку контуров и отделочные операции. Острые выступы, образующиеся при распиловке и отламывании пластин от камня, убираются кусачками, чтобы маркировочный трафарет плотно лёг на пластину.

Выбор на пластине участка для кабошона должен определяться как практическими, так и художественными соображениями (рис. 7.6).


Рис. 7.6. Выбор различных рисунков на пластине агата

Рекомендуется пометить все трещины и проследить, чтобы они не прошли через участок, выбранный для кабошона. Для выбора наилучшего рисунка маркировочный трафарет передвигается по пластине до появления нужного узора. После этого прочерчивается контур кабошона.

Для маркировки обычно используют проволоку или стержни из бронзы или алюминия с остро заточенным рабочим концом. В качестве маркировочных трафаретов используют пластмассовые чертёжные трафареты со сквозными отверстиями. Поскольку замаркированная сторона пластины будет нижней поверхностью кабошона, контур надо наносить на ту сторону пластины, которая похуже. Лучшая её сторона в этом случае окажется верхней частью готового кабошона.

Далее следует подрезка. Пластина с нанесёнными контурами разрезается на подрезной пиле на заготовки. Надо оставлять припуск примерно 3 мм для избежания скалывания.

Далее заготовка обкусывается по периметру кусачками для уменьшения операции обдирки. Здесь надо сочетать большое давление с поворотом заготовки. Только в этом случае кусочки камня будут откалываться (рис. 7.7). Некоторые камни – нефрит, родонит – обкусываются очень плохо, а агат – легко. Материалы, не поддающиеся обкусыванию, обдираются на круге до заданного контура.

Обдирку ведут на грубом шлифовальном круге при слабом прижиме. Контур должен быть сверху. Вокруг контура в результате должен остаться ободок в 1,5 мм (рис. 7.8). Ободок служит для компенсации уменьшения размера кабошона при маркировке и дальнейшей обработке.


Рис. 7.8. Придание формы кабошону

На заготовках двойных кабошонов, достаточно толстых, после обработки по контуру отмечают положение рундиста, прочерчивая линию вокруг края заготовки на нужном расстоянии от верха и низа. Эта линия служит указателем при обдирке как низа, так и верха камня.

Далее следует образование фаски (см. рис. 7.8). Все кабошоны имеют небольшую фаску, сошлифованную вокруг нижнего края основания. Фаска предотвращает скалывание камня.

Камень
Смола
Различные диаметры в зависимости от размера камней
Деревянная палочка


После снятия первой фаски далее камень обрабатывают на оправке – специальной палочке длиной 100–105 мм. Материал – твёрдые породы древесины, например, клён и берёза. Диаметр оправки зависит от формы кабошона и колеблется от 3 до 18 мм (рис. 7.9).

Плоский верх


В качестве клеевой смолы используют смесь сургуча, шеллака, порошка глины и пчелиного воска. При наклейке камень нагревается, поэтому необходимо учитывать температуру во избежание разрушения камня.

След метки
Фаска слишком широкая

Далее производится обдирка верха кабошона – этапы 2, 3, 4 (см. рис. 7.8). Возможные типичные ошибки при выполнении данной операции отражены на рис. 7.10).

Отсутствие симметрии
Неровный профиль

После того, как удостоверитесь, что контур кабошона сохранился и что фаска сошлифована ровно, а верх имеет симметричную кривизну без плоских участков, можно утверждать, камень готов для тонкого шлифования, то есть для сэндинга.
Основная форма камню уже придана. Теперь поверхность выравнивается и готовится к сэндингу, то есть финишному выравниванию перед тонким шлифованием. При тонком шлифовании важна текстура поверхности, поэтому при сэндинге каждая глубокая царапина, сформировавшаяся при обдирке, должна быть удалена.

Перед дальнейшей операцией полирования камни снимают с оправок, тщательно отмывают от частиц абразивного порошка. Полирование начинается с фаски. Затем переходят к верху кабошона. Хорошо подготовленные кабошоны полируются в течение нескольких секунд. Если камень остаётся тусклым или покрывается мелкими ямками, то материал склонен к недополировке и следует переходить на более твёрдый полировальник – кожаный или деревянный.

Наиболее распространённые ошибки при полировании:

— применение недостаточного давления, что ведёт к увеличению продолжительности обработки и способствует развитию эффекта «лимонной корки»;

— недостаточно тщательный осмотр поверхности, в результате образуются непрополированные участки;

— применение слишком большого количества полировочного порошка;

— несвоевременное обнаружение появления эффекта «лимонной корки» и поздний переход на другой полировальник, что приведёт к необходимости перешлифования камня.

Обработка низа кабошона.

Нижние поверхности кабошонов могут быть отполированы или просто выровнены. Если материал прозрачен или сильно просвечивает, то кабошон лучше выглядит при отполированном низе. Но всегда низ должен быть совершенно плоским. Если нижняя часть кабошона искривлена или волниста, то его трудно закрепить в оправе, не исключено его разрушение или выпадение при носке. Край камня, который ложится на опорный поясок, должен иметь небольшую фаску, позволяющую легко опустить камень в каст, не цепляясь за его стенки. Очень часто требуется подгонка кабошона из-за несовпадения оправы и камня. Посадка кабошона без фаски в плотную оправу приводит к скалыванию камня.

Полые кабошоны обрабатываются обычным способом, пока не наступит момент обработки задней стороны. Тогда их переклеивают обратной стороной и вышлифовывают углубление инструментом с шариковым наконечником, укреплённым в патроне сверлильного станка. Для работы применяют порошок карбида кремния.

При обработке звёздчатых камней и камней с эффектом кошачьего глаза при правильной ориентировке сырья специальных приёмов не требуется. Однако из-за высокой твёрдости сапфир, рубин и хризоберилл значительно труднее обрабатывать. Поэтому на камне при помощи подрезной пилы делают максимально глубокие надрезы, не доходя до границ контура на 1,5 мм. Выступающие участки между надрезами обкусываются кусачками или обрезаются на подрезной пиле. При аккуратной работе можно получить заготовку, достаточно близкую по форме к будущему кабошону.

Вопросы для самопроверки

1. Какие формы кабошонов Вы знаете? Чем определяется их выбор?

2. Как производится ориентировка камней, обладающих оптическими эффектами?

3. Как выбирается сырьё для кабошонов?

4. Последовательность операций при изготовлении кабошонов.

5. Как необходимо обрабатывать низ кабошона?

********************************

Каким самоцветам придают округлую форму?

Для обработки по методу кабошон ювелир может выбрать любой кристалл, обладающий приятным цветом или фантазийным узором. В идеале – и тем, и другим. Самоцветов, которые удовлетворяют этим скромным требованиям, много:

  • яшма;
  • агат;
  • хризоколл;
  • олигоклаз;
  • хризоберилл;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • опал;
  • нефрит;
  • лазурит;
  • малахит и т. д.

Драгоценная древесная смола – янтарь – тоже более выигрышно смотрится в сглаженном виде

Алмазы при круглой огранке теряют львиную долю привлекательности. Но у непрозрачных гемм она подчеркивает и дополняет естественную красоту. Округление позволяет визуально изменить оттенок или усилить контраст цветовых сочетаний.

Популярные бесплатные мастер классы:


Мемори проволока для колье. Мастер класс.


Браслет выживания из паракорда своими руками.


Плетение из проволоки. Кулон из проволоки и бусины.

Виды и формы кабошонов

Стандартная технология подразумевает шлифовку камня с двух сторон: нижнюю часть делают плоской, а верхнюю – выпуклой. В таком виде вставку проще инкрустировать в украшение. Иногда для усиления оптических эффектов камень делают полностью округлым.

Кабошону не обязательно быть круглым или овальным. Он может быть выполнен в форме:

  • сердца;
  • многоугольника;
  • звезды;
  • капли;
  • челнока.

К ювелирному кабошону относят самоцветы, которые соответствуют критериям качества по обсуждаемому типу огранки. Такие геммы используются для инкрустации драгоценностей. К авторским украшениям никто, как правило, не придирается. Не столь важно, какую форму имеет вставка. Главное, чтобы она в целом красиво смотрелась.

Плетение бусин

Данный мастер-класс рассмотрит достаточно простой способ, с помощью которого можно сделать бусины из бисера и впоследствии превратить их в шикарные бусы.

Приготовьте:

  • бусины медового оттенка (используйте для эффектного вида стеклянный материал);
  • бусины серого оттенка небольшого калибра;
  • бисер: лилового, фиолетового и золотистого тонов.
  • нанизываем на иголку с нитью медовые и серые бусины по пять штук, используя чередование оттенков.

Формируем колечко и делаем пару узелков.

Проходим через бусинку медового оттенка, нанизываем две – лилового, одну — серого и вновь пару лиловых. Проводим нить вновь в бусинку медового цвета и формируем лепесточек.

Для того, чтобы сделать еще одну, такую же деталь делаем похожую низку из двух бисерин лилового цвета, одной – серой и двух лиловых. Далее, продеваем нить в материал медового оттенка на основном кольце.

Читать

Делаем красивые цветочные композиции своими руками

Получаем две детали в форме лепесточков на медовой бисерины.

Проходим в последующую и таким же способом формируем лепесточки по кругу. Итого делаем 10 подобных деталей, по две для каждой бусинки.

Выводим нитку из серой бисерины в одном из лепестков, нанизываем бисер золотистого цвета и продеваем иголку с бисер серого оттенка в лепесток, следующий по кругу. Затем вновь золотой бисер в бусинку соседнего лепесточка и повторяем данный набор. В результате у нас получается 5 бусин золотого тона среди пяти. Нитка выводится из начальной серой.

Стягиваем нить, формируя кольцо. Проводим иголку в бисеринку и бусинку, опускаемся на две штучки лилового оттенка в начальное колечко. Здесь нужно дойти к второй нитке сделать несколько узелков.

Вводим нитку в серый материал во втором колечке из лепесточков и делаем аналогичные манипуляции, описанные выше. Затягиваем оплетение и проходимся после этого в бисер и бусину. Затем опускаемся к низу проходим по кольцу большого размера. Данные действия помогут вам лучше произвести процесс стягивания и сделать несколько узлов.

На следующем этапе, можно соединить лиловые бусинки по двум сторонам. Чтобы это сделать выведите нить таким образом, чтобы она вышла в стороне посредине оплетенной бисеринки, как на фото:

Нанизываем лиловый материал, фиолетовый, вновь лиловый и проводим нить в две штучки лилового цвета во втором колечке лепесточков. Затем нужно пройтись сквозь золотой материал, повернуть на сто восемьдесят градусов в две бисеринки лилового тона, набрать одну такую же, одну фиолетовую, лиловую, пройти в две лиловые, серую бусинку колечка, повернуть в 2 лиловые и так дальше обходя синусоидой все изделие. Повороты совершаем поочередно в золотом и сером материале.

Осталось зафиксировать нить, наша бусина из бисера готова.

Как сделать натуральный кабошон и как его использовать?

Собирание речных и морских камней – распространенное хобби, которое для многих людей становится отдушиной. Что делать с найденными сокровищами? Конечно же, шлифовать. После правильной обработки даже речные камни становятся очень красивыми. Самый простой, он же самый выигрышный способ огранки для такого сырья – кабошон. Чтобы создать шедевр, нужно купить несколько видов наждачной бумаги и абразивную пасту.

Сначала минерал шлифуют и придают ему нужную форму. Затем полируют до тех пор, пока поверхность не станет идеально ровной, зеркальной.

Ручная шлифовка занимает много времени и сил, поэтому при долгосрочном увлечении желательно обзавестись фрезером или другим подобным инструментом

Готовые камушки можно использовать для создания украшений в стиле хэндмейд. Они красиво сочетаются со многими материалами, особенно с бисером. Полированными геммами украшают сумочки, рюкзаки, одежду, аксессуары. Оправы, заготовки и прочий вспомогательный инвентарь можно найти в магазинах для рукоделия. Есть и другой способ применения самоцветов – собрать восхитительную коллекцию из разноцветных узорчатых кристаллов.

Дополнительную информацию о том, что такое кабошон и кто придумал эту огранку, вы узнаете, посмотрев видео:

Рассмотрим процесс создания кабошона из эпоксидной смолы

Рассмотрим процесс изготовления кабошон из эпоксидной смолы. Для работы необходимо подготовить:

  • формочку силиконовую;
  • гербарий (лепестки роз, вереск, листочки и т.п.);
  • прозрачная эпоксидная смола.

При выборе формочек обратите внимание на их поверхность, если она имеет шероховатости, то кабошон будет матовый, что прекрасно гармонирует с зимней тематикой, а если форма гладкая, то и кабошон получиться прозрачным и гладким.

Порядок изготовления:

  • На дно формочки помещаем подобранный гербарий (можно заменить на украшения: бисер, бусины и т.п.). Используйте хорошо высушенный гербарий, иначе спустя некоторое время он может почернеть.
  • Небольшое количество смолы выливаем на композицию и оставляем до полного высыхания, а затем доливаем до краев. Если залить сразу всю формочку, то весь декор поднимется на верх.
  • Извлекаем кабошон из формы и используем далее по желанию. Его можно сверлить, шлифовать и полировать.

Для изготовления кабошон из полимерной глины, также необходимо воспользоваться формочкой, которую помещают в духовку до застывания глины, затем немного отшлифуйте и можно приступать к декорированию, при необходимости.

Оригинальна идея создания кабошона из пуговицы. Мастер класс данного способа представлен в разделе данной статьи «Видео материалы».

Нельзя отвести глаз от кабошон лэмповорк. Для создания данного изделия необходимо иметь специальное оборудование (горелку, муфельную печь для обжига бусин и т.п.), соблюдение техники безопасности (работа в очках), поэтому процесс занимает длительное время, он достаточно сложен и требует подготовки специального помещения. Но результаты достойны всех усилий. Ниже представлены фотографии с готовыми кабошонами:

Одним из наиболее популярных способов декорирования камней стало оформление его бисером. Чтобы оплести кабошон бисером лучше воспользоваться шелковой нитью, а не леской. Размер бисера должен быть одинаков, чтобы равномерно закрепить его на поверхности.

Для изготовления кабошона с объемным декором в виде бисера, используют несколько материалов (фетр, картон), на которые пришивают бисер поэтапно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]