Во сколько обойдется переплавка золота или как расплавить золото в условиях дома


У каждого ювелира, начинающего или опытного, вставал в голове вопрос: как расплавить золото в домашних условиях. Это не так просто, как кажется, ведь здесь есть много подводных камней и нюансов, которые следует учесть индивидууму, желающему заняться рассматриваемым делом. Например, металл не должен быть хрупким и пористым, каким он получается из-за воздействия на золото кислорода.

Давайте разберемся, как расплавить золото правильно. Также будет затронут вопрос о том, сколько стоит переплавка.

Что нужно для плавки

Чтобы расплавить этот благородный металл, необходимо следующее:

  1. Тигель. Золото чистой пробы плавится при температуре, превышающей 1000 градусов Цельсия. Не у каждого имеется рабочая емкость — тигель, способный справиться с таким жаром. Но оный можно заменить сырой картошкой. Необходимо вырезать углубление в клубне и положить туда золото. Емкость природного происхождения прекрасно справится с переплавкой.
  2. Щипцы. Термостойкие щипцы являются неотъемлемым инструментом при плавке золота. Ими придется часто касаться тигеля.
  3. Смесь карбоната натрия и буры. Из нее делают флюс, который добавляют в золото перед процессом плавки. Чтобы очистить каждую унцию золота, требуется две щепотки флюса. Чем грязнее благородный металл, тем большее количество этого вещества требуется для чистки. Также флюс можно сделать из пищевой соды и гидрокарбоната. При добавлении вещества, контакт между частичками золота улучшается, и все примеси лучше удаляются из металла, при его нагреве.
  4. Печь или микроволновка. Есть вариант приобрести электрическую печь, чтобы переплавлять металлы или использовать микроволновку. Последняя должна иметь мощность более 1000 Вт, с магнетроном, располагающимся сбоку или позади техники.

Существуют печи, продающиеся по недорогой цене, специально сделанные для плавки металлов. Такое устройство предназначено для смешивания сразу нескольких ископаемых, например, золота, серебра, алюминия, меди.

Внимание! Микроволновкой, в которой плавили драгоценный металл, больше нельзя будет пользоваться в бытовых целях. То есть разогревать и размораживать пищу.

Если печи или микроволновки нет, необходимо использовать газовую горелку.

Когда плавятся сплавы?

Золото характеризуется стойкостью, ковкостью, электропроводностью, вязкостью, низкой сопротивляемостью. Именно благодаря данным параметрам оно нашло широкое применение не только в ювелирной отрасли, но и в медицине, промышленности, фармацевтике.

В чистом виде из золота в его природном состоянии ничего практически невозможно сделать.

Для того чтобы изготовить ювелирные изделия, этот металл не только плавят, но и смешивают с другими драгоценными и не очень металлами, например, с серебром. А смешать золото с другим элементом можно исключительно в расплавленном состоянии. Поэтому его предварительно расплавляют в специальных лабораториях с использованием определенного инвентаря и оборудования.

Переплавка лома (процесс)

Нужно быть готовым к тому, что в золотом ломе примесей будет встречаться очень много. Иногда их количество в металле доходит до 25%. Такой лом не подойдет для фигурного литья, но работать с ним можно при помощи метода печати (то есть греть и вытягивать).

  1. Для начала, необходимо сделать рассортировку лома по цвету. Чем больше в нем меди, тем краснее его оттенок.
  2. Для ускорения процесса плавления рекомендуется разделить лом на мелкие кусочки.
  3. Далее нужно аккуратно посыпать флюс внутрь тигля и положить туда драгоценный металл. Начинать необходимо с предметов большего размера (если переплавить надо много всего), а маленькие добавлять по ходу процесса.
  4. Итак, когда золотые предметы разложены в тигле, последний помещают внутрь печи и ждут, пока золото станет полностью расплавленным.
  5. Затем следует перелить полученную субстанцию в формы. А после этого сразу же закалить металл водой или спиртом, чтобы изделия, сделанные из металла, стали крепче.

Но как поступить, если в наличии только газовая горелка, сделанная собственноручно?

Литье по моделям в земляные формы

Литье в так называемые земляные формы — старейший метод, проверенный тысячелетиями. Формовочные смеси на самом деле состоят не из чернозема, а представляют собой смесь тонкозернистого кварцевого песка и пластичной глины в определенных пропорциях. Для отливки мелких изделий с тонким рельефом и большим количеством деталей применяют смеси, содержащие 12-15% глины, для крупных отливок — до 25%. Газы, образующиеся при литье, должны свободно выходить через стенки формы.

Литье серебра по моделям в земляные формы

Модель для литья в земляные формы делается абсолютно точно повторяющей оригинал, но чуть больше по размеру. Это припуск на усадку и последующую обработку изделия. Модели традиционно делали из дерева, воска и гипса. Сегодня все большую популярность приобретают модели из пластмасс. Пластик хорошо держит форму и легко обрабатывается.

Создание самодельной горелки

Для начала разберем, как создать газовую горелку. Для этого потребуются следующие материалы:

  • инжектор;
  • разбрызгиватель от опрыскивателя;
  • насос автомобильный;
  • герметик;
  • консервная банка с крышкой.

Необходимо визуально разделить банку с крышкой по горизонтали пополам, и в верхней части оной сделать два отверстия для шлангов. В одно из них вставить насосный шланг, а в другое шланг, что ведет к разбрызгивателю. Далее – подсоединить последний и загерметизировать отверстия.

Чтобы проверить, герметична емкость или нет, следует налить в банку немного бензина и начать качать воздух насосом. В идеале, он должен вылетать из отверстия разбрызгивателя. Если такое происходит, можно начинать переплавку в домашних условиях.

Переплавка металла при помощи горелки

Пользуясь газовой горелкой, можно расплавить металл в считанные минуты.

Для начала нужно посыпать тигель бурой (флюсом), затем положить туда лом, который уже измельчен. Чем больше буры, тем меньшая температура требуется для расплавления.

Далее заливаем спирт, поджигаем его и ждем, пока тот полностью выгорит. Необходимо помнить, что тигель должен стоять на огнеупорной площади.

Включаем горелку и настраиваем ее так, чтобы края пламени имели желтый цвет, а середина — синий. Процесс осуществляется с помощью открытого огня, поэтому нельзя нагревать тигель быстро. На нем может появиться трещина. Процедура осуществляется медленно и равномерно. Пламя держится на расстоянии нескольких сантиметров от металла.

Чем краснее будет металл, тем ниже к нему следует опускать горелку. Это нужно, чтобы вся лигатура с металла исчезла, а части материала быстрее оказались переплавленными.

По окончании процедуры драгоценный металл заливается в формы и закаляется водой.

Изготовление колец

Производство ювелирных изделий из золота и серебра может быть специализировано. Так, например, можно выделить производство колец, особенно литых, которое известно с древнейших времен. Различные по форме кольца отливают из расплавленного благородного металла в литейных формах, изготовленных из сепии или мелкого (формовочного) песка. Формы и модели колец каждый ювелир готовит самостоятельно (рис. 15). Модель из мягкого цветного металла имеет полую шинку, размер которой зависит от величины кольца. Для приготовления литейных форм используют сепии
– известковые овальные раковины морского моллюска каракатицы размером от 8X4 до 15X6 см (рис. 16), которые водятся во всех морях Европы, однако чаще встречаются в Адриатическом море. В затвердевшем сухом состоянии сепии, с одной стороны, заполнены мягким известковым веществом. Раковину сепии разрезают в продольном направлении на две половины (для модели кольца с низким кастом) или на три части (для колец с высоким или широким кастом). Каст – корона кольца – должен быть расположен в утолщенной части формы. Известковое вещество сепии вырезают ножом, затем обрабатывают отдельные части на широкой поверхности напильника или ровном карборунде и трут одну часть о другую до тех пор, пока обе половины (третью часть пришлифовывают снизу) тесно не примкнут друг к другу. Модель кольца вдавливают посередине одной части сепии головкой вниз только до половины продольной оси. На месте, где должен находиться камень, по его размеру устанавливают древесный вкладыш, с помощью которого в отливке образуется пространство для установки камня. К первой полуформе прилаживают и прижимают вторую половину формы; снизу к ним прикладывают третью часть заготовки формы. Прежде чем вынуть модель, наружные края формы обрезают в виде призмы, а поперек зазоров пилкой или чертилкой прорезают расходящиеся в разные стороны риски для того, чтобы по этим контрольным желобкам можно было правильно сложить отдельные части формы. В одной части раковины по обеим сторонам вдавленной модели прорезают чертилкой тонкие риски так называемые воздушные каналы, наискось снизу вверх для отвода воздуха при заливке расплавленного металла, а также для того, чтобы форма не разорвалась. Наконец модель вынимают из сепии и шинку кольца в обеих половинках формы окончательно дорабатывают. Одновременно ножом в верхней части формы прорезают воронкообразный литниковый канал для заливки расплавленного металла (рис. 17). После соединения одинаковых частей по обозначенным контрольным рискам форму связывают мягкой проволокой и прикрепляют к соответствующей рукоятке. Чтобы отливка не стала пористой, форма должна быть сухой, а перед непосредственной заливкой в расплавленный благородный металл необходимо добавить немного цинка. Перед заливкой металл сильно протравливают. В процессе заливки надо следить за тем, чтобы в форму вместе с металлом не попали расплавленная бура или зола. Каждую форму можно использовать только один раз, иначе сепия выгорит. После извлечения отливки из формы избыток металла срезают, а заготовку обтачивают.

Рис. 15. Модель кольца английского образца

Тигель для плавки металла, изготовленный из препарированного или искусственного угля, следует соответствующим образом подготовить (рис. 18). Глубокая ямка не подходит, так как жар в нее не проникает, и в результате металл будет плавиться неравномерно, а на поверхности разбрызгиваться. При помощи воздушной струи от воздуходувки буру перед разливкой металла осаждают.

Рис. 16. Сепия (осса сепия)

Более удобен тигель с неглубокой ямкой, немного приподнятой в центре; благодаря этому увеличивается поверхность металла и расплавленный слиток не принимает форму шара. При такой форме тигля облегчается также разливка металла. Закругленный вырез в крышке с открывающимся отверстием, направленным вверх под углом, равномерно распределяет жар. Крышка, соединенная с подкладкой кусочком проволоки, не соскальзывает с нее.

Рис. 17. Форма для сепии для отливки кольца: а – из двух частей; б – в профиль; в – из трех частей; м – модель; к -литниковый канал; вк – воздушный канал; кр – контрольные риски; д – древесный вкладыш

Когда требуется отлить более крупные предметы или большее количество моделей, то для этого используют литье в формах из песка (рис. 19). При такой отливке применяют формовочную рамку

(опока – прим. пер.), одну половину которой кладут на плоскую доску и наполняют утрамбованным песком, увлажненным пивом или сиропной водой. Затем в форму вдавливают модель до половины глубины песка; если формовочный песок очень глубокий, то верхний лишний слой удаляют. Форму посыпают пылью из древесного угля или известью, устанавливают на ней вторую формовочную рамку и заполняют ее мелким песком. После этого форму осторожно разъединяют и в обеих половинах прорезают к модели литниковый канал. При отливке нескольких предметов модели устанавливают одна возле другой и соединяют литниковыми каналами. Для обеспечения отвода воздуха от каждой модели проделывают вверх воздушные каналы (для золотых изделий – узкие, для серебряных – более широкие). Модель осторожно вынимают, формовочные рамки снова собирают, основательно просушивают и перед заливкой сильно нагревают.

Широкое распространение в настоящее время получила новая технология изготовления мелких предметов – центробежное литье

в «потерянном воске». Отливки, полученные этим способом, по форме и внешнему виду более совершенны, их дальнейшая обработка по сравнению с отливками в сепии или в песчаной форме значительно упрощается и становится более экономичной. Следующее преимущество заключается в том, что одновременно можно отлить несколько моделей. Последовательность изготовления моделей следующая: с предмета или модели, которые собираются отлить, снимают гипсовые оттиски; с закругленных моделей, например колец, делают двусторонние оттиски. Оригинал модели (из глины, формовочного воска, цинка, свинца, олова или латуни) смазывают тонким слоем масла и погружают горизонтально одной стороной в гипсовую кашицу так, чтобы другая половина оставалась свободной (как в сепии). Как только гипс затвердеет, модель вынимают, просушивают и промывают мыльной водой. Затем модель вкладывают назад в гипсовый оттиск и полностью заливают гипсовой кашицей. После просушки обе части быстро разъединяют и модель вынимают.

Рис. 18. Тигель для плавки металла: I – неправильно; II – правильно; м – материал; б – бура

Вместо гипса можно использовать формовочную пасту «Эластик». «Эластиком» заливают нижнюю половину специальной рамки, в которую затем вдавливают модель (до половины). По истечении 3-5 мин «Эластик» вокруг модели затвердевает. Остаток формовочной пасты, выдавленный моделью, обрезают по нижней ее половине. Затем формовочной пастой заливают верхнюю часть рамки и другую выступающую из нижней рамки часть модели. После того, как паста затвердеет (примерно через 5 мин), рамки осторожно разъединяют и модель из нее вынимают так, чтобы не повредились края и мелкие детали. После прорезки воздушных и литниковых каналов основная негативная форма для литья по восковой модели считается готовой.

Рис. 19. Литейная форма из песка

Читать также: Холодная и горячая сварка чугуна

В специальном бачке со сливной трубкой (имеется в виду инжекционная установка со штуцером – прим. пер.) растапливают соответствующее количество голубого воска, который тонкой струйкой вливают в форму. После того, как воск затвердеет (в течение 2 мин), рамки осторожно разъединяют и восковую отливку вынимают. Излишки воска удаляют. Подобным методом можно сделать любое необходимое число отливок. Однако после отливки 20 шт. восковых моделей форма сжимается и твердеет.

Голубой воск имеет следующие преимущества: после охлаждения он становится твердым и пластичным, модель нетрудно исправить или изменить в соответствии с замыслом. Следы от воздушных и литникового каналов заглаживают, а затем модель при помощи толстой диаметром до 0,7 мм иглы прочно устанавливают на основании – маленькой деревянной тарелке с полукруглой приподнятой серединой, которая служит также затвором для металлической втулки, называемой кюветом (рис. 20).

Рис. 20. Кювет

Кюветы различаются по размеру и количеству моделей, которые должны быть одновременно отлиты. При литье небольших предметов воздушные каналы, как правило, не прорезают. При литье крупных предметов, особенно при отливке изделий из серебра, дополнительно готовят тонкие восковые нити, которые прикрепляют к восковой модели и к выпуклой полукруглой тарелке. Модель осторожно протирают мягкой кисточкой, смоченной в спирте (смоченная спиртом модель обезжиривается и формовочная масса плотно прилегает к модели – прим. пер.). Формовочная масса (экспадент) представляет собой смесь алебастрового гипса с мельчайшим кремниевым песком, замешенную в холодной воде до густоты взбитых сливок. Мягкой кисточкой формовочную массу (хорошо перемешанную) наносят на модель, затем сверху надевают кювет, который заливают формовочной массой. Смесь быстрее заполнит кювет, если по нему в процессе заливки слегка постукивать. Как только смесь застанет, вынимают деревянное основание, а затем и иглу, на которой крепилась модель. Оставленный иглой небольшой канал будет служить отверстием для литья металла, а полукруглое выпуклое основание создаст литейное углубление. Вместо деревянного основания можно использовать пластилин.

Кювет высушивают на слабом огне или в небольшом пламени горелки Бунсена до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем его прокаливают в печи до красноты, в результате чего восковая модель и воздушные каналы из восковых нитей растапливаются (воск «теряется» – вытекает). Однако кювет нельзя перегревать, иначе сцементировавшаяся масса растрескается и литье будет неточным.

После прокаливания кювета приступают к подготовке золота или серебра к литью. Материала следует взять немного больше, чем позволяет объем модели (при небольшом кювете не более 14-16 г). Чтобы не осталось следов от буры, материал протравливают и очищают. Когда кювет достаточно прокалится, его вынимают из печи и устанавливают на ручной центрифуге (рис. 21) литниковым каналом вверх.

Рис. 21. Ручная центрифуга для центробежного литья

В литниковое углубление высыпают нарезанный на мелкие кусочки металл, который расплавляют паяльным пистолетом. Как только на поверхности металла появится зеркальный блеск, необходимо тотчас начать быстро крутить центрифугу. Расплавленный металл под действием центробежной силы проникнет в литниковый канал и заполнит пространство восковой модели. После того, как металл застынет, кювет охлаждают студеной водой, формовочную массу растворяют, а ее остатки на отливке легко счищают. Тонкую проволочную наливку отрезают. Остается проверить, все ли сделано правильно: требует отливка дополнительной обработки или нет, чистая ли она, гладкая ли у нее поверхность и точно ли отлиты мелкие детали.

Подобным способом очень удобно также отливать полые модели. Технологический процесс тот же, только восковая модель отсасывается с помощью специальной установки для всасывания воска. При таком способе литья хорошо прорабатываются тонкие детали модели. Вместо ручной центрифуги применяют специальные установки. Формовочные пасты изготавливают специальные предприятия.

Восковые модели делают также в аппаратах для литья форм в жесткой резине. Металлическую модель помещают между двумя резиновыми пластинами, которые вулканизируют под прессом, снабженным вулканизатором. При помощи такой резиновой формы можно сделать столько восковых копий, сколько их требуется для одновременной отливки. После извлечения восковой модели из резиновой формы ее крепят при помощи короткой ножки к восковому стояку в форме елки и устанавливают на основании из пластической массы (пластилина). Далее процесс протекает так же, как и при центробежном литье.

Машинное литье.

Самые разнообразные и сложные по форме драгоценности сегодня серийно отливают при помощи электрических аппаратов, которые плавят металл, а также отливают изделия в «потерянном» воске, что значительно облегчает и совершенствует работу ювелира. Специальные лигатуры сплавов для центробежного литья изготовляют в аффинериях. Созданные в процессе центробежного литья образцы представлены на рис. 22.

Рис. 22. Машинное литье: стояк из восковых моделей и стояк из отливок

Изготовление восковых моделей.

Вакуумная впрыскивающая установка в течение одного рабочего процесса позволяет одновременно вакуумировать резиновые матрицы и впрыскивать воск. Откачка воздуха из резиновой формы перед впрыскиванием воска улучшает и убыстряет заливку, а также препятствует образованию воздушных пузырей. В комплект оборудования входят: установка для вакуумного всасывания и впрыскивания с автоматической регулировкой температуры, ножная педаль для управления движущимися элементами вентиля, инъектор воска с автоматической регулировкой температуры и вакуумный насос. Все оборудование устанавливается на устойчивом рабочем столе.

Благородный металл серебро является одним из древнейших металлов, освоенных человечеством. Нахождение в природе в самородном виде, а также невысокая температура плавления- 962 °C дало нашим далеким предкам возможность использовать этот металл в IV -III тысячелетии до н.э.

Серебро — мягкий, пластичный металл, отлично подходящий для производства украшений, ритуальных предметов, зеркал и для чеканки монет.

Серебро обладает наилучшей среди металлов электропроводностью и применяется в наиболее ответственных электроприборах и компонентах. Отличная теплопроводность дает возможность применения и в теплотехнике.

Благородный металл в 19-20 веке широко использовался в фотографии.

Издавна было замечено еще одно важное свойство — бактерицидность. Сосуды и фильтры из серебра применяются для обеззараживания воды. В христианстве и некоторых других религиях в серебряных сосудах приготовляется т.н. «святая вода», помогающая при соответствующей молитве от всех недугов.

Переплавка чистого золота

В отличие от лома, переплавка чистого золота может осуществляться в мангале с толстыми стенками.

Разжигаем в нем угли и ставим туда тигель с предварительно нарезанным мелкими кусочками металлом. Нужно ежеминутно следить за огнем и периодически его поддувать. При полной расплавке металл заливают в формочки.

Советы начинающим по переплавке чистого золота

  1. Нельзя плавить благородный металл на кухонной плите, так как велик риск устроить пожар. Плавка золота проводится либо в помещении, специально предназначенном для этой процедуры, либо во дворе на дачном участке (к примеру). Обязательно нужен стол.
  2. Новичкам рекомендуется перед процедурой проконсультироваться у эксперта.
  3. Индивидуум должен соблюдать технику безопасности, поэтому на нем должна быть маска и очки для защиты лица. Работать следует в жаростойких перчатках и фартуке.
  4. Вблизи места плавления не должно быть ничего легковоспламеняющегося. Это касается и элементов отделки интерьера.
  5. Начинающим «мастерам» без опыта не стоит сразу браться за золото высшей пробы, так как велик риск его испортить. Начинать следует со слитков 999 пробы, приобрести которые можно в любом государственном банке. Что касается тигеля, его можно купить в интернет-магазинах.
  6. Чтобы чистое золото не приобрело хрупкость и пористость, что обязательно случится с ним, так как в металл попадет кислород, необходимо перед тем, как залить жидкий металл в форму, взболтать его и лишь потом закалять водой или спиртом.
  7. Нельзя заниматься плавлением благородного металла при помощи газосварочного аппарата. Ведь им плавят только сталь — золото попросту испарится.
  8. Если процедура происходит в кустарных условиях, не в тигле, а в клубне картофеля, то в нем проделывают углубление и сыпят туда буру. И лишь потом начинают плавку металла.
  9. Золото, имеющее массу 24 карата, очень податливо. Поэтому, чтобы сделать его прочнее, необходимо сплавить оное с другим металлом.

Технология литья по выплавляемым моделям

Оборудование для литья серебра по выплавляемым моделям относительно несложно и доступно для использования на дому. Суть метода заключается в том, что модель, изготовленная из легкоплавкого материала, при контакте с заливаемым жидким металлом плавится и вытесняется из формы по специально предусмотренным отверстиям. Металл занимает пустоту, образовавшуюся на месте модели и точно повторяет ее пространственную форму.

Заливать металл необходимо тонкой струйкой, чтобы дать возможность материалу выплавляемой модели покинуть форму, во избежание образования брызг расплавленного металла.

Стоимость за переплавку

Не многие задумываются о том, чтобы сделать бизнес на переплавке золота. Но это довольно прибыльное дело.

Существует много ситуаций, когда, например, ювелирные изделия не нравятся своей формой капризной даме, или размер не подходит. Поэтому многие заказывают переплавку украшения.

Сколько стоит переплавить золото? Опытные мастера называют стоимость, в зависимости от веса ювелирного изделия. Поэтому украшения, имеющие массу не более трех грамм, нецелесообразно переплавлять. Проще починить — так будет дешевле. На переплавку обычно отдают предметы, весящие более 10 грамм.

Стоимость переплавки золота низшей пробы составляет 500-600 рублей за грамм.

Самое плохое золото содержится в дешевых китайских или турецких украшениях. Мало кто согласится выполнять столь тяжелую работу. Лучшей пробой считается 585-я. Чем квалифицированнее мастер, тем больше он берет за свои услуги. В среднем, цена колеблется от 1200 до 1700 рублей за грамм.

Интересно, что в процессе переплавки изделие улетучивается на 10%. Происходит это ввиду разбрызгивания металла во время плавки и улетучивания при переплавке.

Переплавка золота, цена которого минимальная, займет больше времени: чем хуже качество металла, тем больше в нем примесей, на очистку от которых придется потратить несколько часов.

Таблица 1 — стоимость плавки золота в зависимости от пробы (цены московские)

ПробаСтоимость обычного исполнения (руб./гр)Стоимость срочного исполнения (руб./гр)
375500650-700
500700910
58312001560
5851400-15001820-1950

Как переплавить золотую руду?

Золотую руду можно добыть железной или алмазной киркой и переплавить в печи для получения золотых слитков. Золотая руда также называется: Золото, Gold ore. Золотая руда присутствует в версиях Майнкрафт: 1.8.2, 1.8.1, 1.8, 1.7.10, 1.7.9, 1.7.5, 1.6.4, 1.5.2.

Интересные материалы:

Какие шторы повесить на веранде? Какие шторы в тренде 2022? Какие швы используются при пошиве постельного белья? Какие сидераты сеять перед посадкой картофеля? Какие симптомы бывают при овуляции? Какие симптомы при мышиной лихорадке? Какие симптомы при отеке легких? Какие симптомы при рассеянном склерозе? Какие симптомы при резус конфликте? Какие сказки у Чуковского?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]