Рука об руку Как появилось древнейшее украшение в истории и почему оно популярно до сих пор

«Лента.ру» продолжает серию публикаций об истории разных видов одежды и аксессуаров. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке, колготках и пуховике. Новая статья — об истории браслета, превратившегося из доспеха в украшение.

Амулеты неандертальцев, найденные в Хорватии

Археологи всегда загружены работой. Поскольку люди жили в разных частях планеты и постоянно путешествовали, остатки их культурного наследия можно найти в самых неожиданных местах. И все же разумнее всего исследовать места, в которых предположительно проживало большое количество людей. Так и поступили археологи из Хорватии, когда нашли давние захоронения в непосредственной близости от Загреба.

Среди различных предметов быта были обнаружены когти орлов, усеянные многочисленными царапинами. Проведя исследование, ученые пришли к выводу, что когда-то давно эти когти служили частью украшений, носимых неандертальцами. Предположительно ими были увешаны ожерелья.

Это открытие изменило представление о культуре древних людей. Если раньше исследователи были уверены, что уровень культуры неандертальцев ограничивался лишь наскальными рисунками, то теперь становится очевидно, что у них было развито символическое мышление. Вероятно, орлиные когти считались чем-то наподобие оберегов или талисманов.

Точный возраст находки определить сложно, но археологи назвали ориентировочную цифру – 135 000 лет. Это официально самая древняя находка среди украшений, когда-либо попадавшихся на глаза человеку.

Раскраска тела

Среди способов украшений была и раскраска тел в разные цвета. Часто это делалось во время обрядов и ритуалов. Отголоски этого мы наблюдаем и в настоящее время у аборигенов Австралии, жителей Тихоокеанских островов, например в Папуа — Новой Гвинее. Раскраска лица и тела там по-прежнему сопровождает проведение церемоний. Австралийские аборигены раскрашивают себя разноцветной глиной, нанося ею разные узоры на лице и теле. Интересно, что, например, подведение глаз чёрным, окраска губ, т.е. все элементы, которые мы сейчас считаем макияжем и используем в декоративной косметике, не имели украшательского смысла, а были способом отпугивания злых духов и защитой.


Эти дети австралийских аборигенов раскрасили свое тело глиной. Они использовали орнаменты, которые насчитывают тысячи лет.

Морские бусы

Вторая по возрасту безделушка была найдена в пещере Схул, находящейся в Израиле. Там археологи нашли бусины из раковин морской улитки, которые предположительно сплетались в браслеты и ожерелья. Примерный возраст находки составляет 110 000 лет, и это первый известный случай, когда первобытные люди обрабатывали материалы для изготовления украшения. Если сравнить эти бусы с теми же соколиными когтями, то когти просто вешались на веревку в исходном виде, тогда как раковины морской улитки обрабатывались вручную, чтобы получить нечто наподобие бисера.

Аналогичная бисерная работа несколько позже была обнаружена в Марокко (Африка). Правда она оказалась гораздо моложе – ее возраст археологи оценили в 80 000 лет.

С чем носить винтаж

Если вам попалась настоящая винтажная бижутерия, вы сразу же почувствуете окружающую ее ауру старины. Поверьте, вы моментально ощутите ее уместность для того или иного лука – она волшебным образом включает утонченное чувство стиля.

Да и вообще, можно особо не заморачиваться по этому поводу: невероятно популярный ныне бохо в различных проявлениях дружелюбен к самым невероятным альянсам. Причем украшений может быть очень много, и абсолютно разноплановых.

А еще в тренде винтажный ресайклинг – внесение современных тенденций в облик украшений с историей. Например, мамин кулон с финифтью можно подружить с цепью современного плетения, к винтажным серьгам добавить оригинальные подвески, а старинную печатку надеть вместе с ультратрендовым кольцом из барочного жемчуга. Старинные украшения стоят очень недешево и по карману немногим. Но кто вам мешает произвести придирчивый осмотр бабушкиной шкатулки, побродить по блошиным рынкам или просто приобрести качественное современное украшение в винтажном стиле?

09.01.22

Кенийские бусины

Очень долгое время древнейшим украшением в мире считались бусы эпохи раннего палеолита, найденные в пещере Энкапуне-Я-Муто в Кении. Их возраст был оценен в 40 000 лет, и из-за того, что ничего старше ученым обнаружить не удавалось, были сделаны поспешные выводы по поводу замедленного культурного развития у первых людей. Исследователи полагали, что в более давние времени племена не особо заботил символизм и внешний вид, так как были более насущные задачи: добыча еды, поиск укрытий, война за территории. Но все изменилось, когда были откопаны украшения в Израиле и Хорватии.

Что же до кенийских бус, то они были сделаны из яичной скорлупы страуса. Удивляет то, насколько бережно древние люди обработали столь хрупкий материал. Вероятно, именно в это время у человечества произошел резкий всплеск воображения и абстрактного мышления.

История украшений.

История украшений насчитывает много тысячелетий. Надевая каждый день цепочки, серьги, кольца, браслеты, случалось ли Вам задумываться, как и почему всё это появилось? Попробуйте ответить на вопрос: «Что люди стали носить раньше — одежду или украшения?» Правильный ответ: украшения.

Древние люди «цепляли» на себя различные предметы, которые находили во время поисков камней для орудий труда. Конечно, для украшений годились не любые гальки и веточки: отбирали только редкие и красивые, с точки зрения первобытрого человека, экземпляры. Наши предки считали все окружающие предметы живыми, а те, что отличались особым совершенством, — высшими существами, наделёнными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов. Талисманы, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить удачу и счастье. И, чем труднее было поймать и убить зверя, тем ценнее был амулет, сделанный из его останков. Украшения из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов, носили не только на руках и шее, но и на ногах, и на талии. Некоторые постоянно, другие предназначались для ритуалов и праздников. Наиболее древние, из найденных археологами 100-135 тыс. лет.

Наши предки относились к предметам с уважением и не позволяли себе надевать украшения просто так, не продумав их смысл и значение. В первобытном обществе они были оберегами, талисманами, по ним как по паспорту можно было «прочитать» о возрасте владельца, занятиях и положении его в родовой иерархии. Исключительно декоративную функцию украшения обрели гораздо позже. И первыми стали украшать себя мужчины, а не женщины, как можно было бы подумать.

Серьги — наверное, самое популярное украшение всех времён и народов. Первобытные «модники» вставляли в проколотые мочки ушей деревянные палочки, ракушки, резные пластинки и даже камешки, иногда довольно крупные. Египтяне стали носить серьги в 4 тысячелетии до н. э., и они были преимущественно женским украшением. У древних греков, римлян, вавилонян, а также у арабов, персов, индийцев ношение двух серёг было признаком богатства, а с одной ходили те, кто стоял на низшей социальной ступени — рабы, наложники, цыгане. На территории Восточной Европы серьги появиись примерно в 3-2 тысячелетии до н. э. В государствах Средней Азии и Закавказья по нынешний день сохранилась традиция надевать девочкам серёжки, которые с древности считаются оберегом, сразу после рождения. В разных странах серьги достаточно сильно различались по форме, символике и орнаментам. Однако, практически у всех древних народов встречаются украшения с элементами в виде цветов, фруктов, птиц, животных и насекомых.

Кольцо — символ бессмертия и бесконечности, власти и любви, с древнейших времён является атрибутом брака. Первые кольца свивали из толстой проволоки, их носили на пальцах рук и ног, позже появился обычай привязывать кольца на кисти рук. В первобытном обществе и вплоть до средних веков кольцо в первую очередь указывало на принадлежность к тому или иному роду и степень власти его обладателя, служило клеймом и лишь в последнюю очередь было украшением. В Древнем Египте кольца носили с целью подчеркнуть статус. Каждый день после утреннего туалета мужчина, собираясь выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец — кольцо, на шею — ожерелье. Особую респектабельность его облику придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры и появлялся в общественных местах. В Древней Греции представители знати носили колька как знак высокого сословного положения. В Древнем Риме на ношение колец выдавали особые разрешения. Так, император Септимий Север в 197 г. н.э. разрешил носить кольца воинам: они помогали лучникам натягивать тетиву, а массивные перстни со вставками из камней усиливали удар в рукопашном бою. Обмен кольцами между женихом и невестой, которым скрепляли клятву в вечной верности, имел значение юридического подтверждения заключения брака.

Браслет — несёт в себе ту же символику, что и кольцо. Изначально, браслет был сугубо мужским предметом. В период неолита мужчины перетягивали запястье полоской кожи, таким образом, кисть руки выдерживала большую нагрузку при метании копья, и это позволяло избежать ряда травм. Браслет также использовался древним человеком в качестве оберега. Его изготавливали из костей и зубов животных, дерева, верёвок, камня и пр. Первобытные люди наделяли браслет мистическими свойствами, использовали в ритуалах, отгоняя с его помощью злых духов.

С развитием металлургии появились украшения из меди, затем из бронзы, а у высших сословий из золота и серебра. Цари и жрецы могли носить по одному или по несколько узких и широких браслетов на запястье и предплечье, а египтяне украшали также щиколотки. Именные браслеты у воинов являлись символами мужества, чести и отваги. На Востоке звенящие браслеты издавна были непременным атрибутом танцев. В Древней Руси браслеты называли «зарукавья» и «обруча», их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки, а застежки отделывали эмалями. Рисунок и цвет браслета, как правило, сочетался со всем ансамблем одежды и подчеркивал принадлежность обладателя к власти.

Шейные украшения — самые древние из найденных имеют возраст более 100 тыс. лет и некогда представляли собой нанизанные на шнурок раковины морских моллюсков. Первые из шейных украшений — кулоны и подвески, их делали из зубов животных или камней и носили как амулеты, наделяя магическими свойствами. И, чем больше было амулетов, тем более защищённым чувствовал себя их первобытный владелец, тем больше счастья и удачи ему «светило». Так появились бусы и ожерелья. Как только люди научились обрабатывать металл (ок. 8 тыс. лет назад), появились бронзовые украшения в виде обручей из толстой проволоки-жгута без зестёжки, со сближенными или заходящими друг за друга концами. Их носили в разных странах либо женщины, либо мужчины, либо те и другие. К этому времени разные виды шейных украшений уже обрели определенный смысл, и их роль полностью сформировалась. У древних египтян украшения на шею были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама их форма — круг — олицетворялась с солнечным диском бога Ра. Широкие нагрудные украшения, получившие название «пектораль» (от лат. pectus — грудь) с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Ценность украшения всегда определялась его редкостью и трудностью изготовления. Пекторали были не только у египтян. В 1971 году в Украине была найдена золотая пектораль IV века до н. э., принадлежавшая скифскому царю. Уникальность этой находки не только в её древности, но и в потрясающем мастерстве, с которым она сделана: на ее полукруглой серповидной поверхности фигурки животных и людей в разных позах образуют чудесный ажурный рисунок, они отлиты из золота с невероятной точностью и художественным вкусом.

На Руси получили распространение в основном бусы и ожерелья (от общеславянского gerlo в значении «горло»), которые делали из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшали драгоценными камнями в высоких коронках и жемчугом. Перед рождением ребенка на семейном совете решалось какие украшения и из какого камня ему носить. Когда ребенок рождался, на него надевали нитку с бусами или бисером. По мере взросления украшений у человека становилось больше, и их количество говорило о благополучии и положении в обществе. Одним из популярнейших материалов для изготовления шейных украшений было стекло, которое ценилось наравне с ювелирными камнями, поэтому часто можно увидеть его в одном украшении с сапфирами и изумрудами. Самая старая стеклянная бусина найдена в районе Фив в Египте, ей около пяти с половиной тысяч лет. С появлением различных техник обработки, стекло стало чрезвычайно распространено и из Египта попало в другие страны. Римские стеклодувы делали каждую бусину из нескольких пучков стекла разного цвета, создавая сложный узор, надпись и даже портрет.

Брошь — украшение, которое за свою историю изменилось более других. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка – у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений, потом, заменившие их, изогнутые острые кости первыми выполняли эту функцию. Самые ранние из известных броши-фибулы (с лат. fibula — «шпилька, застёжка») из металла найдены в Центральной Европе и датируются бронзовым веком (XXXV-XI вв. до н. э.). Они были похожи по своему устройству и внешнему виду на современные булавки и имели исключительно функциональное назначение. Аналоги брошей булавки-иглы, оканчивающиеся металлическим шариком (часто с инкрустацией драгоценными камнями или стеклом), были в ходу у древних египтян. В Древней Греции и Риме фибулы получили широчайшее распространение, так как одеждой служил чаще всего просто прямоугольный кусок ткани, который складывался пополам и закреплялся на плечах. Женщины носили фибулы как на верхней, так и на «нижней» одежде, мужчины же только на верхней, закалывая ими ткань на одном плече. Скандинавские и кельтские древние броши отличались тем, что состояли из двух отдельных предметов. Дужка в форме полумесяца или круга удерживала иглу, которой прокалывали ткань или шкуру.

С течением времени украшения видоизменялись. Постепенно эстетическая функция вытесняла магическую. Рассказ о долгой и увлекательной истории украшений продолжится в последующих статьях.

Алтайский браслет

Самое давнее украшение, найденное на территории современной России. Археологи обнаружили в Алтайском крае браслет из камня рядом с человеческими останками. Его возраст оценили в 40 000 лет. Но удивляет не столько старина этого аксессуара, сколько способ обработки. Оказалось, что для изготовления браслета использовалась технология, ранее считавшаяся недоступной для людей эпохи палеолита. Древним людям удалось сгладить все неровности и придать камню гладкую и слегка шероховатую поверхность. Каким образом они смогли это сделать, не располагая продвинутыми инструментами для обработки камня, остается только догадываться.

Некоторые археологи даже предполагали, что автор этих предметов был нашим современником, однако эту мысль быстро опровергли, проведя анализ материала.

Что считается винтажной бижутерией

Разберемся с терминологией. По-настоящему древние украшения хранятся ожидаемо в музеях и частных коллекциях очень и очень небедных людей. На долю простых смертных остаются преимущественно винтажные и антикварные украшения не слишком почтенного возраста.

Винтажными принято считать украшения, изготовленные не менее 20-30 лет назад и несущие приметы соответствующей эпохи. То есть, женщина элегантного возраста вполне может располагать собственной коллекцией интересной бижутерии, приобретенной в юности.

Если украшению стукнуло полвека, то его уже относят к антиквариату. А вот в США и Канаде отношение к этому термину куда более избирательное. Антикварными там считаются предметы, изготовленные не позже начала позапрошлого века, то есть, почти 200 лет тому назад!

Антикварные украшения способны погрузить нас в соответствующую эпоху с присущим ей стилем: ампир, ар-деко, модерн, барокко, классицизм и так далее. Эти стили с успехом обыгрываются и современными дизайнерами, но особенно ценятся украшения с историей.

От винтажных и антикварных следует отличать раритетные украшения. Это самые редкие экземпляры, выпущенные в лимитированной серии или вовсе единственные в своем роде. Причем необязательно очень уж старинные!

Прослеживая путь бижутерии от винтажа до наших дней, можно заметить несколько тенденций:

  • Старинные украшения, в большинстве своем, более качественные и долговечные по сравнению с современными (особенно если речь идет о бижутерии, изготовленной производственным способом). Рассмотрите бабушкину позолоченную брошку: скорее всего она великолепно сохранилась для столь почтенного возраста.
  • Современные материалы для изготовления бижутерии более разнообразны. Еще бы: ювелирная эпоксидная смола, полимерная глина, фоамиран – это все очень молодые материалы. А самодеятельные мастера творят красоту буквально из всего на свете!
  • Винтажные украшения обычно более замысловаты по дизайну. Лет этак 50 назад минималистический стиль был революционным новаторством. Большинство модниц все же предпочитало более утонченную бижутерию: с филигранью, игрой эмалей, интересными комбинациями камешков и так далее.
  • В антикварных украшениях явно прослеживается подражание ювелирным изделиям. В те времена не было моды на естественные материалы (кожу, грубые нити, древесину). Поэтому бижутерия создавалась по тому же принципу, что и ювелирка, только еще более «дорого-богато».

У винтажных украшений особо ценится презентабельный внешний вид. Допускаются лишь благородные признаки возраста (например, патина, потертости, небольшие царапины и неровности). Откровенно отреставрированные украшения ценятся ниже, чем сохранившиеся в первозданном виде.

Особенно ценятся винтажные украшения известных брендов. Некоторые из них живы и поныне (Chanel, Christian Dior, Fendi, Givenchy), другие канули в Лету и известны лишь коллекционерам.

Наиболее дорогие и хорошо сохранившиеся экземпляры вносятся в специальные каталоги и продаются с аукционов за невероятные суммы. Впрочем, истинные ценители старины знают, что, побродив по блошиным рынкам европейских и американских городов, можно стать обладателем невероятного раритета за сравнительно небольшие деньги.


Серебряные серьги с эмалью и фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

От винтажной и антикварной бижутерии следует отличать современные украшения, сделанные «под старину», то есть, в техниках и материалах, популярных в соответствующую эпоху.

При условии хорошего качества, украшения «под винтаж» вполне могут использоваться при создании стильных луков. Стоят они гораздо дешевле, чем аналоги с историей, так что доступны широкому кругу модниц.

Сокровища Варны

Перемещаемся в Болгарию, а точнее в некрополь Варны. Это место всегда считалось настоящим кладезем старинных украшений, датированных 4-5 тысячелетиями до нашей эры. Одна только погребальная яма была битком забита ценными находками. Но это была уже не грубая работа неандертальцев, а плоды труда первых ювелиров старины, научившихся выплавлять драгоценные металлы. Большая часть аксессуаров из некрополя Варны была сделана из золота. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и медальоны, и серьги – такого массового скопления древних аксессуаров ученым ранее видеть еще не доводилось, поэтому находка считается одной из самых ценных для археологии.

Шанель и Симпсон

После Первой мировой почти все жесткие условности женской моды предыдущих веков ушли в прошлое. Женщины, даже состоятельные, смогли носить не только непритязательные короткие юбки и брюки, но и недорогую бижутерию, вкус к которой им прививала, в частности, Шанель, которая часто носила крупные браслеты-каффы с восьмиконечными крестами работы мастера-аристократа герцога Фулько ди Вердуры.

Уоллис Симпсон в браслете, 1936

Фото: Mary Evans / Diomedia

Экономические кризисы привели к росту цен на золото, из-за чего даже фешенебельный ювелирный дом Van Cleef & Arpels предлагал своим клиенткам браслеты из бакелита, слоновой кости и черного дерева, весьма умеренно инкрустированные золотом, эмалью, перламутром и полудрагоценными камнями.

Как только материальное положение улучшилось, ювелиры домов haute joaillerie возобновили работу с драгоценными металлами, бриллиантами и редкими цветными камнями. В 1932 году сама Шанель ненадолго изменила своему увлечению бижутерией и выпустила ювелирную коллекцию из белого золота и бриллиантов с мотивами комет и перьев.

Тон в моде на украшения в межвоенное время задавала герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон. Жена отрекшегося от престола британского короля Эдуарда VIII любила браслеты: они подчеркивали тонкость ее запястий. Уоллис носила браслеты из халцедона от опередившей свое время ювелирной дизайнерки Сюзанн Бельперрон.

Герцогиня много сделала для популяризации мотива Panthère de Cartier. Пантеру также придумала женщина — креативный директор дома Cartier Жанна Туссен, современница Симпсон. В числе прочих творений дома у герцогини Виндзорской был браслет в виде пантеры, покрытый бриллиантами. Поскольку Симпсон многие подражали, украшения с дикой кошкой стали настоящим хитом и остаются им по сей день.

Египетское ожерелье из стекла

Египтяне сделали огромный вклад в мировую культуру и религию. Эта цивилизация стояла у истоков современного общества. Особенно восхищает то, каких успехов ей удалось добиться, учитывая не самое благоприятное расположение. Ведь Египет всегда окружали пустыни.

Египетские ювелиры активно использовали драгоценные камни, золото и серебро при изготовлении украшений. Но сейчас речь идет не о них, а об ожерелье из цветного стекла, датированном 3-м тысячелетием до нашей эры. Поразительно, насколько тонкую работу провели древние мастера, отливая сложные фигуры и мини-статуэтки. Такому позавидовали бы даже современные дизайнеры, а ведь этим аксессуарам уже более 5000 лет.

Рококо и парюра

В Европе браслеты вошли (или вернулись) в аристократическую моду примерно в XVII столетии, одновременно с модой на платья с рукавами, укороченными на три четверти, или платья, вообще оставляющие руки обнаженными. В Европе эта мода появилась раньше, чем в России. В нашей стране женщины стали оголять руки при Петре I, внедрявшем западноевропейские обыкновения.

Как правило, такие наряды богатые аристократки (и позже, в середине XIX века, представительницы состоятельной буржуазии) надевали по особым случаям: на балы, вечерние приемы, ко двору. Стиль ампир, распространившийся в Европе и при русском дворе в самом конце XVIII столетия, ввел моду не только на короткие рукава платьев с высокой талией «в греческом стиле», но и на «греческие» браслеты в виде змеек, оплетающих запястье. Такое украшение, напоминающее легенду о царице Клеопатре, можно рассмотреть на портрете великой княгини Елены Павловны кисти Брюллова.

«Портрет М. И. Лопухиной», 1797

Изображение: Владимир Боровиковский

Вечерняя мода XIX — начала ХХ века подразумевала манжеты-каффы или широкие гибкие браслеты с замочком. Они были частью парюры (полного вечернего набора украшений). В парюру, кроме браслета, входили кольцо, колье, серьги и украшение для волос (тиара или диадема) единого дизайна. Для парюры использовались только золото (иногда были платиновые детали), драгоценные камни и жемчуг.

В конце позапрошлого столетия женщины (кстати, раньше, чем мужчины) начали носить на браслете часы. Вечерние часы представляют собой как раз браслет-кафф, в котором циферблат чаще всего скрыт. Настоящим прорывом для ювелирных часов стало изобретение в 1929 году часовщиками швейцарской мануфактуры Jaeger-LeCoultre механизма Calibre 101, который весил около грамма. С этого момента часы в вечерних браслетах стали практически незаметными. В 1953 году именно такую модель надела на свою свадьбу британская королева Елизавета II.

Пещера Стайня в Польше и другие находки времен позднего палеолита

Раскопки в пещере Стайня велись в период с 2006 по 2010 год, в результате чего в тот период она стала центром археологических открытий. Здесь было обнаружено множество останков неандертальцев, а также большое количество останков степно-тундровых животных. Кроме того, археологи обнаружили большое количество артефактов разных временных периодов, начиная от позднего плейстоцена (2,58 миллиона лет назад) до палеолите (11700 лет назад).

Подписывайтесь на наш Пульс Mail.ru, где вы найдете еще больше интересных материалов.

Рядом с кулоном в 2010 году ученые также нашли шило, выполненное из конской кости. Очевидно, что древние люди использовали костяной инструмент для прокалывания предметов. Примечательно, что шило датируется примерно тем же временем, что и подвеска. В настоящий момент исследования артефактов продолжаются. Как только появится новая информация о них, мы сразу о ней сообщим. Напоследок напомню, что недавно ученым также удалось выяснить из чего люди делали текстиль в эпоху неолита.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]