Химический состав
Формула алмаза
C (Углерод)
По химическому составу алмаз представляет собой кристаллографическую модификацию (разновидность) углерода и является родным братом графита. По существу как графитовый стержень простого карандаша, так и яркий бриллиант в перстне являются чистым углеродом. Различие свойств этих двух родственных минералов состоит в их внутренней структуре — расположении атомов в решетке, связанном с физико-химическими условиями образования этих минералов.
Алмаз в природе
Алмаз. Фото октаэдрического кристалла. Якутия
В природе минерал встречается в виде отдельных кристаллов и их обломков, а также в форме кристаллических агрегатов, т. е. сростков большого числа мелких кристаллов. Внешне кристаллы этого минерала весьма разнообразны. Вес кристаллов алмаза, встречающихся в природе, различен — от сотых долей до нескольких сот и даже тысяч каратов (1 карат равен 200 миллиграммам). Чаще всего попадаются мелкие кристаллы весом 0,1—0,4 карата, реже — весом в 1 карат и более и совсем редко более 10 каратов. Поэтому с древних времен находка крупного кристалла являлась большим событием, и такому камню всегда присваивалось собственное имя.
Свойства алмаза
Самые сильные кислоты не оказывают на него никакого воздействия. Очень медленно растворяется лишь в расплавах щелочей. Если для технического алмаза основными свойствами являются высокая твердость и химическая стойкость, то для ювелирного качества важнейшим признаком является особый блеск и игра цветов, Благодаря высокому показателю преломления белый луч света, падая под углом на кристалл, не проходит сквозь него, а отражается от граней и разлагается на отдельные цветные лучи. Камень как бы светится всеми цветами радуги. В сочетании с сильным блеском граней это явление создает исключительно красивую игру цветов. Под действием ультрафиолетовых, рентгеновских и катодных лучей алмаз светится синеватым, голубоватым, зеленоватым и желтым цветом. Это явление называется люминесценцией. Данной способностью иногда пользуются при извлечении кристаллов из концентрата.
Цвет различный, чистые разности бесцветны, водяно-прозрачны, иногда имеют оттенки коричневого, красного, желтого, синего и других цветов. Отличается сильным, так называемым алмазным, блеском. Твердость 10. Плотность 3,5. Спайность совершенная (по октаэдру). Излом раковистый. Прочие свойства: хрупкость, химическая стойкость; люминесцирует в ультрафиолетовых лучах голубовато-синим цветом.
Разновидности
Различают ювелирные и технические.
Диагностика
Минерал можно диагностировать по ряду признаков:
- высокая твердость
- алмазный блеск
- нерастворимость в кислотах
- люминесценция.
Спутники минерала
Гранат (пироп), оливин, диопсид.
Технологии извлечения алмаза
В настоящее время при разработке технологии добычи алмазов используют другое их характерное свойство — способность не, смачиваться водой и прилипать к некоторым жирам. На алмазодобывающих предприятиях широко распространен метод извлечения алмазов из концентратов на жировых столах. В кислороде при температуре 700° С алмаз сгорает, образуя углекислоту и небольшое количество золы. По особенностям кристаллической формы и сохранности кристаллов, степени прозрачности и густоты окраски, а также в зависимости от того, имеются ли в них включения и механические повреждения, алмазы делятся на ювелирные и технические. К ювелирным относятся прозрачные бесцветные или светлоокрашенные кристаллы без включений и механических повреждений. Такие алмазы идут на изготовление бриллиантов.
Другие значения этого слова:
- … Григорий Григорьевич (1734-1783) — московский губернатор, граф
- Александр (1871—1947) российский литературовед, академик
- Александр (1873—1948) российский дирижер
- Александр (1880—1954) украинский астроном
- Алексей (1735—1807/08) граф, генерал-аншеф, участник дворцового переворота 1762 года
- Борис (родился в 1934) российский летчик-испытатель
- Бывший советский футболист, нападающий. Мастер спорта СССР. Больше известен как спортивный телекомментатор. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат премии «ТЭФИ» 2008 года. (фамилия)
- Василий (1896—1974) российский актер
- Владимир (1895—1938) российский военачальник, флагман флота 1-го ранга
- Владимир (родился в 1936) русский писатель, роман «Альтист Данилов»
- вывел знаменитых русских рысаков
- Выдающийся советский исследователь физической природы комет
- Генерал от инфантерии, военный писатель и теоретик, пионер воздухоплавания. (фамилия)
- Генерал-майор, декабрист. (фамилия)
- Георгий (1901—85) российский архитектор
- герой Марата Башарова в фильме «72 метра»
- Герой Н. Еременко в фильме «Царская охота
- герой Н. Еременко в фильме «Царская охота»
- глава Республики Калмыкия однофамилец губернатора Архангельской области
- Город в Кировской обл
- Город в России, административный центр Орловского района Кировской области
- Государственный деятель, один из руководителей ГУЛАГа НКВД СССР, генерал-майор инженерно-технической службы. Кандидат в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2, 4, 6 созывов. (фамилия)
- Граф — фаворит Екатерины Великой
- граф — фаворит Екатерины Великой
- Граф, русский военный и государственный деятель, фаворит императрицы Екатерины II. Брат другого её фаворита Алексея Орлова. (фамилия)
- Граф, фаворит Екатерины II (1734-1783)
- Граф, фаворит императрицы Екатерины II
- граф, что развел в России рысаков
- Граф-конезаводчик
- граф-фаворит Екатерины
- Граф. Старший из братьев Орловых
- Графконезаводчик
- графский алмаз и город на Вятке
- Григорий (1734—83) граф, фаворит Екатерины II
- грод на Вятке и фаворит Екатерины
- Декабрист (1788-1842)
- Дмитрий (1892—1955) российский актер
- Егор (1865—1944) российский химик, академик
- Знаменитый бриллиант
- Иван (1861—1928) российский изобретатель
- Иерей, святой Русской православной церкви, причислен к лику святых как священноисповедник в 2000 году Священным Синодом Русской Православной Церкви. (фамилия)
- известный алмаз с графской фамилией
- Известный детский поэт и драматург. (фамилия)
- именитый алмаз Екатерины 2
- Историк, поэт, вице-президент Белорусского ПЕН-центра. Греко-католик. (фамилия)
- какой русский граф прославился конезаводством?
- Князь, российский государственный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант; главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии и шеф жандармов. (фамилия)
- Князь, участник Крымской войны, русский дипломат, посол в Брюсселе, Париже и Берлине, военный писатель и общественный деятель. (фамилия)
- Комментатор по футболу
- Летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1974)
- Личный почетный гражданин, русский железнодорожный служащий и политический деятель, активный участник монархического движения. (фамилия)
- Любовник Екатерины II
- любовник Екатерины Великой
- Михаил (1788—1842) декабрист, генерал-майор, участник войны 1812 года
- Может означать распространённую русскую фамилию, а также город в Кировской области. В списке общерусских фамилий занимает 27-е место. Орловы
- незаконный муж Екатерины Второй
- один из крупнейших русских химиков-универсалов первой половины ХХ века, автор книги, вышедшей в 1908 году — «Формальдегид, его добывание, свойства и применение»
- Один из самых известных алмазов
- Один из фаворитов Екатерины Великой
- Первая большая любовь в жизни Екатерины Великой
- продюсер программы «Радио Труба»
- Профессор в Корнелльском университете, физик, автор сотен научных публикаций, участник диссидентского движения, эмигрант из СССР. (фамилия)
- роль В. Стеклова в фильме «Разорванный круг»
- Российский архитектор, один из авторов проекта Днепрогэса (1901-1985)
- Российский астроном (1880-1958)
- Российский генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска, герой Измаильского штурма. (фамилия)
- Российский государственный деятель. Граф. Генерал-поручик. Директор Академии Наук, при Президенте Академии Наук Разумовском Кирилле Григорьевиче. Младший из братьев Орловых. (фамилия)
- Российский зоолог, палеонтолог (1893-1966)
- российский изобретатель, разработавший способы изготовления тканых кредитных билетов, однопрогонной многокрасочной печати
- Российский скульптор (1911-1971)
- российский скульптор XX в., автор статуи «Мать», памятника Юрию Долгорукому, Афанасию Никитину, композиции из фарфора «Александр Невский»
- Российский химик (1865-1944)
- Русский военный и государственный деятель, генерал-аншеф, граф, сподвижник Екатерины II, брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова. (фамилия)
- Русский военный и государственный деятель, граф, генерал-аншеф, обер-прокурор Правительствующего сената. (фамилия)
- Русский граф, фаворит Екатерины II
- Русский писатель (‘Альтист Данилов’)
- Русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката, заслуженный деятель искусств РСФСР. (фамилия)
- самый крупный в Алмазном фонде
- Сергей (1880—1958) российский астроном
- Сергей (1911—71) российский скульптор
- Сергей (1921—77) русский поэт
- сов. академик, историк русской литературы
- Сов. поэт; сов. актер
- Советский академик, историк русской литературы
- Советский актёр театра и кино, режиссёр, театральный педагог, народный артист Белорусской ССР. (фамилия)
- Советский актёр театра и кино, режиссёр, театральный педагог, профессор. Лауреат сталинской премии, народный артист СССР. (фамилия)
- Советский военачальник, комдив. (фамилия)
- Советский военно-морской деятель, командующий Морскими силами Чёрного моря, начальник Морских сил РККА, флагман флота 1-го ранга. (фамилия)
- Советский государственный деятель, последний министр финансов СССР. (фамилия)
- Советский и российский ученый-экономист. Народный депутат СССР. Доктор экономических наук, профессор. (фамилия)
- Советский литературовед. Лауреат Сталинской премии третьей степени. (фамилия)
- Советский партийный и государственный деятель, Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР. (фамилия)
- Советский поэт; советский актер
- Советский разведчик, майор госбезопасности. Нелегальный резидент во Франции, Австрии, Италии, резидент НКВД и советник республиканского правительства по безопасности в Испании. (фамилия)
- Супербриллиант
- Украинский астроном (1880-1954)
- Фаворит Екатерины
- Фаворит Екатерины Великой
- Фаворит Екатерины Второй
- фаворит Екатерины и город на Вятке
История добычи в мире
Первой страной, где начали добывать алмазы, была Индия. В священных индийских книгах — «Ведах» алмаз упоминается за несколько тысячелетий до нашей эры. Алмазоносный район распространялся на большую площадь нагорной части Индии, называемой Декан, простирающийся от реки Пеннер в штате Мадрас в северном направлении до рек Сон и Кен, впадающих в о. Ганг в провинции Прадеш. Самые крупные индийские алмазы «Кохинур», «Орлов» и другие найдены в богатых копях Голконда, располагавшихся в нижнем течении реки Кистна, в районе города Эллура.
Добыча в Индии
Долгое время способы добычи алмазов в Индии были покрыты глубокой тайной. Владельцы камней специально облекли таинственностью алмаз, чтобы поднять на него цену. Поэтому в индийской литературе правда настолько перемешалась с вымыслом, что невозможно было отделить их друг от Друга. А. Е. Ферсман в книге «Очерки по истории камня» приводит одну такую легенду, имеющуюся в рассказах Аристотеля о драгоценных камнях. Алмазы в Индии и на Цейлоне находили в таких глубоких долинах, что дна их не было видно. Когда Александр Македонский Во время похода в Индию встретил такую долину, он пожелал получить алмазы. Однако никто из людей не отважился спуститься в пропасть, где водились ядовитые змеи. По совету сопровождавших его мудрецов, Александр приказал бросать на дно пропасти куски сырого мяса. Летевшие за войском хищные птицы, спускаясь за мясом, поднимали приставшие к нему алмазы. Добываемые таким путем алмазы: бывали величиной с чечевицу, иногда с пол горошины. Эта легенда встречается в литературных источниках Индии в разных вариантах. Рассказы о добыче алмазов из недоступной пропасти с помощью птиц были широко распространены в древней литературе. Они имеются у Эпифания Кипрского, в армянском сборнике о камнях, в русском «Азбуковнике», у Марко Поло и других. Эти легенды остроумно высмеял еще в начале нашей эры выдающийся узбекский естествоиспытатель Бируни (973—1048 гг.). Вот что он писал в своей книге «Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия)»: «Об алмазных копях и о том, как находят алмазы, рассказывается много небылиц. Так, в числе прозвищ алмаза есть и имя «Орлиный камень»; и оно ему дано, как говорят, потому, что искатели алмазов покрывают гнездо с птенцами орла стеклом, а орел, видя его и не будучи в состоянии проникнуть в гнездо, улетает, приносит алмаз и кладет его на стекло. Когда алмазов соберется много, искатели забирают их и убирают стекло, для того чтобы орел подумал, что он добился успеха тем, что сделал; через некоторое время они опять кладут стекло на гнездо и орел снова приносит алмазы… рассказ в целом — глупость, вздор и выдумка. Таким же вздорным является утверждение, что все существующие сейчас алмазы — это те, которые добыл Зу-л-Карнайн из долины (алмазов). Там находились змеи, от взгляда на которых люди умирали. И вот он приказал впереди нести зеркало, позади которого и прятались те, которые несли его. Когда змеи увидели себя (в зеркале), они тут же и околели. Но ведь и до того одна змея видела другую и не умирала, а ведь самому телу была бы более свойственна способность убивать, чем его отражению в зеркале. Если же то, что они говорят, касается только людей, то почему же должна умирать змея, увидев себя в зеркале? И, наконец, если люди узнали то, что придумал Зу-л-Карнайн, то что же мешает им повторить его . дело после него? Есть и такие люди, которые утверждают, рассказывая об алмазах, что они находятся в пропасти, куда ни для кого нет ни прохода, ни спуска, и что промышляющие ими люди разрезают на части тело животного и бросают туда куски свежего мяса, которые падают на алмазы, и они прилипают к ним. А там летают орлы и грифы, которые знают эти места и привыкли к таким действиям людей, перестали бояться их и к ним приручились. Они хватают мясо и несут его на край ущелья, где начинают его пожирать, стряхивая с него все то, что к нему пристало… Затем приходят люди и подбирают то, что может упасть там из алмазов. Поэтому и называют «Орлиный камень». И нет конца этим бредням». Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей. Распространению всевозможных легенд способствовали сами владельцы алмазов, так как облечение камня таинственностью, небылицы о трудностях его добычи помогали устанавливать высокие цены. Между тем добыча алмазов производилась довольно простым и всем доступным способом. Бируни указывает, что алмазный песок промывался так же, как золотоносный; песок смывался с конического лотка, а алмаз оседал внизу. В Индии, как правило, добывались только высококачественные крупные камни, которые можно было в естественном виде после шлифования граней использовать как украшения. Непригодные для этой цели алмазы выбрасывались в отвалы. Здесь уже в древности существовала кастовая классификация. Белые кристаллы относились к высшей касте «брахманов», с красноватым оттенком — к «кшатриям», зеленоватые — к «войшье», серые — к «шудрам». Самую высокую Ценность имели «брахманы», самую низкую — «шудры». Это была первая попытка классифицировать по цвету. Вплоть до X века нашей эры Индия была единственным в мире поставщиком алмазов. В VI—X веках нашей эры индийские эмигранты проникли на остров Борнео (Калимантан) и открыли здесь богатые алмазоносные россыпи в бассейне рек Ландак, Сикоям и Саравак, впадающих в р. Капуас на западе острова. В конце XVII века минералы были открыты на полуострове Тана-Ляут (в бассейне р. Мартапура и ее притоков Риам-Кива, Риам-Канан и Банджо-Иранг), около города Банджермаски (на юго-востоке острова). Остров Борнео совместно с Индией до середины XVIII века являлись основными поставщиками и только они снабжали мировой рынок алмазами.
Добыча в Бразилии
В 1695 г. в Бразилии в штате Минас-Жераис старатель Антоний Родриго Ардао при промывке золота в Теджуко (ныне Диамантина) обнаружил первые алмазы. Но тогда по незнанию им не придали особого значения, и найденные кристаллы использовались в качестве марок при игре. Так продолжалось почти 30 лет. В 1725 г. Бернардо да-Францеско Лабо первым заявил об открытии алмазов. Специалисты Лиссабона подтвердили, что найденные камни действительно являются алмазами. В Бразилии началась алмазная лихорадка. Старатели — одиночки и группы предприимчивых людей кинулись на поиски и добычу алмазов, Последних было добыто так много, что уже в 1727 г., т. е. спустя два года после заявки Лабо, цена на алмазы резко упала. Для того чтобы сохранить на мировом рынке высокие цены, алмазоторговцы прибегали к всевозможным ухищрениям. Голландские торговцы, например, контролировавшие поставки алмазов из Индии, заявили, что в Бразилии вообще не открыто никаких алмазов и что, якобы, так называемые «бразильские» алмазы есть не что иное, как низкосортные алмазы Гоа, завезенные в Бразилию, откуда их вывозили в Европу под видом индийских. В 70-х годах XVIII века алмазы были обнаружены в штатах Гояс и Мату-Гросу. Добыча их еще более возросла. Если с 1730 по 1740 г. было добыто 200 000 каратов, то с 1741 по 1771 г. уже 1 666 569 каратов. Падение цен на алмазы было приостановлено португальским правительством, которое ввело высокие налоги и поставило такие обременительные условия, что разработка алмазов в Бразилии прекратилась. В 1772 г. добыча алмазов была объявлена государственной монополией. В 1822 г. Бразилия освободилась от португальского владычества и стала самостоятельным государством. Правительство страны вновь разрешило частным лицам добывать алмазы. В 1844 г. алмазная промышленность Бразилии получила новый толчок в связи с открытием алмазов в штате Байя. Именно здесь был впервые найден черный алмаз — карбонадо. Полтора столетия Бразилия была основным поставщиком камней на мировой рынок, но затем слава ее померкла в связи с открытием богатейших южноафриканских месторождений.
Добыча в Австралии
В 1851 г. при промывке золотых и оловянных россыпей были обнаружены в Австралии. Но промышленными оказались лишь россыпи Нового Южного Уэльса, открытые в 1859—1867 гг., где в отдельные годы добывалось до 4000 каратов. Рост добычи происходил до 1915 г., когда было получено 186 963 карата, после этого добыча их резко упала из-за истощения россыпей; теперь там добывается немногим более 200 каратов в год.
Судьба «Алмаза»
Прошло почти сорок лет с того момента, когда в пилотируемом режиме была введена в эксплуатацию советская военная орбитальная станция «Алмаз». Правда, сразу нужно отметить, что то, что запущенная в космос станция является «Алмазом», равно как и о том, для чего она в действительности предназначена, общественность узнала значительно позже. А тогда, в 1974 году, было сделано официальное заявление о запуске орбитальной станции под названием «Салют-3», на которой советские космонавты занимались проведением исследований и экспериментов исключительно в мирных целях.
Ученые давно мечтали о том времени, когда станет возможным устраивать на орбите вокруг планеты целые космические поселения. Одним из первых ученых, который детально описал не столько космическую станцию, сколько условия жизни на этой станции, был К.Циолковский.
Еще в 1923 году немецкий ученый Оберт Герман опубликовал свою статью под названием «Ракета в планетарном космосе». В этой работе впервые высказывались предложения относительно создания пилотируемой космической станции для проведения наблюдений за Землей и метеорологическими изменениями, использования ее в качестве спутника связи, заправочной станции для космических кораблей. Ученый был уверен в необходимости создания на борту станции искусственной гравитации, чтобы экипаж мог нормально работать.
Через пять лет после появления работы Германа, в 1928 году, в одном из немецких изданий появилось большое количество статей, которые были посвящены орбитальным станциям. Автором всех этих работ был Гвидо фон Пирке. В отличие от работы Германа. В этих статьях не было ни одного предложения относительно конструкции самой станции, зато в них был представлен серьезный анализ необходимых характеристик, которыми должен обладать космический корабль, чтобы совершить успешный полет к планетам и на околоземную орбиту.
В 1928 году появилась даже целая книга, полностью посвященная орбитальным станциям. Автором ее был капитан австрийской армии Поточник, который взял себе псевдоним Герман Нордунг. Автор был уверен в том, станция должна иметь в своей структуре три отсека (жилой отсек, обсерватория и энергоустановка), соединенных между собой при помощи воздушных шлангов и электрических кабелей. В книге также предлагалось выводить космическую лабораторию на орбиту с периодом обращения, равным 24 часа.
К слову сказать, в большинстве книг, посвященных космическим полетам, которые появлялись в 30-е годы, упоминались космические станции. Но вместе с тем, большинство авторов было уверено в том, что появление станций станет возможным лишь в том случае, если человек сумеет выйти за пределы атмосферы. Поэтому им уделялось немного внимания, основная же проблема заключалась в способах преодоления земного притяжения.
Затем началась Вторая Мировая война, которая заставила ученых на долгих шесть лет отказаться от орбитальных станций. И в этот период времени упоминания о них можно было встретить лишь в фантастических книгах. Именно благодаря этому после войны специалисты вернулись к идее создания орбитальной станции. А реальные черты эти идеи начали приобретать с наступлением космической эры.
В Советском Союзе одной из первых разработок в данной сфере была программа создания пилотируемой орбитальной станции под названием «Алмаз», концепция которой была сформулирована в начале октября 1964 года в ходе совещания руководства предприятия Генеральным конструктором ОКБ-52 Владимиром Челомеем. Предполагалось, что станция будет решать оборонные, научные и народнохозяйственные задачи. Однако в первую очередь конструктор усматривал в ней достаточно мощное средство для проведения оперативной космической разведки.
27 октября 1965 года появился приказ министра общего машиностроения Советского Союза. Тогда же были начаты и работы по созданию системы. Проект станции в эскизном варианте был завершен в 1966 году. Тогда же Министерство обороны выбрало «Алмаз» для реализации как разведывательной системы. А Постановление Совета Министров и ЦК КПСС от 14 августа 1967 года определило сроки разработок и тактико-технический расчет.
Изначально было запланировано запускать станцию вместе с возвращаемым аппаратом для экипажа. Подобное решение имело большое преимущество, потому как работы на борту можно было начать незамедлительно. Но очень скоро стало очевидно, что подобный вариант имеет и очень весомый недостаток – наличие в составе станции тяжелого аппарата значительно снижало вес разведывательного оборудования, которое было необходимо для проведения исследований.
Поэтому в конечном итоге финальный эскизный проект «Алмаза» состоял из базового блока без возвращаемого аппарата, а также транспортного корабля снабжения, который был оснащен этим аппаратом. Проект был утвержден в 1967 году Межведомственной комиссией.
Необходимо отметить, что вся аппаратура, которую разрабатывали для комплекса, была самой сложной и передовой в то время. Так, к примеру, в качестве основного средства наблюдения планировалось сделать уникальный фотоаппарат, с диаметром зеркал порядка 2 метров и фокусным расстоянием около 10 метров.
Предполагалось, что «Алмаз» будет работать в пилотируемом режиме. А экипаж будет меняться каждые три месяца. Три космонавта работали поэтапно. На первом этапе один из космонавтов работал с фотоаппаратом, другой – занимался тренировками на тренажерах, а третий – отдыхал. Пересменка проводилась каждые 8 часов. Помимо этого, транспортный корабль снабжения должен был доставлять на станцию необходимые расходные материалы, в частности, продукты питания, воду, фотопленку. Пока корабль был еще в процессе изготовления, эти функции планировалось возложить на корабль «Союз».
Занимаясь разработками своей станции, советские специалисты были хорошо осведомлены о том, что в Соединенных Штатах Америки в этот же период времени занимались созданием спутников-перехватчиков и спутников-инспекторов. Поэтому разработчики «Алмаза» стали задумываться о необходимости создания защиты от вражеских нападений. Станция была оснащена авиационной пушкой Нудельмана-Рихтера ПР-23, дальность стрельбы которой составляла около 3 километров, а скорострельность – порядка 950 выстрелов за минуту. При этом в космосе отдача при стрельбе компенсировалась благодаря включению двигателей жесткой ориентации или маршевых двигателей. Данная пушка была исключительно оборонным средством, и использовать ее в качестве оружия для нападения на космические станции и корабли противника никто не планировал. К тому же, сделать это было очень непросто. Поэтому в документах осталось лишь одно упоминание о реальном испытании пушки. Это произошло в конце января 1975 года, когда на борту станции «Алмаз-2» («Салют-3») были завершены работы по всем программам. Тогда был дан единственный залп.
Но это потом, ведь на конец 60-х годов о полете «Салюта-3» даже не мечтали. Тогда основными были несколько другие вопросы. На начало 1970 года были изготовлены два летных и восемь стендовых блоков станции, а кроме того активно велась отработка бортовых систем. Были начаты и тренировки космонавтов для «Алмаза», которые проводились в Центре подготовки космонавтов.
Первая группа космонавтов для станции была сформирована еще в 1966 году. В ее состав вошли Л.Демин, Л.Воробьев, В.Лазарев и А.Матинченко. Во главе группы стал советский летчик-космонавт П.Беляев, который к тому времени уже побывал в космосе на «Восходе-2». Однако, поскольку на тот период времени «Алмаз» существовал лишь на бумаге, то подготовка была теоретической.
В 1968 году в группу космонавтов для «Алмаза» были зачислены также В.Рождественский, В.Преображенский, А.Федоров, В.Щеглов, Е.Хлудеев и О.Яковлев, а в конце того же года в группу вошли Г.Добровольский и В.Жолобов. В следующем году состав группы пополнили В.Исаков, С.Гайдуков, В.Козельский. Руководителем центра подготовки космонавтов стал П.Попович. В 1970 году его на посту сменил Г.Шонин, а в «алмазную» группу были переведены В.Алексеев, Ю.Глазков, М.Бурдаев, В.Зудов, А.Петрушенко, М.Лисун, Г.Сарафанов, Н.Порваткин, ЭСтепанов.
Таким образом, на начало 1971 года «алмазная» группа стала наиболее многочисленной в центре военных космонавтов за весь период его существования. Это является свидетельством тому, сколь огромное значение придавалось этой сверхсекретной военной программе. В дальнейшем в составе экипажей происходили постоянные изменения, поэтому рассказать обо всех них нет никакой возможности.
Что же касается непосредственно создания самого комплекса, то оно проводилось в непростых условиях. Именно поэтому среди основных вопросов, которые волновали военных, была проблема оперативной доставки на Землю разведданных. Для подобных целей использовать транспортный корабль было не очень удобно, потому как сроки их посадок нечасто совпадали с военными потребностями.
Для решения данной проблемы была начата разработка «капсул спуска информации», которые, как считало большинство специалистов, могли стать именно тем объектом, ради которого и строилась вся станция. Экипаж должен был снарядить капсулу пленкой, и отстрелить ее через пусковую камеру в нужный момент. Обработка пленки проводилась уже в земных условиях.
На первый взгляд все выглядело так, словно в проекте «Алмаз» было предусмотрено все: приемлемые условия работы, мощная разведаппаратура, и средство оперативной доставки информации. Более того, ракета, которая должна была вывести станцию в космос, давно была готова и успешно летала.
Но в 1970 году, в то время, когда «Алмаз» был уже практически готов, некоторые работы по комплексу были переданы в РКК «Энергия» (в то время – ЦКБЭМ). Это предприятие в спешном порядке занималось созданием долговременной орбитальной станции, которая под названием «Салют» открыла эпоху орбитальных станций. А работы по «Алмазу» остановились. Именно по этой причине дальнейшая судьба комплекса была не очень благоприятной. Тем не менее, в 1973 году первая орбитальная станция «Алмаз» была готова. Ее доставили на Байконур. А чтобы вероятные противники (читать – американцы) не догадались о том, каково истинное предназначение аппарата, ему было принято решение присвоить имя «Салют-2».
Изначально было запланировано, что экипаж будет отправлен в космос через десять суток после полета станции. Однако перед самым началом запуска из «Энергии» пришло срочное сообщение о том, что старт откладывается по техническим причинам. В чем именно заключались эти причины, неизвестно до сих пор. Поскольку ракетоноситель уже был заправлен топливом, руководство приняло решение запуск не откладывать, а вместо этого продлить длительность автономного полета станции. Таким образом, 3 апреля 1973 года орбитальную станцию «Алмаз», которую назвали «Салютом-2», вывели на орбиту. На протяжении двух недель она успешно находилась в космосе, но в ночь на 15 апреля произошла разгерметизация отсеков, а вскоре перестали поступать телеметрические данные. Сам аппарат стал быстро терять высоту. Существуют предположения, что разгерметизация произошла в результате столкновения станции с обломками космического мусора, который возник по причине взрыва остатков топлива в третьей ступени ракеты-носителя «Протон-К», при помощи которой станция и была доставлена на орбиту. Понятное дело, в сложившейся ситуации старт экипажа был отменен. А в конце апреля станция вообще сгорела в плотных слоях атмосферы. Поэтому экипаж, который готовился к полету на «Салют-2», начал подготовку к полету на «Салют-3».
Под именем третьего «Салюта» была запущена первая эксплуатационная модель военной станции «Алмаз». Произошло это 25 июня 1974 года. А уже 4 июля первый экипаж в составе Ю.Артюхина и П.Поповича прибыл на борт. На протяжении двух недель они работали на борту «Алмаза», после чего вернулись на Землю. Полет прошел относительно хорошо. Второй экипаж в составе Г.Сарафанова и Л.Демина стартовал 15 июля на борту «Союза-15». Они должны были также состыковаться с военной станцией и на протяжении 25 дней работать на ее борту. Однако в этот раз все пошло не так. Когда на вторые сутки был начат этап дальнего сближения, космонавты поняли, что двигательная установка работает с большими сбоями: вместо разгона – торможение и наоборот. Никакие попытки исправить неполадки двигателя не приносили результатов. К тому же запас топлива был на исходе. Поэтому космонавты приняли решение о начале переговоров с Землей, в итоге они получили приказ готовиться к посадке. Но и дальше события развивались неблагоприятно. Когда тормозной двигатель уже был готов к включению, произошла раскрутка гироскопов. Контроль космонавты вели по бортовому секундомеру и амперметру, как вдруг амперметр начал зашкаливать. Люди хорошо осознавали, что с посадкой может ничего не получиться, но решили рискнуть. Им повезло: двигатель сумел столкнуть с орбиты корабль. И даже гроза во время посадки показалась космонавтам настоящей мелочью. В итоге после посадки был проведен разбор полетов. Понятно, что виноватыми сделали членов экипажа, хотя в действительности они сами стали жертвами обстоятельств. После неудачи эксплуатация корабля «Салют-3» в пилотируемом режиме была прекращена, а полет на «Союзе-16» В.Жолобова и Б.Волынова отменили.
Запуск нового «Алмаза» состоялся 22 июня 1976 года. На этот раз он носил название «Салют-5». На борту корабля работало сразу два экипажа: «Союза-21» В.Жолобов и Б.Волынов и «Союза-24» Ю.Глазков и В.Горбатко. Однако, как и в предыдущий раз, работа на борту корабля не обошлась без проблем.
Корабль «Союз-21» вышел на старт 6 июля 1976 года. Предполагалось, что он пробудет в космосе 60 дней. Более того, военные хотели увеличить длительность полета до 90 дней, но сделать это было невозможно по объективным причинам. Полет корабля был разведывательным, поэтому в задачи космонавтов входила регулярная замена пленки в фотоаппарате и ее проявка. На протяжении первого месяца работы все было нормально, если не принимать во внимание неприятного запаха в отделениях станции. Космонавты были уверены в том, что причина его кроется в попадании в атмосферу паров ядовитого топлива, а также в материале внутренней обшивки корабля. Кроме того, это никак не сказывалось на повседневной работе. Однако в скором времени начались неприятности. На 42-е сутки неожиданно прозвучал тревожный сигнал, отключился свет и большинство бортовых приборов. Космонавты не понимали, что происходит, и насколько это может быть серьезным. Ситуация ухудшалась с каждой минутой. Перестала работать система регенерации воздуха, и запасов кислорода оставалось все меньше. Несмотря на это, членам экипажа удалось привести корабль в норму.
Но авария не могла пройти бесследно. Жолобова начали мучить головные боли и бессонница. Ни один лекарственный препарат, который был в бортовой аптечке, не помогал. С каждым днем космонавту становилось все хуже. На протяжении определенного периода времени о болезни Жолобова ничего не сообщали, но вскоре в одном из сеансов космонавт сам пожаловался на недомогание. Начались переговоры, в результате которых на 49-е сутки поступил приказ возвращаться.
При разборе полета было высказано много предположений относительно того, что на самом деле произошло на борту корабля. Большинство склонялось к мысли, что экипаж оказался психологически несовместимым, и что к концу второго месяца пребывания в космосе члены экипаж настолько разругались друг с другом, что некоторые даже начали задумываться об использовании оружия. Тем не менее, свалить все на человеческий фактор всегда намного легче, чем приложить усилия и обезопасить полеты.
Следующий полет «Алмаза» состоялся в октябре того же 1976 года. Экипаж в составе В.Зудова и В.Рождественского должен был провести исследования атмосферы, а также проверить исправность систем жизнеобеспечения станции. И только после этого можно было приступать к двухмесячной разведывательной работе на борту корабля. На следующие сутки после старта началось сближение станции и корабля. Все шло согласно графику, техника работала без сбоев. Но когда между объектами оставалось около двух сотен метров, произошло то, что стало большой неожиданностью и для экипажа, и для руководства на Земле: параметры движения корабля относительно станции, заложенные в программе, не совпадали с реальными значениями. Все это стало причиной ускорения процессов управления, что требовало уже незамедлительного вмешательства. Поскольку измерительная аппаратура работала неправильно, был отдан приказ отменить стыковку и готовиться вернуться. А спустя два дня корабль, сойдя с орбиты, совершил приводнение на озеро Тенгиз (к слову сказать, единственное за всю историю советской космонавтики). Космонавты на протяжении девяти часов ждали, пока их спасут из спускаемого аппарата, который сел на мель.
Далее на борту станции побывали Ю.Глазков и В.Горбатко. В последующем планировалось, что на станцию отправится еще одна экспедиция в составе А.Березового и М.Лисуна. Старт планировался на март 1977 года. Однако в силу определенных обстоятельств эксплуатация в пилотируемом режиме «Салюта-5» была прекращена, а в начале августа 1977 года станция затонула в Тихом океане.
Так закончилась история орбитальной станции под названием «Алмаз». Конечно, существовали и проекты станции второго поколения, предусмотренные постановлением Совета Министров и ЦК КПСС Советского Союза, но это уже совсем другая история.
Использованы материалы: https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/molodtsov/01/07.html https://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_56.html https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/k-r/1992/1-almaz.html https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C) https://alternathistory.org.ua/kosmicheskaya-pushka-pod-bryukhom-almaza
Добыча в России
Первое высказывание о возможности нахождения алмазов в России принадлежит основоположнику русской горной науки М. В. Ломоносову, который еще в 1763 г. писал в своем трактате «Первые основания металлургии, или рудных дел»: «По многим доказательствам заключаю, что и в северных земных недрах пространно и богато царствует натура… Сие рассуждая и представляя себе то время, когда слоны и южных земель травы на севере важивались, не можем сомневаться, что могли произойти и алмазы, яхонты и другие дорогие камни, а могут отыскиваться, как недавно серебро и золото, коего предки наши не знали». Позднее, в 1823 г., известный естествоиспытатель XIX века А. Гумбольдт отметил сходство геологии россыпей Урала и Бразилии, где в россыпных месторождениях алмазы встречаются вместе с золотом и платиной. По мнению этого ученого, алмазы на Урале должны были быть открыты в скором времени. В 1828 г. на приеме при русском дворе Гумбольдт заявил, что он не возвратится из своего путешествия по Уралу без «первого русского алмаза». 5 июля 1829 г. на Урале в районе Крестовоздвиженской золотой россыпи 14-летний Павел Попов нашел первый кристалл алмаза, который весил полкарата. Через три дня был найден второй кристалл весом 2/3 карата, а через несколько дней — третий весом 1/г карата. В последующие годы они были обнаружены и в других местах Урала: на восточном склоне (1831 г.), на р. Кушайке — левый приток р. Салды (1838 г.); на Успенском прииске в Верхнеуральском уезде (1839 г.); по р. Серебряной (1876 г.). Следующая находка алмаза относится к 1884 г. на россыпи по р. Журавлик — притоку р. Ис, в 1891 г. в россыпи р. М. Сап, вблизи села Аятского. В 1892 г. они были найдены на золотоносных россыпях Южного Урала. Один алмаз был найден вблизи села Кочкарь, другой — на Викторовском прииске по р. Каменке. Два алмаза в 1895 г. нашли по р. Положихе, близ деревни Колтыши. Имеются упоминания о находке двух алмазов по р. Бобровке в Нижне-Тагильском районе. На Крестовоздвиженских золотых промыслах, где был найден первый алмаз, за период с 1829 по 1858 г. был найден 131 кристалл общим весом 59,5 карата. А всего на Урале с 1829 по 1920 г. найдено 239 алмазов общим весом 79,242 карата. Наибольший из найденных камней весил около 3 каратов. Почти все кристаллы были найдены случайно старателями при промывке золотосодержащих песков. Спеальных поисков на алмазы проводилось очень мало. Имеются сведения о таких поисках только в Адольфовком логу (Урал). Владельцы золотых приисков и управление казенных заводов пытались организовать ски. Так, в 1828 г. по казенным заводам был широко опубликован «высочайший указ», который гласил: «Для поощрения к отысканию алмазов учредить приличные денежные награды тем, которые будут находить сие драгоценное ископаемое в округах казенных заводов». В 1888 и 1895 гг. на Крестовоздвиженских приисках были организованы специальные выставки кристаллов алмаза с целью ознакомления старателей с внешними особенностями этого драгоценного камня. В 1898 г. бывшим владельцем Крестовоздвиженских приисков П. Шуваловым был приглашен французский инженер Б. Бутан, пытавшийся внедрить здесь методы поисков, применяемые на россыпях Южной Африки, а также систематическую расшурфовку россыпи, отсадку промы-того материала и разборку концентрата на столах. Позднее, в 1902—1903 гг., на Адольфовских и Крестовоздвиженских россыпях еще раз проводились разведки на алмазы с рудоразборкой промытого материала. Однако положительных результатов проведенные работы не дали. В других районах нашей страны единичные находки алмазов были известны в Енисейской тайге (по р. Мельничной и Точильному ключу) и на Кольском полуострове (по р. Паз). В 1936 г. были получены указания на алмазоносность Восточного Саяна, где микроскопические осколки алмаза фиксировались в коренной породе— в углеродистом перидотите, но позднее не подтвердились. По литературным данным, за период с 1829 по 1937 г. в России найдено 270—300 кристаллов, причем 250 кристаллов были обнаружены на западном склоне среднего Урала. Однако промышленных месторождений алмазов ни в одном районе не нашли. Причины этой неудачи, очевидно, заключаются в том, что геологические, поисковые и разведочные работы проводились в небольших объемах; достоверно не были известны коренные источники алмазных россыпей, а взгляды ученых по вопросу о происхождении алмазов в коренных месторождениях были самые различные, отсутствовали достаточно надежные методы поисков, разведки, опробования и выявления алмазов в разведочных пробах. Новый период в истории изучения алмазов в нашей стране начался с 1938 г. С этого времени проводятся поисковые и разведочные работы на алмазы в широких масштабах. Для этих целей были привлечены многие геологические организации и научно-исследовательские институты страны. Ряд институтов приступил к разработке методики и технологии обогащения алмазоносных пород. В результате поисковых работ, проведенных в 1938—1939 гг., был открыт ряд алмазоносных россыпей на среднем Урале, в нижнем и среднем течении р. Койвы и в среднем течении р. Вижай. Промышленная добыча алмазов в СССР началась с 1941 г. В результате геологопоисковых и разведочных работ в 1941—1945 гг. был выявлен ряд новых месторождений на среднем Урале. Однако все они отличались низким содержанием алмазов и небольшими запасами. Поэтому возникла необходимость усилить геолого-поисковые работы на Урале с целью поисков более богатых месторождений, организовать научные и геологопоисковые работы в новых районах страны. Для выполнения этих задач были значительно расширены поисково-разведочные работы на Урале и организованы поиски алмазов в Енисейском кряже, в Восточном Саяне, в бассейне рек Ангары и Подкаменной Тунгуски, на Кольском полуострове, на Дальнем Востоке, в Восточной и Западной Сибири и на Северном Кавказе. Одно¬временно на Урале развивалась добыча алмазов, для чего строились новые предприятия, разрабатывались и совершенствовались более производительные способы извлечения. Однако указанные темпы развития геологоразведочных и эксплуатационных работ оказались недостаточными для резкого увеличения добычи. Первые сведения о находках алмазов в бассейне р. Вилюй в Якутии сообщил якутский краевед геолог — самоучка Петр Хрисанфович Староватов. В своей статье «Минеральные богатства бассейна реки Вилюй». До революции двух очень ценных камней на реках Чоне и Кемпендяе. Один старатель мыл золото на Чо- не. На мелком месте он увидел камень, игра которого на солнце привлекла его внимание. Приехавший из г. Олекминска скупщик золота выменял у него этот ка¬мень за полтора фунта табака. На другой год скупщик опять приехал на то же место и стал расспрашивать про старателя, у которого купил камень. Старателя здесь уже не было. Скупщика спросили: «Зачем ищешь этого старателя?» «Больно дорого продал полученный у него камень, хочу добавить», — был ответ… Второй случай произошел на Кемпендяйском курорте с неким Исаевым, который выгодно выменял один камень на очень ценные в то время товары. В этой статье Староватов не называет «ценные камни» алмазами, но, по-видимому, это были они. По данным якутского краеведа Модеста Кротова, изучавшего архив Староватова, известно, что в сентябре 1939 г. Центральные геологоразведочные организации уже получили от Староватова конкретные сведения о находках алмазов в бассейне р. Вилюй; эти сведения основаны не на устных рассказах очевидцев, а на собственных находках Староватова. О деятельности Староватова в литературе о якутских алмазах до сих пор ничего не упоминалось. Впервые о нем упомянул доктор технических наук Н. В. Черский в своей книге «Богатства недр Якутии». Между тем X. Староватов по существу является первым челове- ком, указавшим на наличие в бассейне р. Вилюй алмазов.
В 1949 г. алмазы были обнаружены в Якутии по р. Вилюй, в связи с чем центр геологоразведочных работ был перенесен на Сибирскую платформу. В 1950 г. алмазы были найдены в долине р. Маржи, а в последующие годы в Вилюйском районе выявлено много алмазосодержащих россыпей: по рекам Вилюй, Марха, М. Ботуобия, Далдын, Тюнг, Моркока и др. Замечательным событием ознаменован 1954 г., когда была открыта первая кимберлитовая трубка, которая оказалась алмазоносной. Последующие разведки показали, что содержание алмазов в этой трубке было низкое, и она оказалась непромышленной, однако значение этого открытия, безусловно, велико. Кончились споры об источниках сибирских алмазов, так как каждый мог видеть и алмазы в породе, и типичный спутник алмаза — кроваво-красный пироп. Кроме того, и сами кимберлиты — материнские породы алмазов — представляли огромный научный интерес. В этом же году обнаружены богатые россыпи алмазов в системе бассейна р. Ботуобия и в особенности по р. Ирелях.
В июне 1955 г. были открыты богатые коренные месторождения алмазов одновременно в двух районах: в Малом Ботуобинском — кимберлитовая трубка «Мир» и в Далдынском — кимберлитовая трубка «Удачная», а уже с 1956 г. наряду с разведкой здесь успешно шла попутная добыча алмазов. В 1957 г. на трубке «Мир» началась опытная промышленная добыча алмазов. Россыпные и коренные месторождения алмазов, открытые в 1954—1955 гг. в Вилюйском районе республики Якутия, являются крупнейшими месторождениями мирового значения. На их базе создана алмазная промышленность, которая полностью обеспечивает потребности нашей страны в алмазах.
Первая орбитальная станция: как «Алмаз» стал «Салютом»
19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» вывела в космос первую в истории долговременную орбитальную станцию «Салют». С этого дня началась беспримерная программа освоения околоземного пространства, ставшая подлинной гордостью советской ракетно-космической отрасли. Однако в то время мало кто знал, что орбитальные станции создавались прежде всего для решения военных задач.
Фантастическая идея
Идея создания орбитальных станций принадлежит основоположникам космонавтики. О том, что перед полётами к другим планетам необходимо создавать такие станции, писали многие, включая Константина Циолковского. Орбитальные станции должны были служить в качестве верфей, научных лабораторий, обсерваторий и заводов. Кроме того, на их борту космонавты могли бы осваивать быт в принципиально новых условиях жизни: при невесомости, под воздействием космического излучения, в искусственной атмосфере.
Рассматривались и варианты военного применения. Например, учёный Герман Оберт, заложивший основы немецкого ракетостроения, утверждал в своей книге «Ракета в космическое пространство» (Die Rakete zu den Planetenräumen, 1923), что будущую станцию можно использовать для разведки, управления войсками и флотами, а также как оружие массового поражения. Для этого он предлагал построить рядом с ней гигантское зеркало диаметром 100 км, которое могло бы фокусировать солнечные лучи, влияя на климат и при необходимости нанося урон противнику. Оберт писал:
«Поскольку подобное зеркало, к сожалению, могло бы иметь также и очень важное стратегическое значение (взрывать военные заводы, вызывать вихри и грозы, уничтожать марширующие войска и их обозы, сжигать целые города и, вообще, производить большие разрушения), то не исключено, что одна из культурных стран уже в обозримом времени могла бы приступить к осуществлению этого проекта — тем более что и в мирное время большая часть вложенного капитала окупила бы себя».
Разумеется, все эти идеи были прекрасно известны советским конструкторам ракетно-космической техники. В то же время они рассматривали орбитальную станцию прежде всего как «промежуточную площадку» для межпланетных полётов. Например, Сергей Королёв, возглавлявший Особое конструкторское бюро №1 Государственного комитета по оборонной технике (ОКБ-1 ГКОТ), в начале 60-х годов приступил к проработке концепций Тяжёлого межпланетного корабля (ТМК) и Тяжёлой орбитальной станции (ТОС).
Действующая модель орбитальной станции-«бублика», впервые представленная 16 июня 1959 года в павильоне «Электрификация СССР» ВДНХ. Проект этой станции ошибочно приписывают К. Циолковскому. Фотография М. Филимонова из архива РИА «Новости».
В сохранившейся записной книжке Королёва есть соответствующие соображения на этот счёт, датированные 14 сентября 1962 года:
«Вопросы, связанные с невесомостью — основные!
Видимо, здесь опыты на «Союзе» и на ТОС дадут возможность получить большие и очень большие длительности (до 1 года) пребывания в условиях невесомости (что при 1 годе решает проблему полёта к ближним планетам, так как сроки 3-5 лет будут уже примерно того же порядка).
В условиях длительного космического полёта можно будет основательно проверить:
влияние невесомости на разных людях и на достаточно большом числе людей,
разные медико-биологические средства,
разные механические средства временного и постоянного искусственного тяготения.
Можно будет впервые развернуть в космическом пространстве настоящие медико-биологические исследования и наблюдения в действительных условиях и т.д.
Тут же будет проверяться и вся вообще техника для более длительных полётов.
Видимо, создание ТОС есть необходимый этап для длительных полётов в космическом пространстве, так как здесь будет отрабатываться у Земли (т.е. легко доступны с Земли) люди и вся техника.
Это важный методический шаг!, без которого не пройти…»
В то же время, работая на военных, Королёв отдавал себе отчёт, что от него ждут прежде всего проектов, которые помогут укреплению обороноспособности страны. Поэтому наряду с общими соображениями он предлагал вполне конкретные идеи по использованию станции в качестве боевого космического аппарата.
Военная орбитальная станция ТОС конструкции ОКБ-1. astronautix.com
Начало проекту военного варианта ТОС было положено с появлением Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР №715-296 от 23 июня 1960 года «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах».
Отдел №9 ОКБ-1 завершил проработку концепции станции в мае 1961 года, причём в пояснительной записке указывалось, что помимо решения научно-технических задач ТОС можно будет использовать для радио- и фоторазведки, борьбы со спутниками и бомбометания. Станция должна была вращаться вокруг собственной оси, создавая искусственную силу тяжести для большего комфорта экипажа.
В течение четырёх лет проект, получивший неофициальное название «Звезда» (в честь романа Александра Беляева «Звезда КЭЦ»), многократно модифицировался. В 1965 году эскизный вариант боевой ТОС был вчерне готов, но концепция снова поменялась. Теперь от ОКБ-1 требовали спроектировать Многоцелевую космическую базу-станцию (МКБС) которая должна была служить «космическим портом»: в неё при необходимости заходили бы другие орбитальные аппараты (главным образом разведчики) для сдачи фотоматериалов, перезарядки, заправки топливом, профилактики и ремонта.
Многоцелевая космическая база-станция МБКС конструкции ЦКБЭМ. astronautix.com
В январе 1966 года Королёв скончался, а его место в ОКБ-1, преобразованном в ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения), занял Василий Мишин. Тот поручил работу над МКБС баллистику Виталию Безвербому. Согласно новому варианту, станция, состоявшая из двух больших блоков массой свыше 80 т каждый, должна была вмещать экипажи численностью 6-10 человек. МКБС собирались оснастить различными видами противоракетного и противокосмического оружия, в том числе лучевого.
Разработку проекта остановили в начале 70-х годов в пользу создания долговременной орбитальной станции (ДОС) 17К, получившей название «Салют».
Проект «Алмаз»
12 октября 1964 года в Опытно-конструкторском бюро №52 Государственного комитета по авиационной технике (ОКБ-52 ГКАТ), находящемся в подмосковном Реутово, состоялось совещание руководства предприятия. На нём генеральный конструктор Владимир Челомей предложил концепцию орбитальной станции для решения «оборонных, научных и народнохозяйственных задач»
. Челомей, много лет отдавший конструированию передовой военной техники, видел в такой станции средство оперативной космической разведки, превосходящее по своим возможностям любые аналоги, созданные к тому времени.
Работы над ней начались по приказу министра общего машиностроения от 27 октября 1965 года. Эскизный проект станции под названием «Алмаз» был выпущен в 1966 году. Станцию предполагалось выводить на орбиту ракетой-носителем «Протон» (УР-500К) грузоподъёмностью 20 т, которая также создавалась в ОКБ-52.
Изначально космонавтов собирались запускать вместе со станцией — в возвращаемом аппарате, размещённом в её передней части. При более подробном анализе выяснилось, что такая схема имеет серьёзные недостатки. Наличие тяжёлого возвращаемого аппарата заметно влияло на массу целевого оборудования в сторону уменьшения, что само по себе снижало потенциал станции. В конце концов от этой идеи отказались, решив отработать процесс стыковки на маневрирующих кораблях «Союз», которые в то время разрабатывались в ЦКБЭМ.
Проект ракетно-космического комплекса «Алмаз», включавший в себя базовый блок и транспортный корабль снабжения ТКС, был утверждён в августе 1967 года. Он должен был стать более совершенным орбитальным разведчиком, чем автоматические «Зениты», давая очевидное преимущество по оперативности получения и обработки информации.
Космонавты могли разглядывать Землю в видимом и инфракрасном диапазонах спектра через мощный «космический бинокль». Увидев что-либо интересное, они давали бы команду на производство серии снимков. Фотоплёнка проявлялась на борту под контролем экипажа. Достойные внимания фрагменты полученных изображений передавались на Землю по телевизионному каналу. Те же участки планеты можно было просматривать с помощью радиолокатора бокового обзора.
Орбитальная станция «Алмаз» конструкции ЦКБМ. Плакат из архива НПО машиностроения.
Аппаратура, которую создали для станции, по меркам того времени была самой передовой, очень сложной и дорогостоящей. В частности, основным средством наблюдения с орбиты должен был стать уникальный фотоаппарат «Агат» с фокусным расстоянием до 10 м и диаметром основного зеркала 1,9 м, сравнимый по разрешающей способности с современными орбитальными телескопами. Только на согласование технических характеристик фотоаппарата сотрудники Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ; такое название было присвоено ОКБ-52 в 1966 году) и Красногорского механического завода (КМЗ), взявшего на себя «Агат», потратили три месяца. При этом заготовка для производства зеркала должна была остывать в форме полтора года!
В 1968 году появились первые макеты «Алмаза». Конструктивно станция разделялась на две части, которые можно условно назвать отсеками малого и большого диаметров. Внутренний объём станции включал бытовую, рабочую, приборную и переходную зоны.
Бытовая зона с несколькими обзорными иллюминаторами размещалась в отсеке малого диаметра и предназначалась для отдыха космонавтов, приёма пищи и проведения медицинских экспериментов. У одного борта были закреплены кресла, стол с подогревателями консервов, ёмкости с водой и контейнеры с продуктами питания. Над столом смонтировали пульт управления системой жизнеобеспечения. У другого борта — шкафы с медицинским оборудованием, комплектами белья, предметами быта и личными вещами, магнитофон с фонотекой и радиоприёмник. Торец бытовой зоны был отдан под спальные места.
Большой оптический телескоп и фотоаппарат АСА-34Р системы «Агат». Фото И. Маринина из архива журнала «Новости космонавтики».
За бытовой следовала рабочая зона. Её заднюю часть занимали аппаратура «Агат-1» и система управления станцией. Большой оптический телескоп с переменным фокусным расстоянием был совмещён с широкоплёночным фотоаппаратом АСА-34Р и занимал герметичную нишу от пола до потолка. В рабочей зоне стояли проявочная машина для обработки фотоплёнки и световой стол, на котором можно было детально, с увеличением, рассмотреть проявленные кадры. Самые интересные и важные фрагменты считывались, кодировались и передавались на Землю по радиоканалу.
В рабочей зоне отсека большого диаметра располагались пульты управления и контроля станции, пульт пилота с индикатором положения станции, ручкой управления ориентацией, оптическим визором ОД-4М (позволявшим «останавливать» бег земной поверхности и наблюдать отдельные районы с разрешением 7-8 м), панорамно-обзорным устройством ПОУ-11 для широкого обозрения земной поверхности и перископом кругового обзора «Сокол» для контроля за космическим пространством.
Центр управления и контроля станции «Алмаз» с оптическим устройством ОД-4М, панорамно-обзорным устройством ПОУ-11 (справа внизу) и перископом кругового обзора «Сокол» (справа вверху). Фото И. Маринина из архива журнала «Новости космонавтики».
Кроме того, в рабочей зоне разместили телевизионную аппаратуру «Печора» и информационно-поисковую систему для оперативного получения данных по работе оборудования. Там же устанавливался комплексный тренажёр с бегущей дорожкой и измеритель массы (массметр). Конечно же, были предусмотрены и шлюз для удаления контейнеров с отходами, и туалет, и шкаф с предметами личной гигиены.
В приборной зоне размещалась аппаратура и агрегаты бортовых систем станции: ориентации и управления движением, жизнеобеспечения, электропитания, радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии и других систем. Всем этим комплексом управляла цифровая вычислительная машина «Аргон-16А». Снаружи гермоотсека монтировались панели теплообменников, датчики системы ориентации, антенны телеметрии и радиосвязи.
Переходная зона была сферической формы и жёстко соединялась с рабочей зоной большого диаметра. Между переходной и рабочей зонами размещался гермолюк. Снаружи на торце переходной зоны располагался пассивный стыковочный узел типа «Конус» с лазом для космонавтов. В верхней части зоны сделали люк для выходов в открытый космос; здесь же находился контейнер укладки скафандров.
Конструкторы «Алмаза» знали, что в США ведутся работы над проектами спутников-инспекторов и кораблей-перехватчиков. Чтобы защитить станцию от врага, её оснастили авиационной пушкой Нудельмана-Рихтера НР-23, модифицировав готовое хвостовое орудие реактивного бомбардировщика Ту-22. Дальность стрельбы по орбитальным целям должна была составлять не менее 3000 м.
Космическая пушка делала 950 выстрелов в минуту, причём снаряд массой 200 г летел со скоростью 690 м/с. В наземных испытаниях на дальности более километра залп из пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина. Пушка устанавливалась под «брюхом» станции — её можно было наводить на вражеский объект через специальный прицел, поворачивая всю станцию вручную. Отдача при стрельбе в пустоте компенсировалась включением двигателей стабилизации или маршевых двигателей.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Генеральный конструктор В. Челомей и Главнокомандующий ВВС маршал П. Кутахов в главном отсеке орбитальной станции «Алмаз». Фото из архива НПО машиностроения.
Орбитальная станция «Алмаз» в цехе предприятия. Фото из архива НПО машиностроения).
Понятно, что нападать на кого-либо сам «Алмаз» не мог: какой смысл использовать в качестве космического истребителя наблюдательный пункт массой 20 т, снабжённый гигантским фотоаппаратом и прочим ценным оборудованием? В то же время противостоять нападению станция вполне сумела бы. К счастью для всех, американцы ни разу не рискнули приблизиться к «Алмазам», работавшим на орбитах.
«Салют» на орбите
Тем временем в ракетно-космической отрасли изменилась общая ситуация. Инициатива по разработке долговременной орбитальной станции перешла к Мишину. Очередному пересмотру проектов способствовало и заявление NASA о намерении запустить в середине 1972 года большую исследовательскую станцию Skylab. Советский Союз оказался перед угрозой потери ещё одного важного исторического приоритета. Чтобы догнать и перегнать США, сотрудники Мишина предложили использовать готовые корпуса «Алмазов» и агрегаты нового корабля «Союз» (7К-Т) для быстрого создания исследовательского орбитального комплекса.
Их поддержали в ЦК КПСС, и в январе 1970 года начались предварительные проработки проекта станции, получившей название «комплекс ДОС-7К». Ведущим конструктором назначили Юрия Семёнова. Согласно техническому заданию, комплекс предназначался для орбитальных полётов двух-трёх сменяемых экипажей из трёх космонавтов, проведения научных экспериментов, медицинских и астрофизических исследований. Полётный ресурс станции в пилотируемом режиме составлял три месяца.
9 февраля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №105-41 по разработке ДОС-7К, а в марте состоялась первая рабочая встреча специалистов двух бюро — ЦКБЭМ и ЦКБМ.
Разумеется, Челомей негативно отнёсся к проекту новой орбитальной станции, усмотрев в ней конкурента «Алмазу», однако был вынужден подчиниться правительственному решению. Вскоре после этого в ЦКБЭМ были переданы четыре готовых корпуса. Их использовали для создания первой лётной станции (заводской №121) и экспериментальных макетов. ДОС-7К отличалась от «Алмаза» переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка кораблей «Союз». Кроме того, на «гибридной» станции были установлены приборно-агрегатный отсек и солнечные батареи «Союза».
Орбитальную станцию собирались построить в течение года, поэтому работы велись круглосуточно и без выходных. Несмотря на аврал, сроки выдержать не удалось, и старт несколько раз переносили.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Орбитальный блок станции ДОС-7К («Заря», «Салют»). Фото из книги «“Салют” на орбите», 1973
Ракета-носитель «Протон-К» с орбитальной станцией 17К («Заря», «Салют»). Фото из книги «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди», 2005
Интересно, что станцию сначала хотели назвать «Заря», и это слово крупными буквами было написано на её борту. Но уже на Байконуре выяснилось, что так же назывался первый китайский спутник, запущенный в 1970 году, и станцию решили переименовать в «Салют», а потом красивое название «унаследовали» и другие станции.
19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» (УР-500К), которая вывела в космос первую в мире орбитальную станцию ДОС-1 («Салют»). 23 апреля был запущен космический корабль «Союз-10» с экипажем из командира Владимира Шаталова, бортинженера Алексея Елисеева и инженера-испытателя Николая Рукавишникова.
На следующий день корабль пристыковался к станции, но, как сразу выяснилось, не полностью: не возникло герметичного стыка, и не соединились электрические цепи. Шаталов попытался «дожать» корабль с помощью двигателей — безрезультатно. С командного пункта в Евпатории экипажу передали команду на расстыковку, но теперь корабль «не захотел» отделяться от станции. Возникла сложная аварийная ситуация. Можно было «отстрелить» бытовой отсек «Союза», но тогда единственный стыковочный узел станции был бы занят, и её дальнейшая эксплуатация стала бы невозможна.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Ракета-носитель с космическим кораблём «Союз-10» на старте. Фото из книги «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди», 2005
Экипаж корабля «Союз-10»: Алексей Елисеев, Владимир Шаталов и Николай Рукавишников. Фото из книги «Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди», 2005
«Салют» спасли Всеволод Живоглотов (один из разработчиков стыковочного агрегата) и Николай Рукавишников, который по его инструкции вскрыл блок электроники и поставил перемычку на определённые штыри. «Союз-10» благополучно отделился от станции, и 25 апреля его экипаж досрочно вернулся на Землю. По результатам разбора полёта была проведена доработка стыковочного агрегата корабля 7К-Т и системы управления.
Трагедия «Союза-11»
Несмотря на фиаско «Союза-10», Мишин предложил придерживаться первоначального плана и отправить на станцию ещё две экспедиции.
6 июня 1971 года стартовал корабль «Союз-11» с Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым на борту. На следующий день он успешно состыковался с «Салютом», и космонавты перешли на станцию, сразу приступив к выполнению программы, рассчитанной на 25 суток.
Полёт проходил непросто: впервые дала о себе знать проблема психологической совместимости — руководителям полёта, работавшим в Евпатории, приходилось проявлять изобретательность в общении с космонавтами, чтобы сгладить острые углы. 16 июня на станции произошло возгорание проводки — экипажу была дана команда готовить корабль к эвакуации. С проблемой удалось оперативно справиться, и космонавты продолжили работу на «Салюте». Участие в спасении станции сплотило их, а натянутость в отношениях исчезла.
1/2
Заголовок1
Заголовок2
Космический корабль «Союз-11» на испытаниях. Фото из книги «“Салют” на орбите», 1973
Ракета-носитель с кораблём «Союз-11» на старте. Фото из архива РИА «Новости».
Находясь на «Салюте», космонавты занимались различными экспериментами и наблюдениями. Например, в их распоряжении находился ультрафиолетовый телескоп «Орион», разработанный Бюраканской астрофизической обсерваторией. Космонавты использовали его для получения спектрограмм Веги и Агены (беты Центавра), благодаря которым позднее была уточнена теоретическая модель фотосферы высокотемпературных звёзд.
24 июня был перекрыт рекорд длительности полёта, установленный в 1970 году Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым на «Союзе-9». К тому времени экипаж «Салюта» вымотался и сильно устал, что было видно по сеансам связи. Врачей также беспокоил отказ космонавтов полностью выполнять программу физических тренировок, поэтому было решено сократить план полёта на сутки.
Экипаж корабля «Союз-11»: Виктор Пацаев, Георгий Добровольский, Владислав Волков. РГАНТД. Арх. № 1-506 цв.
Вечером 29 июня космонавты заняли свои места в спускаемом аппарате корабля и закрыли люк, но транспарант «Люк открыт» продолжал гореть. Центр управления полётом дал указание повторить манипуляции с люком — транспарант не погас. Затем ещё раз — транспарант продолжал гореть. Экипаж начал нервничать: негерметичный люк спускаемого аппарата означал верную смерть. Дело в том, что скафандры на кораблях серии 7К-Т не были предусмотрены: система автономного жизнеобеспечения для трёх человек просто не вписывалась в этот корабль, и от неё на одном из этапов конструирования отказались.
В ЦУПе всё же нашли причину: барахлил контакт датчика на обрезе люка. Георгий Добровольский подложил кусочек пластыря под концевик датчика и вновь закрыл люк — транспарант погас. Герметичность проверили сбросом давления в бытовом отсеке. Когда выяснилось, что всё в норме, ЦУП отдал команду на расстыковку и спуск. После полуночи, 30 июня, двигатель корабля был включен на торможение. В Евпатории с нетерпением ждали докладов с борта «Союза-11», но связи не было.
Около двух часов ночи поисковая служба обнаружила спускаемый аппарат в расчётном районе. Рядом сел вертолёт. К аппарату подбежали поисковики и всего за минуту открыли люк. Космонавты не подавали признаков жизни. Врачи пытались тут же, на месте, реанимировать их, но оказалось, что поздно: Добровольский, Волков и Пацаев погибли от удушья.
Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате начало быстро падать и в течение 115 секунд снизилось почти до нуля. Технический осмотр выявил и причину столь резкой декомпрессии: при разделении отсеков преждевременно открылся вентиляционный клапан, предназначенный для выравнивания давлений внутри и снаружи спускаемого аппарата перед приземлением. Георгий Добровольский пытался спасти экипаж, отвязавшись от кресла и перекрыв клапан, но ему не хватило времени.
Спускаемый аппарат «Союза-11» на месте приземления. Кадр киносъёмки «Подготовка к полётам, полёты космонавтов», 1971 год.
Первый опыт работы с орбитальной станцией закончился трагедией. Советским конструкторам и испытателям космической техники предстояло учесть этот мрачный урок.
Несчастливый «Салют-2»
По результатам расследования конструкторы ещё раз глубоко доработали корабль 7К-Т: фактически была создана новая модификация «Союза».
Разумеется, в первую очередь был заменён вентиляционный клапан: его сделали более устойчивым к ударам и снабдили ручной заглушкой. Но главное, наконец-то было принято принципиальное решение использовать скафандры: в качестве прототипа взяли высотный авиационный скафандр «Сокол», получивший после переделки название «Сокол-К». С учётом массы скафандров и системы обеспечения для них разместить в корабле трёх космонавтов было невозможно, поэтому в дальнейшем на станции летали экипажи из двух человек: командира и бортинженера.
29 июля 1972 года на космодроме Байконур ракета-носитель «Протон» запустила станцию ДОС-2, аналогичную предшествующей по конструкции и составу научной аппаратуры. Предполагалось, что к ней отправится экипаж в составе Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Однако на 182-й секунде полёта произошло выключение двигательной установки второй ступени ракеты-носителя — станция погибла, а её существование надолго засекретили.
К тому времени сотрудники ЦКБМ завершили работу над первой военной станцией «Алмаз». Её подготовка на технической позиции космодрома Байконур началась в январе 1973 года и продолжалась три месяца, несмотря на сильнейшие морозы и метели.
Старт состоялся 3 апреля 1973 года. «Алмаз» вышел на орбиту, и агентство ТАСС распространило официальное сообщение о запуске «Салюта-2». Работники из бюро Челомея роптали по поводу названия: они по-прежнему предпочитали именовать своё детище «Алмазом». Демонстрируя протест, они нанесли надпись «Салют-2» на проставку, соединяющую основной блок с последней ступенью ракеты: после выхода на орбиту станция отделилась от проставки и ушла в полёт без «чужого» и, как считали многие, «несчастливого» названия. Впрочем, эта хитроумная акция успеха не имела.
Сообщение ТАСС о запуске станции «Салют-2», опубликованное в газете «Правда» 4 апреля 1973 года.
В соответствии с программой были задействованы все системы «Алмаза» и раскрыты солнечные батареи. В отсеках поддерживался нормальный режим атмосферы. Радиоуправление и телеметрия обеспечивали постоянный контроль.
4 и 8 апреля были проведены коррекции, и «Салют-2» поднялся с орбиты выведения (215 x 260 км) на рабочую (261 x 296 км). 14 апреля станция ушла на «глухие» витки, которые не могли контролировать советские средства управления. И при выходе с них в ночь на 15 апреля был зафиксирован отказ основной системы телеметрии. Дополнительная телеметрия показала резкое падение давления в гермоотсеке станции. В интервале между 177-м (14 апреля) и 193-м витками (15 апреля) было о
.
Государственная комиссия пришла к выводу, что «наиболее вероятной причиной аварии явился производственный дефект в двигательной установке»
, однако у разработчиков станции остались сомнения в достоверности предложенной версии. 30 апреля в американской прессе появилось сообщение, что 14 апреля (то есть на «глухих» витках) «Салют-2» испытал
«катастрофическое разрушение»
, причём от станции отделились два десятка фрагментов, многие из которых быстро сошли с орбиты.
Дальнейшее изучение вопроса привело конструкторов станции к заключению, что после выхода на орбиту взорвались остатки топлива в третьей ступени ракеты-носителя — в результате образовалось облако обломков, в которое вошёл «Салют-2» и где он, скорее всего, получил повреждение. Понятно, что спасти искалеченную станцию в то время не было возможности.
Первый успешный запуск военной станции «Алмаз» под названием «Салют-3» состоялся только в следующем году — в ночь с 24 на 25 июня 1974 года. Через несколько дней к нему пристыковался «Союз-14». Многолетняя орбитальная эпопея началась.
Источники и литература:
- Афанасьев И. Космическая техника НПО Машиностроения // Новости космонавтики. 2006. №11
- Афанасьев И. Неизвестные корабли. – М.: Знание, 1991
- Афанасьев И., Глушко А., Желтоногин Ю. Возвращение из космоса. Хронология посадок пилотируемых кораблей. 1961-2001: [альбом]. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2012
- Афанасьев И., Воронцов Д. Золотой век космонавтики: мечты и реальность. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2015
- Афанасьев И., Маринин И., Шамсутдинов С. Четверть века «Алмазу» // Новости космонавтики. 1999. №8
- Бодрихин Н. Челомей. – М.: Молодая гвардия, 2014
- Космос. Время московское. Сб. документов. / Сост. Т. Головкина и А. Чернобаев. – М.: РГГУ, 2011
- Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. / Под ред. Ю. Батурина. – М.: Изд-во «РТСофт», 2005
- Оберт Г. Ракета в космическое пространство // Пионеры ракетной техники. Избранные труды. 1891-1938. – М.: Наука, 1977
- Первушин А. Битва за звёзды: Космическое противостояние. – М.: АСТ, 2004
- Письма читателей: В. Поляченко [о проекте станции «Алмаз»] // Новости космонавтики. 2001. №2
- Письма читателей: Э. Жафяров, В. Петровский [о разрушении станции «Салют-2»] // Новости космонавтики. 2000. №1
- Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва. 1946-1996. / Гл. ред. Ю. Семёнов. – М.: Менонсовполиграф, 1996
- «Салют» на орбите. Колл. авт. – М.: Машиностроение, 1973
- Творческое наследие академика Сергея Павловича Королёва. Избранные труды и документы. – М.: Наука, 1980
- Шамсутдинов С. Легендарный корабль «Союз» [часть 1] // Новости космонавтики. 2002. №4